Почему языки такие разные читать. Почему языки такие разные

Прежде чем сказать, о чем эта книга, попробуем ответить на такой вопрос:

Что самое удивительное в человеческом языке?

Ответить на него, конечно, непросто. Так много загадочного в языке, этом даре, объединяющем людей в пространстве и времени, что, пожалуй, было бы справедливо удивляться решительно всему, что имеется в языке и составляет его сущность. И всё-таки, даже согласившись, что в языке удивительно всё, можно заметить одну его особенность, которая всегда бросалась в глаза и занимала разум и воображение людей с древности.

Мы начали со слов человеческий язык .

Действительно, так часто говорят и пишут. Но ведь на самом деле у людей нет одного общего языка. Люди говорят на разных - и даже очень разных - языках, и таких языков на земле очень много (сейчас считается, что всего их около пяти тысяч или даже больше). Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего. Конечно, и люди в разных частях земли не похожи друг на друга, они отличаются ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обычаями. Но разные люди, где бы они ни жили, всё же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отличаться друг от друга разные языки.

Вот это, может быть, и есть самое удивительное свойство - необыкновенное разнообразие человеческих языков.

О нем и пойдет речь в этой книге, которая так и называется - «Почему языки такие разные?». Мы поговорим о том, какие бывают языки в разных странах, чем они отличаются друг от друга, как друг на друга влияют, как появляются и исчезают - ведь языки, как и люди, могут рождаться и умирать. А еще они, тоже как люди, могут быть «родственниками» - и даже образовывать «семьи».

Ответы на эти вопросы (и многие другие, связанные с языком) ищет наука, которая называется лингвистика. Современная лингвистика - сравнительно молодая наука, по-настоящему она начала развиваться лишь в XX веке. Конечно, люди всегда интересовались языком, пытались составлять грамматики и словари, чтобы им было легче изучать чужие языки или понимать, что написано в старинных книгах. Составление грамматик помогло возникнуть лингвистике, но лингвистика не сводится к составлению грамматик: чтобы ухаживать за домашним попугаем, полезно знать кое-что из биологии, но ведь биология - это не наука о том, как ухаживать за попугаями. Вот и лингвистика - это не наука о том, как изучать иностранные языки.

Почему же она возникла так поздно? Причина - еще в одной загадке языка. Каждый из нас с самого рождения в совершенстве знает по крайней мере один язык. Этот язык называют родным языком человека. Младенец рождается немым и беспомощным, но в первые годы жизни в нем словно бы включается некий чудесный механизм, и он, слушая речь взрослых, обучается своему языку.

Взрослый человек тоже может выучить какой-нибудь иностранный язык, если будет, например, долго жить в чужой стране. Но у него это получится гораздо хуже, чем у младенца, - природа как бы приглушает у взрослых способности к усвоению языка. Конечно, бывают очень одаренные люди (их иногда называют полиглотами), которые свободно говорят на нескольких языках, но такое встречается редко. Вы почти всегда отличите иностранца, говорящего по-русски (пусть и очень хорошо), от человека, для которого русский язык - родной.

Так вот, загадка языка в том, что в человеке заложена способность к овладению языком, и лучше всего эта способность проявляется в раннем детстве.

А если человек может выучить язык «просто так», «сам по себе» - то нужна ли ему наука о языке? Ведь люди не рождаются с умением строить дома, управлять машинами или играть в шахматы - они долго, специально этому учатся. Но каждый нормальный человек рождается со способностью овладеть языком, его не надо этому учить - нужно только дать ему возможность слышать человеческую речь, и он сам заговорит.

Мы все умеем говорить на своем языке. Но мы не можем объяснить, как мы это делаем. Поэтому, например, иностранец может поставить нас в тупик самыми простыми вопросами. Действительно, попробуйте объяснить, какая разница между русскими словами теперь и сейчас. Первое побуждение - сказать, что никакой разницы нет. Но почему по-русски можно сказать:

Я сейчас приду, -

Я теперь приду

звучит странно?

Точно так же в ответ на просьбу

Иди сюда!

мы отвечаем:

Сейчас ! -

но никак не

Теперь !

С другой стороны, мы скажем:

Лиза долго жила во Флориде, и теперь она неплохо знает английский язык , -

и заменить теперь на сейчас (…и сейчас она неплохо знает английский язык) в этом предложении, пожалуй, нельзя. Если вы не лингвист, вы не можете сказать, что в точности значат слова теперь и сейчас и почему в одном предложении уместно одно слово, а в другом - другое. Мы просто умеем их правильно употреблять, причем все мы, говорящие на русском языке, делаем это одинаково (или, по крайней мере, очень похожим образом).

Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка - механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем собственном языке.

Говоря на своем языке, мы пользуемся ими свободно, но не можем их сформулировать.

Можно ли представить себе шахматиста, который бы выигрывал партии в шахматы, но не мог при этом объяснить, как ходят фигуры? А между тем человек говорит на своем языке приблизительно так же, как этот странный шахматист. Он не осознает грамматики, которая спрятана у него в мозгу.

Задача лингвистики - «вытащить» эту грамматику на свет, сделать ее из тайной - явной. Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. Вот почему лингвистика так долго не становилась настоящей наукой, вот почему она и сейчас не знает ответа на многие вопросы.

Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает:

Почему в мире так много языков?

Было ли в мире раньше больше языков или меньше?

Будет ли число языков уменьшаться или увеличиваться?

Почему языки так сильно отличаются друг от друга?

Конечно, лингвисты пытаются ответить и на эти вопросы. Но одни ученые дают такие ответы, с которыми другие ученые не соглашаются. Такие ответы называются гипотезами. Чтобы гипотеза превратилась в верное утверждение, нужно убедить всех в ее истинности.

Сейчас в лингвистике гораздо больше гипотез, чем доказанных утверждений. Но у нее всё впереди.

А теперь - поговорим всё же о том, что нам известно про разные языки.

Часть I.Как живут языки

Глава первая. Как изменяются языки

1. Языки похожие и непохожие

Языки бывают совсем непохожи друг на друга, а бывают, наоборот, очень похожи. Иногда два языка настолько похожи, что тот, кто знает один из этих языков, может понять всё или почти всё, что сказано на другом языке. Например, русский и белорусский - разные языки, но они очень похожи. Ни один язык так не похож на русский, как белорусский. Для тех, кто знает русский язык и учился писать по-русски, белорусский текст выглядит немного непривычно, но если вдуматься, то в нем можно понять почти всё. Вот начало одного белорусского стихотворения (в котором я на всякий случай поставил ударения, чтобы читать было удобнее):

Стая´ла я´блыня ля вёскi,

як падаро´жнiк miж даро´г.

Вясно´ю па´далi пялёсткi,

нiбы сняжы´нкi, на муро´г…

Почему языки такие разные В. А. Плунгян

(Пока оценок нет)

Название: Почему языки такие разные

О книге «Почему языки такие разные» В. А. Плунгян

Автор монографии «Почему языки такие разные» ‒ Владимир Плунгян – известный российский лингвист, имеющий степень доктора филологических наук и академика РАН. Основная сфера его научной деятельности – грамматическая типология и морфология, а также теория грамматики.

Несмотря на сложность исследуемых предметов, Владимир Плунгян пишет книги, которые близки и понятны каждому человеку. Его работа «Почему языки такие разные» – будет интересной и доступной для понимания как подростку, так и взрослому человеку, лингвистические познания которого ограничиваются лишь школьными уроками. Ну а люди с филологическим образованием тем более найдут для себя много нового и полезного.

Никто не станет спорить, что язык – величайший природный дар, без которого невозможно представить себе развитие человечества. С его помощью мы не только общаемся и выражаем свои мысли и чувства. Благодаря языку, «застывшему» в литературе, мы имеем шанс познать мудрость предков. Именно он гарантирует то, что наши накопленные знания не пропадут даром, а будут сохранены для грядущих потомков.

Но почему восприятие и знание родного языка заложено у человека на генетическом уровне, а освоение иностранной речи представляет целую проблему? Отчего мы, не задумываясь, можем грамотно изъясняться, а вот объяснить, почему употреблено то или иное слово зачастую задача непосильная? Чем конкретно отличается китайский язык от русского? На эти и многие иные вопросы и дает ответ Владимир Плунгян в своей книге «Почему языки такие разные».

Монография состоит из трех частей, популярно излагающих основные лингвистические законы. В первой части «Как живут языки» рассказывается о том, как происходят изменения в грамматике, произношении и значении слов, как возникают родственность языка, и чем отличается речь не только целых народов, но и отдельных людей, в зависимости от их пола, статуса и любви к жаргону.

Вторая часть «Как устроены языки» посвящена конкретному анализу языков в синтаксическом, фонетическом и грамматическом разрезе. Вы до сих пор считаете, что в русском языке много падежей? Тогда вам будет интересно узнать, что табасаранский язык подразумевает использование сорока шести падежей!

В третьей части «Языки шести континентов» автором рисуется захватывающая языковая картина мира.

«Почему языки такие разные» – отличная научно-популярная книга, заставляющая влюбиться в язык, понять его внутреннюю красоту и осознать, что все лингвистические законы скрывают в себе целую философию конкретного народа.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Почему языки такие разные» В. А. Плунгян в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Почему языки такие разные» В. А. Плунгян

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Почему языки такие разные. Популярная лингвистика

Введение - об этой книге. Язык и наука о языке

Прежде чем сказать, о чем эта книга, попробуем ответить на такой вопрос:

Что самое удивительное в человеческом языке?

Ответить на него, конечно, непросто. Так много загадочного в языке, этом даре, объединяющем людей в пространстве и времени, что, пожалуй, было бы справедливо удивляться решительно всему, что имеется в языке и составляет его сущность. И всё-таки, даже согласившись, что в языке удивительно всё, можно заметить одну его особенность, которая всегда бросалась в глаза и занимала разум и воображение людей с древности.

Мы начали со слов человеческий язык .

Действительно, так часто говорят и пишут. Но ведь на самом деле у людей нет одного общего языка. Люди говорят на разных - и даже очень разных - языках, и таких языков на земле очень много (сейчас считается, что всего их около пяти тысяч или даже больше). Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего. Конечно, и люди в разных частях земли не похожи друг на друга, они отличаются ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обычаями. Но разные люди, где бы они ни жили, всё же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отличаться друг от друга разные языки.

Вот это, может быть, и есть самое удивительное свойство - необыкновенное разнообразие человеческих языков.

О нем и пойдет речь в этой книге, которая так и называется - «Почему языки такие разные?». Мы поговорим о том, какие бывают языки в разных странах, чем они отличаются друг от друга, как друг на друга влияют, как появляются и исчезают - ведь языки, как и люди, могут рождаться и умирать. А еще они, тоже как люди, могут быть «родственниками» - и даже образовывать «семьи».

Ответы на эти вопросы (и многие другие, связанные с языком) ищет наука, которая называется лингвистика. Современная лингвистика - сравнительно молодая наука, по-настоящему она начала развиваться лишь в XX веке. Конечно, люди всегда интересовались языком, пытались составлять грамматики и словари, чтобы им было легче изучать чужие языки или понимать, что написано в старинных книгах. Составление грамматик помогло возникнуть лингвистике, но лингвистика не сводится к составлению грамматик: чтобы ухаживать за домашним попугаем, полезно знать кое-что из биологии, но ведь биология - это не наука о том, как ухаживать за попугаями. Вот и лингвистика - это не наука о том, как изучать иностранные языки.

Почему же она возникла так поздно? Причина - еще в одной загадке языка. Каждый из нас с самого рождения в совершенстве знает по крайней мере один язык. Этот язык называют родным языком человека. Младенец рождается немым и беспомощным, но в первые годы жизни в нем словно бы включается некий чудесный механизм, и он, слушая речь взрослых, обучается своему языку.

Взрослый человек тоже может выучить какой-нибудь иностранный язык, если будет, например, долго жить в чужой стране. Но у него это получится гораздо хуже, чем у младенца, - природа как бы приглушает у взрослых способности к усвоению языка. Конечно, бывают очень одаренные люди (их иногда называют полиглотами), которые свободно говорят на нескольких языках, но такое встречается редко. Вы почти всегда отличите иностранца, говорящего по-русски (пусть и очень хорошо), от человека, для которого русский язык - родной.

Так вот, загадка языка в том, что в человеке заложена способность к овладению языком, и лучше всего эта способность проявляется в раннем детстве.

А если человек может выучить язык «просто так», «сам по себе» - то нужна ли ему наука о языке? Ведь люди не рождаются с умением строить дома, управлять машинами или играть в шахматы - они долго, специально этому учатся. Но каждый нормальный человек рождается со способностью овладеть языком, его не надо этому учить - нужно только дать ему возможность слышать человеческую речь, и он сам заговорит.

Мы все умеем говорить на своем языке. Но мы не можем объяснить, как мы это делаем. Поэтому, например, иностранец может поставить нас в тупик самыми простыми вопросами. Действительно, попробуйте объяснить, какая разница между русскими словами теперь и сейчас. Первое побуждение - сказать, что никакой разницы нет. Но почему по-русски можно сказать:

Я сейчас приду, -

Я теперь приду

звучит странно?

Точно так же в ответ на просьбу

Иди сюда!

мы отвечаем:

Сейчас ! -

но никак не

Теперь !

С другой стороны, мы скажем:

Лиза долго жила во Флориде, и теперь она неплохо знает английский язык , -

и заменить теперь на сейчас (…и сейчас она неплохо знает английский язык) в этом предложении, пожалуй, нельзя. Если вы не лингвист, вы не можете сказать, что в точности значат слова теперь и сейчас и почему в одном предложении уместно одно слово, а в другом - другое. Мы просто умеем их правильно употреблять, причем все мы, говорящие на русском языке, делаем это одинаково (или, по крайней мере, очень похожим образом).

Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка - механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем собственном языке.

Говоря на своем языке, мы пользуемся ими свободно, но не можем их сформулировать.

Можно ли представить себе шахматиста, который бы выигрывал партии в шахматы, но не мог при этом объяснить, как ходят фигуры? А между тем человек говорит на своем языке приблизительно так же, как этот странный шахматист. Он не осознает грамматики, которая спрятана у него в мозгу.

Задача лингвистики - «вытащить» эту грамматику на свет, сделать ее из тайной - явной. Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. Вот почему лингвистика так долго не становилась настоящей наукой, вот почему она и сейчас не знает ответа на многие вопросы.

Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает:

Почему в мире так много языков?

Было ли в мире раньше больше языков или меньше?

Будет ли число языков уменьшаться или увеличиваться?

Почему языки так сильно отличаются друг от друга?

Конечно, лингвисты пытаются ответить и на эти вопросы. Но одни ученые дают такие ответы, с которыми другие ученые не соглашаются. Такие ответы называются гипотезами. Чтобы гипотеза превратилась в верное утверждение, нужно убедить всех в ее истинности.

Сейчас в лингвистике гораздо больше гипотез, чем доказанных утверждений. Но у нее всё впереди.

А теперь - поговорим всё же о том, что нам известно про разные языки.

Часть I.Как живут языки

Глава первая. Как изменяются языки

1. Языки похожие и непохожие

Языки бывают совсем непохожи друг на друга, а бывают, наоборот, очень похожи. Иногда два языка настолько похожи, что тот, кто знает один из этих языков, может понять всё или почти всё, что сказано на другом языке. Например, русский и белорусский - разные языки, но они очень похожи. Ни один язык так не похож на русский, как белорусский. Для тех, кто знает русский язык и учился писать по-русски, белорусский текст выглядит немного непривычно, но если вдуматься, то в нем можно понять почти всё. Вот начало одного белорусского стихотворения (в котором я на всякий случай поставил ударения, чтобы читать было удобнее):

Стая´ла я´блыня ля вёскi,
як падаро´жнiк miж даро´г.
Вясно´ю па´далi пялёсткi,
нiбы сняжы´нкi, на муро´г…

Попробуйте сначала сами догадаться, что значит это четверостишие. Какие отличия белорусского языка от русского удается здесь заметить?

А теперь будем разбираться вместе. Прежде всего, оказывается, многие белорусские слова просто пишутся по-другому, а звучат так же, как русские. Например, первое слово в нашем стихотворении и русские, и белорусы произносят одинаково, но по-русски мы напишем: стояла . Еще сразу бросается в глаза, что вместо русской буквы и по-белорусски пишется «латинская» буква i Действительно, буква и в белорусском языке не используется, а i читается так же, как русское и. Поэтому белорусское слово падарожнiк , если его просто прочесть вслух, сразу окажется знакомым нам русским словом подорожник. Кстати, в русском языке до 1918 года использовались обе буквы: и наряду с i; буквы эти читались одинаково, и в конце концов оставили только одну из них. Так же поступили и создатели белорусской письменности. Но букву выбрали другую.

М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. — 274 с. — (Наука и мир).Человеческий язык - величайший дар природы! Ему мы обязаны возможностью общаться, передавать свои мысли на расстоянии. Благодаря языку мы можем читать книги, написанные много веков назад, а значит, использовать знания, накопленные нашими предками, и сохранять наши знания для будущих поколений. Без языка не было бы человечества! Сколько языков на земле, как они устроены; как и по каким законам изменяются; почему одни из них —родственные, а другие нет; чем именно отличается русский язык от английского и других языков, а китайский от японского; зачем глаголу наклонение и вид, а существительному падежи? На эти и другие вопросы дает ответы современная лингвистика, с которой популярно и увлекательно знакомит читателя автор книги - Владимир Александрович Плунгян, известный лингвист, член-корреспондент РАН.Оглавление
Почему языки такие разные. Популярная лингвистика
Введение — об этой книге. Язык и наука о языке
Часть I. Как живут языки
Как изменяются языки
Языки похожие и непохожие
Какие языки похожи друг на друга?
Язык и время
Об изменениях в языке: изменения значений слов
Еще об изменениях в языке: изменения в произношении слов
Отступление: как изменялось произношение слов в русском языке
Еще об изменениях в языке: изменения в грамматике
Что мы узнали об изменениях в языке?
Родство языков и языковые семьи
Как возникают родственные языки?
Как определить родственные языки?
Звуковые соответствия
Языковые группы и семьи
Разные языки разных людей
Язык и география
А чем язык отличается от диалекта?
Судьбы диалектов
Социолингвистика
Государства и их языки
Вверх и вниз по ступенькам
Диглоссия и билингвизм
Мы говорим на разных языках…
Речь разных групп людей. жаргоны
Мужская и женская речь
О том, как быть вежливым
Часть II. Как устроены языки
Как сравнивать разные языки? сравниваем звуки
Предисловие
Как сравнивают звуки разных языков
Какие звуки бывают в разных языках
Еще немного о разных звуках
Что такое ударение?
Сравниваем грамматику
Слова и грамматика
Сравниваем грамматики
Обязательное — значит грамматическое
Грамматическое число
Падеж и падежи
Грамматический род
Время
Вид
Наклонение
Языки "без грамматики"
Сравниваем слова
Словоформы и лексемы
Откуда берутся новые слова
Новые слова — из старых частей
О порядке морфем, поездах, вагонах, буферах и прочем
Как сшить две морфемы. Агглютинация и фузия
Изолирующие языки
Инкорпорирующие языки
Кое-что еще о швах и языке санскрит
Свойства слов и свойства языков
Сравниваем предложения
За пределами слова
Порядок слов
Слова и конструкции
Язык и "картина мира"
Часть III. Языки шести континентов
Большие и малые языки мира
Америка
Африка
Австралия и Новая Гвинея
Азия
Европа
Послесловие