Раздел II. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности осужденных

    Понятие о темпераменте и его типах.

    Физиологические основы темперамента.

    Современные подходы к психической характеристике типов темперамента.

Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы - как истории планет У каждой все особое, свое,

И нет планет похожих на нее.

(Евтушенко Е.А.)

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия).

К биологически обусловленным подструктурам личности относят темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляющий свойства нервной системы. Тип нервной системы в свою очередь обуславливает темперамент человека. Поэтому мы начнем с рассмотрения влияния темперамента на поведение.

Неверно было бы думать что темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента так и на способы его проявления личностью.

Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека- важное условие,с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и развитию его способностей.

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.Основными компонентами темперамента являются:

    общая психологическая активность,

    моторика,

    эмоциональность,

    чувственный тон,

От темперамента зависит:скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов.Речевая деятельность, ее ритм, темп всегда окрашены такой психической особенностью, как темперамент.Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента.Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента.

В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, “типологические” особенности.Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.

В традиционной классификации темперамента, идущей от Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций.У современного американского психолога Диамонда - уровень активностми и преобладающий чувственный тон.У английского психолога Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность.

В отечественной литературе, например, у Н.Д. Ливитого, - эмоциональная возбудимость;в работах В.Д.Небылицина – общая психологическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная.Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида.Более полный перечень свойств темперамента дает В.С.Мерлин: сензитивность, реактивность, активность,соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, эмоциональная возбудимость (см.словарь психологических терминов).Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности, отличных как от способностей, так и от особенностей мотивации.По конкретному психологическому содержанию эти своцства весьма различны.

История изучения данного вопроса является интересной попыткой установить связь поведения человека с особенностями его внешнего строения тела, строения поверхности его черепа, эндокринных и сосудистых систем.

Но все эти попытки оказались антинаучными и реакционными по своим выводам. Каждый из исследователей акцентируя внимание на одной системе при игнорировании остальных.

Организм необходимо рассматривать как сложное целое в его связях с внешним миром.В организме необходимо найти такой компонент, который во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей, во-вторых объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе, в-третьих испытывает на себе деятельность всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в организме и тканях, в-четвертых, является органом связи организма с внешними условиями жизни, обеспечивая отражение этих условий.

Павлов усмотрел в деятельности высшего отдела мозга тот орган, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Павлов методом условного рефлекса раскрыл намеренности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов.

Основными свойствами нервных процессов являются:

1)Сила основных нервных процессов - раздражительного и тормозного;

2)Равновесие этих процессов:

3)Их подвижность.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается». Уравновешенность- это определенный баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом, а могут быть неуравновешенными: один процесс может быть более сильным, чем другой.

Подвижность- это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Павлов выделил 4 типа нервной деятельности. Три относятся к сильным, один к слабому.

Сильные в свою очередь делятся на уравновешенные,неуравновешенные, а уравновешенные на подвижные (мобильные) и спокойные (инертные). В результате получается следующая система типов:

1.Сильный, неуравновешенный(безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможения.

2.Сильный, уравновешенный (у уравновешенных «процесс возбуждения хорошо балансируется с процессом торможения»), подвижный.

3.Сильный, уравновешенный инертный (внешне более спокойный, солидный).

4.Слабый,характеризующийся слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, при повышенной тормозимости.

Благодаря малой подвижности нервных процессов наблюдается инертность.

Позже были обнаружены различные вариации слабого типа - подвижный, инертный, неуравновешенный.

Небылицын установил что слабый тип обладает высокой чувствительностью и он может приспосабливаться к условиям жизни.

Но было бы неправильно думать, что 4 типа нервной системы могут исчерпать многообразие индивидуальных форм проявления ВНД индивида. Есть промежуточные и переходные. Павлов считал что эти типы надо знать, чтобы ориентироваться в человеческом поведении.

Теплов выделил ещё парциальные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры (слуховой, зрительной, двигательной области). Эти промежуточные и переходные парциальные могут быть следствием задатков и образоваться из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида.

Павлов экспериментально доказал возможность изменения свойств типа нервной деятельности. Например: у безудержного типа сильный процесс возбуждения неуравновешенный сильным процессом торможения, оказалось возможным путём тренировки добиться увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процессов возбуждения.

Вместе с этим меняются и особенности поведения индивида.

Есть по Павлову несколько вариантов безудержного типа. Тип у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен, или сильны процессы как возбуждения, так и торможения, но процесс возбуждения превышает. Третий вариант, когда сила процессов возбуждения и торможения достигает почти первого уровня, т.е. уравновешивается.

Павлов говорит что путем длительной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек со слабым типом в благоприятных условиях может стать представителем полноценного типа поведения и решать любые жизненные задачи.

Идеи Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали такие советские ученые, как Е.М. Теплов, В Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психо-физиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность- скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозимого процесса; динамичность- скорость и легкость выработки условных рефлексов; концентрированность- показатель меры дифференцирования раздражителей, открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность.

В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.

Свойства нервной системы необходимо изучить с учетом особенностей поведения людей в жизненных ситуациях. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только врожденной. Проявление же свойств нервной системы, как таковой, возможно лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях. Поэтому современные исследования проблемы индивидуальных различий направлены на разработку особой системы «жизненных показателей», т.е. объективно оцениваемых жизненных проявлений изучаемых свойств нервной системы.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками.

К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально- волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, особенности внимания и др.

Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми разнообразными темпераментами. А. Суворов и А. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. Павлов - холериками, Н.В. Гоголь и П. Чайковский - меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.Н. Крылов - флегматиками. И среди наших современников выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей мы видим людей, различающихся по темпераменту.

И. Кант - немец философ разделил темпераменты на два вида: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераменту чувства он относит сангвинический и меланхолический. Т.е. соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У В. Вундта это соотношение скорости и силы душевных движений.

Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений - объяснение типов темперамента соотношении деятельности желез внутренней секреции немецкий врач Э. Кречмер или американский Шелдон или соотношение нервной системы (Павлов).

Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент входит в биопсихическую подструктуру динамической функциональной структуры личности. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Темперамент определяется процессуальным в личности, но на него влияет взаимодействие процессуального и содержательного.

«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума», - писал И.П. Павлов (Полн. Собр. Соч. М. – Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 85.).

Тип темперамента определяется по совокупным показателям экстроверсии – интроверсии и нейротизма.

Экстраверсия – генотиническая черта личности, проявляющаяся в общительности, активности, оптимизме, склонности к лидерству и беззаботности, импульсивности и возбудимости. Чаще способствует хорошей адаптации к социальному окружению.

Интроверсия – индивидуализм, собственная система оценок сильнее внешних суждений, эмоциональность, чаще – социальная неадекватность, неконтактность с людьми; выраженная интроверсия – фактор эмоциональной неустойчивости.

Не редки случаи, когда отсутствует четкое преобладание каких либо проявлений темперамента. Классический тип темперамента, по Г. Айзенку, складывается из соотношения у человека проявлений эмоциональной устойчивости – неустойчивости и экстраверсии и интроверсии.

Эмоциональная устойчивость (стабильность) – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Определяются отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонности к лидерству, общительность и др. Эмоциональная неустойчивость – выражает склонность к быстрой смене настроения (лабильность), чувству виновности и беспокойству, озабоченности, депрессивным реакциям, рассеянности внимания и т.п. (невротизм), что и порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях. Ей чаще соответствуют эмоциональность, неприспособленность к среде, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, интроверсия.

Человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Человек с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

С помощью опросника Г.Айзенка измеряется не только выраженность данной особенности личности холерика, меланхолика, флегматика и сангвиника, экстраверсии, нейротизма, но и психотизма. Шкала психотизма говорит о склонности к ассоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц, имеющих высокие оценки по данной шкале.

Еще Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что состояние организма зависит от количественного и соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся

Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди и «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Холерик – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движения, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Сангвиник – характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживают неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхность.

Флегматик – этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он не легко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Меланхолик – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Индивидуально-психологические свойства личности: темперамент, характер, способности.

Темперамент

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Свойства темперамента не являются абсолютно неизменными, хотя они и более устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность ; моторика; эмоциональность . От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм поведения и деятельности; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток на все стороны личности.

Нет плохих и хороших темпераментов. В каждом человеке присутствуют признаки всех четырех темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) в различных сочетаниях, но доминирующий темперамент всегда проявляется.

Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Физиологическая основа темперамента - тип высшей нервной деятельности . Устойчивый комплекс свойств ВНД (сила, уравновешенность. подвижность и др.), определяется в основном совокупностью свойств нервной системы.

Современные подходы к характеристике типов темперамента .

Флегматик – тип темперамента проявляющийся в медлительности, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. Обычно ровен, спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Учащегося с темпераментом флегматика необходимо стимулировать к активной деятельности на уроке. Такой ученик постоянно опаздывает, медленно включается в деятельность и медленно переключается. Формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Он не всегда может выдерживать темп урока и не сразу начнет отвечать на вопрос. Ему надо подумать, поэтому учитель должен проявлять выдержку и спокойствие, когда он спрашивает флегматика. В противном случае молчание такого ученика оценивается, как незнание материала. Важно вызывать интерес и поддерживать его успехи в учебе, хотя похвала и не является для флегматика сильным стимулом. Взрослея, флегматик становится надежным, глубоким человеком, который способен доводить начатое дело до конца, выполнять взятые обязательства.

Холерик – тип темперамента, противоположный по своим проявлениям флегматику. Ученик-холерик – активный, подвижный, эмоциональный, общительный, шумливый, порой агрессивный. Часто отвлекается, занимается на уроке множеством дел, быстро включается в работу и быстро переключается с одного вида деятельности на другой, выкрикивает, комментирует происходящее. С заданиями на уроке справляется быстро и если его не занять, будет отвлекать остальных учеников, мешать им. Ему не хватает устойчивости, сосредоточенности, волевой активности. Знания часто носят поверхностный, не глубокий характер. Однако с возрастом и появлением общественных интересов холерик может стать активным, целеустремленным, инициативным и темперамент даст ему основания достичь большого успеха в жизни и деятельности.



Сангвиник - внешне очень похож на холерика своей активностью, подвижностью, эмоциональностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с новыми людьми. Чувства быстро сменяются, мимика подвижная, выразительная. По сравнению с холериком сангвиника характеризует большая отзывчивость, отсутствие агрессивности. Устойчивость нервной системы позволяет сангвинику быть успешным учеником и в деловом мире стать эффективным человеком.

Меланхолик – легкоранимый, тонко чувствующий человек.Склонен глубоко переживать даже незначительные события. Очень чувствителен к своему успеху или неудачам. Болезненно переносит критику в свой адрес, замечания, шутки товарищей. Учителю необходимо осторожно относиться к особенностям учеников-меланхоликов. Им требуется больше поддержки, подбадривания, похвалы, подчеркнуто уважительного отношения к их успехам. В целом темперамент меланхолика является хорошей основой для формирования чуткого, отзывчивого человека, хорошо понимающего чувства и переживания других людей.

Роль темперамента учащегося в учебной деятельности достаточно велика. В целом успешными учениками могут быть представители каждого темперамента. Учителю важно видеть сильные стороны темперамента ученика и помогать сглаживать черты, которые осложняют ученику учебную деятельность, общение и т.д. При осуществлении индивидуального подхода к учащимся знание типов темперамента необходимо учителю.

Понятие о темпераменте и его проявлениях.

Темперамент – совокупность индивидуальных психологических свойств личности, которые определяют динамику поведения человека (скорость психических реакций, интенсивность психических процессов и. т. д.).

Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его деятельности (темпа, быстроты, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). В понятие темперамента включаются также энергетические и временные аспекты реагирования на жизненные обстоятельства. Тип темперамента определяется оптимальностью режима деятельности для человека. Темперамент, в его современном понимании – это проявление в деятельности типа н/с.

Основные свойства н/с, лежащие в основе типа темперамента:

  1. Сила;
  2. Уравновешенность;
  3. Подвижность нервных процессов.

В более сложных типологиях учитывается и динамичность, и лабильность (наряду с СУП).

К свойствам темперамента относятся те:

  1. Которые не зависят от содержания деятельности;
  2. Которые характеризуют меру энергетического напряжения психики человека;
  3. Которые имеют устойчивый и постоянный характер, и универсальны для всех сфер жизнедеятельности;
  4. Которые рано проявляются в детстве и являются врожденными и даже наследуемыми, хотя и не сразу раскрывающимися.

Основные компоненты темперамента входят в сферы: общей активности; моторики; в эмоциональной сфере (эмоциональности).

Это проявляется в различиях впечатлительности, импульсивности и эмоциональной лабильности человека. Существует 3 подхода к пониманию сущности темперамента: гуморальный; конституциональный; неврологический.

Основное содержание теории темперамента – это понятие типа. Тип – это образец, служащий для объединения элементов на основе их существенных признаков, рассматриваемых в совокупности и обладающих выраженным своеобразием. Свойства типов наиболее выражено проявляются только у небольшой части выборки. Роль темперамента в психике и поведении. В зависимости от типа темперамента люди могут проявлять себя по-разному в одной и той же ситуации. В зависимости от темперамента у личности преобладает либо процесс возбуждения, либо процесс торможения. Это так же проявляется в поведении человека. Тип темперамента также определяет темп речи, быстроту реакции и т. д.

Виды и свойства темпераментов. Существует множество типов темперамента. Типология темперамента по Кагону. Он в основу типологии кладет 3 характеристики: боязливость; агрессивность; социабельность. И в соответствии с этими характеристиками выделяет 3 типа темперамента:

  1. Боязливые: видят опасности в ситуациях; дистанцируются от людей;
  2. Агрессивные: стремятся преодолеть возникающие проблемы; склонные к возбуждению и обвинению других;
  3. Социабельные: они уравновешенны в общении; открыты миру; адаптивны.

Классификация А. Томаса и С. Чесса. На основе комбинации 9 признаков они выделяют 3 типа:

  1. Легкие по типу темперамента: устойчивая ритмичность функций; положительная реакция на новизну; быстрая адаптация;
  2. Трудные: неустойчивые колебания биологических ритмов; сопротивляемость изменениям; интенсивные негативные реакции;
  3. Заторможенные: устойчивый ритм жизненных функций; медленная адаптация.

Также есть классификация темпераментов Клоненжера; А. Попова. Но самая известная классификация – это классификация классических типов темперамента . Их выделяют 4:

  1. Сангвиники. Для них характерна повышенная реактивность и активность при их уравновешенности; пониженная сензитивность; быстрый темп психических реакций; пластичность; экстраверсия; повышенная эмоциональная возбудимость. У них высокая подвижность. Высокая откликаемость на события. Стремление к частой смене впечатлений. У них быстро возникают и сменяются эмоции и чувства и т. д.
  2. Флегматики. Высокая активность и низкая реактивность; ригидность; медленный темп реакций; пониженная сензитивность; медленный темп психических реакций; интроверсия; пониженная эмоциональная возбудимость. Только сильные впечатления могут вывести его из равновесия. Эмоции и чувства возникают медленно и длительно сохраняются. У них не бывает аффектов.
  3. Холерики. Высокая реактивность и активность; неуравновешенность; быстрый темп психических реакций; высокая эмоциональная возбудимость; пониженная сензитивность; ригидность; экстраверсия. Эмоции и чувства возникают быстро, но они более интенсивны и более устойчивы. Работоспособны. Склонны к бурным эмоциям, доходящим до аффекта. Движения резкие и стремительные и т. д.
  4. Меланхолики. Слабая активность и реактивность; ригидность; медленный темп реакций; повышенная чувствительность (сензитивность); повышенная эмоциональная возбудимость депрессивного характера. Чувства возникают медленно, будучи глубокими.

Проблемы исследования физиологических основ темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин и др.). Кречмер считал, что темперамент и характер зависят от особенностей строения тела. Он описал три типа строения тела: астенический (физически хилый), атлетический (физически сильный), пикнический (плотная фигура, большой живот и короткая шея).

Первый тип телосложения – астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

Второй – пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

Третий – атлетик – средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

Четвертый – дипластик – человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Из конституциональных подходов наиболее известна классификация Шелдона. По нему темперамент определяется типом телосложения, а тип телосложения описывается тремя параметрами:

  1. Эндоморфизм (крупные внутренние органы и слабые соматические структуры);
  2. Мезоморфизм (преобладание соматических структур);
  3. Эктоморфизм (худощавость, преобладание линейных размеров и хрупкость телосложения).

Темперамент у эндоморфов называется висцеротонический, а человек называется висцеротоник. Темперамент у мезоморфов называется соматотонический, а сам он – соматотоник. Темперамент у эктоморфов называется церебротонический, а сам он – церебротоник. Неврологический подход. И. П. Павлов. Свойства ВНД не равны свойствам темперамента. Свойства ВНД – это нейродинамические характеристики, а свойства темперамента – психодинамические, которые не являются зеркальным отражением нейродинамических. Павлов предложил следующую схему соотнесения свойств ВНД и свойств типов темперамента. НС сильная слабая (меланхолик) уравновешенная неуравновешенная (холерик) подвижная инертная (сангвиник) (флегматик) Теплов выделял:

  1. Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия;
  2. Возбудимость внимания - это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя;
  3. Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов (современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений);
  4. Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации.
  5. Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент;
  6. Активность волевой целенаправленной деятельности;
  7. Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности;
  8. Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность;
  9. Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых. Небылицын - выделение общих свойств: 1. Общая активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2. Эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность, восприимчивость. (1) 1 – низкая активность, 2 – высокая активность. Вывод: врожденным компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент. В.М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П.К.Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и данные нейропсихофизиологии. Новые теоретические представления позволили трактовать темперамент как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы, как ее понимал П.К.Анохин. Если рассматривать всю человеческую жизнедеятельность в виде континуума поведенческих актов, то каждый из них можно представить как структуру из четырех блоков: афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи. Поскольку темперамент и есть результат системного обобщения биологических свойств (о чем подробно говорилось в специальной теории индивидуальности), то должно существовать соответствие между блоками теории функциональных систем и формальными аспектами поведения человека, т.е. составляющими темперамента. В.М.Русалов настаивает на том, что взаимодействие с миром предметным (субъект-объектное) и миром социальным (субъект-субъектное) обладают совершенно различным смыслом и содержанием, в связи с чем эти аспекты человеческой активности могут иметь и разные формально-динамические характеристики. Поэтому четырем блокам П.К.Анохина предлагается ставить в соответствие не четыре, а восемь блоков, образующих структуру темперамента.

Психологические свойства темперамента. По модели Мерлина психологических свойств темперамента 8:

  1. Сензитивность или чувствительность. Какова необходимая сила внешних воздействий для возникновения психической реакции и какова скорость этой реакции;
  2. Реактивность. Какова степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (иногда реактивность называют силой эмоционального ответа);
  3. Активность. С какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при достижении цели;
  4. Соотношение реактивности и активности. От чего зависит активность: от случайных обстоятельств или от целей и стремлений;
  5. Темп реакций. Скорость протекания реакций и процессов;
  6. Пластичность – ригидность. Пластичность – это степень гибкости приспособления к внешним воздействиям. Ригидность – это инертность и косность поведения;
  7. Экстраверсия – интроверсия. Экстраверсия – зависимость активности от внешних впечатлений. Интернальность – зависимость от содержания внутреннего мира;
  8. Эмоциональная возбудимость.

Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоций и с какой скоростью она возникает. Модель Гилфорда – Циммермана (свойства):

  1. Общая активность. Уровень энергии и жизненных сил;
  2. Ограничение. Степень приспособляемости к ограничениям, контроль за собственными проявлениями;
  3. Влиятельность. Способность руководить другими, способность оказывать на них влияние;
  4. Общительность. Способность брать на себя инициативу при завязывании контакта;
  5. Эмоциональная устойчивость. Постоянство настроения;
  6. Объективность. Наблюдательность, способность посмотреть на себя со стороны или эгоцентризм;
  7. Добродушие. Степень уважения к партнеру, терпимость к агрессии;
  8. Рассудительность. Обдуманность поведения, рассмотрение события в перспективе;
  9. Характер межличностных отношений;
  10. Мужественность – женственность (привычек и интересов).

Г. Ю. Айзенк предложил упрощенную модель свойств темперамента. В этой модели он использует фактически 2 свойства: 1). Экстраверсия – интроверсия; 2). Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (нейротизм). По Айзенку экстраверсия коррелирует со следующими 7-ю характеристиками: активность; общительность; готовность к риску; импульсивность; экспрессивность; практичность; безответственность. Эмоциональная нестабильность коррелирует с: комплексом неполноценности; депрессивностью; тревожностью; навящивостью; зависимостью; ипохондрией; чувством вины.

Есть еще 2 модели свойств темперамента: модель В. И. Гарбузова и модель Томаса и Чесса (применительно к новорожденным). Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент накладывает отпечаток на личность и деятельность человека. Он может способствовать проявлению определенных качеств личности. У сангвиников проявляется общительность, у холериков – увлеченность, у флегматиков – уверенность, у меланхоликов – замкнутость. Под влиянием темперамента формируется определенный стиль деятельности. У сангвиников и холериков он динамичный, порывистый, у флегматиков и меланхоликов – ровный, спокойный. Кроме того, от темперамента зависит предрасположенность человека к определенному виду деятельности. Сангвиники и холерики предпочитают такие виды деятельности, где можно проявить самостоятельность, ловкость, сообразительность, находчивость. Флегматики и меланхолики любят заниматься спокойными видами деятельности, которые требуют усидчивости, выдержки. В условиях, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы и наоборот.

Рассмотрим характеристики типов темперамента.

Холерический темперамент .

Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной системы.

Сангвинический темперамент .

Представителя этого типа темперамента И.П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.

Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник всегда весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.

У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он может быстро освободиться от гнетущего нестроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу.

Легкость, с которой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Он продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе, тем уравновешенности, больше всего подходит ему.



Флегматический темперамент .

По характеристике И.П. Павлова, флегматик – спокойный уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекается по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).

Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он равен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п. Инертность сказывается и на его стереотипах, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако, это качество - инертность - имеет и положительное значение. Оно обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.

Меланхолический темперамент .

Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.

Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию.

В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

Итак, темперамент сказывается на характере активности (в работоспособности, коммуникативности или социальном контакте), приспособления к изменяющимся условиям.

10.3. Понятие и общая характеристика характера.

Характер - это целостное образование, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания. В темпераменте - со стороны своих динамических проявлений.

Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных, существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражается наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов.

Индивидуальное и общее в характере обретает единство. Характер одновременно является и «устойчивым», и «изменяющимся».

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент может качественно меняться под влиянием характера, темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле. Характер взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.

Структура характера

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различные отношения личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, чуткость и др.

Третья группа - это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.

Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, в деятельности человека, одни отношения сменяются другими - отношениями иного уровня.

Характер рассматривается как психологический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле.

Характер - общественно-историческая категория. Основой его формирования является общественно-исторические условия жизни человека с окружающей его социальной средой. На разных возрастных этапах формирование характера происходит по - разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания. Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие.

Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки поступков людей.

10.5. Типологии характера.

В истории наук известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица, от формы кисти рук и складок кожи ладоней, от цвета глаз и волос и т.д.

Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (И. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).

Характер обладает следующими выразительными признаками:

1. Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия, позволяют судить о том, что представляет собой человек).

2. Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т.д.), все это выражает определенные свойства характера.

3. Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит: размашисто или мелкими шажками, как стоит - все это также характеризует человека).

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

1. Демонстративный тип . Характеризуется повы­шенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукра­шивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потреб­ность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональ­ную лабильность (легкую смену настроений) при от­сутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхи­щения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него осо­бо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стрем­ление к компании обычно связано с потребностью ощу­тить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими при­тязаниями, сам систематически провоцирует конфлик­ты, но при этом активно защищается. Обладая патоло­гической способностью к вытеснению, он может пол­ностью забыть то, о чем он не желает знать. Это раско­вывает его во лжи. Обычно он лжет с невинным ли­цом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглу­боко, без заметных угрызений совести. Способен ув­лечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип . Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, разговорчивость. Часто страдает от мнимой неспра­ведливости по отношению к нему. В связи с этим про­являет настороженность и недоверчивость по отноше­нию к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выс­тупает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое често­любие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энер­гичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обид­чивость, ревность, подозрительность), инертность в про­явлении аффектов, в мышлении, в моторике.

4. Педантичный тип . Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих собы­тий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения по­рядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунк­туален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопровер­кам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму, с охотой уступает лидерство другим людям.

5. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждения­ми сочетаются у людей такого типа с властью физио­логических влечений. Для него характерна повышен­ная импульсивность, инстинктивность, грубость, зануд­ство, угрюмость, гневливость, склонность к трениям и конфликтам, в которых сам и яв­ляется активной, провоцирующей стороной. Раздражи­телен, вспыльчив, часто меняет место работы, неужив­чив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него ника­кой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же не­желание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу раз­влечений. Повышенная импульсивность или возника­ющая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть власт­ным, выбирая для общения наиболее слабых.

6. Гипертимный тип . Людей такого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмер­ная самостоятельность, склонность к озорству, недо­статок чувства дистанции в отношениях с другими. Ча­сто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее са­мочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цве­тущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склон­ность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с завышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные. Вместе с тем, они деловитые, изобретатель­ные, энергичные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может слу­жить источником конфликтов. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встре­чают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражи­тельности, прожектерству. Недостаточно серьезно от­носятся к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятель­ность, вынужденное одиночество.

7. Дистимический тип . Люди этого типа отличаются серьезностью, подавленностью настроения, мед­лительностью, слабостью волевых усилий. Для них ха­рактерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами. Они, обычно, избегают общества, шумной компании, ведут замкну­тый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

8. Тревожный тип . Людям данного типа свойствен­ны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставать­ся одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстни­ков, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них уг­рызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, вы­сокие моральные и этические требования. Чувство соб­ственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствитель­ность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется. Особенно слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость на­смешек, подозрения сопровождаются неумением посто­ять за себя, отстоять правду при несправедливых обви­нениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликт­ных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Друже­любны, самокритичны, исполнительны. Вследствие сво­ей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.

9. Экзальтированный тип . Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслажде­ния. Эти чувства у них могут часто возникать по при­чине, которая у других не вызывает большого подъе­ма, они легко приходят в восторг от радостных собы­тий и в полное отчаяние - от печальных. Им свой­ственна высокая контактность, словоохотливость, влюб­чивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть панике­рами, подвержены сиюминутным настроениям, поры­висты, легко переходят от состояния восторга к состо­янию печали, обладают лабильностью психики.

10. Эмотивный тип . Этот тип родствен экзальтиро­ванному, но проявления его не столь интенсивны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тре­вожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выражен­ная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердеч­ность, они радуются чужим успехам. Впечатлитель­ны, слезливы, любые жизненные события восприни­мают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угро­жает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и мо­жет нарушить сон. Редко вступают в конфликты, оби­ды носят в себе, не выплескивая наружу. Им свой­ственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать рас­тения, ухаживать за животными.

11. Циклотимный тип . Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также за­висимость от внешних событий. Радостные события вы­зывают у них картины гипертимии: жажда деятельно­сти, повышенная говорливость, скачка идей; печаль­ные - подавленность, замедленность реакций и мыш­ления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два ва­рианта циклотимической акцентуации: типичные и ла­бильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но за­тем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагиру­ют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстыва­ют с трудом, порождают в себе отвращение к заняти­ям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенным дурным настрое­нием, чем вялостью. В период подъема выражено же­лание иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

ТЕМА 11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ.

11.1. Понятие, виды, структура способностей.

Б.М. Теплов включает в понятие «способности» три признака:

1. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Существенным показателем способностей является высокая количественно-качественная продуктивность человека, даже вопреки неблагоприятным условиям его развития и деятельности.

Виды способностей.

Способности разделяются по широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

По широте различают общие и специальные способности

Изучая конкретно психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Общие способности изучаются разными исследователями. Так, Л.С. Лейтес в качестве общих способностей называет активность и саморегуляцию .

Менчинская в состав общих способностей включила:

- высокий уровень аналитико-синтетической деятельности;

- гибкость мышления;

- гармоническое соотношение словесно-логического и наглядно-образного мышления.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области, конкретной деятельности.

Например, различают конструктивно-технические, организаторские, педагогические, математические, музыкальные и др. способности.

Структура способностей.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования. Успешность деятельности зависит ни от одной какой-либо способности, а от их совокупности.

Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Она является различной для разных видов деятельности.

Так, структура способностей к иностранным языкам включает в себя следующие компоненты:

Слуховая дифференциальная чувствительность;

Объем оперативной памяти;

Способность выводить языковое правило;

Гибкость трансформационных процессов (перевода с одного языка на другой и обратно);

Словесная беглость.

Структура педагогических способностей включает другие компоненты:

Академические способности (знание предмета);

Организаторские способности;

Дидактические способности (способность ясно и доступно излагать материал);

Коммуникативные способности;

Любовь к детям;

Педагогический такт;

Артистические способности;

Ораторские способности

Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные.

Общие и специальные способности тесно взаимосвязаны. Чем выше развитие общих способностей, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. Развитие же специальных способностей положительно влияет на общие умственные способности.

Уровни способностей.

В своем развитии способности составляют ряд уровней: на низшем уровне находятся собственно способности, далее идет одаренность, талант и завершает развитие способностей гениальность.

Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие легкость и успешность выполнения деятельности.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Одаренность – системное проявление способностей.

Талант – высокий уровень развития способностей. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо трудовую деятельность. Талант предусматривает возможность приобретения мастерства. В развитии таланта огромное значение имеют труд, ежедневные занятия соответствующей деятельностью.

Гениальность – высший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

П Е Д А Г О Г И К А