Основы светской этики 5. О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» консультация по орксэ (3 класс) на тему

Не новость, что наука о правилах поведения в приличном обществе зародилась давно и, видоизменяясь в течение эпох, все равно продолжала жить и благополучно развиваться. Сегодня ответ на вопрос «Что такое светская этика?» знают даже дети, ведь у младших школьников этот предмет входит в обязательную программу. Поэтому разобраться с тем, что представляет собой подобный урок и чему обучаются на нём ребята, оказывается важным и актуальным.

ОРКСЭ: что это такое?

Эта аббревиатура расшифровывается как «Основы религиозных культур и светской этики» и представляет собой учебный предмет, повсеместно введенный российским Министерством образования с 2012 года в классы младшей школы по всей стране. Для всех регионов этот предмет в настоящее время является федеральным и обязательным компонентом. Основы светской этики и религии включают 6 модулей; из них ученик вместе со своими законными представителями (родителями, опекунами) выбирает только один на свое усмотрение для дальнейшего изучения.

Цели и задачи

Если с тем, что такое светская этика, всё понятно, то разбор положений о том, на что направлено введение данного учебного предмета, остается открытым. К глобальной цели общего курса ОРКСЭ относится формирование у младшего подростка осознанного нравственного поведения и мотиваций к нему, привитие ребенку уважения к религиозным и культурным традициям мультинационального населения России, обучение школьника умению вести диалог с представителями иных мировоззрений и взглядов. К более локальным задачам, выделяемым в программе основ светской этики, относятся:

  • взращивание в сознании младшего подростка представлений о важности нравственных ценностей и норм для достойного существования личности, семьи, всего общества;
  • знакомство учеников с базисными основами христианской (православной), мусульманской, иудейской, буддийской культур, ключевыми положениями мировых религиозных движений и этики;
  • систематизация понятий, знаний и представлений о духовном самосознании, морали и культуре, полученных младшими подростками в ранних классах начальной школы, основанное на них формирование мировоззренческих ценностно-смысловых ориентиров, обеспечивающих единое восприятие родной культуры и истории и их достижений при обращении к изучению предметов с гуманитарной направленностью на ступени основной (средней) школы;
  • развитие способностей учеников к сотрудничеству и общению в многоконфессиональной и полиэтнической среде, где взаимодействие выстраивается на принципах взаимного уважения и ведения диалога с целью сохранения общественного согласия и мира.

Становление предмета

Итак, что такое светская этика в школах и на выполнение каких первоочередных задач она направлена сегодня, выяснено. Но вот как проходило введение в школьную практику абсолютно новой, ранее незнакомой детям учебной дисциплины? Этот процесс осуществлялся в 3 продолжительных этапа:

  1. С 2009 по 2011 год данная предметная область была апробирована в 21 субъекте РФ.
  2. С 2011 по 2014 год предмет был внедрен без исключения во всех субъектах страны, поддерживаемый и сопровождаемый системой информационно-коммуникационных технологий, благодаря специально созданному для этого Интернет-ресурсу, обеспечивающему организационно-методическую и информационную базу для ведения курса ОРКСЭ.
  3. Завершающий этап прошел совсем недавно, а именно - охватил период с 2014 по 2016 год. В это время была дана положительная оценка эффективности введения подобной дисциплины в общеобразовательные учреждения, в связи с чем культура, светская этика и знание фундаментальных положений мировых религий вошли в программы школ в качестве единого, обязательного и неизменного предмета.

Направления будущего развития

На третьем этапе планируется также постепенная разработка координационной деятельности со стороны исполнительной власти в отношении субъектов РФ в сфере образования. Это же относится и к другим участникам а именно:

  • родителям или другим законным представителям, от которых требуется осуществление осознанного выбора одного из модулей, предлагаемых в рамках ОРКСЭ;
  • профессиональным кадрам, которые организуют процесс на местах, отвечают за осуществление эффективного изучения курса, подкрепляют теорию материально-техническими вспомогательными средствами и т. д.

Кроме этого, под контроль планируется взять проведение мероприятий, позволяющих выявить качество преподавания предмета в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях РФ. Будет продолжаться и разработка предметной области основ светской этики в в данном случае - начального основного общего образования (НОО). Коррективы и дополнения будут вноситься с учетом Концепции воспитания личности российского гражданина и его духовно-нравственного развития.

Что же прописано во ФГОС НОО?

Рабочая программа ФГОС по светской этике предусматривает обязательное изучение предмета, например, в 4 классе, в течение 34 учебных часов за весь учебный год. Периодичность проведения дисциплины составляет 1 занятие в 5 рабочих дней; подобное положение было утверждено распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 года, а закреплено специальным письмом Министерства образования и науки специальным положением и того раньше - ещё в августе. Первоначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», однако приказом Минобрнауки от декабря 2012 года во ФГОС было внесено изменение, согласно которому учебная дисциплина сменила название на уже упоминавшееся выше ОРКСЭ.

По вопросу «Что такое светская этика в школах?» пробелов в знаниях теперь остаться не должно. Однако как же дисциплина реализуется в стенах каждого, отдельно взятого учебного заведения? Стандарт в данном случае лоялен: организации самостоятельно формируют структуры основных образовательных школьных программ и поурочное планирование по светской этике, одной из составных единиц которого является, например, учебный план. При этом руководству всё же необходимо опираться на некоторые документы. Это нормативные правовые акты Минобрнауки РФ и Правительства, положения Федерального закона и примерный план основной образовательной программы ФГОС по основам светской этики.

Как происходит мониторинг и для чего он нужен?

Может показаться, что ОРКСЭ - предмет крайне неточный, несравнимый, например, с математикой или физикой, где есть формулы, законы, доказанные теоремы. Неужели проверить знания в таком случае невозможно? Это не так. Во ФГОС закреплено положение, согласно которому на региональном и федеральном уровне в каждом субъекте России ежегодно проводится ежеквартальный мониторинг ученических знаний (традиционные контрольные работы, тесты и пр.). Он позволяет:

  • определять наличие потребностей субъектов РФ в дополнительном сопровождении ведения курса;
  • сопоставлять и обогащать накопленный педагогический опыт преподавания относительно «молодой» дисциплины;
  • выявлять качественные эффекты программы, выстраивать вектор её корректировки.

Впоследствии результаты мониторинга обрабатываются в специально созданной для этого автоматизированной информационно-аналитической системе (коротко - ИАС). Данные сохраняются и постепенно формируют единую базу данных.

Модули

Урок по основам светской этики для своего чада выбирают родители или любые другие законные представители, которые оформляют заявление в письменной форме и предоставляют руководству школы. Предлагается 6 модулей - это могут быть основы:

  1. Буддийской культуры.
  2. Православной культуры.
  3. Исламской культуры.
  4. Иудейской культуры.
  5. Светской этики.
  6. Мировых религиозных культур.

При этом родителям учеников третьих классов предлагаются мероприятия консультирующего, информирующего, ознакомительного характера для того, чтобы они смогли сделать добровольный, свободный, осознанный и лучший выбор модуля для своего ребенка. Согласно закону, как сама реализация курса, так и помощь законным представителям в определении может и должна осуществляться благодаря привлечению соответствующих централизованных религиозных объединений.

Положительное значение

Курс ОРКСЭ позволяет воспитать в детях патриотизм, любовь, в том числе и к малой родине, её представителям и их труду, помочь усвоить нравственные ценности и развить такие качества, как уважение к другим культурам, терпимость, толерантность. Курс ОРКСЭ направлен на развитие метапредметных и личностных результатов, что окажется полезным при дальнейшем развитии ребенка как ученика.

Кроме этого, именно в рамках данной дисциплины происходит присоединение к школе семьи: родители и другие взрослые помогают детям понять и верно истолковать разные категории (любовь, дружба, альтруизм, вина, мораль, совестливость и др.), заложенные в содержании предмета. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса позволяет добиться максимально эффективных результатов: это выработка умения у ребенка рефлексировать над собственными действиями, проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, работать в коллективе.

Презентация "Итоговый урок по предмету "Основы светской этики"" предназначена для обобщающего урока по светской этике в 4 классе. Урок построен в игровой форме, предложенные задания позволяют повторить и закрепить ключевые понятия курса (совесть, мораль, этика и др.). Данное занятие поможет учителю эффективно завершить курс изучения светской этики. Материал ориентирован на учебник Р.Н. Бунеева, издательство Баллас, но предложенные задания носят универсальный характер и могут быть использованы в разных ситуациях.

Цель урока: формирование понятий «духовность» и «нравственность» как главного регулятора поведения человека. Формирование понимания роли духовных и нравственных ценностей в судьбе человека и человечества.
Знакомство с деятельностью одного из духовных лидеров русского народа - Сергия Радонежского и его ролью в объединении Руси.
Результатами урока должны стать:
Понимание разницы между духовными и материальными ценностями, умение объяснять, почему возникла нравственность, понимать ее значение в жизни каждого человека.
Тип урока: изучение нового материала. Слайды презентации точно соответствуют этапам урока. В разработке присутствуют индивидуальные рабочие листы, раздаточный материал для учащихся и материал с информацией для учителя.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 4 класса

Цель:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Авторская программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной А.Я.Данилюк

Целевая аудитория: для 4 класса

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нравственной категории, а планируемые результаты - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести и нравственных нормах.
Конспект разработан на основе учебника Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект и презентация к уроку по основам светской этики "Зачем семье нужны традиции?". Данная разработка предназначена помочь учителям, ведущим "Основы светской этики" более эффективно провести урок. Разработка соответствует новым требованиям ФГОС. Учтены психологические особенности учащихся, присутствуют задания разной направленности, предусмотрена совместная работа с родителями, начала проектной деятельности, электронная физкультминутка для глаз. Видеоклипы ввиду большого объёма загрузить невозможно, но их можно посмотреть или скачать, соответствующие ссылки имеются. В конспекте есть все необходимые пояснения.


Целевая аудитория: для 4 класса

Цель и задачи урока:
помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал, Ф.Шопен. Ноктюрн №20.

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме - «Россия - наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья - исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники - форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь - образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

  1. Понятие добра и зла.
  2. Что такое долг и совесть?
  3. Достоинство и честь в современном мире.
  4. Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
  5. Высшие нравственные ценности.
  6. Идеалы
  7. Моральные принципы.
  8. Как создается моральный кодекс в школе.
  9. Этикет и моральные нормы.
  10. Диалог: «Школьная форма - за и против». Этикет соответствующих нарядов.
  11. Является ли образование нравственной нормой?
  12. Методы нравственного самосовершенствования.

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

  • «Что такое православие и как я его понимаю?».
  • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
  • «Что такое светская этика?».
  • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
  • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
  • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
  • «Герои России».
  • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или "религиозный".

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать - что можно, а что нельзя.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика - это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой - обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль - ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика - это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет - соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Проект текстового оригинала
учебного пособия для учащихся

Москва


2009
Россия – наша Родина

Вы узнаете

Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение

Чем богато наше Отечество.

Что такое традиции и для чего они существуют.

Основные понятия

Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.

Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Ты и твои сверстники – младшее поколение. Твои родители – старшее поколение. Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства. Так исторически развивалась наша страна.

Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.

Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомните, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.

Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Что такое светская этика

Вы узнаете

Что изучает наука этика.

Что такое философия.

Что такое светская этика.

Основные понятия

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.

Этика - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом. Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости. В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.

Этика изучает Этика изучает мораль и нравственность. Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово нравственность. Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.

Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми? В жизни людей всегда было много бед и страданий. И сегодня в мире существуют бедность, насилие, войны, некоторые люди лгут, крадут, обижают друг друга, мучают животных. Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них. Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом. Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным? Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?

Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика. Светская этика возникла раньше многих современных религий Светская этика возникла раньше многих современных религий , которые включили в себя некоторые идеи светской этики. Но и светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях.

Слово «светское» означает нерелигиозное Слово «светское» означает нерелигиозное. (Определение религии?) Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. (А религии так не считают?)

Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле (а в религии нечеловеческие представления? Зачем вообще упоминание о религии тут). Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.

Вопросы и задания

Что изучает наука этика.

Кто придумал это слово?

Что такое философия?

С помощью родителей дай свое определение понятий «нравственность», «мораль».

Основные понятия

Этика – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Философия (от греч. фило- любовь и софия- мудрость) - «юбовь к мудрости.

Мораль – привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», отсюда произошло слово нравственность.

Культура и мораль

Вы узнаете

Что означает слово «культура».

Как возникла мораль.

Чем отличается природа от культуры

Основные понятия

Культура Мораль (нравственность)

Культура в переводе с латинского языка означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это вторая природа. Культура – это вторая природа.Далекие предки людей предки людей (не люди шили одежду????) стали строить дома, шить одежду, добывать и готовить пищу, создавать разные орудия и инструменты. Постепенно у людей появилось сознание (т.е. дома строили бессознательно), возник язык, с помощью которого они смогли общаться и передавать свои знания детям. Чтобы облегчить свою жизнь, люди стали объединяться (значит сначала они жили поодиночке?). Так появилось общество. Пытаясь понять мир и объяснить, как возник человек, люди создали религию. С течением времени (сначала религия, потом понимание красоты?) они стали понимать красоту, так возникло искусство. Все это – части культуры, среды обитания, созданной человеком.

Создавая материальные и духовные ценности, люди поняли, что если делать всё сообща, помогая, а не мешая друг другу, то результаты будут гораздо лучше. Строить дома, охотиться, выращивать зерно и печь хлеб, воспитывать детей – все это нужно было делать сообща (значит опять сначала были атомы и даже не стаи высших приматов?). Так возникли представления о долге и обязанностях человека. (Как «так»? у обезьян тоже есть совместная деятельность. Значит, и этика у них есть?)

Кроме того, люди узнали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то это облегчает совместную жизнь. А если отлынивать от работы, ссориться, обманывать друг друга или красть чужое, то это делает жизнь людей хуже. Так постепенно возникают идеи о хорошем и плохом, о добре и зле.

В результате люди стали поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Для того, чтобы передавать знания о добре и зле последующим поколениям, люди стали создавать моральные нормы (правила) поведения. Для того чтобы хороших людей стало больше, они стали воспитывать детей, приучая их к хорошему поведению. Так возникает мораль (нравственность) как важнейшая часть культуры.

Как было сказано ранее, культура – это вторая природа. Главное отличие природы от культуры в том, что природа может существовать и без человека. Культура же создается трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, возделывать, ухаживать за ней. (Человек ухаживает за культурой?)

Мораль не только создана людьми, но так же, как и культура, нуждается в постоянной заботе о ней. Кроме того, в отличие от природы, нет одной культуры. Каждый народ в разное время создавал собственную культуру. Эти культуры существуют вместе и обогащают друг друга. (если культуры обогащают друг друга, значит, они единосущны. Радикально иное не может быть воспринято) Мораль (нравственность) так же делают людей лучше (если нет одной культуры, то нет и одной морали. И как же тогда можно говорить что мораль делает лучше, если представление о лучше-хуже постулируются как разные?). Поэтому очень важно изучать культуру и мораль не только своей страны и народа, но и других стран и народов. (разве можно взять чужую мораль? Мораль, а не кухню чужой культуры? Если есть переход этических сюжетов – значит, и отчуждения в этой области между этими к культурами и ранее не было).

Вопросы и задания

Приведи пример совместной работы с родителями, друзьями или одноклассниками.

Как ты думаешь, какие были бы результаты, если работал бы ты один?

Важные понятия

Культура (от лат. K???ultura –возделывание, воспитание, образование) исторически определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.


Особенности морали

Вы узнаете

Что культура бывает духовной и материальной.

Мораль есть особый вид духовной культуры.

Основные понятия

Культура. Материальная культура. Духовная культура. Мораль.

Культура включает в себя не только предметы человеческого труда (материальную культуру), но и представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовную культуру). Иногда духовную культуру называют духовно-практической, потому что от мыслей и знаний людей зависит, как они поступают. Существует много разных видов духовной культуры. Так, например, политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Религиозная культура рассказывает людям о высшем существе (боге), о традициях поклонения ему и общения с ним, о тех правилах, по которым должен жить человек, если он верит в бБога. И есть мораль, как совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

В чем же особенность морали как вида духовно-практической культуры? Чем она отличается от других ее видов?

1. Моральные нормы не являются писанными. Это не значит, что моральные правила нигде нельзя прочитать. Есть много источников, из которых можно узнать о них. Это религиозные книги, труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых говорят о морали. Моральные нормы можно найти и в законах. Большинство законов государства, в том числе и российского, основаны на моральных нормах (например, «не убий», «не укради»). Есть родители и учителя, которые говорят нам, как стать добрыми. Иначе в большинстве других видов духовно- практической культуры. Так, например, законы государства должны быть обязательно записанными, чтобы человек мог знать и исполнять их. Религиозные нормы поведения записаны в священных книгах (только в религиях Книги) (т.е. учения о том, как верить в бога). Но нет единого свода (списка) моральных норм, обязательного для всех. Человек должен сам, изучая разные культуры (без этого не станет добрым? Значит крестьянин, который ничего не знал о верованиях чужеземцев, не был добрым?), читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться быть добрым. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек научается самостоятельно выбирать моральные нормы. Это не означает, что они могут быть любыми. Человек должен научиться выбирать только такие нормы, следуя которым жизнь окружающих его людей, а значит и его жизнь становится лучше (как это определить, если общей морали и культуры нет?).

2. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Милиционер – это человек на службе государства, который следит за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже. Нарушая правила дорожного движения, например, переходя улицу на красный свет, человек создает угрозу жизни себе и другим. Делать этого нельзя, и закон это запрещает. Милиционер – это человек на страже закона, и он может наказать за нарушение закона. В морали ничего подобного нет. В области морали нет «моральных организаций», как и нет особых «моральных стражей». Но это не означает, что нет никого, кто бы «следил» за моралью. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание людей. О хорошем, добром поведении заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых это так же и те люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек. Это означает, что от каждого человека в значительной степени зависит, каковы те моральные правила и нормы, по которым живут он сам и окружающие его люди. Именно от него зависит, какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, будут проходить мимо, не обращая внимания на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное - не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

Вопросы и задания

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны.

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Важные понятия

Материальная культура – предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

Мораль - совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.


ч. 1 Данные об авторе

Понизова Мария Владимировна

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "СОШ с. Аркадьевка"

педагог-организатор

Амурская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Цель урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки

Предмет: ОРКиСЭ 4 класс

Тема урока: Что такое светская этика.

Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

· Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.

· Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Изучение нового материала

5. Физкультминутка-игра

6. Первичное осмысление и закрепление материала.

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация знаний по теме «Россия - наша Родина». Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся :

О чём беседовали с родными и друзьями?

Что нового узнали для себя?

Что их особенно заинтересовало?

Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

4. Изучение нового материала.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.

Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?

А как одним словом всё это можно назвать? /этика/

Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?

Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.(Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1 )

Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)

Аристотель (IV век до н.э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.

Работа с иллюстрациями учебника /слайд/

На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?

Ответ на слайде (стадион, школа, театр - это светские сооружения; все остальные - церковные), светские профессии - учитель, строитель, врач. Т.е.светский (на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую

Светская этика - это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Работа с учебником стр.7 абзац 3-4

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок - пожнёшь привычку;

Посей привычку - пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер - пожнёшь судьбу.

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям - добро или зло? - является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.

Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №

Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда - безнравственно?

5. Физкультминутка-игра.

Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо - руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо - руки вверх)

· Поздороваться при встрече …(вежливо)

· Толкнуть и не извиниться …(невежливо)

· Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

· Перебивать старших…(невежливо)

· Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

· Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

6. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?

Какое поведение вы не одобряете?

7. Итог урока. Домашнее задание.

С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

Рабочая тетрадь задание №3

8. Рефлексия.

Договори предложение:

Мне на уроке было …

Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….

Я узнал, что …

Теперь я знаю, что «светская» - это значит …