Песочная терапия в коррекции развития детей с овз. Игра «Волшебный остров»

Согласно современным требованиям к организации образования в нашей стране все больше внимания уделяется инклюзивному образованию. Наше учреждение не является исключением и образование получают дети с ОВЗ наравне со всеми. В ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности для детей, имеющих речевые нарушения. Кроме того, есть ребенок с тяжелым дефектом (ДЦП), имеющий заключение ПМПК, который зачислен в группу комбинированной направленности. Для ребенка разработана адаптированная образовательная программа, согласно которой осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Адаптированная образовательная программа является обязательным средством индивидуального сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, необходимым условием оказания «ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов», так как учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности детей, её реализация обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития и полноценную социальную адаптацию детей с ОВЗ. В нашем ДОУ осуществляется комплексный подход, согласно АОП с ребенком работает учитель-логопед, педагоги группы, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, руководитель изо-студии и, конечно, педагог-психолог. Разработана программа индивидуального сопровождения по каждому направлению.

При организации работы в рамках психологического сопровождения мною учитываются индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ. Большое внимание уделяю используемым технологиям, среди которых песочная терапия и сказкотерапия. Более подробно остановлюсь именно на песочной терапии, которая в настоящее время получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.

У детей активно развивается мелкая моторика, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей.

Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице.

В работе с ребенком с ОВЗ использую кинетический песок. Это неотъемлемый элемент коррекционной работы, который вызывает особый интерес у ребёнка и обеспечивает осуществление индивидуального подхода к его особенностям. Мой кабинет оснащен специальной психологической песочницей, которая соответствует всем требованиям. Предлагаю некоторые упражнения, которые использую в работе с ребенком с ОВЗ.

«Чувствительные ладошки»(Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Можно также предложить ребенку:

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90 x 70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игровогооборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

различные здания и постройки;

бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей). 4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Игры на поверхности сухого песка

Здравствуй, песок!

Цель: снижение психофизического напряжения. Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Песочный дождик Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование : Песочница. Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Песочный ветер

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Оборудование : Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Необыкновенные следы Цель : развитие тактильной чувствительности, воображения. Оборудование : Песочница. Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Песок - это доступный материал, который можно встретить в песочнице, на пляже, по берегам рек и озёр. Что же тогда песочная терапия? И для чего она? Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Игры на песке - это естественный и доступный для каждого ребёнка вид деятельности, одна из форм взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребенок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно! А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На занятиях дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Самым современным и увлекательным является - рисование песком на специальных столах или песочная анимация. На планшете установлена цветная подсветка, которая управляется небольшим пультом. С его помощью можно выбрать один из 16 цветов. Также можно увеличивать или уменьшать яркость. Использовать 5 разных функций, режим мигания 7 цветов, 3 цветов, плавная смена 7 или 3 цветов и статичные цвета. Рисование на стекле происходит с помощью пальчиков и ладошек. В чём же проявляется позитив от этих занятий?

У ребёнка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. И в руки дают не краски вовсе, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддаётся «приручению». А ещё песок может быть не обычный, а подкрашенный. Или подсветка меняет цвет и можно выбрать любой, который в данный момент соответствует настроению. 3. Ребёнок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты отмечают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. В своей практике я использую разные формы работы с песком, всевозможное оборудование и разнообразный песок. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимо: - мини-песочница. Это водонепроницаемый деревянный ящик определённых размеров. Его внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду и море, а борта воздух и неб и чистый просеянный песок, а также коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. В такой песочнице ребята строят города, рисуют картины, проводят опыты, отыскивают спрятанные клады и сокровища, угадывают, чьи следы. Песочница может использоваться как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Самыми увлекательными являются игры-путешествия, где ребята используют разную атрибутику, камешки, ракушки разных цветов и размеров, фигурки животных, людей, транспорта, растений. Я провожу занятия для коррекции тревожности и неуверенности, расширения эмоционального опыта, умения работать в коллективе, развития эмпатии. В песочнице мы знакомились с разными видами песка, карьерным, речным и кинетическим. Кинетический песок, «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает её и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Взаимодействуя с кинетическим песком, дети испытывают массу тактильных ощущений. Из цветного кинетического песка ребята строят разные коллажи, например, «Мир моря», «Весна», «Кондитерская», «Цветы» и т.д. Следующим этапом работы является песочная аппликация. Ребёнок наносит на контурное изображение клей ПВА, потом засыпает сверху песком одного цвета. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Рисунки детей на тему «Космос», созданные по этой технологии, заняли первые места на всероссийском и международном конкурсах.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для меня это еще один способ понять чувства ребенка. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передаёт человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Наша работа дополняла и украшала деятельность детей по разным темам. Если говорили про осень, то рисовали «Сказку про деревце», о зиме - снежинки, вспоминали о лете - делали «Радугу в бутылке» и лепили из цветного песка цветы, вели разговор о космосе - делали аппликации «Космические путешествия» и ещё много интересного и познавательного.

Робкие и застенчивые ребята становились более активными и уверенными, а подвижные и энергичные подолгу засиживались в песочнице, строили, разрушали, строили снова, дополняли работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращались вновь и вновь, создавая и проигрывая новые сюжеты.

Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!