Паспорт территории в детском саду. Характеристика территории прогулочного участка

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель: Желибо Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - «Детский сад комбинированного вида №53»

Количество детей 24 человека Экологическая ситуация. Местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой. В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно - континентальным климатом. Состояние здоровья детей. В нашей группе дети со 2 группой здоровья. Зеленые массивы. В непосредственной близости к ФБГДОУ не проходит проезжая часть, а находится жилая зона Характеристика территории прогулочного участка. Территория участка ровная. Газоны составляют 22 %, остальная площадь приходится на асфальтовые и песчаные площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы, также имеется песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть мини - спортивная площадка. Растительный мир. На территории участка представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, - что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке не достаточно. Видовой состав деревьев: ель, береза, рябина, дикая яблоня. Кустарники: акация. Вдоль тропинок преобладают полынь, одуванчик лекарственный.

На участке оформлены цветники, где произрастают разные виды многолетних и однолетних цветов: гиацинты, нарциссы, тюльпаны, касатики сибирские (ирисы) разного цвета, пионы, петунья, декоративная цветная капуста, роза, виола, хризантемы, турецкая гвоздика. Животный мир. На территории наблюдаем пролетающих птиц: ворон, воробьев, сорок, ласточек, голубей. ; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами – синицами, воробьями. Многие из них прилетают на кормушку. Почва. На территории участка преобладает натуральный грунт - песок, очень плотный. Привозится речной песок для песочниц. Загрязнение территории. Запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится жилой комплекс и нет дороги. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый. Характеристика здания и помещения. В природном уголке растут комнатные растения: Кливия, примула, бальзамин, хлорофитум, колеус, драцена, спатифилиум, аспидистра, эухариес, алое, толстянка. В живом уголке живут два попугая Оформление. Наглядные пособия, подборка дидактических игр, энциклопедии о цветах, о животных детские работы и поделки из природного материала. Уголок наблюдения за природой и погодой

Экологический уголок: Комнатные растения и паспорт к ним. Природный материал. Макет «Скотный двор» Оборудование для ухода за комнатными растениями. Оборудование и учебные материалы: 1. Микроскоп, лупа, зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, мыло, венчик, взбивалка, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса, магнит. 2. Емкости: пластиковые бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (шишки, семена, ракушки, спилы дерева, бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, пенопласт. Программы и методики. В работе используются следующие программы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программы от рождения до школы» Н. В. Васильевой 2013 г. Используемая методическая литература: О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Москва, 2011 Мозаика-синтез.

Дидактические материалы. Наглядный материал по темам: «Лето», «Сад», «Лес», «Луг», «Осень», «Перелетные птицы», «Огород», «Овощи», «Фрукты», «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Грибы», «Насекомые», «Ягоды». Фотоальбом «Дикие и домашние животные». Альбом «Времена года». Календарь природы. Картотека загадок по темам: «Явления природы», «Животные», «Цветы», «Грибы», «Времена года», «Листья и трава», «Деревья», «Ягоды и фрукты». Познавательные книги, детские энциклопедии о растениях и животных. Раскраски с изображением животных и растений. Конспекты занятий по экологии. Сценарий праздника «Земля – наш дом родной». Красная книга Республики Бурятия (список растений и животных) Конспект занятия «Как живешь мой край родной? Картотека экологических опытов. Экологические игры: Картотека дидактических игр по экологии. «Лекарственные растения», «Кто где живет? », «Чей лист? », «Загадки о животных», «Собери картинку», «Времена года», «Вершки-корешки», «В лесу», «Силуэты домашних животных», «Комнатные растения», «Про кошек и собак» В течение года в группе проходят занятия по экологии с детьми, экологические праздники, викторины как в помещении детского сада, так и на территории.

Выводы и рекомендации: Территория группы ухожена. Растительный покров на территории недостаточно разнообразен, но может неплохо использоваться в целях экологического образования. При подборе видов для озеленения следует соблюдать требования СанПина, не производить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих и вызывающих аллергию кустарников. Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, продолжить уход за цветником. Оформление помещения. Внутреннее оформление группы производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. В целях оздоровления детей необходимо дополнить группу растениями, влияющими на оздоровление детей, длительный и спокойный сон. Профессиональная и методическая база. Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо систематически пополнять картотеки игр, опытов, наглядного и демонстрационного материала по экологии, видеозаписей и аудиозаписей.


Светлана Аксёнова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Колосок»

городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Экологический паспорт

МКДОУ дс "Колосок"

Цели и задачи составления экологического паспорта :

1. Дать оценку экологического состояния района , на территории которого расположено ДОУ.

2. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

3. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ .

4. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

5. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания .

Общая информация об учреждении

Полное наименование : Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Общее количество детей посещающих детский сад - 156

Общее количество персонала - 34

Количество групп - 6 (две ясельные группы :1 младшая, 1 младшая (2) ; вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.)

Кадровый состав МКДОУ : заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физ. воспитанию, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения : Волгоградская область, Камышинский район, г. Петров Вал, улица Камышинская, 45.

Экологическая обстановка в районе , где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. В 400 м от детского сада находится асфальтовый завод, являющийся единственным источником загрязнения атмосферы. Уровень радиационного и шумового фона в пределах нормы.

Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком, в центре жилого массива. Близлежащие промышленные предприятия – асфальтовый завод. Свалки - отсутствуют.

В ближайшем окружении находятся магазин "Магнит", Жилищно-коммунальное хозяйство, частная стоматология, жилые двухтажные дома, частный сектор, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду.

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёных насаждений (кустарники, цветы) .

2. Характеристика территории дошкольного учреждения.

2.1 Общие данные.

Детский сад функционирует с 1985 года. Принадлежал Камышинскому районному производственному объединению по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.

Детский сад-ясли на 140 мест с дневным пребыванием детей в течение 10.5 часов при 5-дневной неделе был передан на баланс Администрации города Петров Вал на основании распоряжения Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.1994г. №344-р "О передаче детского сада-ясли на баланс администрации города Петров Вал"

В 2000 году Петроввальский детский сад "Колосок" был передан в собственность Камышинского муниципального района согласно Постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области № 247-п от 14 июня 2000г. и являлось муниципальным учреждением с приоритетным интеллектуальным направлением.

На основании постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.2011г. №1142-п "Об утверждении Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области в новой редакции" детский сад переименован в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала . Игровые площадки разделены между собой живой изгородью из растений кустарниковых пород (низкорослая ирга) . На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка.

Большая часть территории засажена зелеными насаждениями. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.

По периметру здания разбиты цветочные клумбы. За зданием детского сада -большой огород с грядками, закреплёнными за каждой группой, для выращивания овощей (перец, баклажаны, огурцы, помидоры, свекла, тыква, лук, кабачки, картофель, укроп, петрушка) и клубники сотрудниками детского сада совместно с детьми. Летом 2016 года здесь же появился небольшой сад с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, слива, груша) и кустами смородины.

Подходы к зданию имеют плиточное покрытие.

Вся территория детского сада огорожена металлическим забором высотой 1,5 метра.

За территорией детского сада ведется круглосуточное видеонаблюдение.

2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей . Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия .

Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются.

Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев : тополь, сосна, ель, вяз, ива остролистная.

Фруктовые деревья : вишня, груша, яблоня, слива, ирга.

Кустарники : смородина черная, красная, ирга низкорослая.

Цветы : эшшольция, бархатцы, декоративный лук, многолетние астры-сентябринки, пион, роза, гладиолус, ландыш, лилия.

Уголок лекарственных трав : календула, ромашка, шалфей, подорожник большой, одуванчик лекарственный, мята лимонная (мелисса, мята обыкновенная, мать-и-мачеха, крапива.

На деревьях и кустарниках оседает до 72% частиц пыли, потому зелёные насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.

На территории имеется небольшой искусственный пруд.

Животный мир

На территории детского сада в разное время года встречаются :

птицы : вороны, галки, воробьи, синицы, сороки, грачи, скворцы, ласточки, дятлы, голуби, кукушки;

различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, божьи коровки, пчёлы, осы, шмели, муравьи, пауки, стрекозы, тля.

Таким образом, дети имеют возможность круглый год вести наблюдение за самыми разнообразными представителями местной фауны.

В районе преобладают каштановые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естественным удобрением. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок. Ежегодно весной привозится и обновляется песок в песочницах всех групп.

На игровых площадках грунт плотный, песчаный, вытоптанный до 40%,. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи тех деревьев, где часто играют дети.

Почва клумб, газонов, овощных грядок- рыхлая, мягкая.

2.3. Зонирование территории

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором, который находится в удовлетворительном состоянии. Въезд на хозяйственный двор своевременно закрывается. Шумовой фон умеренный. Вдоль забора по территории детского сада растут деревья, которые защищают ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Вся территория детского сада разделена на зоны- прогулочные площадки для каждой группы, спортивная площадка, хозяйственная зона (огород, молодой сад, уголок лекарственных трав, 2 сарая для хранения с/х инвентаря). На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий. Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра. Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения. Затенённые зоны – прогулочные участки трёх групп.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных) . Металлический забор пропускает пыль, снег, шум. Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1-2 раза в день.

Ветровой режим удовлетворительный, со всех сторон территория детского сада окружена двухтажными зданиями, деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра.

Участок регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. В хозяйственной зоне оборудован мусоросборник, который регулярно очищается службой ЖКХ и вывозится за пределы города.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание кирпичное. Этажность здания : 2.

Помещения ДОУ : шесть групп, физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухня с кладовой, прачечная, служебно-бытовые помещения для персонала.


В приёмной каждой из групп расположен информационный уголок для родителей; стенды, отражающие ОБЖ. В оформлении групповых помещений, лестничных пролётов и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.

Для оформления коридоров используются побелка, плитка, дерево. В группах – побелка, ДВП, синтетические ковры; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Полы в группах покрыты линолеумом.

В помещениях групп существует разделение на зоны : выделены зоны по 5 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-личностное, имеется отдельная зона уголка природы.

Каждая группа имеет отдельную спальную комнату, оформленную в спокойных тонах. Одна стена каждой спальни всех шести групп расписана картинами, способствующими быстрому и комфортному засыпанию детей.


Физкультурный зал оформлен экологически безопасными материалами, всё оборудование проверено на безопасность использования, эстетически оформлено.

При оформлении внутренних помещений использованы : акриловая краска, синтетические ковры.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения : хлорофитум, фикус, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, алоэ, каланхоэ, бегонии. Во избежание несчастных случаев в группах нет кактусов и молочаев.

С целью исключения аллергических реакций у детей в группах не содержатся животные и аквариумные рыбы. Знакомство детей с обитателями уголков природы происходит с использованием макетов "Домашнее подворье", "Дикие животные", "Жители подводного царства", а также применяются иллюстрации и видеоматериал.

Оборудование и учебные материалы : ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, лаборатория, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными , поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.

4.1. Использование воды.

В ДОУ вода поступает из централизованного водоснабжения, которая используется на : приготовление пищи, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта. Загрязнённые стоки уходят в центральную канализацию. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

4.2. Использование энергии.

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3. Отопление

В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей) .

4.4. Отходы.

Отходы в ДОУ делятся на : пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки) ; строительные (обрезки досок, плитка) ; хозяйственные (лампы накаливания, сантехника) ; за день выбрасывается до 20 кг отходов.

4.5. Бытовые химические вещества.

Используемые химические вещества : хлорсодержащие таблетки «Жавель-солид» , хлорамин - используются для дезинфекций и уборки помещений. Также используются стиральные и моющие порошки,сода, туалетное мыло для мытья рук. Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте) .

Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

Воспитательно - образовательная работа с детьми строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения МКДОУ дс "Колосок".

5.1. Используемая методическая литература :

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва. Просвещение. 2002

2. Николаева С. Н. Создание условий для . Москва. 1993

3. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез. 2008

5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007

6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2009

5.2. Дидактические материалы.

Для развития экологической культуры используются :

- дидактические игры : «Что, где растёт» , «С какого дерева листок» , «Что в корзину мы берём» , «Птицы в природе» , "Четвертый лишний", "Найди по описанию", "Собери картинку"

-лото : "Времена года", "Ассоциации", "Растения", "Животные", "Кто где живет?"

Атлас, глобус, компас;

Видеоматериал,

Календари наблюдений;

Коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток;

Конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации, художественному творчеству;

Картотеки игр, наблюдений, опытов;

Консультации для родителей и педагогов;

Мини-лаборатории для детского экспериментирования.

В течение года в детском саду проходят занятия по экологии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические викторины как в помещении детского сада, так и на его территории. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.

Родители воспитанников активно участвуют в конкурсах : «Благоустройство территорий и игровых участков» ; «Уголков природы и предметно-развивающей среды» . «Каждой пичужке – по кормушке» ; «Скворечник» ; «Посади деревце и цветок» .


Считаем, что МКДОУ «Колосок» достаточно серьёзно решает проблемы экологического воспитания детей . Территория детского сада хорошо ухожена. Растительный покров на территории разнообразен и целесообразно его использование в целях экологического образования . Значительная часть газонов засеяна культурной газонной травой (заменены сорные виды на газонные злаки) . Отдельные группы сорных растений оставлены для проведения наблюдений и опытов. При подборе видов растений для озеленения учитывались заброшенные и вытоптанные участки. Год от года расширяется видовой состав культурных растений, расширяются цветники; увеличивается количество лекарственных растений, злаковых культур; заложен молодой сад.

Транзитный проход через детский сад запрещен. Задняя калитка закрывается на ключ, что предотвращает появление посторонних лиц на территории ДОУ, препятствует вытаптыванию газона, повреждению деревьев и растений.

Своевременно (1 раз в год) заменяется песок в песочницах.

Рекомендовано : продолжать озеленение территории детского сада. Наиболее полно использовать заброшенные и вытоптанные участки, расширять цветники; продолжить уход за огородом, увеличить состав овощей; регулярно вскапывать почву вокруг ряда деревьев, продолжать работы по расширению и облагораживанию молодого сада. Активно привлекать детей к работам в саду, цветнике, на огороде, прививая таким образом привычку и желание трудиться.

Привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.


Цели и задачи экологического паспорта 1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования. 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. 3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды. 4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории. 5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ. 6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ. 7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания. 8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию. 1. Экологическая ситуация района. 1.1.Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Марий Эл, г. Йошкар- Ола, улица Чехова д.45. Детское дошкольное учреждение 70 располагается в комсомольском микрорайоне города Йошкар-Ола, где нет промышленных предприятий, гаражей, свалок. Грунтовые и поверхностные воды находятся близко. В радиусе 500 м отсутствуют крупные транспортные магистрали. Район зеленый. С восточной стороны в 700 м протекает река Малая Кокшага. Радиационный фон в пределах нормы.


1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.. ДОУ 70 расположено в спальном районе, внутри квартала с северной стороны расположена улица Чехова, являющаяся второстепенной, с малым транспортным потоком. С восточной стороны расположен жилой дом, с южной стороны общежитие, с западной стороны жилой сектор. Расстояние от домов до территории ДОУ 15 м и более, что соответствует норме. В 500 м от садика расположен парк, где можно организовать экологическую тропинку, провести экскурсию и оздоровительную прогулку с детьми. В радиусе 500 м отсутствуют промышленные предприятия, свалки, оживлённые транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения.


Характеристика территории учреждения 2.1. Общие данные ДОУ 70 построено в 1976 году. Площадь участка 5940 м 2. Здание ДОУ построено на месте жилых домов частного сектора. Территория обнесена забором, вдоль забора – посадки деревьев и кустарников, что составляет двойную защиту территории от шума. Территория хорошо озеленена и обустроена. Более 50% территории покрыта зеленым ковром, а это составляет 2200 м 2. На одного ребёнка приходится более 20 м 2, при норме 7,5 м 2. Вокруг здания разбиты цветники, где растут многолетники и однолетники, что увеличивает зеленый покров территории, и защищает здание от пыли и шума. Игровые площадки приспособлены для игр и прогулок детей. Территория площадок для ясельного возраста покрыты травяным покровом и имеет площадь 400 м 2 в т. ч. на одного ребёнка 26 м 2 при норме 5 м 2. Площадка для детей садовского возраста более половины покрыты зеленым покровом. Все участки отделены друг от друга живой изгородью, кустами сирени и спиреи. Площадь зеленых насаждений в пересчете на одного ребенка составляет 30 м 2. На каждом участке есть теневой навес: оборудование изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. 70% территории под растительностью. 20% под асфальтом 10% оголенных участков. Это создает улучшение здоровья детей. Радиационный фон в пределах нормы. Территория защищена то ветра и шума со всех сторон домами, деревьями, забором. На территории стоят контейнеры для мусора, расположенные от здания на расстоянии 25 метров, которые регулярно вывозятся на свалку города. Территория ДОУ 70 регулярно очищается от мусора, который вывозится на свалку. Территория ДОУ защищена от шума, пыли, радиации, что способствует укреплению здоровья. Растут тополя, береза, липа, клены, рябина, сирень, боярышник, спирея. Почвы естественные, суглинистые. На территории часто можно встретить синиц, воробьев, голубей, ворон, галок, сорок, а в зимнее время свиристелей и снегирей. Из насекомых живут муравьи, кузнечики, жужелицы; прилетают стрекозы, бабочки, за которым дети устанавливают наблюдения и выбирают объекты для всевозможных исследований. По территории проходит экологическая тропа, где проводятся наблюдения за лекарственными растениями; одуванчиком, мать-и-мачехой, подорожником, ромашкой аптечной, фиалкой трехцветной, календулой, маргариткой.


Характеристика здания Площадь здания 1506 м 2. Здание двухэтажное, построено из материалов разрешенных Минздравом. Групповые комнаты большие, уютные - богаты комнатными растениями. Оборудованные группы соответствуют росту ребенка и изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. В каждой группе есть свой живой уголок, где много комнатных растений. В группах младшего и среднего возраста растут: фикусы, герань, бегония, традесканция, аспидистра, лигуструм. В старших группах растут: хлорофитум, амариллис, комнатный виноград, камнеломка, узумбурская фиалка, плющ, кливия. Все это способствует улучшению здоровья детей. Коридоры, зал спортивный и музыкальный оформлены материалами разрешенными Минздравом. Это в основном бумага, дерево, комнатные растения. Все помещения хорошо вентилируются и освещаются.


Влияние учреждения на окружающую среду. Дошкольное учреждение в среднем расходует 10, 75 м 3 воды в сутки, в том числе горячей 2, 25 м 3 на одного ребенка. Вода используется для приготовления пищи, гигиенические цели, поливки. Питьевая вода поступает из подземных источников. Загрязненные стоки уходят в канализацию. Неисправные трубы и краны своевременно ремонтируются. За воду платит ДОУ. Использование энергии. Учреждение в месяц потребляет 2400 квт. Энергии. Плату осуществляет ДОУ. Энергия поступает с ТЭЦ. Освещенность групп 244 люкс при норме 240 люкс. Используются лампы дневного света и лампы накаливания.


Отопление. В помещении паровое отопление. Расход тепла на отопление ккал/час. В холодный период помещение хорошо утепляется. Температура в помещении регулируется путем проветривания. Температура в игровых, в спальне, в туалете Относительная влажность воздуха 52-54% при норме 40-55%. Отходы. В среднем за день выбрасывается пять ведер отходов. В летнее время отходов выбрасывается больше. Преобладают непищевые отходы. Отходы вывозятся на свалку. Учреждение оплачивает утилизацию. Упаковочные отходы для оформления помещений не используются.


Химические вещества. Бытовые химические вещества В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для: * уборки помещений (Ди – хлор) * мытья посуды («Ника») * чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок») *мытья рук (туалетное мыло) *уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ * стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло). Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части. Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.


Профессиональная и методическая подготовка. В ДОУ 70 используются программы Н.Рыжовой « Наш дом-природа » и С.Н Николаева « Юный эколог ». Детей знакомим с окружающим миром, охраной природы на занятиях, на экскурсиях, во время прогулок. В дошкольном учреждении имеется каталог литературы, которую можно использовать для экологического образования детей и родителей. Богат дидактический материал, где немалая роль отводится охране окружающей среды, который знакомит детей: с растениями, грибами, лекарственными растениями, насекомыми, земноводными, рыбами, птицами, млекопитающими. В ДОУ разрабатывается экологический проект, где будет глубже осуществляться работа по охране природы, окружающей среды, экологическому воспитанию детей и родителей.

В известняковом карьере

Экологический паспорт

2016 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Страховская средняя общеобразовательная школа

имени В.Д.Поленова» (дошкольные группы)


301003, Тульская область, Заокский район, поселок Ланьшинский, ул.Школьная, д.1 Телефон:8-487-343-38-36

Общее количество детей, посещающих дошкольные группы в 2016 г - 24, по проекту – 42.

Общее количество персонала - 18 человек.

Количество разновозрастных групп - 2.

Кадровый состав дошкольных групп: старший воспитатель, воспитатели - 3 человека, помощники воспитателей - 3 человека, музыкальные работники - 1 человек, инструктор по физкультуре – 1 человек.

    3.3. Кабинет природы

    В школе оформлен центр познавательной деятельности, в котором есть опытнический центр, оборудованный всем необходимым материалом и оборудованием для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и неживой природы. В нем имеется центр воды и песка. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, дидактические пособия, природные карты России и мира, глобус, микроскопы, в том числе электронный. Есть все необходимое для разведения комнатных и садовых цветов. Кабинет природы оснащен необходимым оборудованием для ознакомления детей с природой:

    В обеих группах стоят различные комнатные растения, представляющие собой многообразие формы растения, листьев, цветов. Наиболее распространенные растения в группах: фикус Бенджамена и каучуконосный, африканская лилия, сингониум, хойя, лиственные бегонии, плющ, гибискус, традесканция, пеларгония.

    3.4. Историко-краеведческий музей

    Огромным подспорьем в решении экологических задач воспитания является школьный историко-краеведческий музей у чреждения, в котором собраны прекрасные образцы ископаемых организмов, минералов, много фотографий и другого наглядного материала о родном крае и странах мира. Экспонаты музея неизменно вызывают у детей любого возраста большой интерес. Руководитель музея – историк с большим опытом педагогической и краеведческой работы и энтузиаст. Постоянные экспозиции музея:

    • Коллекция палеонтологических окаменелостей

      Коллекция полезных ископаемых

      Историческая флора и фауна Заокского района

      Предметы быта русского народа



    4 . Влияние ДОУ на окружающую среду.

    Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии. Поддерживая территорию школы и вокруг него в надлежащем порядке, мы тем самым задаем ориентиры всему поселку.

    4.1. Использование воды.

    В школе используется вода из местной скважины, которая расходуется на приготовление пищи и питья, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта, полив клумб и огорода. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт. Для экономии воды при поливе клумб и грядок с помощью родителей поставили под крышей школы бочки для сбора дождевой воды.

    4.2. Использование энергии.

    В школе используются экономлампы и лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня. Экономится электроэнергия и за счет больших пластиковых окон, за счет стеклянных дверей центрального входа.

    4.3. Отопление

    В школе существует собственная модульная котельная, поэтому мы можем регулировать температурный режим по своему усмотрению.

    4.4. Отходы.

    Отходы в школе делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 8 кг отходов. Часть упаковочной тары, стройматериалов идет на вторичную обработку для изготовления реквизита и поделок.

    4.5. Бытовые химические вещества.

    Санитарно-гигиеническая обработка помещений учреждения осуществляется с использованием кальцинированной соды, «Санитарный», «Прогресс», хлоросодержащим дезинфицирующим средством «Жавелар, имеются памятки по использованию данных средств. Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, унитазов). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами, тараканами и насекомыми производится районной СЭС на договорной основе. Для обеззараживания помещений групп используется облучатель.

    5. Профессиональная и методическая подготовка

    5.1. Программы, методики, дидактические материалы.

    В дошкольных группах работает опытный коллектив воспитателей (бывших педагогов) и специалистов, которые используют в своей работе основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, которая построена в соответствии с требованиями ФГОС. Основная общеобразовательная программа: " От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В работе по экологическому воспитанию как вариативной части нашего учебного плана используем программу С.Николаевой «Юный эколог».

      Для реализации задач экологического развития детей в ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение. Литература разделена на 3 раздела: методическая литература, литература для детей, литература для родителей. Имеется необходимое количество дидактических пособий для занятий познавательной деятельностью. Методические и дидактические пособия постоянно увеличиваются за счет приобретений воспитателей, подарков родителей и за счет собственноручного изготовления.

    5.2. Организация профессиональной и методической подготовки педагогических кадров.

    Педагоги дошкольных групп постоянно повышают свой профессиональный уровень, в том числе по вопросам экологического образования дошкольников.
    Повышение педагогического мастерства в ДОУ проходит в разных формах: через семинары, педсоветы, консультации, дистанционные курсы, сайты интернета, методические пособия. Воспитатели, бывшие учителя общеобразовательной школы, широко образованные сотрудники.

    5.3. Основные направления работы.

    С детьми в течение года проводятся экологические занятия, ежедневные наблюдения на прогулках. Дети ухаживают за растениями, животными (у нас живет виноградная улитка, волнистый попугайчик, водная черепаха, морская свинка, декоративный кролик), весной выращивают рассаду на цветники, сажают лук-репку, семена гороха, высаживают рассаду цветов на клумбы, поливают посадки, собирают на зиму траву питомцам, зимой подкармливают птиц и белок. Некоторые проекты долговременные, длятся весь год (например, проект по выращиванию цветов на клумбах «Цветущая красота своими руками»), тем самым дошкольники всех возрастов принимают посильное участие в создании красивой территории, обучаются приемам работы с землей, семенами и цветами, учатся бережному отношению к живому.

    6. Работа с родителями.

    Родители принимают участие в подготовке праздников и выступают в качестве актеров, участвуют в выставках, изготавливают кормушки для птиц и белки, скворечники, украшают территорию деревянными изделиями. Так, в течение 2014 – 2015 года мы получили в дар 3 кормушки, 5 деревянных грибков и 4 стула, 3 скамейки. В 2015 сотрудниками школы и родителями был построен домик и вывешены 2 скворечника. Есть очень активные родители, постоянно взаимодействующие с воспитателями, которые снабжают группы пособиями, игрушками, посадочным материалом и т.д., тем самым оказывая необходимую материальную помощь. В 2015 году родители приняли участие в проекте «Народный бюджет-2016» по устройству новой дорожки на территории школы.


    7. Выводы.

    Растительный и животный мир территории дошкольных групп и прилегающей территории в поселке Ланьшинском очень разнообразен и используется в целях экологического образования. Необходимо продолжить окультуривание территории школы. важной задачей представляется замена ограждения школы.