Опытный эксперт плеоназм. Семантический плеоназм как речевая ошибка

Комментариев нет

Когда в коротком высказывании масса ненужных слов, то это называется речевой избыточностью или многословием. Например, в течение последних суток были сильные снегопады и выпало большое количество снега.

Когда в письменной или устной речи много лишних слов, то это называется стилистической небрежностью. Она доказывает, что автор не имеет представления об объекте, который описывает. Между многословием и пустословием тонкая грань.

Пример речевой избыточности. Спортивный комментатор соревнований уведомляет: спортсмены, прибывшие на спортивные соревнования, принимают участие в соревнованиях с иностранными спортсменами.

Многословие выступает в виде:

  • плеоназмов - использование слов, которые имеют одинаковый смысл, но лишние в тексте (в результате повседневной обыденности, поднялся вверх, главная суть).
  • тавтологии (вариация плеоназма). Повторный термин, только другими словами (дважды умножаем, необъяснимые феномены). Тавтология явно выражена в соединении слов с одним корнем: Как спросить правильно вопрос?

Лексический повтор, встречающийся в тексте - признак того, что писателю не хватает четкости, лаконичности для формулирования мысли. Иногда лексический повтор способен помочь автору сконцентрировать внимание на чем-то главном, например: Век живи, век учись.

Как использовать речевую избыточность?

Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует

Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.

Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:

  • указать на бедность речи, необразованность определенных героев;
  • усилить смысловую значимость ситуации;
  • выделить определенную мысль в тексте;
  • тавтологическое повторение подчеркивает насыщенность или длительность ситуации, например: “Мы шли и шли”;
  • подчеркнуть плеоназмами признаки предмета или его характеристику. Авторы могут использовать для того, чтобы уточнить чрезмерное количество предметов, например: “А повсюду шарики, шарики, шарики, шарики…”;
  • создание смешных ситуаций, например:“Разрешите мне не разрешать”.

Тавтология

Тавтология - мысль, представленная необоснованными повторениями одних и тех же однокоренных слов. Есть такое понятие, как тавтологическая рифма - повторение одного слова в измененном виде в стихотворной форме.


Однокоренные слова в одном предложении, создающие тавтологию - одна из распространенных ошибок. Таким образом, в одном предложении мы топчемся на одном месте. Это похоже на .

Чтобы в предложении выделить определенную мысль, необходимо очистить его от лишнего, то есть избавиться от тавтологии, примеры: … совершенно закономерно могут вытекать определения, указывающие, что производительность трудового процесса на определенной ступени развития технического процесса определяется совершенно определенной закономерностью.

В данном предложении все запутанно и слишком много повторений. Очищаем его от мусора и получаем:
Производительность труда на разной степени развития технического процесса определена объективной закономерностью — это обоснованный вывод.

Не во всех ситуациях стоит воспринимать слова с одним корнем, как ошибку стилистики. Их не всегда нужно заменять синонимами в одном суждении, в некоторых ситуациях это невозможно, тест может обеднеть.
Пару слов с одним корнем, которые упомянуты в одном отрывке текста стилистически оправдываются, когда считаются единственными носителями значения. Приходится смириться с тем, что в предложении присутствует тавтология, примеры: на кустах расцветают розовые цветы, тренировать команду будет главный тренер.

В русском языке существуют тавтологические совмещения, которые неизбежны: словарь русских слов, бригадир двух бригад, следователи оперативной группы вели расследование.

Когда авторы сталкиваются с такой проблемой, как сочетание русского слова и иностранного, то не понимают точного смысла второго, например: маленький вундеркинд, ведущие лидеры. Прежде чем сочетать иностранные слова с другими, надо думать об их значении.

Тавтологию можно встретить в русском фольклоре и пословицах. Писатели намеренно применяют их для лексической выразительности: дружба дружбой, а служба службой; ходить ходуном; жизнь прожить не поле перейти.

Плеоназм

Этот термин имеет греческие корни и переводится, как “чрезмерный”, “избыточный”.
Разберемся, что такое плеоназм? Означает переизбыток в одном суждении слов одинакового смысла.

Примеры: они увидели мертвый труп; я познакомился с темной брюнеткой; он сидел без слов и молчал.

Перечисленные суждения усложнены лишними уточнениями. Как и другие формы речевой избыточности, плеоназм указывает на недостаточную образованность автора. Нужно проанализировать лексику и научиться вовремя устранять ошибки.

В русском языке существует такой тезис, как “мнимый плеоназм”. Писатели используют его сознательно, чтобы усилить выразительность речи и эффект восприятия.

Плеонастические сочетания используются для фольклора. Еще ранее авторы пользовались экспрессивно окрашенными плеоназмами в рассказах, например: море-океан, пути-дорожки, жили- были.


Ляпалиссиады

Одной из форм речевой избыточности выступают ляпалиссиады. Они создают эффект юмора в трагической (неуместной) ситуации,

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Хочу продолжить серию маленьких публикаций (заметок на полях), посвященных теме трактования довольно часто используемых на просторах рунета оборотов и «словечек». Чуть ранее мы заострили внимание на , и .

Сегодня хочу буквально пару слов сказать за тавтологию и плеоназм (вариант написания «тафтология» считается неправильным, хотя многие именно так это слово и произносят, делая его созвучным с «туфталогия», что в общем-то недалеко от истины).

Что же это такое? Какая крылатая фраза стала по сути синонимом тавтологии и почему чаще всего за это «ругают», а не «хвалят»? Чем плеоназм отличается от тавтологии? Или это одно и тоже? Все это, естественно, на примерах, ибо куда же без них.

Что такое тавтология и плеоназм?

В переводе с древне-греческого слово плеоназм — это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз), а тавтология — это повторение одного и того же (мысли, причины, описания) в одном предложении (по сути, это частный случай плеоназма).

Это то, что можно охарактеризовать термином — речевые излишества (ошибки). Они очень часто режут слух и засоряют нашу речь.

Подчеркну, что плеоназм представляет более емкое определение, ибо избыточность (излишество) в предложении может создаваться ведь не только употреблением похожих по смыслу слов, но и путем фраз, которые смело можно опустить. Примером такого плеоназма, который нельзя назвать тавтологией , могут служить такие вот фразы-пустышки:

  1. По направлению к дому ехала телега (можно убрать фразу «по направлению» и ничего по смыслу не изменится и не потеряется)
  2. Он рассказал мне о том, что... (фразу «о том» можно опустить без утери сути и лаконичости)
  3. Полезный навык (слово «полезный» тут лишние, ибо навык сам по себе подразумевает «полезное умение»)

Вроде бы пустяки, но это мусор, который засоряет наш мозг.

Но все же, под плеоназмами чаще всего подразумевают именно дублирование смыслов, т.е. чистой воды тавтологию. К тому же такие примеры намного ярче и производят больше впечатление, чем то, что уже было приведено выше.

Примеры тавтологии и плеоназма

Чаще всего такое безобразие происходит, когда употребляют однокоренные слова стоящие рядом . Это можно назвать «детской болезнью», ибо присуще чаще всего именно тем, кто только учится правильно и, что важно, четко формировать свои мысли.

Наверное, вы уже сталкивались с тем, что кто-то кому-то говорит, что это дескать «масло масляное» . По сути, данная фраза уже стала сейчас синонимом слова «тавтология» и ее гораздо чаще употребляют, когда хотят указать человеку на выявленный в его речи очевидный недостаток, связанный с речевыми излишествами. «Ну, это же масло масляное!» — говорят в таких случаях.

Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:

  1. старый старик
  2. заплатить плату
  3. высокая высота
  4. гость в гостях
  5. спросить вопрос
  6. белые белила
  7. проливной ливень
  8. писатель описывает
  9. рассказчик рассказал
  10. улыбнулся широкой улыбкой
  11. заработанная зарплата
  12. звенящий звонок
  13. закончить до конца
  14. добродушный добряк
  15. дымом дымится
  16. маленькие мелочи
  17. болел болезнью
  18. открытия открывать

Но есть примеры плеоназма (тавтологического толка, т.е. излишество за счет дублирования смыслов, а не за счет пустых фраз), когда используют не однокоренные слова, но очень близкие по смыслу:

  1. отрицательный недостаток
  2. горячий кипяток
  3. более лучшее
  4. очень прекрасно
  5. впервые познакомиться
  6. бесплатный подарок
  7. светловолосая блондинка
  8. мертвый труп

Ну, и еще примеры плеоназма без тавтологии (просто одно из слов лишнее, ибо по-другому просто быть не может и уточнять будет излишне):

  1. январь месяц
  2. минута времени
  3. затылок головы
  4. перспективы на будущее
  5. главный фаворит
  6. промышленная индустрия
  7. моргать глазами

Примеры не раздражающей тавтологии п плеоназмов

Однако, есть примеры, когда явная тавтология совсем не раздражает :

  1. варить варенье
  2. начать сначала
  3. застегивать застежку
  4. угощать гостя
  5. закрыть крышкой
  6. облокотиться на локоть
  7. белое белье
  8. черные чернила
  9. приснилось во сне
  10. несоразмерность размера
  11. цветы расцветают
  12. отслужить службу
  13. битком набита
  14. сегодняшний день
  15. высочайшие вершины
  16. остановите на остановке
  17. делать дело
  18. шутки шутить
  19. петь песни
  20. тренировать у тренера
  21. работу работать
  22. красная краска (оба слова фразы имеют в своей основе корень «красивый»)

Так же можно много привести примеров, когда явные плеоназмы таковыми уже особо и не смотрятся из-за их частого и повседневного употребления:

  1. мимика лица
  2. спускаться вниз
  3. подниматься вверх
  4. другая альтернатива
  5. толпа людей
  6. сжатый кулак
  7. упал вниз
  8. идти пешком
  9. в конечном итоге
  10. лично я
  11. реальная действительность
  12. моя автобиография
  13. молодой парень
  14. полезный навык (навык — это само по себе «полезное умение»)

Объясняется последнее, скорее всего, просто силой привычки. Если вы эти фразы слышите с детства, употребляете их сами и все ваши окружающие, то замечания по поводу того, что это тавтология будут выглядеть просто напросто неуместными. Эти фразы уже не режут слух, как те, что употребляют по недоразумению.

Часто «тафто-фразы» приходят в нашу речь из пословиц и поговорок :

  1. сказка сказывается
  2. сидеть сиднем
  3. горе горькое
  4. ходить ходуном
  5. жизнь прожить
  6. есть поедом
  7. без вины виноватый
  8. вольному воля
  9. пропадать пропадом
  10. видать виды

Очень часто к устоявшимся (не разражающим) тавтологиям (плеоназмам) приводят употребления в одной фразе слов заимствованных из разных языков , но означающих почти одно и то же:

  1. выставочный экспонат (экспонат — это по определению «выставляемый предмет»)
  2. народная демократия (демократия — это и есть по определению «власть народа»)
  3. мемориальный памятник (мемориал — это и есть памятник по определению данного слова)
  4. впервые дебютировать
  5. свободная вакансия
  6. внутренний интерьер
  7. прейскурант цен
  8. госпитализировать в стационар
  9. памятные сувениры
  10. период времени
  11. полный аншлаг
  12. импортировать из-за рубежа
  13. первая премьера (первый дебют)
  14. народный фольклор

Кроме силы привычки, тавтология может использоваться для усиления эффекта . Об этом можно судить по большей части приведенных выше примеров. К ним еще можно добавить, например:

  1. крепко накрепко
  2. целиком и полностью
  3. истинная правда
  4. горе горькое
  5. яснее ясного
  6. суета сует
  7. полным полна
  8. всякая всячина
  9. нелепый абсурд

Как не допускать тавтологии и плеоназмов в своей речи ? Побольше читать (или писать, как это делаю я 🙂). Тем самым вы неизбежно будете повышать свой словарный запас и формировать культуру речи. Все банально, но, к сожалению, в текущем 21 веке интернета не так то уж просто и осуществимо, ибо мы регулярно читаем лишь заголовки новостей и сообщения в соцсетях таких же как мы сами «книгочеев».

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка
Контекст - что это такое? Синекдоха - это пример метонимии в русском языке Эпифора - это повторение с особым смыслом
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона) ЛОЛ - что это такое и что значит lOl в интернете Как правильно пишется ВРЯД ЛИ Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Инверсия - это красивое коверканье русского языка Словосочетания - это смысловые конструкции русского языка


В глазах большинства повторять - значит доказывать.
А. Франс

Много говорить и много сказать не одно и то же.
Софокл


Неоправданное прибавление слов называется плеоназм от греческого pleonasmos - избыток.

Прибавление может быть оправдано, когда не скрывают повторов, когда хотят лучше закрепить сказанное, лучше передать настроение. Лучше передают настроение такие прибавления как самый лучший , наилучший , истинная правда , путь-дорога , самый-самый , честное-пречестное , правда-правда , высоко-высоко , холодно-прехолодно , яснее ясного

Хорошо смотрится плеоназм в шутках: морда лица , глупый дурак , шутка юмора , свободный досуг отдыха , маленькая насекомая букашка , кляйне швайне поросёнок . Знакомый называл заработок окладом денежного содержания . Я думал, что это шутка, но затем обнаружил этот плеоназм в официальном тексте.

Когда избыточные слова используют не в шутку, не для эмоционального усиления, они затрудняют понимание, затемняют смысл.

Многословием хотят показать свою «образованность». Унтер Пришибеев из чеховского рассказа говорит в суде «утоплый труп мертвого человека». Пришибеев такими словами пытается набить себе цену перед судьей и мужиками. Знакомый философ гордился, что его пространную диссертацию никто так и не понял. Когда я учился на экономическом факультете университета, наш преподаватель, знаменитый академик, ставил пятерку студенту, который успевал на письменном экзамене за 3-4 часа написать самую большую работу. Другие тоже могли получить пятерку, но только если работа качественная. Этот академик приучал нас к тому, что отличником в экономике можно быть и за счет количества. Все мы тогда учились по Марксу, который понимал важность объема. Работая над «Капиталом», он 18 июня 1862 года пишет Энгельсу: «Я сильно увеличиваю этот том, так как немецкие собаки измеряют ценность книги ее объемом».

Конечно, если достигать большого объема простым повторением одного и того же, то тебя быстро раскусят. Повторять следует незаметно, выдавая повтор за нечто новое, за толкование, за динамику мысли. Но когда одно и то же выдается за разное, это вводит в заблуждение. Эти замаскированные повторения называются тавтологиями (от греческого tauto - то же самое, и logos - слово). Обманчиво кажется, что это не повторение, а уточнение смысла, что наряду с транспортными перевозками существуют ещё какие-то перевозки, а наряду с либеральными свободами бывают ещё какие-то свободы. Тавтология - частный случай плеоназма.

Тавтология перестает быть тавтологией, когда за словами, из которых она состоит, твердо закрепляются новые значения. Значения, явно отличающиеся от первоначальных. Например, белое бельё - тавтология лишь в том случае, если под «бельём» понимается только белая ткань, как это и было первоначально. Но сегодня слово «бельё» никто так не понимает. Поэтому белое бельё уже не тавтология. То же самое можно сказать о красной краске и чёрных чернилах.

Плеоназм может иметь форму излишнего уточнения. И опять это замаскированное излишество приводит к ложным мыслям. Излишне уточнять, что ромашка растительная, щука рыбная, китаец человеческий, железо металлическое, а лев звериный. Ведь не бывает нерастительных ромашек, нерыбных щук, нечеловеческих китайцев, неметаллического железа и незвериных львов. Так же излишне говорить о квадратных четырехугольниках, китайских людях, железном металле, львиных зверях, снеговых атмосферных осадках, детском населении, исторической памяти. Разве, что в шутку.

Но такие излишние уточнения мы встречаем даже в законах. Пример: денежные средства, заёмные обязательства, штрафные санкции, правовые возможности или правомочия. Ведь деньги всегда средства, заём всегда порождает обязательства, штраф - всегда санкция, наказание - за правонарушение, а права - это всегда возможности. Говорить о денежных средствах, заемных обязательствах, штрафных санкциях и правовых возможностях так же нехорошо, как говорить о яблочных фруктах, кастрюльной посуде, брючной одежде, треугольных многоугольниках, женских людях.

Плеоназм денежные средства свидетельствует о плохом понимании того, что такое деньги и средства.

Излишне говорить социальная справедливость, трудовая деятельность, процесс производства, учебный или переговорный процесс, так как справедливость исключительно социальный феномен (несоциальной справедливости не бывает), труд - всегда деятельность, а деятельность, включая труд и переговоры, всегда процесс. Излишне говорить жизнедеятельность или наукоучение. Ведь жизнь неотделима от деятельности, как и наука от учения.

Нехорошо технику называть технологией. Энергию - энергетикой. Среду, в которой мы живем, - экологией. Рост производства - экономическим ростом. Центр - эпицентром, гениальность - конгениальностью. Всё это плеоназмы, излишества.

Конгениальность - это от Остапа Бендера. Но с Остапом Бендером все понятно. Он мошенник, который бойкими словами гипнотизировал свои жертвы. Технологией оправдано называть науку о технике, но не саму технику. Энергетика - это отрасль промышленности, которая вырабатывает энергию, но не сама энергия. Экология - это наука об окружающей среде, но не сама окружающая среда. Экономика - это наука о хозяйстве, но не само это хозяйство. А эпицентр может быть очень далеко от центра.

Любовь к словесным излишествам попахивает мошенничеством, нечестностью или глупостью.

А теперь обещанная сотня в алфавитном порядке:

1. адрес места нахождения, адрес места жительства
2. активная деятельность
3. акватория водных объектов, водная акватория
4. антагонистическая борьба
5. апелляционная жалоба
6. арбитражный суд
7. валютные ценности
8. все и каждый
9. выплаченная (заработная) плата
10. гарантии обеспечения, обеспечение гарантий
11. героический подвиг
12. государственная политика
13. дебиторская задолженность
14. действия и поступки
15. действующий акт
16. деловая операция
17. делопроизводство, производство по делу
18. демократическая республика
19. денежные средства
20. депозитный вклад
21. деятельность трудовая, производственная, предпринимательская
22. долговое обязательство, долг и обязанность
23. жизнедеятельность
24. заданные данные
25. заёмное обязательство
26. имущественные права
27. интерактивные взаимодействия
28. информационное сообщение
29. исполнение исполнительного документа
30. истинная реальность
31. историческая память, историческое время, исторический процесс
32. карательная репрессия
33. коммерческая торговля
34. конкурентная борьба
35. кредит доверия
36. легитимный закон
37. либеральные свободы
38. ложная утопия, ложный вымысел, ложное измышление
39. люди и общество
40. межевые знаки границ, границы раздела, раздел границ
41. надзор и контроль
42. налоги и сборы, налогообложение
43. народная демократия, народная республика
44. наукоучение
45. неделимый индивид
46. незаконное бандформирование
47. оговоренный договором
48. оперативная деятельность, операция по реализации
49. опытный эксперт
50. памятный сувенир
51. переоценка ценностей
52. постоянная константа
53. политическое государство
54. права и свободы, право на свободу
55. право на правосубъектность
56. правомочие, правовая возможность
57. правовая справедливость
58. право собственности
59. право справедливости
60. прейскурант цен, тарифов
61. производство работ
62. процесс трудовой, производственный, учебный, переговорный
63. работы и услуги
64. разрешительно лицензионный, разрешения и лицензии
65. расчётный счёт, расчёты по счёту, расчёты с подотчетными лицами
66. реальная действительность
67. революционный переворот
68. регистрационный учет, регистры учёта
69. реорганизация организации
70. свободная вакансия
71. сервисные услуги, сервисная служба
72. содержание с иждивением
73. социальная общность, социальное общество, социальная структура общества
74. социальная справедливость
75. справедливое право
76. срок отсрочки
77. счета учёта
78. суеверная вера
79. товарный рынок
80. транспортные перевозки
81. управление и контроль
82. управление экономикой
83. учёт расчётов
84. учётная регистрация, учётный регистр
85. учётно-отчётный
86. фактические обстоятельства
87. форма оформления
88. хозяйствующий хозмеханизм…
89. холистическая (иногда холистская) система
90. цейтнот времени
91. целостная система (иногда системная целостность)
92. частная собственность
93. человек и гражданин, человек и общество
94. штрафные санкции, штрафы и пени
95. экономика хозяйства (домашнего, народного, сельского)
96. экономика и управление
97. энергичная деятельность
98. эпицентр событий
99. этатическое (этатистское) государство, этатическая (этатистская) политика
100. юридические права, юридическая справедливость.

Не все признают в вышеприведенных выражениях плеоназмы. Например, мне говорили, что историческая память - полезное словосочетание, призванное отличить личные воспоминания от истории целого народа, что кроме штрафных санкций бывает выговор или неодобрение, а наряду с денежными средствами бывают неденежные средства . Если вы согласны с моими оппонентами, я отвечу на такие и подобные им возражения в комментариях.

ПЛЕОНАЗМ - употребление лишних слов, не добавляющих к сказанному нового смысла, т.е. дублирование смысла, а НЕ корней.
Например: "вернуться назад", "памятный сувенир", "прейскурант цен", "свободная вакансия", "другая альтернатива", "ностальгия по родине", "внутренний интерьер", "защитный иммунитет", "первая премьера", "народный фольклор", "упасть вниз", "предварительный анонс", "жестикулировать руками", "главный приоритет", "инкриминировать вину", "полное фиаско", "воспоминания о былом", "огромный мегаполис", "сам лично", "своими собственными ушами (глазами, руками)", "попытка покушения", "имеет место быть", "тяжелый сизфов труд", "путеводная нить Ариадны", "рабочий класс трудового народа", "истинная правда", "целиком и полностью", "народная демократия", "спускаться вниз", "подниматься вверх", " более лучшее положение", "полное право", "лично я", "моя автобиография", "объединенный союз", "сервисное обслуживание".

НО! В литературе и поэзии допускается наличие плеоназма. Вот как мы выкинем из сказок: путь-дорожка, жили-были, море-океан?

***************

ТАВТОЛОГИЯ или ТОЖДЕСЛОВИЕ - употребление однокоренных слов (т.е. близких по значению), создающих смысловую избыточность.
1)Допускается в литературе: "дружба дружбой, а служба службой", "битком набит", "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", "сидит сиднем" "горе горькое", «смехом посмеются», загадывать загадки.
2) Тавтология - лексическая ошибка в обычной речи и публицистике. Например: "соединить воедино", "станцевать танец", "возобновляться заново", "масло масленное", "стол есть стол", "проливной ливень", "рассказчик рассказывал", "высочайшие вершины".

*****************

Рецензии

Есть ещё так называемая скрытая тавтология, сочетания со словами иностранного происхождения, например, "сервисное обслуживание".

Думаю, "ностальгия по родине" - необязательно плеоназм, можно ведь ностальгировать не только по родине, но и по прошлому. Хотя, конечно, зависит от контекста.

В целом заметка полезная.

"сервисное обслуживание". О! Спасибо, Энди. Сейчас добавлю к этой копилке плеоназма.
Ностальгия по прошлому - приемлемо, а по родине - нет.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В русском языке существуют понятия речевая недостаточность и речевая избыточность. Речевая недостаточность возникает, когда смысл речи теряется, если пропущено то или иное слово, например: Он помогал родителям в поле, хотя шел всего одиннадцатый год. Правильнее было бы сказать: ему шел одиннадцатый год.

Речевая избыточность – это повторная передача одной и той же мысли. Она может принимать форму плеоназмов, которые часто проявляются при соединении однозначных слов, например: долгий и продолжительный, смелый и мужественный.

Плеоназм (от греч. pleonasmós - излишество), употребление слов, излишних для смысловой полноты. Плеоназм нарушает нормы лексической сочетаемости, используется авторами, на наш взгляд, чаще всего как стилистический прием для придания речи выразительности.

Плеоназм обычен в разговорной речи. Некоторые плеонастические словосочетания закрепились в языке и не считаются ошибочными, например: спуститься вниз, подняться наверх, период времени, экспонат выставки (латинское exponatus означает «выставленный напоказ»), народная демократия (демократия в переводе с греческого языка «власть народа»).

Также плеоназмы часто встречаются во фразеологических оборотах: ходить ходуном, битком набит, есть поедом. Такие плеоназмы не противоречат литературной норме.

Типичными примерами плеоназма являются словосочетания: первая премьера (достаточно премьера – «первое представление спектакля, фильма или исполнение музыкального произведения»), атмосферный воздух (достаточно воздух – «смесь газов, образующая атмосферу Земли»), возвратиться назад (глагол «возвратиться» указывает на движение назад, в обратном направлении), импортировать из-за рубежа (достаточно импортировать – «ввозить из-за границы»).

Античная стилистика подводит многословие речи под три понятия: периссология - накопление одинаковых по значению слов, как правило, синонимов; макрология - обременение речи излишними пояснениями, например придаточными предложениями; тавтология - буквальное повторение равных по значению слов.

Новейшая стилистика применяет ко всем этим понятиям общее обозначение - тавтология.

Тавтология и плеоназм - это почти одно и то же. Но есть тонкие отличия, которые разграничивают эти понятия. Если плеоназм - это именно словесная избыточность, то тавтология - тождесловие.

Тавтология (от греч. tauto - то же самое и logos - слово), сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов, например: истинная правда, целиком и полностью, удаляться все дальше. Часто имеет видимость ненужного повторения. Особенно часто название «тавтология» применяется там, где имеет место повторение однокоренных слов.

Тавтология может проявляться на разных уровнях.

Часто возникает на уровне лексики: в конечном итоге (правильно «в конечном счёте» или «достаточно в итоге»).

Своеобразное проявление тавтологии можно встретить на уровне грамматики, например, при образовании сравнительной степени прилагательных: более важнее (является грамматической ошибкой поскольку сравнительная степень образуется при помощи суффикса –ее или же при помощи слова более). Иногда при образовании превосходной степени, например: «Однако, как ни интересны, как ни замечательны те мысли, которые Тютчев прямо высказывает в своих стихах, мысли продуманные им, осознанные – гораздо замечательнее то сокровенное содержание его поэзии, которое вложено им в стихи бессознательно, в силу тайной творческой интуиции» (В. Брюсов «Далекие и близкие»)

Зачастую в повседневной разговорной речи тавтология представляет собой лексическую ошибку. Это происходит в том случае, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: соединить воедино, станцевать танец, по-спортивному относиться к спорту, подтвердить утверждение. В словосочетании «моя автобиография» допущена лексическая ошибка, достаточно было сказать «автобиография», так как само слово подразумевает самостоятельное описание жизни человека.

С каждым днем все более широко употребляются некоторые тавтологические словосочетания в разговорной речи, например «спросить вопрос». Тавтология бессодержательна и пуста как таковая, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение.

Таким образом, употребление тавтологии в разговорной речи является ошибкой, а в публицистике и художественной литературе тавтология допускается, как средство речи, придающее ей выразительность и желаемый оттенок, несущее специфическую смысловую нагрузку.

В фольклоре часто встречается повторение сложных предложений или обособленных групп слов, использующееся для усиления эмоциональности звучания фразы. Такие повторы называются рефреном, в фольклоре такой прием является традиционным, поэтому вопрос «можно ли считать рефрен – разновидностью тавтологии» остается открытым.

В практической части данной работы мы проведем исследование путем изучения тавтологии в литературных произведениях различных жанров и авторов.

Аналитическая часть

Описание исследования

Наше исследование состоит из нескольких этапов:

1. Исследование тавтологии в устном народном творчестве, а именно в песнях, сказках, сказаниях, былинах.

2. Исследование тавтологии в пословицах и поговорках.

3. Исследование тавтологии в литературных произведениях различных авторов.

4. Исследование видоизменений тавтологии, начиная от употребления её в устном народном творчестве до использования её в литературных произведениях различных авторов.

В данном исследовании мы использовали метод сравнительного анализа.

Исследование

О тавтологии как приеме художественной выразительности и экспрессивности речи прекрасно знали наши далекие предки: один-одинешенек, грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян, горе горькое. Под Черниговом силушки черным-черно, черным-черно, черней ворона («Соловей-разбойник»); О светло-светлая и украсно украшенная земля Русская! («Слово о погибели Русской земли»). Тавтология в фольклоре дает звуковой повтор, так называемую аллитерацию. Аллитерация же придает фольклору выразительность.

В сборнике русских народных сказок А. Н. Афанасьева существует сказка под названием «Диво-дивное, чудо-чудное», где можно увидеть сразу два тавтологических оборота.

Тавтология встречается не только в русском фольклоре, также её можно встретить, например, в корейских народных сказках: «Пошла девушка к озеру, плачет, слезами заливается, нет больше ее отца, в озере утонул» («Озеро Чжанчэ»), в кельтской поэзии, широко пользующейся тавтологией как художественным приемом: «. Ибо в битве, в борьбе и в бою, казалось ему, они были равны. » «Легче пасть от копья силы, смелости и ловкости боевой, чем от копья позора, стыда и поношения» («Ирландские саги», пер. А. Смирнова).

Особое место тавтология занимает в пословицах и поговорках: дружба дружбой, а служба службой; вольному воля; слыхом не слыхать, видом не видать; мал мала меньше.

Здесь экспрессивность и поэтичность речи нейтрализует смысловую избыточность.

В фольклоре, особенно в былинах, часто встречается повтор обособленных групп слов, например в былине «Садко»:

О денежках тридцати тысячах:

Как повыкупить Садку товары новгородские,

Худые товары и добрые,

Не оставить товару ни на денежку,

Ни на малу разну полушечку.

Вставал Садко на другой день раным-рано,

Говорил к дружине ко хороброей:

«Ай же ты, дружинушка хоробрая!

Возьмите золотой казны по надобью,

Выкупайте товар во Нове-граде!»

И распущал дружину по улицам торговым,

А сам-то прямо шел в гостиный ряд,

Как повыкупил товары новгородские,

Худые товары и добрые,

Не оставил товаров ни на денежку,

Ни на малу разну полушечку!

Подобные повторы, более похожие на тавтологию, присутствуют в литературных произведениях самых разных авторов. У В. Я. Брюсова:

Как царство белого снега,

Моя душа холодна.

Какая странная нега

В мире холодного сна!

Как царство белого снега,

Моя душа холодна.

У К. Бальмонта («Безглагольность»):

Приди на рассвете на склон косогора,-

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада,-

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Это средство широко используется в художественной литературе, обычно с целью конкретизации деталей повествования или усиления эмоциональной выразительности, оценок:

Давешний страх опять охватил его всего, с ног до головы. (Ф. Достоевский, «Преступление и наказание»);

«Верно, вы меня не любите, верно, вы ничего не видите», и вдруг как бросится мне на шею, обвила меня руками, заплакала, зарыдала!» (Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» ч. 1, гл. XII Катастрофа);

– Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите. (А. Чехов, «Ионыч»).

У А. Блока в стихотворении «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь» есть скрытый плеоназм: имя «Сольвейг» принадлежит героине драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», и по–норвежски оно значит именно «солнечный путь», «солнечный след».

Особенно часто тавтология встречается в произведениях, имеющих фольклорную основу: Им назад не воротиться (В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-Царевны»);

Намеренное использование однокоренных слов служит средством лексической выразительности в художественной литературе и публицистике: Закон есть закон (из газеты);

Как ум умен, как дело дельно,

Как страшен страх, как тьма темна!

Как жизнь жива! Как смерть смертельна!

Как юность юная юна!

(З. Эзрохи)

Тавтология употребляется с древних времен по наши дни. В народном творчестве этот прием использовался особенно часто, имел особенную экспрессивную окраску и являлся особенностью фольклора.

Особенно часто тавтологию в своих произведениях использует Н. Гоголь:

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! («Тарас Бульба»);

Позвольте вам этого не позволить, – сказал Манилов с улыбкой. («Мертвые души»);

Горьким смехом моим посмеются (Н. Гоголь).

В своих произведениях Гоголь использует тавтологию, чтобы передать внешность и речевые характеристики героя.

Тавтология создает гротеск, придающий произведению или эпизоду фантастическое начало: В самом деле, чрезвычайно странно! – сказал чиновник, – место совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин. Да, до невероятности ровное! («Нос»).

Тавтология распространена в сатире, ярким примером являются произведения М. М. Зощенко: родной родственник («Не надо иметь родственников»); Вот вы смеетесь и зубки скалите, – сказал Вася, – а я действительно, Марья Васильевна, горячо вас обожаю и люблю («Любовь»).

В своих произведениях М. М. Зощенко иногда использует эвфемизм. Эвфемизм (греч. ευφήμη - «благоречие») - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений, например, жена, супруга то есть («Богатая жизнь»).

Ненормативная лексическая избыточность выступает здесь средством речевой характеристики персонажей, автор создает портрет героя. Автору с помощью тавтологии, а также с помощью эвфемизмов удалось создать особенный язык произведения, ярко отличающийся от других.

Заключение

Для того чтобы читатель лучше понял основную мысль произведения, авторскую позицию писатели используют различные художественные приемы. Зачастую в литературных произведениях встречается такой прием как тавтология. По определению тавтология является речевой ошибкой, однако авторы используют тавтологию как художественный прием.

«Тавтология во многих случаях усиливает эмоциональное воздействие речи, если вводится как оправданный стилистический приём, а не является результатом стилистической неряшливости. » (В. Козловский «Словарь литературоведческих терминов»).

Тавтология рассматривается как крайность, переходящая в «порок стиля»; граница этого перехода зыбка и определяется чувством меры и вкусом эпохи. В фольклоре тавтология приобретает стилистическую выразительность, экспрессивную окраску, усиливает поэтическую сторону речи; в литературе употребляется для усиления эмоционального воздействия; в разговорной же речи его стараются избегать.