Очень старый человек с огромными крыльями краткое содержание. Скрещение западноевропейской модернистской традиции с национальным мифопоэтическим видением в рассказе габриэля гарсиа маркеса "старик с крыльями"

В новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями» говорится об ангеле - стареньком деде, который упал лицом в грязь, барахтается там, но не может встать, так как ему мешают большие крылья. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, как у дряхлого деда, большие птичьи крылья, общипанные и грязные», «говорил на непонятном языке». Т.е. он совсем не отвечал человеческим представлением об ангелах небесных. Поэтому жители так и отнеслись к старику с крыльями - держали в курятнике, бросали пищу, как животным, и тыкали и толкали, чтобы лучше рассмотреть. Со временем хозяева, которые нашли ангела, стали иметь из этого еще и незаурядную выгоду - огородили двор забором и пропускали желающих посмотреть на чудо за плату. Они быстро разбогатели.

Ангелу приходилось также терпеть жестокие затеи сына Пелайо и Элисенды, который подрос и залезал в курятник. Он даже заразил старика ветряной оспой.

Когда помещение, где жил ангел, разрушилось от времени, старик с крыльями бродил по дому. Его отовсюду гнали, а «Элисенда в отчаянии кричала, что это настоящее мучение - жить в этом аду, напиханном ангелами». Женщина облегченно вздохнула «за себя и за него», когда увидела, что ангел отлетает.

В этой новелле обычное, будничное переплетается с фантастическим, выдуманным, а много картин - символические, содержат глубокий подтекст. Море символизирует бушующую и противоречивую жизни. Свежий морской ветер - ощущение свободы, поезд к широкому, безграничного пространства. Люди потеряли способность воспринимать чудо, красоту, мечту, сосредоточились на будничному, из всего хотели иметь пользу, поэтому и не восприняли старика с крыльями, как ангела, небесное послание. Только врача «более всего привели в удивление крылья старика, которые были такими естественными в этом организме, которое возникло логический вопрос, почему их нет у других людей». Эти крылья - символ духовного взлета. Они являются знаком того, что человечеству надо выздороветь морально, расправить крыла и подняться к духовным вершинам.

Образ ангела - это воплощение прекрасного, стремление к высокому идеалу. К сожалению, в современном мире нет места для ангелов. Люди не способны воспринять высокие, благородные истины, они находятся в плену равнодушия, корысти, расчета. Но автор имеет надежду на лучше, поэтому ангел не умирает, а выздоравливает и отлетает в поднебесье. Но возвратится ли он? Наверное, когда люди станут идеальнее. И вид у него будет намного лучшим, а сейчас он такой, которого заслуживают эти люди, он - отображение их души.

В семье рыбака Пелайо и его жены Елисенды случилось несчастье: заболела единственный ребенок. Однажды утром, вернувшись с моря, Пелайо увидел на своем дворе старенького деда с крыльями. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, которую старика, большие птичьи крылья, общипанные и грязные, лежали в болоте, и все это вместе придавало ему смешного и замысловатых форм …» Супруги осмелилось обратиться к старому, но тот ответил им какой непонятном языке. Тогда Пелайо и Елисенда позвали соседку, много видела странного в жизни, и та сразу сказала, что это ангел, который, возможно, прилетел за ребенком, но ливень сбила его на землю.

Вскоре все село узнало, что в доме Пелайо находится живой ангел. Рыбалка, предупрежден соседкой, что ангелы в это время года являются очень опасными, запер старика в проволочном курятнике. А когда наконец утих дождь, оказалось, что ребенок супругов выздоровела. Пелайо и Елисенда решили, что утром дадут ангелу воды, пищи на три дня и отпустят старого в открытое море. Но когда они вышли во двор, оказалось, что возле курятника скопились соседи, которые бросали старом пищу через сетку, словно цирковой животному.

И все думали, что делать с ангелом: некоторые предлагали назначить его председателем вселенной, другие — генералом, который выиграл бы все войны, третьи — вывести с его помощью новый род крылатых людей.

Появился и отец Гонзага. Он поздоровался со старым латыни, но тот в ответ буркнул что-то на своем языке. «Священнику сразу не понравилось то, что ангел не понимает Божьей языка и не умеет уважать Божьих слуг. Потом отец Гонзага заметил, что старик слишком похож на земного человека … и ничего в жалкой внешности старика не свидетельствовало о величии и достоинстве ангела ».. Поэтому, выйдя из курятника, священник предостерег прихожан, сказав, что крылья ни о чем не свидетельствуют, и они — атрибут не только ангелов, ибо и дьявол умеет перевоплощаться и обманывать неосторожных людей. Но эта речь не имела никаких последствий. Вскоре во двор Пелайо набилась уйма людей, которые чуть не развалили дом. И тут Елисенди пришло в голову брать с каждого, кто хочет посмотреть на ангела, деньги — пять сентаво. Люди шли и шли, и Пелайо с Елисендою вдруг обнаружили, что «у них собралась уже кругленькая сумма; менее чем за неделю они заполнили медяками все сосуды, которые имели в доме …».

Двор Пелайо снова стало безлюдным, хотя хозяева не имели на что жаловаться, за полученные деньги они перестроили дом, завели целую кроличью ферму, накупили много дорогих нарядов. Но ангел так и остался в курятнике. Ребенок рос, начала ходить, играла в курятнике, ангел относился к ней так же равнодушно, как и к другим. «Однажды мальчик и ангел одновременно заболели ветряной оспой. Вызвали врача. … Больше врача удивили крыла старого, которые были такими естественными в этом организме, возник логичный вопрос: почему их не имеют другие люди »?

Через несколько лет мальчик пошел в школу, новый дом состарился, а курятник совсем развалился, и ангелу некуда было деваться. Он слонялся по двору, домом и мешал хозяевам. Ангел очень постарел, уже почти ничего не видел, а из крыльев повыпадали перьев. Хозяева даже боялись, что старый умрет, но ангел выздоровел, и у него даже начало расти долгое и твердое перья, как у старых птиц. А однажды утром Елисенда увидела, что ангел пытается взлететь, и хотя не сразу, но ему удалось подняться вверх. Елисенда долго смотрела вслед ангелу, «который наконец собрался от них и полетел в сторону моря, превратившись в маленькую черную точку».

Сочинение по рассказу Г. Маркеса «Старик с крыльями». Идет дождь. Пелайо с Элисендой выбрасывают крабов, которые заползают в дом. Крабы не волшебные, а обычные, и болезнь у их ребенка настоящая, с высокой температурой. А вот ангел, который попал к ним во двор и барахтается огромными крыльями в грязи - это уже чудо. И как оказалось, совсем не бедствие он принес и не за ребенком их прилетел, чтобы забрать его на небо, а совсем наоборот - на утро ребенок проснулся здоровой и веселой. Может, благодаря ангелу? А может, и нет. Пелайо и Элисенда этого не знают, да и не очень стараются, так как ангел - это для них лишние хлопоты. Языка их ангел не понимает, да и вид имеет совсем не ангельский - какой-то беззубый, маленький старик с облысевшей головой. Крылья, у него есть, и даже врач, который осмотрел его, пришел в изумление: крылья растут так органически в его теле, что возникает вопрос: почему они не растут у людей?

Это кто же болен - ангел, который не может взлететь, или эти люди, для которых цирковой интерес, стремление развлечься, жажда обогащения перекрывает что-то высшее, большее, ценнее?

Думаю , что Маркес хочет показать равнодушие человека ко всему - он уже привык к различным чудесам, то и ангел - просто зверь, не более того.

«... и посмотрел Господь Бог на землю, и вот она растлена: так как всякая плоть исказила путь свой на земле...» Бог насылает потоп на землю, чтобы очистить скверную, уничтожить зло. Маркес использует библейский вариант: дождь идет уже трое суток, и в это время появляется пострадавший ангел. Если бы человек остановился и подумал, он бы поняла, что это знак Божий, это испытание, посланное с неба, чтобы установить равновесие между добром и злом, чтобы спасти людей. Но не только простые люди не имеют почтительности к ангелу, не хотят защитить несчастного старика и церковные служители. Крылья для них не доказательство ангельской принадлежности, а вот документ, бумажка от самого Папы могла решить все.

С весной ангел начал набирать сил. Он возрождается, как и земля, становится моложе, сильным, взлетает в небо и бросит тех людей, что так и не смогли, не захотели найти с ним общий . На глазах у Элисенды - слезы, но не от того, что их покинул ангел, а от того, что она режет лук. Ее чувств не хватило даже на такой простой человеческий поступок. Маркес символически, благодаря намекам и аллегории показывает естество современного человека, который из всего хочет иметь только выгоду и не замечает, что необыкновенное, святое, спасительное - рядом. Очень часто так бывает в жизни: человек ждет чего-то большего, мечтает о лучшем, не замечая того, что это «лучшее» уже есть, его только нужно заметить и принять. Я думаю, что каждый в своей жизни должен найти такого утраченного ангела. Я из-за своей глупости потерял друга, так как рядом были будто лучше. Теперь я понимаю свои ошибки, и у меня тоже временами выступают слезы. И они совсем не от лука...

Уже довольно-таки давно, что я успел об этом позабыть, мой друг настоятельно мне посоветовал прочитать Маркеса. Благо рассказ оказался совсем небольшим и был осилен в один присест и после прочтения удачно выкинут из головы. Но буквально на днях услышав слово «ангел», сразу вспомнил про этот рассказ (всё же удивительным образом работает наше подсознание). И решил прочесть его ещё раз, только взглянуть на него не в буквальном смысле, а исключительно в символическом.

Может я чего-то и не понял, но напишу небольшой отзыв об этом рассказе, то каким удалось его увидеть мне.

Условно я могу разделить этот рассказ, на три части:

1) Появление ангела

2) Жизнь в курятнике

3) Ангел улетает

Первая часть рассказывает о чудесах. Когда ангела нашли на берегу, его сначала приняли за матроса, с потерпевшего кораблекрушения судна. Необычным было только то, что у него были крылья. В остальном чудо оказалось вполне обычным:

На нем было нищенское одеяние. Несколько прядей бесцветных волос прилипло к голому черепу, во рту почти не осталось зубов, и во всем его облике не было никакого величия. Огромные ястребиные крылья, наполовину ощипанные, увязли в непролазной грязи двора.

Точно так же приходят чудеса в нашу с вами жизнь, под маской серых будней и в неприветливом одеянии, просто нужно уметь их различать.

Дальнейшие события рассказа у меня почему-то на прямую ассоциируются с церковью.

Люди, которые нашли ангела на берегу и заперли в курятнике, словно те, кто додумался создать религию: «Это мы придумали, и только мы можем быть посредниками между людьми и Богом!». Чушь, конечно полная про посредничество между Богом и людьми, но до сих пор эта тема вкатывает.

Посреди этого столпотворения, от которого дрожала земля, Пелайо и Элисенда хотя и бесконечно устали, но были счастливы — меньше чем за неделю они набили деньгами матрасы, а вереница паломников, ожидавшая своей очереди посмотреть на ангела, все тянулась, пропадая за горизонтом.

Хотя священник прибывший в патио, назвал ангел приспешником самого Сатаны, принявшим ангельское обличье, чтобы ввести в заблуждение простых смертных. Да, и сам ангел вытворял довольно-таки странные вещи, вместо того, чтобы творить чудеса:

Кроме того, те несколько чудес, что приписывала ему людская молва, выдавали его некоторую умственную неполноценность: слепой старик, пришедший издалека в поисках исцеления, зрения не обрел, зато у него выросли три новых зуба, паралитик так и не встал на ноги, но чуть было не выиграл в лотерею, а у прокаженного проросли из язв подсолнухи.

И заключительная часть, в которой упавший на песчаный пляж ангел обретает силы, достаточные, чтобы покинуть дом своих эксплуататоров и в то же время благодетелей, для меня является символом расставания двух людей, которые когда-то любили друг друга. Они нашлись, когда находились в ужасном состоянии, но любовь смогла их исцелить, так происходит и в этом рассказе.

Ангел «пережил эту самую свою тяжелую зиму и с первым солнцем стал поправляться», а хозяева жилища, в котором он пережил эту зиму «на вырученные деньги построили просторный двухэтажный дом с балконом и садом».

Все взяли от того, что с ними случилось по максимуму, далее каждому уготована своя дорога, которую им нужно пройти, но уже в одиночку. Очень старый человек с большими крыльями улетает, а Элисенда следит за ним, нарезая лук в своём новом доме.

Вот такой символизм я углядел в этом произведении. В целом, рассказ мне понравился (я его даже перечитал несколько раз), поэтому и вам рекомендую не оставить его без внимания, тем более он отнимет не так много времени.


На улице сыро и мрачно. Третий дождь льет дождь. Пелайо бьет заползающих к ним в дом крабов палками и отбрасывает обратно в море. Они живут рядом с морем. С трудом Пелайо увидел, что кто то шевелится в дальнем углу патио. Присмотревшись, он увидел старого человека с крыльями. Пелайо с женой в оцепенении смотрели на странное существо. Он был очень стар и истощен. Вскоре Пелайо привыкли к виду существа. Соседка сказала, что это ангел, поэтому они не решились его убить. И решили отпустить его. На следующий день вся деревня собралась возле курятника

с диковинкой. Был и Падре Гонсага, который убеждал, что это существо, дурно пахнущее, измученное и в грязи, не ангел, но все таки обещал написать письмо в Ватикан, они разберутся. Но толпа только увеличилась, даже войска вызывали, чтобы не поломали забор. С каждого, кто хочет посмотреть на ангела, хозяева решили брать по монете. Паломников было много. Пелайо набили деньгами все матрасы. А ангел был недоволен, не реагировал и пытался скрыться. Каждый пытался вырвать у него перо, кинуть камень, один раз даже прижгли каленой железякой, отчего у него выступили слезы. После этого его не трогали. Ватикан слал бесконечные письма с вопросами и без ответа. Но однажды интерес к ангелу угас. Приехал цирк с женщиной- пауком, и все ушли смотреть на новое чудо. У Пелайо стало пустынно, но он не жаловался. На вырученные деньги они построили новый дом, и сделали ряд приобретений. А ангел жил в курятнике, на него лишь иногда обращали внимание. Уже и ребенок Пелайо пошел в школу, когда солнце и дождь совсем разрушили курятник. Он еще больше ослаб, и стал совсем надоедать Пелайо своим присутствием. Но однажды весной ангел стал поправляться, у него выросли новые крылья. И в одно утро Элисенда, жена Пелайо увидела, как ангел разогнался по огороду, с трудом взлетел и скрылся в небе. Она с облегчением следила за ангелом, пока он не скрылся. Он был уже не помехой в ее жизни, а просто воображаемой точкой над морским горизонтом.

Глоссарий:

  • старик с крыльями краткое содержание
  • Старик с крыльями
  • старик с крыльями читать

Другие работы по этой теме:

  1. Действие разворачивается в Колумбии в 1956 г., когда в стране происходила ожесточенная борьба между политическими группировками и царила обстановка насилия и террора. На окраине маленького...
  2. Старик рыбачит в море один. За восемьдесят четыре дня он еще не поймал ни одной рыбы. В первые сорок дней с ним рыбачил мальчик. Затем...
  3. На протяжении сорока дней Гольфстрим был пристанищем для одного старого рыбака с мальчиком. Они рыбачили с упорством, но это не приносило никаких успехов. Поэтому мальчику...
  4. Основатели рода Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула были двоюродными братом и сестрой. Родичи боялись, что они родят ребенка с поросячьим хвостиком. Об опасности инцестуального брака...
  5. Хемингуэй Э. “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной...
  6. “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые...