Особенности реформ формы социальных изменений. Социальные изменения

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

40КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Социальные процессы тесным образом связаны с изменениями в обществе. Так, любой прогресс может рассматриваться как социальный процесс, состоящий из определенного количества социальных и культурных изменений.

Под социальным процессом будем понимать совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Процессы, протекающие в обществе, крайне многообразны.

Например, существуют глобальные процессы (гибели, зарождения и т.д.), процессы, касающиеся определенных видов человеческой деятельности, и многие другие.

Из всего многообразия социальных процессов целесообразно выделить те процессы, которые являются универсальными и постоянно присутствуют во всех или многих видах человеческой деятельности. К таким процессам можно отнести процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта и т.д.

Одними из наиболее важных процессов в человеческом обществе являются процессы кооперации и конкуренции .

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.

Социальные движения: способы их изучения
Особый вид социальных процессов составляют социальные движения. По определению американского социолога Р. Тернера, социальное движение представляет собой совокупность коллективных социальных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений, включая религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Таким образом, даже по своему определению социальные движения отличаются от социальных институтов или организаций.

При изучении социальных движений ученые исследуют:
условия развития и распространения социальных движений, которые включают культурные течения в обществе, степень социальной дезорганизации, социальную неудовлетворенность условиями жизни; структурные предпосылки возникновения социальных движений;
виды и особенности социальных движений в зависимости от специфики группы или общества, а также характера изменений, происходящих в обществе;
причины вовлечения личности в социальные движения, включая такие явления как мобильность, маргинальность личности, социальная изоляция личности, изменение личностного социального статуса, потеря семейных связей, личностная неудовлетворенность.

В современном обществе любые крупные социальные изменения сопровождаются созданием и последующей деятельностью социальных движений. Имени благодаря социальным движениям многие изменения были приняты в обществе и поддержаны значительной частью членов общества или социальных групп.

41 Социализация личности

1. Понятие «социализация» является одним из ключевых в работе организатора работы с молодежью. Он широко используется в философии, психологии, социологии и педагогике. Однако однозначного определения не выработано.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, навыки социального взаимодействия.

Можно говорить о социализированной и десоциализированной личности.

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя самого.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует его в собственные ценности, установки, позиции.

Социализация начинается по сути с момента рождения и продолжается всю жизнь, так как человек переходит из одной социальной группы в другую (безработные, беженцы, пенсионеры).

Социализация одновременно типична и единична:

Социализация в той или иной социальной группе протекает похоже,

На социализацию влияет индивидуальная специфика человека.

Понятие «социализация» не подменяет понятия «воспитание», «развитие личности» и т. п., хотя они стоят достаточно близко. По Мудрику Анатолию Викторовичу, социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Воспитание – процесс педагогически организованного, целенаправленного влияния на человека. По Андреевой Галине Михайловне, социализация ближе в развитию личности, чем к воспитанию. К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, овладения ролью в иной социальной ситуации. Это один из механизмов социализации.

2. Структура социализации:

Широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.

3. Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация:

Деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей),

Общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),

Самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

4. Главный критерий социализированности – не степень приспособленчества, конформизма, а степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации – в удовлетворении потребности в самоактуализации (Абрахам Маслоу), в развитии способностей, а не в нивелировке личности.

5. Стадии социализации

По Фрейду:

Первичная (оральная, анальная и фаллическая),

Маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по сути,

Устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением определенного статуса и набора ролей,

Последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.

Ранняя (до школы),
- стадия обучения,

Трудовая,

Послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия зрелости, когда человек может обрести мудрость.

По Лоренсу Кольбергу:

Доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,

Групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной группы,

Постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется общечеловеческий уровень идентичности.

6. Факторы социализации личности принято разделять на макро- (обусловленные проживанием в больших общностях – страна и т. п.), мезо- (нация, регион, село или город) и микрофакторы (малые группы), отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и ценностей, называют институтами социализации:

Школа (в широком смысле – вся система образования),

Для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),

Общественные объединения разного рода,

Иногда выделяют еще и систему досуга – учреждения культуры. (??)

Влияние исторического этапа на социализацию (Гумилев Лев Николаевич).

7. Особенности социализации в условиях общественного кризиса, при нарушении «идеологической целостности» (Эрик Эриксон).

42Место России в мировом сообществе

Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывалась на пороге пе­ремен, возобновлялись и разгорались интеллектуальные споры о ее будущем развитии.

Вопрос о месте России в мире традиционно был по существу вопросом ее геополитической и цивилизационной самоидентифи­кации. Проблемароли России в мире обсуждалась на основе характери­стик внутреннего состояния российского общества и отражалась в оппозиции пессимистических и оптимистических прогнозов отно­сительно ее статуса в мировом сообществе: мировая держава или региональное государство, иначе говоря, субъект или объект миро­вого развития.

Современный тур дискуссий, начавшийся вместе с «перестрой­кой» в середине 80-х годов прошлого века, пошел по традицион­ным российским линиям: в вопросе о месте России в современном мире обозначились западники, антизападники и евразийцы; в вопросе о статусе - сторонники мирового и регионального позицио­нирования.

Позиция антизападников исходит из представлений о культурной «самобытности» России и представляет собой видение ее дальней­шего развития с опорой на собственные силы - путь автаркии, т.е. существования системы только за счет внутренних ресурсов. Имен­но автаркия Советского Союза воспрепятствовала динамичному и инновационному развитию его экономики и способствовала его ос­лаблению, в противостоянии с Западом. В условиях глобализации закрытость почти невозможна, а с учетом нашего исторического опыта этот путь совершенно бесперспективен.

«Западники» или «восточники» мыслят развитие России в преде­лах региональных группировок - Европейского Союза или Азиат­ско-Тихоокеанского экономического сообщества. Сегодня поста­новка вопроса о месте России в мире только в линейно-плоскостной дихотомии «Запад-Восток» устарела. По сути Россия сохраняет объективную геополитиче­скую потенцию оси, то есть системообразующего начала для новой группировки множества стран и народов. К тому же, какими бы ни были сильными европейский или азиатский региональные союзы, они не смогут безболезненно для себя освоить российскую мас­штабность и разнородность.

Евразийцы исходят из особого цивилизационного начала России как синтеза европейских и азиатских факторов развития и мыслят ее будущее в обширном пространстве континентального блока стран Европы и Азии. Россия - уникальная евразийская цивилиза­ция, соединяющая в себе Восток и Запад, а посредством Востока и Запада - и весь мир. Объективно, геополитически и цивилизационно России уготовлена осевая, объединяющая, глобальная роль.

Объективные возможности глобализации создают среду, в кото­рой в полной мере может быть реализован геополитический, эко­номический, культурный и, что очень важно, субъектный потенциал России в современном мировом развитии. Но у России сейчас очень много проблем внутреннего развития.

С позиции мир-системного подхода Россия по различным пока­зателям присутствует сейчас во всех трех структурах мира-системы.Исходя из исторической традиции и законов политической инерции, учитывая территориальный масштаб страны (10 % терри­тории Земли), ее мощный ядерный потенциал, высокие интеллек­туальные возможности, Россию включают пока в круг великих дер­жав, то есть, в мировое «ядро». Есть и внешние атрибуты этой при­надлежности: Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, участник саммитов «Россия - ЕС», часть «Большой Вось­мерки», член Совета «Россия - НАТО», есть продвижение к вступ­лению в ВТО (Всемирную торговую организацию).По экономическому потенциалу, по качеству жизни, экономи­ческого и социального развития Россия занимает сейчас 64-е место в мире (СССР занимал 35-е место). Эти критерии позиционируют Россию ближе к нижней части полупериферии.По параметрам представительства в глобальном экономическом и информационном пространстве Россия находится пока в третьей, периферийной структуре мира-системы.Вместе с тем, эта реальная позиция очень сильно не совпадает с нереализованным потенциалом России. Россия - одна из богатейших держав мира. По расчетам Гос­комстата РФ и РАН, национальное богатство России составляет 340-380 трлн долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, 23 % угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли - на 80 % больше, чем в Финляндии, на 30 % больше, чем в США.У России богатый интеллектуальный потенциал. Треть всех ве­личайших научных открытий XX в. сделана учеными бывшего СССР и России. У России богатейшие культурные традиции. Из трех при­знанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

Решающим условием включения России в процессы глобализа­ции является успешное решение ее внутренних проблем. Чтобы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не догоняющее разви­тие.

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Функциональные изменения. В социальных системах функциональные изменения имеют адаптивный характер.

Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие «ремонты» проводятся для поддержания системы в «рабочем состоянии». В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.

Реформы. Реформа (от лат. reformare - преобразовать) - это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они, как правило, проводятся «сверху» с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Например, реформы Петра 1 коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.

Реформы могут приобретать и революционный характер. Так, реформация церкви, начавшаяся в XVI в. в Западной и Центральной Европе, приобрела форму революционной борьбы против католической церкви и феодального строя. Отмена крепостного права в России в 1861 г. (крестьянская реформа), несмотря на компромиссный характер, также имела революционные последствия.

Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из-под контроля «реформаторов» и общест­венности и приобрести непредсказуемый характер. Так, например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя (создания социализма с «человеческим лицом»), вышла из-под контроля партийно­политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в соци­альной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет. Начав с приватизации мелких крестьянских хозяйств, рыночные отношения постепенно стали внедрять в средних и крупных предприятиях. В результате таких постепенных и последовательных реформ Китай из отсталой страны превратился в одну из самых стабильно развивающихся социальных систем. Ежегодный прирост ВВП (внутреннего валового продукта) в Китае составляет 10-12 %.

Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем.

Революция - это переворот «снизу». Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность народные массы. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции активность масс достигает своего апогея, а социальные изменения - невиданных темпов и глубины.

К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

Революционными называют также быстрые и радикальные из­менения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно­технические открытия (научно-техническая революция) и др. Широкомасштабные («великие») революции, как правило, при­водят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В большинстве своем они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Так, П. А. Сорокин считает, что «революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс... Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».

Социальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения

традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.

Социальная трансформация. Трансформация (от лат. trans- formatio) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.

Социальный кризис. Кризис (от лат. krisis) ~ решение, поворотный пункт, исход, тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «социальные изменения».

2. Что такое социальный процесс?

3. Перечислите основные формы социальных процессов.

4. Назовите основные виды социальных изменений.

5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?

6. Что такое модернизация?

7. Каковы основные причины социальных изменений?

3. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20 лет в советском и российском обществах?

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Социальные изменения. Формы социальных изменений

Общество – это не что-то фиксированное и устоявшееся. Здесь непрерывно происходят изменения. Общество – это живой социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Что же такое социальные изменения, чем они обусловлены, в какую сторону направлены?

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, т. е. процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, т. е. такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Проблема социальных изменений являлась основной для социологии еще в XIX в. Сам же интерес к социальным изменениям был следствием:

1) осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

2) понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами.

В качестве причин социальных изменений принято рассматривать:

1) технологическое развитие;

2) социальный конфликт (между расами, религиями, классами);

3) неинтегрированность частей социальной структуры или культуры общества;

4) потребность в адаптации в рамках социальных систем;

5) воздействие идей и систем верований на социальную деятельность (например, гипотеза М. Вебера о связи протестантской этики и капитализма).

Можно с уверенностью утверждать, что социальные изменения происходят в каждый данный момент в каждой точке социума. Академик Г. Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений.

Мотивационные социальные изменения – изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.

Структурные социальные изменения – изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная); изменения в структуре социальных институтов (образования, науки, религии) и социальных организаций (в системе власти и управления).

Функциональные социальные изменения – изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций.

Процессуальные социальные изменения – изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся: процессы социально-исторических изменений, процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений различных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.

Все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными – процессуальные и т. д.

Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным изменениям в обществе. Однако, как правило, значительные социальные изменения осуществляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.

Понятие «процесс» (от латинского processus – продвижение) означает последовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. К процессам можно отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рассматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность ,последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предопределяют последующий), непрерывность иидентичность (повторяемость).

а) какпоследовательное изменение элементов социальной системы и ее подсистем;

б) как любую, поддающуюся идентификации ,повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).

Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие качественно новое состояние).

Социальные процессы различают также по степени управления (стихийные, естественно-исторические, целенаправленные); по на-правленности (прогрессивные и регрессивные);по степени влияния на общество (эволюционные и революционные).

Рассмотрим подробнее эволюционные и революционные социальные изменения.

Под эволюцией понимается такое развитие явлений или процессов, которое осуществляется в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.

Эволюционные изменения в обществе, организуемые сознательно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от латинского reformo– преобразование)– такое преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожает основы существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на социальное развитие (пример: реформа 1861 г. в царской России и т. д.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реформа и революция как форма социальных изменений

введение

социальные изменения. виды

Реформы как тип социальных изменений.

Революция как социальный феномен.

Нереволюционные формы социального действия: переворот, восстание, погром, мятеж, бунт, смута.

Заключение

Литература

Введение

Реформы и революции -- две главные формы социального развития и социального изменения общества. Они подразделяются на несколько видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом. Мы рассмотрим основные понятия и определения и принципиальные различия.

Социальные изменения

Понятие социальные изменения является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований - семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);

процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);

функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);

мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция - предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества.

В целом, это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Революционные, качественные изменения развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных изменений. Он предполагает изменение по формуле: <повторение старого на качественно новом уровне>.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках ной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в т.н. цивилизационном подходе (Н.Я. Данилевский (1822-1885), О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975). В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития естественных социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.

В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состояние общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.

Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер.

Реформы как тип социальных изменений

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Субъектом социальных реформ выступает правящая политическая партия (в условиях демократии) или группа политических лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от революций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государственную машину).

Объектом реформирования может быть любой элемент политической, экономической и других систем общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, создающих необходимую нормативную базу. Затем происходят перемены в институциональной области - формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформируются функции существующих социальных институтов и т. д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредующую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества.

Социальная реформа

Это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные части или элементы.

По мнению некоторых критиков, многие социальные реформы скорее маскируют, чем устраняют фундаментальные проблемы и социальное неравенство. Реформа службы здравоохранения в Великобритании в 1974 г. была предпринята для улучшения обеспечения медицинским обслуживанием, но мало сделала для выявления причин нездоровья, коренящихся в социальной структуре общества. Анализ социальной реформы также поднимает вопросы об отношении между социальной наукой и ценностными суждениями.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщею среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам -- образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей, например, военная верхушка, проводят социальную революцию.

социальный развитие реформа мятеж

Революция как социальный феномен

Определение революции

Первым делом мы должны дать как можно более точное определение понятия революции. В обыденной жизни этот термин имеет весьма различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, вообще не может считаться революцией в строгом социологическом смысле. Революцией называются только те события, которые удовлетворяют ряду условий.

1. Последовательность событий не является революцией в том случае, если в ней не присутствует массовое социальное движение. Данное условие позволяет исключить из категории революций такие ситуации, когда какая-либо партия приходит к власти в результате выборов, или когда власть захватывается небольшой группой, например, военными.

2. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям). Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны суметь достичь по крайней мере некоторых из поставленных ими целей. Общество, в котором движение такого рода овладело только внешними, формальными атрибутами власти, но затем оказалось неспособно к реальному управлению, не может считаться революционным. Оно находится скорее в состоянии хаоса или ему, возможно, угрожает распад.

3. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция -- это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Собирая воедино все три критерия, мы можем определить революцию как захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями. Так, в средневековой Европе нередко вспыхивали выступления крепостных, направленные против своих господ). Тем не менее, их целью, как правило, было добиться от хозяев лучшего обращения или заменить особо жестокого господина на кого-нибудь помягче. Понятие социального действия, совершаемого с целью радикального изменения существующей политической структуры общества, в те времена было неизвестно.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Революция как социальный феномен, явление общественной жизни - сложный, наполненный оценочными и эмоциональными суждениями образ, который можно назвать "мифом революции". Кроме того, революция служит предметом изучения социологии, объектом научных размышлений. В данном случае речь идет о сложной теоретической конструкции, которая обычно называется "теорией революции". Оба уровня рассмотрения, социальный и социологический, являются компонентами социального сознания. Они могут входить в двустороннюю, диалектическую связь с социальной жизнью, отражая реальные условия, человеческие действия, формы социальной организации и институты; и они же бросают свое отражение на социальную жизнь. Миф о революции и теория революции являются, таким образом, и мысленным воспроизведением их времени, и как таковые выступают значительными причинными факторами.

Социальная революция - это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, "революция... приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях... Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка".

С. Хантингтон определяет революцию как "внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства".

Революции наиболее вероятны при следующих условиях. Во-первых, политическая власть в основном оказывается сконцентрированной в руках государства, т.е. наблюдается наличие централизованного управленческого аппарата. Следовательно, государство может стать объектом коллективного гнева и возмущения. Во-вторых, приверженность военных кругов правящему режиму ослабляется, и армия уже не является надежным средством подавления внутренних беспорядков. Когда верхушка армии втягивается в конфликт с централизованным государством или когда войска симпатизируют своим гражданским "противникам", ненадежность армии увеличивает уязвимость государства. В-третьих, политические кризисы, зачастую связанные с длительными международными конфликтами, завершившимися военным поражением, ослабляют существующий режим и способствуют крушению государственного аппарата. В-четвертых, значительная часть населения страны должна принимать участие в восстаниях, приводящих к власти новую элиту. Крестьянские восстания обычно вызывались такими причинами, как присвоение феодалами крестьянских земель, значительное увеличение размеров налогов или арендной платы, голод. Восстания горожан обычно вызывались резким повышением цен на продукты питания и необычайно высоким уровнем безработицы.

Нереволюционные социального действия

1.Мятеж-- групповое (массовое) вооружённое выступление против действующей власти, чаще отражающее интересы консервативных, и даже реакционных кругов общества.

употребляется, как правило, для обозначения безуспешного сопротивления властям.

2. Государственный переворот -- смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей.

Этимологически «переворот» то же, что и революция, Однако в политической истории понятие «революция» применяется к масштабным и продолжительным процессам («глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания»), в то время как «переворот» применяется собственно к событию смены власти, последствия которой совсем не обязательно являются революционными по своим масштабам. Аналогичное соотношение между «переворотом» и «революцией» наблюдается в паре терминов

3. Восстание - массовое вооруженное выступление против существующего положения вещей. Чаще восстания направленные против нынешней власти. Восстание является проявлением деятельного стремления людей добиться своей цели. На протяжении человеческой истории восстания рядом с войнами является основным видом организованного насилия.

4. Смута - эпоха кризиса государственности в России, трактуемая рядом источников как гражданская война, сопровождалась народными выступлениями, мятежами, правлениями самозванцев, польской и шведской интервенциями, разрушением гос. Власти и разорением страны.

5. гражданский бунт включает в себя общее отрицание законности данного режима, массовые стачки, крупные демонстрации, прекращение экономической активности, повсеместный отказ от политического сотрудничества. Отказ от политического сотрудничества может включать в себя акции государственных служащих и неповиновение армии и милиции.

6. Погром -- массовые насильственные действия, направленные против какой-либо группы населения по религиозному, национальному или расовому признаку; инспирированные, как правило, экстремистскими организациями или полицией. Характеризуются физическими нападениями и разрушением домов, предприятий и религиозных зданий. Нередко сопровождаются истязаниями и убийствами, искалечиванием, уничтожением и грабежом имущества, изнасилованиями.

Заключение

Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.

Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей.

Литература

1. http://www.alllectures.narod.ru/lectures/sociologi/32.HTM

2 .http://socupr.blogspot.ru/2009/11/blog-post_08.html

3. http://freepapers.ru/8/socialnye-revoljucii-i-reformy-v/1239.17513.list3.html

4. http://fridman83.livejournal.com/12164.html

5. http://enc-dic.com/sociology/Socialnaja-Reforma-8729/

6. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-izmeneniya.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные изменения - нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Модели социальных изменений по мнению социолога Мура. Виды социальных изменений: открытие, изобретение и диффузия.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Понятие социальных изменений. Многообразие социальных изменений. Виды социальных изменений: структурные, процессиальные, функциональные, мотивационные. Инновационный процесс. Взаимосвязь изменений в обществе.

    реферат , добавлен 14.11.2003

    Процесс изменений общества и его перехода из одного состояния в другое. Критерии и признаки социального прогресса. Концепции социального прогресса и его движущие силы. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2012

    Признаки системности общества. Его исторические типы. Функции и институты общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Понятие социальных изменений, их сущность и особенности, причины возникновения и факторы влияния, место в социологических исследованиях. Разновидности социальных изменений, их характеристика и отличительные признаки, модели и основные тенденции развития.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Формы социального взаимодействия, признаки социальных институтов, изменения в обществе. Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура. Фазы возникновения нового социального движения в современном обществе.

    тест , добавлен 08.04.2013

    Теория М. Вебера и Т. Парсонса о социальных действиях, её влияние на общественно-политическую мысль. Теория структурно-функционального анализа, социальных изменений и конфликтов. Метод социального познания; концепция экономики, политики, религии, права.