Отношение человека к здоровью закономерности тенденции. Психологические концепции отношения к здоровью в различных социальных группах

Отношение к здоровью - одно из центральных понятий социологии здоровья, одно из фундаментальных оснований системы ценности личности, комплекс мотивов, связывающих личность с обществом, культурой.

Ученые определяют «отношение к здоровью» как сложившуюся на основе имеющихся у индивида знаний оценку собственного здоровья, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья. Но данное определение относится только к одной из трех ипостасей «отношения к здоровью. А именно - «отношению индивида к здоровью». Кроме того, «отношение к здоровью» может быть рассмотрено на уровне общества и на уровне группы. «Отношение к здоровью на уровне общества» - это система мнений и социальных норм, соответствующих в обществе по поводу здоровья и выраженных в действиях, направленных на изменение состояния общественного здоровья на различных уровнях управления». «Отношение к здоровью на уровне группы» объединяет в себе черты предыдущих определений, поскольку специфика данного вида отношения заключается в трансляции индивиду сложившейся в обществе системы социальных норм и мнений, но с учетом реальной индивидуальной оценки здоровья членами группы.

Структура понятия отношение к здоровью» включает в себя: 1) оценку состояния здоровья; 2) отношение к здоровью. Как к одной из основных жизненных ценностей; 3) деятельность по сохранению здоровья .

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде. Первое направление отражает традиционные аспекты медицины - профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Отношение к здоровью - результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относится состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида - носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционными является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.

Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение общества к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Если уже три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества, отношение к здоровью группы, отношение индивида к здоровью.

По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью.

По формам проявления - позитивное, нейтральное, негативное.

По степени адекватности принципам ЗОЖ: адекватное, самосохранительное и неадекватное, саморазрушительное.

Отношение к здоровью индивида включает:

Самооценку индивидом собственного состояния здоровья;

Отношение к здоровью как к жизненной ценности;

Удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом;

Деятельность по сохранению здоровья.

Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива) включает:

Оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов;

Сложившееся социальные нормы отношения к здоровью;

Реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы;

При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы.

Существует традиционное разделение всех показателей на негативные (заболеваемость, инвалидность, смертность и т.п., которые положены в основу стратегии органов здравоохранения) и позитивные (поступки индивида, ведущего здоровый образ жизни, доля в популяции здоровых лиц, государственные мероприятия по развитию физической культуры). Поскольку здоровье сегодня изучается преимущественно посредством негативных показателей, которые характеризуют отклонения в здоровье, то в связи с ростом значимости здоровья как общественного и индивидуального богатства в новых социально-экономических условиях со всей очевидностью встала проблема разработки позитивных показателей, которые, по мнению Е.Н. Кудрявцевой, отражают «позитивную сторону диалектического единства «здоровье-болезнь», присущего человеку как социально-биологической целостности, и характеризуют возможности человеком)коллективом, населением) полноценно выполнять свои социальные функции, динамично изменяется во времени и в пространстве и завесит от множества характеристик (пол, возраст и т.п.)» Важным аспектом проблем здоровья является его самооценка.

Самооценка здоровья - это оценка индивидом своего физического и психологического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: 1) регулятивная, 2) оценочная, 3) прогностическая.

Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия - своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический стресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обуславливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психологического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей.

Институты формирования отношений к здоровью: государство.

Важным критерием отношения государства к здоровью населения являются финансовые затраты на здравоохранение. Характерной тенденцией изменения этого показателя является то, что в последние годы государство все в большей степени перекладывает расходы по данной статье бюджета на плечи населения. Другим показателем финансовой обеспеченности сферы здоровья является степень развития материальной базы учреждений спорта, отдыха, досуга. Наряду с официальной педагогикой и здравоохранением развивается наука о здоровье здорового человека – валеология. «В практике современного российского образования в различных его звеньях появился новый предмет "валеология", который определяет себя в качестве науки о здоровье и здоровом образе жизни. Его введение, по мнению самих валеологов, обусловлено возникшей в настоящее время необходимостью защиты детей от влияния неблагополучной экологической среды, информационных перегрузок и некоторых других факторов, ведущих к ухудшению физического и психического здоровья, к нервным стрессам и отрицательным эмоциям. Учебные программы по валеологии содержат в достаточно большом объеме положения оккультного мистицизма, теософии, антропософии, Агни-Йоги, Крита-Йоги, дианетики. По мнению религиоведов, наука валеология содержит положения оккультно-мистического антихристианского движения New Age (Нью Эйдж; Новый Век), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения. Авторы учебных программ по валеологии к традиционным для России религиозным конфессиям, особенно к Православию, относятся крайне враждебно, но при этом в больших объемах рекламируют различные оккультные практики. В валеологических учебниках можно встретить и резкую критику, направленную в адрес учителей, которые не используют в своей практике методы нетрадиционных религий. К примеру, один из главных разработчиков программ по валеологии, Татарникова Л.Г., сетуя на то, что в школах не применяются программы дианетики Рона Хаббарда, обвиняет учителей в некомпетентности, утверждая, что "педагоги продолжают не понимать или не могут понять, что ставят под угрозу будущее страны, ее генофонд". В "Открытом письме" 139 ведущих российских ученых министру образования Филиппову В.М. содержится заключение, что "валеология во многом представляет собой изложение идеологии "Нью Эйдж" ("New Age", "Новое время", "Эра водолея", "Новый век"), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения". Ученые указали также, что валеология является "неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несет в себе угрозу национальной безопасности государства". Таким образом, валеология, активно внедряющаяся сегодня в систему российского образования, целенаправленно охватывает все стороны человеческой жизни: физическую, психическую, интеллектуальную и нравственную - и фактически является орудием духовной интервенции, информационным оружием, направленным на разрушение традиционных национальных ценностей и создание общества, построенного по оккультно-мистическим схемам. По своему содержанию, методологии, целям и задачам она остается чуждой принципам и духу отечественной педагогики, которая всегда утверждала необходимость тесной связи образования и нравственного воспитания личности, была нацелена на формирование в человеке ответственности за каждый свой шаг и умения четко различать добро и зло. На сегодняшний день действительно существует опасная тенденция проникновения в образовательную среду научно не обоснованных и оккультных учений, лженаучных "оздоровительных" программ и технологий, которые носят деструктивный характер для личности и общества в целом. Назрела необходимость в скоординированной деятельности представителей науки, практической педагогики, медицины в деле сохранения, укрепления и формирования физического и духовного здоровья подрастающего поколения. http://miryanin.narod.ru/valeologija.html

Р. А. Березовская
Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» - одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции зачключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исз следователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указа? ные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волево компоненты отношения соответствуют выделяемым в современн психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнити ной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение о ладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысл вых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:

  • внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
  • внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
  • социологические исследования общественного здоровья;
  • изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
  • валеологические исследования.
Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы1 не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
Цель занятия. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 16.1).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожя луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
  1. - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
  2. - не согласен, это не важно;
  3. - скорее не согласен;
  4. - не знаю (не могу ответить);
  5. - скорее согласен, чем нет;
  6. - согласен, очень важно;
  7. - абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-ннбудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
  • когнитивной;
  • эмоциональной;
  • поведенческой;
  • ценностно-мотивационной (табл. 16.1).
Анализ результатов проводится на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:
  • каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
  • анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
  • каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Таблица 16.1
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены проти- оложные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
  • на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
  • на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
  • на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терми-j нальных), степень сформированное™ мотивации на сохранение iукрепление здоровья.
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) использует ся процедура контент-анализа:
  • при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемост: (% от общего числа опрошенных);
  • в случае индивидуального опроса результаты конкретного исп туемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, пре, ставленными в табл. 16.2.
Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения человека к своему здоровью, оказались следующие:
  1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настрой нием (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).
Таблица 16.2
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
Вопрос Варианты ответов Количество ответов, %

Как бы вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье
Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность) 32
Когда оно есть, не замечаешь 23
Отсутствие болезненных ощущений 21
Гармония физического и психического 17
Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах 15
Это жизнь (полная и активная), вкус к жизни 12
Основа (базис) всей деятельности человека 12
Когда не задумываешься, что это такое 12
Радость, счастье 10
  1. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хорошее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).
  1. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).
  2. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье - это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
  3. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).
По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотиваци-онном уровнях.
Контрольные вопросы
  1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?
  2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?
  3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?
Приложение 16.1 ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.
nbsp;

1.1.
Счастливая семейная жизнь
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.2.
Материальное благополучие
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.3.
Верные друзья
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.4.
Здоровье
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.5.
Интересная работа (карьера]
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.6.
Признание и уважение окружающих
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.7.
Независимость (свобода)
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
nbsp;

2.1.
Хорошее образование
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.2.
Материальный достаток
1

2

3

4

5

6

7 |
nbsp;

2.3.
Способности

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.4.
Везение (удача)

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.5.
Здоровье

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.6.
Упорство, трудолюбие

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.7.
«Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)

2

3

4

5

6

7
nbsp;

3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?




4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
4.1
Средства массовой информации (радио, телевидение)

1

2

3

4

5

6

7
4.2.
Врачи [специалисты)

1

2

3

4

5

6

7
4.3.
Газеты и журналы

1

2

3

4

5

6

7
4.4.
Друзья, знакомые

1

2

3

4

5

6

7
4.5.
Научно-популярные книги о здоровье

1

2

3

4

5

6

7

5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
5.1.
Качество медицинского обслуживания

1

2

3

4

5

6

7
5.2.
Экологическая обстановка


2

3

4

5

6

7
5.3.
Профессиональная деятельность


2

3

4

5

В

7
5.4.
Особенности питания


2

3

4

5

6

7
5.5.
Вредные привычки


2

3

4

5

6

7
5.6.
Образ жизни


2

3

4

5

6

7
5.7
Недостаточная забота о своем здоровье


2

3

4

5

6

7
5.8
Другое

1

2

3

4

5

6

7

6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?
nbsp; nbsp;
6.1.
Я спокоен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.2.
Я доволен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.3.
Я счастлив


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.4.
Мне радостно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.5.
Мне ничего не угрожает


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.6.
Мне это безразлично


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.7
Ничто особенно не беспокоит меня


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.8.
Я чувствую уверенность в себе


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.9.
Я чувствую себя свободно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.10.
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:
nbsp; nbsp;
7.1.
Я спокоен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.2.
Я испытываю сожаление


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.3.
Я озабочен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.4.
Я испытываю чувство вины


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.5.
Я расстроен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.6.
Мне страшно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.7.
Я раздражен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.8.
Я чувствую себя подавленно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.9.
Я встревожен и сильно нервничаю


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.10.
Мне стыдно

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.
nbsp; nbsp;
8.1.
Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.2.
Придерживаюсь диеты

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.3.
Забочусь о режиме сна и отдыха

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.4.
Закаляюсь

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.5.
Посещаю врача с профилактической целью

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.6.
Слежу за своим весом

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.7.
Хожу в баню (сауну)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.8.
Избегаю вредных привычек

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.9.
Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.10.
Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.11.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
nbsp; nbsp; nbsp;
9.1.
В этом нет необходимости, так как я здоров(а)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.2.
Не хватает силы воли

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.3.
У меня нет на это времени

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.4.
Нет компании (одному скучно)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.5.
Не хочу себя ни в чем ограничивать

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.6.
Не знаю, что нужно для этого делать

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.7.
Нет соответствующих условий

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.8.
Необходимы большие материальные затраты

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.9.
Есть более важные дела

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.10.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;

10. Если вы чувствуете недомогание, то:
nbsp; nbsp; nbsp;
10.1
Обращаетесь к врачу

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
10.2.
Стараетесь не обращать внимания

1

г

3

4

5

6

7 1
nbsp; nbsp; nbsp;
10.3.
Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта

1

г

3

4

5

6

7 1
nbsp; nbsp; nbsp;
10.4.
Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
10.5.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;

Благодарим за помощь!
Рекомендуемая литература
Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.
Березовская Р. А., Никиф

На протяжении всей истории существования человека его отношение к своему здоровью определялось в способности к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения.

В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мистическими представлениями. Так, в первобытнообщинном строе эти представления обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом жизни, факторами среды, целебными и оздоравливающими свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.

В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание оздоровительных систем, таких, например, как китайская «Кон-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюр-веда» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.). В частности, стройная система оздоровления существовала в Древней Спарте, где занятия физическими упражнениями предписывались и строго контролировались государством, являясь обязательными для всех граждан. Высокий уровень физического здоровья спартанцев до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.

Знакомство с основными положениями перечисленных систем показывает, что основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления.

Следовательно, культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества. Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.

Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровыми. Хорошо известно, что в древней и современной традиционной медицине Востока и Южной Америки используются многочисленные лекарственные средства из растений и органов животных не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения здоровья.

Еще по теме Отношение человечества к здоровью в историческом аспекте:

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РОССИЯН К ЗДОРОВЬЮ
  2. Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров-преподавателей
  3. Исторические аспекты идеологии непрерывного управления качеством в производстве услуг
Глава 12. ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья. Ко второй половине XX в. в причинах смертности перестали господствовать острые, преимущественно инфекционные заболевания, их сменили гораздо более сложные по своей природе и трудно поддающиеся лечению хронические заболевания. Известный специалист в области восточной натуропатиче-ской медицины доктор Дипак Чопра считает, что для современного человека болезнь – это вопрос не необходимости, а выбора: природа не навязывает нам бактерии или вирусы, вызывающие сердечные приступы, диабет, рак, артрит или остеохондроз, они являются следствием неверных действий человека
59
Э. Гюан и А. Дюссер ввели в оборот понятие «болезни цивилизации», подчеркивая, таким образом, что многие болезни, широко распространенные в настоящее время, обусловлены особенностями образа жизни человека в современном обществе. Они выделили 4 категории таких заболеваний:
1.
«Болезни загрязнения» (следствие техногенной деятельности индустриальных цивилизаций: отравление почвы, воды, атмосферы).
2.
«Болезни истощения» (результат физического и нервно-психического переутомления человека).
3.
«Болезни потребления» (нарушение режима и структуры питания, употребление веществ, вызывающих химическую зависимость, злоупотребления лекарственными препаратами).
4.
«Болезни обратной инадаптации» (вызванные рассогласованием биологических и социальных ритмов жизнедеятельности человека).
Поскольку с каждым годом доля вышеназванных болезней в общей картине заболеваемости растет, еще в начале 1970-х гг. в большинстве западных стран был осуществлен радикальный концептуальный переход в политике охраны здоровья населения от рассмотрения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию их первичной активной роли в создании условий, способствующих сохранению здоровья. Эта новая политика, получившая название Health promotion
60
, сводилась, главным образом, к стимулированию ориентированного на сохранение здоровья поведения в сочетании с широкой системой соответствующих организационных, экономических, экологических и медицинских мер поддержки.
В России прогрессивные ценности, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населения пока не осознает, они еще не вошли в их культуру и деятельность. Так, например, результаты массового опроса, проведенного в Санкт-Петербурге
61
, свидетельствуют о том, что большая часть респондентов (54 %) склонна приписывать ответственность за свое здоровье в основном внешним, не зависящим от них самих, обстоятельствам жизни. И только около 25 % опрошенных в ответ на вопрос: «От чего в большей степени зависит состояние вашего здоровья?» – отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья.
Интересно, что на другой вопрос анкеты, заданный в безличной форме: «Кто несет ответственность за здоровье человека?», около 50% респондентов убежденно ответили, что именно сам человек, а не государство, врач или семья. Можно предположить, что так называемый двойной стандарт в оценке значимости личных усилий человека в сохранении здоровья объясняется тем обстоятельством, что многие люди, в целом отдавая себе отчет в собственной ответственности за свое здоровье, считают, что в современных условиях внешние обстоятельства жизни, которые они не в состоянии контролировать (экономическая нестабильность, экологические проблемы), ограничивают
59
Чопра Д. Идеальное здоровье
60
Promotion в пер. с англ. – обеспечение, продвижение.
61
Браун Дж., Русинова Н. Л.
Санкт-Петеребурга / Отв. ред. Б. М. Фирсов. - СПб., 1996. - С. 132-159.

их способность влиять на собственное здоровье.
Таким образом, отношение к здоровью вполне может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено психокоррекцион-ное воздействие специалиста, работающего в области психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения человека к своему здоровью. А концепция «психология отношений», в свою очередь, может быть выбрана как теоретико- методологическая основа изучения здоровья человека, так как отношение к здоровью, с одной стороны, является отражением индивидуального опыта человека, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение.

Концепция «психология отношения»
«Психология отношений» как концепция зародилась в начале XX в . в школе В. М.
Бехтерева. Ее первые штрихи были набросаны А. Ф. Лазурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Рассматривая личность как биосоциальный организм, А. Ф. Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию
62
. Другой важной стороной он считал отношение личности к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и др.). Он придавал отношениям особое значение в достижении душевной гармонии личности, под которой понимал разносторонность, полноту и согласие психических функций человека. Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем
«психология отношений» развивалась Владимиром Николаевичем
Мясищевым, в творчестве которого представлена вершина разработки идеи отношений в отечественной психологии. Таков один из выводов, к которому приходит Е. В. Левченко, завершая свое обстоятельное исследование истории психологии отношений
63
Одно из ключевых положений разработанной В. Н. Мясищевым концепции формулируется так: сущностью личности является отношение к действительности. А категория «отношения» – одно из центральных понятий концепции. При психологическом анализе личность, целая и неделимая по своей природе, предстает перед исследователем как система отношений; а отношения, в свою очередь, выступают как структурные первоэлементы личности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» . Другими словами, отношения рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Психологические отношения могут быть описаны и проанализированы с помощью трех компонентов, выделенных В. Н. Мясищевым, а именно эмоционального, познавательного и волевого. Следует отметить, что названные компоненты отношения соответствуют в современной психологии выделению трех сфер психического: эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Компоненты отношения не являются составными частями, элементами, входящими в их структуру. Понятие «компоненты отношения» отражает возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах .
В соответствии с теоретической концепцией отношение – плод индивидуального опыта и образуется по механизму временной связи. Все компоненты тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на формирование каждого из них в отдельности. В литературе нет единодушного мнения относительного того, в какой последовательности формируются вышеназванные уровни в процессе индивидуального развития. Результаты ряда исследований позволяют предположить, что их формирование происходит, с одной стороны, параллельно, а с другой стороны, на каждом этапе жизнедеятельности человека какой-то
62
Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Л., 1925.
63
Левченко Е. В. История психологии отношений: Автореф. дис.... докт. психол. наук. – СПб., 1995.

уровень выходит на первый план и играет решающую роль для определения особенностей двух Других, видоизменяя и развивая их.
Для анализа категории отношения также важно учитывать фактор времени.
Рассмотрение отношения в проекции на ось времени представляет собой рассмотрение становления и динамики отношения. Возникшее в процессе индивидуального развития человека отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется на основе нового жизненного опыта. Так как каждое отношение возникает и развивается в единстве с другими отношениями, то при изменении одного отношения меняются и все другие.
Изменчивость отношения личности – это правило, а не исключение. В то же время следует обратить внимание на то, что изменчивость различных по содержанию отношений весьма не одинакова. Отношения могут быть устойчивые и неустойчивые, варьируя от моментальной ситуативной лабильности до высокой стабильности. Но стабильные отношения могут быть и инертно стойкими. Отношения, входящие в поверхностные слои структуры личности, в той или иной степени непрерывно изменяются.
А чем ближе к ядру личности, тем отношения более статичны и неподатливы к изменениям в окружающей среде и во внутреннем мире человека. Важно отметить, что изменения этих глубоких отношений личности, если они происходят, вызывают значительные изменения и в других отношениях.
Отношения выступают как внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения в той или иной области (по аналогии с психологическим механизмом самооценки), а следовательно, их изучение выявляет потенциальный план личности, ее систему внутренних механизмов поведения. Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза: по мере накопления социального и профессионального опыта регулирующая функция отношения совершенствуется. Так, по мнению В. С. Мерлина, человек проявляет себя как личность лишь в процессе осуществления сознательно поставленных целей и активного воздействия на окружающий мир. При этом индивидуальные способы действия по реализации каких-либо целей всегда обусловлены активными отношениями личности. Они проявляются в каждой индивидуальной черте характера и индивидуальном стиле деятельности человека. Если отношения как свойство сознания в целом не нарушены, то это уже само по себе позволяет человеку оставаться личностью, даже в случае поражения его основных психических процессов. И напротив, деформация отношений сознания в целом неизбежно ведет к дезинтеграции личности, даже если при этом особенности психических процессов остались в норме. Личность может деградировать или измениться, если изменяется ее отношения к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволяет личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать, в конечном счете, поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений.
В настоящее время концепция «психология отношений» довольно широко применяется в различных областях психологических исследований: общей психологии, социальной психологии, психологии развития, медицинской (клинической) психологии, психотерапии. Названная концепция может быть использована и как теоретико- методологическая основа исследований в области психологии здоровья, так как проблема отношений имеет непосредственную связь с обеспечением психического здоровья и надежности личности.

Отношение к здоровью
Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Отношение к здоровью – один из элементов самосохранительного поведения.

Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотиваци-онно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.
Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Мотивационно-поведенческий
компонент
определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Наряду с ним используются такие термины (или концепты), как
«убеждение», «установка», «внутренняя картина здоровья» и др. Это отражает, с одной стороны, растущий интерес к данной проблематике, а с другой – многообразие принципов и путей исследования и неустойчивость концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. Все это вполне естественно для нового, интенсивно развивающегося исследовательского направления, каким является в настоящее время психология здоровья .
Остановимся более подробно на сравнении двух наиболее часто встречающихся в литературе понятий: «отношение к здоровью» и «внутренняя картина здоровья».
Последнее было предложено В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983 г. по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В. А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой
– как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно- позитивном стремлении к его совершенствованию .
Таблииа 12.1
Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношение к здоровью» и
«внутренняя картина здоровья»
Концепция «Отношение к здоровью»
«Внутренняя картина здоровья»
Когнитивный компонент: знания о здоровье,
осознание его роли и влияния на основные функции и жизнедеятельность человека в целом, понимание основных факторов риска и антириска.
Рациональная
сторона:
совокупность представлений, умозаключений и мнений человека о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и укрепления здоровья.
Эмоциональный компонент: чувства, эмоции и особенности переживания состояния здоровья и ситуаций, с ним связанных.
Чувственная
сторона:
эмоциональные переживания и комплекс ощущений,
формирующие общий эмоциональный фон здорового человека.
Основные структурные компоненты
Поведенческий
компонент:
особенности поведения, пособствующие адаптации или дезадаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды, а также выработка стратегии поведения, связанной с изменением состояния здоровья.
Моторно-волевая
сторона:
совокупность усилий, стремлений и конкретных действий человека, направлен-ных на достижение субъективно значимых целей.
Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношения к здоровью» и «внутренней картины здоровья», представленный в табл. 12.1, позволяет рассматривать их как синонимичные. Однакр в теоретическом плане, как нам представляется, предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности. Отношение к здоровью, по сути,

интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье , осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности.
Отношение к здоровью – один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью – адекватного и неадекватного – практически невозможно.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:
на когнитивном уровне – степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антирис ка, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятель ности и долголетия;
на эмоциональном уровне – оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
на мотивационно-поведенческом уровне – высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены; соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.
Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия – с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. Попытаемся ниже раскрыть их содержание.
Потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или
по мере утраты. Здоровый человека не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания . В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения . Он верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья.
Действие механизмов психологической защиты, цель которых – оправдание
нездорового поведения. В сфере здоровья наиболее распространены такие виды психологических защит, как отрицание и рационализация. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я совершенно здоров»). Рационализация в основном используется для оправдания неадекватного отношения к здоровью на поведенческом уровне.

появляется «мода» на здоровье, но нет попыток поставить задачу сохранения и укрепления здоровья в долгосрочной перспективе как государственную проблему.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что коррекция неблагоприятных особенностей того или иного отношения, как известно, – длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности: в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе.
Формирование отношения к здоровью – процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован 2 группами факторов:
внутренние факторы: демографические (в том числе пол, возраст, национальность), индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья;
внешние факторы: характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек.
Рассмотрим более подробно, как некоторые из них влияют на отношение к здоровью.
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью
Тендерные особенности отношения к здоровью. Говоря о влиянии пола на формирование и проявление отношения к здоровью, мы будем использовать термин
«гендерные особенности». Использование данного термина при описании особенностей отношения к здоровью не только правомерно, но и необходимо, так как оно подчеркивает прежде всего социокультурную, а не биологическую обусловленность различий между мужчинами и женщинами.
Данные многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствуют
0
том, что на протяжении нескольких десятилетий в экономически развитых странах, в том числе и в России, увеличивается разрыв в средней продолжительности Жизни мужчин и женщин, который в настоящее время достигает 10 лет и более.
Известно, что на состояние здоровья оказывают влияние следующие факторы: экологическая обстановка, социально-экономические условия (в том числе качество медицинского обслуживания), генотип (или врожденные особенности организма), а также образ жизни. Остановимся на них более подробно: непосредственное влияние социально-экономических условий жизни как фактора, детерминирующего здоровье и продолжительность жизни населения по полу, маловероятно, так как современный уровень развития общества характеризуется ростом благосостояния населения, улучшением культуры быта, постоянно совершенствующимися медицинскими знаниями и услугами для всех людей независимо от их половой принадлежности; влиянию окружающей среды мужчины и женщины, проживающие в одном регионе (стране, городе), подвергаются также в одинаковой степени; биологическое преимущество женского организма, по данным разных исследователей, колеблется (или составляет) от 1,5 до 2,5 года; остается искать объяснение в действии психологических факторов, к которым с полным правом можно отнести и отношение к здоровью.
В чем же заключаются основные отличия отношения женщин к своему здоровью и мужчин? Прежде чем приступить к их рассмотрению, хотелось бы отметить, что, несмотря на бытующее мнение о «противоположности» полов, в отношении к здоровью между мужчинами и женщинами больше сходств, чем различий. Как для тех, так и для других характерно расхождение между нормативными представлениями о здоровье и здоровом образе жизни, с одной стороны, и реальным поведением – с другой.
Анализ тендерных различий начнем с рассмотрения особенностей самооценки.
Данные многочисленных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что у

женщин наблюдается более высокая самооценка здоровья по сравнению с мужчинами .
Так, оценивают свое здоровье как «хорошее» 48% женщин и 30% мужчин; как «плохое» –
4 % женщин и 10 % мужчин. Следовательно, мужчины в целом более пессимистично оценивают состояние своего здоровья.
Другой общепринятый и экспериментально доказанный факт: терминальная ценность здоровья у женщин выше, чем у мужчин: высокая ценность здоровья характерна для 50 % мужчин и 65 % женщин. Названные различия, кажущиеся на первый взгляд незначительными, становятся более явными при сравнительном анализе иерархий терминальных ценностей, который показывает: доминирующая потребность в системе терминальных ценностей женщин – здоровье, а мужчин – работа (карьера). Здоровье как ценность в системе терминальных ценностей мужчин находится лишь на третьем- четвертом месте. При этом инструментальная ценность здоровья у мужчин выше.
Следовательно, можно предположить, что они в большей степени склонны жертвовать своим здоровьем ради профессиональной карьеры, готовы «сгореть на работе»; это отражает существующие социокультурные нормы.
Несмотря на то что здоровье как ценность занимает достаточно высокое место в иерархии индивидуальных ценностей как мужчин, так и женщин, для тех и других характерен в целом достаточно низкий уровень активности поведения, направленного на сохранение и укрепления здоровья. Однако следует отметить, что отношение женщин к своему здоровью более деятельно и в большей степени соответствует требованиям здорового образа жизни: они раньше начинают заботиться о своем здоровье, уделяют больше внимания правильному питанию, чаще обращаются к врачам в профилактических целях, а также реже практикуют вредные для здоровья привычки. А у мужчин, особенно молодых, из-за ложного понимания мужественности часто наблюдается тенденция принимать и реализовывать программу жизни, которая в будущем ухудшает (или подрывает) их здоровье. Следуя культурным стереотипам «мужского» поведения, они ведут себя в соответствии с принципом «лучше прожить меньше, но в свое удовольствие».
В ситуации ухудшения самочувствия как мужчины, так и женщины в большинстве случаев предпочитают самостоятельно принимать меры для поправки своего здоровья.
Но есть и некоторые различия: женщины в случае недомогания более склонны обращаться к помощи неспециалистов (друзей, знакомых, родственников), а для мужчин более характерно не обращать внимания на недомогание, т. е. реагировать по принципу отрицания.
Интересные тендерные особенности обнаруживаются при анализе эмоций,
возникающих в связи с ухудшением состояния здоровья. Как для мужчин, так и для женщин в такой ситуации наиболее характерны озабоченность, расстройство и сожаление.
Чем же отличаются переживания мужчин и женщин? Статистически значимые различия заключаются в том, что в случае ухудшения здоровья у женщин уровень тревожности увеличивается, а у мужчин, наоборот, снижается. Женщины более чувствительны к изменениям своего самочувствия, они чаще испытывают чувство страха, узнав об ухудшении своего здоровья, а мужчины более спокойно относятся к ухудшению своего здоровья. Возможно, что полученные результаты связаны с социально одобряемыми стереотипами мужского и женского поведения, в соответствии с которыми мужчина должен всегда быть сильным и ничего не бояться, а женщина вполне может позволить себе слабость.
Подводя итоги рассмотрения тендерных особенностей отношения к здоровью, можно отметить следующее: в целом для женщин характерен более высокий уровень адекватности отношения к здоровью по сравнению с мужчинами.
Влияние возраста на отношение к здоровью. Как известно, психическое отношение
– это динамичное личностное образование, которое претерпевает определенные изменения в процессе жизнедеятельности. Следовательно, вероятно, существуют некоторые закономерности развития отношения к здоровью в зависимости от возраста человека. В специальной литературе представлено описание подобных закономерностей,

но только в связи с отношением к болезни. Так, утверждается, что отношение к болезни имеет тенденцию меняться от недооценки в молодом возрасте к адекватному пониманию ее в зрелом, переоценке в пожилом и вновь недооценке в старческом возрасте
64
Возможно, что отношение к здоровью претерпевает схожие видоизменения. Рассмотрим некоторые из этих особенностей более подробно.
Прежде всего необходимо отметить, что существует возрастная динамика значимости
здоровья. Представители среднего и особенно старшего поколения чаще всего отводят ему приоритетную роль. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему- то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической составляющей. В их понимании не находит должного места роль психического и социального здоровья.
Одна из наиболее ярко выраженных возрастных закономерностей заключается в следующем: существует обратная зависимость между возрастом и уровнем ответственности за сохранение своего здоровья. Так, например, в возрастной группе до 35 лет около 25% опрошенных связывают состояние своего здоровья преимущественно с внутренними (личностными) характеристиками. По мере увеличения возраста респондентов индекс ответственности снижается
65
. Другими словами, для молодых людей характерна внутренняя ориентация сознания в объяснении возникающих проблем со здоровьем, а для лиц старшей возрастной группы, наоборот, – внешняя.
Интернальность/экстернальность в сфере здоровья характеризует уровень развития чувства личной ответственности человека за состояние своего здоровья (самочувствия). В первом случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности, он считает, что может управлять ими, и, следовательно, чувствует свою собственную ответственность за эти события. Во втором случае человек полагает, что происходящее с ним – это действие внешних сил (случая, других людей и т. д.); он не видит связи между своими собственными действиями и теми событиями, которые с ним происходят.
Есть основания полагать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека и играет важную роль в формировании отношения к здоровью.
Что касается возрастных особенностей поведения, связанного со здоровьем, то важно учитывать тот факт, что от возраста во многом зависит степень регулярности заботы человека о своем здоровье. Так, в первой половине жизни (до 30 лет) она обусловлена, главным образом, сформированностыо потребности в самосохранении, а во второй половине – фактическим состоянием здоровья. После 30 лет забота о здоровье становится в большей степени вынужденной и связанной с необходимостью поправлять «плохое» самочувствие.
Возраст и самооценка здоровья находятся в обратной зависимости. Так, например, с возрастом увеличивается количество негативных самооценок и уменьшается количество положительных. Причем рубеж, на котором происходит «скачок» в ухудшении состояния здоровья, – это примерно 35 лет, доказательством чего могут служить существенные различия в самооценке здоровья между возрастной группой 30-34 года и группой 35-39 лет (табл. 12.2). Значит, при планировании профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, данной возрастной группе необходимо уделять повышенное внимание.
Таблица 12.2
Распределение оценок состояния здоровья по возрасту
Самооценка состояния здоровья
Возраст
Хорошее
Удовлетворительное
Плохое
Не знаю
30-34 37,9 41,4 3,4 17,2 64
Квасенко А. В., Зубрев Ю. Г. Психология больного. – Л.: Медицина, 1980.
65
Браун Дж., Русинова Н. Л. Социокультурные ориентации сознания и отношение к индивидуальной ответственности за здоровье, автономности пациента и медицинскому патернализму // Качество населения
Санкт-Петеребурга/Отв. ред. Б. М.Фирсов - СПб., 1996. - С.132-159.

35-39 14,0 67,4 7,0 11,6
Таким образом, можно заключить, что с возрастом отношение к здоровью приобретает более противоречивый характер. Так, с одной стороны, по мере увеличения возраста ценность здоровья (как терминальная, так и инструментальная) возрастает, а с другой стороны, уровень поведенческой активности, направленной на его поддержание и укрепление, снижается. В то же время снижение уровня интер-нальности в области здоровья является результатом действия психологических механизмов защиты, направленных на маскировку истинных переживаний, связанных со здоровьем.
Влияние профессиональной деятельности на отношение к здоровью. Отношение к здоровью современных руководителей или менеджеров имеет свои особенности.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что управленческая деятельность в настоящее время характеризуется большим количеством стрессоров: оперирование большим объемом информации; необходимость принимать решения в условиях дефицита времени; груз ответственности; постоянное нервно-психическое напряжение; конфликты с подчиненными и вышестоящим руководством; ненормированный рабочий день, гиподинамия и т. д. Установлено также, что среди менеджеров широко распространены такие психосоматические заболевания, как хронические головные боли, бессонница, расстройства пищеварения; кроме того, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Несмотря на все вышесказанное, здоровье руководителей, по данным зарубежных исследований (в основном), подчиняется так называемому классовому градиенту, т. е. всегда лучше, чем у других сотрудников организации. А внимание к профессиональному здоровью руководителей обусловлено, таким образом, не худшим его состоянием по сравнению с другими работниками, а тем, что даже незначительное нарушение нервно- психического здоровья оказывает существенное влияние как на эффективность функционирования (или жизнедеятельности) организации в целом , так и на благополучие отдельных ее сотрудников. Следовательно, умение заботиться о своем здоровье – как физическом, так и психическом – может рассматриваться сегодня как профессионально- важное качество Менеджера, обеспечивающее высокую эффективность управленческой деятельности. Под эффективностью профессиональной деятельности в данном случае имейся в виду не только высокая производительность и качество труда, но и их соотношение с теми усилиями, которые человек затратил для достижения результата. А ситуация, когда «ценой» профессионального успеха становится здоровье, не Может считаться нормой современной жизни.
Перейдем непосредственно к рассмотрению особенностей отношения к здоро- в
ью современных руководителей.
На когнитивном уровне отношения к здоровью для современных руководителей характерно достаточно адекватное представление о здоровье. Так, результаты ранжирования факторов, оказывающих влияние на здоровье, таких как экологическая обстановка, образ жизни, профессиональная деятельность и качество медицинского обслуживания, в основном совпадают с общепринятой точкой зрения по этому вопросу.
Наиболее существенное влияние на состояние здоровья, по мнению менеджеров, оказывает образ жизни, а наименее важное – качество медицинского обслуживания.
Следует отметить, что для менеджеров характерно однобокое представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья. С одной стороны, они имеют вполне адекватное представление о факторах, оказывающих негативное влияние на профессиональное здоровье, а с другой – представление о факторах, способствующих его поддержанию и укреплению, у них практически отсутствует. Установлено:
Негативное влияние на здоровье оказывают, прежде всего, такие особенности управленческой деятельности, как эмоциональное напряжение, дефицит времени, груз ответственности, а также ненормированный рабочий день.
Результаты экспериментальных исследований в области изучения управленческих стрессов в целом подтверждают полученные данные.
Позитивное влияние на здоровье руководителей оказывают такие особенности

управленческой деятельности, как возможность самостоятельно планировать свою деятельность и проявлять инициативу, возможность пользоваться служебным положением, а также способность получать удовольствие (или радость) от выполняемой работы.
Для поддержания здоровья, как считают руководители, необходимо регулярно заниматься спортом или физическими упражнениями (26%), правильно питаться (18%), беречь нервы (12%), избегать вредньгх привычек (10%). Таким образом, нормативные представления менеджеров о здоровом стиле жизни в целом соответствуют современным представлениям о поведении, связанном со здоровьем.
Выявлено также, что среди источников информации о здоровье (газеты/журналы, врачи, научно-популярные книги о здоровье, друзья/знакомые, радио/телевидение) руководители отдают предпочтение информации, полученной в процессе непосредственного общения. Так, на их уровень осведомленности в области здоровья прежде всего оказывают влияние врачи, а затем друзья и знакомые. Полученные данные подтверждают важную роль социального микроокружения (семьи, рабочего коллектива, неформальных групп) для передачи и продвижения знаний в области здоровья. Показано, что наименее существенно влияет на менеджеров информация, полученная по телевидению и радиовещанию.
Данные экспериментальных исследований показывают, что для менеджеров характерен достаточно низкий уровень активности поведения, связанного со здоровьем.
Данные самоотчетов менеджеров о регулярности использования различных способов оздоровления свидетельствуют: довольно часто некоторые элементы здорового образа жизни рассматриваются ими, по-видимому, на неосознанном уровне, как способ удовлетворения других потребностей, в настоящее время более важных и значимых для них, чем поддержание и укрепление своего здоровья. Например, посещение бани может быть рассмотрено не только как способ поддержания и укрепления здоровья, но и как возможность общения с друзьями, отдых в неформальной обстановке и т. п. Физическая активность или занятия спортом, которые, по мнение опрошенных, играют существенную роль в поддержании здоровья, в свою очередь, могут отождествляться с определенным социальным статусом и служить атрибутом престижа; а соблюдение диеты – важный фактор поддержания хорошей формы и респектабельного внешнего вида (в деловой среде имидж иногда играет очень важную роль).
Анализ особенностей поведения менеджеров в случае ухудшения их физического и психического самочувствия выявил, что большинство менеджеров не склонны обращаться за профессиональной помощью (как медицинской, так и психологической), предпочитая решать возникающие у них проблемы со здоровьем самостоятельно.
Кроме того, довольно большое количество руководителей (около 30%) в случае ухудшения своего самочувствия предпочитают просто не обращать на это внимания.
Таким образом, они реагируют по принципу отрицания проблемы, т. е. стремятся избегать новой информации о состоянии своего здоровья, несовместимой с представлением о том, что они абсолютно здоровы, либо считают, что ухудшение самочувствия – это, скорее всего, результат усталости или переутомления, а не начало какого-либо заболевания.
Большинство менеджеров (около 50%) в ситуации недомогания не склонны обращаться за профессиональной помощью (как медицинской, так и психологической), а предпочитают решать возникающие у них проблемы со здоровьем самостоятельно: около 60% руководителей занимаются «самолечением» на основе своего прошлого опыта или следуя советам друзей и знакомых. Полученные результаты могут свидетельствовать либо о недоверии к врачам и психологам, о наличии отрицательного опыта обращения к ним, либо о незнании их возможностей в оказании необходимой помощи.
При этом недостаточную заботу о здоровье менеджеры стремятся объяснять прежде всего объективными обстоятельствами (дефицит времени, наличие более важных дел и т. п.), а не субъективными факторами (отсутствие силы воли или незнание того, что нужно делать для сохранения здоровья). Рассмотрим вышеназванные причины более подробно и проанализируем три наиболее важные из них.

Так, в качестве основной причины невнимания менеджеров к своему здоровью выступает фактор «недостатка времени». В первую тройку факторов также входит и
«наличие других более важных дел». Действительно, сочетание названных факторов довольно точно описывает основные отличительные особенности управленческой деятельности в современных условиях: «дефицит времени» – один из основных стрессоров для руководителей, а их занятость в течение рабочего дня общеизвестна. Возможно, названные доводы выглядели бы более убедительно, если бы на второе место – среди причин недостаточной заботы о здоровье – руководители не поставили «недостаток силы воли». Такая расстановка приоритетов позволяет выдвинуть гипотезу о том, что именно субъективные причины лежат в основе безответственного и пассивного отношения руководителей к своему здоровью, а объективные причины скорее способ психологической защиты по типу рационализации, которая предполагает в первую очередь оправдательное отношение к своему поведению или к своим принципам. Причем гармония между реальным поведением человека и его представлениями о должном (или нормативными представлениями) может быть достигнута с помощью двух вариантов рассуждения: понижение ценности поступка, который совершить не удалось (например, «Я не забочусь о своем здоровье, так как, когда я здоров, в этом нет необходимости» или
«У меня есть более важные дела»; таким образом рассуждают 32% и 40% руководителей соответственно); повышение ценности совершаемого действия (например, «нездоровый» образ жизни, в том числе вредные привычки, рассматривается как умение получать от жизни удовольствие, а забота о здоровье, наоборот, – как ограничение себя в чем-либо; такой точки зрения придерживаются около 20% опрошенных).
Таким образом, установлено, что для современных руководителей характерно расхождение нормативных представлений о здоровом образе жизни и реального поведения, связанного со здоровьем.
Возможно, низкий уровень активности связанного со здоровьем поведения обусловлен особенностями мотивационной структуры менеджеров. Как известно, в процессе индивидуального развития у каждого человека формируется своя система ценностей и то, что особенно значимо для него, становится наиболее сильным или доминирующим мотивом. Попробуем разобраться в том, какие потребности доминируют в системе ценностей современного руководителя и как это сказывается на их повседневном поведении. В системе таких терминальных ценностей, как семья, материальное благополучие, друзья, здоровье, работа, признание окружающих, независимость,
«здоровье» занимает второе место после «работы (карьеры)».
Потребность в здоровье у большинства руководителей актуализируется, как правило, в случае его потери или ухудшения. Так, около 80% опрошенных начинают задумываться о своем здоровье, когда у них ухудшается самочувствие. А так как для менеджеров в целом характерен достаточно высокий уровень самооценки своего здоровья (например, 5% опрошенных определили состояние своего здоровья в настоящее время как «отличное», 27% – как «хорошее» (или очень хорошее), а 37% – как «нормальное»), то возможно, этим объясняется и низкий уровень активности поведения, направленного на поддержание здоровья.
Результаты экспериментальных исследований также позволяют говорить о том, что наиболее существенное влияние на отношение менеджеров к своему здоровью оказывает должностной статус. Установлено, что более низкий уровень поведенческой активности в сфере здоровья у менеджеров высшего звена обусловлен присущей им более низкой ценностью здоровья (как терминальной, так и инструментальной). Доминирующей терминальной ценностью для руководителей высшего звена является «работа
(карьера)».
Итак, подводя итоги рассмотрения особенностей отношения менеджеров к своему здоровью, мы можем отметить, что для современных руководителей характерно расхождение нормативных представлений о здоровом образе жизни и реального

поведения, связанного со здоровьем, т. е. культура самосохранительного поведения у большинства из них практически отсутствует. Для современных руководителей характерно скорее пассивное и потребительское отношение к своему здоровью.

Контрольные вопросы
1.
Назовите основные положения концепции «психология отношений» В. Н. Мя- сищева.
2.
Дайте определение понятия «отношение к здоровью».
3.
Назовите основные компоненты отношения к здоровью.
4.
Назовите критерии степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью.
Опишите основные тендерные особенности отношения к здоровью.
5.
Какое влияние на отношение к здоровью оказывает возраст человека?
Литература
1.
Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во
БПА, 1998.
2.
Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
3.
Дерябо С, Ясвин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. – 1999. – № 2. – С. 7-16.
4.
Журавлева И. В., Шилова Л. С, Антонова А. И. и др. Отношение человека к здоровью и продолжительность жизни. – М., 1989.
5.
Личко А. Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова С. С. -
1977. - № 2. - С. 1883-1888.
6.
Лоранский Д. И., Водогреева Л. В. Отношение человека к здоровью – М.:
ЦНИИСП, 1984.
7.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.