Презентация на тему полонский. Урок литературы «Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского»(с презентацией) презентация к уроку по литературе (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Яков Петрович Полонский Дата рождения: 6 (18) декабря 1819 Место рождения: Рязань Дата смерти: 18 (30) октября 1898(78 лет) Место смерти: Санкт-Петербург

2 слайд

Описание слайда:

Биография Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился сА. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего. По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность. С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859-60 журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-96). Адреса Полонского следующие: 1879-1883 - дом Безобразова, наб. Фонтанки, 24 угол Звенигородской и Николаевской ул. (Марата, 84) 1888-1898 - Знаменская (ныне ул. Восстания), 26 В 1890-е годы Полонский, Майков и Григорович - последние представители словесности сороковых годов - напоминали петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов. Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля

3 слайд

Описание слайда:

Творчество Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. По характеристике Юлия Айхенвальда

4 слайд

Описание слайда:

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятилВере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859). Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться: Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах. Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»). Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

5 слайд

Описание слайда:

Отдых в Крыму В начале лета 1850 года Полонский испросил себе отпуск и отправился в Крым. В пути его догнало письмо Золотарева, в котором приятель успокаивал Якова Петровича: «...Два-три месяца в Крыму, среди спокойной, устроенной жизни, при морском купанье, совершенно восстановят твое здоровье, и ты осенью воротишься к нам молодец молодцом... Если у тебя началась болезнь позвоночного столба, то причиною тому твоя невоздержанность твоею тифлисскою красавицею да безалаберная жизнь, обращавшая ночь в день и дни в ночи». Иван Федорович был прав: надо было заботиться о своем здоровье, но разве можно поэту жить в смирительной рубашке? Доехав знакомой дорогой до Редут-Кале, Яков Петрович взял билет на пароход и отправился морем в Ялту. Остановился он в Массандре, в имении Воронцова, и каждый день совершал пешие прогулки в Ялту, уютно расположившуюся в предгорьях у самого моря. Городок был невелик, тих и спокоен. Дома, большей частью одноэтажные, сбегали к морю, вдали синели горные вершины, а воздух был такой, что хотелось его пить и пить.. «Когда ветру нет и море не бурлит, - писал Полонский, - с одного конца Ялты можно ясно слышать, как на другом конце города стучат копыта, гремит неожиданный экипаж или приезжий громко спрашивает, где гостиница».

6 слайд

Описание слайда:

Отдых в Крыму В Ялте Полонский встретил своего старого знакомого, Льва Сергеевича Пушкина Брат великого поэта сильно сдал и выглядел неважно: беспорядочная жизнь и неумеренные возлияния основательно расшатали его здоровье. Однако Левушка по-прежнему был весел и беззаботен, словно жизнь его должна была длиться бесконечно. «...На террасе, в полночь, я читал ему стихи свои Звезды, - вспоминал Полонский, - которые ему очень нравились (но что это были за стихи, не помню). Он был очень светский человек, очень смешливый - и любил смешить - особливо дам, - немножко был циник, раз, при мне, в Крыму, читал княгине Урусовой Царя Никиту своего брата... (молодой Пиляр-фон-Пильхау за нее краснел, а она холодно смотрела на Пушкина и по временам как бы про себя восклицала: какие глупости!)» А у влюбчивого Якова Петровича в Ялте завязался неожиданный роман с некоей мадам де Волан. Поэт увлекся красавицей, но их отношения продолжались недолго. В конце августа дама засобиралась восвояси, в Одессу. Учтивый и галантный Полонский проводил ее на пароход, помог занести вещи в каюту, а потом... Потом возлюбленные не услышали, как пароход хрипло прокричал и отвалил от пристани. Когда Полонский опомнился, было уже поздно: за бортом плескалась вода, а берег едва угадывался в синеватой дымке...

ПОЛОНСКИЙ, ЯКОВ ПЕТРОВИЧ (1819–1898), русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.


В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит... Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».


В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки («Мой костер в тумане светит...», 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).



По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).


В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» – т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).


В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт» (Для немногих, 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» (А.Дружинин) и отмечали, что «он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» (Е.Штакеншнейдер).


В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н.Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира» и относил Полонского к числу «микроскопических поэтиков».



В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: «Я всю жизнь был ничей».


В 1858–1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860–1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Антонова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы в МБОУ « Болоховская ООШ №2» Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Цели: -пробудить интерес к русской поэзии; -понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; -прививать любовь к родной природе.

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844 Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

« Весна, весна! как воздух чист…» Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

Какие приметы ранней весны видит поэт? Какой литературный приём помогает сделать картину живой? Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 5. Экспрессивный (выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями.

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смел Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

« Где гнутся над омутом лозы…» Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз? Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты? Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка. Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.




План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Публицистическая и общественная деятельность
  • 4 Адреса в Санкт-Петербурге
  • Примечания

Введение

Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 (18) декабря 1819, Рязань - 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) - русский поэт и прозаик.


1. Биография

Яков Полонский

Родился в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851. С 1851 жил в Санкт-Петербурге, редактировал журнал «Русское слово» (1859-1860). Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-1896).

Умер в Санкт-Петербурге, похоронен в Рязани.

Могила Полонского в Рязани


2. Творчество

Яков Полонский, 1880-е годы

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Писал также в прозе. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Талант прозаика определил исключительную живость и яркость его опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит »), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Полонский был одним из любимых поэтов Александра Блока. Лирические произведения Я.П. Полонского отличает,как говорил И.С. Тургенев, правдивость впечатлений от ежедневной, почти будничной жизни и разлитая в них какая-то тайная грусть.


3. Публицистическая и общественная деятельность

С 1860 году и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.

Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого». После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.


4. Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1879-1883 - дом Безобразова, наб. Фонтанки, 24
  • угол Звенигородской и Николаевской ул (Марата, 84)
  • 1888-1898 - Знаменская (ныне ул. Восстания), 26

Примечания

  1. 112. Я. П. Полонскому. 1898 г. Апреля 7. Москва - az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1480.shtml в кн.: Толстой Лев Николаевич. Том 71, Письма 1898, Полное собрание сочинений, Москва, 1954
  2. Айзенштадт, В.; Айзенштадт, М. По Фонтанке. Страницы истории петербургской культуры. - М.: Центрополиграф, 2007. - стр. 227. - ISBN 978-5-9524-2918-5
  3. см. http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804017646 - www.encspb.ru/article.php?kod=2804017646.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 09:34:32
Похожие рефераты: Тебеньков Яков Петрович , Ядов Яков Петрович , Бакланов Яков Петрович , Легздин Яков Петрович , Рябов Яков Петрович , Юхтман Яков Петрович ,

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация на тему «Яков Петрович Полонский» Ученицы6 класса «А»школы №29Г.УльяновскаФёдоровой ДианыПрезентации по литературеhttp://prezentacija.biz/ Яков Петрович Полонский 18 декабря 1819 Рязань - 30 октября 1898 Санкт-Петербург. Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончив гимназию в Рязани 1838, поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чадаевым,А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским. Публикации.В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859). Семья.Первая жена с июля 1858 года - Елена Васильевна Устюжская (1840-1860), дочь старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского), и француженки. Брак был заключен по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский – французского. Умерла в Петербурге от последствий тифа, соединившегося с выкидышем. Их шестимесячный сын Андрей умер в январе 1860 года.Вторая жена с 1866 года - Жозефина Антоновна Рюльман (1844-1920), скульптор-любитель, сестра известного врача А. А. Рюльмана. По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868-1934) и Бориса (1875-1923), и дочь Наталью (1870-1929), в замужестве за Н. А. Елачичем. Портрет.