Сценарий мероприятия "дети войны". План-конспект занятия по литературе на тему: Сценарий библиотечного мероприятия "Маленькие герои большой войны"

Сценарий вечера - портрета «Дети войны»

играет музыка «Дети войны» (Мила Нитич)

(презентация из докум. фильмов)

Ведущий 1: Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом

и уютном,

Маленькая девочка спала.

Ведущий 2: На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зеленый сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий 3: Плыло небо в светлых

звездных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал,

что этой ночью

На рассвете началась война.

Ведущий 1: Дети и война… Нет более взаимоисключающего понятия. Между тем, история Великой Отечественной войны содержит много примеров того, как мальчишки и девчонки в солдатских гимнастёрках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали Победу, не жалея сил и самой жизни.

Ведущий 2 : 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. Это значит, что каждую минуту погибало 13 человек. А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми?

Ведущий 3: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгораются в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.

Ведущий 1: Да, война – не детское дело. Но эта война была особенной…Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Ведущий 2: Дорогие друзья, вашему вниманию предоставляется отрывок из повести Л.Космодемьянской « Повесть о Зое и Шуре в исполнении Артюховой Кристины, призера муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».

Ведущий 2 : «Дети войны» - страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов.

Ведущий 3: Всем, кто видел эту войну, Всем, кому тогда не было и 16, всем, чье детство черной краской опалила война, посвящаем наш вечер-портрет «Дети войны»!!!

Ведущий 1: Сегодня у нас в гостях наши земляки, чье детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2 :______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ведущий 3: Слово предоставляется учителю истории Левгееву С.М.

Ведущий 1: Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

Ведущий 2: рассказы детей о Лиджиеве А.Э., и т.д. (с презентацией)

(выступления гостей)

Ведущий 2: Когда-то давно мой дедушка

Был мальчишкой, таким, как я.

Только детство у него было трудное,

Потому что была война.

Ведущий 1: Я знаю о ней по книжкам,

Я видел её в кино –

А дедушка был мальчишкой…

Правда, это было давно…

(худ. номера)

    Стихотворение «Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?» (Бадминова Г.)

    Домбровые наигрыши

    Песня (Ерофицкая Ксения.)

    Песня «Котуш» Лысенко Дарья

Ведущий 2: Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдинки злобы и вражды растают.

Дружить давайте, люди всей земли,

Пусть наша дружба с нами вырастает.

Ведущий 1: Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Вместе: Несовместимы дети и война!

Внеклассное мероприятие

Детям войны посвящается

Цель:

1. Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях.

2. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории нашей страны.

3. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества.

4. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

5. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок гражданственности и патриотизма мы посвящаем этой теме.

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

«Детям войны посвящается» (1-й слайд)

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А. Твардовский .

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Р.Рождественский.

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. «Июнь 1941 года» (2-й слайд) В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.

«У войны не детское лицо» (3-й слайд.) Звучит песня «Священная война»

1 ученик:

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных -

Это страшное слово «Война».

2 ученик:

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году.

22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

4 слайд“Все для фронта, все для победы” - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

«Отцы на фронт, дети на заводы» 5слайд. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.

Ученик 1.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ученик 3.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

Учитель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Их портреты вы увидите сегодня, они как будто с нами.

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)

Валя Зенкина (слайды 6) Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Зина Портнова (слайд 7 ) – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Валя Котик (слайд 8) – Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошел в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин.

Марат Казей (слайд 9) – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Лёня Голиков (слайд 10). Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

Слайд 11 : «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом,в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Кадры о Тане Савичевой: слайд 12 . Песня « Ленинградские мальчишки» (по щелчку).

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта-Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Слайд 13 : Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошёл вподпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

Ученик:

Был он в разведке, в бой его брали

С ним на задания шли,

Только фашисты героя поймали,

И на допрос повели.

Страшная боль обошла его тело,

Что ты узнал у нас?

Снова фашисты героя пытали,

Но он - ни слова в ответ.

И от него они только узнали

Русское слово «Нет»!Сухо раздался треск автомата…

Давит сырой землей…

Наш герой умер солдатом,

Верным стране родной.

Слайд 14 . Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Слайд 15 . Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего вкаменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Слайд 16. Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив самому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле лучший народ – дети.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Звучит песня “День Победы». Слайд 17.

Учитель. В этом году День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем. Но, которые известны, вы их должны знать по именам: Маркс Кротов, Альберт Купша, Саня Колесников, Боря Кулешин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Шура Кобер, Валя Котик, Володя Дубинин, Валерик Волков,Валя Зенкина, Зина Портнова, Марат Казей, Леня Голиков…

Ученик:

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

На мирные дела пускай зовут,

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!

Последний слайд: вечный огонь. «Реквием» Моцарта Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

Учитель:

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчания.

«Дети Войны»

Вечер - встреча с односельчанами.

Библиотекарь: Сегодня в стенах нашей библиотеки мы приветствуем односельчан, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, людей у которых не было детства, его украла война.

Чтец 1-й:

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Чтец 2-й:

Гори, свеча, гори, не затухай,

Не проходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают,

Чей оборвался путь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне!

Песня «Огромное небо», исполняет Боровкова Олеся.

Ведущий 1: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

Ведущий 2: И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны»- так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война!

Чтец 3-й:

Мы дети войны.

ам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась.

Не знали мы детских забав.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль, отклик у Эха нашла.

Чтец 4-й:

Словно призраки, бледны,

Мы крепились — не кричали,

Дети страшной той войны,

Дети гнева и печали.

Чтец 1-й:

А мы не стали памяти перечить.

Вспомним дни далёкие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Была зима и жёсткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе — детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

Ведущий 1: Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери - от голода и бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий 2: «…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Чтец:

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

Не осуждая,не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

Чулочки тоже снять мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь, спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты - человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

Чулочки тоже, дядя, снять?

Чтец 2:

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Песня «Ехали казаки», исполняет Парахин Артем

Чтец 3:

Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Потеряв своих родных и близких и желая отомстить за них, пробирались в лес к партизанам или на передовую. Так на фронте появлялись «сыны полка» Многие из них погибали.

Чтец 4:

Их гнали фашисты по пыльным дорогам.

И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось.

И даже по несколько раз.

Как зрелые воины, дети сражались.

Кто шёл в партизаны из нас.

И горели лица их отвагой.

И глаза светились их огнём.

Прибавлялись годы на бумаге.

Детям были пули ни по чём.

Трудные задачи выполняя,

Шли они в разведку, рвались в бой,

Бой вели, наград не ожидая.

Был любой мальчишечка герой!

Чтец 1:

Дети глубоко в тылу старались сделать все от них зависящее, чтобы помочь в борьбе с оккупантами.

В селах и городах подростки заменили своих отцов и старших братьев: пахали, сеяли, убирали урожай, чтобы кормить фронт.

Чтец:

Дети, женщины и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.

Звучит песня «Мы с тобой, казаки» - исполняет ансамбль «Ликование»

Чтец 2:

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» — девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Станки «малолетки», как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

Ведущий 1: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых.

Ведущий 2: В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Вспоминает: Кезина Л.Н.

Довгаль Н.С.

Азаренкова Н.Н.

Библиотекарь: А как дети ждали новостей с фронта и сообщения совинформбюро об отвоеванных городах и селах, о победе нашей армии встречали с ликованием

Воспоминания о Дне Победы

Песня «Казаки в Берлине» - ансамбль «Ликование»

Чтец 3:

Стихотворение А.Твардовского:

Дымится крошево щебёнки,

Торчит стена с пустым окном.

И от воронки до воронки -

Трава, сожжённая живьём.

Железной гари едкий запах,

Горелых трупов древний чад.

В пыли, багровых дымах запад…

Здесь немцы были день назад.

Пройдётся плуг по их могилам,

Накроет память их пластом.

И будет мир отрадным тылом

Войны, потушенной огнём.

И, указав на земли эти

Внучатам нынешних ребят,

Учитель в школе скажет: - Дети,

Здесь немцы были век назад.

Чтец 4:

Скажите, люди, кому всё это нужно?

Что есть у нас дороже наших детей?

Что есть у любого народа дороже?

У любой матери? У любого отца?

Чтец 1:

Я хочу, чтоб на нашей планете

Чтец 2:

Никогда не печалились дети.

Чтец 3:

Чтоб не плакал никто, не болел,

Чтец 4:

Чтоб навек все сердцами сроднились.

Чтец 1:

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

Библиотекарь:

Война и дети - несовместимые понятия, и пусть сегодняшним ребятам никогда не придется испытать те невзгоды, которые выпали на долю «детей Великой Отечественной». Пусть ваше детство никогда не назовется «войной».

Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Чтец 2:

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Чтец 3:

Мир

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Звучит песня «Я горжусь, что родился в России» - Сапожников И., Вдовыдченко С.

Вечер подготовлен заведующей Прутской поселенческой библиотекой-филиалом МБУК «Павловская межпоселенческая модельная библиотека им.И.Л.Шумилова» Лобановой О.М.

Сценарий внеклассного мероприятия к 70- летию Победы в начальной школе

ВОЙНА И ДЕТИ

Данное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устного журнала. Мероприятие может быть приурочено к дате 9 мая – Дню Победы как общешкольное для учащихся 1-4 классов. Мероприятие призвано способствовать воспитанию и формированию таких качеств личности, как гражданственность, патриотизм, гордость за свое Отечество.

Цели:

    расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,

    формировать активную гражданскую позицию школьников,

    познакомить с детскими художественными произведений обсуждаемой тематики,

    на примерах героических поступков детей в военное время воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.

Форма проведения: устный журнал.

Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.

Оформление: мультимедийная презентация «Дети войны», плакаты со словами эпиграфа, скрепленные в виде книги листы ватмана с названиями страниц устного журнала.

Ход классного часа.

Война –такое маленькое слово, Но сколько бед оно в себе таит.

Война - страшнее нету слова.

Ведь никого она не пощадит.

Учитель. Ребята, каждый год 9 мая мы проводим митинг, посвященный Дню Победы. Чествуем ветеранов ВОВ, чтим память павших, отдавших свою жизнь за наше счастливое детство, за мирное небо над головой. Прошло уже 70 лет с той победной весны. Но какой ценой досталась нам эта победа? Более 20 миллионов наших сограждан погибли или пропали без вести. С каждым годом редеют ряды ветеранов.Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. Что они помнят о войне?

Прочитаем воспоминания детей.

(ученики зачитывают отрывки из воспоминаний).

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».

«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».

Дети и война - несовместимые понятия. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Стать взрослыми им пришлось очень рано.

Чтец . Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись. (слайд 3, 4).

Десятилетний человек.

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

(С. Михалков)

Мальчик из села Поповки

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок – Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

(С. Маршак)

На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи детей.(Слайд)

Горели фашистские печи,

Хлестали фашистские плети,

Кричали и плакали дети,

Сквозь слезы зовя матерей…

Т. В. Балакина.

/Звучит отрывок из песни «Саласпилс»/

Сегодня на классном часе хотелось поговорить о юных героях войны, ваших сверстниках, которые тоже внесли посильный вклад в приближение победы.

В суровые дни войны на защиту своего Отечества в одном ряду со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Василий Васильевич

В великой русской кузнице за каменной горой

Стоит, гудит, работает заводик номерной.

Туда Василь Васильевич приходит чуть заря

И весело командует: "За дело, токаря!

С глазами светло-синими, с кудрявой головой

Работает, старается гвардеец тыловой.

Фотографы газетные бегут его снимать.

Никто Василь Васильича не может обогнать.

В минуту получается готовая деталь,

На грудь ему повешена отличия медаль.

Девчата им любуются, подходят и молчат,

А он и не оглянется, не смотрит на девчат.

За горы за Уральские молва о нем идет,

А он себе работает и бровью не ведет.

Василию Васильичу всего тринадцать лет.

Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

(Б. Ласкин, 1944)

Мужчина

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе. Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я помогаю маме.

Спою тебе, родной

Синеглазая девчонка

Девяти неполных лет...

Льётся песня нежно, звонко

На больничный белый цвет.

И под звуков переливы

Чьи-то братья и отцы

Вспоминают дом счастливый,

Просят спеть ещё бойцы

«Я спою, - в ответ девчонка, -Низко голову склонив,

Вот, пришла нам похоронка..

Но я верю: папа жив!

Может, кто из вас случайно

Папу где-нибудь встречал?

Где-то там, в сторонке дальней,

Вместе с папой воевал? Вдруг отводят все солдаты

От девчонки малой взор.

И как будто виноваты

В том, что живы до сих пор,

Проглотив слезу украдкой,

Вновь поёт до хрипотцы,

И, по-взрослому, солдаткой

Кличут девочку бойцы.

Бесконечно петь готова

Песни раненым она,

Но при этом спросит снова,

А в ответ лишь тишина.

И однажды, как награда,

Весь изранен, но живой,

Папа, милый! Вот он, рядом!

«Я спою тебе, родной!»

Стихи о почтальонке

Ей пятнадцати нет. Девчонка.

Невысока и очень худа.

Письмоносица, почтальонка,

По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель со стужей

С сумкой кожаной наперевес

Разнести Нюрке почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,

Как в далеком-далеком вчера.

Не лиши только, Боже, надежды…

И опять на работу пора.

Ребятишкам – картошка в печке,

Ей с утра – с сумкой наперевес.

А что впроголодь…Бегать легче

По пяти деревенькам окрест.

В деревнях – старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко

От людского горя и бед…

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,

Горя горького череда.

Письмоносице, почтальонке

Без вины дали имя – Беда.

Малолетка еще, девчонка –

Только в косах полно седины.

Письмоносица, почтальонка,

Разносящая вести с войны.

(Т. Черновская)

У нас в стране и за рубежом установлено много памятников и мемориалов памяти жертв Великой Отечественной войны. Создание такого памятника - это дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны. Памятник - напоминание настоящим и будущим поколениям о том, что дети - самое дорогое, что есть у человечества.

В небольшом поселке Лычково Новгородской области есть безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это - детская могила...

В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Никто не мог тогда предусмотреть ход военных действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Летом 41-го погибли сотни невинных малышей. (Слайд).

Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково
Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково –
Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав –
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
Только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Глохли крики и плач в рёве, грохоте, "юнкерсов" гуде,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти...
Мы трагедию эту во веки веков не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим.

Разве можно забыть, как детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле, как павших солдат, схоронить?
как над ними, не стыдясь, и мужчины рыдали
И клялись отомстить... Разве можно всё это простить!

На Руси нету горя чужого, беды постороннее,
И беду ленинградцев лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.

Вечным сном спят в Лычкове на кладбищев скромной могиле
Ленинградские дети – далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их остывшим телам,
Убирая могилу невинных страдальцев цветами,
Горько плача над ними в дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую и горькую память
О совсем незнакомых, безвестных, но всё же родных.

И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям, погибшим в проклятой войне:
Перед рваною глыбою – девочка, словно средь взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу дрожащую руку прижала...
(Говорят, при отливе её капля бронзы слезой побежала
И осталась на левой щеке – до скончания дней.)

А по рельсам бегут поезда. Остановка – Лычково.
Пассажиры спешат поглядеть монумент, расспросить,
Врезать в сердце своё страшной повести каждое слово,
Чтобы лычковскую боль всей страной не забыть, не простить
(А. Молчанов)

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Мы живем в тревожном мире,

Но не наша в том вина,

Что звучат слова в эфире:

«Гнет», «агрессия», «война»...

Неспокойно жить на свете

На земле любой страны,

Если где-то в кабинете

Созревает план войны,

Принимаются решенья,

Как умножить разрушенья,

Как стереть с лица земли

Все, что люди возвели!С. Михалков

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Песня «Солнечный круг».
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок гражданственности и патриотизма мы посвящаем этой теме.

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней. Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

«Детям войны посвящается» (1-й слайд)

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А. Твардовский .

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р.Рождественский.

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. «Июнь 1941 года» (2-й слайд) В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занималисьобычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.

«У войны не детское лицо» (3-й слайд.) Звучит песня «Священная война»

1 ученик:

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных -
Это страшное слово «Война».

2 ученик:

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.

22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

4 слайд “Все для фронта, все для победы” - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

«Отцы на фронт, дети на заводы» 5,6 слайды. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.

Ученик 1.

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Ученик 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Ученик 3.

И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.

Учитель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Их портреты вы увидите сегодня, они как будто с нами.

Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети
Погибших выкликают имена.

Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)

Валя Зенкина (слайды 7,8) Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Зина Портнова (слайд 9) – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Валя Котик (слайд 10,11) – Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка.

В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошел в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин.

Марат Казей (слайд 12,13) – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Лёня Голиков (слайд 14). Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

Слайд 15,16 : «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом,в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Кадры о Тане Савичевой: слайд 17 Песня « Ленинградские мальчишки» (по щелчку).

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта-Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Слайды 18,19 : Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошёл вподпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

Ученик:

Был он в разведке, в бой его брали
С ним на задания шли,
Только фашисты героя поймали,
И на допрос повели.Страшная боль обошла его тело,
Что ты узнал у нас?
Снова фашисты героя пытали,
Но он - ни слова в ответ.
И от него они только узнали
Русское слово «Нет»!Сухо раздался треск автомата…
Давит сырой землей…
Наш герой умер солдатом,
Верным стране родной.

Слайд 20. Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Слайд 21 Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего вкаменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Слайд 22 : В 1942 году Саша Ковалев окончил школу юнг Северного флота на Соловецкихостровах. Он мечтал быть мотористом на торпедном катере и добился этого. В апреле 44 года их катер потопил транспорт противника и подвергся нападению немецких катеров. В бою был ранен сигнальщик. Командир приказал заменить его юнгой. Встав повыше на подставку, Саша наблюдал за боем и докладывал, куда падают вражеские снаряды. За мужество и отвагу проявленную в этом бою Саша был награжден Орденом Красной Звезды. Майской ночью 44 года катер возвращался на базу после тяжелого боя. Неожиданно на моряков обрушился огонь с трех «Фоке-вульфов». Один самолет моряки подбили, но два вновь и вновь совершали боевые заходы. Катер получил повреждения. Коллектор получил пробоину. В любой момент выйдет из строя двигатель. Набросив на себя ватную куртку Саша закрыл собой пробоину, сдерживая напор пока не подошли боевые друзья. Помогли морякам советские истребители. А через день 9 мая Саша Ковалев погиб. В катере неожиданно взорвались бензоцистерны. Пламя охватило моторный отсек, где находились мичман Д.Д.Капралов и Саша Ковалев. Все попытки оказать им на помощь оказались безуспешными. Оба погибли. За героизм, проявленный в боях, Саша был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Слайд 23,24 : В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям: « Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную пургу, в дождь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них трудно сказать, что им 14-15 лет. Они подставляют два ящика, чтобы достать до рукоятки станка. Они устают и очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?... Это не героика, это будни нашего тыла». Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. Очень много можно рассказать о жизни детей в тылу во время ВОВ.

Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.

Учитель: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

На сцену выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги

Ученица: « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Учитель: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.

Вот только некоторые имена:

  • Боря Цариков , выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, 70 танков уничтожил.
  • Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минёр.
  • Вася Коробко , вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.
  • Костя Кравчук . Отступающие солдаты, дали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берёг знамя.
  • Ваня Андриянов . После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».
  • Саша Филинов . По его добытым сведениям, были уничтожены несколько фашистских штабов.
  • Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.
  • Валерик Волков (слайд 25) – ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партиза-нами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

Этот список можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои, многие награждены медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.

Слайд 26. Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответивсамому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Во Второй мировойвойне погибло 13 миллионов детей. Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле лучший народ – дети.

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Звучит песня “День Победы”(по щелчку), остальные слайды.

Учитель. В этом году День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем. Но, которые известны, вы их должны знать по именам: Маркс Кротов, Альберт Купша, Саня Колесников, Боря Кулешин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Шура Кобер, Валя Котик, Володя Дубинин, Валерик Волков,Валя Зенкина, Зина Портнова, Марат Казей, Леня Голиков…

Ученик:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Пускай сердца, волнуясь, замирают,
На мирные дела пускай зовут,
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

Последний слайд: вечный огонь. «Реквием» Моцарта (мелодия играет по щелчку мышкой картины) Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

Учитель:

Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчания.