Рисунок какая бывает роса на траве карандашом. "Какая роса бывает на траве"

Урок 18 5 класс Дата

Тема : Материальная культура казахского народа .

ТЦУ:

    Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.

    Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

    Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями.

Тип урока: комбинированный

Метод: Словесный (эвристический, частично-поисковый), Наглядный

Оборудование: ИД, презентация по теме.

ФОПД: Индивидуальные, коллективные

Ход урока:

1. Веление в тему: (слово учителя)

Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей.

Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие УНТ и литературы, многообразие традиций.

Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.

Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга. (запись в тетрадь)

2. Беседа:

К какому направлению развития культуры относятся:

    Искусство красноречия, или ораторское искусство?

    Традиции?

    Сказки, пословицы, поговорки?

    Эпические произведения?

    Творчество кюйши?

    Песенное искусство?

    Архитектура?

    УНТ?

    Шежире?

    Юрта?

    Религия?

    Национальная одежда?

    Изделия ремесленников?

3. Расскажите:

    О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национальных музыкальных инструментах.

    О традициях устной передачи истории.

    Что мы относим к образцам устной истории казахского народа?

    О религиозных верованиях казахского народа.

    Как менялись религиозные верования с течением времени?

4. Изложение новой темы с опорой на презентацию

Духовная культура отражала изменения, происходившие в жизни народа, в том числе и достижения материальной культуры . (запись в тетради)

Основное жилище казахов – юрта.

(Беседа с опорой на знания учащихся, заслушивание сообщений учащихся)

    В чём удобство юрты?

    Какими были юрты по размерам?

По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй .(запись в тетради )

    Из каких частей состоит юрта?

    О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочным ваш шанырак»?

    Почему особо почитался порог юрты –босага?

    Что такое туырлык, узик, тундик? Для чего они нужны?

Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов.

Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения.

Сырта (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье).

При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда ребёнок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие.

Изделия, вышедшие из рук мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом

Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.

5. Закрепление:

Что нового вы узнали о материальной культуре казахского народа?

Каковы достижения материальной культуры казахского народа?

Почему изделия мастеров высоко ценятся, особенно в настоящее время?

Домашнее задание: 44 (45), подготовить сообщения о материальной культуре казахского народа.