Профилактика наркомании в образовательной среде. Международный день борьбы с наркоманией

Наркотики это очень плохо! Но глядя на эти принты юных креативщиков, становится непонятно что творится в их светлых головах... Или и впрям проблема наркотиков им знакома не по наслышке...

" Я за тобой наблюдаю "
Глухих Ирина

Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотик - это медленная смерть! "
Глухих Ирина
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотики делят все! "
Низамбиева Регина

" Подумай о будущем! "
Евсенина Олеся
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Наркотик - это серть "
Коновалов Максим
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Результат наркомании "
Дудырева Оля
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Скажи наркотикам нет! "
Музафарова Зухра
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Скажем наркотикам нет. Опасность грозит человечеству. "
Потапов Саша
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Результаты наркомании "
Лебедев Егор
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Скажем наркотикам нет! "
Корепанова Юля
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Безжизненная маска наркомании "
Суханова Алла
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотик - это смерть в ловушке "
Суханова Алла
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Остановись "
Лебедев Егор
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Не губи себя "
Власова Оля
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотик - это деградация, слабоумие "
Макарова Таня
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Токсикомания - это безумие "
Мерзляков Стас
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Очередная жертва. Не попадайте в сети наркомании. "
Серебрякова Оля
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Расплата "
Чирков Иван
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

Скажи себе нет! "
Харина Наташа
г. Ижевск, школа № 68, 7 класс, 12 лет,

" Черный снег наркотиков "
Баскаков Женя
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Он никогда не будет большим "
Новоселова Катя
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Мама, папа, помогите! "
Бушмелева Кристина
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Сделай свой выбор! "
Щекотуров Игорь
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Взгляни на солнце, и силой солнца убей чудовище в себе "
Зиганшина Алсу
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Колыбельная снов наркомана "
Швиндт Катя
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Дети против наркотиков "
Русских Юля

" Зло таится рядом с добром "
Дерендяева Маша
г. Ижевск, ИПЭК, 9 класс, 15 лет,

" Не я его употребляю - меня наркотик употрябляет "
Дерендяева Маша
г. Ижевск, ИПЭК, 9 класс, 15 лет,

" Я сам себя казнил "
Дерендяева Маша
г. Ижевск, ИПЭК, 9 класс, 15 лет,

Харин Дмитрий
г. Ижевск, ЦЭВ, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Кузнецов Егор

Лукин Костя

Руководитель: Ульянова

Шарафутдинова Ксения
г. Ижевск, ЦЭВ, 5 класс, 11 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Ардашев Леня
г. Ижевск, ЦЭВ, 5 класс, 11 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Замятина Настя
г. Ижевск, школа № 19, 6 класс, 12 лет,

Иванова Настя
г. Ижевск, ЦЭВ, 8 класс, 14 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

" Без наркотиков "
Юферов Андрей
г. Ижевск, школа № 52, 2 класс, 9 лет,

" Однажды и навсегда "
Ефремова Ирина
г. Ижевск, школа № 67, 9 класс, 15 лет,

" Нет наркотикам! "
Безносова Аня
п. Хохряки, школа № 19, 7 класс, 12 лет,

" Помоги! "
Закирова Наиля
г. Ижевск, школа № 52, 5 класс, 10 лет,

" Помоги! "
Кузмина Ольга
г. Ижевск, школа № 19, 5 класс, 10 лет,

" Наркотикам в последний путь... "
Лекомцев Леша
г. Ижевск, школа № 19, 5 класс, 11 лет,

" Думай о здоровье. "
Валымина Жанна
г. Ижевск, школа № 69, 5 класс, 11 лет,

Катаев Леша
г. Ижевск, Центр эстетического воспитания, 6 класс, 11 лет,

Алексеева Катя
г. Ижевск, 3 класс, 9 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Кательников Саша

" Дети против наркотиков "
Кательников Саша
п. Уральский, Сарапульский район.

" Дети против наркотиков "
Иванов Филипп
г. Сарапул,

" Скажите наркотикам - нет. Наркотики - это смерть. "
Зорин Саша
г. Ижевск, 6 класс, 11 лет,

" Дети против наркотиков "
Григорьева Валя
с. Каракулино,

" Нет наркотикам! "
Богочев А.
д. Иж Бобья, 3 класс, 9 лет,

" Дети против наркотиков "
Зеленин Саша
г. Ижевск,

Габдрахманов Марат
г. Ижевск,

" Наркотик "
Чекарева Екатерина
с. Селты, Селтинская средняя школа, 3 класс, 9 лет,

" Наркотики - враг человека. Дети против наркотиков! "
Жукова Настя
с. Юкаменское, Юкаменская средняя школа, 6 класс, 12 лет,

Андрей
15 лет,

" Вот к чему приводят наркотики! "
Дацко Андрей
г. Глазов, 6 класс, 12 лет,

" Дети против наркотиков "
Широбокова Альбина
д. Альман, Як-Бодьинский район.

" Нет наркотикам! "
Дацко Андрей
6 класс, 11 лет,

" Дети не принимайте наркотики. Заразитесь на всю жизнь. "
Микрюков В.
г. Глазов, 6 класс, 11 лет,

Дацко А.
6 класс, 12 лет, Селтинский район.

" Наркотик - смерть "
Четкарёв С.
село, 6 класс, 11 лет, Селтинский район.

" Нет наркотикам "
Косых Миша
г. Ижевск, школа № 63, 3 класс, 9 лет,

" Дети против наркотиков "
Перевощиков Саша

Кондратьева Ольга
п. Уральский, школа-колледж, Сарапульский район.

" Наркотик - запрещено "
Мымрин Саша
п. Уральский, школа-колледж, 5 класс, 10 лет, Сарапульский район.

Кондратьева Ольга
Сарапул. р-н п. Уральский,

" Без наркотиков "
Туев Сергей

" ЗАЧЕМ Я ЭТО СДЕЛАЛ? "
Русанов Андрей
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Наркотики - опасно! "
Мельников Юра
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Дети против наркотиков "
Орехов Илья
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Дети против наркотиков "
Кустов Кирилл
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Дети против наркотиков "
Абдалов Дима
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Это сердце наркомана "
Широбоков Женя
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Григорьева Маша
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Мальцева Женя
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Колбина Алла
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Наркомания - одно из проявлений наркотической зависимости, когда с целью достижения наркотического, т. е. одуряющего, эффекта (недаром слово «дурь» на жаргоне означает наркотик) используют наркотические средства.

Употребление наркотических средств можно рассматривать в трех аспектах:

  • медицинский - эти средства воздействуют на центральную нервную систему как галлюциногены, седативные, стимулирующие вещества;
  • социальный - использование этих средств имеет широкое социальное значение;
  • юридический - средство признано наркотическим и внесено в список наркотиков соответствующим правовым актом (следует помнить, что к наркотикам относятся и некоторые лекарственные средства: морфин, промедол и т. д.).

С давних времен у разных народов существовав традиция употребления различных наркотических веществ во время проведения религиозных обрядов, ритуальных церемоний. Предрассудки, связанные с загадочными свойствами наркотических растений, оставили свой след в мифологии практически всех народов Древнего мира. Медицинское использование наркотических веществ в древности основывалось чаще всего на религиозных представлениях. Врачи древности широко использовали наркотические вещества в качестве снотворных и болеутоляющих средств при заболеваниях пищеварительного тракта, ЦНС и т. д. В настоящее время наркотические средства чаще всего используются в качестве обезболивающих при онкологических заболеваниях, заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Обращение наркотических и психотропных средств на территории РФ регламентируется Федеральным законом. Согласно данному Закону под наркотическими и психотропными веществами понимают вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в специальный перечень. Перечень утверждается Правительством РФ и включает четыре списка:

  • наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ запрещен (список 1);
  • наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и контролируется (список 2);
  • психотропные вещества, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список 3);
  • прекурсоры — вещества, из которых могут быть сделаны те вещества, которые входят в первые три списка (список 4).

Особенности наркотического опьянения

Наиболее распространенными наркотическими веществами являются героин (относится к опиатам, т. с. средствам, произведенным из мака), препараты из конопли, ЛСД (синтетический наркотик) и др. Из лекарственных средств к наркотикам относятся морфин, омнопон, промедол.

Особенности наркомании по сравнению с алкоголизмом и курением заключаются в следующем:

  • поражаются чаще молодые люди, а следовательно, более выражены медицинские и социальные последствия, особенно снижена средняя продолжительность жизни;
  • гораздо быстрее развивается наркотическая зависимость;
  • резко возрастает риск таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит В и С;
  • деградация личности развивается в более короткие сроки;
  • последствия воздействия на здоровье носят более тяжелый и необратимый характер;
  • более тяжело протекает абстинентный синдром («ломка»).

Употребление наркотических веществ привлекает тем, что возникает состояние, подобное опьянению: ощущение радости бытия, прилив сил, смешливость, двигательная расторможен- ность. К эйфории присоединяется ощущение физического благополучия и покоя. Наряду с эйфорией могут наблюдаться неустойчивая походка, нарушенная речь, бледность кожи, блеск глаз, сужение или расширение зрачков. Наркотическое опьянение обычно продолжается от 1 до 6 ч. Как правило, наркоманы благодушны и доброжелательны друг к другу. Но могут быть и злыми, агрессивными, раздражительными, а иногда сонливыми, вялыми, малоподвижными. Постепенно вне наркотического опьянения состояние наркоманов становится подавленным, их мучают головные боли, тошнота, рвота, озноб, т. е. развивается синдром абстиненции. В 80 % случаев причиной смерти больных наркоманией является передозировка наркотических препаратов, которая вызывает острую сердечно-сосудистую недостаточность.

Не менее опасна, чем наркомания, токсикомания - употребление с целью наркотического эффекта или лекарственных средств, не относящихся к наркотикам, или средств бытовой химии. Главная опасность токсикомании состоит в том, что ей более подвержены дети и подростки, так как средства, используемые токсикоманами, более доступны. Любое токсикоманическое вещество может быть признано наркотическим после соответствующего юридического акта, и тогда больной из группы токсикоманов автоматически причисляется к группе наркоманов.

Причины наркомании и токсикомании

Причин несколько: психологические, социальные, экономические (разграничить их очень трудно).

К психологическим относятся снижение напряжения и чувства тревоги, бегство от проблем, связанных с действительностью, любопытство. Из социальных причин следует отметить неблагополучие семьи, воздействие социальной среды, безнадзорность. Экономические причины — безработица, невозможность получить образование, активная деятельность криминальных структур по распространению наркотиков. Распространению наркомании способствует также миф о том, что наркомания легко излечима.

Последствия наркомании: снижение средней продолжительности предстоящей жизни на 20-25 лет; заболевания печени, ЦНС, ранняя деградация личности; у родителей-наркоманов часто рождаются дети с врожденной патологией, нежизнеспособные и т. д.; наркоманы являются группой риска ВИЧ-инфекции (инфекция передастся через неоднократно используемые шприцы); рост преступности (асоциальные поступки в состоянии наркотического опьянения или с целью получения наркотика); из жизни выключена наиболее трудоспособная и деятельная часть населения — молодые люди.

Меры борьбы с наркоманией и токсикоманией. Борьба с наркоманией и токсикоманией очень затруднена из-за широкого распространения наркотиков, приносящего огромные прибыли криминальным структурам. Меры, принимаемые против наркомании и токсикомании, не обеспечивают успеха. Чаще всего усилия, направленные на помощь наркоманам, безрезультатны. Легче никогда не пробовать наркотик, чем избавиться от пристрастия к нему. Особая опасность в этом отношении грозит молодежи, подрастающему поколению, так как одним из условий развития наркомании является отсутствие знаний и непонимание огромной опасности, которую несет в себе употребление наркотиков. Поэтому одной из самых действенных мер борьбы с наркоманией и ее профилактики является санитарное просвещение.

Другим важным направлением борьбы с наркоманией и ее профилактики является улучшение социально-экономических условий, повышение уровня жизни.

Следует обратить особое внимание на меры, способствующие ликвидации мифа о возможности быстрого излечения наркомании. Большое значение в борьбе с наркоманией имеет работа в семье подросткового нарколога, специалиста по социальной работе, педагогов.

Молодежь и наркотики

Распространение наркомании среди молодежи — вопрос особой важности по многим причинам:

  • даже однократная проба наркотика подростком до 15 лет сильно увеличивает риск злоупотребления наркотиками в дальнейшем;
  • злоупотребление наркотиками в подростково-юношеском возрасте часто становится причиной химической зависимости и соответственно началом пожизненной борьбы с ней;
  • злоупотребление наркотиками мешает становлению личности молодого человека, его эмоциональному и социальному развитию, учебе и карьере;
  • злоупотребление наркотиками отчуждает молодого человека от остальных членов общества;
  • наркомания может привести молодых людей к воровству, проституции и другим видам противозаконной и правопреступной деятельности;
  • наркотики в организме, не достигшем зрелости, метаболизируются не совсем так, как у взрослых, и причиняют значительно больший вред.

Довольно часто первая проба наркотика происходит в юном возрасте. Подростки хотят ощущать себя взрослыми и хотят, чтобы именно так их воспринимали окружающие. Сейчас наркотики «просочились» в младшие классы; более того, отмечены случаи наркомании среди школьников 8-9 лет. Дети этого возраста очень плохо представляют опасность, которую таят в себе психоактивные препараты, и мало знают о том, насколько уязвим их организм. Многие на всю жизнь остаются инвалидами из-за приема наркотиков. Среди факторов, увеличивающих вероятность злоупотребления наркотиками, отметим следующие: разлад в семье; наличие в семье алкоголиков или наркоманов; равнодушное или даже благосклонное отношение родителей и родственников к приему наркотических средств; пережитое физическое, эмоциональное или сексуальное насилие; наличие наркоманов в компании, в которую входит подросток, молодой человек; доступность наркотиков; чувство страха, разочарования, одиночества; рано проявившееся антиобщественное поведение в школе, в училище, особенно агрессивность.

Признаки наркомании у школьников и студентов. Существует множество признаков, по которым внимательные родители могут догадаться отом, что ихдети начали принимать наркотики. К сожалению, взрослые либо вовсе не замечают их, либо, замечая негативные изменения в поведении сына или дочери, не допускают мысли о наркотиках. Но один, а тем более несколько из следующих симптомов должны насторожить родителей: снижение успеваемости; частые прогулы школьных занятий; конфликты в учебном заведении; нежелание придерживаться общепринятых правил поведения в учебном заведении и дома; отчуждение; появление новой компании; сужение круга интересов; постоянная нужда в деньгах; скрытность; частое отсутствие дома.

Что грозит организму наркомана? В первую очередь надо отметить, что в последние годы изменилась симптоматика клинических проявлений наркомании и токсикомании. Это связано прежде всего с расширением арсенала токсикоманиче- ских одурманивающих средств. Наркомания — это бизнес для дельцов, которым нет дела до здоровья их клиентов. Сотни подпольных лабораторий, где трудятся ученые, устремленные к легкому, но криминальному обогащению, открывают и внедряют новые сильнодействующие препараты, не «отпускающие» любопытных уже после двух-, трехкратных приемов внутрь этих веществ. Поэтому первоочередное поражение мозга и осложнения трудно диагностировать и начать целенаправленное лечение. Бесспорно, что пристрастие к одурманивающим средствам развивается не вдруг и не на голом месте. Весьма длительное время у молодого человека формируются личностные сдвиги, проявляющиеся в поведенческих отклонениях и расстройствах.

Как отмечалось выше, наркомания имеет генетические причины, а также обусловлена дефектами воспитания, воздействием микросреды, протестом против навязываемых молодому человеку требований в семье и школе. Кроме того, следует назвать личностную ущербность, желание быть «причастным к своим», избравшим особые жаргон, стиль жизни и манеры поведения.

При первом приеме под влиянием «опытных лидеров» одурманивающие вещества, как правило, неприятны и болезненны для организма. Но в дальнейшем наступает синдром токсикомании — синдром патологического влечения (лекарственная зависимость). На этом этапе происходят изменения психики: молодой человек испытывает эйфорию или абстиненцию, вегетативные сдвиги, понижения настроения, раздражительность. Эти изменения родители должны заметить раньше, чем педагоги или милиция и врачи, и обратиться за помощью. Когда начинается органическое поражение мозга (слабоумие, эпилептиформные расстройства, изменения личности), наркоманы теряют контроль за дозировкой и в одурманенном состоянии могут довести себя до смертельного отравления.

Изменения нервной системы возникают рано — в первые месяцы приема наркотиков. На этом этапе наблюдаются головная боль, нарушение сна, лабильность пульса и артериального давления. При использовании самодельных или синтетических наркотических средств чаще встречается синдром паркинсонизма (дрожание, скованность мышц). В научных сообщениях, опубликованных в США и других странах, описаны случаи паркинсонизма у молодых наркоманов, употребляющих героин.

Тяжелый период, особенно при абстинентном синдроме, длится 8-10 дней и характеризуется разнообразной симптоматикой — рвота, понос, ноющие боли, «ломка» — боли выкручивающего характера суставов и мышц, чувство страха, тревога.

Соматическая патология при наркоманиях имеет также свои особенности. Для наркомана характерен весь «букет заболеваний» — поражение сердца, сосудов, легких, желудочно-ки- шечного тракта, систем крови, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). В 80% случаев причинами смерти больных наркоманией является передозировка препаратов. Коматозное состояние ослабленного организма ведет к шоку и мгновенной смерти наркомана.

Хорошо известно, что предотвратить болезнь легче, чем ее лечить. Поэтому программы, направленные на предотвращение наркомании среди молодежи, являются жизненной необходимостью.

Уберечь молодых людей от злоупотребления лекарственными и наркотическими средствами — нелегкая задача. Многие специально разработанные для этой цели программы оказались неэффективными, а некоторые из них даже приводили к противоположному результату. Чтобы противостоять давлению «друзей»-наркоманов, толкающих молодого человека к наркотикам, он должен быть внутренне убежден в неприемлемости употребления наркотика, даже «одного раза». Попытки просто дать молодому человеку информацию о психоактивных средствах и о риске, связанном с их приемом, не принесли существенного успеха в решении этой труднейшей задачи, в которой необходимо участие общества в целом.

Наркотики и общество

Наркомания — это проблема, касающаяся не только здоровья отдельных членов общества, страдающих этим недугом. Наркомания — это проблема общества в целом. Так или иначе она затрагивает все его элементы, прежде всего требуя расходов на лечение наркоманов, на ликвидацию последствий всякого рода преступлений, совершаемых ими в состоянии наркотического опьянения, на содержание судебных органов, тюрем и других институтов, призванных вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому общество вправе ввести жесткий контроль над употреблением наркотических средств.

Одна из самых важных задач сегодняшнего дня — снизить уровень наркомании. Здесь прибегают к чрезвычайно разнообразным мерам: от применения военной силы (при уничтожении плантаций, например, конопли и опийного мака) до полной легализации наркотических средств («легких» наркотиков, как в Нидерландах). Некоторые специалисты считают необходимым ограничить доступность наркотиков, другие полагают, что важно уменьшить спрос.

Но ограничить доступ к наркотикам оказалось трудно, практически невозможно. Их легко раздобыть в любой стране, хотя довольно часто можно услышать сообщения о конфискации крупных партий наркотиков. Поскольку наркобизнес транснационален, контроль за транспортом и распространением наркотических средств весьма сложен, тем более, что наркотики являются важным элементом экономики многих развивающихся стран. Колоссальный доход, который дают производство и продажа наркотиков, побуждает многих людей идти на риск, связанный с противозаконными действиями.

К сожалению, попытки уменьшить спрос на наркотические средства также не увенчались успехом. Несмотря на все усилия специально подготовленных педагогов и воспитателей, люди

продолжают злоупотреблять наркотиками и алкоголем. Следует признать, что эффективные способы борьбы с наркоманией и предотвращения се пока не разработаны.

Стратегия и принципы предупреждения и избавления студентов от наркотической зависимости

Стратегия предупреждения наркомании предусматривает создание духовно-нравственного, эмоционально-познавательного и физического благополучия у каждого студента. При этом решающую роль играет фактор самовоспитания, эффективность которого может повыситься при ориентации на следующие основополагающие принципы:

  • осознание смысла собственной жизни;
  • сформулированность ближайшей и отдаленной цели и установки, побуждающей к активной деятельности;
  • активная жизненная позиция в достижении цели и активная деятельность;
  • выбор профессии в соответствии со своими способностями;
  • воспитание чувства собственного достоинства, осознание собственной значительности, заложенной в нас природой;
  • здоровый образ жизни.

Основные принципы избавления от наркотической зависимости. Существует множество программ, нацеленных на избавление людей от наркотической зависимости. Специалисты считают, что наиболее эффективны из них те, которые учитывают следующие факторы:

  • при лечении химической зависимости нет безнадежных случаев;
  • химическая зависимость представляет собой сложное заболевание, обусловленное неизвестными и не вполне известными причинами;
  • химическую зависимость можно прервать и держать под контролем, но нельзя вылечить. Целью поисков способов лечения является не уменьшение потребления наркотического средства, а полное воздержание от него;
  • проблемы, связанные с химической зависимостью или порожденные ею, следует рассматривать как второстепенные при лечении больного;
  • отрицание проблемы является нормой для пациента, страдающего химической зависимостью. Почти все эти люди либо избегают разговоров об их болезни, либо проявляют агрессивность;
  • успешная реабилитация требует коренного изменения образа жизни. Отказ от приема наркотиков влечет за собой исчезновение всего того, что с этим было связано: отпадает необходимость добывать наркотики, меняется круг общения и т.д. Возникает пустота, свободное время, которое необходимо заполнить, иначе вредная привычка может вернуться;
  • химическая зависимость — это болезнь всей семьи, поэтому программа лечения должна охватывать всех ее членов;
  • люди, страдающие химической зависимостью, нуждаются в помощи квалифицированных психологов, поскольку почти все они характеризуются отсутствием уверенности в себе, зависимостью, негативной самооценкой, боязнью получить отказ, ощущением отверженности, социальной незрелостью;
  • курс лечения желательно сочетать с участием в программе «Двенадцать шагов»;
  • после лечения возможно возобновление приема наркотических средств: человек, ни разу не сорвавшийся и не вернувшийся к наркотикам, — редкость.

Что касается восстановительных программ, то они принципиально не отличаются от применяемых при лечении алкоголизма.

Инструктивно-методическое письмо

О наркомании сегодня говорят во всем мире. Эта проблема беспокоит политиков, медиков, социологов, юристов, педагогов. По приблизительным данным, в мире насчитывается более одного миллиарда наркоманов. Это - социальная трагедия.

По данным Европейского бюро ВОЗ в регионе насчитывается 16 млн. наркоманов. Украина занимает 6-е место по скорости наркотизации населения с 50 европейских стран. Человек приобщается к наркотикам, начиная с курения обычных сигарет (в Украине курят 12 миллионов, в Киеве - 800 тыс. человек), затем к табаку добавляется "травка" (анаша, план, марихуана), после этого в ход идут медицинские препараты, а в дальнейшем уже применяются и иньективни наркотики. Необходимо срочно и активно включиться в борьбу с наркоманией, используя для этого весь арсенал доступных средств и кричать: "Тревога - наркомания!"

В целях антинаркомацийнои пропаганды советуем библиотекам совместно с областным и районными центрами здоровья организовать досуг молодежи и юношества в клубах по интересам, литературных объединениях, шоу-клубах по названиям "Современник", "Добрая надежда", "Юность", "Мы "," Диалог "," Компас "," Источник "," Живица ", направленных на просветительскую и воспитательную работу. Формы работы - лектории, диспуты, выставки-размышления, выставки-дискуссии, вечера вопросов и ответов, встреча за "круглым столом", вечера обмена мнениями, брейн-ринги, бенефисы читателей, беседы, обзоры литературы, уроки нравственности, уроки здоровья, уроки этики при непосредственном участии специалистов-психологов, наркологов, правоохранительных органов.

Борьба с этим злом требует энергичных комплексных мер - медицинских, правовых, воспитательных. Следует более распространено показать гнусную сущность наркотического притона, раскрыть позорное лицо сбытчиков зелья, уродство его потребителя, страшные последствия страсти - моральное и физическое самоуничтожение.

Беседы с юношами и девушками, связанные с проблемой наркомании, должны быть построены так, чтобы заострить внимание на опасность психологической деградации человека, принимающего наркотики. Необходимо доказать юным, что параллельно с привычкой к наркотику, происходит резкое сужение интересов личности, ее потребностей, мотивов поведения. Необходимо убедить юношу или девушку в том, что успех лечения наркомании зависит прежде всего от стадии развития болезни, желание излечиться. Вся информация в организованных массовых мероприятиях для юношества и молодежи необходима для того, чтобы вовремя предотвратить намерениям попробовать наркотик, и представление о том, что однократный прием наркотика безопасный - ошибочное, ведь с этого и начинается, в основном, безвозвратное заболевания.

Поэтому для старшеклассников, студентов, учащихся лицеев, техникумов, колледжей советуем провести комплекс массовых мероприятий "Наркомания, проституция, СПИД - реальная угроза человечеству", куда можно включить:

Книжную выставку-дискуссию "Наркомания - не просто пагубная привычка" по разделам:

Наркотики: мифы и реальность.

Что такое наркомания?

Наркомания и преступность.

Правовые меры борьбы против наркомании.

Вечер вопросов и ответов "Чтобы не попасть на тропинку беды" советуем провести совместно с психологом, юристом, врачом, рассмотрев вопрос:

Наркотики, история их возникновения.

Социальное корни пагубного явления.

Почему наркоманы пытаются привлечь к наркотикам других?

Как предотвратить первой встрече со страшным, разрушающим человека зельем?

Конкретные меры государства, направленные на борьбу с наркоманией.

Злоупотребление наркотическими веществами и психотропными средствами, их незаконной продаже - социальная проблема мирового масштаба, что требует решения. В Украине она приобрела угрожающий характер и имеет все черты эпидемического процесса. Всего 1-5 процентов наркоманов излечивается от своего недуга. Учитывая недостаточную эффективность лечения наркомании, основное внимание следует уделять, на наш взгляд, профилактическим мероприятиям и раннему выявлению наркопотребителей с целью комплексного их лечения. На эти вопросы подростки и молодежь найдут ответы на час интересных сообщений "Белая смерть: зло необходимо уничтожать" с корнями ", которую советуем подготовить библиотекарю с участием ведущих специалистов.

Примерные вопросы для информации:

Каковы причины распространения наркомании?

Какой вред приносят наркотики организма?

Наркомания. Токсикомания. Алкоголизм. Есть ли разница между ними?

Знаете ли вы, насколько губительно действует употребление наркотиков на потомство?

Наркотические препараты: ответственность за незаконное использование и воровство. Знаете ли вы эти законы?

Профилактические меры можно условно разделить на две группы. Это, во-первых, формирование здорового образа жизни, и, во-вторых, антинаркотическая пропаганда. Эта пропаганда должна быть комплексной, обращенной к разным возрастным группам и неформальных молодежных группировок с учетом их ценностных ориентаций и психологических особенностей. Следует как широко информировать молодежь обо всех негативных последствиях употребления веществ, вызывающих психологическую и физическую зависимость. Целью этих мероприятий должно быть негативное отношение к наркомании со стороны общества и формирование негативного интоксикационной установки у подростков и молодежи.

Наркотики в глубокой древности - выступление медицинского работника.

Наркомания и закон - выступление юриста.

Утверждать здоровый образ жизни - обзор книг и статей в прессе.

С целью выяснения наличия знаний о наркотиках и их роль в жизни человека можно провести "Анкетирование".

АНКЕТА

1. Наркотик - полезный?

в) затрудняюсь ответить;

г) не знаю.
2. Что такое наркотик?

а) вещество, которое дает удовлетворение;

б) приятное времяпрепровождение;

в) вещество, которое является условием неизлечимой болезни;

г) лекарства, которые в небольших дозах облегчают страдания больных.
3. Почему люди начинают употреблять наркотики?

а) ради интереса;

б) по просьбе товарищей;

в) чтобы облегчить свое горе - решить проблему;

г) чтобы облегчить протекание болезни.
4. Что происходит с наркоманом?

а) продолжает радоваться жизни;

б) постоянно ищет, где бы достать наркотик;

в) подавлен;

г) жизнь - мучение.
5. Есть ли среди ваших знакомых наркоманы?

в) не знаю
6. Если бы вам предложили попробовать наркотик, вы бы сделали это?

в) один раз можно попробовать;

г) не знаю;

д) в зависимости от окружающих.

Спасибо за откровенность. Какими бы ни были твои ответы, поступки постоянно будут говорить, какой ты есть!

"Здоровье - это модно!"
Молодежная данс-акция (для учащихся 10-х - 11-х классов)

Цель: пропаганда здорового образа жизни; коррекция отдельных признаков дезадаптированных поведения молодежи.

Перед началом данс-акции участникам предлагается принять участие в "живом анкете", выбрав один из трех вариантов ответа (показать соответствующие буквы). Интерактивная анкета участников акции:

Вопрос "живой анкеты"

1. Человек, который ведет здоровый образ жизни:

а) придурок;

б) человек, который не находит более интересного занятия;

в) "продвинутый" тип с нормальными взглядами на жизнь;
2. Если у вас возникло желание узнать о здоровом образе жизни, вы:

а) прочитаете в журнале "Здоровье";

б) проконсультируетесь у врача;

в) станете участниками нашей акции.
3. Если вы пришли на нашу акцию, то вы:

а) будете скромно стоять в стороне;

б) будете "смеяться" по поводу и без повода;

в) принимать участие во всех конкурсах.
4. Готовы ли вы избавиться от вредных привычек и сделать свой ​​образ жизни более здоровым?

а) нет, мне это ни к чему;

б) если мои друзья согласятся, то я также присоединюсь к ним;

в) именно этим я и занимаюсь.

Советы для учителя (ведущего). Молодежная данс-акция проходит как последовательная смена эпизодов (этапов) игровой программы. Между всеми эпизодами, а также по окончании программы - дискотека.

Эпизод 1. "Профилактика курения".

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто курят;
б) те, кто не курят.

Игры:
1) танец на сигаретах и ​​сигаретных пачках;
2) надувание на скорость воздушного шарика (определение производительности работы легких того человека, который курит, и тех, что не курит).

Эпизод 2. "Профилактика употребления алкоголя".

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто употребляет алкоголь;
б) те, кто не употребляет алкоголь.

Игры:
1) аукцион безалкогольных напитков;
2) игра на знание органов, которые поражаются алкоголем.

Эпизод 3. "Профилактика наркомании".

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто негативно относится к употреблению наркотиков;
б) те, кто положительно относится к употреблению наркотиков.

Эпизод 4. "Пропаганда безопасного секса".

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто за использование презервативов;
б) те, кто против использования презервативов.

Игры:
1) ролевая игра, мать убеждает сына (бабушка - внучка, подруга - приятеля) в том, что надо пользоваться презервативами;
2) игра-предупреждение "Распространение ВИЧ / СПИДа".

Етизод 5. "Пропаганда занятий спортом".

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто занимается физкультурой и спортом;
б) те, кто вообще не занимается физкультурой и спортом.

Игры:
1) разработать комплекс упражнений для обеих групп;
2) игра "игро-тренажер".

Эпизод 6. "Пропаганда здорового питания".

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто считает, что питается правильно;
б) те, кто считает, что питается неправильно

Игры:
1) составить меню здорового питания;
2) игра "Накорми меня".

Эпизод 7. "Пропаганда профилактического медицинского осмотра"

Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто регулярно посещают врача с профилактической целью;
б) те, кто обращается к врачу только в случае крайней необходимости.

Игры: 1) игра "Мне нравится, что вы больны не мной..."
Подведение итогов:

1. Подсчет жетонов (за активное участие в конкурсах, правильные ответы, победу в играх): определение тех, кто получил наибольшее количество жетонов.

2. Награждение победителей призами, ценными подарками.

Мы против наркомании! …Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза и, в первую очередь, в России в последнее десятилетие происходило угрожающими темпам…


«Видеть не так уж сложно. Основная сложность состоит в том, чтобы пробить стену, которая сдерживает нас и не дает сдвинуться с места. Эта стена существует в уме каждого из нас. А чтобы ее разрушить, все, что нам необходимо - это выбраться из крепости удовлетворенности собой и ложного чувства безопасности». Карлос Кастанеда


Что такое «наркотик»? Понятие наркотик является медицинским, социальным, и юридическим. Прежде всего, наркотик – это психоактивное вещество, включённое в официальных государственный список наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте (по заключению Постоянного комитета по контролю наркотиков). Наркотик специфически действует на психику (затормаживает психические процессы, активизирует или оказывает галлюциногенный эффект); вызывает отрицательные социальные последствия в связи с широким распространением.


Виды наркотиков 1. Опиаты (опиоиды) - наркотики опиатной группы Морфин (опиум, героин, кодеин) Внешние изменения - сильное сужение зрачков; глаза слегка красноватые и сильно блестят; синяки под глазами; поверхностное прерывистое замедленное дыхание; кожный зуд (особенно нос); вялый и сонный вид; сбивчивая речь; пассивность и общая расслабленность; апатичность ко всему, кроме себя; эйфория и беззаботность; чрезмерная смелость и решимость; нервозность; и т.п. Физиологические изменения - сухость кожи и слизистых покровов (губ, языка); поверхностный сон; уменьшение выделения мочи; частые запоры; при простуде отсутствует кашель; небольшое понижение температуры тела. Метадон (мет) Внешние изменения - действует от 1-3 суток; сужение зрачков; замедленная и сбивчивая речь; замедленные движения; раздражительность по пустякам; нарушения аппетита; поверхностный сон; поверхностное дыхание; добродушие и т.п. Физиологические изменения - легкий кожный зуд.


Виды наркотиков 2.Каннабиолы (каннабиноиды) - вещества из конопли Марихуана или конопля (анаша, гашиш, план, ганджа, чарас, ма, киф, дачча, синтетический каннабинол, Мэри-Джейн, хэмп) Внешние изменения при употреблении конопли и ее производных - зрачок немного расширен; блеск в глазах; покраснение белков глаз; слегка припухшие веки; постоянное облизывание губ; неприятный запах изо рта; специфический запах гари от одежды; чрезмерная веселость и смех без причины; ослабленное внимание; сбивчивость мыслей; нарушение памяти; резко возникающее состояние непонятной печали и задумчивости; повышенная потребность в речевом общении со временем сменяющаяся на желание одиночества под музыку (часами); непонятные высказывания; бессвязная речь, в высказываниях заметно отсутствие логики между фразами; перескакивание с темы на тему; в разговоре уделение внимания малозначительным деталям; глуповатый тон разговора; легкое нарушение координации движений; иногда галлюцинации; при резкой смене обстановки страх и параноидальные явления; усиление аппетита (прожорливость); общая эйфория благодушие и т.п. Физиологические изменения - учащенный пульс; сухость ротовой полости и губ.


Виды наркотиков 3. Психостимуляторы (скорости, спиды, ускорители) Кокаин (кокс, крэк, кока) Чрезмерно возбужденное состояние; отсутствие усталости; ощущение силы и превосходства; отсутствие аппетита; истощение; бессонница; иногда дрожание конечностей, галлюцинации. Метамфетамин (дексамфетамин, метилфенидан, фенметразин, метедрин, эфедрон (джеф, мулька, мет), первитин (винт)) Амфетамин или фенамин (фен, прелюдин, риталин, ромилар, дезоксин, спид, скорость) Внешние изменения - зрачок расширен; глаза округлены как у совы; повышенная активность и выносливость организма; все движения и действия выполняются в ускоренном темпе; потребность постоянно двигаться и что-то делать; ощущение эмоционального подъема; эйфория; чрезмерно хорошее настроение; переоценка своих возможностей; отсутствие чувства голода; повышенная сексуальная активность; сильное желание говорить; учащенный пульс.


Виды наркотиков 4. Седативно-снотворные наркотические средства Барбитураты (хлоралгидрат, мепробамат, метаквалон, барбамил, фенобарбитал, реладорм, циклобарбитал) Внешние изменения - зрачки нормальные, но глаза сонные; затрудненная речь и заикание; сонливость; помрачение сознания; галлюцинации; неконтролируемые и нескоординированные движения, нарушение равновесия (как бы пьяный); замедленные психические реакции; затрудненный мыслительный процесс и скорость принятия логического решения; нерешительность; туманные высказывания; подавленность настроения и др. Физиологические изменения - слабые дыхание и пульс. Бензодиазепины BZP (феназепам, радедором, реланиум(диазепам), элениум, имован, донормил) Внешние изменения - сонливость; вялость; спутанность сознания; замедленная реакция; нарушение способности сосредотачиваться; вялая сбивчивая речь; ощущение головокружения; мышечная слабость; расстройство артикуляции; неуверенная походка; галлюцинации; суицидальные наклонности. Физиологические изменения - сухость во рту.


Виды наркотиков 5. Галлюциногены и виды наркотиков-психоделиков Фенциклидин PCP (пи-си-пи, ангельская пыль) Внешние изменения при употреблении галлюциногенов - нарушение зрения и сознания; нарушение координации движений; галлюцинации; страх и паника; частая потеря памяти; неспособность совершать целенаправленные действия; повышенная энергичность, жизнерадостность; внимание сосредоточенно на внутренних переживаниях; раздвоение личности и т.п. Физиологические изменения - период опьянения длится от 4 до 6 часов; повышение артериального давления; потливость; рвота; головокружение.


Общие признаки употребления наркотиков и наркомании Внешние признаки: - бледность кожи; - расширенные или суженные зрачки; - покрасневшие или мутные глаза; - замедленная речь; - плохая координация движений. Поведенческие признаки: - увеличивающееся безразличие к происходящему рядом; - уходы из дома и прогулы в школе; - трудность в сосредоточении, ухудшение памяти; - неадекватная реакция на критику; - частая и неожиданная смена настроения; - необычные просьбы дать денег; - пропажи из дома ценностей, одежды и др. вещей; - частые необъяснимые телефонные звонки. Наркозависимость (наркомания, наркотизм, или зависимость от наркотиков) выражается также в нарушении сна, мышечных и суставных болях, нестабильном артериальном давлении, сухости во рту, снижении половой потенции, нарушении менструального цикла, похудении, нарушении защитных свойств организма и др.


Зависимость К наркотикам развивается психическая или/и физическая зависимость. Психическая зависимость характеризуется постоянным или периодическим возникновением влечения (страстного желания принять наркотик), без которого развиваются эмоциональные и поведенческие нарушения. Физическая зависимость характеризуется резкими нарушениями биохимических процессов в организме, включением наркотического вещества как необходимого для организма компонента в его биологическое, психическое и социальное функционирование. Признаками физической зависимости являются компульсивное влечение к наркотику (непреодолимое, биохимически и патофизиологически детерминированное желание, во что бы то ни стало употребить наркотик, любой ценой достать его и ввести в организм) и абстиненция (синдром отмены). Синдром отмены выражается в тяжелом состоянии физического и психического дискомфорта, с которым зачастую без медицинской помощи человеку справиться бывает почти невозможно в связи с выраженными нарушениями функционирования сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной систем, желудочно-кишечного тракта и т. д.




Первичная профилактика Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Её контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодёжи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих биологические, психологические и социальные факторы риска формирования аддикции, развитие невосприимчивости к дисфункциональным паттернам наркоманического поведения. Первичная профилактика имеет следующие задачи: Совершенствование, повышение эффективности используемых ребёнком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий; Увеличение потенциала личностно-средовых ресурсов (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.) Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определённых умений справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением, а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами. Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами.


Вторичная профилактика Вторичная профилактика у детей, подростков и молодёжи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Её контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию.) Вторичная профилактика имеет следующие задачи: Развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения; Повышение потенциала личностно-средовых ресурсов; Профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества). Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами – психотерапевтами, психологами, педагогами и сетью непрофессионалов – членов групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсальный и действенный, чем от первичной.


Третичная профилактика Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодёжи является преимущественно медико- социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжёлую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов – психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов – консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.


Книги, посвященные данной проблеме Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение: учебное пособие для студентов высших заведений». В пособии затрагиваются современные проблемы употребления наркотиков, развития наркоманической зависимости, пути профилактики и предотвращения формирования заболевания, а также рассматриваются возможности выздоровления для тех, кто уже знает, что такое зависимость, на собственном опыте.


Книги, посвященные данной проблеме «Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей». Книга посвящена борьбе с наркоманией среди молодежи. Она адресована педагогам, руководителям образовательных учреждений, всем наставникам молодежи, работающим в сфере воспитания, родителям. Книга написана на базе большого конкретно-социологического материала, а также наблюдений педагогов и врачей-наркологов, посвятивших работе с наркоманами многие годы.


Книги, посвященные данной проблеме Сирота Н.А, Ялтонский В.М, Хажилина И.И., Ведерман Н.с. «Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике». Книга адресована широкому кругу специалистов, занимающихся профилактикой наркоманий и токсикоманий. В ней дана подробная информация о том, что и как нужно делать, чтобы профилактическое воздействие было эффективным. Представлены две тренинговые программы обучения здоровому образу жизни: программа профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для подростков и программа психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового жизненного стиля у школьников.


Книги, посвященные данной проблеме Лисецкий К.С., Литягина Е.В. «Психология и профилактика наркотической зависимости» Данная работа представляет собрание новейших идей в области профилактики наркомании и других видов негативной зависимости. Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов-психологов и социальных педагогов.


Книги, посвященные данной проблеме Кун С., Шварцвельдер С., Уильсон У. «Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя». Авторы – профессоры фармакологии и психологии- предлагают родителям способ, как разговаривать с детьми о наркотиках и алкоголе, чтобы не вызвать у них сопротивления и дух противоречия. Это практичное и необходимое руководство для каждого родителя, который хочет, чтобы его ребенок знал достаточно и сам сказал «нет» наркотикам и алкоголю.


Книги, посвященные данной проблеме Колесов Д.В. «Антинаркотическое воспитание: учебное пособие». Читатель найдет в предлагаемой книге ответы на вопросы о сущности наркомании и токсикомании, об особенностях их формирования и развития, о природе предрасполагающих к заболеванию факторов, о мерах борьбы с наркотической заразой, включая общественную профилактику и профилактику в семье. В презентации была использована литература, предоставленная научной библиотекой им. Р.А. Пановой МарГУ: В презентации была использована литература, предоставленная научной библиотекой им. Р.А. Пановой МарГУ: ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 2 (Адрес: ул. Кремлевская, 44, корп. пединститута, кабинет 227.) Выполнили: студентки I курса, о/о, ФПП, ПС-11 Егошина Валерия, Чучалова Елена