Отчуждение личности, его природа и формы проявления в современном мире. Отчуждение личности и возможности его преодоления

- 32.90 Кб

Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

Понятие отчуждения

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung

Так же отчуждение есть процесс, “характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему”. Впервые концепция отчуждения была сформулирована в XV-XVIII веках авторами и сторонниками теории общественного договора (Томас Гоббс, Пьер Гассенди, Бенедикт (Барух) Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо).

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung ) - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Суть концепции Гоббса сводилась по преимуществу к пониманию и интерпретации отчуждения как акта передачи определенных прав человека социальной системе (в общем случае), а в частном – как добровольного ограничения (отчуждения) людьми своих прав для создания путем договора “искусственного тела” – государства. Первопричиной готовности людей прибегнуть ко взаимному отчуждению собственных прав Гоббс считал их боязнь вернуться к тому естественному состоянию, которое существовало до объединения индивидов в обществе, т.е. к войне, и не просто войне, а “войне всех против всех”. Продукт раннего взаимного отчуждения – государство – Гоббс представлял как массу личностей, объединенных в одну личность. Гоббс, таким образом, возможно, невольно и даже не представляя вероятных последствий такого подхода, объединил проблему отчуждения с обширной личностной проблематикой.

Марксистская теория отчуждения
Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года ». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда , превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату . Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста , имеющего в собственности средства производства . Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Отчуждение - это феномен психической организации человека, заложенный изначально в генетике его природы, позволяющий индивидуальное проявление и индивидуальное развитие.

С одной стороны отчуждение даёт человеку ощущение неудовлетворённости, а с другой является естественным импульсом в поиске ощущения счастья и удовлетворения. Отчуждение человека проявляется по-разному: закрытость в отношениях с другими людьми, потеря единства с собственной природой, острое ощущение своей индивидуальности, противопоставление себя другим. Это состояние рождает много проблем, и внутренних конфликтов для человека, порой ведущих к несчастному существованию.

В работах А.В. Петровского и В.А. Петровского феномен отчуждения можно увидеть как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других В.А. Петровским, М.В. Полевой сегодня осуществляется попытка акутализировать проблему отчуждения в психологии. Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.

Однако психология отчуждения - это не отклонение от нормы и не неизбежность судьбы. Темп и ритм современной жизни, чаще всего не дают человеку возможности уделять достаточного внимания близким людям, ограничивают его время и связи, позволяющие реализовать до конца такие чувства как дружба, любовь, общность и единство.

Заключение

Феномен отчуждения привлекает к себе пристальное внимание философов, социологов, психологов, что обусловлено актуализацией проблемы потери человеческой самоидентичности, конфликтом между актуальным существованием и потенциальным бытием, потерей контроля над продуктами труда, разрушением социальных взаимосвязей и т.д.

Источники

  1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 5-12.
  2. Абраменкова В.В. Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  3. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. Т.1.
  4. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва:, Юрист’ъ, 1998 г.
  5. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 г.
  6. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000 г. Личность в правовом государстве……………………………………………...8
    Понятие отчуждения……………………………………………………...……10
    Заключение……………………………………………………………………..13
    Источники………………

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Свобо́да - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами.

Отве́тственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:


борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом; адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным; бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.

Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение смыслоутраты с утратой (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже , возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого ; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать ; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» - это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция...». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»... Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение - «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным... Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что... «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей...». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь...» - песня А.Макаревича про этих людей...

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем .

Любое объединение предполагает ограничение свободы его участников. Оно воспринимается как нечто естественное и неизбежное, когда распространяется в одинаковой мере на всех людей по существу однотипных, как это предполагается в первобытном строе. С возникновением общественной дифференциации ситуация меняется, то, что устраивает одних, кажется несправедливым другим. Распределение тягот перестает быть равномерным. Возникает явление, получившее в философской литературе название «отчуждение».

Отчуждение определяют как «процесс, … характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему» или «отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной функции».

Проще применительно к жизни общества и государства отчуждение можно было бы характеризовать как неспособность лица, являющегося участником общественных, политических и правовых отношений, повлиять на них, в результате чего эти отношения выступают как внешняя сила, навязывающая ему свои законы. Иными словами, речь идет о несоответствии государственной или общественной системы интересам личности, о конфликте между ними. Гумбольдт называл отчуждением конфликт, в который вступает человек, когда все человечество, а не он персонально, рассматривается как личность. С большим основанием на место всего человечества можно было поставить исторически конкретное общество или государство.

Процесс отчуждения ярко представлен в трактатах Ж.-Ж. Руссо. В «Рассуждении о причинах неравенства среди людей» он описывает вторую стадию «естественного состояния», когда возникли общество и семья, но люди сохраняли свободу и равенство, как самую счастливую пору в истории человечества. Установление частной собственности на землю положило конец благоденствию. Появились неравенство и конфликты. Договор, заключенный в этих условиях, оказался обманом. Богатые обманули бедняков, утвердили в обществе неравенство и несправедливость. Таким путем большинство народа отстранили от решения общих дел.

Крупный вклад в разработку проблемы отчуждения внес марксизм. В написанной в 1844 г. незавершенной работе К. Маркса, получившей при издании спустя почти век в Москве условное название «Экономическо-философских рукописей», говорится об отчуждении труда наемного рабочего, порожденного частной собственностью на средства производства. Экономическое отчуждение рабочего представляет собой форму его эксплуатации и ее синоним.

Хотя термин «отчуждение» использовался Марксом применительно к экономической сфере, по существу это явление понималось шире. Экономическое отчуждение рабочего равнозначно его закрепощению в рамках производственных отношений капитализма.

Оно служит базисом для отчуждения в других областях жизни общества. Марксистская классовая теория государства, в соответствии с которой государство – аппарат принуждения в руках господствующего класса, представляет собой констатацию политического отчуждения. Идеи политического отчуждения лежат также в основе анархизма, для которого всякое государство есть зло, подавление свободы личности и эксплуатация.

По учению К. Маркса и Ф. Энгельса, отчуждение – удел эксплуататорских, общественно-экономических формаций. Его коренная причина – частная собственность на средства производства. Коммунизм, упраздняющий эту причину, призван был покончить с отчуждением личности.

Один из крупнейших представителей психоанализа Э. Фромм (1900–1980), связывал перспективу преодоления отчуждения с эволюцией капиталистического общества в социалистическом духе. Но в то же время все большее признание получали технологические причины отчуждения. Оно воспринималось как неизбежный результат научно-технического прогресса, усложнения форм общественной жизни, расширения ее горизонтов и в то же время широкого распространения общественных связей без непосредственных контактов. Особое значение техническому отчуждению придавали философы-экзистенциалисты. Они отмечали, что техника превращается в самостоятельную силу, проникает в разные сферы жизни, выполняет многочисленные функции, принадлежавшие раньше человеку. Это, с одной стороны, расширяет его возможности, а с другой – ведет к утрате многих навыков и тем самым сужает диапазон личности.

Техническое или технологическое отчуждение набирает силу и в области государства и права. Речь идет не только о роли техники в буквальном смысле слова, но и о политической технологии, хотя оба явления взаимосвязаны. Политические технологии не ограничиваются сферой политики в узком смысле слова. Чтобы быть успешными, они должны охватывать широкий фронт действий. Их цель – формирование человека, отвечающего потребностям политической системы. С этой целью они проникают во все сферы жизни личности и общества -культуру, образование, воспитание, искусство, потребление и т.д. И всюду человек становится объектом манипулирования, осуществляемого средствами массовой информации при поддержке государства. Пропаганда и внедрение массовой культуры – важнейшее средство такого манипулирования. Человек утрачивает собственные вкусы, взгляды, наклонности, он живет тем, что ему предлагает, а по существу навязывает пропаганда СМИ. Он превращается в «одномерного человека», по определению немецкого философа Герберта Маркузе (1898–1979).

Признавая технико-социальные причины отчуждения, следует, видимо, согласиться и с тем, что полностью покончить с отчуждением на основе современной цивилизации невозможно. Реальная задача заключается в его сдерживании и ограничении. В плане индивидуальном этому способствует всестороннее развитие личности, расширение ее кругозора и интересов, формирование индивидуальности, критическое отношение к действительности, утверждение внутренней духовной свободы, многообразие личных контактов и сфер деятельности.

В общественном плане противоядием от отчуждения служат совершенствование и реализация демократических начал, внедрение самоуправления, самостоятельность гражданского общества, воспитание чувства гражданственности, уважение прав человека, законность и социальные функции в деятельности государства.


К категории "отчуждение" приводит общий анализ человеческой деятельности. Отчуждение - это особый аспект деятельности, когда она выходит из-под контроля человека, противостоит ему же в качестве чуждой враждебной силы, оборачивая против человека все, что он творит, в том числе самого себя, свой внутренний объективный мир. Смысл отчуждения в том, что человеческое существо, личность, индивидуальность в некоторых условиях, являющихся результатами его же деятельности, испытывает объективно и субъективно гнет, трагически теряет свою целостность во всех основных отношениях и их производных: практическом, теоретическом и духовно-практическом. Общественные отношения становятся враждебными человеку: главному атрибуту человека - свободе - угрожает рабство.

Термин "отчуждение" имеет длительную историю, а потому и множество различных значений. В христианской теологии фундаментальное свойство человека есть его отчужденность от Бога. Но этот негативный смысл отчуждения неразрывен с позитивным - вера и спасение: человек падший может достичь истины и свободы (спастись), если он сопротивляется страстям и отчуждает сам себя от своего же бренного, телесного существования.

В философии нового времени весьма большое место заняли экономические и юридические разработки понятия “отчуждение": собственность, государство и право трактовались как модификации отчуждения свободной воли человека.

Общее всех подходов и концепция состоит в убеждении, что нечто сначала должно быть, чтобы подвергнуться отчуждению и через преодоление отчуждения (освобождение от него) вновь вернуться к самому себе. Так мыслится процесс отчуждения всеми теоретиками до Маркса. У Гоббса, Руссо гражданин сначала принадлежит общности, а потом отчуждается от нее. Согласно Гегелю, человек отчужден в принципе. Все материальное существование - это отчужденное существование, поскольку это форма инобытия идеи. Фейербах говорил об отчуждении как о родовой зависимости человека от временности его существования, от объективных обстоятельств. В результате этого возникает страх и, как результат, - отчуждение. Согласно Фейербаху, отчуждение непреодолимо.

Маркс в "Экономическо-философских рукописях 1844г" доказывает, что основная причина отчуждения человека - в частной собственности на средства производства.

Труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития людей все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

В условиях отчуждения “деятельность человека оказывается мукой, его собственного творения - чуждой ему силой, его богатство - его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком - несущественной связью, и напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается властью предмета или сам он, властитель своего творения, оказывается рабом этого своего творения". Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.

В отличии от Фейербаха, Маркс подчеркивает возможность снятия отчуждения, освобождения личности. Освобождение в Марксиском смысле охватывает как негативную свободу, то есть свободу от отчуждения продуктов деятельности, от внешних отношений господства, эксплуатации и угнетения, так и позитивную (для автономии личности и восстановления целостности и самотождественности, реализации собственного творческого потенциала). Свобода включает в себя свободу решения и действия, то есть способность осуществлять намерения и желания, и свободу воли, то есть выбор из альтернативных возможностей.

История человечества, взятая как целое, проходит 3 этапа: начальный (человек находился в состоянии кровно-родственной зависимости, а впоследствии - производной от системы отношений, близких тем, которые были названы Марксом "азиатским способом производства"), второй этап (человек становится лично-независимым, но всесторонне (тотально) зависим от многообразно противоречивой системы отношений людей, имеющей форму отношений вещей, то есть отчужденной системы отношений, основанных на частно собственности), третий (человек становится личностью не частичной, а универсальной, то есть получающей и использующей всесторонним образом весь потенциал творческого развития подлинно человеческих функций. Труд такой личности становится процессом творческого самовыражения).

Отчуждение - это процесс, который захватывает не только внешние (то есть социально-профессиональные и деятельные) структуры отношений личности, но и приводит к изменению структуры мотивации. Как известно, фундаментом мотивации являются потребности человека. Через потребности социальная среда, предметный мир проникают в глубочайшие устои личности и формируют противоположное себе, субъективное начало - человеческую индивидуальность, то есть характер и систему ценностных ориентаций личности. Изменение потребностей приводит к изменению сущности человека. В результате отчуждения подавляются субъектные начала личности, то есть свобода творчества, любовь, возможность самовыражения. Без этого личность существовать не может, поэтому деятельность и ее мотивация направляются личностью против самой же себя, то есть процесс отчуждения есть в действительности процесс самоотчуждения. Отчуждаются и самоотчуждаются смысл жизни, свобода, творчество, любовь. Они превращаются в свою противоположность. Начало этому процессу дает чувство одиночества, заброшенности и утрата смысла.

В особенно большой степени процессы отчуждения характерны для современного общества. Отчуждение возникает там и тогда, где и когда человек теряет контроль над производимыми средствами и условиями существования, где и когда овеществленная деятельность в форме политических структур, военных технологий, научных заблуждений, ложных идеологий начинает господствовать над деятельностью живой. Отчуждение в любых его формах - это источник несвободы человека. Жизнь кажется обусловленной, детерминированной не самими людьми, их оценками, выбором, деятельностью, отношениями, а чуждыми независимыми от них силами, персонифицированными и воплощенными в вещах.

В современном обществе отчуждение проявляется как:

1. Утрата контроля над средствами и продуктами деятельности, а также процессом этой деятельности.

2. Зависимость личности от власти и социальных институтов.

3. Искаженный характер общественных отношений (страх, подозрительность, ориентация на ложные ценности, враждебность, ненависть)

4. Утрата самотождественности личности, внутреннее ее раздвоение и даже распад.

5. Растрата творческого потенциала

6. Отчуждение человека от природы, экологический кризис.