Признаки предложения как единицы синтаксиса. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения

В языкознании существует не менее трехсот определений предложения, что само по себе уже говорит о сложности и противоречивости этого понятия. Предложение - минимальная коммуникативная единица языка. В отличие от слова, которое является единицей номинации, то есть обозначения элемента действительности, предложение осуществляет наряду с функцией номинации и функцию коммуникации.

Номинативная функция предложения выражается в том, что оно служит средством обозначения определенной ситуации, отрезка действительности, охватывающего предметы, их признаки и проявления, отношения между ними.

Коммуникативная функция предложения заключается в том, что оно служит средством сообщения, передачи информации с целью общения, то есть выражения собственных мыслей и чувств или воздействия на собеседника.

Психологическое понимание предложения было очень распространено в лингвистике конца XIX - начала XX века. Приведем наиболее характерное определение, данное Г. Паулем: «Предложение является выражением, символом того, что в психике говорящего произошло соединение нескольких представлений или групп представлений, а также средством возбуждения в психике слушателя такого же соединения тех же самых представлений».

Между обеими точками зрения на предложение - логической и психологической - нет принципиальной разницы, поскольку и для той и для другой характерно при определении предложения полное игнорирование собственно языковых признаков. Это вскоре было осознано, в результате чего начались поиски лингвистической специфики предложения.

Эти поиски шли в основном по двум направлениям. Одни синтаксисты выдвигали на первый план критерии, связанные с особенностями предложения как единицы коммуникации. Другие опирались в своих определениях предложения на формальные признаки, прежде всего - формально-грамматические.

Большинство современных лингвистов видит основной признак предложения в предикативности как категории, функция которой заключается в соотнесении содержания предложения и действительности. Истоки такого понимания можно найти уже в работе И. Риса «Что такое предложение». Под общее понятие предикативности подводятся связанные со структурой предложения особые синтаксические категории модальности, времени и лица, базирующиеся на соответствующих морфологических категориях. При таком широком понимании предикативности морфологическая категория, скажем, времени, присущая личным формам глагола, перекрывается синтаксической категорией времени, характеризующей предложение в целом.

Часть языковедов продолжает отстаивать взгляд на предикативность как на «сказуемое свойство» или «сказуемое отношения». Для сторонников указанной концепции «между предикативностью и предложением нет соотносительности. Наличие сказуемого, а следовательно и предикативности, не является существенным признаком предложения». В предложениях разной структуры, по их мнению, различны и средства оформления: если в предложении типа Птица летит, именно сказуемое является тем, что заставляет осознавать это предложение как предложение, то предложение типа Пожар! оформляется лишь определенной интонацией (Гак 1969: 25-33).

Стремясь избежать односторонности этого определения, многие лингвисты пытаются разграничить два аспекта предложения - предложение как единицу языка и как единицу речи, приписывая каждой из этих единиц свои признаки.

Своеобразное развитие получила концепция различия речевого и языкового аспектов предложения в русской лингвистике, где она тесно связана с пониманием интонации как одного из важнейших критериев при определении и выделении предложения.

«Одно и то же словосочетание может быть предложением, но может им и не быть. Предложением оно является, если представляет интонационное единство», - пишет в этой связи М.Н. Петерсон. Более сложную концепцию выдвинул А.М. Пешковский. Как и Петерсон, Пешковский рассматривает предложение как частный случай словосочетания, но, в отличие от М.Н. Петерсона, А.М. Пешковский считает, что предложение существует не только как актуальная, но и как потенциальная единица (Васильев 1990: 66).

Некоторую модификацию получила эта точка зрения в работах лингвистов петербургской школы, учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ: Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского. Они говорили, с одной стороны, о предложении, понимая его как интонационно-смысловое единство, с другой - о фразе как грамматической единице («единица-максимум» синтаксиса по Е.Д. Поливанову). Развивая такое понимание синтаксических единиц, С.И. Берштейн различает предложение как единицу языковой системы, предназначенную для выражения суждения и его аналогов, и фразу - коммуникативную единицу речи, интонационно-смысловое единство.

В концепции С.И. Берштейна существует, в частности, понятие интонационной схемы предложения (кроме нее, форма предложения определяется формальной и позиционной схемами). Это понятие перекликается с понятием «фонического предложения» у Л.Х. Пикардо, который выделяет три категории, соответствующие речевому высказыванию в языке: фоническое предложение, грамматическое предложение и психологическое предложение. Данные категории представляют собой по существу различные типы формализации, производимой на базе конкретной речевой деятельности, в процессе которой грамматический, фонетический и психологический аспекты предложения тесно взаимосвязаны. Вместе с тем Л.Х. Пикардо при выделении предложения в потоке речи выдвигает на первый план формально-грамматический аспект, считая обязательным признаком предложения его синтаксическую автономность. Границы грамматического и фонетического предложения отнюдь не всегда совпадают, интонационная схема предложения (фонетическое предложение) служит обычно для передачи «единичного выразительного импульса» (т.е. психологического предложения). Таким образом, для Л.Х. Пикардо речевое высказывание имеет не один, а несколько коррелятов на разных уровнях системы языка (Кибрик 1992: 123-124).

Таким образом, рассмотрев некоторые лингвистические концепции предложения, мы склонны разделять мнение лингвистов петербургской школы о фразе и предложении как реализациях речевого высказывания на разных уровнях системы языка. Однако, определившись с сущностью предложения как синтаксической единицы, мы сталкиваемся с вопросом о его структуре, т.е. о компонентах, входящих в его состав, которые обычно принято называть членами предложения. И далее нам кажется целесообразным перейти непосредственно к их изучению (Попова 1996: 98).

Синтаксис.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

Словосочетаниями не является:

o грамматическая основа;

o однородные члены предложения;

o служебная часть речи + существительное;

o фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка; 2) красная смородина, железная дорога.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое. Существует три типа связи:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.



Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Классификация словосочетаний по главному слову

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

§ Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

§ Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный.

§ Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

§ Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

§ синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

§ синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

· Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

· Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

· Обобщённо-личное предложение -простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

· Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

· Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

Что такое сложное предложение?

Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

Предмет синтаксиса. Предложение как центральная единица синтаксиса. Основные характеристики немецкого предложения. Члены предложения. Понятие синтаксической формы.

    Дефиниция предложения. Основные характеристики немецкого предложения. Типология простого предложения. Классификация предложений по коммуникативной цели высказывания Члены предложения. Типы синтаксической связи

Синтаксис:

Синтаксический строй языка теор. дисциплина, изучающая синтаксический строй

Как теор. дисциплина синтаксис изучает:

    предложение, т. е. ту яз. единицу, которая непосредственно реализует основную функцию языка – оформляет речевое общение между людьми, являясь законченным высказыванием и выражением законченной мысли а также получая своё грамм. оформление различные типы предложений, их содержание и оформление членение предложения, его состав и характер его членов (главных, второстепенных) словосочетания (выступающие в различных функциях в предложении) средства связи между словами в предложениях и словосочетаниях

Основной единицей синтаксиса явл-ся предложение. Предложение занимает особое место среди различных типов словосочетаний, господствует над ними. Оформляя акт речевого общения и выражая законченную мысль, предложение обладает также и эмоциональным содержанием, и является т. обр. многосторонней яз. категорией. в каждом яз существует множество типов и форм предложения, отличающихся друг от дру­га теми или иными формальными особенностями, теми или иными сторонами своего содержания.

Современное языкознание , базирующееся на достижениях пред­шествующих исследований в области изучения предложения, отме­чает многоплановость, многоаспектность предложения, что делает невозможным дать исчерпывающее определение предложения в одной формулировке. Путь постижения сложнейшего явления, которым является предложение, необходимо разделить на этапы, в каждом из которых может быть показана одна из сторон сущности предложения.

По подсчетам J. Ries’а («Was ist ein Satz») имеется 140 дефиниций предложения

Es gibt sehr viele Satzdefinitionen. hat in seiner Schrift 140. E. Seidel («Geschichte und Kritik der wichtigsten Satzdefinitionen») собрал 83 дефиниции. Все они сводимы к двум направлениям: 1) характеризация с позиций логико-мыслительной и функциональной стороны 2) характеризация с формально-грамматической позиции.

психологический аспект (H. Paul) – Der Satz ist der sprachliche Ausdruck, das Symbol dafьr, dass die Verbindung mehrerer Vorstellungen oder Vorstellungsmassen in der Seele des Sprechenden sich vollzogen hat, und das Mittel dazu, die nдmliche Verbindung der nдmlichen Vorstellung in der Seele des Hцrenden zu erzeugen «Предложение есть языковое выражение, символ того, что в душе говорящего произошло соединение/связь нескольких представлений и средство для того, чтобы соединить эти представления в душе слушающего.»

B. Delbrьck (1900)

„…eine in artikulierter Rede erfolgte ДuЯerung, welche dem Sprechenden und Hцrenden als ein zusammenhдngendes und abgeschlossenes Ganzes erscheint“; „von seiten seiner Form betrachtet: dasjenige, was von zwei Pausen eingeschlossen ist, oder positiv gesprochen: eine aus artikulierter Rede bestehende Expirationseinheit, innerhalb deren, sobald sie eine gewisse Ausdehnung erreicht, ein Wechsel zwischen hцherer (stдrkerer) und tieferer (schwдcherer) Betonung stattfindet.“

O. Jespersen (1924)

„eine (relativ) vollstдndige und unabhдngige menschliche ДuЯerung, deren Vollstдndigkeit sich in ihrem Alleinstehen zeigt, d. h. darin, dass sie fьr sich allein geдuЯert wird.“

логический аспект – предложение как выражение логического суждения.

K. Ferdinand Becker (логико-мыслительное направление): «Der Ausdruck eines Gedankens, d. h., eines prдdizierenden Urteils ist ein Satz».

Нем. грамматики дефинируют предложениe прежде всего как коммуникативную единицу. – W. Schmidt, J. Erben:

Der Satz ist die kleinste, relativ selbstдndige Redeeinheit.

Современная лингвистика пытается объединить в дефиниции предложения его структурный, семантический и функциональный аспекты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Предложение обладает свойством звуковой выделимости (на основе внутренней фонетической организованности), оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов, являющихся его предельными составляющими.

Предложение — минимальная коммуникативная единица языка и речи. В этом определении отмечается функциональное назначе­ние предложения, а именно осуществлять коммуникацию. Ре­чевое общение возможно лишь с помощью предложения, мы говорим предложениями, а не словами или словосочетаниями. В языковой системе слово и предложение противопоставляются как единица номинации и единица коммуникации. Если слова входят в инвентарь языка, то конкретное предложение каждый раз организуется в процессе речи, является результатом речевой деятельности конкретного говорящего субъекта. В то же время в основе бесчисленного количества предложений, которые возникают в каждом отдельном акте коммуникации, лежит опре­деленное, незначительное количество структурных схем (моделей).

Коммуникативная функция предложения состоит в передаче информации, то есть выражении мыслей и чувств го­ворящего. Следовательно, кроме коммуникативной предложе­ние имеет когнитивную функцию, является средством оформления мысли. Мы видим, что в предложении реализуется функция языка в целом — быть средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями, средством самого фор­мирования мысли.

Мыслительные представления, отражаемые в высказываниях, соотносятся с различными ситуациями реальной действительно­сти, которые говорящий вычленяет в процессе своей речемысли­тельной деятельности. Обозначая определенную ситуацию, факт, «положение дел», предложение выполняет тем самым и н о м и нативную функцию. Денотатом предложения является ситу­ация, факт, фрагмент действительности, охватывающий предме­ты, их признаки, их отношения между собой.

Предложения различаются между собой с точки зре­ния той грамматической формы , в которой выявляется ле­жащее в основе предложения предикативное отношение (напр., предложения с глагольным и именным сказуемым). называет относящиеся к этому аспекту типы предложения логико-грамматическими типами предложения. В основе их дифференциации лежат формы сказуемого. Всего их насчитывается у Адмони 12:

2) Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения.

Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

Синтаксический, или структурный, семантический, или номинативный, функционально-коммуникативный, или праг­матический, который включает все семь аспектов, выделенных. Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения. Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

По каждому из этих аспектов предложения различаются между собой содержательно и по своей конкрет­ной языковой форме.

По цели высказывания предложения различают:

    Повествовательные Вопросительные Повелительные и желательные

Структурный аспект:

По структуре различают простое и сложное пр.

Простое пр. – нераспространенное / распространенное

Предложение имеет целостную структуру, которая включает интонацию законченности, субъектно-предикатные отношения (предикативность – одно из главных свойств предложения)

Простое (нераспространенное / распространенное) //

Сложное пр.(сложносочинённое/сложно-подчинённое)

Односоставноcть / двусоставность предложения →

Состав главных членов:

    двусоставное односоставное

A. двусоставное предложение (основная форма нем яз.) Die Sonne scheint.

B. формально двусоставное: Es schneit.

C. формально односоставное: Mich hungert.

D. односоставное: Komm! Helft uns!


В структуре односоставного предложения нет эллипсиса. Односоставность является для этого типа предложений полной структурой.

Особые типы предложения:

A. неглагольное (невербальное) односотавное.: Ja. Nein.

B. глагольное односоставное с Partizip II, z. B.: Eintritt verboten!

C. неглагольные односоставные предложения с инфинитивом: Zuhцren.

D. идиоматические структуры: Und ob!

Полнота предложения:

    распространенное нераспространенное эллиптическое [ Wann kommst du? – Heute am Abend. (нераспространенное эллиптическое)]

Членение предложения:

делится на словосочетания: 1) свободные и 2) несвободные, устойчивые (фразеологические группы)

тип связи: 1) подчинительная einen Versuch machen, die Frage des Jungen, sehr klug 2) сочинительная Mutter und Kind, schwach aber mutig

Члены предложения:

главные и второстепенные; самостоятельные и зависимые (определение, обстоятельство обр. д.)

    подлежащее сказуемое: простое, составное (глагольное, именное) дополнение определение (прилагательное, целое словосочетание, существительное в родит. п.) обстоятельство

Типы синтаксической связи:

Собственно синтаксическая (порядок слов: местоположение, примыкание, замыкание (рамочная конструкция)) морфологическая – согласование, управление фонетическая – интонация (Чин следовал ему: он службу вдруг оставил.-Грибоедов)

Цель лекции: познакомить с грамматическими признаками и грамматическими категориями предложения.

1. Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения: грамматическая организованность; интонационная оформленность; семантическая завершенность; предикативность (отношения содержания высказывания к действительности).

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Коллекция определений предложения перевалила за 1000. Однако, в конечном счете, имеющиеся определения предложения как синтаксической единицы допускают обобщение.

Так, существуют определения, в основе которых лежит ориентация на внеязыковую действительность (экстралингвистический подход). Также существуют определения, которые отличает ориентация на собственно лингвистические факторы (лингвистический подход).

Типы определений предложения:

1. Определения, в основе которых лежат экстралингвистические факторы.

Представитель логико-грамматического направления в языкознании Ф.М. Буслаев определял предложение как суждение, выраженное в сознании (ориентация на внеязыковую действительность. А.А.Потебня. полагал, что предложение не может определяться через суждение, потому что языки специфичны, оригинальны, это категория историческая. А.А.Потебня прибегал к ярким сравнениям: "Определять предложение через суждение – это то же самое, если бы кто-нибудь определил великого Сократа, что Сократ – человеческая особь".

2. Определения, в основе которых лежат лингвистические (языковые) факторы.

А.А. Потебня в своих поисках адекватного определения предложения обратился к сугубо лингвистическим основаниям. Самым главным моментом для него было то, что предложение состоит из частей речи, то есть обобщенных классов слов. Для А.А. Потебни предложение – это синтаксическая единица со спрягаемым глаголом (verbum finitum).

3. Комплексные определения предложения, отражающие многоаспектную.

В.В. Виноградов искал пути преодоления указанных недостатков в подходах к новому определению предложения. Он сумел преодолеть односторонность каждого из прежних типов определений, включив в определение предложения как экстралингвистические, так и собственно лингвистические факторы.

Для того чтобы высказывание состоялось, нужен субъект, лицо говорящее, который это высказывание создаст. Экстралингвистическая ориентация – самая существенная первичная подоплека предложения. Поэтому в определении предложения должна существовать опора на эту объективную окружающую действительность. До мышления – действительность. Понимая необходимость ориентации на экстралингвистический фактор, В.В. Виноградов доходит до конкретной действительности.

Вторая часть его определения ориентирована на собственно лингвистические факторы. Ученый разглядел в предложении такую категорию, как предикативность, которая отражают позицию говорящего по отношению к тому, о чем в предложении сообщается. Обычно это делается при помощи глагола – через морфологические категории лица, времени, наклонения. Предикативность предложения (отношение высказывания к действительности) формируется в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

В.В.Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:

1. Грамматическая организованность;

2. Интонационная оформленность;

3. Смысловая завершенность;

4. Предикативность.

1. Грамматическая организованность.

В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепенные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксической связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.

2. Интонационная оформленность.

Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности.

3. Смысловая завершенность.

Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.

4. Предикативность.

Предложение обладает грамматическим значением, которое выражается в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность – это соотнесенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

Если предикативность – грамматическое значение предложения, то в языке должны быть средства, выражающие это значение. К числу синтаксических категорий, выражающих значение предикативности, относятся категории модальности (синтаксического наклонения), темпоральности (синтаксического времени) и персональности (синтаксического лица).

Синтаксическая модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности/ ирреальности. Реальность – соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами. Ирреальность – несоответствие действительности, представление высказывания как желаемого, требуемого говорящим. Значение реальности/ ирреальности в предложении на глагольные формы наклонения. Ср.: Я помню чудное мгновенье (объективная реальная модальность, выражена личной формой глагола изъявительного наклонения). Я волком бы выгрыз бюрократизм (объективная ирреальная модальность, выражена личной формой глагола сослагательного наклонения).

Субъективная модальность выражается модальными словами, модальными предикативами, прилагательными, существительными с модальной семантикой и др. Н-р, Видимо, идет снег (объективная реальная модальность выражена личной формой глагола изъявительного наклонения, субъективная модальность – модальным словом «видимо»).

Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфологической категорией времени глагола – на глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, предложение всегда обладает синтаксической категорией времени.

Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зима.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые нулевыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат – студент), семантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с другом – синтаксическое будущее время).

Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, которым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. – настоящее синтаксическое время; Смеркалось. – 3 синтаксическое лицо, безличное значение; Набежали – 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).

3. Понятие синтаксической связи и ее разновидности.

Синтаксические единицы состоят, как правило, из нескольких компонентов. Однокомпонентными могут быть только предложения. Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены синтаксической связью.

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксических единиц. В составе синтаксических единиц синтаксической связью объединяются компоненты разной природы:

1. Слово + форма слова (н-р, выписать газету);

2. Форма слова + форма слова (н-р, сад цветет);

3. Простое предложение + простое предложение и т.д.

В предложении основной вид связи – предикативная. Это связь между главными членами предложения, взаимонаправленная связь В предложении частотны подчинительная и сочинительная виды связи.

Сопоставительная характеристика сочинительной и подчинительной

Сочинительная связь Подчинительная связь

Связь грамматически равноправ-ных Связь грамматически неравно-

компонентов, двусторонняя. правных компонентов, односто-

ронняя, есть главное и зависимое

Компоненты однофункциональны Компоненты разнофункциональны

Встречается между однородными Встречается в словосочетаниях, в

членами предложения, в слож- сложноподчиненных предложе-ниях,

носочиненных предложениях, меж- между главной и прида-точной час-

ду однородными придаточными в тями.

сложноподчиненных предложе-ниях.

Средства выражения – не выражает- Выражается формами слов, предло-

ся формами слов, только сочини- гами в словосочетаниях, в сложно-

тельными союзами подчиненных предложениях – под-

чинительными союзами и союзными

Может быть открытой и закрытой Всегда закрытая

Другие виды синтаксической связи в предложении:

1. Связь свободного присоединения или свободного отношения (детерминантная). Внешне она схожа с примыканием, но отличается от нее неприсловным характером. Словоформа распространяет предложение в целом. Н-р, Под старость / жизнь такая гадость.

2. Присоединительная, тоже предложенческая, не наблюдается на уровне связи слов. Это связь вторичная, элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. Характеризуется интонационным и синтаксическим разрывом с основным высказыванием. Н-р, Два таких журнала поступили – и в один день.

3. Аппликативная (термин Распопова) или полупредикативная связь. Возникает при осложненности предложения обособленными членами на стыке, графически обозначаемом запятой. Н-р, Шли по улице,/ ведущей в центр деревни.

4. Пояснительная связь (маркирована союзами а именно, как-то) и всегда постпозитивна по отношению к поясняемой части в силу своего пояснительного характера и т.д.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. –С.252, 257-258.

6. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

7. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М., 1977.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.

9. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: Учебное пособие. – М., 1979.

10. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

11. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

12. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

13. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред. Н.Ю.Шведовой.– М., 1980. – Т.2.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие предложения (знать определения из вузовских и школьных учебников, сравнить их). Основные признаки предложения, его отличие от словосочетания. Что значит: коммуникаты-релятивы и коммуникаты-предложения, их соотношение. Согласны ли вы с таким пониманием релятивов Л.А.Новиковым? Почему предложение является основной единицей синтаксиса?

2. Грамматические категории предложения, оформляющие предикативность: синтаксическое наклонение (модальность), синтаксическое время (темпоральность), синтаксическое лицо (персональность). Грамматическая форма предложения. Понятие парадигмы предложения, типы парадигм, начальная форма парадигмы предложения. Грамматическое значение предложения.

3. Понятие синтаксической связи. Уровни синтаксической связи. Открытая и закрытая связь. Обязательная и факультативная связь. Виды синтаксической связи в предложении: предикативная (ее разновидности), сочинительная, подчинительная, детерминантная, полупредикативная (аппликативная), присоединительная, пояснительная и др.