Почему придирается учитель. Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер/Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

Конфликт с учителем

Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.

Ребенок в школе

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

В некоторых случаях переход в другой класс или школу – это не поражение, а возможность разом избавиться от целого клубка проблем.

Иногда учителя бывают чрезмерно требовательны к детям и почем зря ругают и третируют их. Если ваш ребенок оказался в этой ситуации, ему можно помочь, прочитав один из заговоров , о которых я расскажу в этой статье. Кстати говоря, эти заговоры не только восстанавливают нормальное отношение учителей к детям, но и делают учебу более легкой.

Заговор на хорошее отношение учителя

Этот заговор гарантировано избавит вашего ребенка от предвзятого отношения к нему со стороны учителя. Вы сразу заметите действие заговора - ребенок станет более спокойным и будет получать хорошие оценки.

Для проведения заговора возьмите сырое куриное яйцо и когда ребенок спит, подойдите к нему, поставьте яйцо ему на лоб и тихо скажите:

"Как яйцо вперед курицы появилось, так и ученик важнее учителя. Заткни рот учителю сына моего (имя учителя) яйцами тухлыми, чтобы он сына моего напрасно не тревожил. Аминь".

После этого яйцо надо с утра пожарить сыну (сделать яичницу). Через три дня учителя как подменят - он станет относиться к вашему ребенку по-человечески.

Заговор, чтобы учителя не ругали

Этот заговор ребенок может сделать самостоятельно. С утра, когда он заходит в школу и переступает школьный порог, ему про себя надо трижды сказать:

"Пришел учиться, а не придирки случать. Пусть учителя ко мне добры будут и справедливы. Аминь".

И учеба у него пройдет мирно, без конфликта с учителями.

Заговор на легкую учебу

Этот заговор делается ночью, пока ребенок спит. Сварите три куриных яйца. Зажгите свечу церковную, положите яйца перед свечой и скажите семь раз:

"Как яйцо началом было, так и учеба пусть началом послужит. Да будет она простой, ясной да успешной. А добрые ангелы пусть помогают сыну моему, рабу Божьему (имя сына) учиться легко и с интересом. Аминь".

Заговор на рост хороших оценок

Для этого заговора нужна луковица. Заговор может делать сам ребенок. Луковицу нужно поставить в банку с водой, чтобы она была в воде 1/4 своей частью (где корни). И надо сказать заговор на луковицу:

"Как лук растет, так и оценки хорошие расти у меня будут. Как у лука перышко за перышком пойдет, так и у меня пятерка за пятеркой пойдет. Как луг вырастет молодой и зеленый, так и я отличником стану. Аминь".

И лук надо на подоконник поставить, чтобы он расти начал. Необходимо периодически менять воду и следить за луком. Как лук вырастет максимально (и расти перестанет), нужно заговорить другую луковицу, а этот выросший зеленый лук ребенку надо съесть самому.

Если же вашему ребенку нужно сдавать выпускные экзамены, могу посоветовать еще одну статью -

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации?

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер.Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

    Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

    Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

    Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.


Встреча на высшем уровне

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

    Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

    Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

    Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

    Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

    У многих учеников возникают конфликты с учителями. В большинстве случаев это происходит по вине школьников, но часто – по вине самих педагогов. Одна такая ситуация способна отбить интерес к конкретному предмету навсегда.

    Почему придираются учителя и как правильно поступать детям? Первое правило – не молчать об этом, а обязательно поговорить с родителями или даже со школьным психологом.

    Среди причин придирок педагога самыми распространенными являются личная неприязнь и желание получить выгоду. Большинство родителей, детей которых обижают на уроках, пытаются задобрить учителей подарками или деньгами . Это в корне неправильно, ведь такими действиями они создают плохую традицию и сами поощряют педагогов к такому поведению. Проблемы с учителями чаще всего возникают у «новеньких», которым пришлось сменить школу и место жительства, например, из-за работы родителей.

    Как понять, что поведение учителя, особенно классного руководителя, не соответствует педагогической этике? Педагог, который поставил цель несправедливо придираться , делает следующее:

    • вторгается в личное пространство ученика, публично высмеивает его недостатки, обсуждает его семейные дела, состояние здоровья или другие проблемы;
    • сравнивает детей между собой, возвышая «любимчиков» и унижая других;
    • поощряет подростков доносить друг на друга;
    • угрожает наказать за малейшие провинности;
    • занижает оценки и пытается «завалить» ученика.

    Конечно, можно купить педагогу такой желанный подарок или угостить его ужином в ресторане, но ведь это не избавит от всех неприятных ситуаций в будущем. Нужно не откупаться от проблем, а решать их. Родители не смогут всю жизнь быть рядом и приходить на помощь, когда это нужно. Есть несколько путей решения подобного недоразумения :

    • Перевестись в другую школу . Иногда это единственный выход. Не нужно стесняться или бояться, а четко и твердо заявить родителям о своих намерениях.
    • Добиваться справедливости через прессу , обращаться к директору или в отдел образования (при условии, если учитель отрыто требует деньги или же учиться стало невыносимо). Таким образом можно объединиться с другими жертвами плохого отношения педагога и добиться его наказания.
    • Приспособиться к ситуации , то есть игнорировать придирки учителя или делать вид, что согласился. Возможно, если педагог поймет, что на его критику нет реакции, он потеряет смысл придираться и отстанет.

    Некоторые учителя обижают, как говорится, из благих намерений. Иными словами, критикуют – значит, видят потенциал . Это также неверный подход к ученику, особенно если он уже подросток и эмоционально нестабилен. В этом случае стоит попытаться разобраться с педагогом самостоятельно.

    После урока нужно подойти и уточнить , какие у него есть пожелания относительно учебного процесса конкретного школьника. Надо показать, что вы готовы услышать учителя, что для вас важно его мнение. Есть вероятность, что он действительно желает детям добра и хочет, чтобы лучшие из них развивались максимально.

    Если вы сделали такой вывод, не надо идти на конфронтацию, отвечать грубостью и выражать недовольство. Пообещайте учителю, что будете стараться изо всех сил и что цените его заботу.

    Если педагог будет продолжать цепляться и портить настроение, нужно научиться не обращать внимания на критиканство, а учитывать только конструктивные замечания.

    Как правильно подготовиться к уроку? Надо сразу осознать, что школу придумали вовсе не для того, чтобы издеваться над детьми, а чтобы воспитать из них умных цивилизованных людей. Можно выбрать класс или гимназию с соответственным уклоном, чтобы отдавать больше сил тем предметам, которые нравятся. Но бывает, что даже любимые дисциплины «не лезут в голову» из-за конфликтов с учителем. Возможно, вместо того, чтобы спорить с ним, лучше просто внимательно его послушать, чтобы лучше понять материал. Внимание на уроке – это уже половина домашнего задания.

    Если вы хотите что-то выяснить прямо на руке (что касается его темы), следует заранее продумать вопросы и возможные аргументы, если вас не удовлетворит ответ педагога. Можно записать их и подглядывать в шпаргалку, так вы покажете свою заинтересованность. Говорить надо спокойно, без колкостей и плохих слов. Если учитель кричит или выражается бестактно, это не значит, что надо брать из него пример.

    Нужно обязательно записывать на уроке то, что рекомендует учитель. Это может быть сокращенный вариант или даже небольшие заметки. Никакому педагогу не понравится, если на его уроках будут мечтательно смотреть в окно или переписываться с друзьями в телефоне. Он сочтет это за проявление неуважения и точно не похвалит.

    Все знают, что некрасиво смеяться и разговаривать с другими учениками во время урока. Но если это ремарки по теме, то они допустимы. Учитель всегда видит, когда школьникам интересно то, о чем он рассказывает, а когда нет. Педагоги любят активных учеников, поэтому не стесняйтесь задавать интересные наводящее вопросы. Но все-таки старайтесь поменьше спорить , ведь школа – это храм знаний, а не студия для дискуссий и шоу.

    Если учителю не понравилось ваше поведение, вежливо извинитесь и постарайтесь не допустить, чтобы он вызвал отца или мать в школу. Но если он все-таки хочет встретиться с родителями, не надо идти с ними, это только усугубит конфликт.

    Если педагог сделал запись в дневнике, например, «Смеялся на уроке», или «Жевал жвачку», это еще не повод делать из него заклятого врага. Посмотрите на такие замечания с юмором, а впредь ведите себя культурно.

    Нередки ситуации, когда учителя специально плохо подают материал и ставят плохие оценки, а затем предлагают индивидуальные услуги за оплату. Соглашаться на это не стоит, ведь таким образом вы только закрепляете эту вредную практику. Нужно все хорошо проанализировать и выяснить для себя, нужен ли вам репетитор или вы в состоянии освоить дисциплину сами.

    Больше занимайтесь дома, ищите дополнительную литературу, прибегайте к помощи интернета. Если вы уверенны в своих знаниях, но вам несправедливо занижают оценки, можно обратиться в департамент образования или другие органы . Учителям не нужна шумиха и волокита и после попыток защитить свои права они могут сменить свое отношение на более адекватное.

    Итак, чтобы разрешить конфликт с педагогом, нужно придерживаться следующих правил :

    • выяснить причину придирок;
    • попытаться загладить ситуацию спокойным мирным путем;
    • быть культурным и уравновешенным, не вестись на провокации;
    • не врать родителям, что все хорошо, или, наоборот, преувеличивать вину учителя в свою пользу;
    • если все перешло в открытую вражду, перейти в другую школу.

    При попытке заладить конфликт покажите, что вы хотите не ссориться , а найти общий язык. Не перебивайте педагога, дайте ему высказать суть своих требований. Возможно, в корне он прав, но выбрал к ученику неправильный подход. Поделитесь своим видением учебного процесса, но в ненавязчивой форме. Можно похвалить педагога, но не подлизываться!

    Подростковый возраст – это период формирования личности и мировоззрения. Учитель должен понять, что он общается уже не с ребенком, а с взрослым человеком, который имеет собственное достоинство.

    Если начальник делает нашу жизнь совершенно невыносимой, мы можем сменить работу, ну или в крайнем случае уволиться и жить бедно, но счастливо. Если же ребенку отравляет жизнь учитель, выхода у него нет, потому что отказаться приходить в школу он не может. Единственное, что ему остается, это обратиться за помощью к родителям. Как же можно помочь ребенку, которого учитель изводит придирками и замечаниями?

    Во-первых, надо постараться понять, что стоит за жалобами ребенка. Возможно, жалобы учителя оправданы, и ребенок действительно очень рассеян, забывчив или ленив. Очень часто родители долгое время не замечают проблемы, которые бросаются в глаза учителю. Если поведение учителя действительно можно расценить как беспочвенные придирки, важно пообщаться с родителями других учеников. Как ни печально, но есть шанс, что речь идет просто о своеобразной манере преподавания, от которой в равной мере страдают все ученики. Шансы на перевоспитание учителя очень малы, и, видимо, главным умением, которое ребенок вынесет с этих занятий будет не знание предмета, а способность подстраиваться под разные типы начальства. Тоже, кстати, совсем неплохой навык…

    Если после первичного расследования выяснится, что действительно речь идет о придирках, направленных строго на одного ребенка, родителям придется принимать определенные меры. Для начала стоит поговорить с самой учительницей. Нередко обстоятельный спокойный разговор с объяснением того, как тяжело ребенок воспринимает такое отношение и постоянные замечания, кардинально улучшает ситуацию.

    Параллельно, конечно, неплохо бы постараться выяснить, что послужило причиной такого поведения учительницы. Очень часто жертвой необоснованных претензий становятся дети, чей багаж знаний опережает эмоциональное развитие. Это умные, развитые, начитанные дети, привыкшие поражать взрослых своими рассуждениями и вызывать неизменный восторг. В классе такие дети нередко говорят без разрешения, спорят с учителем, настаивают на собственном видении вопроса, ставя учительницу в неловкое положение, а иногда и попросту срывая урок. В таком случае, разумеется, нелишним будет обучить ребенка понятиям иерархии, подчинения социальным нормам и этикета.

    Если попытка решить ситуацию напрямую не удалась, остается только жаловаться. В первую очередь надо поговорить с классным руководителем, затем со школьным консультантом ("йоэцет"), и, если все это не помогает, – с директором школы. Во многих случаях жалобы и демонстрации однозначной позиции родителей достаточно для того, чтобы учительница научилась держать себя в руках, даже если конкретный ученик ее чем-то раздражает. В некоторых случаях ситуация настолько безнадежна, что проще поговорить с руководством школы о переводе ученика в другой класс.