Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи “ (1775 г.).
Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальнымI и полицейским делам.
В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.
Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий . Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник , избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).
Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
В городах была учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал- губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.
Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.
Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".
Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция).
Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784-1786 гг. (реформа коллегий).
Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах" , в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".
Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый , (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).
Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.
Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд - провинция - губерния.
Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.
Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.
В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.
1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.
Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.
Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.
2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.
Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты , состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).
3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе , в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.
Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.
Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.
5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).
В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.
К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.
6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.
Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).
Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.
Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия".
Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.
Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.
В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.
Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.
Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.
Материалы, разрабатываемые в комиссии легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.
С 1779 г. начинается работа над проектом “ Устава о благочинии “, которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.
Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний.
Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы, и правовые трактаты.
Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы- советники.
Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".
Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.
Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".
Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.
Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.
По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.
"Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.
К этим правонарушениям относились:
1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;
2) действия, направленные против православной веры и богослужения;
3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;
4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);
5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);
6) преступления против личности, имущества, порядка и др.
Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.
В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.
Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.
"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.
Глава 27
Похожая информация.
ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 года, принятое в историографии название комплексной административной, судебной и социальной реформы, осуществлённой в Российской империи во 2-й половине 1770-х - 1-й половине 1790-х годов. Разработана в рамках политической программы императрицы Екатерины II, учитывала итоги деятельности Уложенной комиссии 1767-68, а также уроки, извлечённые властью из восстания Е. И. Пугачёва (1773-75). Основные цели: формирование сословной структуры российского общества через закрепление юридического статуса отдельных сословий и создание институтов сословного самоуправления; укрепление власти на местах путём создания более плотной, разветвлённой и унифицированной системы органов административного управления на всей территории империи, основанной на сочетании коронных органов власти с органами самоуправления и перераспределении властных полномочий между центральными и местными органами власти в пользу последних. При подготовке губернской реформы Екатерина II использовала труды английского правоведа У. Блэкстона, при этом опиралась на российские традиции и опыт отдельных российских губерний, прежде всего Новгородской, где ещё до 1775 года была опробована новая система управления.
Губернская реформа осуществлялась в несколько этапов. Начало реформы было положено манифестом 17(28).3.1775 и указом императрицы Екатерины II от 25.5(5.6).1775, согласно которым для всех категорий населения, кроме крепостных крестьян, были отменены ограничения на заведение торгово-промышленных предприятий, введён имущественный ценз для записи в гильдии купеческие (от 500 рублей); подушная подать и рекрутская повинность для купцов заменены 1%-ным налогом с капитала, а не имевших достаточного капитала жителей городов велено именовать мещанами. Основные положения реформы были изложены в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» от 7(18).11.1775. Этот законодательный акт (состоял из 28 глав и 412 статей), составленный лично Екатериной II, отличался высоким уровнем юридической техники, глубокой детализацией норм государственного, административного, финансового, семейного и других отраслей права. «Учреждения...» предусматривали изменение административно-территориального деления губернии (наместничества): вводилось прямое деление на уезды с населением 20-30 тысяч человек, а провинции ликвидировались. Основной административно-территориальной единицей становилась губерния с населением 300-400 тысяч человек в каждой во главе с губернатором (правителем наместничества). При нём создавалось губернское правление (контролировало деятельность всех других губернских учреждений), члены которого назначались Сенатом. В решении финансовых вопросов губернатору помогал вице-губернатор, а в контроле за соблюдением законов - губернский прокурор и стряпчие. Создавались казённые палаты, ведавшие сбором налогов и контролировавшие деятельность уездных казначеев, а также приказы общественного призрения, которым поручалась организация школ, сиротских, работных и смирительных домов, больниц, богаделен, домов для умалишённых. Две-три губернии объединялись в генерал-губернаторства во главе с наместником (генерал-губернатором) и наместническим правлением.
Главой административно-полицейской власти в уездном городе (при отсутствии в нём коменданта) становился городничий. В уездах создавался нижний земский суд - выборный коллегиальный административно-полицейский орган территориального управления во главе с исправником (капитаном), который фактически являлся начальником земской полиции.
«Учреждениями...» вводились органы социального обеспечения вдов и сирот - так называемые дворянские опеки при верхних земских судах и городские сиротские суды при городовых магистратах - органах городского управления, подчинявшихся губернскому магистрату (состоял из двух председателей и шести выборных заседателей, имел судебные функции).
Судебная реформа, осуществлённая согласно «Учреждениям...», выразилась в отделении судебной власти от административной, в создании системы судебных органов разных инстанций для каждого из сословий: уездный и верхний земский суды для дворянства, нижний земский суд, нижняя и верхняя расправы для государственных и дворцовых крестьян. Было осуществлено разделение уголовного и гражданского судопроизводства: в качестве высших апелляционных инстанций в губерниях учреждались уголовная и гражданская палаты; образован всесословный совестный суд (разбирал дела, связанные с колдовством, суевериями, бродяжничеством, преступлениями малолетних).
Следующим шагом в осуществлении Губернской реформы стало постепенное переименование губерний в наместничества (к середине 1780-х годов существовало 38 наместничеств, 2 губернии и 1 область на правах наместничества). Параллельно шёл процесс ликвидации отраслевых коллегий (Вотчинной, Камер-коллегии, Мануфактур-коллегии и др.), в результате чего центр сохранял за собой лишь полномочия, связанные с финансами, обороной, внешней политикой и общим надзором за соблюдением законов. Уставом благочиния 1782 года создана городская полиция. Жалованной грамотой дворянству 1785 года и Жалованной грамотой городам 1785 укреплены органы сословного самоуправления, завершено законодательное оформление прав и обязанностей городовых обывателей.
Важнейшие положения реформы и созданные ею институты продолжали существовать до 1918 года. Формирование в ходе Губернской реформы органов городского и сословного самоуправления имело важное значение для развития российского города и зарождения в нём элементов гражданского общества.
Лит.: Григорьев В. А. Реформа местного управления при Екатерине И. СПб., 1910; Jones R. Provincial development in Russia: Catherine II and J. Sievers. New Brunswick, 1984; Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993; Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 1999; Середа Н. В. Реформа управления Екатерины Второй. М., 2004.
После событий крестьянской войны Екатерина не могла оставить на нижнем течении Днепра вольное полугосударство в виде Запорожской Сечи с его импульсивной и изменчивой политикой, заключавшей в себе постоянную опасность как международных осложнений и столкновений, так и внутренних волнений.
Потому в 1775 году русские войска взяли Запорожскую Сечь, чем положили конец ее существованию. Часть запорожцев ушла за Дунай, в Турцию. Другие были переселены на Кубань, где они образовали Черноморское, позже - Кубанское казачье войско.
Зимовейская станица, в которой родился Пугачев, была переименована в Потемкинскую, дом его сожжен, яицкое казачество было переименовано в уральское, а река Яик - в Урал.
Были упразднены казачьи полки на левобережной Украине, на Дону было полностью ликвидировано казачье самоуправление.
Губернская реформа 1775 года была проведена в целях укрепления власти на местах. С.Пушкарев подчеркивает, что преемники Петра упразднили большинство учрежденных им органов местного управления, передав их функции губернаторам и воеводам, в руках которых сосредотачивалась и административная, и судебная, и финансовая власть.
В сложившейся ситуации эти органы становились явно недостаточными. Само областное деление на губернии, провинции и уезды создавалось постепенно и носило случайный характер. Губернии и провинции чрезвычайно разнились одна от другой по количеству населения и по числу входиших в них уездов.
«Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», изданные 7 ноября 1775 года, имели целью создать упорядоченную систему областного управления, устранить недостатки прежнего устройства и вместе с тем усилить политические позиции дворянства, которому теперь обеспечивалась руководящая роль во всей системе местных учреждений. Новый закон вводил новое областное деление: вместо прежних 20 губерний в европейской России было учреждено 50 губерний.
Основанием для определения размеров отдельных губерний было взято количество живущего в них населения, именно 300 - 400 тыс. жителей в каждой губернии.
Потому, как отмечается в «Обзоре русской истории», губернии были различны по своим размерам: центральные, густо населенные губернии были невелики, тогда как редко населенные северные и северо-восточные - Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская - занимали обширные территории.
Каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. в каждом. Так как в некоторых губерниях не хватало городов для вновь образуемых уездов, то иногда большие села, слободы или подмонастырские посады были обращены в уездные города.
В организации губернского и уездного управления было проведено разделение властей и организованы три параллельных ряда учреждений. При губернских судебных учреждениях состояли прокуроры и стряпчие, в чьи обязанности входило наблюдение за законностью действий новых учреждений. В каждом уезде находился уездный стряпчий.
Для медицинской помощи в каждом уезде состояли доктор и лекарь. Правительство назначало должностных лиц общей и финансовой администрации, а также личный состав палат уголовного и гражданского суда. Состав нижнего земского суда, то есть земский исправник и заседатели, выбирался местным дворянством.
Правительство назначало председателя губернских сословных судов, а заседатели выбирались на три года соответствующими сословиями и утверждались губернатором («буде за ними нет явного порока»).
В уездных и городских судах как заседатели, так и председатели избирались соответствующими сословиями за исключением председателя нижней расправы, так называемого «расправного судьи», которого назначало губернское правление «из чиновных людей».
Итак, дворянство становилось фактическим хозяином уезда и губернии. Служба в бюрократическом аппарате укрепляла его политическую мощь, являясь одновременно дополнительным источником доходов.
Из дворянской среды избирались уездные власти и городничие. Дворянство получило особое судоустройство, особую корпоративную организацию в виде так называемых дворянских собраний во главе с выбранными предводителями дворянства.
Вот как описывал современник первые выборы в Тульской губернии: «Собрание было многочисленное. Никогда еще Тула не видела в стенах своих столь великого множества и знатного, и средственного, и мелкого дворянства».
Дворянство имело повод отметить торжество своего сословия.
В 1785 году, через 10 лет после губернской реформы, была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла ему целый ряд личных прав, «вольностей» и преимуществ. Дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей. Они владели своими имениями (включая живших там крестьян) на правах полной собственности и могли также заводить в своих деревнях фабрики и заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. А судиться он мог только с равными себе.
Дворянство окончательно оформилось в привилегированное обособленное сословие, имевшее все права и освобожденное от всяких обязанностей.
В 1785 году дворяне массами выходили в отставку и устремлялись в свои поместья. Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов: первый - «настоящие городские обыватели»; второй - купцы, разделившиеся на 3 гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала); третий - ремесленники, входившие в цехи; четвертый - иногородние и иностранные гости; пятый - «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты); шестой - «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.
«Общество градское» составляло «общую городскую думу» и выбирало городского голову, а также бургомистров и ратманов для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «шести-гласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для заведования делами городской администрации и хозяйства.
Цехи или «ремесленная управа» выбирали в каждом цехе управных старшин, а все ремесленные управы города выбирали ремесленного главу, который должен был представлять в городском управлении интересы городского ремесла.
С.Пушкарев подчеркивает, что, несмотря на заботы Екатерины о развитии и росте «среднего рода людей», городской класс, в России никогда не достигнет ни того благосостояния, ни того социального влияния, которых достигла буржуазия западноевропейских стран. И хотя в течение XVIII века городское население в России значительно возросло и к концу века превышало миллион человек, в общей массе населения это составляло лишь около 4%.
7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции - на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий - численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями - Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.
В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия - свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.
Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 26; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/29.htm ; История государства и права СССР / под ред. С. А. Покровского. Ч. I. М., 1959. Гл. 7; Тархов С. А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 15 .
См. также в Президентской библиотеке:
Административно-территориальное деление // Территория России: коллекция;
.