Православная Россия: интересные факты о церковных колоколах. Русские колокола

Также по теме

«Царь-колокол» для Франции
Как русский царь отблагодарил французский город за помощь в перевооружении Русской армии / Великая война. 1914-1918

Последняя четверть XIX века была важной эпохой в развитии систем вооружения. Именно тогда на чертежах и в мастерских рождалось оружие будущих мировых войн ХХ века - самозарядные пистолеты и пулеметы, скорострельные пушки и главное оружие пехотинца - магазинная винтовка.
В 1880-е годы к созданию такого оружия приступили и в России. В 1883 году при Главном артиллерийском управлении была образована Комиссия по испытанию магазинных ружей - своего рода мозговой центр, где собиралась информация о новейших разработках в сфере стрелкового оружия за границей, проводились испытания новых патронов, порохов, предложенных инженерами конструкций винтовок. Создание новой системы вооружения стало свидетельством уровня развития российской науки и техники того времени.



Во время освящение колокола


В 1889 году благодаря успешным опытам Д.И. Менделеева был создан русский бездымный порох, на его основе полковник Н.Ф. Роговцев создал трехлинейный (7,62 мм) патрон, который под названием 7,62×54 мм R и по сию пору остается в производстве и на вооружении. В конце 1889 года Комиссии были представлены две разработанные под новый патрон магазинные винтовки - конструкции капитана Русской армии Сергея Ивановича Мосина и бельгийского оружейника Леона Нагана. В следующем, 1890 году обе системы прошли целый комплекс испытаний, для сравнения были использованы 23 образца винтовок лучших зарубежных фирм, ни одна из которых не показала преимущества перед отечественной конструкцией.

По итогам испытаний Комиссия отдала предпочтение винтовке Мосина, указав при этом на ряд недостатков, которые предлагалось устранить, использовав решения, примененные в своей винтовке Наганом. В результате этого синтеза и родилось оружие, с которым русские солдаты прошли все войны ХХ века, а отдельные модификации по сию пору стоят на вооружении силовых структур Российской Федерации.

Предлагая императору Александру III для высочайшего утверждения текст резолюции о принятии новой винтовки на вооружение, военный министр генерал от инфантерии Петр Семенович Ванновский указывал: «В изготовляемом новом образце имеются части, предложенные полковником Роговцевым, комиссией генерал-лейтенанта Чагина, капитаном Мосиным и оружейником Наганом, так что целесообразно дать выработанному образцу наименование: русская 3-лин. винтовка образца 1891 года».

По повелению Государя новое оружие получило название трехлинейная винтовка образца 1891 года. Капитану Мосину «за выдающиеся разработки по артиллерийско-стрелковой части» была присуждена Большая Михайловская премия.


Уже после Великой Отечественной войны в советской литературе утвердилось название винтовка Мосина, в зарубежных исследованиях ее часто называют винтовка системы Мосина-Нагана.


К производству нового оружия начали подготовку крупнейшие оружейные заводы Российской империи - Тульский, Ижевский и Сестрорецкий, однако, первая партия из 500 000 винтовок была заказана французскому заводу Manufacture Nationale d’Armes de Châtelleraut (на фото), расположенному в городе Шательро.

Это решение было принято по двум причинам. Во-первых, русское командование хотело как можно скорее перевооружить армию новой винтовкой, а размещение заказа в Шательро позволяло ускорить этот процесс на два года. А, во-вторых, в 1891 году был заключен франко-русский военно-политический союз, и заказ во Франции новейшей русской системы вооружения стал зримым его воплощением.

Шательро - город, по французским меркам, не древний. Первые упоминания о нем относятся к 952 году, когда местный граф построил замок рядом с удобной переправой через реку Вьенна, чтобы обеспечить защиту торгового пути от расплодившихся в округе разбойников. Постепенно вокруг замка сложился город, а одним из главных занятий его жителей стало производство оружия, особенно - огнестрельного.

Весной нынешнего года один московский звонарь рассказал мне, что есть сведения, будто бы за успешное выполнение заказа император Николай II подарил городу Шательро новый колокол, изготовленный в России. Никакой информации об этом колоколе и его дальнейшей судьбе обнаружить не удалось. Но этим же летом появилась возможность посетить французский город и на месте разобраться в этой истории.


Современный Шательро не относится к числу туристических достопримечательностей центральной Франции. Конечно, и здесь сохранились старинные дома в центре, мост в ренессансном стиле (на фото), построенный по повелению мудрого короля Генриха IV - основателя династии Бурбонов, древняя церковь святого Якова (здесь проходил один из паломнических путей в Сантьяго-де-Компостелла), но не это - главная особенность города. Он встречает путешественника длинными рядами современных промышленных зданий, окрашенных в серый и бежевый цвета. Здесь и поныне производятся новейшие системы вооружения, а также высокотехнологичные компоненты для авиационной, космической и автомобильной промышленности Франции. И все же о прошлом тут помнят.

В туристическом офисе, где мы задали вопрос о колоколе, сразу поняли, о чем идет речь. О, «клошь русс», конечно, знаем - он находится в церкви святого Якова. Сотрудница поставила отметку на карте города. Идем к церкви. Она находится в историческом квартале в самом центре города. Узкие, закрытые для движения автомобилей улицы, белые дома, за красивой оградой - здание, где некогда располагалась резиденция барона де Рони (он же - герцог де Сюлли), одного из знаменитых соратников короля Генриха IV, знаменитого министра финансов, а по совместительству, и видного специалиста в области артиллерии.

Вот и белая, с двумя башнями колоколен церковь святого Якова. Дверь открыта, но храм пуст. В полумраке - колонны, резные барельефы, цветные витражи и ни одного человека. Колокольни, по местному обычаю, закрыты деревянными ставнями, может колокол здесь? Стучимся в офис кюре, но и тот заперт, приколотая на дверях записка уведомляет, что пэр Бернар будет здесь только утром.


Утро следующего дня было пасмурным и прохладным, в церкви святого Якова было по-прежнему пусто, а вот дверь офиса кюре оказалась не заперта. Пэр Бернар - пожилой, но очень подвижный человек - понимает нас с полуслова. Он знает о «клошь русс» и его истории, но в туристическом офисе ошиблись: колокол находится не в церкви святого Якова, а в расположенной за рекой церкви святого Иоанна Евангелиста (на фото). Он пытается связаться по телефону с ее настоятелем, но кюре Патрис сегодня не в городе - уехал на службу в сельский приход и будет только через два дня.

Пэр Бернар несколько огорчен этим обстоятельством, но обещает прислать нам на электронную почту все известные материалы о русском колоколе.

Отправляемся за реку, чтобы увидеть хотя бы церковь, в которой находится колокол. Вот она, в романском стиле, неброская, без ярких украшений и статуй - обычный храм, в который ходят простые люди. Увы, но дверь закрыта на замок.

За невысокой оградой замечаю несколько стендов, на которых… фотографии колокола! Калитки нет, но где наша не пропадала! - перелезаю через забор и подхожу поближе. На стендах подробно описана вся история и русского заказа, и колокола. Теперь понятно, почему пэр Бернар назвал его огромным - по французским меркам, он действительно большой, почти в человеческий рост. Чтобы водрузить его на колокольню, местным инженером пришлось изрядно поработать.

Надписи на стендах посвящены не только колоколу, но и русскому оружейному заказу. Оказывается, он сыграл важную роль в жизни города. Тогда, в 90-е годы прошлого века, французское правительство в условиях экономического кризиса заметно сократило военный заказ, и над городом оружейников нависла угроза безработицы.


Итак, колокол найден, но неужели придется уехать из Шательро, так и не увидев реликвию? Неожиданно в стене церкви открывается маленькая боковая дверь и вышедший из нее человек несколько недоуменно смотрит на меня, застывшего с фотоаппаратом в руках около стендов на огороженной церковной территории.

«Клошь русс?» - переспрашивает он, а потом жестом приглашает войти. Из его слов понимаю, что в церкви ремонт и на колокольне отключен электрический свет, но подняться к колоколу можно. Идем по узкой каменной лестнице, мимо деревянных площадок, маленьких французских колоколов и, наконец, оказываемся на самом верху колокольни. Здесь темно, свет пасмурного дня с трудом пробивается через глухие жалюзи окон. Очертания колокола скорее угадываются во тьме, чем видны. Фотоаппарат отказывается функционировать. Рядом с колоколом угадывается специальный механизм для звона. Дело в том, что французские колокола, как и большинство европейских, отличаются от наших по технике звона. Если у нас, как правило, колокол висит неподвижно, а звонарь раскачивает его язык, то европейцы раскачивают сам колокол, подвешенный на качающейся балке. «Клошь русс» слишком велик, чтобы подвесить его подвижно на европейский манер, а колокольня слишком мала, чтобы можно было звонить по-русски, раскачивая язык, поэтому и придумали специальное устройство, позволяющее звонить.

Услышать звон колокола вживую не довелось, но в присланных пэром Бернаром материалах была запись звона. Звук чистый, протяжный и удивительно русский. Такой можно услышать в тех немногих храмах и монастырях, где чудом сохранились дореволюционные колокола…


«Клошь русс» был изготовлен в Санкт-Петербурге на знаменитом в то время колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова. Высота колокола - 2 метра 5 сантиметров, диаметр при основании - 1 метр 75 сантиметров, вес - 2640 килограммов.



Перед подъёмом на колокольню


На сторонах колокола - портреты императоров Александра III и Николая II, а также президентов Французской республики Сади Карно и Феликса Фора. В картуше надпись на французском языке - «Дар Его Величества Николая II Императора Всероссийского церкви Святого Иоанна Евангелиста города Шательро». В основании колокола надпись на русском и французском языках «Благовестник мира и дружбы народов» («Sonnez la paix et la fraternité des peuples»).

Решение подарить колокол император Николай II принял во время визита во Францию в 1896 году. Тогда русско-французский альянс казался оплотом мира и стабильности в Европе, и дружеский жест со стороны русского Государя должен был сделать его еще более прочным. Колокол был доставлен в Шательро в 1897 году, 15 мая того же года был торжественно освящен и получил имя Alexandre Nikolas, хотя чаше всего французы называют его «русский колокол» - «cloches russes».


Русский колокол на французской открытке


С тех пор удары «клошь русс» отмечали важные события в истории Шательро. Так, 5 октября 1919 года он победно звонил в честь вернувшихся с фронта Великой войны солдат 32-го пехотного полка французской армии, сформированного из местных уроженцев, а в 1944-м - приветствовал французских и английских солдат, освободивших город от немецкой оккупации. Звонит он и сейчас - и в торжественные дни, и во время обычной службы.

Как звучит «клошь русс»


И хотя, как мы уже отмечали, Шательро находится в стороне от обычных туристических маршрутов, русскому путешественнику стоит сделать небольшой крюк и посетить этот город, где за деревянными ставнями старинной колокольни находится весомая частичка русской истории.

Фото и видео заимствованы у kitowras


28 ноября 1734 года в Москве случилось пренеприятнейшее событие – при отливке «Царь-колокола» из строя вышли сразу две литейные печи. В результате колокол всё же был отлит, но судьба его оказалась нелёгкой, впрочем, как и многих других российских колоколов. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, а в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Итак, самые интересные факты о российских колоколах.

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III мастером Николаем Немчиным и установлен на деревянной звоннице Московского Кремля.
В 1599 году, уже в царствие Бориса Годунова, отлили Большой Успенский колокол, вес которого превышал 3 тысячи пудов. Погиб колокол в 1812, когда французы, захватившие Москву, взорвали пристроенную к колокольне Ивана Великого звонницу. В 1819 году литейщику Якову Завьялову удалось воссоздать этот колокол. И сегодня гигантский колокол весом 64 тонны и диаметром 4 метра 20 см можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля. Язык колокола весит 1 тонну 700 кг, а его размах – 3 метра 40 см. Большой Успенский колокол в Светлую седмицу возвещает пасхальный благовест всем монастырям Москвы.

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Готов колокол был в 1735 году. 6,6 метров в диаметре, 6,1 метр в высоту и около 200 тонн весом (12327 пудов) он получил название «Царь-колокол». Но через 2 года во время очередного пожара сарай над колокольной ямой загорелся, колокол раскалился, а когда в яму попала вода, дал трещину. Закончилось всё тем, что от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Только через 100 лет «Царь-колокол» установили на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Кремля. Где его можно увидеть и сегодня.



Во время Гражданской войны Царь-колокол изображали на 1000-рублёвых купюрах, которые выпускал в Крыму генерал Деникин. В народе эти деньги называли «колокольчиками».

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.

Известен факт и о том, что в 1681 году «Набатный» колокол, который находился в Московском Кремле, «сослали» Николо-Корельский монастырь в Николаев за то, что он ночью своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича.

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.



Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью.
к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.

Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола.



Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов

Специалисты говорят, что восстановить колокол нельзя, но можно отлить его копию по звучанию и весу. Недавно в России начали возвращать знаменитые «тысячники». Так, в Троице-Сергиеву лавру уже вернули Троицкие благовестники – колокола «Царь», «Годунов» и «Корноухий», которые в 1930 году были сброшены с колокольни безбожниками. Самый большой колокол, отлитый в России в наше время – воссозданный в 1990-х Большой колокол Храма Христа Спасителя в Москве. Его вес 27 тонн.

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

«Посев» (1980. № 10)

"Русский Колокол". Журнал волевой идеи. Редактор И. А. Ильин. – Берлин, 1927-1930.

"Русский Колокол" просуществовал недолго, с 1927 по 1930 годы. Вышло девять тонких его тетрадок, небольшим тиражом, и далеко не каждый даже страстный библиофил имеет их сегодня в своей библиотеке. Тем не менее, этот журнал по праву должен быть отнесен на почетное место в ряду той политической публицистики российского зарубежья, к которой также, как и к "Русскому Колоколу", может быть применено определение – "журнал волевой идеи".

Этот особый жанр публицистики, конечно, не имеет своей рубрики в библиографических каталогах, так как встречается он нечасто. Он возникает исключительно в эмиграции, но живет только проблемами своей покинутой страны. Страны, переживающей страшное бедствие, ужас и причины которого совершенно непонятны окружающему ее міру. Страны, в которой подвергается истребительному террору духовное ее наследие, на котором она до сих пор стояла. Эта страна должна быть великой державой. Возможно, она должна быть именно Россией и ничем иным, ибо явлений, подобных российской политической эмиграции, мір не знает.

И главная особенность таких журналов – они способны объединять вокруг себя не просто читателей, но деятельных людей.

"Русский Колокол" не был органом политической организации. Он создавался людьми, которые стремились внести в среду политической эмиграции ролевой импульс. Этот импульс вызвал кристаллизацию и в РОВСовской* молодежи, объединившейся в 1930 г. в Национальный союз русской молодежи – будущий НТС. "Идеализм, национализм, активизм" – эта триада хорошо передает суть развивавшейся организации. Сегодня эти столпы политической деятельности (служение высшим ценностям, любовь к своей стране, необходимость организационных форм борьбы) в некоторых кругах стали предметом жарких дискуссий; пятьдесят же лет назад для большей части русской эмиграции они, по крайней мере, два первых, – видимо, казались само собой разумеющимися.

* Русский общевоинский союз (РОВС) основан ген. Врангелем в 1924 г. для сохранения кадров белых бойцов. Читатели в СССР, которым недоступны другие источники, кое-что могут узнать о РОВСе из БСЭ, т. 30, с. 163.

Наряду со статьями известнейших в эмиграции политиков, военных и ученых – в областях истории, армии, политики, идеологии, религии, – значительная часть материалов журнала была посвящена конкретным вопросам борьбы: как соблюдать конспирацию, хранить тайну, как вести себя на допросе и в тюрьме. В отличие от современных подобных "памяток" (Есенина-Вольпина, Буковского), рекомендации которых часто ограничиваются шаткой правовой стороной советских законов, в "Русском Колоколе" противостояние аппарату насилия рассматривалось в плане чисто психологического, духовного единоборства, как и солженицынское "не верь, не бойся, не проси". И характерно, что почти все статьи этого никак не кажущегося возвышенным раздела написал под псевдонимом "Старый политик" сам редактор, один из выдающихся русских религиозных философов – Иван Александрович Ильин.

Глубокая религиозность, философский ум, чувство долга политика, – качества, чаще встречающиеся в людях по отдельности, – соединялись у Ильина в один сплав, каждый компонент которого не просто дополнял остальные, а осмыслялся с их помощью, становился неотъемлемой частью целого. Ильин считал, что право, политику, государство нельзя ни отвергать как нечто "приземленное" или "насильническое" по отношению к индивидуальной свободе, ни принимать как нечто самодовлеющее. Они должны получить религиозное осмысление:

«Это необходимо не потому, что "религия нужна государству"; и не потому, что "религиозность полезна народу в моральном отношении". Но потому, что религиозно не осмысленное и не освященное вообще не нужно человеку в высшем смысле этого слова; и то, что религиозно не обосновано, то есть не укоренено в Боговосприятии, – то мертво, безсильно и безплодно в духовной жизни» (№ 3, с. 36).

С религиозного осмысления происшедшей в России катастрофы Ильин предлагал начинать и поиск путей ее преодоления. А одну из главных причин российской трагедии он видел в разложении русского национального самосознания:

«Так случилось, что русская интеллигенция инстинктом и разумением своим отделилась от русского простого народа и сознательно противопоставила себя ему... Она перестала ощущать свое единое с ним национальное "мы"; она разучилась видеть в себе национально-волевой орган единого русского народа, призванный воспитывать и обязанный вести» (№ 2, с. 10).

«Я утверждаю, что русское государство рухнуло потому, что временно поколебалось и разложилось русское национальное правосознание... И на нас лежит священный долг помочь нашему народу выйти из этой смуты и восстановить правосознание. Иначе он не восстановит Россию» (№ 1, с. 33).

Очевидно, И. А. Ильин не согласился бы с мнением докладчика на прошлогодней Посевской конференции Е. Терновского, что

«... есть опасность часто не усмотреть, что борьба за веру Христову, за свободу России и ее духовное восстановление имеет вне– или наднациональную сущность», а также «рискованно слияние сакрального элемента с вполне конкретным и исторически объективированным, т. е. религиозного с национальным в лоне общественности и политики. При этом как-то незаметно сакрализуется и соседнее, национальное понятие...», что национальное «непременно» должно «соединиться с демократическим и либеральным элементом» ("Посев" № 12, 1979).

Редактор "Русского Колокола" мог бы возразить, что опасная "сакрализация национального" происходит именно тогда, когда оно отделяется от устремленности к Божьему и служения ему и становится само высшей ценностью. В предотвращении этого отделения и в преображении национального – одна из задач Церкви. Русское национальное самосознание родилось с принятием Русью христианства, сыгравшего роль катализатора в образовании нации и ставшего ее скрепляющим стержнем. Было бы, конечно, преувеличением утверждать, что "не православный – не русский", так как эти понятия все же относятся к разным иерархическим уровням и отражают разные ценности. Но можно сказать, что русское национальное самосознание и православие "неслиянны и нераздельны" , то есть применить здесь эту полную глубочайшего смысла формулу соединения несоединимого, явленную нам в Боговоплощении. Она же – образец и для взаимоотношения духовного и материального на всех иерархических уровнях человеческого общества, в том числе и для политики, государства, нации. Опасность возникает тогда, когда это взаимоотношение нарушается в ту или иную сторону.

Е. Терновский правильно видит опасность одной возможной крайности – самообожествления нации, но вместо того, чтобы устранить эту опасность, поставив над нацией высшую ценность – Бога, он, фактически предлагает крайность другую: качественное снижение понятия нации, удаление из нее мистического зерна, сведение ее к уровню таких чисто механических объединенных коллективов, как производственные, административно-территориальные и т. п. – ведь именно таково понимание нации сегодняшним либерализмом.

А вот еще одна цитата из "Русского Колокола", столь современная и сегодня:

«...Для того, чтобы воспитывать других, интеллигенция должна сначала воспитать себя: воспитать в себе чувство государственной ответственности ... Иначе она, поистине, как соль, потерявшая свою силу...» (№ 1, с. 38-39).

О роли и задачах национальной интеллигенции в "Русском Колоколе" написано столько, что в названии журнала мог бы стоять еще один подзаголовок: журнал русской национальной интеллигенции.

Оценка "Русским Колоколом" причин большевистской революции настолько характерна для тогдашних настроений "нацмальчиков" из НСРМ, что стоит немного сказать и об этом. Ильин не возлагал вину за революцию на какое-то одно направление в среде интеллигенции: одна ее часть вела к этому «сознательною волею, агитацией и пропагандой, покушениями и экспроприациями», другая – «проповедью непротивленчества, опрощения, сентиментальности и равенства», третьи – «безыдейною и мертвящею реакционностью, умением интриговать и давить, неумением воспитывать».

Судя по этим словам, у редактора "Русского Колокола" – убежденного монархиста – могли бы быть и сегодня противники не только слева, но и справа. Однако поиски виновников не были для него главным. Не было для него главным и столь актуальное в те годы разделение эмиграции на монархистов и республиканцев – идею надпартийного объединения национальных сил для служения России он ставил выше политических разделений. «Современная, трагедия России так велика и глубока, что борьба должна вестись не за политическую форму, а за само бытие народа , за возможность дышать и трудиться...», – говорил он в одной из своих речей.

"Русский Колокол" отличался устремленностью в будущее, к новой России, которую предстояло создать:

«Из нашей среды выделились величайшие в міре предатели для того, чтобы мы сами укрепили свою верность. Мы переживаем неслыханное безправие и порабощение для того, чтобы научиться ценить справедливое право и верную меру свободы. У нас отняли всякое имущество и ввели коммунизм для того, чтобы мы поняли необходимость собственности, ее смысл и предназначение. У нас погасили семью и родину, у нас извратили естество солдата и армии для того, чтобы мы постигли святость очага и Кремля, и священный смысл воина. В нищете и черной работе, в уплотнении, в ссылке или изгнании, окруженные соблазнами и опасностями – выстрадываем мы новое восприятие Бога, новое национальное самосознание, новый уклад характера, новое правосознание, новое отношение к армии и к собственности. В этом великий смысл нашего испытания и закаления» (№ 3, с. 4).

В атмосфере эмигрантских распрей, поисков виновников революции, реставрационных настроений, частых как раз в окружении Ильина, в правом лагере, – эти слова могли быть написаны лишь человеком, способным к ощущению мистического смысла истории, на основе чего только и возможно политическое предвидение. Недаром многие места в статьях Ильина так и просятся в цитаты по поводу сегодняшних наших размышлений о судьбах России, миссии русской эмиграции, путях российского освобождения, которому надо служить «как делу Божьему: не кривя, не торгуясь и не исчисляя Божиих сроков».

Эта устремленность в будущее стала одной из главных движущих сил молодого НТС. И новая Россия понималась им не как какая-то модернизация национального духа, сведение его к либерально-прагматическому пониманию, но как расчистка пути для осуществления неизменной в тысячелетии нашей истории глубинной сути России, называемой Святой Русью, замысла Божьего о ней. (От этих "неконкретных" слов, я заметил, некоторых людей берет конвульсия, но других слов об этом нет.)

Даже после прекращения издания "Русский Колокол", по свидетельству старших членов НТС, еще долгое время был для них чем-то вроде учебного пособия; считалось, что его должен прочесть каждый. Продолжалось и влияние Ильина на молодежь: он ездил с докладами в Прагу и Белград, а в самом Берлине с 1934 по 1938 годы вел философский семинар (такие его ученики, как Р.Н. Редлих или В.А. Нерсесян могли бы об этом рассказать больше). Гитлеровские власти запретили Ильину публичные выступления, тогда же был запрещен НТС и другие политические организации, поэтому семинар собирался скромно, на частных квартирах.

И. А. Ильин укрепил НТС в обосновании морального права на борьбу против коммунизма (в "Русском Колоколе" приведено известное изречение св. Феодосия Печерского: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако, только со своими врагами, а не с врагами Божиими»). Ильин во многом повлиял и на принятие Национально-трудовым союзом идей ответственной свободы, взаимосвязи прав и обязанностей, и особенно – идеи служения.

При консультативном участии Ильина в 1938 г. НТС вел переговоры с представителями германского военного министерства. (Инициатива исходила от немцев, НТС воспользовался ею, чтобы побудить Германию отказаться от разрабатывавшейся тогда расистской политики на Востоке. В результате этой неудачной попытки, всем известным членам НТС, во избежание ареста, пришлось вскоре покинуть Германию.)

Мне думается, что интерес сегодняшнего пополнения НТС к этим далеким годам – не праздный. Литературы об этом периоде истории НТС практически нет – это следствие типичной для НТС неприязни к самоописаниям: «Наша задача – делать историю, а писать ее будут другие» (и этот девиз, конечно, тоже еще от "нацмальчиков"). А ведь традиция в организации не менее важна, чем в духовной жизни народа. Она – тот необходимый вес, который придает кораблю устойчивость и верность курсу в любую непогоду.

За прошедшие 50 лет что-то из того наследия на время терялось: так, был период 1950-х годов, когда знак НТС – трезубец Св. Владиміра, Крестителя Руси, – превращался в пропагандную формулу «вилы гнева – символ единения рабочих, интеллигенции и крестьян» (!). Что-то неизбежно принимало новые формы: например, язык "Русского Колокола", политический язык первой эмиграции, нам сегодня кажется чересчур возвышенным, – мы теперь пишем суше, сдержаннее. Однако нельзя, конечно, судить о действиях и словах предшественников сегодняшними мерками, нужно учитывать дух того времени. Тогда можно будет понять и принять даже и "вилы гнева".

Если мы сможем посмотреть на публицистические статьи политика-философа Ильина "не по одежке, а по уму", то в них отчетливо видны те глубоко продуманные, национальные источники политической мудрости, из которых, задолго до НТС и Солженицына, Ильин предвосхитил и обращение к "конструктивным силам" в правящем слое, и "Письмо к вождям", и "веру в наш народ на всех уровнях". Все это естественно вытекает из стремления к оздоровлению, а не разложению России, из позиции национально-государственных интересов страны, – и это главное наследие "Русского Колокола", которое НТС всегда сохранял на всех поворотах истории.

Эта позиция отражена и на титульном листе нашего "Посева", где, в сущности, дано сжатое определение "журнала волевой идеи" в нашем сегодняшнем понимании . И в этом смысле мы можем и должны считать себя преемниками "Русского Колокола".

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.

Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", "Годуновский" и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.