Репарации по итогам второй мировой войны. Германские репарации по первой и второй мировым войнам

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция) . Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долларов, предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долларов) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции.

С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долларов при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота, а все репарации – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 млрд. золотых марок — эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долларов, т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота.

Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору.

На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР, вскоре после своего образования, полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне . Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики:

«Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы ».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долларов, что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики — преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту.

Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В.М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию:

«Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, — хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, — в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны ».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении.

Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено . По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу .

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок, или 15,8 млрд. долларов. По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий – 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) – 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии.

С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 - немецких предприятий Польши, 206 - Австрии, 11 - Венгрии, 54 — Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием . В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Германия ведь всё ещё платит "возмещение ущерба" Израилю и "репарации" США, но как долго они будут выплачиваться? И в каком размере?

Немногие знают, что Германия ещё до 2020 года будет платить репарации за Первую (!) мировую войну. Хотя вопрос вины Германии за разжигание войны до сих пор остаётся спорным, Германия как сторона проигравшая (не начавшая!) войну, обязана платить до 2020 года. Вначале насильственный Версальский мир не определил точных требований репарации. Они были установлены лишь позднее некоей комиссией в размере тысячи млрд. марок.

До 1924 года последовали ещё 25 конференций по вопросам репараций. Наконец, план Дауэса определил сумму в 132 млрд. марок, а в 1929 году договор Янга понизил сумму до 37 млрд. марок, которые следовало выплатить до 1988 года. Однако выплаты закончились Мировым экономическим кризисом, а позднее национал-социализмом, который без Версаля вряд ли стал бы тем, чем он стал. Но не повторяется ли история?
Страны-победители во Второй мировой аннулировали договор Янга и установили репарационные обязательства общей суммой в 50 млрд. долларов (на 1949 год), которые западным и восточным немцам следовало выплачивать поровну, что для Восточной Германии стало гораздо более тяжёлым бременем, чем для Западной. Однако в то время как в советской оккупационной зоне, а позднее в ГДР, Советский Союз демонтировал всё, что не было закреплено намертво, западногерманские военные долги оплачивались взятыми в долг деньгами, т.е. превращались в ценные бумаги.

В 1953 году тогдашнее западногерманское правительство заключило со странами-победителями договор, по которому годовые с репарационных требований должны выплачиваться только объединённой Германией, что составило так называемую Теневую квоту, так как она находилась в тени тогдашнего разделения Германии. Однако в 1990 году Теневая квота внезапно вышла из тени в качестве внезапно подлежащих оплате ценных бумаг. Действительные и ликвидируемые до 2020 года репарации длиной в век, как гласит плакат Герберта Ротгенгеля: "До третьего колена должны вы батрачить" (Знаменитый плакат 1929 года, посмотреть можно здесь: http://www.dhm.de/lemo/objekte/pict/p74-3797/index.html - прим. перев.) .

Но даже за Вторую мировую Германия, видимо, пока заплатила недостаточно. Хотя в мае 2001 года бундестаг постановил обеспечение правовых гарантий и разблокировал выплату возмещения ущерба подневольным работникам, Стюарт Эйзенстат, американский представитель на переговорах по возмещению ущерба подневольным работникам Третьего рейха, внезапно поднял тему репарационных выплат. Только принудительный труд, медицинские эксперименты и "аризация" имущества (конфискация имущества "расово неполноценных" граждан Третьего Рейха в пользу "арийцев" - прим. перев.) могут в дальнейшем считаться закрытыми.

"Тема репараций", как было сказано, договором не затрагивается. Да, это - бизнес на Холокосте. Это не удивляет, ведь Германия до нынешнего дня, спустя почти человеческий век со Второй мировой, не имеет мирного договора, а репарации по международному праву устанавливаются только по заключении мира. Таким образом, выплаты, которыми Германия фактически была обложена уже по Потсдамскому соглашению от февраля 1945 года, составившие до 1954 г. ни много ни мало 57 млрд. марок, из них 40% - Израилю, совершены в нарушение международного права, а стоимость демонтированных объектов и потерянных восточных провинций никогда не оценивалась точно, если это вообще возможно сделать.

Можно ли вообще прийти к "справедливому" решению, я не знаю. И, собственно, я не хочу этого знать, ибо я не хочу взвешивать Освенцим против Силезии или ГДР против ФРГ. Нет, скандальным является то, что более поздние поколения, которые невиновны уже по причине более позднего появления на свет, принуждены к выплатам, носящим характер наказания. Это нарушение принципа правового государства! К этому я могу добавить, что мои предки жили в Хорватии, и мне следовало бы подучить генеалогию.

В результате может оказаться, что кто-нибудь из них был депортирован, убит или как-либо покалечен римским императором Диоклетианом (245-313 гг., правил с 284 по 305 гг.), так как в старости его трон стоял в Салоне, ныне Сплите, на побережье Далматии. И если я найду что-либо подобное, я потребую возмещения ущерба со стороны итальянского государства как государства-наследника Древнего Рима. Посмотрим, сколько годовых набежало за 1700 лет.
http://perevodika.ru/articles/8836.html

27 января 2010 года (12 швата 5770 года) президент Израиля, Шимон Перес произнес речь на иврите перед членами германского парламента и правительства, по поводу Международного дня памяти Холокоста.


Среди обладателей статуса жертв холокоста в наиболее привилегированном положении находятся выходцы из Германии и Австрии, которые получают пособия от германского правительства в зависимости от материального положения своей семьи до начала войны.

Тем, кто оставался на этой территории до конца 1946 г., деньги платит Германия, уехавшим после 1 января 1947 г. - Израиль. (из http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=3998). Пособие для выходцев из других стран, репатриировавшихся до 1953 г. существенно меньше, а для тех, кто приехал после 1953 г., - еще меньше. Эти категории могут претендовать на надбавки по состоянию здоровья, однако им приходится доказывать, что те или иные болезни стали следствием пережитого Холокоста.
Проблема в том, что число получателей пособия увеличилось почти вдвое из-за расширения понятия "переживший Холокост". В него теперь включены люди, находившиеся на оккупированных фашистами территориях либо бежавшие от оккупации. Таким образом, в список "беженцев" (новая категория закона) попали выходцы из стран Северной Африки и бывшего СССР.
На повышение пособий правительство выделило в 2008 году 130 миллионов шекелей, которые должны вырасти до 300 миллионов к 2011 году. В масштабах государства эта сумма значительна, при пересчете на всех нуждающихся - смехотворна. Ответом на эту инициативу властей стал "Марш живых", организованный "ницулей Шоа", очередной общественный скандал и буря поднятых вокруг него политических спекуляций.


Израиль получил с ФРГ «за Холокост» 90 миллиардов марок или примерно 60 миллиардов долларов. Кроме того, лобби Израиля, оккупировав США, снимает с них по репарациям по 600 долларов на каждую израильскую душу и не в 10 лет, а каждый год.

Суммируя все данные репараций по Второй Мировой вонй, не сложно подсчитать, что речь идёт о сумме, превышающей 1,2 трлн. (1 200 000 000 000) долларов , из которых большая часть ушла «гражданам, имеющим право на израильское гражданство » или «самому Израилю».

Так же интересно сопоставить цифры и сравнить компенсации, выплаченные СССР и Израилю (добавив выплаты «перемещенным лицам»)… Холокост действительно стал

Ущерб от войны, развязанной нацистской Германией, оценивался в сотни миллиардов долларов. Как ни старалась Германия добросовестно выплачивать компенсации, удовлетворить все финансовые претензии ей не удалось.

Сложности подсчета

В 2000 году Министерство финансов Германии опубликовало заявление, касающееся репарационных положений по итогам Второй мировой войны. В частности, там говорилось, что в отсутствие документированных долгосрочных выплат страны-победители в одностороннем порядке потребовали для себя компенсации за ущерб, нанесенный нацистским режимом.

Согласно документам Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, репарации, в первую очередь, должны были выражаться в имущественной форме (заводы, техника, оборудование и прочие товары).

Однако «общая стоимость имущества, взятого странами-победителями, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно», сообщалось в заявлении Министерства финансов Германии.

Щадящий режим

В 1945 году на Ялтинской конференции Сталин озвучил сумму репарационных выплат Германии – 20 млрд. долларов - которая должна быть разделена поровну между СССР и союзниками (50% процентов – Советскому Союзу, остальные 50% – Франции, США и Великобритании).

Почему Сталин поделил репарации таким образом? По расчетам французского экономиста А. Клода, общая стоимость ущерба, нанесенного нацистским режимом, составила 260 млрд. долларов (в ценах 1938 года). В частности, из этой суммы на саму Германию приходится $48 млрд., на Польшу - $20 млрд., Англию - $6,8 млрд., Францию - $1,5 млрд. Ущерб СССР составил $128 млрд., а это и есть примерно 50%.

Более чем скромную сумму репарационных выплат, названную советским лидером, историки объясняют так: «Сталин помнил, что неподъемные контрибуции, навязанные Германии после Первой мировой войны, истощили немецкую экономику, вызвав тем самым в стране реваншистские настроения и рост национал-социализма».

Порядок выплат, установленный на Потсдамской конференции, был следующий: претензии США, Великобритании и других стран удовлетворялись за счет западных зон оккупации, СССР - за счет восточной зоны. Флот Германии при этом был разделен между Великобританией, СССР и США.

Союзники

По советским данным, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд. долларов, 277 тонн золота (почти на 300 млн. долларов), морских и речных судов на 200 млн. долларов. Под контроль союзников перешли зарубежные активы Германии на сумму порядка 4 млрд. долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оцениваются примерно в 5 млрд. долларов.

Польша

Предполагалось, что репарационные претензии Польши должен был удовлетворить Советский Союз из своей доли (15%). Но в 1953 году Польша под давлением СССР отказалась от части репараций в обмен на сдвиг своей границы на запад. Хотя в 1975 году Варшава все же получила 1,3 млрд. марок компенсации за преступления нацистов.

В 2004 году польский Сейм заявил, что Польша до сих пор не получила достаточного возмещения за тот ущерб, который был вызван гитлеровской агрессией. Впрочем, у немцев к полякам тоже есть претензии. В 1945 году миллионы немецких граждан были выселены с территорий, которые отошли Польше. Перемещенные лица и их потомки стали подавать в суды с требованием вернуть им собственность, и решения выносились в пользу истцов.

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Единственной страной из гитлеровской коалиции, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн. долларов, оказалась Финляндия.

Нидерланды

Осенью 1945 года Голландия потребовала 25 млрд. гульденов в качестве возмещения ущерба, нанесенного ей Германией в период оккупации. Однако в 1949 году голландская сторона отказалась от своих требований взамен на 69 кв. км территории. В 1963 году ФРГ выкупила эти земли, заплатив Нидерландам 280 млн. марок.

Израиль

По Люксембургским соглашениям (1952 год) ФРГ перевела Израилю 3 млрд. марок. Позднее еще 500 млн. марок ушли на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии – именно эта организация впоследствии стала главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах германских компенсаций. Это уникальный случай в истории, когда репарации получала страна, которая не только не участвовала в войне, но и на период конфликта отсутствовала на карте мира.

В период с 1953-го по 1965 годы поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Экономисты уверены, что именно эти выплаты, а не помощь США в большей степени способствовали экономическому росту еврейского государства. К 2008 году Германия выплатила Израилю репарации более чем на 60 млрд. евро.

Греция

В 1960 году Греция и ФРГ подписали договор, согласно которому балканская страна в качестве компенсации получала 115 млн. марок. Однако греки посчитали эту сумму недостаточной и до сих пор продолжают шантажировать немецкое правительство.

В 2000 году Верховный суд Греции вынес постановление, согласно которому Германия должна выплатить 28 млн. евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, расстрелянным фашистами 10 июня 1944 года. Кроме этого, по мнению греческой стороны, Германия должна компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд. долларов (по текущему курсу - около 54 млрд. евро).

В ответ на эти претензии немецкий канцлер Ангела Меркель заявила: «Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма».

Италия

В 1961 году между ФРГ и Италией было заключено соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительство Италии получило 40 млн. марок (примерно 20 млн. евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды.

Германское правительство в ответ обратилось в Международный суд ООН, обвинив судебные власти Италии в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд постановил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и обжалованию не полежит.

Жертвы нацизма

Помимо репараций государствам Германия выплачивала компенсации и отельным лицам, вошедшим в категорию «жертвы нацизма». Так, В 1950-1960 годы ФРГ выплатила жертвам нацистов во Франции - $100 млн., в Бельгии - $20 млн., в Норвегии - $15 млн., в Люксембурге - $4,5 млн., в Дании - $4 млн., в Великобритании - $2,8 млн.

В конце 90-х после ряда частных исков в американские суды Берлин был вынужден создать фонд «Память, ответственность и будущее» (действовал в 2000-2007 годах). Через этот фонд предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности на счета фонда правительство ФРГ и германские предприятия перечислили 5,2 млрд. евро.

Всего фондом «Память, ответственность и будущее» были выплачены компенсации на сумму 4,4 млрд. евро 1,66 млн. человек, в том числе 427 млн. евро - жертвам, проживающим в России. Однако самым крупным получателем стала Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которой фонд перевел 1,149 млрд. евро.

Также нужно отметить, что в 2008 году правительство Германии согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающим в западных странах евреям, пережившим блокаду Ленинграда.

По подсчетам специалистов, в общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн. человек, 6 млн. из которых - евреи.

В тему германских репараций были вовлечены и швейцарские банки. Финансовые организации Швейцарии обвинялись в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. В 1998 году было заключено соглашение, по которому швейцарские банки выплачивали примерно 24 тысячам потерпевших или их наследникам 1,25 млрд. долларов.

"26187"

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция).

Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долл ., предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долл .) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции. С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долл. при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота , а все репарации - 20 тысячам тонн золота . Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долл., т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота . Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР вскоре после своего образования полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики: «Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долл., что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики - преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту. Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию: «Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги , с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении. Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено. По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского , за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу.

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок , или 15,8 млрд. долл . По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий - 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) - 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии. С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 — немецких предприятий Польши, 206 — Австрии, 11 — Венгрии, 54 - Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием. В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Контрибуция - это слово, уходящее своими корнями в латинский язык. Переводится оно как "сбор" или "платежи", которые накладываются государством-победителем на побежденную сторону. Международное право запрещает подобные поборы. Но выплата контрибуции происходит и сейчас под видом других различных взысканий.

Как появилась контрибуция?

С давних времен существовала традиция, что победитель забирает у побежденного его имущество. Так рыцари, участвующие в турнирах, не упускали возможность присвоить себе доспехи, деньги или коня сраженного соперника. Это было законно, не оспаривалось и не осуждалось.

Историки утверждают, что Александр Суворов после взятия Измаила разрешил своим солдатам три дня грабить все, что им захочется. Точно так же произошло с городом Очаковым, захваченным Потемкиным. И история знает ещё огромное количество подобных фактов за время существования человечества.

Завоеванные города, села или общины могли самостоятельно «добровольно» уплатить дань, чтобы избавить себя от разгромов и разорения.

Конечно, корни этого явления уходят глубоко в древность. Тогда племена воевали, отбирая у соперников еду, шкуры, украшения и прочие ценности того времени.

В 1917 году появляется «Декрет о мире», который призывал отказаться от контрибуций.

Наполеон и контрибуция

Контрибуция - это возможность обогащения для генералов и командующих во время войны. После освобождения Италии от австрийского гнета золото, картины, скот вывозились из страны в огромном количестве. Бонапарт помог, таким образом, своим генералам стать миллионерами. Огромное количество этих богатств сейчас исполняют роль ценных экспонатов во французских музеях. При этом Италия не претендует на возврат незаконно вывезенных богатств с 1796 по 1812 года. Удивительно, что в стране до сих пор стоят установленные ранее памятники Наполеону. В его честь названы площади и улицы.

Контрибуция Германии

Первая и Вторая мировые войны обернулись для Германии полным крахом. Страны, вошедшие в военно-политический блок Антанта, буквально полностью разворовали побежденную страну. Это был величайший грабеж за всю историю человечества.

Германия расплачивалась за содеянные преступления углем, сталью, продуктами, военным и торговым флотом. Изымалось и вывозилось из страны все, что было возможно. Версальский договор определил, что контрибуция Германии составит сумму 269 млрд золотых марок. В данном случае эта расплата очень схожа с репарацией. Именно эта форма возмещения предполагает выплату стране-победителю побежденной страной, если она начала военные действия и признана виновной стороной. Контрибуция - это прямое нарушение норм права.

Контрибуция в современном мире

В современном мире контрибуция - это явление, которое считается недопустимым. На подобные поборы введен запрет. Победители не только хотели возместить понесенные расходы, связанные с военными действиями, они жаждали покрыть абсолютно все свои издержки. Современное право говорит о том, что если оккупантам необходимо что-либо из собственности мирных граждан, они должны предложить оплату или какое-либо вознаграждение. Несмотря на это, контрибуция продолжает существовать и в современном мире. Она выглядит в виде взысканий, дозволенных современным международным правом. Это допускается в таких формах:

а) взамен налоговых сборов, которые население уплачивало в мирное время своему правительству;

б) взамен реквизиции, или снабжение необходимыми войску предметами натурой;

в) в виде штрафа за содеянное преступление (вместо уголовного наказания).

Есть такой вид материально-правовой ответственности, как реституция. В данном случае государство-агрессор обязуется полностью восстановить нематериальные и материальные активы. Эта выплата не предполагает получения выгоды. Применяется это очень редко, поскольку чаще невозможно провести восстановление имущества. Чаще всего реституция применялась как один из способов компенсации в рамках договора о репарации. Они отражены в Версальском мирном договоре, Парижском мирном договоре, договоре с Болгарией и в других документах.

И ещё одна форма ответственности - это ресторация, которая предусматривает полное восстановление страной-нарушителем статуса захваченной или оккупированной территории, который был установлен до совершения ею противоправных действий.

Общее и различное в контрибуции и репарации

В целом оба этих явления имеют больше схожих моментов, чем различий. В обоих случаях одно государство забирает у другого материальные ценности в различном виде: деньги или материальные блага. Это своего рода дань. Взыскания производит страна-победитель, что также объединяет эти выплаты.

Контрибуции и репарации различает тот факт, что при победе страна, на которую совершено нападение, получает компенсацию за причиненный ущерб. Это уже не выглядит как побор, дань или разграбление. Репарация возможна только при победе жертвы агрессии. То есть она происходит после окончания войны, а контрибуция может происходить во время и после неё.

Репарации могли быть в виде полного запрета использовать свои материальные ресурсы государством-нарушителем. Такие меры носят название «чрезвычайные».

Наибольшее количество выплат происходило, конечно, после Первой и Второй мировых войн.

К исключениям можно отнести США. Именно они должны были выплатить компенсацию Японии, несмотря на свою победу.

Контрибуция - это прямое нарушение норм права.

Страны, выплатившие репарации

Германия лидирует в списке стран, от которых требовали выплату компенсаций. К ней предъявили претензии Великобритания, Греция, США, Франция, Израиль, Югославия, СССР и другие страны.

Япония из-за выплаты репараций потеряла 42% национального состояния.

Италия, как союзник Германии, провела компенсации Югославии, Греции, СССР, Эфиопии и Албании.

Финляндия в 1952 году полностью погасила свои долги, что является уникальным случаем. Хотя позже она заявила, что контрибуция России, которая была полностью выплачена, должна быть возвращена.

Венгрия выплатила 300 млн долларов СССР и Югославии. Такую же сумму должна была погасить и Румыния.

Болгария должна была компенсировать 70 млн долларов Греции и Югославии.