Шесть способов почитать отца и мать. «Я слишком хорошо знаю, как важна семья для человека»

Отец и мать

Ф. М. Достоевский родился в Москве 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье главного врача Марьинской больницы в Москве. В этой семье было восемь человек детей, но одна девочка умерла ещё младенцем. Отец Достоевского Михаил Андреевич пятнадцатилетним мальчиком попал в Москву, здесь окончил медицинскую академию, участвовал в Отечественной войне 1812 года.

Это был человек тяжелого нрава, вспыльчивый, подозрительный и угрюмый. На него находили припадки болезненной тоски; жестокость и чувствительность, набожность и скопидомство уживались в нем.

Он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях. Он был способен обвинить жену в неверности на седьмом месяце её беременности и мучительно пережить свои сомнения. Почти такой же болезненный характер носили и вспышки его гнева.

Мать Достоевского - Мария Федоровна происходила из купеческого рода Нечаевых.

У матери Ф. Достоевского была «веселость природного характера», ум и энергия. Хотя она полностью признавала авторитет главы семьи, но сама не была пассивной и безгласной. Она любила своего мужа настоящей горячей и глубокой любовью.

Ее письма к нему дышат и наивной преданностью, и большим поэтическим настроением: для мало образованной женщины тридцатых годов прошлого столетия она писала письма исключительно хорошо, с тем литературным даром, который передала детям.

Мягкая, добрая и нежная, она в то же время отличалась и практичностью, и вела хозяйство и в городе и деревне крепкой рукой. Внешность её отличалась женственностью и хрупкостью: её здоровье было ослаблено частыми родами.

У неё открылся туберкулез, она много болела, проводила целые дни в постели, и дети подходили к её кровати и целовали тонкую руку с синими прожилками.

На всю жизнь мальчик Федор, будущий писатель, запомнил болезнь матери - и в его сознании любовь и жалость, женское и увядающее слилось в безраздельном, волнующем и трогательном единстве.

В 1837 году мать Достоевского умерла от чахотки. После смерти жены отец писателя вышел в отставку и поселился в своем небольшом имении в Тульской губернии, имении, состоявшем из двух деревень - Даровое и Черемашня.

Здесь он стал пьянствовать, развратничать и истязать крестьян. Один крестьянин села Даровое - Макаров, помнивший отца Достоевского, отзывался о нем так:

«Зверь был человек. Душа у него была темная - вот что… Барин был строгий, неладный господин, а барыня была душевная. Он с ней нехорошо жил, бил её. Крестьян порол ни за что».

В 1839 году крестьяне убили отца. Младший брат писателя Андрей рассказал в своих воспоминаниях:

«Отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильной грубостью и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: „Ребята, карачун ему“. И с этими возгласами крестьяне в числе 15 человек накинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним».

Когда умерла его мать, Ф. Достоевскому ещё не было 16 лет, когда убили его отца, ему было 18 лет.

В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности. О женщинах разрешалось говорить лишь в стихах. Никаких флиртов и явных увлечений у братьев Достоевских в отрочестве быть не могло: их никуда не пускали одних, без провожатых, карманных денег им не давали. Развлечений дома было мало, и все они носили невинный характер.

Сестры, которые были моложе Федора, и крестьянские девочки летом - вот то женское общество, какое находил вокруг себя подросток до 16 лет. Его первые эротические ощущения были, конечно, связаны с этими детскими воспоминаниями - и это впоследствии нашло отражение в его жизни и творчестве. Во всяком случае, Достоевский-писатель обнаружил повышенный интерес к маленьким девочкам, вывел их в нескольких романах и повестях, а тема растления малолетней неотступно привлекала его: недаром он посвятил ей потрясающие страницы в «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и «Бесах».

После смерти матери отец отвез Михаила (старшего брата) и Федора в Петербург и поместил их в Инженерное военное училище. Из монастырского затворничества дружной семьи Федор попал в бюрократическую атмосферу закрытого учебного заведения: новичков или «рябцов», как их называли, цукали и истязали воспитанники старших классов. Сверстники встретили молодого Федора Достоевского насмешками: он был замкнут и робок, у него не было ни манер, ни денег, ни знатного имени.

В 1838 году Достоевский был худощав, угловат, одежда сидела на нем мешком, и хотя в нем ощущалась доброта, вид и манеры его были угрюмы и сдержанны. Он был нелюдим, держался особняком, порою бывал смешным и, вероятно, показался неоперившимся птенцом всем этим дворянским сынкам, которые в семнадцать лет уже познали тайны любви в объятиях крепостных девок или петербургских проституток. Федор же мог гораздо лучше рассуждать о Пушкине, которого он боготворил (после смерти поэта он попросил у отца разрешения носить траур), о Шиллере, об исторических героях, чем о женщинах. Только два-три приятеля знали, что, несмотря на внешнюю вялость и холодность, он был горячим, порывистым юношей, порою резким на язык. Уже и тогда отличался он восторженным идеализмом и повышенной, болезненной впечатлительностью. Он избегал ходить в гости, не умел держать себя на людях и страшно смущался в женском обществе. В начале 1840 года он упал в обморок, когда на вечере у Вьелгорских его представили известной в те годы красавице Сенявиной. Обморок этот носил характер нервного припадка.

Смерть отца произвела потрясающее впечатление на Федора. Его ошеломили все обстоятельства этого страшного конца, в котором соединились и разврат, и пьянство, и насилие, и элементы тайны, и ряд загадочных бытовых деталей. Все эти факты и переживания так глубоко запечатлелись в его памяти, что через сорок лет он использовал их в «Братьях Карамазовых», обрисовывая портрет старика Карамазова. Его самый глубокий и сложный роман - «Братья Карамазовы» - построен вокруг темы отцеубийства, и все творчество Достоевского посвящено вопросам о преступлении и наказании в самых различных видах.

Поведение отца в Даровом и его любовные похождения были той психологической основой, на которой вырос образ сладострастного старика Карамазова. Вопрос об отношениях отца и сына составляет одну из главных тем «Подростка», и взаимоотношения между родителями и детьми входят в завязку «Неточки Незвановой», «Униженных и оскорбленных», отчасти «Идиота» и ряда других произведений.

Частые недомогания Достоевского в молодости были проявлениями острого невроза, а не действительными припадками.

Формирование личности Достоевского происходило в молодые годы тяжело и болезненно, порою мучительно. Ряд факторов поддерживал и нервозность, и впечатлительность, и патологическую мнительность юноши. То, что было ему внушено воспитанием, привычки замкнутого и чинного уклада, созданного набожным отцом и хлопотливой его женой, уклада нисколько не идиллического, но стройного и ясного, разрушились от соприкосновения и с новой петербургской действительностью, и со страстями, вдруг доказавшими непрочность семейных устоев. Смерть матери, алкоголизм отца, его любовницы, ненависть крестьян, убийство и обман, продажность чиновников, лицемерие окружающих - все это были тревожные вести о пугающем ином мире. А тут ещё приходилось жить в военном училище, терпеть несправедливость и противоречия чуждой среды. Сирота без помощи и опоры, в 18 лет лишившийся семьи, одинокий и мнительный, он жестоко страдал от контраста между честным и суровым кругом детства и новой казенной и бездушной обстановкой. То, что его волновало и интересовало, не находило отклика в Инженерном училище. Он мечтал о творчестве, литературе и свободе: в жизни ждало его злобное высокомерие сверстников и глупость и тупость начальников. Порою восторг пробуждавшейся мысли, острота новых впечатлений и размах мечтаний так захватывали его, что предстоящая карьера превращалась в кошмар. «У меня есть прожект сделаться сумасшедшим», - поверяет он брату Михаилу свою тайну. «Сделаться сумасшедшим» - то есть предохранить себя от того, чтобы к нему приставали люди с их практическими требованиями, жизненными правилами, условностями и стандартами, остаться свободным и независимым за оградой мнимого безумия. В 18 лет он пишет пророческие слова:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Из книги Крупская автора Кунецкая Людмила Ивановна

ОТЕЦ И МАТЬ Длинные гулкие коридоры кадетского корпуса кажутся бесконечными двум маленьким мальчикам, недавно приехавшим в Петербург из далекой Казанской губернии. Братья Крупские, да и сопровождающий их дядя чувствуют себя неуверенно в огромной приемной начальника

Из книги Эйзенштейн автора Шкловский Виктор Борисович

Дед, отец, мать и бабка Иван Иванович Конецкий родом был из Тихвина.Город Тихвин стоит при речке Тихвинке; было в нем тогда два монастыря, 1120 домов, из них 47 каменных, все тихо, если не праздник. С пристани города Тихвина отправлялось в год по 150 судов, не считая

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

ГЛАВА 4. НАШ ОТЕЦ И ЕГО ДЕТИЩЕ – МУЗЕЙ. НАША МАТЬ. ДВА ЖЕНСКИХ ПОРТРЕТА. ДЕДУШКА И ТЬО Отец наш – профессор Московского университета – читал там и на Высших женских курсах историю изящных искусств. Он был много лет директором Румянцевского музея и основал Московский Музей

Из книги Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения автора Енко Т.

Отец и мать Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье главного врача Марьинской больницы в Москве. В этой семье было восемь человек детей, но одна девочка умерла еще младенцем. Отец Достоевского – Михаил Андреевич пятнадцатилетним

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

МАТЬ И ОТЕЦ Когда 9 октября 1901 г. мои родители поженились, заголовки в прессе говорили об этом событии как о союзе двух наиболее влиятельных семей Америки: сына и наследника Джона Д. Рокфеллера и дочери Нельсона Олдрича, лидера республиканского большинства в Сенате США и,

Из книги Не утоливший жажды (об Андрее Тарковском) автора Гордон Александр Витальевич

«Зеркало»: мать и отец Мы жили в Игнатьеве в общем восемь лет, в разные годы, когда растили и сына, и дочь. На месте, где стоял хутор Горчаковых, собирали землянику, ползали под кустами. Штаны на коленках становились красно-зелеными от ягод и травы…Но в лето 1973 года, когда в

Из книги Наталья Гончарова автора Старк Вадим Петрович

Отец и мать Наталья Гончарова была в семье Николая Афанасьевича Гончарова и Натальи Ивановны, урожденной Загряжской, пятым ребенком. В записи о ее рождении, сделанной дедом Николаем Афанасьевичем, значится, что крестным отцом был Загряжский, без указания имени и

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

1. Дедушки и бабушки. Отец и мать. Первые годы жизни Для того чтобы история ранних лет моей жизни была понятна как следует, мне необходимо начать с дедушек и бабушек, потому что именно в них и находятся истинные корни всего, что произошло впоследствии, несмотря на то что

Из книги Гончаров без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Отец Александр Иванович и мать Авдотья Матвеевна Александр Николаевич Гончаров:Об отце его известно мне очень мало. Говорили, что он был человек ненормальный, меланхолик, часто заговаривался, был очень благочестив и слыл «старовером». Занимался он хлебной торговлей и,

Из книги От Алари до Вьетнама автора Вампилов Базыр Николаевич

Отец и мать Мой отец был не похож на других бурят. Он был высокого роста, волосы его были черны как смоль, а когда он смеялся, на смуглом лице сверкали белоснежные зубы.Мы унаследовали от отца не только любовь к книге и родному краю, но и большой оптимизм, доброе отношение к

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Отец и мать Джордж Сорос (George Soros, имя при рождении – Дьёрдь Шварц) родился 12 августа 1930 года в Будапеште в еврейской семье. Его отец Тивадар Шварц, талантливый и энергичный человек, работал адвокатом. Дьёрдь восхищался смелостью отца, который в 1914 году ушел на фронт,

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Мария Миронова (жена Александра Менакера и мать Андрея Миронова) Мать. «Я прожила жизнь хорошо» ИЗ ДОСЬЕ: «Мария Владимировна Миронова - актриса, народная артистка Советского Союза. Выступала на эстраде в дуэте со своим мужем, актером Александром Менакером. Дебютировала

Из книги Лев в тени Льва. История любви и ненависти автора Басинский Павел Валерьевич

Отец, сын, мать Воспоминания Льва Львовича о приезде с женой в Ясную Поляну в сентябре 1896 года расходятся с впечатлениями других участников этого события, включая саму Дору. Как пишет ее сын Павел, «мама? нашла, что все, а особенно “старик”-свекор – очень милые и приятные

Из книги Наперекор Сталину автора Ротшильд Ги де

Мой отец и моя мать Мой отец, Эдуард де Ротшильд, был на шестнадцать лет старше моей матери. Высокий, стройный, с тонкими правильными чертами лица, с орлиным профилем, он отличался какой-то особой, лишь ему присущей элегантностью. И это не относилось только к его одежде, хотя

Из книги Повесть о моей жизни автора Кудрявцев Федор Григорьевич

Отец и мать Вдали от больших городов, в стороне от железной дороги и от крупных сел, в глухом уголке Ярославской губернии, тесно прижавшись друг к другу, почти смыкаясь своими концами и околицами, стояло, да стоит и теперь, несколько небольших деревень и село. Село

Из книги Людмила Гурченко. Я – Актриса! автора Бенуа Софья

Глава 2. Мать – из дворян, отец – из батраков Симпатичная егоза Людочка появилась в Харькове в семье Марка Гавриловича Гурченко (1898-1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917-1999). По некоторым источникам, отец будущей примадонны советского кино – урождённый

Свт. Василий Великий

Не паче Господа люби близких тебе. Ибо сказано: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» . Что же значит Господня заповедь? Сказано: «аще кто не возьмет крест свой и последует Ми, не может Мой быти ученик» (ср.: Лк. 14, 27). Если ты со Христом умер для сродников своих по плоти, то для чего хочешь опять жить с ними? А если для сродников своих опять созидаешь то, что разорил для Христа, то сам себя делаешь преступником. Поэтому для сродников своих не оставляй места своего, ибо, оставляя место, оставляешь, может быть, и нравы свои.

Письма.

Свт. Иоанн Златоуст

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня . И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38) . Видишь ли достоинство Учителя? Видишь ли, как Он, повелевая все оставить долу и любовь к Нему предпочесть всему, показывает тем, что Он есть единородный Сын Отца? И что говорить, сказал Он, о друзьях и сродниках? Если даже душу свою будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником.

Что же? Не противно ли это древнему закону? Нет, – напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями; а во Второзаконии, похваляя таковых ревнителей, говорит: Который говорит об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят (Втор. 33:9) . Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию.

Святое дело – воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26) . Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит.

Так говорил Он для того, чтобы и детей сделать мужественнее, и родителей, которые бы стали препятствовать благочестию, уступчивее. Действительно, родители, видя, что Христос имеет могущество и силу отторгать от них даже детей, должны были отступиться от своих требований, как невозможных. Вот почему, миновав родителей, Он обращает речь к детям, научая чрез то первых не употреблять бесполезных усилий. Потом, чтобы они на это не досадовали и не скорбели, смотри, до чего простирает речь. Сказавши: Кто … не возненавидит отца своего и матери , присовокупил: и самой жизни своей (Лк. 14:26) . И что, говорит, думаешь ты о родителях, о братьях, о сестрах и жене?

Для всякого ничего нет ближе души своей; но если не возненавидишь и ее, то поступишь совсем не так, как любящий. Притом повелел не просто возненавидеть душу, но даже подвергаться и войне и битвам, не страшиться смерти и кровопролития. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27) . Не просто сказал, что должно быть готовым на смерть; но готовым на смерть насильственную, и не только насильственную, но и поносную.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Господь не сказал просто: «иже любит отца, или матерь, несть Мене достоин» , чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно, не понял в превратном смысле, но присовокупил: «паче Мене» . Тогда должно следовать этой заповеди, когда земные отцы мудрствуют противное Отцу Небесному, а когда они нимало не препятствуют нам в деле благочестия, мы же, напротив, увлекаясь развратом и забывая благодеяния их, оказанные нам, презираем их, то в сем случае падает на нас следующее изречение: «иже злословит отца или матерь, смертью да умрет» (Мф. 15, 4) .

Поучения огласительные. Поучение 7.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

«Кто предпочитает Моей воле волю родителей или каких бы то ни было сродников по плоти, кто предпочитает их образ мыслей и их умствование Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня».

Аскетическая проповедь.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Если недостойны Господа те, которые более, чем Бога, любят кровных своих, любовию чистою и святою, внушаемою от самой природы, то как недостойны Его те, которые страстно привязываются сердцем к лицам неродственным, которые любят не по чистым побуждениям!

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Августин

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», - говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»

Проповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Тот, Кто прежде сказал: Я не пришел ниспослать на землю мир, но меч, и восстановить людей (Мф. 10:34) против отца и матери, и свекрови, - чтобы никто не ставил [свое] благочестие (pietatem) выше веры (religionis), ниже присоединил: Кто любит отца или мать более, нежели Меня. И в книге Песнь Песней мы читаем: Любовь ко Мне делайте правилом (ordinate) (Песн. 2:4) . Это правило, или порядок, необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей (filios). А если явится необходимость, чтобы любовь к родителям и детям поставлена была в сравнение с любовью к Богу, и если человек не может сохранить той и другой любви вместе, то пусть будет в отношении к Богу любовь (pietas), а в отношении к своим - ненависть (odium). Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: Кто любит отца или мать более, нежели Меня .

Блаж. Феофилакт Болгарский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня

Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин

И здесь упомянул по одному только из восходящих и нисходящих, как более близких. Кто, – говорит, – любит их больше, нежели Меня; так как любить их, если они благочестивы – дело доброе; но всегда дело злое – любить их больше, нежели Бога.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

(Лк. 14:26) . У Луки выражена та же мысль, но только гораздо сильнее. Вместо: “кто любит более” - если кто “не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей” и проч. Объясняли выражения обоих евангелистов в том смысле, что здесь говорится о большей любви к Спасителю и вообще, и когда того требуют обстоятельства; например, когда с заповедями Его не согласны ближайшие родственники, когда любовь к ним потребовала бы нарушения этих заповедей. Или: любовь ко Христу должна отличаться такой силой, что любовь к отцу, матери и другим должна казаться в сравнении с любовью ко Христу неприязнью. Нужно заметить, что слова эти напоминают Втор. 33:9 , где Левий “говорит об отце и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают;« и Исх. 32:26-29 , где говорится об избиении Израильтян после устройства золотого тельца, когда каждый убивал брата своего, друга, ближнего своего. Таким образом, и в Ветхом Завете нет недостатка в примерах, когда исполнение заповедей Господних требовало ненависти и даже убийств близких людей. Но нельзя, конечно, думать, что Христос внушает Своими словами какую бы то ни было ненависть к близким, и что эта заповедь Его отличается какой бы то было черствостью. В жизни совсем не безызвестны случаи, когда любовь, например, к друзьям превышает любовь к самым близким родственникам. Слова Спасителя указывают на божественное и возвышенное самосознание Сына Человеческого; и никто, по здравом рассуждении, не может сказать, что Он требовал здесь чего-либо превышающего человеческие силы, безнравственного или незакономерного.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 37-42 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

«Если Бог, – говорит митрополит Филарет Московский, – законом любви супружеской повелевает человеку оставить отца своего и матерь свою, то может ли Божественный Жених душ наших, Христос Спаситель, предлагать меньшие требования желающим духовного с Ним обручения?» Вот почему Он с такой силой и властью говорит апостолам Своим, а в их лице и всем верующим: Кто любит отца своего или мать свою, которые дали вам временную жизнь, более, нежели Меня, вашего Искупителя, Который Своей Кровью дает вам вечную жизнь, не достоин Меня, такой не достоин называться Моим учеником. Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им, но если они станут принуждать тебя к нарушению Моих заповедей, не слушайся их. и кто любит сына или дочь более, нежели Меня , так что ради них готов забыть Мои заповеди, таковой не достоин Меня ! Так мог сказать только Бог или Богочеловек. Такое требование не может высказать простой человек. Только Бог есть Отец Небесный, первее и превыше всех отцов и матерей земных. И отцы и матери наши сами должны любить Его паче всего, сами же должны требовать и от нас, детей своих, чтобы мы любили Бога более, нежели их самих. Если человек не любит Бога паче отца и матери, то у такого земные родители выше Бога и он уже не истинный христианин… Буквально исполнялись эти слова Христовы: вспомните, например, историю страданий святой великомученицы Варвары, от руки родного отца принявшей мученическую смерть, или того родителя, вельможу, который, когда его сын отрекся от Христа, не побоялся сказать в глаза богоотступнику Иулиану: «ты, царь, говоришь мне об этом беззаконнике-сыне, который ложь возлюбил паче истины?… Он больше не сын мне»…

Но что говорить о родителях и детях? Если даже и душу свою, говорит Христос, будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником: и кто не берет креста своего , кто, сделавшись Моим учеником, не будет готов на всякие страдания и испытания, тяжкие и позорные, какие только будет угодно Богу попустить, чтобы в человеке были умерщвлены плотские страсти и мирские похоти, – и следует за Мною , кто не понесет вслед за Мною своего креста, подобно тому, как Я Сам несу Мой крест, тот не достоин Меня ! «Кто не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поелику же, – замечает блаженный Феофилакт, – распинают многих как разбойников и воров, то присовокупил: «и следует за Мною» , т.е. живет по законам Моим». Поэтому у святого евангелиста Луки Спаситель говорит еще сильнее: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26) . Повелевает не просто возненавидеть, ибо это совершенно противозаконно, но если кто из них потребует, чтобы ты любил его более, чем Меня, то в этом случае возненавидь его. Такая любовь и любимого, и любящего губит. «Кто же ходит во след Христа? Тот, кто живет по Его святым заповедям и во всем, насколько может, подражает Ему. А кто слишком заботится о телесной жизни, тот думает, что обретает душу свою, между тем как на самом деле он губит ее; сберегший душу свою (кто сбережет ее для временной жизни, отрекшись от Меня каким бы то ни было образом), тот потеряет ее , потеряет свою душу для вечной жизни, лишится вечной жизни, подвергнется вечной смерти за измену истинной вере. А, напротив, потерявший душу свою , кто не пощадит своей временной жизни, ради Меня , кто постраждет за Меня, как добрый воин в подвиге мученичества, тот сбережет ее , сбережет свою душу для жизни будущей. «Почему ты не хочешь возненавидеть душу свою? Потому ли, что любишь ее? Но по этому самому и возненавидь, и тогда более всего принесешь ей пользы и докажешь, что ты любишь ее. Велика была сила Говорящего, велика и любовь слушающих; поэтому-то они, слыша гораздо более прискорбное и тягостное, чем слышали великие мужи Моисей и Иеремия, пребывали послушными и не противоречили» (слова святителя Иоанна Златоуста). Впрочем, в столь великом подвиге Господь обещает ученикам поддержку со стороны верующих, которым за такую поддержку обещает великую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых, и отдает им первую честь.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня . Кто чтит вас, тот чтит Меня, а через Меня и Моего Отца. Что может сравниться с честью принять Отца и Сына? Но вместе с тем обещает Он и другое еще воздаяние: кто принимает пророка – не ради какого-либо предстательства или заступничества перед царями, не из земных каких-либо расчетов, а во имя пророка , ради той Божественной истины, которую пророк, по Божественному вдохновению, изрекает, ради того святого дела, которому пророк служит, – а ваше апостольское служение не ниже пророческого, – таковой и получит награду пророка; и кто принимает праведника (не из мирского гостеприимства, не лицемерно, ради приличия, только бы люди не осудили за то, что не принял, не из тщеславия, что он близок праведнику), а во имя праведника , ради той праведности, которую праведник обнаруживает в жизни (а ваша жизнь наипаче должна сиять праведностью), – таковой за принятие вас в дом свой получит награду праведника , получит награду – или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник. Эта награда ждет гостеприимца в Царстве Небесном, в блаженной вечности. «Итак, почитай добро, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – не ради славы человеческой, не ради житейской выгоды, а ради самого добра», взирая на добро, как на плоды благодати Божией, обитающей во святых Божиих, и ты сам прославишься со святыми. А чтобы никто не стал отговариваться бедностью, Господь присовокупил: и кто , не имея ничего, что мог бы подать, напоит одного из малых сих , одного из вас, малых и незнатных в глазах мира и смиренных в собственном мнении о себе, кто напоит вас, утружденных в пути, только чашею холодной воды , что уже не будет стоить ничего для подающего, во имя ученика , только потому подаст, что жаждущий есть Мой ученик, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. , потому что он этим покажет свою любовь ко Мне, вашему общему Учителю и Господу. «Итак, Господь ценит не столько поданное, сколько усердие, произволение и любовь подающего; посему и две лепты вдовицы Он оценил дороже богатых вкладов, какие делались богатыми, но без усердия» (преподобный Исидор Пелусиот). Но кто оказывает добро ближнему не во имя любви к своему Спасителю, а по другим побуждениям, хотя бы и самым благородным, например, по чувству простого человеческого сострадания, или по своему мягкосердечию, или во имя так называемой ныне гуманности, тот еще не показывает истинной любви к своему Спасителю и потому не заслуживает от Него награды в блаженной вечности.

Вот разница между добром естественным, которое свойственно творить и язычнику, и добродетелью истинно христианской, совершаемой во имя Христовой заповеди, при помощи Его благодати, и потому имеющей силу животворить нашу душу и следовательно – спасительной. «Господь, – замечает святитель Златоуст, – здесь говорит о пророках и учениках, а в другое время повелевает принимать даже самых презренных, и тем, которые не принимают таковых, определяет наказание: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45) . Ибо хотя бы принимаемый тобой не был ни ученик, ни пророк, ни праведник, но он – человек, который с тобой живет в одном мире, одно и то же видит солнце, имеет такую же душу, одного и того же Владыку, приобщается одних и тех же Таинств, к тому же призывается Небу, и совершенно вправе требовать от тебя призрения будучи беден и нуждаясь в необходимом». «Чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не погубит мзды своей».

Троицкие листки. №801-1050.

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребёнком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Отец и мать – естественные воспитатели детей.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители – пример ему…

С. Брант

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребёнком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально. В основе такого распределения ролей лежат природные качества мужчины и женщины: чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребёнку; физическая сила и энергия отца.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребёнка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами экспериментов над человекообразными обезьянами американского зоопсихолога Г.Ф. Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. К ним внесли «искусственных» матерей – проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Когда они выросли и дали потомство, то стало ясно, что замена была неполноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение. Они были так же равнодушны к своим детям, как их «искусственные мамы». На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства.

Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребёнка, и характер отношения матери к ребёнку в данный период не безразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребёнка в процессе нежелательной беременности. Более того, специалисты ряда стран считают, что возникновение и усугубление некоторых психических расстройств у ребёнка в большей или меньшей степени обусловлены отрицательным или холодным отношением матери. Следующий пример доказывает правоту сказанного.

«Катерина была единственной дочерью в семье. Казалось бы, она должна была стать любимицей своей матери, однако этого не случилось. Мать, не получив сама в детстве любви и ласки, с самого рождения отвергала малышку. При избытке грудного молока она не захотела кормить дочь грудью, «чтобы грудь не потеряла формы», не брала ее лишний раз на руки, «чтобы не избаловать дочь». Первое время малышка сильно плакала, стараясь хоть как-то привлечь внимание матери, но затем крики стихли, девочка, что называется, ушла в себя. Катя росла замкнутой, не по годам серьезной. Она быстро стала самостоятельной. Когда дочь достигла подросткового возраста, родители развелись. Катя осталась с отцом, которого очень любила. Мать стала мстить за это дочери, обзывала самыми грязными словами и отвергала попытки девочки к сближению. Девушка была в отчаянии. Чтобы как-то унять непрекращающуюся боль, она посвятила всю себя карьере, достижению успеха, материального благополучия. Про себя она думала, что её успехи, смягчат ожесточённую мать. Катерина стала искать любовь в окружающих её людях. Ей хотелось получать её всё больше и больше. Для этого она создала имидж привлекательной и успешной женщины; ей нравилось ловить на себе восторженные взгляды мужчин, чувствовать их интерес к себе. Тем не менее ей самой было страшно полюбить по-настоящему.» (Морозова Е. «Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты»).

Отец не может так интимно сжиться с ребёнком, как мать, вынашивая его под своим сердцем, но он играет важную роль в его воспитании. Английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребёнок – отец мужчины. Именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом, это касается и женщины, более того, собственно семья начинается с детей. Забота о ребёнке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами.

На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени, но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние годы изменилась значительно в лучшую сторону. Современные папы проводят с детьми больше времени, и это благотворно влияет на их развитие. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых участвовали в повседневном уходе за ними на первом году жизни, меньше боятся незнакомых людей, более общительны.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский.

Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин явное превосходство в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта идёт по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребёнка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили обратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребёнок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями; видя пример поведения родителей, их взаимоотношения, трудовое сотрудничество друг с другом, ребёнок строит своё поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине, воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребёнка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентификацию.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Если в семье нет отца, то это сказывается на развитии мальчика и девочки, является препятствием к гармоничному половому развитию ребёнка. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на формирование представлений о собственной семье и впоследствии негативным образом скажется на семейных отношениях. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. Отсюда имеет под собой реальную почву большая феминизация мужчин.

Таким образом, отец и мать – самые первые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

2. Роль матери в воспитании детей.

В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она моет, стирает, готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Кроме того, политика занятости в стране в настоящее время приводит к ситуации, что сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, в связи с тем, что в последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, женщина-мать сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:

  1. репродуктивная – биологическое воспроизводство, продолжение рода;
  2. хозяйственно – бытовая – уход за всеми членами семьи;
  3. функция организации досуга – в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;
  4. - экономическая – по мнению социологов в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет.
  5. - эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) – женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи.
  6. - воспитательная - важнейшая функция женщины. Воспитательная функция - как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.

Основная роль женщины в семье – материнство. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие - признание их «мужского достоинства» одновременно.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь (в отличии от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем в последствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Второй род проблем - это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.

Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка.

3. Роль отца в воспитании девочек и мальчиков.

Во все времена, во всех культурах роль отца в воспитании ребенка первых лет жизни оценивалась в лучшем случае, как второстепенная. Особенно это касалось воспитания в раннем детстве. Мужчина, как известно, прежде всего, кормилец, а заниматься младенцем должна женщина. В наше время, когда мать может выполнять обе эти функции, определить роль отца стало сложнее. Многие ученые, исследовавшие эту проблему, тоже недооценивали роль отца в воспитании. Однако, несмотря на то, что исследований, касающихся функции отца как воспитателя, немного, в большинстве из них демонстрируется важность взаимодействия отца с ребенком для его нормального развития. Косвенным свидетельством важности тесных эмоциональных связей между отцом и новорожденным с момента рождения являются полученные в последние годы данные о влиянии раннего контакта на привязанность отца к младенцу. Вначале в большом количестве экспериментов было установлено, что матери, которым сразу же после рождения ребенка предоставляют возможность контакта с ним, раньше проявляют большую привязанность к нему, чем матери, которым дают ребенка через некоторое время после родов. А повлияет ли такой ранний контакт на привязанность отца? Для ответа на этот вопрос шведский психолог Маргарет Редхольм провела специальное исследование на группе из 45 детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения. По правилам клиники, в которой проводилось исследование, новорожденных сразу помещали на сутки в специальный прозрачный инкубатор. Отцам 16 детей разрешили некоторое время после родов смотреть на своих новорожденных в инкубаторе. Отцам остальных детей разрешили помимо этого, 10-минутный непосредственный контакт с младенцами в любой желанной для них форме. Для этого новорожденных на 10 минут помещали на специальный столик, где отцы могли «познакомиться с младенцами так, как им этого хочется».

После этого жизнь младенцев протекала по обычным правилам в клинике, и в положенное время они были выписаны домой. Через месяц в домашних условиях психолог проводил контрольное исследование. Он приходил домой и просил отцов поиграть с ребенком так, как они обычно это делают.

Игры отца с ребенком в течение 6 минут снимались на кинопленку, после чего кинозапись изучалась и оценивалась психологом, не знавшим цели эксперимента. Психолог отмечал, сколько времени, как держит отец ребенка во время игры (лицом к себе, спиной к себе и т. д.), сколько и как гладит ребенка, его лицо, головку, тельце и т. д. Оказалось, что отцы, которым дали возможность соприкосновения со своим ребенком сразу после рождения, были более раскованны. Играя с ними через 3 месяца, они больше гладили лицо, головку и конечности младенца, меньше держали его спиной к себе, чем отцы другой группы, только наблюдавшие за своими младенцами в инкубаторе. Автор из этого сделал вывод, что общение с ребенком в первые часы после родов увеличивают привязанность отца к ребенку.

Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи.

Впрочем, Мэри Эйнсворт, инициатор экспедиции в Уганду с целью изучения детей раннего возраста, установила, что уже в младенческом возрасте некоторые дети демонстрировали большую привязанность к отцу, чем к матери. Очевидно, это связано с тем, что в отдельных случаях отец больше времени проводит с ребенком и чаще чем мать, ухаживает за ним.

Рассмотрим теперь более конкретно, какова роль отца в воспитании ребенка.

Некоторые психологи считают, что обычно в семье существует разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт или недовольство, в частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к матери, просьбу о помощи. Именно от матери эту «скорую помощь» ребенок чаще всего получает, именно от нее он вправе ожидать поддержки.

Когда у ребенка хорошее настроение, а его непосредственные потребности удовлетворены, он с удовольствием вступает в контакт с другими взрослыми, например, с отцом. Наиболее распространенной формой этого контакта может стать игра. Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство, формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому нет и года, начинает понимать простейшие команды – «возьми», «дай», «на» и др.

Возникает ли подобное разделение функций само собой или родители берут на себя разные обязанности сознательно? Оказалось, что многие современные отцы считают, что именно игра с малышом входит в круг его обязанностей, а матери полагают, что, прежде всего они должны осуществлять уход за детьми. Однако эта житейская позиция чаще всего возникает в семьях, где растет мальчик. В свою очередь, родители девочек не считают, что в воспитании должно существовать подобное разделение ролей. Значит, роль и функции отца в воспитании, по крайней мере, в некоторых ситуациях могут определяться полом ребенка? Вполне понятно, что отцы по-разному относятся к своим детям, в зависимости от того, мальчик это или девочка, а дети, в свою очередь, склонны выбирать в качестве образца родителя своего пола.

Своеобразие функций отца в воспитании часто выявлялось при обследовании семей с разными типами отношений между супругами. Выяснилось, что в тех случаях, когда мать является главой семьи, мускулатура сыновей в возрасте 3-х лет была очень слабо выражена. Это значит, что пассивные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Специально отметим, что важными являются именно нерешительность и пассивность отцов, а не их участие в традиционно женской работе по дому (стирка, уборка).

Часто психологи обследуют и так называемые неполные семьи, в которых отец длительное время отсутствовал либо в связи с разводом, либо по каким-то иным причинам. Оказалось, что мальчики, выросшие в таких семьях, бывают порой излишне агрессивны, им свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим, вести себя импульсивно. Вместе с тем они не обращают внимания на последствия такого поведения. Этому факту, подтвердившемуся в многочисленных психологических исследованиях, даются разные объяснения. Некоторые ученые считают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя. Другие полагают, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятий о добре и зле.

Помните, ведь именно к отцу пришел крошка-сын, чтобы выяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Вместе с такими общими представлениями формируются и более конкретные, например, что дозволено и что запрещено. Подобные вещи, правда, связаны во многом и с возрастом.

В этом смысле интересны наблюдения за поведением маленьких детей и их отцов у бушменов – одного из австралийских племен. Если двухлетний ребенок бил отца прутиком, то отец рассматривал эту ситуацию как чисто игровую и даже поощрял подобную активность сына. Однако уже через несколько лет такие действия полностью запрещаются, а ребенка при их повторении наказывают. Так мальчик уясняет, что разрешено, а что нет.

Более распространенным, однако, является другое объяснение того, почему мальчики, воспитывающиеся без отцов, часто ведут себя агрессивно. Считается, что чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у подростков как бунт против излишней зависимости от матери, есть, как бы, выражение поиска своего мужского «я». Полагают, что агрессивность в этих случаях есть проявление собственно мужских черт, бессознательная попытка продемонстрировать свою мужественность. Заметим, что большинство исследований роли отца в воспитании касалось тех семей, где росли мальчики.

А что происходит в семьях, где мать одна воспитывает дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако в юности у них возникают определенные сложности в установлении контактов и дальнейшем общении с молодыми людьми. Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея, пытаются найти того, кто соответствовал бы их возвышенному идеалу, некоего «рыцаря без страха и упрека». Эти девочки не имели возможность наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и женщиной в повседневной жизни.

Б. Спок пишет по этому поводу: «Девочка в раннем возрасте, глядя на отца, узнает как общаться с представителями другой половины человечества… Для многих подобные вещи не кажутся особенно важными лишь потому, что мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся». Чем больше времени уделяет отец общению с дочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются у нее в дальнейшем.

До сих пор мы в основном говорили о влиянии отца на развитие личности в эмоциональной сфере ребенка. Существуют, однако, данные, свидетельствующие, что присутствие или отсутствие отца может сказываться и на интеллектуальном развитии. Некоторые психологи считают, что для мужского склада ума скорее характерно развитие математических, а для женского – гуманитарных способностей. Этому соответствуют данные о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.

А способен ли отец в одиночку воспитывать ребенка? Вопрос в наше время далеко не риторический. Во многих странах по разным причинам (развод, смерть матери, усыновление и т. д.) отцы вынуждены воспитывать детей сами, и подобные случаи не единичны.

Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы, которые встают в таких случаях перед отцами. Выяснилось, что мужчины вполне успешно справлялись со своими обязанностями и не стремились ради облегчения этих обязанностей жениться вторично. Общие трудности, возникающие у отцов-одиночек, связаны с недостатком терпения и нехваткой времени, а также постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся вопросов воспитания. Вместе с тем отцы-одиночки более ответственно относятся к детям, изменяя свое отношение к ребенку, пытаясь, в чем возможно, заменить ему мать. Конечно, чрезмерная загруженность, связанная с работой по дому и постоянное чувство усталости (никто в этом случае не отменяет основную работу на производстве) – одна из главных трудностей для многих отцов. Как пишет один из социологов, обследовавших подобные семьи, в целом их опыт показал, что отцы в современном обществе не всегда готовы взять на себя функции единственного воспитателя своих детей, так как этому их никто никогда специально не обучал. То, что отец в одиночку может воспитывать ребенка, еще не означает, что такая ситуация является нормальной для ребенка. В полноценной семье ребенок имеет возможность получить от обоих родителей внимание, заботу. Кроме того, ребенок может наблюдать взаимоотношения между отцом и матерью, что очень важно для его социального развития. Но в любом случае от желания самого отца зависит, станет ли он настоящей опорой для ребенка, сможет ли оказать реальную помощь матери в его воспитании.

4. Типы отца и матери.

Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей взаимодействия между родителями и детьми. Но во всех стилях явно прослеживается смещение акцента в сторону ребенка, ставшего полноценной фигурой в связке «родитель-дитя». По параметрам сходства поведения родителей выделяют типы мамы и папы.

В современной литературе приводятся разные типологии мам и пап. Так, психотерапевта
А.И. Захарова интересуют типы мам с точки зрения их «содействия» развитию у детей неврозов и различных невротических реакций. Об этом можно прочитать в его книге «Неврозы у детей и подростков» (Л., 1988). Психологи выделяют четыре типа мам с разными стилями поведения
(А.Я. Варга).

Спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Тревожная мама - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.

Тоскливая мама - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.

Уверенная и властная мама - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче - к инициативе.

По этим же параметрам выделяются типы пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.

«Папа-мама» - это по-матерински заботливый папа, который берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме - то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

«Мама-папа» - папа, который главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

«Карабас-Барабас» - злой, жестокий папа, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика – излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти... Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».

«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.

«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет забот жены (что хотела - то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа, который любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. На первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. - М., 1993.
  2. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004.
  3. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
  4. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 2.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с
  6. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. – 2003
  7. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: ACADEMIA, 2005. - 363 с.

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно понимать «почитай отца и мать твою»? Какой в это вложен Божий смысл? Спасибо за ответ.

Отвечает Архимандрит Тихон (Шевкунов) :

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других - об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: "Не убий", "Не укради" и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле".

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: "да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле". Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов - грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков - неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле - как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.

"Роль матери и отца в воспитании ребенка"

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», село Сарафоново, Ярославский муниципальный район.
В статье рассмотрена роль родителей в воспитании гармонично развитого ребенка. Какой вклад вносит мать в воспитание детей, какую роль играет отец в воспитании сына и дочери. Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.

Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.
Роль матери.
С давних пор уход за ребёнком и его воспитание возлагается в основном на плечи матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность.
Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку), внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать ошибок.
Но привязанность может быть и негативной и удерживать взросление ребенка. Нездоровая привязанность формируется тогда, когда мать пренебрегает интересами и потребностями ребенка, выбирает контролирующий стиль воспитания, относится к ребенку с чуткостью только в моменты его болезни. Эти дети, став взрослыми осознают, что для того, чтобы получить любовь и заботу надо заболеть. У них отмечается страх оказаться не нужными. Это может привести к отсутствию друзей, боязни делать что-то новое, проявлять инициативу.
Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и малыша?
- предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре;
- уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности;
- с первых дней жизни младенца и в дальнейшем будьте внимательны к нему. Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе.
Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.
Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает, берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и окружающих людях.
Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.
Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности.
Роль отца.
Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.
Роль отца в воспитании сына и дочери различна.
Роль отца в воспитании сына
Папа в жизни мальчика очень важен, потому что он является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.
Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.
Роль отца в воспитании дочери
Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство.
Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы, не страшиться трудностей.
Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так, отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда: «Хозяюшка растет!», а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем, займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.
Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если у ребенка что-то не получилось, она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают».
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!».
Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции.
Таким образом, для успешного гармоничного развития личности ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком - два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте уверенны - Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком, умеющим преодолевать и не страшиться жизненных препятствий!