Польша 1993 легница красный городок. Карта Легницы со спутника — улицы и дома онлайн

Что ж, сегодня заключительная часть рассказа о Легнице, где после Второй мировой войны и во время действия Варшавского договора дислоцировался штаб СГВ и крупный советский гарнизон. В общем-то, части СГВ размещались аж в 180 военных городках на территории Польши, но Легница, безусловно, была особым местом в этом списке. Здесь находился так называемый Квадрат, огороженная бетонным забором территория, где в опрятных красивых особняках проживал высший комсостав. Можно сказат, что к концу 80-ых Квадрат сформировался в автономный и независимый город в городе со своей инфраструктурой - магазинами военторга, школой, концертным залом и стадионом. Местным жителям полякам вход в Квадрат был запрещён, впрочем, это не касалось детворы, судя по воспоминаниям очевидцев, но и советским гражданам, младшим офицерам, рядовым и вольнонаёмным гражданским необходимо было получать спецпропуск.

К слову, удивительно, но создание Квадрата в Легнице - это идея отнюдь не советского командования, ещё до войны здесь была расквартирована немецкая пехотная дивизия 18 немецкая пехотная дивизия, практически полностью уничтоженная в 1941 году во время боёв за Тихвин. Тогда территория была обнесена забором из железных прутьев с КПП на местах въезда.

А ниже на фото остатки уже советского бетонного ограждения и одна из двух гостиниц в Квадрате - отель "Палацик". Я однако остановился в другом месте - в отеле "Резиденция", что на соседней улице, где проживал маршал К.К.Рокоссовский, а затем располагался Дом Приёмов СГВ. Приехать в Легницу и ночевать в другой, обычной гостинице было бы крайне неаутентично.



В наше время большой Квадрат Легницы является компактным местом проживания людей небедных и хорошо зарабатывающих - юристов, стоматологов, бизнесменов, хотя некоторые особняки пустуют. Не у каждого найдутся лишние 200 тысяч евро, тем более в провинциальном небогатом городе. Кстати, на польских сайтах недвижимости так и пишут - продаётся дом в квадрате. Район считается элитным и дорогим.

Вот, можно прикупить домик с остатками исторического уже забора.

Один из бывших советских магазинов, а сейчас салон мебели. Впрочем, советские жители Легницы могли посещать любой магазин в городе, а полякам для шопинга в военторге надо было выписывать разрешение у коменданта города. Но сюда, в Квадрат, они всё же заходить права не имели, поэтому зачастую у КПП просили у наших гражданских приобрести им продукты, особенно в конце 70-ых, когда стала сказываться нехватка продоволствия, а в советских военторгах было по тем временам изобилие.

Вид на одну из улиц в Квадрате, в целом все они похожи, но здесь привлекает бетонный забор. Конечно, жилищный сектор был разделён по чинам и званиям. В особняках проживали генералы с прислугой, обычно это было два человека - водитель и кочегар ис состава солдат срочной службы. В 70-ых начали строить многоквартирные пятиэтажные дома для военнослужащих и членов их семей. Большинство, конечно, жило в обычных домах на обычных польских улицах, не огороженных заборами, зачастую в одном доме с поляками.

Огромный здание, где располагался штаб СГВ, а затем и ГК Западного направления.

Ещё один снимок, чуть сбоку. Здесь располагался концертный зал как часть комплекса, а вдали вновь виднеется бетонный забор. Сейчас здесь служба социального обеспечения и страхования.

Бывший Дом приёмов, ныне отель"Резиденция". Я жил в комнате на втором этаже слева, что с балконом. Возможно, в этой же комнате 65 лет назад опочивал сам маршал Рокоссовский. Всё было просто замечательно за исключением отопления - оконные рамы-то старинные и деревянные, а топили из рук вон плохо. Подмёрз я в этой Резиденции немного, так что при посещении городка в зимний период это место порекомендовать не могу. В Доме приёмов происходили официальные торжественные встречи верхушки командования стран Варшавского договора, и некоторые эпизоды из фильма "Малая Москва" также снимались здесь.

Фото комнаты вышло крайне неудачным, но для общей картины всё же добавлю его в пост.

А сейчас мы направляемся в другой район Легницы, где находится так называемый малый генеральский Квадрат или Коттеджи, где проживал высший командный состав 4-ой Воздушной Армии. Здесь никогда не было заборов и ограждений, а название "малый квадрат" прижилось по аналогии с Квадратом большим.

Для желающих остановиться в малом Квадрате здесь тоже есть небольшой отель.

Напротив - здание бывшего штаба 4-ой ВА.

На одной улице с коттеджами находятся бывшие солдатские казармы, а затем общежития для младших офицеров и их семей.

Теперь это обычные многоквартирные дома.

До наступления темноты прогулялся немного по центру, главной целью было найти памятник Польско-Советскому воинскому братству, ну и пообедать.

В центре Легницы ничего интересного для обычного туриста нет.

Любопытный антураж - древний костёл, старинное здание и социалистическая панелька, дружно воссоединившиеся в единый ансамбль городской среды.

И памятник Яну и Ивану, как его любя называют в городе, или памятник благодарности Советской Армии на Славянской площади уже многократно, к сожалению, оскверняемый вандалами. Инициативы по переносу или демонтажу памятника возникают на постоянной основе, но охрану обеспечивает двусторонний договор с Россией от 1994 года, который блокирует возможность избавиться от нежелательных для некоторых монумента. Почти 80% жителей города хотят, чтобы он там же, на Славянской, и остался.

Можно быть уверенным, что этот памятник, советскому солдату и солдату Войска Польского, останется здесь на долгие годы - как напоминание о прошлом и уважение к истории.

Легница – город на западе Польши. Основанный в 1149 году, сегодня занимает приметное место на карте Нижнесилезского воеводства. Многовековый интервал, отделяющий Легницу от современности, вместил множество неоднозначных событий.

За промелькнувшие столетия город побывал столицей Силезского княжества – одной из столичного перечня, оставленного правлением династии Пястов. Воспрепятствовав в 1241 году продвижению на запад монгольских войск Батыя, город спустя восемь лет стал столицей принявшего его название независимого Легницкого княжества. Последовавшее успешное развитие города подтверждено монетной регалией, появившейся здесь с 1352 года.

Однако не всегда Легнице сопутствовал успех. Подтверждением сего исторического тезиса являются различные катаклизмы, сократившие городское население до 2 500 человек. Среди ниспосланных роком бедствий – гуситские и Тридцатилетняя войны, эпидемия чумы 1633 года. Первая Силезская война передала город Пруссии, в составе которой Легница пребывала до 1945 года, нося немецкое название Лигниц.

Несмотря на впечатляющую древность города, специфическую для наших соотечественников атмосферу придает Легнице другой исторический факт. Здесь дислоцировался в 1945 – 1984 годах штаб нацеленной на Запад Северной группы войск, оставившей по себе противоречивые воспоминания. Как ни странно, пережившие советскую «оккупацию» горожане, по свидетельству польского журналиста Марчина Войчеховского, преисполняются ностальгией, вспоминая «советско-польское братство по оружию».

Понимание легницкими партийными руководителями задевавшего их приоритета советского военного командования в решении городских управленческих вопросов не препятствовало горожанам активно приобщаться к советско-польским имущественным махинациям. При тогдашнем товарном голоде горожане вожделели прорваться в русские магазины, спрятанные за охраняемыми заборами воинских частей. Эту недоступность советских предприятий военторга компенсировали полякам частные контакты с военнослужащими, реализовывавшими местным жителям контрабандные электроприборы, бинокли, фотоаппараты, алкоголь, инструменты и бензин. Двадцатилетнее отсутствие советских войск придало Легнице, по мнению горожан, оттенок провинциальности.

Как все средневековые польские города, Легница славится исторической архитектурой. Большинство подобных построек традиционно окружают Рыночную площадь, над которой доминирует здание Старой Ратуши, взметнувшееся над центром в XVIII века. Поблизости этого раритетного здания, ставшего сегодня костюмерной и административной частью местного театра, размещается построенная 1872 – 1912 годах Новая Ратуша, занятая ныне Городской Радой.

Немало здесь и сакральных построек, принадлежность которых к архитектурному достоянию не вызывает сомнения. Примером может служить костел Девы Марии, заложенный евангелистами в 1192 году. Столь же примечателен костел святого Иоанна Крестителя, барочная архитектура которого сохранилась с XIII века.

Жил-был на свете немецкий город Лигниц - пересечение аж шести ж/д направлений.
После поражения Германии в Первой Мировой он находился на одной из двух главных транспортных осей в Силезии, которая глубоко вдавалась в польские пределы этаким длинным полуостровом. И вот, один австрийский художник возомнил себя фюрером, и решил прирезать к Германии пару-тройку миллиончиков кв.км. полезной площади - для просторного жизненного пространства нации. Лигниц вместе со всей Силезией по итогам лихих походов фюрера у немцев отняли, передвинули границу на Одер и Нейссе, немцев оттуда турнули (вместе с Померанией и Восточной Пруссией выгнали их около 9 миллионов) - а территорию подарили новой Польше.

Стал немецкий Лигниц в 1945-м польской Легницей, и разместился там после войны штаб советских войск - т.н. СГВ. Войска разместились периметром у новых германских границ, для предупреждения возможной агрессии - ну а Легница на долгие 48 лет (1945-1993) стала советской воинской твердыней. Гарнизон вместе с членами семей офицеров составлял 70-75 тыс.чел., и там выросли и родились многие наши сограждане, сохранив тёплые воспоминания об этом городе. Не зря его в Польше называли "Малой Москвой" и потом даже сняли слезливый романтический фильм. Сюда прибывали беспересадочные вагоны из Союза и одно время существовал даже поезд Киев - Легница.

В этом посте я вам расскажу о станции и вокзале города Легницы, экс-Лигница. Надо сказать, что вокзал обладает крайне редкой для железнодорожной Польши фишкой, оставшейся от германцев - огромным дебаркадером, имеющем сейчас несколько подзаброшенный вид. Таких там совсем мало - ещё есть во Вроцлаве (Бреслау) и Бытоме (Бойтен). Пойдём смотреть станцию мы с "заднего двора" - т.е. с северной непарадной стороны, и в финале похода придём к вокзалу.


Карта 1
Вот такое стратегическое положение занимал Лигниц в Веймарской республике и Третьем Рейхе до начала войны. Кроме того, что через Лигниц шла вторая (дублирующая) ж/д ось этого "немецкого полуострова", на этой карте отражённая неполно, через него при Гитлере был проложен и главный силезский автобан. Закрашенная светло-жёлтым территория - это силезские земли, отрезанные от Германии по итогам Ялты и Потсдама. Население было полностью переселено и очищено от немцев, их место заняли поляки.

Карта 2
Так выглядело положение Легницы в ПНР. Смотрите, если первая бывшая силезская ось - ж/д магистраль Кюстрин - Гронберг - Глогау - Бреслау - Оппельн - Глейвиц сохранила свое магистральное значение, то вторая (Губен - Лигниц - Швейдниц - Глейвиц) потеряла и превратилась в сеть второстепенных веток. Соответственно, и узел Лигниц тоже деградировал и потерял своё былое значение, а основной линией стало соединение Вроцлава и Дрездена.

2. Ну что же, давайте смотреть узел. Он на самом деле очень мощный и большой (был...), разные линии охватывает весь город, но примерно половина его соединений сейчас полузаброшена и почти не используется. Точно так же полузаброшен и товарный двор. На фото - экс-вокзал Лигница-Полночна. Сейчас не используется.

Железная дорога сюда пришла очень рано, ещё в 1844 г. Вот .
В 1918-1944 узел был стратегически важным в Рейхе, но судя по тому, что много старых элементов сохранилось, он перешёл под контроль советских войск без значимых боёв и не попал под тотальные бомбёжки союзников. В начале 1945 года главный ход снабжения 1-го Украинского фронта (Катовиц - Бреслау - Лигниц - Дрезден) был перешит на русскую колею 1520 мм, но примерно через год вернулся обратно на европейскую колею. Под управление "люблинским" полякам узел был передан 15 августа 1945-го, кроме линии снабжения ГСВГ.

3. Старое здание рядом - видимо, какой-то производственный участок.

4. Переходим через многочисленные пути и становится виден лигницкий дебаркадер.

5. На северных путях отстоя - большое количество электровозов на консервации.

6. Вид в "польскую" сторону (направление на Вроцлав - Катовице). Кроме путей узла, далее ещё расположен большой грузовой двор и пути для отстоя товарняков, которые интенсивно использовались во времена СГВ.

7. Центральные пути "под дебаркадером", по обе стороны - низкие платформы.

8. На один из путей пришёл 2-вагонный рельсобус из Германии (DB).

9. Приближаемся к большому дебаркадеру, наследию Второго Рейха. Это вид в "немецкую сторону" (направления на Дрезден и Губен - Берлин, второе сейчас не используется).

10. С обеих сторон дебаркадера сохранилось несколько паровозных колонок для заправки водой. Вдали на заднем плане виден первый ("советский") путь, именно туда приходили поезда и вагоны из Москвы и Киева. Увы, туда я не сходил почему-то, но обзор этой части станции есть у т-ща leesider в его посте "Легница или по следам "Малой Москвы". Часть 1. Вокзал" . Пост по содержанию хороший, но там почему-то нет ни одного комментария. Сходите, почитайте - отличное дополнение к этому моему рассказу.

11. Лигницкий дебаркадер над главными путями станции, во всей его красе.

12. Проход под путями в город (в южную часть станции), но мы воспользовались другим, основным. На фото - Дмитрий papa_karl0 , мы по станции ходили с ним и с Виталием dervishv . Как видите, инфраструктура несколько подзаброшена и обслуживается через пень-колоду.

13. Подходим к месту посадки пассажиров. Слева как раз виден один из местных поездов.

14. Будка какого-то прежнего назначения, ныне недействующая. Может, тут во времена оны сидели кассиры.

15. Под большим дебаркадером на 6 путей сейчас тихо и пустынно, никого нет. Ощущение какой-то забытости во времени и пространстве, и прежней интенсивной жизни. Один-два маленьких поезда оживляют картину минут на 10, и вокзал снова погружается в глухое молчание.

16. С одной стороны боковой навес дебаркадера частично выложен цветными стёклами.

17. Вид в сторону Германии, до неё тут сравнительно недалеко - около 90 км по ж/д.

18. Стульчики на платформах поставлены самые дешёвенькие.

19. Мы с papa_karl0 под молчаливыми сводами лигницкого дебаркадера.

20. Расписание по направлениям. Сейчас пассажирское сообщение осталось на 4 из 6 направлений.

21. Спуск в подземный переход.

22. Основной подземный переход по-немецки основателен и широк.

23. Выходим в вокзал. Можно выйти сразу, но мы пока посмотрим левое ("польское") крыло вокзала, на кадре - идти направо. А правое ("советское") крыло сейчас недоступно, на кадре - идти налево. Наверное, там разместились какие-то службы. Раньше там были кассы для советских военных, и для них же - ресторан и зал ожидания.

24. Выход в город.

25. Основные ("гражданские") кассы, с немецкими стоечками для очередей. Сейчас 90% окошек закрыто. Работает только одно.

27. Тут же - немного скамеек для ожидания. Планировка вокзала традиционная германская, рассчитанная на быстрое прохождение обслуживания и скорый отъезд.

28. Вид с другой стороны. Остались и люстры от 1920-х, и много элементов оформления.

29. А вот теперь выходим наружу и смотрим на вокзал с площади. Построен лигницкий вокзал был в 1927-29 гг., при Веймарской республике в модном тогда стиле экспрессионизма.

30. Вид на главный фасад (изнутри тот же вид - на снимке №23). Справа - "советская" часть вокзала, слева - "польская", доступная и сейчас. Как видите, части несимметричны.

31. Предыдущий вокзал постройки второй половины XIX века, фото 1915 г. Весьма мрачный и строгий по виду.

32. Углубляемся в город, вид на вокзал издалека.

33. И на десерт - вход на обширный товарный двор. Его виды тоже есть в посте у Конрада.

Сейчас узео работает примерно на 15-20% своей изначальной пропускной способности. Часть соединений не используется.

На первый взгляд может показаться, что польский городок Легница является обычным провинциальным центром. Однако это впечатление обманчиво. Город Легница (Польша), фото которого представлены в материале, прославлен своими многочисленными культурными и историческими памятниками. В настоящее время это современный, высокоразвитый населенный пункт, который стоит посетить каждому уважающему себя путешественнику.

Давайте же рассмотрим, что представляет собой Легница города, которые заслуживают внимания, будут рассмотрены в статье.

Замок Пястов (Польша)

Г. Легница известен прежде всего старинным замком господ Пястов. Возведено монументальное сооружение в далеком 1149 году и входит в список старейших дворцов на территории страны. Основателем замка является князь Генрих по прозвищу Бородатый, который выбрал в качестве материала для строительства крепости натуральный камень. На то время это считалось новшеством, поскольку дворцы еще строились из дерева.

Замок Пястов устоял против татаро-монгольских набегов, которые совершались на Легницу начиная с 1241 года. С этого периода крепость перешла во владение господ Пястов, которые входили в семейство правителей региона Силезия. Этот род прервался в 1675 году, после чего новыми хозяевами замка стали австрийские монархи.

В ходе Второй мировой войны замок Пястов был разрушен в результате артиллерийских ударов Красной Армии. Вновь отстроены крепостные сооружения были в 1969 году, после чего объект передали на попечение министерства образования. Сегодня архитектурный памятник выглядит одним из самых привлекательных мест для туристов, которые прибывают в Легницу.

Городской парк

Легница (Польша) известна одним из самых крупных парков в стране. Размещается он на территории порядка 58 гектаров и расположен практически в центре города.

История городского парка Легницы начинается с XIV века. Его основателем является польский князь Болеслав III. Именно он получил право на владение этими землями в 1316 году, после чего решил высадить здесь живописную рощу. Позже на территории парка появились так называемые лабиринты из деревьев.

В 1811 году в парке был обнаружен естественный родник с целебной водой. Сегодня над ним возвышается павильон, где проводятся оздоровительные процедуры.

В конце XIX века на территории парка обустроили рукотворный пруд с кувшинками, который сразу же облюбовали местные жители. Ежегодно пруд заселяют стаи водоплавающих птиц.

Сегодня центральный городской парк Легницы предоставляет в распоряжение посетителей широкий ряд укромных живописных уголков, где можно отдохнуть на скамейках в спокойной обстановке, полюбоваться архитектурными скульптурами, зарядиться энергией природы. Имеются здесь также детские, спортивные и развлекательные площадки, целая масса тропинок, проложенных для любителей бега и велосипедистов.

Кафедральный собор

Легница - Польша по праву гордится городком - знаменита своим монументальным собором апостолов Павла и Петра. Сооружение было возведено еще в 1208 году, однако по сей день неизвестно, кто является его архитектором.

В XIV веке здание подверглось реконструкции. В ходе работ костел был значительно расширен. В итоге Легница (Польша) получила массивный собор внушительной высоты, который освятили именами мучеников Павла и Петра.

Внешние стены сооружения украшены многочисленными барельефами. В частности, на северной стороне собора содержится изображение поклона царей маленькому Иисусу, что является крайне редким сюжетом для строений, оформленных в готическом стиле.

Башня Глоговская

Сооружение является частью фортификаций, что располагались у въездных ворот в город в эпоху Средневековья. Изначально башня не имела входного прохода, а лишь использовалась в качестве возвышенности для обороны Легницы. Для этого здесь были обустроены зубчатые перила с проемами, через которые велось наблюдение за периметром и совершались обстрелы нападающих.

В конце XIX века верхнюю площадку Глоговской башни покрыли четырехскатной черепичной крышей. В толще строения был образован проем, через который стали проезжать экипажи. В остальном дизайн и архитектура сооружения остались практически в первозданном виде.

Музей меди

Уютный городок Легница (Польша) известен своим уникальным музейным комплексом, экспозиции которого представлены изделиями из меди различных эпох. Сегодня вниманию аудитории здесь предлагается порядка 30 000 предметов, которые имеют историческую ценность. Сконцентрированы экспонаты в старинном здании, оформленном в стиле барокко. Музей имеет несколько филиалов, расположенных за пределами города.

Легница (Польша): как добраться?

Прямого маршрута из Москвы в Легницу не существует. Наиболее удобно добираться сюда из Варшавы, Катовице, Вроцлава, Дрездена, Берлина, Франкфурта. Городок располагается на юго-западе Польши. Чтобы доехать сюда из Варшавы, придется преодолеть порядка 440 км. Расстояние от Кракова составляет 329 км.

Если решено ехать в Легницу из Варшавы, наиболее удачным решением выглядит покупка билета на поезд. При этом придется сделать пересадку во Вроцлаве. Сама же дорога на поезде отнимет порядка 8-10 часов. Стоимость проезда составит не более 30 долларов.

Через каждые 2 часа в Легницу ходят поезда из Кракова. В данном случае также нужно будет совершить пересадку в городе Вроцлаве. Время поездки при выборе данного варианта составит не более 5 часов. За проезд придется уплатить около 17-20 долларов.

Что касается путешествия на самолете, ближайший аэропорт к Легнице располагается в том же Вроцлаве. Здесь базируется авиакомпания RyanAir, лайнеры которой обеспечивают рейсы внутри страны. Если следовать в аэропорт Вроцлава из Варшавы, стоимость перелета составит от 55 до 80 долларов, в зависимости от класса посадочных мест.

Гораздо ближе от Легницы до Берлина - порядка 290 км. Это расстояние можно преодолеть как на самолете, так и на автобусе. Последний вариант выглядит не слишком комфортным, поскольку в кресле придется провести целые сутки, а также простоять пару часов на границе между двумя государствами.

На странице интерактивная на русском языке карта Легницы со спутника. Подробнее на +погода. Ниже спутниковые снимки и поиск в реальном времени Google Maps, фото города и Нижнесилезского воеводства в Польше, координаты

Спутниковая карта Легницы — Польша

Наблюдаем на спутниковой карте Легницы (Legnica), как именно размещены здания на улице Szpitalna. Просмотр схемы территории района, трассы и шоссе, площади и банки, станции и вокзалы, поиск адреса на аэрофотоснимках.

Представленная здесь в режиме онлайн карта города Легница со спутника содержит снимки зданий и фото домов из космоса. Можно узнать, где находится ул. Szkolna. В данный момент, воспользовавшись поиском сервиса Гугл Мапс, вы найдете нужный адрес в городе и его вид из космоса. Советуем изменять масштаб схемы +/- и перемещать центр изображения в нужную сторону.

Скверы и магазины, дороги и границы, здания и дома, вид на улицу Muzealna. На странице детальная информация и фото всех объектов местности, чтобы в режиме реального времени показать сейчас необходимый дом на карте города и Нижнесилезского воеводства в Польше (Poland)

Подробная спутниковая карта Легницы (гибрид) и района предоставлена сервисом Google Maps.

Координаты — 51.2096,16.1643