Проектирование современного урока в соответствии с фгос. Проектирование современного урока в условиях реализации фгос

1 слайд

Тема: «Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки» Задачи: Дать характеристику химическому составу клетки: группам элементов входящих в состав клетки; Раскрыть свойства и значение воды, роль важнейших катионов и анионов в клетке. Глава I. Химический состав клетки Пименов А.В.

2 слайд

Все живые организмы на Земле делятся на две империи - империя Клеточные и империя Неклеточные. Империя Клеточные объединяет организмы, имеющие клеточное строение. К неклеточным организмам относится вирусы, объединенные в царство Вирусы. Свойства живых организмов

3 слайд

1. Важнейший признак живого организма - способность к размножению, способность к передаче генетической информации следующему поколению. При бесполом размножении следующее поколение получают генетическую информацию от материнского организма, при половом - происходит объединение генетической информации двух организмов. 2. Живой организм является открытой системой, в него поступают питательные вещества, он использует различные виды энергии - энергию света, энергию, выделяющуюся при окислении органических и неорганических веществ, выделяет в окружающую среду продукты обмена веществ и энергию. Другими словами, между организмом и средой обитания происходит постоянный обмен веществ и энергии. 3. Клетки живых организмов образованы различными биополимерами, важнейшими из которых являются нуклеиновые кислоты и белки. Но мертвая лошадь также состоит из биополимеров, поэтому важно подчеркнуть их постоянное самообновление. 4. Пока организм жив, он воспринимает воздействия окружающей среды, под влиянием раздражителя происходит возбуждение и развивается ответная реакция на возбуждение. Возбудимость - важнейшее свойство организма. Свойства живых организмов

4 слайд

5. В результате естественного отбора организмы удивительным образом адаптировались к конкретным условиям обитания. Эта адаптация началась с эволюции на уровне молекул, затем на уровне органоидов клетки - на клеточном уровне, затем на уровне многоклеточного организма. 6. Для живых организмов характерна высокая степень организации, которая проявляется в сложном строении биологических молекул, органоидов, клеток, органов, их специализации к выполнению определенных функций. 7. Также к признакам живых организмов относятся рост, старение и смерть. Свойства живых организмов

5 слайд

Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой природы: Молекулярный. Клеточный. Организменный. Популяционно-видовой. Экосистемный. Биосферный. Уровни организации живой материи

6 слайд

Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. Уровни организации живой материи

7 слайд

На клеточном уровне изучается строение клеток, строение и функции ее отдельных органоидов. Уровни организации живой материи

8 слайд

На организменном уровне – строение тканей, органов и систем органов целостного организма. Уровни организации живой материи

9 слайд

На популяционно-видовом уровне изучаются структура вида, характеристика популяций. Уровни организации живой материи

10 слайд

На экосистемном (биогеоценотическом) уровне изучается структура и характеристика биогеоценозов. Уровни организации живой материи

11 слайд

12 слайд

Что изучается на молекулярном уровне? Изучаются молекулы органических веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. Что изучается на клеточном уровне? На клеточном уровне изучается строение клеток, строение и функции ее отдельных органоидов. Что изучается на организменном уровне? Строение тканей, органов и систем органов целостного организма. Что изучается на популяционно-видовом уровне? На популяционно-видовом уровне изучаются структура вида, характеристика популяций. Что изучается на биогеоценотическом уровне? На экосистемном (биогеоценотическом) уровне изучается структура и характеристика биогеоценозов. Что изучается на биосферном уровне? На биосферном – изучается биосфера. Распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере. Влияние человека на биосферу. Подведем итоги:

13 слайд

14 слайд

Химический состав клетки Все клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому составу. В живых организмах обнаружено около 80 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Для 24 элементов известны функции, которые они выполняют в клетке. Эти элементы называются биогенными. По количественному содержанию в живом веществе элементы делятся на три категории: Макроэлементы: O, C, H, N - около 98% от массы клетки, элементы 1-ой группы; K, Na, Ca, Mg, S, P, Cl, Fe - 1,9 % от массы клетки, элементы 2-ой группы. К макроэлементам относят элементы, концентрация которых превышает 0,001%. Они составляют основную массу живого вещества клетки. Микроэлементы: (Zn, Mn, Cu, Co, Mo и многие другие), доля которых составляет от 0,001% до 0,000001% (0,1 % массы клетки). Входят в состав биологически активных веществ - ферментов, витаминов и гормонов. Ультрамикроэлементы: (Au, U, Ra и др.), концентрация которых не превышает 0,000001%. Роль большинства элементов этой группы до сих пор не выяснена.

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Какие элементы относятся к элементам 1-й группы? С, Н, О, N.. Какие элементы относятся к элементам 2-й группы? : K, Na, Ca, Mg, S, P, Cl, Fe. Сколько процентов от массы приходится на элементы 1 и 2 группы: Элементы 1-й группы – 98%, элементы 2-й группы – 2%. Какие элементы называются макроэлементами? Элементы, количество которых составляет больше 0,001% от массы тела, называются макроэлементами. Какие элементы называются микро- и ультрамикроэлементами? Элементы, на долю которых приходится от 0,001 до 0,000001%, – микроэлементами, а элементы, содержание которых не превышает 0,000001%, – ультрамикроэлементами. Подведем итоги:

18 слайд

19 слайд

Вода. Самое распространенное в живых организмах неорганическое соединение. Ее содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов вода составляет по массе около 10%, а в клетках развивающегося зародыша - более 90%. Химические соединения клетки. Вода

20 слайд

Молекула воды состоит из атома О, связанного с двумя атомами Н полярными ковалентными связями. Характерное расположение электронов в молекуле воды придает ей электрическую асимметрию. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны атомов водорода сильнее, в результате общие пары электронов смещены в молекуле воды в его сторону. Поэтому, хотя молекула воды в целом не заряжена, каждый из двух атомов водорода обладает частично положительным зарядом (обозначаемым δ+), а атом кислорода несет частично отрицательный заряд (2δ-). Молекула воды поляризована и является диполем (имеет два полюса). Химические соединения клетки. Вода

21 слайд

Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул. Таким образом, каждая молекула воды стремится связаться водородными связями с четырьмя соседними молекулами воды. Вода является хорошим растворителем. Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения (соли, кислоты, основания). Хорошо растворяются в воде и некоторые неионные, но полярные соединения, т. е. в молекуле которых присутствуют заряженные (полярные) группы, например сахара, простые спирты, аминокислоты. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются гидрофильными (от греч. hygros – влажный и philia – дружба, склонность). Химические соединения клетки. Вода

22 слайд

23 слайд

Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называются гидрофобными (от греч. phobos – страх). К ним относятся жиры, нуклеиновые кислоты, некоторые белки. Такие вещества могут образовывать с водой поверхности раздела, на которых протекают многие химические реакции. Следовательно, тот факт, что вода не растворяет неполярные вещества, для живых организмов также очень важен. К числу важных в физиологическом отношении свойств воды относится ее способность растворять газы (О2, СО2 и др.). Химические соединения клетки. Вода

24 слайд

Вода обладает высокой теплоемкостью, т. е. способностью поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Большая теплоемкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры. Многие организмы охлаждаются, испаряя воду (транспирация у растений, потоотделение у животных). Химические соединения клетки. Вода

28 слайд

Важнейшие анионы: Н2РО4-, НРО42-, НСО3-, Сl- Буферность – способность поддерживать рН на определенном уровне. Величина рН, равная 7,0 соответствует нейтральному, ниже 7,0 – кислому, выше 7,0 – щелочному раствору. В клетке рН = 7,4. Химические соединения клетки. Соли

29 слайд

Какие вещества относятся к гидрофильным веществам? Вода легко растворяет ионные соединения (соли, кислоты, основания). Хорошо растворяются в воде и некоторые неионные, но полярные соединения, т. е. в молекуле которых присутствуют заряженные (полярные) группы, например сахара, простые спирты, аминокислоты. Почему липиды нерастворимы в воде? Молекулы липидов не имеют заряда, не гидратируются. Почему воду относят к веществам с большой теплоемкостью? Какое это имеет значение для организмов? Вода способна поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Большая теплоемкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры. Как происходит регуляция теплоотдачи с помощью воды? Многие организмы охлаждаются, испаряя воду (транспирация у растений, потоотделение у животных). Какое значение имеет высокая теплопроводность воды? Обеспечивает равномерное распределение тепла по всему организму. Почему твердый лед легче, чем жидкая вода? Плотность воды в твердом состоянии меньше чем в жидком, благодаря этому лед образуется на поверхности воды. Подведем итоги:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Трушко Г.Н, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия»
  • Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
  • С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
  • Современному обществу нужны люди, которые могут:
  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
  • «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
  • Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
  • мобилизация;
  • целеполагание;
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация;
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия.
  • Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
Универсальные Учебные Действия - совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • Регулятивные: организация собственной деятельности
  • Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с людьми
  • Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Приёмы, способствующие повышению мотивации:
  • иллюстративный материал
  • использование ИКТ
  • игровые ситуации
  • разгадывание грамматических загадок
  • инсценирование
  • лирическое вступление
  • верю-не верю
  • кластер
  • рефлексивные вопросы
  • создание благоприятного
  • психологического климата
  • Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
  • Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
  • 1 – й шаг. Определение нового .
  • 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
  • 3 – й шаг. Планирование действий.
  • 4 – й шаг. Планирование решений.
  • 5 – й шаг. Планирование результата.
  • 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Этап мобилизации
  • Деятельность ученика:
  • Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  • Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  • Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
  • Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
  • Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
  • – Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
  • – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
  • – Все слова смогли проверить? (нет)
  • – Почему? (правило не подошло)
  • – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
  • –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.
  • Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
  • Учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.
  • - Что общего в правописании существительных и прилагательных?
  • - Прочитайте правило на стр. 38-39.
  • - Какая информация для вас оказалась новой?
  • В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.
  • Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • Учащимся предлагается отрывок из стихотворения
  • О. Молоткова из упр 272.
  • - Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
  • - Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее?
  • - Назовите часть речи, к которой они относятся.
  • В чём необычность этого стихотворения?
  • - Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)
  • - Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).
  • - Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы.
  • - Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о
  • существительном (опорный конспект, таблица и т.д.)
Приёмы создания учебной ситуации
  • Предъявить противоречивые теории, факты
  • Обнажить житейское представление и представить научный факт
  • Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»
  • 1.Учитель сам ставит проблему «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде?
  • 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
  • Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:
  • Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?
  • Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсн ицей обожаемой тетушки .
  • Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • 3. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
  • Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.
  • 1)Пролага ть, излага ть, прилага ть, отложить.
  • 2)Доложить, выложить, слага ть, уложить. 4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
  • Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «выбор».
  • (до)ехал (до)б...рёзы
  • (по)бежал (по)д...ревне
  • (про)читал (про) город
  • (на)кричал (на)с...баку
  • Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
  • 1) слова из словарика и не из него;
  • 2) слова с приставками и предлогами;
  • 3) глаголы и прилагательные
  • У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
  • Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «неопределенность».
  • Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал , запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
  • Ситуация «неожиданность».
  • Сидят на ветке воробьи,
  • Болтают про дела свои,
  • Вспорхнули с ветки воробьи!
  • Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с условиями выбора букв е-и в окончаниях существительных.
Приём «актуальность» на уроке русского языка по теме: «Ударение».
  • - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский .
  • -Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
  • - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.
  • - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.
  • Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
  • «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
Опорный конспект- один из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования
  • вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного
  • могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения
  • часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
  • способствует лучшему пониманию и усвоению знаний
  • Умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
  • Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается вспомнить, что им известно об имени существительном из начальной школы и сделать краткие выводы в виде опорного конспекта.
Работа в группах
  • раскрепощает ребят
  • создает условия психологического комфорта
  • учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку
  • Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.
Работа в группах Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • На этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:
  • Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-
  • отгадки. Обозначьте окончания.
  • А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..
  • Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические
  • признаки. Образец: (из) песчинок - ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п
  • 1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.
  • 3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся
  • не с умом, а с леностью своею.
  • Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические
  • признаки существительного.
  • Например: Меч, ночь, камыш, друг
Работа в группах Тема: «Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных»
  • Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
  • - Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
  • Для первой группы : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
  • Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
  • Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
  • Для четвёртой группы : «Лишние слова»
  • Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г
  • - От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
  • - Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
  • - А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
  • А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?
  • -Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить
Работа в группах Тема: «Буквы з-с на конце приставок»
  • Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
  • Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
  • а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
  • б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
  • 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
  • 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
  • 5. Графически обозначьте орфограмму.
  • 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
  • Водопад.
  • Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
  • Работа в парах дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, проверке заучивания наизусть стихотворений, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
  • Использование игровых приёмов на уроках русского языка – важное условие эффективной организации учебного процесса.
  • Игровые приёмы:
  • «Зоркий глаз»
  • «Орфографическая эстафета»
  • «Вырасти дерево»
  • «Лексическое лото»
  • «Собери фразеологизм/пословицу»
  • «Составь слово»
  • «Мозговой штурм»
  • Кроссворды
  • Заключительный этап урока – рефлексия …Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята, с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.
  • Вопросы для рефлексии после самостоятельной работы:
  • - Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?
  • Приёмы итоговой рефлексии:
  • Четвёртое лишнее
  • Незаконченное предложение
  • Плюс-минус-интересно
  • Светофор
  • Перфокарта
  • Кластер
  • Синквейн
Развитие оценочной самостоятельности - ключевое условие решения многих задач реформы образования.
  • Самооценка
  • Взаимооценка
  • Рецензирование
  • Цель - овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
  • Проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать то, до чего додумался сам .
  • Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Проблемы:
  • Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
  • Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
  • Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
  • Переутомляемость, возбудимость при такой нагрузке как у учителя, так и у ребенка.
  • Недостаточно разработана система оценивания.
  • Увеличение документации.
  • "Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
  • Б. Шоу

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица: Третье: 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.- 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учащимся; задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Слайд 8

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Четвертое: Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты. Пятое: Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое: Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: мотивационно-целевой; процессуальный; рефлексивно-оценочный Седьмое: Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.» Восьмое: Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

В статье рассматриваются требования, которые предъявляются к проекту современного урока в условиях реализации ФГОС. Дано описание алгоритма проектирования сценария урока и приведён пример технологической карты урока окружающего мира во втором классе.

Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе. В профессиональном стандарте педагога, который сегодня широко обсуждается практиками, в списке обобщённых трудовых функций в педагогической деятельности учителей определено действие построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы. Важно разобраться, определено ли содержание функции по проектированию процесса обучения в рамках учебного предмета, а также выявить, насколько готов учитель реализовать положения системно-деятельностного подхода ФГОС общего образования в процессе проектирования урока.

Традиционно в должностные обязан-ности учителя входит умение планиро-вать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.

Сегодня в профессиональном стандар-те педагога определена обобщённая тру-довая функция: педагогическая деятель-ность по проектированию и реализации образовательного процесса в образова-тельных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Опре-делено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это раз-работка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессио-нальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработ-ке и реализации программы развития образовательной организации, планиро-вание и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.

Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию . Проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) - процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование - это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:

Осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);

Переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

Смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком.

Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

Технологичное описание целей совре-менного урока - это описание в первую очередь планируемых результатов уче-ников, потому что измерять и оцениватьв конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффек-тивности педагогической деятельности, решённых педагогических задач.

После описания целей (планируемые действия - результаты учеников в рам-ках учебной темы) учителю легко осо-знать, что он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оце-ночным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику про-вести самооценку своих результатов.

Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагоги-ческих задач — действий учителя. Педа-гогическая задача - это описание ситу-ации, которая раскрывает взаимодей-ствие учителя и детей по поводу дости-жения определённой цели. Все задачи в любой педагогической ситуации являют-ся задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в орга-низации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен опреде-лить условия того, как ситуацию «незна-ния» перевести в ситуацию «знания».

Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать спо-собы и средства для их решения. Глав-ное - выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последователь-ность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориен-тироваться на классификацию совре-менных технологий построения учебно-го процесса на проблемной, деятель-ностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах.

После определения целей, педагоги-ческих задач и технологий наступает важный этап разработки технологиче-ской карты сценария урока.

Алгоритм проектирования техноло-гической карты сценария урока опреде-ляет последовательность действий педа-гога в этом процессе.

Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

Формулирование образовательных результатов деятельности учеников.

Предметные.

Метапредметные - 3 груп-пы универсальных учебных действий и личностные.

Заполнение формы оценки резуль-татов (таблица требований к результатам изучения учебной темы или оценоч-ный лист).

Формулирование педагогических задач учителя по достижению ученика-ми планируемых результатов.

Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для дости-жения планируемых результатов урока.

Приведём пример проектирования урока во втором классе.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

с использованием новых образовательных технологий

«Чистота - залог здоровья» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: окружающий мир. 2 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова.

Дидактическая цель: создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Представление о результатах:

Личностные УУД:

Формирование внутренней позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

Формирование мотивации к соблюдению правил личной гигиены у детей.

Коммуникативные УУД:

- ; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Метапредметные УУД:

Высказывать свое предположение;

Предлагать способы проверки;

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения;

Перерабатывать полученную информацию, делая выводы;

Предметные УУД:

Познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»;

Дать представление о микробах;

Рассказать о путях попадания микробов в организм человека;

Познакомить с основными правилами личной гигиены;

Анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

Цели урока

Пробудить у учащихся заботу о своем здоровье; дать им возможность осознать важность всех путей поддержания и развития здоровья: личной гигиены, своевременного лечения болезней, физкультуры и подвижности, закаливании, культуры питания и соблюдения режима; развитие памяти, воображения, наблюдательности.

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы организации деятельности : работа в группах, фронтальная.

Средства обучения : компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, учебник и тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир», 2 класс, авт. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, цифровой микроскоп, предметные стёкла, пробирки с водой, раздаточный материал, система ProClass.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Только тот живёт

как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно,

дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

Высказывают своё мнение

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные

  1. Актуализа

Какое слово пришло на ум?

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке мы будем…

Высказывания и предположения.

«Чистота - залог здоровья»

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные:

Познавательные :

Регулятивные:

4.Просмотр видеофильма

Работа с учебником.

О чём это стихотворение?

Где могут обитать микробы?

Высказывают своё мнение

Читают стихотворение.

Высказывают своё мнение

Вымыть продукты.

Фиксируют выводы в таблице.

Познавательные:

Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные:

Предметные:

Метапредметные:

  1. Физминутка

Утром рано умывались
Полотенцем растирались

Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись

И друг другу улыбались
Вот здоровья в чём секрет

Здоровье в порядке?

Спасибо зарядке.

Вращают головой

Делают повороты

Потягиваются

Машут руками

Коммуникативные:

Личностные

  1. Первичное

закрепление

Задание №63.

.

Взаимопроверка.

Задание №64

Выберите правила гигиены.

Выполняют задание.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

  1. Самостоя-тельная работа

Выполним небольшой тест.

Работа с пультами (ProClass )

Познавательные:

Предметные: формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Регулятивные:

Первая группа:

Третья группа:

А четвёртой группе

Познавательные:

Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные

Коммуникативные:

Личностные:

Организует беседу:

Спасибо за работу.

Высказывают своё мнение

Рефлексия.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Список использованной литературы.

  1. Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.//Журнал «Начальная школа плюс До и После». - №6, 2014г.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Один из детских поэтов сказал:

    Только тот живёт

    как нужно,

    Всё даётся лишь тому.

    Кто живёт согласно,

    дружно

    С постоянным ПОЧЕМУ?

    Константин Ибряев.

    А вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

    Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…

    Настраиваются на работу на уроке.

    Высказывают своё мнение

    Познавательные: формирование умения выделять нужную информацию.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные : создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

    1. Актуализа- ция знаний. Сообщение темы урока.

    Я приготовила изображения. Глядя на них, попробуйте назвать те слова, которые первыми пришли на ум.

    Какое слово пришло на ум?

    Интересные у вас идеи, молодцы.

    Какова же будет тема нашего урока?

    Открывается первая часть темы урока «Чистота - залог…».

    Продолжите фразу.

    Тема нашего урока: «Чистота - залог здоровья»

    Сегодня на уроке мы будем…

    Что хотите узнать каждый для себя по этой теме?

    Что ты хочешь узнать? А ты? Запомните свою цель на урок.

    Высказывания и предположения.

    «Чистота - залог здоровья»

    Высказывают своё мнение.

    Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Познавательные :

    анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение. Построение устного высказывания.

    Регулятивные:

    уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

    1. Знакомство с новым материалом на основе практической деятельности.

    Ребята, почему надо мыть руки с мылом перед едой?

    Работа с учебником.

    Прочитайте отрывок из стихотворения Г.Юдина «Страшная сила» на с.73.

    О чём это стихотворение?

    Кто же такие микробы? Найдите ответ в учебнике.

    Где могут обитать микробы?

    В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

    Там, где тепло и повышенная влажность.

    Каким образом микробы могут попасть в наш организм?

    Что необходимо сделать с такими продуктами?

    Сравните количество микробов под ногтями до мытья рук и после.

    Как нужно правильно мыть руки?

    Работа с цифровым микроскопом.

    Возьмём 2 пробирки с водой. В одной пробирке вода кипячёная, а в другой - вода из лужи.

    В какой из пробирок с водой больше микробов?

    Рассмотрите каплю кипячёной воды под микроскопом и каплю грязной, сделайте вывод.

    Просмотр видеофильма «Микробы под микроскопом».

    Высказывают своё мнение

    Читают стихотворение.

    О размерах микробов, об их вреде, о путях их попадания в организм человека, о способах борьбы с ними.

    Ищут информацию в учебнике, зачитывают.

    Высказывают своё мнение

    Если взять немытыми руками еду, то микробы «переберутся» на продукты, и вместе с едой могут попасть в твой организм.

    Вымыть продукты.

    После мытья рук микробов меньше.

    Рассказывают алгоритм мытья рук.

    Фиксируют выводы в таблице.

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

    Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

    Предметные: дать представление о микробах, рассказать о путях попадания микробов в организм человека.

    Метапредметные: добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения.

    Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

    Предметные: анализировать результаты наблюдений, делать выводы.

    Метапредметные: перерабатывать полученную информацию, делая выводы.

    1. Физминутка

    Утром рано умывались
    Полотенцем растирались

    Ножками топали,
    Ручками хлопали,
    Вправо, влево наклонялись

    И друг другу улыбались
    Вот здоровья в чём секрет
    Всем друзьям физкульт - привет!

    Здоровье в порядке?

    Спасибо зарядке.

    Вращают головой

    Делают повороты

    Потягиваются

    Машут руками

    Коммуникативные:

    осуществление совместной деятельности.

    Личностные : следуют нормам здоровьесберегающего поведения.

    1. Первичное

    закрепление

    Работа в тетради для самостоятельных работ.

    Задание №63.

    Отметьте изображения тех вещей, которые по правилам гигиены никому давать нельзя.

    Взаимопроверка.

    Задание №64

    Выберите правила гигиены.

    Зубная щетка, расчёска, мочалка, стакан, полотенце.

    Выполняют задание.

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    1. Самостоя-тельная работа

    Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.

    Выполним небольшой тест.

    Работа с пультами (ProClass )

    Познавательные: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

    Предметные: формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

    Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; коррекция, оценка.

    1. Включение в систему знаний и повторение

    Предлагаю сейчас поработать группами.

    Первая группа: обсудить и рассказать «Как бороться с микробами в классе?»

    Вторая группа: рассказать «Как ухаживать за зубами».

    Третья группа: рассказать о правилах личной гигиены.

    А четвёртой группе предстоит выполнить творческое задание составить коллаж «Микробы».

    Делятся на группы обсуждают вопрос, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

    Пользуются учебником для поиска необходимой информации.

    Группы выступают со своими ответами.

    Познавательные: развивать умение анализировать, обобщать полученные знания.

    Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Регулятивные : развивать умение выдвигать гипотезы.

    Коммуникативные: умение работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Личностные: развитие готовности к сотрудничеству и взаимопомощи, формирование внутренней позиции школьника.

    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Организует беседу:

    Чем занимались сегодня на уроке? Чему научились? Что открыли для себя нового? Где в жизни пригодятся нам знания, полученные сегодня на уроке?

    Как вы думаете, всё ли мы узнали о микробах?

    Кто доволен сегодня своей работой?

    Мы с вами сегодня были химиками.

    Химия - это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. С этой наукой вы встретитесь в старших классах.

    Спасибо за работу.

    Высказывают своё мнение

    Рефлексия.

    Коммуникативные:

    осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

    Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные: формирование адекватной самооценки.

    Список использованной литературы.

    1. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: учебник, 2 часть/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    2. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №2/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    3. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: хрестоматия/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    4. Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова/ авт.-сост. Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2013.

    Электронные образовательные ресурсы

    1. Фильм «Микробы под микроскопом» http://photopeach.com/album/prrb70
    2. http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/2-klass

    Таким образом, детальное проекти-рование технологической карты сцена-рия урока позволит не только описать целостно и системно достижение пла-нируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образователь-ный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогиче-ской деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя.

    Список использованной литературы.

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образова-ния и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
    2. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствие с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. - №12.
    3. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.
    4. Мурзина Н.П. П

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевкого муниципального района

Республики Татарстан

«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Выполнила учитель начальных классов:

Морозова Т.Н.

2015г.

Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС НОО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.

Важнейшей задачей современной системы образования является

требования к освоению обучающимися образовательной программы.

Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

В практике начальной школы широко используются следующие технологии деятельностного типа:

Технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон)

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова)

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы (О.Б.Логинова)

Что означает современный урок.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность

В основание новой технологии урока заложены 3 постулата

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход . Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом .

Проектирование современного урока.

Если обратиться к Большому Энциклопедическому словарю , то узнаем, что «Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок)».

Умение проектировать это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.

Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Меняется и сама типология урока: с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки «открытия» нового знания; рефлексии;

общеметодологической направленности; развивающего контроля.

Урок современного типа

В широком значении – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Этапы современного урока.

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

4-5 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

VII Включение нового знания и повторение.

7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

    тщательного планирования каждого этапа деятельности;

    максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

    координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

В технологической карте урока мы выделяем важные этапы урока:

    Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям , которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.

    Следующий шаг - построение учебной задачи . Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.

    Главное - переход к задаче формирования общего способа . Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

    Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Приведем пример технологической карты урока литературного чтения, спроектированного на основе технологий системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, технологий продуктивного чтения и проблемного диалога

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема:

Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

Знать отличительные признаки бытовой сказки;

Умения:

Применять знания о жанровых особенностях народной сказки;

Размышлять о поступках героев;

Делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

Определять жанр произведения;

Различать жанровые разновидности сказок: о животных, волшебные, бытовые;

Группировать книги на выставке в соответствии с заданным условием.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

Использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

С помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу

Определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

Контролировать выполнение плана,

Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы учителя,

Осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

Допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Становление мотивационной основы учебной деятельности;

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Задачи:

Ознакомление учащихся с жанром бытовой народной сказки, формирование умений выявлять особенности жанровых разновидностей народных сказок на примере русской народной сказки «Самое дорогое».

ЭТАПЫ УРОКА

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

ПР (формируемые УУД)

Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учебная задача. Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг (навести порядок, помочь библиотекарю организовать выставку и т.п.).

На выставке представлено 8-10 книг. Это в основном знакомые детям народные сказки (о животных, волшебные), 2-3 другие книги (стихи для детей, авторская сказка, сборник малых жанров фольклора), а также бытовые сказки (в т.ч. сказка «Самое дорогое»). Детям предлагается найти книги, которые попали на выставку случайно, исключить лишние, аргументировать выбор.

Ученики принимают предложенную учителем ситуацию, анализируют представленные на выставке книги по информации с обложек: ориентируются по названиям, автору, исключают лишние, аргументируют свое решение.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД :

Когда на выставке остались только народные сказки, учитель предлагает вспомнить, какие разновидности народных сказок существуют (о животных, волшебные).

Для этого на верхнюю полку поставить только книги о животных, а на вторую – волшебные.

Группируют книги в соответствии с заданным условием, аргументируют свое решение.

Познавательные УУД: анализировать, группировать в соответствии с заданным условием.

Коммуникативные УУД :

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить особенности сказок о животных. Это осуществляется в ходе проверки домашнего задания. Учитель предлагает прочитать индийскую сказку «Ссора птиц», определить, кто является героями сказки, основную мысль.

Учитель предлагает вспомнить и назвать особенности волшебных сказок, сравнить их с особенностями сказок о животных, вспомнить, какие волшебные предметы, фантастические существа в них встречаются, какие происходят чудеса.

Целесообразно основные признаки сказок о животных и волшебных сказок зафиксировать на доске.

Выразительно читают сказку «Ссора птиц», отвечают на вопросы учителя, формулирую основную мысль, выделяют существенные признаки сказок о животных.

Ученики обобщают свои представления о волшебных сказках, называют их отличительные существенные признаки, в качестве аргументов приводят примеры из ранее прочитанных сказок.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения.

Познавательные УУД: выдвигать предположения

Создание проблемной ситуации

На третьей полке осталась одна книга со сказками (бытовыми), которая не попала ни в первую группу, ни во вторую. Дети читают ее название, учитель предлагает сделать предположение, о чем пойдет речь в сказке, кто будут ее герои? Задает вопросы, например: «О чем бы вы рассказали в сказке с таким названием?» или «Что для вас самое дорогое?»

Фиксация затруднения:

Можем ли мы с уверенностью сказать, на какую полку нужно поместить эту книгу? (К какому виду относится эта сказка (о животных, волшебная или к другому виду)? Почему?

Прогнозируют сюжет, героев по обложке книги.

Оценивают наличие необходимой для ответа на вопрос информации, выделяют пробелы.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Поисковый этап

Обучение планированию деятельности

Учитель задает ученикам вопросы: «Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?».

Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы.

В результате на доске могут быть записаны следующие этапы:

1. Прочитаем сказку «Самое дорогое», определим героев, их характер, последовательность событий, основную мысль.

2. С опорой на таблицу проверим, является ли эта сказка произведением о животных или волшебной сказкой.

3. При необходимости, определим основные черты нового вида сказок, запишем их в таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты решения проблемы.

Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра.

Регулятивные УУД: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение

Практический этап (реализация плана)

Учитель организует следующую работу:

1. Первичное чтение сказки «Самое дорогое» (учителем или детьми). При чтении сказки детьми можно использовать приемы: чтение с остановками и антиципацию (Как вы думаете, как поступят герои? Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? Сравнение сделанных детьми предположений и концовки сказки).

2. Работа над сюжетом и характером героев может быть организована в процессе беседы и выборочного чтения. Анализ содержания направлен на выяснение идеи произведения. Учитель учит детей формулировать главную мысль. (Благодаря какому «чуду» герои живут хорошо и счастливо? Подберите пословицу к сказке. Какова основная мысль данной сказки? В чем проявляется мудрость и характер русского народа?).

3. Работа в группах. Учитель предлагает детям обсудить и с помощью таблицы определить, можно ли отнести прочитанную сказку к сказкам о животных или к волшебным сказкам).

Проверка выполнения задания осуществляется в ходе коллективной дискуссии: заслушиваются ответы, аргументы, учащиеся делают вывод о том, что данную сказку нельзя отнести ни к первой группе, ни ко второй.

4. Выделение особенностей новой сказки и коллективное заполнение таблицы осуществляется в ходе обобщающей беседы: главные герои – люди, описывается ситуация из жизни, могут встречаться волшебные предметы и существа, но герои выходят из трудной ситуации без их помощи, а благодаря своим качествам (трудолюбию, смекалке и др.).

Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что в сказке «Самое дорогое» дается описание случая из жизни людей. Предлагает подобрать синонимы слова «жизнь» (использовать при необходимости словари): повседневная жизнь, уклад, быт.

Учитель предлагает назвать новую группу сказок, опираясь на подобранные синонимы. В таблицу записывается название – бытовые .

Читают или слушают сказку, прогнозируют концовку, отвечают на вопросы.

Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа.

Формулируют с помощью учителя основную мысль сказки.

Выделяют существенные признаки прочитанной сказки, сравнивают с информацией таблицы, выявляют сходства и отличия прочитанной сказки от признаков сказок, указанных в таблице, делают выводы.

Формулируют устные высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Делают выводы, формулируют ответы на основе проведенных наблюдений, коллективно заполняют таблицу.

Подбирают синонимы, работают со словарем.

Предлагают свои варианты названия.

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Познавательные УУД:

Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре.

выдвигать предположения

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель организует рефлексию, например, в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока.

Рефлексия относительно достижения результата – разрешения проблемы:

На какую полку мы поставим последнюю книгу? (Можем оставить ее на третьей полке). Как называется третья группа сказок? Каковы ее особенности?

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого?

Рефлексия относительно мотивов деятельности:

Понравилась ли вам прочитанная на уроке сказка? Чему она нас учит?

Вы можете продолжить работу дома и выполнить одно из заданий по выбору:

Пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры);

Предлагают свои варианты решения проблемы.

Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы.

Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились.

Характеризуют полученные впечатления в ходе чтения, формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям.

Планируют дальнейшую работу со сказкой исходя из личных предпочтений к различным видам творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

Таким образом, вместо распространенного в массовой практике составления конспекта урока, представляющего собой набор различных форм работы и заданий, «навязанных» ребенку учителем, проектирование технологической карты урока на основе ЛООС представляет собой четкую структуру планирования взаимодействия учителя и детей на уроке, в рамках которой каждый учащийся:

Может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную задачу, осознать свою роль в ее решении;

Будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности ;

Получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;

Научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Все это в совокупности позволит учителю решать на уроке центральную задачу ФГОС – формирование самостоятельной учебной деятельности.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны

Литература

    Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта / Начальная школа плюс До и После. – 2014, № 6. – с. 5 – 12.

    Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1988.