Причины губернской реформы 1775. Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальнымI и полицейским делам.

В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий . Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник , избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал- губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция).

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784-1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах" , в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".

Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый , (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд - провинция - губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты , состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе , в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администра­ции. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанав­ливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия".

Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.

Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.

Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

Материалы, разрабатываемые в комиссии легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

С 1779 г. начинается работа над проектом Устава о благочинии , которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы, и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы- советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спо­койствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.

Устав вводил должность частного маклера, который контро­лировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.

"Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К этим правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передви­жение без паспорта, нарушение правил маклерского посредни­чества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

Глава 27


Похожая информация.


ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 года, принятое в историографии название комплексной административной, судебной и социальной реформы, осуществлённой в Российской империи во 2-й половине 1770-х - 1-й половине 1790-х годов. Разработана в рамках политической программы императрицы Екатерины II, учитывала итоги деятельности Уложенной комиссии 1767-68, а также уроки, извлечённые властью из восстания Е. И. Пугачёва (1773-75). Основные цели: формирование сословной структуры российского общества через закрепление юридического статуса отдельных сословий и создание институтов сословного самоуправления; укрепление власти на местах путём создания более плотной, разветвлённой и унифицированной системы органов административного управления на всей территории империи, основанной на сочетании коронных органов власти с органами самоуправления и перераспределении властных полномочий между центральными и местными органами власти в пользу последних. При подготовке губернской реформы Екатерина II использовала труды английского правоведа У. Блэкстона, при этом опиралась на российские традиции и опыт отдельных российских губерний, прежде всего Новгородской, где ещё до 1775 года была опробована новая система управления.

Губернская реформа осуществлялась в несколько этапов. Начало реформы было положено манифестом 17(28).3.1775 и указом императрицы Екатерины II от 25.5(5.6).1775, согласно которым для всех категорий населения, кроме крепостных крестьян, были отменены ограничения на заведение торгово-промышленных предприятий, введён имущественный ценз для записи в гильдии купеческие (от 500 рублей); подушная подать и рекрутская повинность для купцов заменены 1%-ным налогом с капитала, а не имевших достаточного капитала жителей городов велено именовать мещанами. Основные положения реформы были изложены в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» от 7(18).11.1775. Этот законодательный акт (состоял из 28 глав и 412 статей), составленный лично Екатериной II, отличался высоким уровнем юридической техники, глубокой детализацией норм государственного, административного, финансового, семейного и других отраслей права. «Учреждения...» предусматривали изменение административно-территориального деления губернии (наместничества): вводилось прямое деление на уезды с населением 20-30 тысяч человек, а провинции ликвидировались. Основной административно-территориальной единицей становилась губерния с населением 300-400 тысяч человек в каждой во главе с губернатором (правителем наместничества). При нём создавалось губернское правление (контролировало деятельность всех других губернских учреждений), члены которого назначались Сенатом. В решении финансовых вопросов губернатору помогал вице-губернатор, а в контроле за соблюдением законов - губернский прокурор и стряпчие. Создавались казённые палаты, ведавшие сбором налогов и контролировавшие деятельность уездных казначеев, а также приказы общественного призрения, которым поручалась организация школ, сиротских, работных и смирительных домов, больниц, богаделен, домов для умалишённых. Две-три губернии объединялись в генерал-губернаторства во главе с наместником (генерал-губернатором) и наместническим правлением.

Главой административно-полицейской власти в уездном городе (при отсутствии в нём коменданта) становился городничий. В уездах создавался нижний земский суд - выборный коллегиальный административно-полицейский орган территориального управления во главе с исправником (капитаном), который фактически являлся начальником земской полиции.

«Учреждениями...» вводились органы социального обеспечения вдов и сирот - так называемые дворянские опеки при верхних земских судах и городские сиротские суды при городовых магистратах - органах городского управления, подчинявшихся губернскому магистрату (состоял из двух председателей и шести выборных заседателей, имел судебные функции).

Судебная реформа, осуществлённая согласно «Учреждениям...», выразилась в отделении судебной власти от административной, в создании системы судебных органов разных инстанций для каждого из сословий: уездный и верхний земский суды для дворянства, нижний земский суд, нижняя и верхняя расправы для государственных и дворцовых крестьян. Было осуществлено разделение уголовного и гражданского судопроизводства: в качестве высших апелляционных инстанций в губерниях учреждались уголовная и гражданская палаты; образован всесословный совестный суд (разбирал дела, связанные с колдовством, суевериями, бродяжничеством, преступлениями малолетних).

Следующим шагом в осуществлении Губернской реформы стало постепенное переименование губерний в наместничества (к середине 1780-х годов существовало 38 наместничеств, 2 губернии и 1 область на правах наместничества). Параллельно шёл процесс ликвидации отраслевых коллегий (Вотчинной, Камер-коллегии, Мануфактур-коллегии и др.), в результате чего центр сохранял за собой лишь полномочия, связанные с финансами, обороной, внешней политикой и общим надзором за соблюдением законов. Уставом благочиния 1782 года создана городская полиция. Жалованной грамотой дворянству 1785 года и Жалованной грамотой городам 1785 укреплены органы сословного самоуправления, завершено законодательное оформление прав и обязанностей городовых обывателей.

Важнейшие положения реформы и созданные ею институты продолжали существовать до 1918 года. Формирование в ходе Губернской реформы органов городского и сословного самоуправления имело важное значение для развития российского города и зарождения в нём элементов гражданского общества.

Лит.: Григорьев В. А. Реформа местного управления при Екатерине И. СПб., 1910; Jones R. Provincial development in Russia: Catherine II and J. Sievers. New Brunswick, 1984; Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993; Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 1999; Середа Н. В. Реформа управления Екатерины Второй. М., 2004.

После событий крестьянской войны Екатерина не могла оставить на нижнем течении Днепра вольное полугосударство в виде Запорожской Сечи с его импульсивной и изменчивой политикой, заключавшей в себе постоянную опасность как международных осложнений и столкновений, так и внутренних волнений.

Потому в 1775 году русские войска взяли Запорожскую Сечь, чем положили конец ее существованию. Часть запорожцев ушла за Дунай, в Турцию. Другие были переселены на Кубань, где они образовали Черноморское, позже - Кубанское казачье войско.

Зимовейская станица, в которой родился Пугачев, была переименована в Потемкинскую, дом его сожжен, яицкое казачество было переименовано в уральское, а река Яик - в Урал.

Были упразднены казачьи полки на левобережной Украине, на Дону было полностью ликвидировано казачье самоуправление.

Губернская реформа 1775 года была проведена в целях укрепления власти на местах. С.Пушкарев подчеркивает, что преемники Петра упразднили большинство учрежденных им органов местного управления, передав их функции губернаторам и воеводам, в руках которых сосредотачивалась и административная, и судебная, и финансовая власть.

В сложившейся ситуации эти органы становились явно недостаточными. Само областное деление на губернии, провинции и уезды создавалось постепенно и носило случайный характер. Губернии и провинции чрезвычайно разнились одна от другой по количеству населения и по числу входиших в них уездов.

«Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», изданные 7 ноября 1775 года, имели целью создать упорядоченную систему областного управления, устранить недостатки прежнего устройства и вместе с тем усилить политические позиции дворянства, которому теперь обеспечивалась руководящая роль во всей системе местных учреждений. Новый закон вводил новое областное деление: вместо прежних 20 губерний в европейской России было учреждено 50 губерний.

Основанием для определения размеров отдельных губерний было взято количество живущего в них населения, именно 300 - 400 тыс. жителей в каждой губернии.

Потому, как отмечается в «Обзоре русской истории», губернии были различны по своим размерам: центральные, густо населенные губернии были невелики, тогда как редко населенные северные и северо-восточные - Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская - занимали обширные территории.

Каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. в каждом. Так как в некоторых губерниях не хватало городов для вновь образуемых уездов, то иногда большие села, слободы или подмонастырские посады были обращены в уездные города.

В организации губернского и уездного управления было проведено разделение властей и организованы три параллельных ряда учреждений. При губернских судебных учреждениях состояли прокуроры и стряпчие, в чьи обязанности входило наблюдение за законностью действий новых учреждений. В каждом уезде находился уездный стряпчий.

Для медицинской помощи в каждом уезде состояли доктор и лекарь. Правительство назначало должностных лиц общей и финансовой администрации, а также личный состав палат уголовного и гражданского суда. Состав нижнего земского суда, то есть земский исправник и заседатели, выбирался местным дворянством.

Правительство назначало председателя губернских сословных судов, а заседатели выбирались на три года соответствующими сословиями и утверждались губернатором («буде за ними нет явного порока»).

В уездных и городских судах как заседатели, так и председатели избирались соответствующими сословиями за исключением председателя нижней расправы, так называемого «расправного судьи», которого назначало губернское правление «из чиновных людей».

Итак, дворянство становилось фактическим хозяином уезда и губернии. Служба в бюрократическом аппарате укрепляла его политическую мощь, являясь одновременно дополнительным источником доходов.

Из дворянской среды избирались уездные власти и го­родничие. Дворянство получило особое судоустройство, особую корпоративную организацию в виде так называемых дворянских собраний во главе с выбранными предводителями дворянства.

Вот как описывал современник первые выборы в Тульской губернии: «Собрание было многочисленное. Никогда еще Тула не видела в стенах своих столь великого множества и знатного, и средственного, и мелкого дворянства».

Дворянство имело повод отметить торжество своего сословия.

В 1785 году, через 10 лет после губернской реформы, была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла ему целый ряд личных прав, «вольностей» и преимуществ. Дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей. Они владели своими имениями (включая живших там крестьян) на правах полной собственности и могли также заводить в своих деревнях фабрики и заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. А судиться он мог только с равными себе.

Дворянство окончательно оформилось в привилегированное обособленное сословие, имевшее все права и освобожденное от всяких обязанностей.

В 1785 году дворяне массами выходили в отставку и устремлялись в свои поместья. Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов: первый - «настоящие городские обыватели»; второй - купцы, разделившиеся на 3 гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала); третий - ремесленники, входившие в цехи; четвертый - иногородние и иностранные гости; пятый - «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты); шестой - «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.

«Общество градское» составляло «общую городскую думу» и выбирало городского голову, а также бургомистров и ратманов для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «шести-гласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для заведования делами городской админи­страции и хозяйства.

Цехи или «ремесленная управа» выбирали в каждом цехе управных старшин, а все ремесленные управы города выбирали ремесленного главу, который должен был представлять в городском управлении интересы городского ремесла.

С.Пушкарев подчеркивает, что, несмотря на заботы Екатерины о развитии и росте «среднего рода людей», городской класс, в России никогда не достигнет ни того благосостояния, ни того социального влияния, которых достигла буржуазия западноевропейских стран. И хотя в течение XVIII века городское население в России значительно возросло и к концу века превышало миллион человек, в общей массе населе­ния это составляло лишь около 4%.

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции - на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий - численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями - Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия - свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 26; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/29.htm ; История государства и права СССР / под ред. С. А. Покровского. Ч. I. М., 1959. Гл. 7; Тархов С. А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 15 .

См. также в Президентской библиотеке:

Административно-территориальное деление // Территория России: коллекция; .