Причины создания империи наполеона бонапарта история. Консульство и образование наполеоновской империи

Системно – деятельностный

подход как основа

организации образовательного

процесса на уроках русского языка

Антипина

Марина Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Казачинская СОШ


ФГОС

В настоящее время главной задачей образовательной политики

государства является обеспечение современного качества

образования на основе сохранения его фундаментальности и

соответствия перспективным потребностям личности, общества и

государства. Задает ориентиры развития всей системы

образования (начальной, основной, средней школе) Федеральный

Государственный образовательный стандарт (стандарт второго

поколения).

Представление об ученике как субъекте учебно-познавательной

деятельности делает обоснованной необходимость переосмысления

целей, задач и содержания школьного обучения русскому языку.

Субъект-субъектные отношения подразумевают активную позицию

обучающихся, признают их права на выбор (в том числе –

наделение их ответственностью за сделанный выбор).


Основа стандарта

В основу стандарта положен системно-деятельностный

подход, концептуально базирующийся на обеспечении

соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся

и их индивидуальным особенностям и возрасту.

Системно-деятельностный подход обеспечивает также

формирование готовности к саморазвитию и

непрерывному образованию обучаемых, их активную

учебно-познавательную деятельность, а также

Организацию образовательного процесса с учетом

индивидуальных, возрастных,

психологических и физиологических

особенностей учеников.


Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в том, что ученик,

получая знания не в готовом виде, а добывая их сам,

осознает при этом содержание и формы своей деятельности,

активно участвует в образовательном процессе, что

способствует успешному формированию его общекультурных

и деятельностных способностей. Такой подход требует

переориентации всего образовательного процесса с позиции

традиционной знаниевой модели обучения на личностно

ориентированную, которая в результате изменения позиции

обучаемого в учебном процессе развитию его

индивидуальности, обеспечит ему

реализацию творческих и познавательных

интересов, потребностей и наклонностей.


Цель образования

в соответствии с ФГОС

Из этого следует, что одной из главных целей

образования в соответствии с ФГОС становится

не передача учебной информации в виде ЗУНов,

а формирование умения самостоятельно учиться,

развитие значимых для этого компетенций, достижение

заявленных образовательных результатов.


Изменения

Федеральный государственный образовательный

стандарт включает в себя измененное содержание

образования по всем предметам. В нем предлагаются

формы учебной деятельности школьников по каждому

из разделов изучаемого курса.


Усвоение русского языка

Усвоение русского языка ориентировано на синтез языкового,

речемыслительного и духовного развития учеников. Примерная

программа по предмету включает перечень лингвистических понятий,

обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности

функционирования этих явлений и называет основные виды учебной

деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных

понятий. Таким образом, создаются условия для реализации

деятельностного подхода к изучению русского языка в средней школе.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в

процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,

которые во многом определяют достижения выпускников

практически во всех областях жизни, способствуют их

социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

На базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием

общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами

социализации личности.


Результаты образования

и обучения

Стандарт второго поколения предъявляет новые

требования и к ожидаемым результатам общего

образования . Если раньше требования рассматривались

только в контексте предметных знаний и умений,

то теперь подлежит нормированию совокупность

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения - это уровень

сформированной ценностной ориентации выпускников

школы, отражающей их индивидуально-личностные

позиции, мотивы образовательной деятельности,

социальные чувства, личностные качества.


Межпредметные связи

Мета - это освоенные

при изучении нескольких или всех предметов

универсальные учебные действия, межпредметные

понятия. (Например, межпредметные связи между

предметами русский язык – родной язык, русский язык –

иностранный язык, русский язык – литература и др.)

Овладение универсальными учебными действиями дает

учащимся возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений на основе формирования

умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем,

что УУД – это обобщенные действия, порождающие

мотивацию к обучению и позволяющие учащимся

ориентироваться в различных предметных

областях познания.


Предметные результаты обучения

Предметные результаты обучения – это освоенные в ходе

изучения отдельного учебного предмета знания, умения и навыки.

Особую значимость в реализации ФГОС приобретает

рефлексия – способность сознания наблюдать за собственной

работой, прием осмысления учеником собственных

интеллектуальных операций в процессе познания на уроке,

самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Овладению учащимися личностно-значимых для них знаний и

умений, способствует компетентностный подход, ориентирующий

на усвоение умений, обобщенных способов деятельности в

процессе обучения, которые осуществляются на основе

формирования универсальных учебных действий (УУД),

призванных объединить все учебные предметы в целостную

образовательную систему.


Виды компетенций

Виды компетенций названы в Федеральном

государственном образовательном стандарте РФ и

обозначены в образовательном минимуме как основные

составляющие содержания обучения русскому языку.

Исходя из этого у школьников формируются следующие

основные компетенции: языковая, лингвистическая

(языковедческая), коммуникативная и культуроведческая,

что в конечном счете обеспечивает единство языкового

речемыслительного, интеллектуального,

духовно-нравственного, эстетического

развития школьников .


Языковая и лингвистическая компетенция

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция

включает в себя знания об основах науки о русском языке, о

русском языке как знаковой системе и общественном

явлении, элементы истории языка, а также сведения о

выдающихся лингвистах. Кроме того, она предполагает

усвоение знаний о единицах языка (с точки зрения

структуры и семантики) и правил их соединения

(с точки зрения функционирования в речи). Изучение

языка как системы рассматривается в рамках системно-

функционального подхода. В основу такого рассмотрения

положен анализ языковых явлений в триединстве (значение,

форма, функция), в плане их взаимной связи,

Контекстуальной обусловленности и текстообразующей

специфики .


Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.


Лингвистическая компетенция

Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.


Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.


Языковые нормы

Регулирует использование языковых единиц в

определенной речевой ситуации языковая норма , которая

рассматривается как результат речевой деятельности.

Нормативность языковых средств обеспечивает

функционально-стилистическую дифференциацию языка.

Основой литературных норм являются стилистически

нейтральные явления разных языковых уровней:

фонетического, лексического, грамматического.

Целесообразность употребления языковых единиц в той

или иной речевой ситуации регулирует стилистическая

норма.


Коммуникативная компетенция

Коммуникативный подход к обучению родному языку

реализуется в процессе формирования и

совершенствования коммуникативной компетенции и

связан с обучением школьников правильному

использованию языковых средств в соответствии с

нормами литературного языка во всех видах речевой

деятельности: рецептивной (слушание-чтение),

продуктивной (говорение-письмо); формах (устная –

письменная речь ) в ходе создания собственного

высказывания. Сформированность коммуникативной

компетенции зависит от способности учащихся

воспринимать чужую речь и создавать собственное

высказывание.


Основа обучения русскому языку

Основой обучения русскому языку на современном этапе

является текстоцентрический принцип, который

предполагает, что основной единицей обучения становится

текст как результат речевой деятельности, средство

обучения, формирования всех видов компетенций.

Введение в школьную программу понятия текст

обусловило изменение акцентов в обучении родному языку

и перенесение их с языкового образования на

р е ч е в о е р а з в и т и е – важнейшую составную часть

реализации личностно ориентированного обучения и

неотъемлемую часть гуманитарного образования.


Роль текста

Текст является основой создания развивающей речевой

среды с высоким потенциалом. В тексте выявляются и

исследуются закономерности русского языка, реализуется

один из основных принципов усвоения родной речи –

принцип оценки выразительности речи, который, по

словам известного ученого ХХ века, профессора

Л.П. Федоренко, обеспечивает усвоение не только

смыслового содержания языковых единиц, но и понимание

их выразительной (стилистической) функции. В процессе

восприятия текста развивается эмоциональная сфера

мозга ученика, формируется умение чувствовать,

переживать соответствующие эмоции, воспринимать

эмоциональные коннотации.


Анализ текста

Анализ текста является основной базой для

формирования умений школьников создавать собственное

высказывание в устной или письменной форме, а также

для тренировки умения осуществлять все виды речевой

деятельности.

Таким образом, текст является не только дидактической

единицей, средством обучения, но и ориентировочной

основой для любого вида речевой деятельности:

аудирования, чтения, говорения, письма.

Текстоориентированное обучение – это путь от речевой

деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц в

единстве их значения, формы, функции .


Национально-культурный компонент

В настоящее время, когда одной из актуальных проблем общества является возрождение духовности, «национально-культурный компонент в преподавании русского языка становится одним из важных средств развития духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры …». Важной посылкой такого подхода является то, что язык как национальный феномен является составной частью культуры, формирующей национальное самосознание, которое реализуется в слове.


Язык

  • Язык рассматривается как результат, продукт культурного развития человека. Культуроведческий подход в обучении предполагает приобщение к культуре в широком смысле этого слова. Язык и культура определяются как важнейшие социальные явления, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Язык, не являясь формой культуры, служит основным средством ее выражения, материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации.

Культуроведческая компетенция

Изучение русского языка в культуроведческом аспекте, использование текстов культуроведческой направленности дает возможность углубить знания учащихся о связи языка и культуры как фактора национального менталитета и формирования национального самосознания подрастающего поколения, способствует формированию культуроведческой компетенции школьников.


Применение компетенций

Именно применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.



Компетентностный подход

Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как

  • инициативность,
  • инновационность,
  • мобильность,
  • гибкость,
  • динамизм и
  • конструктивность.

Требования к будущему профессионалу

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить


Задача школы

Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с задачами, поставленными самой жизнью. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности, а не извлеченные из какого-то учебника. Задача школы не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными знаниями, а в том, чтобы сделать его деятельно успешным, научить его обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое он принимается.


Ключевые компетенции

В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции. Если они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

  • информационная – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  • кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • проблемная – готовность к решению проблем.

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.


  • Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
  • Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
  • Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты

  • Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • Достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • Владеть всеми видами речевой деятельности;
  • Адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
  • Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

  • Формулировать проблему;
  • Выдвигать аргументы;
  • Строить логическую цепь рассуждения;
  • Находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • Осуществлять библиографический поиск;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • Определять основную и второстепенную информацию и т.д.

  • Ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • Планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  • Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

  • представление об основных функциях языка;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации

  • - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности

Результаты, которые подлежат проверке и аттестации

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.


  • целесообразно шире использовать работу с текстом;
  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  • учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  • регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Уроки литературы

  • Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.

На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).


Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» (7 «А» класс) ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях». По басням И.А.Крылова готовили инсценирование басен

(5 «А» класс).


5 «А» класс Урок литературы Басни И.А.Крылова


5 «А» класс Урок внеклассного чтения «В гостях у сказки» учитель – Антипина Марина Фёдоровна


7 «А» класс Урок-игра по русскому языку «Умники и умницы» учитель – Антипина Марина Фёдоровна


11 класс Урок русского языка «Лексика». Официально-деловой стиль. учитель – Антипина Марина Фёдоровна




Урок русского языка 9 «А» класс учитель Потапова Елена Михайловна


Современный урок - это

  • Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, надо решать следующие задачи:

- эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;

- развитие творческих способностей;

Дифференцированные учебные задания и формы работы, поощрение к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществление личностно-ориентированной направленности;

- помочь ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждать детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.


  • - Изменение роли учителя - Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов. - Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности. - Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения. - Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск. - Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.

Всем

творческих

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

Александр Пятигорский

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Главные принципы системно- деятельностного подхода:

научить учиться

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.

научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,

научить решать проблемы

Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно –деятельностного подхода в преподавании?

В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.

В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне»

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении темы «Фразеология» дети готовили мини – проекты, оформляли свои фразеологические словарики, в которых давали объяснение записанным фразеологизмам.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?

– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным?

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам».

Так сказал немецкий конструктор - Фердинанд Порше и создал автомобиль своей мечты. Свою мечту может воплотить каждый, только для этого нужно приложить усилия и сделать все самому.

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

По моему мнению, очень важно положительно мотивировать учеников на уроке, то есть должно быть включение учащегося в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и ученика, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

На своих уроках мы с ребятами непосредственно работаем со словом, предложением, текстом. Я учу детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; учу аргументировать свои высказывания; воспитываю у учащихся бережное уважительное отношение к слову.


Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.


Также я готовлю к сдаче ОГЭ, где нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.


Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.

Я, в своей работе, практикую метод конспекта. Очень важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ , так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии , когда традиционно учитель задаёт вопрос: «Понравился ли вам урок?», «Что вы узнали нового?» Это в прошлом, сейчас же мы используем различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; ; свободное высказывание; смайлики и т.д.

Ещё один важный момент: для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Основные этапы урока-исследования:

■актуализация знаний; ■мотивация; ■создание проблемной ситуации;

■постановка проблемы исследования; ■определение темы исследования;

■формулирование цели исследования; ■выдвижение гипотезы;

■проверка гипотез; ■интерпретация полученных данных;

■вывод по результатам исследовательской работы;

■применение новых знаний в учебной деятельности;

■подведение итогов урока; ■домашнее задание.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

5 классе при изучении сказок А.С.Пушкина, необходимо сформулировать тему. (А.С.Пушкин. «Руслан и людмила»).

На доске записаны слова : Добро всегда побеждает зло .Ученикам предлагается притча

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики приходят к мнению, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина «Руслан и людмила», а конкретнее, Руслане и Черноморе, будем сравнивать их.

На уроке ставится проблемный вопрос: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске.

Также, при изучении темы: Проблема равнодушия встихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок», вырываются слова, которые пишутся на доске.
«Палка лучше, чем неверный друг, зеленый лист лучше пустоцвета»(узбекская мудрость).

Первый вопрос на уроке: « Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? ». От понимания того, что в стихотворении столкнулись две противоположных образа, олицетворяющих собой отчаяние и молодость, ученики переходят к осознанию живости этих героев. Вспоминая биографию поэта, учащиеся предполагают самого поэта на чужбине. Тема равнодушия развивается далее.


Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.


Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Щеки розовые – Щеки стали розоветь – Щеки стали розовыми.


Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:


– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы?
- Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

При изучении темы: Изъявительное наклонение глагола, на доске написан эпиграф: "Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

Выражать само действие!”

Ученики догадываются, что речь пойдет о глаголах, признаки которых, вследствие, мы перечисляем всух. (Такие морфологические признаки этой части речи:

Спряжение, переходность-непереходность, время, лицо, наклонение, вид, род).

В слайде с морфологическими признаками, ребята видят, новый для них признак –Наклонение.

Снова делают вывод, что речь пойдет о наклонении.

Ну и, наблюдая слайд, на котором по очереди следуют реплики сказочных братьев-героев. Получают задание: изучить, 3 глагола, которые подчеркнуты.

Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!

То возьми! Подай того!

Слов на ветер не бросаю,

что надумал – выполняю!

Делают вывод, что наклонений всего – три. Начнем изучать первое- изъявительное наклонение.

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения о глаголах, наклонениях глаголов, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.


Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Выполнила: Петрова Лиана Няимовна,

учитель русского языка и литературы «Черемишевская ООШ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

города Белово Кемеровской области

Статья по теме:

«Деятельностный подход на уроках русского языка

как главное условие реализации ФГОС»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Едакина Марина Рэстэмовна

г.Белово

2013

Деятельностный подход на уроках русского языка

как главное условие реализации ФГОС.

«Единственный путь, ведущий к

знаниям, - это деятельность».

Б.Шоу

«Скажи мне

- и я забуду.

Покажи мне

и я запомню.

Дай мне действовать самому

и я научусь.»

Китайская

мудрость

Для жизни, а не для школы учимся мы”.
Сенека

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося…

Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.

Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

Внедрение системно- деятельностного метода в образовательный

процесс уроков русского языка

Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Что же такое деятельность? Это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

В своей теории деятельности А.Н. Леонтьев выделяет в структуре деятельности:

Потребность – стремление к усвоению знаний;

Учебную задачу – овладение общим способом решения всех задач данного вида (вводится в проблемных ситуациях);

Мотивы (в мотивах конкретизируется потребность УД);

Учебные действия и операции (учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций).

Деятельность можно разделить на этапы:

    процесс вовлечения в деятельность;

    процесс целеполагания;

    процесс проектирования действий;

    процесс осуществления действий;

    процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Это ведь и есть структура урока при СДП.

Только в деятельности происходит развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. При СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Какие методы и приемы использую на своих уроках?

СДП предполагает собственную деятельность ребенка. Это невозможно без опоры на его личный опыт. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме.

Чтобы привлечь ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

Принципиально значимым является воздействие на эмоциональную сферу. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему , когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

На уроке используются различные способы развития мотивации :

    Организация образовательного процесса.

Здесь важна:

Новизна, практическая значимость подаваемого материала;

Четкое структурирование;

Логичное, яркое, контрастное выступление;

Ритмичное чередование видов деятельности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения (на данном уроке – использование разных средств искусства).

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме (на этапе работы со словарными словами, использование текстов с ошибками). Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения:

Гуманное отношение;

Доверие к ученикам;

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

Воздействие на интеллектуальную сферу с помощью проблемных вопросов и заданий приводит к использованию на каждом этапе урока различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

На уроке используются следующие современные пед. технологии:

    проблемно – диалогическая технология (на этапе актуализации знаний и постановки темы целей урока);

    технология мини – исследования (каждый вид деятельности – мини-исследование)

    оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (самооценка на каждом этапе урока);

    технология сотрудничества (на протяжении всего урока);

    ИКТ – технология.

На уроке идет формирование УУД:

    познавательные УД (развитие мыслительных операций);

    регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);

    коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);

    личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода

1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

    создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:

    актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

    фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

    соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Современный урок русского языка

(Отличия от традиционного урока)

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Рассмотрим на примере урок по русскому языку для 6 класса по теме: «Указательные местоимения» .

Цели урока:

    Проверка степени усвоения разрядов местоимений. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей указательных местоимений.

    Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.

    Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

Урок начинается с вопроса:

    Чем замечателен сегодняшний день?

Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны.

Текст о весне записывается тетрадь:

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Задание классу:

Возможные варианты заданий:

    Найдите местоимения, укажите разряды.

    Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.

Беседа на повторение:

    Что такое местоимение?

    Какие разряды изучили?

    Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.

Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.

    Следить за собой. Подготовить кое-что. Кто здесь? Остановиться у них. Не загорел никто. Сколько-нибудь книг. У кого спросить? Дружить с ними. Никаких трудностей. Увидеть нечто. Сколько сделал? Сходить к вам. Ничего не знать. Владеть чем-либо. Дом, который стоит у дороги. Прийти за тобой. Ни к каким преградам. Кое с кем посоветоваться. Узнать, кто сделал.
    Сходить ко мне. Не с кем поговорить. Какой-то шорох. Определить, чье гнездо. Стоять возле нее. Возьми себе.

Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».

Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:

    Доволен ты своим результатом или нет и почему?

    Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?

    Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

    Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

    Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства?(Обновление.)

    Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?

Отдыхает луг – олицетворение;

Шумят деревья – олицетворение;

Весело-сухие – эпитет;

Ветер нежен и упруг – эпитет;

Как новую – сравнение.

    Найдите все местоимения в тексте (такие, своей, своего, ту, что).

    Назовите известные разряды местоимений.

    В чем особенность местоимений ТАКИЕ, ТУ ? Какую роль они играют в тексте? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность.)

    Предложите свое название таким местоимениям?

Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов

записывается тема урока в тетрадь.

Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения».

    Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?

    Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того .

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):

Это этот такой столько такова та того

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся:

Вопросы для целеполагания:

    Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».

    Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

зрения на указательные местоимения.

    Задание: прочитайте параграфы из учебников:
    М.Т.Баранов – параграф 77, стр. 184.
    В.В.Бабайцева – параграф 131, стр. 139.

    Что Вы узнали об указательных местоимениях?

    Чем отличаются точки зрения на местоимения авторов разных учебников?

    Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Баранов Михаил Трофимович, д.п.н.
Ладыженская Таиса Алексеевна, д.п.н.
Бабайцева Вера Васильевна, д.ф.н.
Чеснокова Лилия Дмитриевна, д.ф.н.

Слова в помощь:

выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению

Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на учебник М.Т.Баранова и фрагмент из учебника Н.С.Валгиной (прил.1).

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект (прил.2).

Вопросы для рефлексии:

    Что Вам в этом помогло?

    Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а

затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование указательных местоимений в речи.

Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.

Альтернативное задание – упр. 437.

Домашнее задание:

    Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском и английском языках.

    Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.

    Упражнение 439.

Итоговая рефлексия:

На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не

просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.

Урок русского языка теме “Причастие как часть речи”, 7 класс.

1. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

В основе урока – работа с текстом. Такое содержание учебной деятельности соответствует цели компетентностного обучения русскому языку, способствующего формированию языковой способности личности.

На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)

Изучение новой темы урока.

Исследовательское задание классу:

Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.

Когда волнуется желтеющая нива ,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка ;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой ,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи? )

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность

мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.

Вопросы для целеполагания:

Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова?

IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

    Что Вы узнали о причастии?

    Чем отличаются точки зрения на причастие авторов разных учебников? Что между ними общего?

Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.

    Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о причастии (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.

А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:

Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии :

    Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

    Что Вам в этом помогло?

    Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.

Задание 1:

Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.

Эвристическое задание:

Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Что для меня самым полезным было на уроке?

    Что для меня на уроке было самым интересным?

    Что на уроке для меня было трудным?

    На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, он рвётся в высь;

Не счесть пожалуй сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Д. С. Лихачёв.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004 .

2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD , 2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http :// sitename . ru