Дорожке, спускающейся в Бешеную балку… Еще издали на разгоряченные лица пахнуло свежестью и запахом осеннего леса… Дорожка, становясь все круче, исчезала в густых кустах орешника и дикой жимолости, которые сплелись над ней сплошным темным сводом. Под ногами уже шелестели желтые, сухие, скоробившиеся листья. Вдали сквозь густую сеть чащи алела вечерняя заря.
Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью, на другом - крытая эстрада для музыкантов. Едва только первые пары показались из чащи, как военный оркестр грянул с эстрады веселый марш. Резвые, красивые медные звуки игриво понеслись по лесу, звонко отражаясь от деревьев и сливаясь где-то далеко в другой оркестр, который, казалось, то перегонял первый, то отставал от него. В восьмигранном павильоне вокруг столов, расставленных покоем и уже покрытых новыми белыми скатертями, суетилась прислуга, гремя посудой…
Как только музыканты кончили марш, все приглашенные на пикник разразились дружными аплодисментами. Они были в самом деле изумлены, потому что не далее как две недели тому назад эта площадка представляла собою косогор, усеянный редкими кустами…
Оркестр заиграл вальс.
Бобров видел, как Свежевский, стоявший рядом с Ниной, тотчас же, без приглашения, обхватил ее талию, и они понеслись, быстро вертясь, по площадке.
Едва Нину оставил Свежевский, как к ней подбежал горный студент, за ним еще кто-то. Бобров танцевал плохо, да и не любил танцевать. Однако ему пришло в голову пригласить Нину на кадриль. «Может быть, - думал он, - мне удастся улучить минуту для объяснения». Он подошел к ней, когда она, только что сделав два тура, сидела и торопливо обмахивала веером пылавшее лицо.
Надеюсь, Нина Григорьевна, что вы оставили для меня одну кадриль?
Ах, боже мой… Такая досада! У меня все кадрили разобраны, - ответила она, не глядя на него.
Ну да, - Нина нетерпеливо и насмешливо приподняла плечи. - Зачем же вы опоздали? Я еще в вагоне обещала все кадрили…
Вы, значит, совсем позабыли обо мне? - сказал он печально.
Вы сами виноваты. Почему вы не подошли?..
Но ведь я только для того и приехал на пикник, чтобы вас видеть… Неужели вы шутили со мной, Нина Григорьевна?
Она молчала, в замешательстве теребя веер. Ее выручил подлетевший к ней молодой инженер. Она быстро встала и, даже не обернувшись на Боброва, положила свою тонкую руку в длинной белой перчатке на плечо инженера. Андрей Ильич следил за нею глазами… Сделав тур, она села, - конечно, умышленно, подумал Андрей Ильич, - на другом конце площадки. Она почти боялась его или стыдилась перед ним.
Прежняя, давно знакомая, тупая и равнодушная тоска овладела Бобровым. Все лица стали казаться ему пошлыми, жалкими, почти комичными. Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль. Но он еще не потерял надежды и старался утешить себя разными предположениями: «Не сердится ли она за то, что я не прислал ей букета? Или, может быть, ей просто не хочется танцевать с таким мешком, как я? - догадался он. - Ну что же, она, пожалуй, и права. Ведь для девушек эти пустяки так много значат… Разве не они составляют их радости и огорчения, всю
Задания к диктанту 1 уровень 1. Разберите по членам предложения. 1 вариант: «Перед глазами гостей...» 2 вариант: «На одном её конце...» 2. Укажите состав слов. 1 вариант: усыпанная, восьмигранным, освещенной. 2 вариант: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые. 3. Произведите морфологический разбор причастий. 1 вариант: окружившие. 2 вариант: замаскированные. 2 уровень 1. Выпишите предложение, где причастный оборот обосабли¬вается. Выполните синтаксический разбор. 2. Выпишите 3 причастия, которые состоят из приставки кор¬ня, двух суффиксов и окончания. 3. Произведите морфологический разбор страдательного причастия прошедшего времени 4. Озаглавьте текст.
Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ по ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»»
Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Причастие»
Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.
Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной.
Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Берёзы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд. За ними слабо вырисовывались на совершенно чёрном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зелёную мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит один кузнечик, но отовсюду: и справа, и слева, и сверху.
(По А. Куприну)
Задания к диктанту
1 уровень
1. Разберите по членам предложения.
1 вариант: «Перед глазами гостей...»
2 вариант: «На одном её конце...»
2. Укажите состав слов.
1 вариант: усыпанная, восьмигранным, освещенной.
2 вариант: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые.
3. Произведите морфологический разбор причастий.
1 вариант: окружившие.
2 вариант: замаскированные.
2 уровень
1. Выпишите предложение, где причастный оборот обосабливается. Выполните синтаксический разбор.
2. Выпишите 3причастия, которые состоят из приставки корня, двух суффиксов и окончания.
3. Произведите морфологический разбор страдательного причастия прошедшего времени
4. Озаглавьте текст.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.
(16.09.2015 г.)
Увядание лета.
Кончалось лето, но природа ёще не потеряла могучей силы. Кругом всё радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные облака. Леса зеленели с бархатной пышностью.
Чудесен ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой листвою. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.
Было тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание. В широких лугах высились, как сторожевые башни, стога. В сжатых полях желтели снопы. Овёс ждал косы и чуть шелестел.
Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах уже ощущалась осень. Листья потеряли шелковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождём. Лето увядало.
(По Н. Смирнову)
Грамматическое задание.
Сделать синтаксический разбор предложений.
1 вариант. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки.
2 вариант. Овёс ждал косы и чуть шелестел.
Найти во втором абзаце сложное предложение, подчеркнуть его грамматические основы, сделать схему.
Сделать морфемный разбор слов:
1 вариант - березовый, слышится;
2 вариант – шелковую, потеряли.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольная работа по теме «Действительные и страдательные причастия»
(23.10.2015 г.)
1. Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
А) на пестреющем лугу
Б) о движущемся предмете
В) опавшие с тополя
Г) отнятая игрушка
Д) разлившаяся по небу
2. Укажите словосочетания с действительными причастиями:
А) написанная учеником
Б) распиленная плотником
В) ведущая в парк
Г) посаженные весной
Д) опрокинутые котёнком
3. Образовать от данных глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времен, выделить суффиксы.
Стелить, бежать, лечить, гнать, приносить, хмурить, соревноваться.
4. Образовать от данных глаголов страдательные причастия настоящего и прошедшего времен, выделить суффиксы.
Испугать, назвать, рассказать, распахать, представить.
5. Списать предложения, выделяя причастный оборот, обозначая залог причастий.
В окно распахнутое настежь влетела птица.
Птица сидевшая на дереве расправила свои крылья.
На пристани толпились пассажиры ожидающие посадки на катер.
Широко разливаются реки наполняемые талой водой.
6. Вставьте пропущенные буквы.
1. Низко стел…щийся туман, ла…щая на улице собака, леч…щий врач, стро…щиися неподалеку дом, быстро та..щий снег, хлопоч…щая обо всех мама, крас…щее вещество.
2. Изуча…мый школьниками материал, управля…мый на расстоянии аппарат, подгоня…мые теплым течением, гон…мый судьбой странник, хран…мый от всех невзгод,
движ…мый чувством сострадания, вид…мая цель.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»
(23.11.2015 г.)
Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась широкая площадка, усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.
Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной.
Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Берёзы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд. За ними слабо вырисовывались круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зелёную мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали громко и дружно. Казалось, что кричит один кузнечик, но отовсюду: и справа, и слева, и сверху. (По А. Куприну)
Грамматическое задание.
1. Сделайте синтаксический разбор предложения.
1 вариант: «Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали громко и дружно».
2 вариант: «Берёзы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд».
2. Сделайте морфемный разбор слов.
1 вариант: усыпанная, освещенной.
2 вариант: разукрашенный, заглушаемые.
3. Произведите морфологический разбор причастий.
1 вариант: окружившие.
2 вариант: замаскированные.
4. Озаглавьте текст.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»
(11.12.2015 г.)
По берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчаньем стекала вода.
Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.
Медведица тотчас очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.
Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.
Грамматическое задание.
1.Обозначить графически все деепричастные обороты в третьем абзаце.
2. Сделать морфемный разбор слов:
1 - й вариант - схватившись, 2-й вариант – вскрикивая.
3. Сделать морфологический разбор слов:
1-й вариант - шлёпая, 2-й вариант - продолжая.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольная работа по теме «Наречие»
(05.02.2016 г.)
Вставьте пропущенные буквы.
Детство и юные годы поэта Тараса Шевченко были тяж...лыми и (не)откуда было ждать ему помощи. Но (ни)какие трудности (не)убили в нем стремления стать живописцем. Долго (не)мог юноша (ни)куда устроит(?)ся. Сначал.. он работал поваренком у помещика, затем комнатным казачком. Занимат(?)ся рисованием было (не)когда. Шевченко ждал случая, когда дома (ни)кого (не)будет и (ни)кто (не)помешает ему рисовать. Раз неожида(н,нн)о вернулся помещик. (Ни)сколько (не)задумываясь, он приказал выпороть Тараса. (Не)сколько лет хлопотал известный художник Брюллов об освобождении талантливого юноши.
А1.В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
1)добЕла 2)нАдолго 3)нацЕло 4)незадОлго
А2.В каком предложении вместо слова совестно нужно употребить слово совестливо ?
1) Димке совестно было от воспоминаний о ссоре с лучшим другом.
2) Ему всегда казалось, что подсматривать совестно.
3) Максим совестливо улыбнулся.
4) Совестно беспокоить воспитателя по такому пустяку.
А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более лучше
2) звонче поют
3) выглядит бледно
4) идет осторожнее
А4.Укажите верную морфологическую характеристику слова в предложении:
Так вот этот мед, собранный с цветов заполярной тундры, коснулся меня больше со стороны человеческого усилия, направленного в сторону небывалого.
1) наречие в краткой форме
2) наречие в превосходной степени
3) качественное прилагательное
4) наречие в сравнительной степени
А5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две НН?
Воспита(1)ица была несомне(2) великолеп(3)о сложе(4)на.
1,2 2)2,3,4 3)3,4 4)2,3
А6. Укажите слово, в котором пишется буква А
1) объяснить доходчив…
2) глядит испуган…
3) посмотреть доверчив…
4) начинать снов…
А7.Укажите слово, которое состоит из одной приставки, корня, суффикса
1) неподвижно
2) необдуманно
3) быстрее
А8.В каком словосочетании НЕ пишется слитно?
1)(н…)(к)кому пойти 3)(н…)куда не поедешь
2)(н…)где остановиться 4)(н…)(за)что не берется
В1. Подберите синоним к фразеологизму: при царе Горохе.
В2. Укажите способ образования выделенного слова в предложении:
По-иному слышался шум реки ночью.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольная работа по теме «Предлог»
(09.03.2016 г.)
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
1.(В)следстви_ отд_лённости деревенька нах_дилась в ст_р_не от ц_нтральной пр_езжей дороги. 2. (В) течени_ н_дели шли дожди. 3. На ра_свете мимо трактира пр_неслась коляска подн_мая обл_ко пыли быстро рассе_вшейся. 4. Она пр_везла к по_зду упр_вляющего имением находивш_мся (не)далеко от тех мест куда я напр_влялся. 5. Об этом мне сказала хозяйка трактира выгл_нувшая из окна ра_пахнутого настеж_. 6. Когда коляска возвр_щалась обратно я кинулся (на)встречу. 7. Кучер, (не)смотря на (не)большой крюк, который ему пр_дстояло _делать (в)виду разлива реки, согл_сился подвезти меня.
8. (В) продолжени_ всего пути меня переп_лняли уд_вительные чу_ства навеваемые ощ_щениями от быстрой езды. 9. (С)начала мы ехали вдоль извивающейся реки. 10. (В) течени_ реки (по)всюду встр_чались пороги затем полем стел_щимся по обеим ст_ронам дороги. 11. (В) заключени_ пут_шествия мы пересекли листв__ый лесок не так давно посаже__ый. 12. В нём распол_гался выстрое__ый (в) виде стари__ого (средне)векового замка помещичий дом.
2. Выполните задания.
1) Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных, исправьте.
А). Своевременно оплатите за билет.
Б). Укажите спортсмену на недостатки.
В). Спросил сына, интересуясь о результатах в спорте.
Г). Юноша чувствовал уверенность в победу.
Д). До парка необходимо поехать на трамвае.
2) Укажите предложения, в которых есть производные предлоги.
A). Стадо потянулось мимо дома.
Б). Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.
B). Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
Г). Поперек дороги уложили брёвна.
Д). Впереди шли самые стойкие.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»
(04.04.2016 г.)
Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.
Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.
В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит рядом. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней. (По К. Паустовскому)
Грамматическое задание.
1) Обозначьте грамматическую основу в выделенных предложениях, начертите их схему.
2) Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
(06.05.2016 г.)
Вариант 1
1.
1) «А видел ли слона? Каков собой на взгляд?
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» -
«Да разве там он?» - «Там». -
«Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
2) «Послушай-ка, дружище. Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
3) «Расселись, начали квартет, он все-таки на лад нейдёт».
2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
1) Родители радуются спортивным успехам сына.
2) Мы гордимся своей школой.
3) Я несколько раз улыбнулся, читая это письмо.
3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу .
1) Цветы (не, ни) поливали, и они засохли. – Увядшие розы вновь (не, ни) расцветут, как (не, ни) поливай их.
2) Кто (не, ни) принимал участия в читательской конференции. Все остались довольны. – Кто (не, ни) принимал участие в конференции, очень сожалел об этом.
3. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
4) Путники шли безостановочно. Дорога была утомительна. (как ни)
5) Он не отказывался помочь мне. Я обращался к нему за помощью. (когда бы ни)
5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы .
1) Какая (то) сила бесшумно влекла его куда (то). (А. П. Чехов).
2) Песня над домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою.
3) Порой не (то) дрёма, не (то) забытье овладевали ими (А.П. Чехов).
4) А зачем же было самой (то) трудиться?
5) Кайся, да опять за (то) не принимайся (Поговорка).
6.
1) Дождь сейчас (же) перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце.
2) Мать усмехнулась, Николай то (же) сконфуженно улыбнулся
3) Ветер неожиданно начинал шуметь в голых акациях и так (же) неожиданно затихал.
4) Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.
5) Как (бы) ни был мал дождь, он всегда вымочит до нитки.
7. Закончите предложения :
1) Узнают (ли) меня друзья, когда ……
2) Этот пример решается так (же), как ……
3) Что (бы) такое сделать, что (бы) порадовать….
8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства .
1) Скоро придёт долгожданная весна. (вопрос, сомнение)
2) Весна – чудесное время года. (усиление, радость)
3) Ели кажутся лиричными. (выделение, отрицание)
9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
11) Бабушка говорила убедительно и просто .
12) Я просто ослеп от весеннего солнца.
Контрольная работа по теме «Частица»
(06.05.2016 г.)
Вариант 2
1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
2) «Какой-то смолоду Скворец так петь щеглёнком научился,
Как будто бы щеглёнком сам родился?»
3) «Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит….»
4) «И тут же выпустил на волка гончих стаю».
2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием .
1) Ребята восхищаются видом падающих звезд.
2) Собеседник согласился с моим мнением.
3) Я отвечу на это письмо.
3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
1) Сколько бы (не, ни) читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. – Сколько я еще (не, ни) прочитал Пушкина!
2) Все хвалили бригадира, кто бы с ним (не, ни) работал. – Кто (не, ни) работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми.
4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо .
1) Нельзя злоупотреблять спортивными упражнениями. Спорт полезен. (как ни)
2) Всюду восхищались игрой наших артистов. Они выступали за рубежом. (где ни)
5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.
1) Не видали вы настоящих-то плясуний. (М. Горький)
2) Соня то (же) держалась за его руку и вся сияла. (Л. Толстой)
3) На заре Петя почувствовал, что кто (то) тянет его холодной рукой. (В. Катаев)
4) Что не складно, то и не ладно. (Пословица)
5) То ветер поднимется буйный, то вал зашумит штормовой. (А. Прокофьев).
6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.
1) Дней через пять мы с отцом пришли опять на то (же) место. (И. Тургенев)
2) Охота не удалась. Обед в поле под палаткою так (же) не удался. (А. С. Пушкин)
3) Что (бы) домоседы мне не пели, я все равно за город укачу. (С. Васильев)
4) На то и щука в море. Что (бы) карась не дремал. (Пословица)
5) Как (же) мне быть?
7. Закончите предложения :
1) Как (бы) не растеряться, когда….
2) Могу (ли) я отказаться, если сам…..
3) Все были в окопах, командир так (же)….
8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.
1) Скоро придет долгожданная весна. (усиление, радость)
2) Быстро растет снег. (сомнение, вопрос)
3) Небо какое голубое, высокое. (указание, усиление)
9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение .
20) Маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально .
21) От усталости путники буквально валились с ног.
Русский язык. 7 «А» класс
2015 – 2016 учебный год.
Контрольный тест за год.
(16.05.2016 г.)
1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.
1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.
2. В каких предложениях на месте обоих пропусков пишется НН?
1) Дно в запруде чистое, песча...ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа...ый сухим желтым песком.
2) Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума...ыми прямыми полосами свет и дли...ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю.
3) Электрические лампочки, подвеше...ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще...ый квадрат двора.
4) Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза...а запряжё...ая в пролетку серая в пятнах лошадь.
3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.
1) От уха к уху бежит по цепи шёпот переданный от передового.
2) Распорядитель охоты разводит и ставит на, обозначенные им, номера участников охоты.
3) После выстрела, прозвучавшего в лесу одиноко, зверь опустился на снег.
4) Задневавший в долине, шакал выскочил из-под наших ног и стрелою помчался в горы.
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)решённая, а списанная задача
2) (не)причёсанный ребёнок
3) (не)умытое лицо
4) (не)выученные правила
5. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я?
1) беле...щий парус
2) вер...щий в справедливость
3) дремл...щий щенок
4) бре...щийся человек
6. Укажите предложение с сочинительным союзом:
1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.
2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.
3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы.
4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.
7. В каком наречии пропущена буква О?
1) насух...
2) досух...
3) досыт...
4) искос..
8. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.
1) надеть плащ...
2) суп горяч...
3) невтерпёж... сидеть
4) увлеч...ся спортом
9. Какое слово пишется через дефис?
1) (по) немногу
2) (по) прежнему
3) (в) двоем
4) (по) просту
10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО.
2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО.
3) В городе было НЕСПОКОЙНО.
4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи.
11. Укажите частицу.
1) тоже
2) ни
3) когда
4) несмотря на
12. В окончании какого причастия пропущена буква И?
1) в строящ...мся цехе
2) у плещущ...гося моря
3) в рокочущ...м шуме
4) с выдающ...мся ученым
13. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:
1) Было тихо, в окно веяло запахом накаленных крыш. (Ю.Бондарев)
2) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора.
3) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра.
4) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон.
14. Найдите предложение с причастным оборотом.
1) Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
2) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
3) Море гладко выковано из синего металла.
4) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок .
15. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:
1) услышать – услышанный;
2) застрелить – застрелянный;
3) понять – понятый;
4) засеять – засеятый;
5) запаять – запаянный
16. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:
1) Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.
2) Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
3) Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.
(после изучения темы «Причастие»)
Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открыл ась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.
Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной. Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. За ними слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, Громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху. (120 слов.) (По А. Куприну.)
«5» -
«4» -
«3» -
«2» -
Задания к диктанту
1.
Разберите по членам предложения.
1 В.: Перед глазами гостей... II. В.: На одном ее Конце...
2. Укажите состав слов.
1 В.: усыпанная, восьмигранным, освещенной II В.: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые
3. Произведите морфологический разбор причастий.
1 В.: окружившие II В.: замаскированные
4. Озаглавьте текст.
Д/з: 1) повторить орфограммы причастия;
2) упр. 128, 129. После урока анализа и работы над ошибками проверка домашнего задания - упр. 132 (анализ текста - устно); упр. 133 (письменно).
«5» -
«4» -
«3» -
«2» -
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
(7 ч + 2 ч развития речи)
При изучении деепричастий задачей учителя является формирование у учащихся умения выделять в речи деепричастия, отличать их от глаголов и причастий, выработка навыка выделения деепричастий и деепричастных оборотов на письме, из орфограмм основной является правописание не с деепричастиями. При кажущейся простоте темы учитель должен знать, что неверное употребление деепричастий дает большое количество грамматических ошибок: не всегда учащиеся понимают, что деепричастие обозначает добавочное действие того же предмета, действие которого обозначает и глагол; при образовании деепричастий путают вид. («Возвращаясь домой, меня застиг дождь». «Учив уроки, я потратил много времени на математику».) Вместе с тем умение пользоваться деепричастиями необходимо: они делают речь более точной, лаконичной, помогают передать множество действий, избегать однообразия синтаксических конструкций.
Урок 1. ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ
(ДЕЕПРИЧАСТИЕ как ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА).
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Ц е л ь:
знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.
1. Работа с текстом (записанным или воспроизведенным через проектор на доске).
Тетерев сел на самом вepxy, где сук сосны и сук ели сложились, как
мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин.)
Объясните орфограммы и знаки препинания.
Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте.
(Красавец тетерев.) - Определите стиль текста, назовите его приметы. (Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое... Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул... Сравнение: как мостик...)
Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (Имена прилагательные - эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы - передать действие тетерева.)
I . Объяснение нового материала.
Какие действия совершает тетерев? (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул; устроившись - устроился на мостике; завидев солнце - завидел солнце; показав белье - показал белье.)
Являются ли эти слова глаголами? Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них? От каких слов зависят?
! Эти слова обозначают действие, но у них: 1) нет привычных окончаний глаголов, 2) они не изменяются.
Учащиеся сравнивают: устроившись, стал расцветать - устроившись, расцвел, устроившись – расцветает.
Ребята, это д е е п р и ч а с т и е ; наша цель - познакомиться с грамматическими особенностями деепричастий.
Вывод 1. Деепричастия не изменяются.
Какое действие главное, основное?
(Устроившись, стал расцветать.)
Вывод 2. Деепричастия - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Какое действие главное в последнем предложении? Какие - добавочные? Какова грамматическая основа этого предложения? Как поставить вопрос к деепричастию? Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? - Когда? Как?)
Завидев солнце над болотными, жалкими клочками, подпрыгнул.
(Когда завидел солнце...) (Что сделав? Когда?)
Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
Как называется причастие с зависимым словом?
Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми словами?
Вывод 4 и правило: деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда в ы д е л я ю т с я за п я т ой.
Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.
III . Работа с § 30.
Что еще вы узнали о грамматических признаках деепричастия? (Вопрос ч т о Д е л а я? - несов. Вида, вопрос ч т о сделав? - сов. вида.)
IV. Найдите в тексте причастия и причастный оборот, выпишите их с определяемым словом.
Почему они не выделяются здесь знаками препинания?
V. Упр. 134.
Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями.
Называют деепричастные обороты.
VI. Упр. 135.
Учащиеся должны найти предложение с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопрос задания.
VII. Объяснительный диктант.
Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, СКОJJЬЗНУВ по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей... .
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. (М. Пришвин.)
Над деепричастиями напишите два вопроса:
1) как к форме глагола (что сделав?);
2) как к члену предложения (как? когда?).
Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
VIII. ! При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.
Можно ли сказать?
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А. Чехов.) (Кто подъезжал? Что слетело?) Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне...
Подходя к лесу, мне стало холодно.
Читая строки романа, создается впечатление...
(Кто читает? Что создается?) (Д. Э. Розенталь.)
IX . Упр. 136. (Исправить ошибки - устно.)
Д /з: § 30, 31, с тремя примерами из поэтического текста; упр. 138.
Урок 2. Знаки препинания в предложениях
с деепричастиями и деепричастными оборотами
Цель урока:
формирование навыка выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов.
I . Проверка д/з
Рассказ о деепричастии с примерами, подобранными из поэтических произведений. (Из стихотворения «Берёзка» С.Есенина, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, «Догорел апрельский светлый вечер» И. А. Бунина.) 2-3 примера записать.
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая... (И. Бунин.)
2. Проверка упр. 138 (по цепочке).
II . Синтаксический разбор предложения.
Мерцалов свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип,
занесенных снегом, опустился на низкую садовую скамейку.(А. Куприн.) (Простое, повеств., невоскл., двусост., полное, распр., осложнено однородн. членами и дееприч. оборотом.)
-Когда выделяется запятыми причастный оборот?
-Когда выделяется запятыми деепричастный оборот?
-Выделяется ли одиночное причастие?
-Выделяется ли одиночное деепричастие?
II I . Комментированный диктант.
Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывалсн кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цеПJlННСЬ за другие ветки. Кто-то шел по аллее. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил: «Вы позволите здесь присесть?» (А. Куприн.)
(Над деепричастиями пишем вопрос
ч т о с д е л а в? ч т о делая?)
IV . Упр. 141.
V. Учащиеся образуют от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия.
сомневаться (сомневавшийся; сомневаясь);
отдохнуть (отдохнувший; отдохнув, отдохнувши устар.);
снять (снявший; сняв, снявши: Снявши голову, по волосам не плачут);
понять, принять, увидеть, заметить, обидеть.
VI. Упр. 140 (l-е, 2-е предложения - коллективно; 3, 4, 5-е самостоятельная работа).
Упр. 142 (индивидуальные задания на доске).
Д /з: § 30, 31 (свои примеры записать в тетрадь);
УРОК 3. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ
Ц е л ь:
познакомить учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами.
1. Проверка домашнего задания.
1. Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами.
Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.
2. Взаимопроверка упр. 139.
3. В это время учащиеся выполняют индивидуальные задания: производят синтаксический разбор предложений, расставляют знаки препинания и вставляют орфограммы.
1) Поб. .жали по деревенск..м улицам бурливые, к. .ричневые, св..ркаlOщие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..ыЙ пух. (А. Куприн.) 2) Впереди обыкновенно бежал свесив набок дли. .ыЙ роз. .выЙ язык белый пудель Арто остриж..ыЙ наподобие льва. у перекрес(?)ков он ост. .навливался и м. .хая хвостом вопросительно оглядывался назад. (А. Куприн.)
II . Запись в столбик глаголов с объяснением их правописания с не.
Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.
III . Объяснение нового материала.
Учитель сообщает тему урока и правило правописания не с деепричастиями.
Учащиеся образуют от данных выше глаголов (см. п. II) деепричастия и записывают их во второй столбик.
IV. Тренировочные упражнения.
Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.
2. Индивидуальные задания на доске: раскрыть скобки, расставить знаки препинания - упр. 146 карточка
1) Гром грохотал (не)переставая. (к. Станюкович.) 2) Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. 3) В саду за окнами (не)умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки. (А. Чехов.) 4) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей полз (не)жалея сил (не)отдыхая. (Б. Полевой.) 5) (Не)помня себя от восторга я побежал домой. (с. Акимов.)
Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя, lасеяли поле, (не)засеяв поле, (не)законченная работа, (не)законченная мною, (не)закончив работу.
Класс в это время записывает под диктовку предложения с графическим комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов.
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую
девочку, как на всякую ползающую тварь.
Ничего не_видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому
чёрному пню. Лось ее и за человека не_считает.
Девочка ползла по болоту, не_поднимая вверх головы. И так она
приолзла к горелому пню... (М. Пришвин.)
Упр. 145. Учащиеся выбирают не с деепричастиями, объясняют правописание слова нетронутая.
Урок 4. ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Ц е л ь:
знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.
I. Повторение изученного по вопросам.
Что называется деепричастием?
Каким членом предложения являются деепричастия?
В чем деепричастие сходно с глаголом, чем от него отличается?
II . Объяснение нового материала.
Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид.
(Сообщение темы урока и его цели.)
Работа с материалом § 33. Заполнение таблицы:
Деепричастие
несов. вид -а(-я) что делая? уча
сов. вид что сделав?
III . Тренировочные упражнения.
1.Упр. 148 (устная орфоэпическая работа).
2.Упр. 149 по группам.
1 группа выполняет задание учебника.
2 группа составляет предложения с образованными деепричастиями.
3-я группа составляет текст.
Индивидуальное задание: выписать на доске слова с пропущенными буквами, сгруппировав по орфограммам, обозначить орфограммы и условия их выбора.
3. Из данных на доске слов учащиеся выписывают деепричастия и определяют их вид; затем выписывают глаголы и причастия.
(Не)задумываясь, (не)торопится, (не) бе..ПОКОЯСЬ, (не) навидя, (не)будучи, (не)разб..рается, (не)спеша, (не)несу, (не)сбросив, (не)мог, (не)ра..стилаясь, (не)истовствовать, (не)топча, (не)хочет(?)ся, (не)напуганы, (не)зная, (не)доумевая, (не) покрытые головы, (не) распечата. .ое мною, (не)вида..ыЙ, (не)жалея.
4. Выпишите деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся, определите вид деепричастий, обозначьте суффиксы.
1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
-.- -.-.-.-.-.-.
Лошадку ведет под уздцы мужичок...
В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!
2) Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему
Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем. (Н.Некрасов.)
Внимание! Действия, добавочное и основное, происходят одновременно.
Д/з: § 33; упр. 151; словарные слова на с. 69-70.
УРОК 5. ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
Ц е л ь:
знакомство со способами образования деепричастий совершенного вида, формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.
1.
Проверка домашнего задания.
1) Самопроверка упр. 151.
2) Проверка учителем графического обозначения суффиксов деепричастий и деепричастных оборотов.
II
.
Работа с данным на доске текстом.
Павлик оглянулся. Он был один. Жизнь,успоко..ная его (не)подвижностью, вновь ра. .цвела и зак. .пела вокруг него. Пропл. .вали разн. .цветные, нежно пульсирующие медузы. М. .лькали рыбы, св. .ркая ярк.. красками. Почти (не)слушая зоолога, Павлик с зам..рающ.. сердцем сл. .дил за каждой тенью, появлявш. .ся вдали, в зелен.. сумр. .ке.
(Г. Адамов.)
Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните графически выбор орфограммы.
Выпишите 1) Х, прич. + завис. сл. 2) глаг., деепр. + за-
вис. сл.; 3) деепр. + завис. сл., глаг.
Определите вид глаголов и деепричастий. Над деепричастием надпишите вопрос к форме глагола (ч т о д е л а я?).
III . Учащиеся образовывают от глаголов, встретившихся в тексте, деепричастия
Какого вида эти деепричастия?
Запись темы и способа образования деепричастий.
Делается вывод об образовании деепричастий совершенного вида:
Оглянулся – оглянувшись - оглянуться
Расцвела – расцветши – расцвести – с//т - расцвет
Закипела - закипев - закипеть
IV. Чтение § 34.
Что еще вы узнали об образовании деепричастий совершенного вида? (Могут образовываться с помощью суффиксов -а, -я от основы простого будущего времени.)
V. Тренировочные упражнения.
1. Задание по группам с последующей проверкой.
l-я группа - упр. 152. 2-я группа - упр. 153. 3-я группа - упр. 154.
2. Диктант «Проверяю себя» с обозначением вида и суффиксов деепричастий.
Рыбы-попугаи висели головами вниз, тихо шевеля серовато-фиолетовыми, в нежных красноватых пятнах хвостами, окаймленными белой полосой. Выше Павлик заметил трех крупных рыб, окруженных небольшой стайкой сине-полосатых губанов. Ему показалось, что губаны вцепились в них со всех сторон и хотят разорвать на части. Но, приглядевшись, Павлик закричал, не удержавшись от смеха: «Парикмахерская! Рыбья парикмахерская!»
Что за мир изображен писателем Г. Адамовым?
(Подводное царство.) - Какое впечатление произвел он на мальчика, опустившегося на дно Саргассова моря в новом скафандре? Вот как пишет
Раскрыв рот от восхищения, забыв и страх и одиночество, Павлик смотрел кругом, ослепленный чудесным зрелищем, машинально отвечая на вопросы зоолога.
Выпишите из этого предложения деепричастные и причастные обороты с главным словом.
Обобщите полученные знания о деепричастиях.
Д/з: § 33, 34; упр. 155.
УРОКИ 6, 7. РАЗВИТИЕ РЕЧ И.
СОЧИНЕНИЕ С ОПИСАНИЕМ ДЕЙСТВИЯ
Ц е л ь:
показать роль деепричастий в сочинении с описанием действия.
Возможные варианты уроков (по выбору учителя).
1 вариант - сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (Упр. 161).
(См.: Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику 5-6 классов / Сост. М. Т. Баранов.- М., 1986.- С. 219-221.) 2 вариант - сочинение по личным впечатлениям: «Как мы играли в футбол»; «Как мы победили в соревнованиях по... ».
(Использовать в качестве рабочего материала упр. 159, 160.)
3 вариант - изложение с элементами сочинения.
НИВА
Нынешним летом снова довел ось мне побывать в степном Заволжье. Просторы здесь - глазу упереться не во что. Колыхнется под ветром чуткая нива, замрут на мгновение упругие колосья, и вдруг разом встрепенется и словно ринется к сверкающему горизонту неоглядная шелестящая волна.
На полевой стан угодил я под самый обед. День был жаркий -струилось марево. Под нехитрым навесом рассаживались усталые, запыленные люди. Но разговор шел веселый, с прибаутками и смехом.
Год выдался добрый, и от щедрот его теплела душа.
Поодаль стояли примолкшие комбайны. Но одна машина еще громыхала и, покачиваясь в пыли, грузно волочилась вдоль кромки покоса.
Я зашагал туда. Пока подходил, Владимир Иванович Минаков заглушил мотор и выбрался из кабины. Нет, он не выбрался, он буквально выкарабкался из нее.
Весь почерневший, потный, с головы до ног облепленный колючими ворсинками половы, стоял передо мной смертельно усталый человек.
Без малого сорок лет трудится он на этой краснокутской земле.
Ну, здравствуйте... - выдохнул он смущенно и шагнул к бочке с водой.
Зачерпнув доверху полуведерный ковш, отпил, не отрываясь, чуть не половину, остальную плеснул на себя. И сразу окутался облачком - это солнце накинулось на влагу, и, казалось, рубаха дымится.
Такая была жара. И в такую вот жару, пообедав торопливо, надо было снова забираться в пышущую огнем кабину и снова весь день напролет крутить под этим ошалелым солнцем до блеска натертый ладонями штурвал.
Так достается хлеб... (И. Тобольский.)
(Текст из книги П. Ф. Ивченкова «Обучающие изложения.
5-9 классы». М., 1995.) Дополнительное задание:
Какими изобразительными средствами он пользуется, раскрывая ее? Как использует деепричастные обороты?
Знаете ли вы, как достается хлеб? Доводилось ли вам видеть труд хлеборобов? Как вы к нему относитесь?
Д/з: § 33, 34; упр. 157; словарные слова на с. 69-73.
УРОК 8. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Ц е л ь:
обобщение и систематизация знаний о деепричастии, знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия.
1. Проверка домашнего задания: 1) словарные слова, их значение; с. 69-73; 2) упр. 157.
Прочитайте пары: причастия - деепричастия из записанных предложений; укажите их вид.
Что роднит причастия и деепричастия? Чем они отлича-
Какие у причастия морфологические признаки? Какие - у деепричастия? Обобщите в таблице:
Причастие:
Постоянные:
а) действительное или страдательное б) время в) вид
Непостоянные:
а) полн. - кратк. (страд.) б) род в) число г) падеж
Какой? (Что делающий? Что сделавший?)
Деепричастие:
а) вид б) неизменяемое
Что д е л а я? Что сделав?
II . Морфологический разбор причастия и деепричастия поднявшийся - поднявшись.
III . Учащиеся выписывают из предложений деепричастия, определяют их вид.
1) Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной - всю жизнь. 2) Не давши слова, крепись, а давши, держись. 3) Не бравшись за топор, избы не срубишь. 4) Не учась и лаптя не сплетешь. 5) Поработавши до поту и поешь в охоту. 6) Убегая от дыма, не бросайся в огонь
.
- Восстановите пословицы (устно). (Работа в форме игры «Кто больше запомнил!».)
IV. Вопрос классу: какой закон пунктуации заставляют вспомнить причастия и деепричастия? (Выделение запятыми обособление - при определенных условиях.) (См. схемы с. 36, 39.) - Выпишите деепричастия и деепричастные обороты из строф стихотворения И. А. Бунина.
1) И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
2) И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
3) Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас поклоном.
4) Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
5) Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись
Две чаши, полные огня.
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы Очами, полными огня.
6) Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой.
7) Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле.
И в лес пошла, блестя лиловой
Пятнистой кожей на земле.
V. Анализ предложения, графическое обозначение орфограмм.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
(сложносоч., повеств., невоскл.) - Постройте схему предложения.
[сказ подл], и [подл сказ].
Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов: промчался, спеша, дыша, читая, навестив.
Обобщите знания о морфологическом разборе деепричастия.
V I . Упр. 156. Конструирование предложений с деепричастиями.
Индивидуальное задание выполняется одновременно: слова с пропущенными буквами двое учащихся записывают на доске с графическим обозначением.
Д/з: § 35; повторить § 23;упр. 162; просмотреть карточки «Мои ошибки».
УРОК 9. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Мысль об опере не покидали Глинку. Он знал, что это будет рассказ о Подвиге, о борьбе русского народа с вероломством, насилием. Жуковский напомнил ему об Иване Сусанине. Глинке вспомнилась «Дума» Рылеева. «Да ведь это законченная драматическая сцена»,- подумал он. С этого все началось.
Лучше всего композитору работалось в Новоспасском. В одной из комнат жили птицы: черноголовки, малиновки и даже соловей. Они хлопотливо щебетали, свободно летая по комнате. Глинка, навещая своих питомцев, слушал их пение, а потом шел к себе и долго-долго играл.
Успех был невиданный. Глинку поздравляли, обнимали. Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращенные к нему улыбки. Композитор заметил Пушкина. Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружавшими его. (118 слов.) (По В. Россихиной.)
Задания к диктанту.
1. Разберите по членам предложения:
1 вариант: Выходя на вызовы...; II вариант: Поэт горячо... .
2. Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов.
1 вариант: летая; 11 вариант: навещая.
3. Выпишите 4 слова с разными орфограммами, объясните условия выбора орфограмм.
4. Озаглавьте текст.
НАРЕЧИЕ
(22 ч + 5 ч развития речи)
Наречие - развивающаяся часть речи. Роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. Чем лучше развита устная и
письменная речь наших учащихся, тем больше они употребляют наречий и тем больше подчас допускают ошибок.
Формальный подход учащихся к определению наречия как части речи только по вопросу часто ведет к ошибкам, поскольку в сознании младших школьников вопросы к а к? к а к о й? к ак о в? совмещаются, возникает основание для ошибки в определении слова как части речи.
Само грамматическое значение наречия как части речи, «обозначающей признак действия, качества или предмета» (Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ф. П. Филина.- М., 1979), тоже требует серьезной работы по разграничению наречия и других частей речи: наречия и существительного с предлогом, наречия и имени прилагательного, наречия и деепричастия, наречия и предлога. Трудно осознается учащимися значение «признак признака». Разграничение сравнительной степени качественных прилагательных" и наречий, полностью совпадающих по форме, возможно только в случае четкого представления о семантических, морфологических и синтаксических признаках наречия.
В практике работы следует обратить внимание учащихся на то, что чаще всего наречие обозначает признак действия, сочетаясь с глаголом, и признак признака, сочетаясь с именем прилагательным или другим наречием.
Особенность наречия как неизменяемой части речи требует умения сопоставлять его с изменяемыми частями речи, уже полностью изученными по программе средней школы. Возможным становится рассуждение «от противного» О наречии как части речи, которая «не обладает категориями ни имени, ни глагола» (Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ф. П. Филина.- М., 1979). Учащиеся убеждаются, что наречие не обладает признаками ни склоняемых, ни спрягаемых частей речи.
Важным моментом в изучении наречия как неизменяемой части речи, в овладении навыками правописания наречий является их словообразование. Например, чтобы выяснить, как пишется по-осеннему в предложении По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья (С. Есенин), учащиеся должны: 1) определить лексическое и грамматическое значение слова, его синтаксическую роль, 2) определить часть речи, 3) выяснить способ образования наречия, выделить приставку и суффикс и лишь после этого выбрать написание наречия через дефис. Состав слова и способ его образования важен и для выбора других орфограмм в наречиях (н и нн В наречиях на -о, -е, буквы о и а на конце наречий с приставками uз-, до-, с- и др.).
Правописание многих наречий основано не на логическом рассуждении, а на запоминании, поэтому учитель должен включать в систему упражнений такие, которые развивают орфографическую память.
Учитель должен выработать у учащихся умение разграничивать наречия, краткие причастия и краткие прилагательные для выбора орфограммы н и нн в наречиях на -о, -е (зерно рассеяно - смотреть рассеянно - девочка рассеянна), отличать наречия от существительного с предлогом (начать сначала - с начала урока, тянется понизу - по низу дома). Изучение этой закономерности правописания наречий предполагает умение учащихся сразу видеть имя существительное как часть речи со всеми грамматическими признаками, умение соотнести имеющиеся знания о существительном с новым Лингвистическим явлением, почувствовать смысловое различие существительного и наречия (начать сначала - снова; с начала урока - есть середина, конец).