План работы по самообразованию в детском саду. Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов

ТОГОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования».

Материалы школьного семинара ВВЕДЕНИЕ

Моршанск, 2010

Редакционная коллегия:

Т.Н. Иванова, заместитель директора по УВР

Г.А. Афремова, заместитель директора по ВР

И.В. Кожевникова педагог дополнительного образования

О.Н. Федякина, председатель творческой лаборатории 1 категория

О.В. Прозоровская, председатель творческой лаборатории - высшая категория.

Материалы школьного семинара

В брошюре представлены материалы школьного семинары и практический материал педагогов по теме самообразования.

Материалы могут быть использованы педагогами школы - интернат при работе по самообразованию.

школа – интерна, 2010 год

  1. Введение ……………………………………………………..4-5
  2. План самообразования педагогов…………………………...5-6
  3. Организация самоконтроля………………………………….7-11
  4. Компоненты готовности педагога к самообразованию

…………………………………………………………………12

  1. Алгоритм работы над темой самообразования……………13
  2. Формы представления результатов самообразования..........13
  3. Карта оценки уровня профессионального мастерства педагогов……………………………………………………….14
  4. Инновационная карта…………………………………………15
  5. План самообразования педагога …………………………..16-17
  6. План работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны……………………………………...17-18
  7. Анализ работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны за 1 полугодие 2009-2010 учебного года………………………………………….19-22
  8. Методические рекомендации самообразования педагога

……………………………………………………………… .23-27

  1. Примерные темы самообразования………………………..28-29
  2. Литература …………………………………………………..30

ВВЕДЕНИЕ

Самообразование педагогов

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ­одна из важных задач образования.

Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

обучение на курсах (один раз в пять лет);

самообразование;

участие в методической работе школы, города, района.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

План самообразования педагогов

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета.

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению

дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

участие в работе научно-­практических конференций, семинаров;

ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства.

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника,

дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать

свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию

или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Организация самоконтроля.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования - интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствиепотребности.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления , в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники знаний , и где их искать?
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
Чтение конкретных педагогических периодических изданий
Чтение методической, педагогической и предметной литературы
Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
Организация кружковой и внеклассной деятельности
Изучение информационно-компьютерных технологий

На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов , которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

Разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Организация процесса самообразования
Тема, над которой работает учитель.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Личный план самообразования учителя.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:

  • Четко планировать свою работу;
  • Осуществлять систематический контроль за своей работой;
  • Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся;
  • Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
  • Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
  • Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Компоненты готовности педагога к самообразованию.


Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Формы представления результатов самообразования.

¨ Защита исследовательской работы

¨ Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

¨ Брошюра,

¨ листовка,

¨ Открытое занятие

¨ Проведение семинара

¨ Обучения коллег новым методикам

¨ Практикум (тренинг)

Карта

оценки уровня профессионального мастерства педагогов

Инновационная карта

Педагога _______________________________________________

Образование____________________________________

Специальность__________________________________

Стаж___________________________________________

1. Проблема______________________________

2. Цель инновации, нововведения______________________________

Нововведение одноцелевое, многоцелевое (подчеркнуть).

3. Сущность инновации___________________________________

4. Прогнозируемый результат нововведения: ___________________

4. Область применения инновации: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, гигиена и физиология (подчеркнуть).

5. Инноватор является разработчиком, распространителем, пользователем инновации (подчеркнуть)

6. Нововведение прошло стадии: формирования идеи, целеполагания, разработки, освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента, распространения, диффузии (многократного повторения), рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах) (подчеркнуть)

7. Нововведение прошло экспериментальное апробирование: однократное, многократное (подчеркнуть).

8. Препятствия на пути разработки и внедрения ____________________________________________

9. Экспериментальный контроль осуществляется: специалистами, общественностью, самоконтроль (подчеркнуть).

10. Оценка инновации: критическая, допустимая, оптимальная (подчеркнуть)

11. Какие проблемы предстоит решить_______________________________________

Дата заполнения _______________________

План самообразования педагога

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

План работы

по самообразованию воспитателя

Кожевниковой Ирины Владимировны.

Тема: «Личностно-ориентированный подход к одаренным обучающимся».

Актуальность темы. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот прцесс самого ребенка.

Цель : заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Задачи:

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

Предполагаемый результат:

Этапы работы.

Теоретический этап.

  1. Изучение методической литературы * по данной проблеме:

· Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.

· Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.

· Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.

· Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007

2. Поиск материалов в Интернете.

В течение года

В течение года.

Практическое решение проблемы.

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Организация и работа кружка «Лучик»
  3. Проведение практических занятий:
  • «Профессия – журналист».
  • «Искусство речи».
  • «Почему мы так говорим?»
  • Диспут «Телевидение и дети»
  • Лаборатория творчества «В мире поэзии»
  • Коллоквиум «Нужна ли в наше время духовность?»
  • Подготовка к фестивалю «Созвездие»
  • Участие в областном эпистолярном конкурсе.
  • Участие в Славянском фестивале.
  • Сентябрь.

    В течение года.

    Апрель – май

    Оценочный этап.

    1. Сравнительный анализ за два года.
    2. Анализ работы по теме самообразования.
    3. создание буклета

    Апрель – май

    * наименование методической литературы представляется в соответствии с требованиями (смотри образец)

    АНАЛИЗ

    работы по самообразованию воспитателя

    Кожевниковой Ирины Владимировны

    за 1 полугодие 2009-2010 уч.год.

    Тема самообразования – «Личностно-ориентированный подход к одаренным обучающимся».

    Над данной темой работаю третий год.

    Актуальность темы.

    Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании к Федеральному собранию 12.09.2009г указал, что главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

    В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

    Цель : заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

    Задачи:

    • Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
    • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
    • Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

    Предполагаемый результат:

    • Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
    • Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
    • Творческая активность воспитанников.

    Диагностика:

    • Выявление детей, имеющих склонность к журналистике;
    • Численность детей, занимающихся в кружке.
    • ……………………………………………………

    Основание: план самообразовательной работы.

    Изучение теоретического материала.

    За два предыдущих года изучила следующую литературу:

    • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
    • Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
    • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
    • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.

    В 2009-2010 учебном году изучение теоретического материала:

    • Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983
    • Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
    • Подборка журналов «Вестник образования»
    • Смолина Ю.В. Личностная ориентация как основа современного образования. – Ростов н/Д, 2008 г.
    • Широко используется Интернет.

    В 2008 – 2009 уч.году организовала кружок «Лучик», к работе в котором привлекла обучающихся, проявляющих склонность к журналистике.

    На занятиях кружка большое внимание уделяется духовному воспитанию личности. В этом году помимо практических занятий проведены теоретические занятия «Профессия – журналист», «Искусство речи», которые могут помочь воспитанникам проявлять свои творческие способности на уроках русского языка и литературы в школе, а также во внеурочной деятельности.

    В начале учебного года было поведено мониторинговое исследование «Выявление детей, имеющих склонность к журналистике»

    С января 2009 года силами кружка выпускается школьная газета «Лучик». На данный момент выпущено 7 номеров, среди них спецвыпуск, посвященный профилактике потребления наркотиков; готовится к выпуску восьмой номер.

    В кружке занимаются 7 человек, однако в течение 1 полугодия 2009-2010 уч.года к выпуску газеты привлекаются и другие воспитанники. Помимо прочего кружок посещают на конец декабря 2009г 9 человек.

    Численность детей, занимающихся в кружке

    Помимо этого готовлю обучающихся к участию в различных областных, региональных и городских конкурсах. На данный момент идет подготовка к участию во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь!», посвященному 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

    За два предыдущих года участие в областных и региональных конкурсах можно представить в виде следующей таблицы:

    Все выше перечисленное считаю результатами работы по самообразованию.

    В ноябре по данной теме выступала с докладом «Особенности исследовательской деятельности» на семинаре «Исследовательская и проектная деятельность – технологии развивающего обучения».

    Форма отчета по проделанной работе:

    • в мае 2010г. издание буклета по теме самообразования;
    • выступление на заседании методического совета.

    В процессе работы мною были выявлены отдельные недочеты:

    1. Не все воспитанники, проявляющие склонность к журналистике, привлечены к работе в кружке «Лучик»;
    2. Необходимо в работу включить больше мероприятий, рассчитанных на самостоятельную деятельность обучающихся.

    Перспективы:

    В связи с этим во втором полугодии планирую провести дополнительную работу по привлечению одаренных детей к выпуску школьной газеты (отразить в мониторинге), а также на занятиях кружка нацеливать детей на большую самостоятельность.

    Воспитатель _________________Кожевникова И.В.

    ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

    Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

    Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

    Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

    Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

    Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

    Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

    1)специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

    2)повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);

    3)индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

    · средств массовой информации;

    · вычислительной и оргтехники;

    · библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий;

    · научных, технических, художественных, спортивны обществ,

    · исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

    · общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

    Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

    1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

    2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

    3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

    4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы.

    5 этап – итогово - контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

    Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

    План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

    Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

    Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

    В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.

    Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации школы:

    1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений по вопросам обмена опытом самообразования.

    2. Индивидуальные беседы руководителей школ с педагогами об основных направлениях самообразования.

    3. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.

    4. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

    5. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

    6. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

    Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

    Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

    КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.

    2. Формирование экологической культуры личности.

    3. Экологическое воспитание в семье.

    4. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.

    5. Нравственное воспитание школьников.

    6. Культурологический подход к воспитанию.

    7. Формирование творческой личности.

    8. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.

    9. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.

    10. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

    11. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

    12. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

    13. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

    14. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

    15. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

    16. Воспитательная система класса.

    17. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

    15. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.

    18. Активные формы работы с воспитанниками.

    19. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

    20. Технология индивидуальной работы с учащимися.

    21. Самоуправление в классе.

    22. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.

    23. Формирование национального самосознания школьников.

    24. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

    25. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

    26. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.

    27. Самовоспитание школьников.

    28. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

    29. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

    30. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

    31. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

    32. Подготовка учащихся к семейной жизни.

    33. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

    34. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

    35. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.

    36. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

    37. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

    38. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

    39. Традиции детского коллектива.

    40. Изучение уровня воспитанности школьников.

    41. Игра как важное средство воспитания школьников.

    42. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.

    43. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

    44. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

    1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986.

    2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000. – С.82-87.

    3. Евусяк О. Учитель должен быть исследователем// Нар.образование. – 1997. - №10.

    4. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. – М., 1986. – 143 с.

    5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

    6. Коджаспирова Г.М. культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

    7. Методическая работа в общеобразовательной школе: Обзорная информация. Вып.VI. – М., 1977. – с.17-24.

    8. Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.

    Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

    Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Выбор тем для самообразования

    Темы для самообразования могут подбираться:

    С учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

    Направлены на достижение качественно новых результатов работы.

    Тематикой самообразования также может быть:

      одна из годовых задач ДОУ;

      проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

      пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Система работы педагогов по самообразованию:

    В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

    В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования организуют работу по выбранной теме:

      изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;

      обзор в Интернете информации по теме;

      посещение МО, КПК, семинаров, конференций, уроков коллег;

      выступление на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер - классы;

      дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, непосредственно образовательная деятельность, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д;

      самообразовательная работа над методической разработкой по теме;

      Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

      Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

      Изучение информационно-компьютерных технологий;

      Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете;

      Участие в конкурсах в Интернете;

      Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

    В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

    Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

    Формы работы:

      с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)

      с педагогами (организовать работу в группе, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу по теме на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);

      с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

    Форма отчёта:

    1. Выступление на педсовете;

    2. Подбор и оформление методических материалов (в отдельной папке);

    3. Подборка и оформление конспектов непосредственно образовательной деятельности;

    4. Открытый показ (просмотр);

    5. Подбор материала из опыта работы;

    6. Проведение мастер-классов, тренингов, консультаций и т.д.;

    7. Отчет по теме (в любом удобном виде).

    Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15 Г. ЯРОСЛАВЛЬ

    Индивидуальный план работы по самообразованию.

    Тема:

    "____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________"

    (Ф.И.О. педагога)

    ______________________________________

    (должность)

    ______________________________________

    (образование)

    ______________________________________

    (стаж педагогической работы)

    ______________________________________

    ______________________________________

    (дата начала работы над темой)

    ______________________________________

    (предполагаемая дата окончания работы)

    Тема: «____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

    Цель: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задачи:

      Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения МО, КПК, самообразования...);

      Разработать перспективный план работы с детьми;

      Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

      Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

      Оформить в группе центр активности (или мини-центр)

    «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

      Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    7. Подготовить (принять участие) в семинаре «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    Перспективный план работы по теме самообразования педагога

    Этапы реализации

    Задачи

    Сроки

    (учебный год)

    Подготовительный

    Изучение психолого – педагогической методической литературы по теме самообразования

    Диагностический

    Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

    Практический

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

    Аналитический

    Анализ созданных педагогических условий для развития

    Примечание:

    Календарный план работы по теме самообразования педагога

    на 2012-2014 учебный год

    С родителями

    С педагогами

    сентябрь

    Анализ самообразования педагога

    (ФИО) ________________________________________________________

    Учебный год

    Тема самообразования

    Форма и срок отчета

    Отметка о выполнении

    Практические выходы:

    1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    4. Оформление папки-передвижки. Тема: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    5. Выставка работ. Тема: «________________________________________________________________________»;

    6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    7. Проект. Тема: «__________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

    8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

    Приложение

    (конспекты занятий, сценарии мероприятий, консультации для родителей, памятки, рекомендации и т.д.)

    Памятка для анализа процесса самообразования:

      Оправдал ли себя план.

    Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

    Планировалась ли исследовательская, проектная работа;

      Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

    Этапы проработки материала.

    Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;

      Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);

      Творческое сотрудничество (с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ);

      Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;

    6. Постановка новых задач.

    План работы по самообразованию
    Планирование самообразовательной работы

    Индивидуальный план самообразования на 2011 – 2014 год

    Воспитателя (специалиста) Воспитатель в дошкольных учреждениях

    ДОУ МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

    Фамилия, имя, отчество ПАШИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА

    Образование (когда и какое учебное заведение окончил) 2004 г. Нижневартовский государственный педагогический институт

    Когда обучался на курсах:

    2012г. Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы.

    2012г. Электронный гражданин

    Самообразовательная работа над темой:

    1.Тема самообразования Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

    2. Когда начата работа над темой 2011 - 2012 учебный год

    3.Когда предполагается закончить работу над темой 2013 – 2014 учебный год

    4. Цели и задачи самообразования по теме:

    ЦЕЛЬ: И спользование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

    ЗАДАЧИ: 1.Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

    2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.

    3. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР в ДОУ, распространение положительного опыта.

    5. Основные вопросы, намеченные для изучения:

    Гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования речевого развития у детей с ОНР.

    Внедрение информационных технологий в коррекционную работу с детьми стершего дошкольного возраста

    6. Этапы проработки по теме:

    1 этап (2011 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;

    2 этап (2012 год) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;

    3 этап (сентябрь 2013 – май 2014) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрение системы работы по использованию ИКТ в работе с детьми с ОНР

    7. Литература :

    1 Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

    2. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.

    3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.

    4. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

    5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.

    2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

    Учебный год

    Сроки выполнения

    Результат

    2011/2012

    Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

    2011г.

    Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

    Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.

    2012 г.

    Формулировка цели и задач работы над темой

    2012/2013

    Формирование методического комплекса.

    2012 – 2013 учебный год.

    Наличие методической копилки по теме

    2013/2014

    Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    2013г – 2014 учебный год.

    Наличие результатов работы по теме самообразования.

    Распространение опыта среди педагогов.

    Предварительный просмотр:

    План работы по самообразованию на 2014- 2016 учебный год

    Тема: «Организация коррекционно-педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель : Смоделировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.

    Задачи :

    • подготовиться к разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
    • разработать перспективные планы в соответствии с ФГОС.

    изучить модель коррекционного образовательного процесса, отвечающего ФГОС.

    апробировать данную модель на практике.

    Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

    Форма самообразования : индивидуальная.

    Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС; посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях; самоанализ и самооценка НОД в своей группе; изучение модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС; апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив.

    Сроки работы

    Формы работы

    Практический выход

    Сентябрь

    Изучение ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов

    Сентябрь

    Разработать рабочую программу (ФГОС)

    Календарно-тематическое планирование (ФГОС)

    Рабочая программа для воспитателя.

    октябрь- декабрь

    Сбор материала для проведения консультации для воспитателей

    Презентация по теме: «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

    В течении года

    Прохождение курсов повышения квалификации

    Удостоверение о прохождении КПК

    Февраль- апрель

    Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

    Выступление на ГМО и презентация «Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО».

    Систематически

    Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы

    Сертификаты, дипломы участника

    Систематически

    Систематически

    Добиваться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях

    Сертификаты, дипломы участников

    Систематически

    Разработка и использование ЭОР и ЦОР

    ЭОР и ЦОР

    Март – апрель

    2014г.

    Консультация для педагогов «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

    Доклад и презентация.

    2015-2016 уч.год

    Внедрение полученных результатов в педагогическую практику



    «Сказка»

    Индивидуальный план работы по теме самообразованию на 2012-2014 гг.

    Воспитателя Брицкой О.В.

    Индивидуальный план работы по самообразованию.

    Тема: «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

    Ф.И.О. педагога: Брицкая Оксана Вячеславовна

    Образование: высшее педагогическое

    Стаж педагогической работы: 3года, 4 месяца

    2012 год

    : 2014 год

    Цель:

    Развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

    Задачи:

    1. Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

    2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

    3. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

    4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

    5. Мониторинг.

    Этапы работы по теме:

    I этап (2012 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;

    II этап (2013 год) – Создание информационной базы пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук; вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.

    III этап (2014) – анализ результатов работы, формулирование выводов, внедрение системы пальчиковых игр в основной образовательный процесс.

    Литература:

    Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. Ростов н\Д: Феникс, 2012.

    Е.А. Янушко Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста;

    Л.П.Савиной Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников;

    Пальчиковая гимнастика для детей от 6 мес. до 6 лет. Подготовка руки к письму. Развитие речи.

    Пальчиковые игры развиваем мышление, речь, мелкую моторику. Для совместной досуговой деятельности детей и родителей.

    Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) : ст. группа / авт.-сост. А. Г. Савушкина. (Детский сад).

    Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы / авт.-сост. А. Г. Савушкина. (Детский сад / Издательско-торговый дом "Корифей").

    Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Подготовительная группа / авт.-сост. А. Г. Савушкина. (Детский сад).

    С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

    Теплякова, О. Н. Практическая энциклопедия развивающих игр . Уникальная методика обучения в игре, все аспекты развития детей от рождения до трех лет, одновременное развитие различных умений и навыков, советы по организации игр и примеры диалогов с ребенком.

    Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста (В помощь логопедам, воспитателям, родителям).

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

    Год

    Сроки выполнения

    Результат

    2012

    • Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
    • Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.
    • Доклад на тему: «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

    2012 г.

    Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

    Формулировка цели и задач работы над темой

    Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

    2013

    Формирование методического комплекса.

    2013 г.

    Наличие методической копилки по теме

    2014

    • Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
    • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    2014 г.

    Наличие результатов работы по теме самообразования.

    Распространение опыта среди педагогов.

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
    «Сказка»

    Индивидуальный план работы по теме самообразования на 2014-2016 гг.

    Воспитателя Брицкой О.В.

    Индивидуальный план работы по самообразованию на 2014- 2016г.г.

    Тема: «Технология организации проектного метода в условиях реализации ФГОС ДО»

    Ф.И.О. педагога: Брицкая Оксана Вячеславовна

    Специальность: воспитатель ДОУ

    Образование: высшее педагогическое

    Стаж педагогической работы: 3года, 4 месяца

    Курсы повышения квалификации: «Педагогическая технология – «искусство» прикосновения к личности», 72ч., г. Ханты-Мансийск, 2013г.

    Дата начала работы над темой: 2014 год

    Предполагаемая дата окончания работы : 2016 год

    Цель : Смоделировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.

    Задачи :

    1. Подготовиться к разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
    2. Разработать перспективные планы в соответствии с ФГОС.
    3. Изучить модель коррекционного образовательного процесса, отвечающего ФГОС.
    4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости организации проектного метода в условиях реализации ФГОС ДО»
    5. Мониторинг.
    6. Систематизировать знания по данной теме и регулярно применять на практике данную модель в организации образовательного процесса в специфике ДОУ.

    Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

    Форма самообразования : индивидуальная.

    Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

    • изучение литературы по теме;
    • уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС;
    • участие в вебинарах;
    • посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ;
    • выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях;
    • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
    • изучение модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
    • Использование технология организации проектного метода на практике; внесение необходимых корректив.

    Литература:

    1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

    2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

    3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

    4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

    5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

    6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

    7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

    8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.

    9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.

    10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.

    11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

    12. // Обруч № 4, 2009.

    13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.

    14. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 c.

    15. Материалы Интернет-ресурс .

    Сроки работы

    Формы работы

    Практический выход

    Сентябрь

    Изучение ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов

    Сентябрь

    Разработать рабочую программу (ФГОС)

    Календарно-тематическое планирование (ФГОС)

    Рабочая программа для воспитателя.

    октябрь- декабрь

    Сбор материала для проведения консультации для воспитателей

    Доклад

    на 2014-2015 учебный год

    Составила: Решетник Н.М. учитель начальных классов

    План

    исследовательско - методической работы учителя начальных классов «Большекалмыкская СОШ» Решетник Н.М.

    Тема: «Нестандартные виды работ на уроках литературы как средства реализации современных педагогических концепций и технологий».

    Мотивы, побуждающие меня к самообразованию:

      Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня возникает необходимость и анализа новой информации.

      Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читая одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

      Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

      Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

      Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

      Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

      Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

      Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться, вправе ли он тогда преподавать?

    Цели самообразования:

    Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

    Уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно - экспериментальной работе;

    Обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

    Основные направление самообразования:

    Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);

    Психолого-педагогическое (ориентирование на учеников и родителей);

    Охрана здоровья;

    Социальное (участие в жизни социума района);

    Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителю:

    Систематический просмотр определенных телепередач

    Чтение конкретных педагогических периодических изданий

    Чтение методической, педагогической и предметной литературы

    Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

    Выполнение заданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы

    Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

    Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

    Изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики

    Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

    Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

    Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

    Изучение информационно-компьютерных технологий

    Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.

    Результат самообразования:

    Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

    Разработка новых форм, методов и приемов обучения

    Доклады, выступления

    Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

    Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям.

    Работа по проблеме: «Нестандартные виды работ на уроках литературы как средства реализации современных педагогических концепций и технологий».

      Цели профессионального развития:

    В течение учебного года освоить нестандартные виды работ на уроках литературного чтения с использованием современных технологий.

    Составить календарно-тематическое планирование с использованием ИКТ.

    Сформировать различные виды работ с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

    Разделы плана

      1. Изучение психолого-педагогической литературы

    М.Р. Львова «Исторический взгляд на методы обучения родному языку». Анализ статьи.

    2002 г.

    Сентябрь - октябрь

    Сообщение на тему: «Исторический взгляд на методы обучения родному языку».

      1. Разработка программно-методического обеспечения

    образовательного процесса

    Содержание

    деятельности

    Сроки

    Форма предоставления

      Разработка календарно-тематического планирования по предметам

      Разработка поурочного планирования

      Подбор дополнительных тренировочных упражнений «Банк заданий к урокам чтения»

    август

    в течение года

    январь-март

    Тематическое планирование в электронном виде

    Использование образовательных Интернет-ресурсов

    Подбор заданий проблемного характера

      1. Работа в составе органов управления школой и участие в системе школьной методической работы

      Обобщение материала по проблеме « Нестандартные виды работы на уроках литературы» (апрель-май)

      Участие в проведении заседаний творческой группы учителей русского языка и литературы (декабрь)

    Выступление