Образы солнца и огня в живописи картины. Образ солнца в творчестве разных народов

“Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.”

А.Ахматова.

Цель : через анализ воплощения художниками образа солнца выявить связи между искусством живописи, музыки, литературы и танца. Познакомиться с произведениями русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, художниками XIX и XX века (такими как М.К.Чюрленис, И. Левитан, В.Ван Гог).

Задачи : формировать универсальные учебные действия для 5 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Вспомогательный материал:

  • МУЗЫКА
    • Н. Римский-Корсаков, финальный хор "Свет и сила" из оперы Снегурочка.
    • А. Бородин, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь"
    • С.Прокофьев, "Поход Лоллия и шествие Солнца" 4 часть из "Скифской сюиты".
  • ВИДЕО
    • А.Бородин опера “Князь Игорь” сцена затмения
    • Слайды: Ван Гог "Сеятель", Левитан "Березовая роща", Глазунов иллюстрация к опере "Князь Игорь", портреты Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакого, Дягилева.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Сегодня тема нашего урока – образ солнца в искусстве. Мы познакомимся с музыкальными произведениями, посмотрим картины и прочтем несколько стихотворений, посвященных солнцу. Сравним, как художниками разных видов искусств и разных веков (XIX и XX) воплощен этот образ, что между ними общего, а что отличает их друг от друга.
Прежде, чем мы перейдем к изучению новых произведений, давайте подумаем, почему образ солнца так полюбился поэтам, музыкантам, художникам. Какую роль играет солнце в жизни человека? Вы любите солнце? Почему? Какие вы знаете произведения с упоминанием солнышка?

Слайд 2

Солнце было очень важно и для наших предков. Об этом нам сообщают пословицы и поговорки: «Солнце пригреет, и все поспеет», «Солнце не закроешь, а правду не скроешь», «При солнышке тепло, при матери – добро».
Давайте подумаем, о чем они?
В древние времена люди поклонялись разным богам, которые олицетворяли явления природы, в том числе богу солнца. У наших предков славян Ярило, Яровит, Яромир был богом не только солнца, но и плодородия, весны, который перед зимой погибал, а по весне возрождался. По преданию Ярило – сын или одно из воплощений более древнего бога Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне – Ярилой. Ярило представлялся предкам в виде сильного крепкого юноши, разъезжающего на белом коне и в белой мантии, голова его покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Его символами были вишневый цвет и ветка черемухи. Мифология наших предков нашла отражение и в языке: корень слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и другие слова. Это бычок – яровичок, гриб – яровик (ранний), ярый мед. Весенние всходы называли яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Даже слово «ярость» означает стихийный, неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в возбужденное состояние.
Ребята, давайте представим, какой характер был у этого древнерусского бога и нарисуем его на основе моего описания.

Слайд 3

Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.

– Ребята, встречались ли мы с этим композитором раньше? Какие произведения его мы слушали? В каком содружестве состоял?
Правильно, «Могучая кучка». Еще в этом содружестве состоял и знакомый нам Мусоргский (какое произведение вы помните?) и композитор, с которым нам еще предстоит познакомиться сегодня – А. Бородин.
У Римского-Корсакого есть опера под названием «Снегурочка». Как вы думаете, какой сюжет у этой оперы? Пусть вам в этом поможет название.
Правильно. В самом конце оперы звучит хор – хвалебная песнь Яриле «Свет и сила, бог Ярило» – начальные слова этого произведения. Хор сочинен композитором в характере древних прославляющих напевов. Начальная мелодия представляет собой видоизмененный мотив Ярилы.

Слушание музыки.

– Мы послушали хвалебную песнь Яриле. Какое настроение у музыки? Какое ощущение остается у нас от прослушивания?
– А теперь мы сравним это произведение с другим произведением композитора, фамилия которого уже звучала сегодня. Это хор «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Слайд 4

Прежде чем мы с вами начнем его слушать, я расскажу о сюжете оперы. Дело в том, что это уже не сказка, а наша история, рассказывающая о тщеславном князе Игоре, который хотел добыть себе славы и в одиночку пошел захватывать земли у Черного моря.
Опера начинается сценой проводов князя, его сравнивают с солнцем, но тут случается невиданное – солнечное затмение. Все решают что это плохой знак, но Игорь непреклонен.

Смотрим видео.

– Как вы думаете, почему в опере «Снегурочка» употребляется Ярило, а в опере «Князь Игорь» – солнце? Почему тот хор звучал в конце, а этот звучит в начале?

Слайд 5

– Давайте вслушаемся в музыку текста этого хора. (Читать отрывок.)
– Сравним его с другими поэтическими произведениями о солнце. (Раздать поэтические отрывки.)
– Какие чувства вызывает солнце у поэтов? Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихи? О чем рассказывает нам каждый отрывок?

Обсуждение результатов.

Слайд 6

Преемниками композиторов XIX века стали композиторы XX века, например, С. Прокофьев. Его произведение о солнце первоначально было балетом, заказанным импресарио Дягилевым. К сожалению балет Дягилеву не понравился, музыка не произвела на него должного впечатления, показалась «скучной». Позже композитор переработал музыку балета в произведение для симфонического оркестра, назвав его «Скифской сюитой». Считается, что скифы – это предки славян. Таким образом Прокофьев переносит нас в древние времена, полные легендарных богатырей и прекрасных богинь.
Четвертая часть сюиты посвящена солнцу и называется «Поход Лоллия и шествие Солнца». У нас было творческое домашнее задание – придумать пластическую миниатюру на музыку. Во время прослушивания девочки будут демонстрировать свой танец.

Виноградова Ксения, Антошина Дарья, Пашкова Валерия

выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Лыткарино

Городская литературоведческая конференция

«Русская поэзия XX века»

Исследовательская работа по литературе

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Подготовили учащиеся 8 А кл.:

Антошина Дарья

Виноградова Ксения

Пашкова Валерия

Учитель: ВасильеваТ.А.

2013 г.

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
  2. проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
  3. подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
  4. сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
  5. выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

  1. Образ Солнца в мифологии древних славян.
  1. Обожествление Солнца, обычаи и верования.
  2. Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
  3. Светская литература XVIII в, XIX в.
  1. XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
  1. Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
  2. Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
  3. Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,

А.Ахматовой, О. Мандельштама.

3. Обобщение изученного материала, выводы.

1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».

1 ученик:

Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был - Сурья и Савитар, персов - Ормузд; ассириян - Издубар и Нимрод; вавилонян - Мардук; египтян - Озирис, Пта, Ра; финикиян - Геракл; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; германцев - Бальдер; славян - Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники - коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».

2 и 3 слайды. 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.

2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен...» - говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог - главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна - как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.

3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса - Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны - белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.

Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке - «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому - приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю - жито родил, людям - детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.

Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.

4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ

О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.

О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!

1 ученик

Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых - везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.

Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,- это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, - люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.

Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.

В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий - это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай - олицетворение тьмы и зла - за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.

Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».

В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .

5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:

Возможно было долететь, на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>

Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

«Утреннее размышление о Божием величестве»

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И Божии дела открыло.

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным столь лучам ,

Представь, каков Зиждитель Сам…

Сия ужасная громада

Как искра пред Тобой одна.

О, сколь пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел…

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи!

И, на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, Бессмертный Царь!

6 слайд В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный . Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», « Блестя на солнце, снег лежит »; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», « Сияет солнце , воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», « Солнце светит золотое, ». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н. В.Гоголя, романов Ф.М.Достоевского.

Рассмотрим, что же поменялось в восприятии образа Солнца в сознании человека XX века, как трактовали и использовали данный художественный образ в своих произведениях в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений искусства в «этом мире очарований, в этом мире из серебра».

На грани XIX и XX веков состоялось обновление воззрений на мир . Казалось, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Родились символистская и футуристическая поэзия, акмеизм, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет , декадентский театр , архитектурный стиль «модерн» . Искусство «серебряного века» - это яркое воплощение чисто русского бунтарства и противление серой обыденной жизни, это величие души человека-творца. Мощное новое уверенно уничтожало традиции, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми и плодотворными.

2 ученик 7 слайд

«Солнце наивного реализма закатилось»,- вынес свой приговор А.Блок. Н.А. Бердяев писал: «… многие чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще не известная». (на слайде) А.Белый в своих воспоминаниях характеризует напряженность своего кружка поэтов- символистов как ожидание зорь и как видение зорь. Ждали восхода солнца Грядущего дня . Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также ожидание грядущей революции» (из кн. Н.А.Бердяева «Русская идея»).>

Кого-то новый век захватывал ожиданием нового, кто-то предрекал конец цивилизации и полное разрушение. Предсказания «гибели России», «края истории», «конца культуры» звучали как тревожный набат. И Солнце как воплощение внеземного, недосягаемого постепенно меняет свой облик и статус в творениях поэтов, художников, композиторов «серебряного» века.

1 ученик 8 слайд «Портрет Бальмонта»

Константин Дмитриевич Бальмонт , поэт-символист первой волны, царил на российском Парнасе последнее десятилетие XIX века. Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии , отсюда и названия книг “Солнечная пряжа”, “Сонеты солнца, меда и луны”, “Северное сияние”.

Солнечные стихи Бальмонта великолепно демонстрируют его виртуозную игру поэтическими ритмами .

Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое Солнце ,

Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою, На слайде!

И хоть струны поэта звончей золотого червонца,

Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою.>

Удивительно, гордый поэт признается в своем бессилии перед солнцем, выражает стремление служить ему. Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонт осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. “Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила, ” – писал В. Брюсов. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.

Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

В своих стихах поэт проявлял себя не только музыкантом (стихия музыкальности захлестнула его творчество), но и живописцем, выстраивая сложный ряд звуковых и зрительных ассоциаций.

2 ученик

А художники-символисты? Стремились ли они в эпоху перемен уловить зов вечной музыки и показать музыкальность красок? Конечно.

9 и 10 слайды «Картины художника М.Чюрлениса.

«Музыкальной живописью» называл М.Горький полотна художника М.Чюрлениса , чье творчество неразрывно связано с русской культурой начала XX века. Художник мечтал создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и изобразительный аналог. Удивительно «звучат» его полотна - сонаты: «Весенняя», «Летняя», «Соната моря».

Его композиция «Соната солнца» - это настоящий гимн могущественному светилу. На картине «Баллада о черном солнце» над миром восходит черное солнце, черные лучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Двойственное впечатление складывается, глядя на его полотно и текст баллады: мы чувствуем и восхищение, и надежду, и в то же время трагическую безысходность, ощущение надвигающейся катастрофы в новом веке, и стремление сохранить вечное и незыблемое.

Чюрленис открылся нам не только художник, но и как композитор, и поэт. Нам удалось найти его поэтическое произведение, посвященное вечному Солнцу. Вот его содержание, а внизу подпись самого автора. (на экране).

1 ученик

Новаторство во всех областях искусства, обновление его – таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и, главное, с природой .

11 слайд «Иллюстрации оперы «Победа над солнцем».

Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем» . Художник Казимир Малевич сам делал огромные декорации, поэт Крученых выступал как актер, композитор Матюшин был организатором спектакля. В чем же заключалась основная идея оперы? Об этом лучше всего сказал сам композитор: «…опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, вся «Победа над солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем»- это эмблема нового индустриального века. Побежденное солнце – это и символ, и элемент действия одновременно . В начале действия разрывался занавес, на котором был изображен черный квадрат. Сами декорации - это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Вся обстановка сцены демонстрировала освобождение от земного тяготения и торжество технических идей,здесь были части самолета, небоскребы с раздвигающимися стенами, повернутые внутрь окна :

Мы вырвали Солнце со свежими корнями.

Они пропахли арифметикой,жирные,

Вот оно, смотрите!

Опера вызвала неоднозначные оценки, выдержав всего два показа. Но выстрел в прошлое, музыкальный бунт состоялся. Состоялся синтетический, объединивший разные искусства спекталь. Реконструирована опера была в 80-е годы на сцене Берлинской Академии искусств, а в 1989 г. спектакль возобновили в России в Петербурге во Дворце молодежи. Музыку Матюшина дополнили сочинениями современников.

2 ученик

Панибратское отношение к Солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы для футуристов (или «будетлян», как они себя сами называли) становится существенным мотивом творчества . Эти настроения прекрасно выразил Маяковский В. в своем известном стихотворении «Необычайное приключение…»:

12 слайд «ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО»

Чтение стихотворения МАЯКОВСКОГО (отрывок наизусть)

Жара, пекло, тяжелая работа, затем взрыв и вызов Солнцу, в разговоре по душам выясняется, что поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа,а Солнцу тяжело нести свет людям. Работа непростая, но людям тяжело жить без света. Когда Солнце уходит за горизонт, светит поэзия. Таким образом, герой и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Но ты взялся за ношу и обязан нести ее, по мнению Маяковского. Отсюда бескомпромиссный лозунг, завершающий стихотворение

1 ученик

Постепенно ликующее мироощущение поэтов было потеснено наплывом ощущения предстоящей катастрофы, в которую погружалась Россия, ощущение дисгармонии окружающего мира и его трагичности. Окружающий мир природы и вещей начинают нести отпечаток внутреннего состояния лирического героя поэзии Серебряного века. Возникает образ жестокого, смертельно раненного, разбитого времени.

13слайд «Стихотворные строки Блока, Мережковского, Мандельштама».

Закат в крови! А.Блок

Мы - над бездною ступени.

Дети мрака солнца ждём. Д.С.Мережковский "Дети мрака">

Связали ласточек – и вот

Не видно солнца: вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети – сумерки густые-

Не видно солнца и земля плывет.> Осип Мандельштам 1918 г.

14 слайд «ПОРТРЕТ О.МАНДЕЛЬШТАМА».

Интересно, что в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце желтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно темное . Устойчивый образ темного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «черное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ черного, ночного солнца - нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца - черное солнце - предвестие гибели.

Солнце черное уймем».

«Солнце черное взошло».

…………………….. На слайде!

«Я проснулся в колыбели,

Черным солнцем осиян».

«Человек умирает, песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на черных носилках несут».

«А ночного солнца не заметишь ты»

Читаем в стихотворении 1920 г.:

«В Петербурге мы сойдемся снова,

Словно солнце похороним в нем»

Из воспоминаний О.Мандельштама своей жене в 1930 г.:

«..Запутали меня, как в тюрьме держат, свету нету. Все хочу ложь смахнуть- и не могу, все хочу грязь отмыть – и нельзя. Стоит ли тебе говорить, какой бред, какой дикий тусклый сон все, все, все…». Век-зверь обернулся для поэта веком-волкодавом.

В стихотворении 1937 г. читаем: «И неба круг мне был недугом». Трагическая судьба поэта находит отражение в мироощущении лирического героя поэзии О.Мандельштама, и отсутствие солнечной символики свидетельствует о тяжелой душевной драме поэта.

1 ученик

15 слайд «ПОРТРЕТ А.Ахматовой»

Существование Ахматовой полностью вписано в окружающий мир. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой практически нет пейзажей. Природа для поэтессы - способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Так как для Ахматовой характерно больше вечернее и ночное восприятие города, то образ "луны" представлен в большей степени, чем "солнце".

Но мы постарались найти и проанализировать некоторые строки.

«Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям. На слайде

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам». 1910 г.

Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японское хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром этого удивительного стихотворения.

Образ солнца в поэзии Ахматовой представлен следующими вариантами: "солнце", "лик солнца", "луч солнца" или "солнечный луч ". В ранних стихотворениях часто применяется Ахматовой цветовая характеристика Солнца: «малиновое, бледное, тусклое, морозное».

В стихотворениях 1916 -1922 г. Солнце каменеет, скрывается в туманном свете или предстает в виде кровавой зари:

«Сводом каменным кажется небо,

Уязвленное желтым огнем» 1916 г. На слайде

«Казалось, небо сожжено

Червонно-дымною зарею» 1916 г .

«Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят.

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят» Зима 1919 г.

«Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых

И запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник..» сентябрь 1922 г.

Несмотря на трагические события, происходящие вокруг, лирическая героиня Ахматовой не жалуется, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный поэтический дар позволяет видеть мир с высоты: и последний луч солнца, и облака в крови, «….И свод светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли». В поздних философских стихотворениях Ахматовой Солнца практически нет. В 1945 г. она напишет:

«И заря притворилась тьмой» 1945 г.

1 ученик

16 слайд « ПОРТРЕТ М.Цветаевой».

Марина Цветаева, поэт предельной правды чувства, со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей своей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины 20 века. По результатам нашего поиска и по нашим личным впечатлениям, Марина Цветаева предстала нам как один из самых «солнечных» поэтов.

Солнце у нее – «светоносное, божественное, солнце в груди, солнце –одно» Солнце будто «пронзает» строки Цветаевой, которая буквально поклоняется Божественному всемогущему светилу:

«Шли от него лучи,-

Жаркие струны по снегу.

Три восковых свечи-

Солнцу-то! Светоносному!» 1916 г.

«Ударило в виноградник-

Такое сквозь мглу седу -

Что каждый кустик, как всадник,

Копьем пригвожден к седлу.

Из туч с золотым обрезом-

Такое – на краснозем,

Что весь световым железом

Пронизан – пробит – пронзен.

Пред солнца Масонским оком

Куст служит; боготворит…» сентябрь 1935 г.

Или вот еще строки:

“Солнце – одно, а шагает по всем городам.

Солнце-мое. Я его никому не отдам. На слайде.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-

Никому. – Никогда.

Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!..» 1919 г.

У этого стихотворения нет названия, поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь у Цветаевой – насущно необходимое чувство. Есть у поэта и образ вечернего солнца. Это не тревога, не закат, не одиночество. Это жар творчества, поиск истины, стремление к совершенству:

Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Солнце вечера-добрее»

Солнце Вечера – добрее

Солнца в полдень.

Изуверствует - не греет -

Солнце в полдень.

Отрешеннее и кротче

Солнце - к ночи.

Умудреннее – не хочет

Бить нам в очи.

Простотой своей тревожа-

Королевской.

Солнца Вечера дороже

Песнопевцу!

Низвергаемый с престолу,

Вспомни – Феба!

Низвергаемый – не долу

Смотрит – в небо!

О, не медли на соседней

Колокольне!

Быть хочу твоей последней

Колокольней!

17 слайд Подведем итоги нашей проектной работы:

2 ученик

В древней мифологии образ Солнца, огня связан в первую очередь с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла . В различных религиях и философских школах, как правило, огонь имел очищающее значение и воспринимался как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира. На протяжении всего периода развития литературы в прозаических и поэтических произведениях присутствует образ Солнца.

1 ученик

Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. «Будем как солнце!» - восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. В центр мира он ставит Солнце - источник света и совести, источник жизни.

Мы видим, что творчество поэтов серебряного века резко отличается от воспевания солнца в древней славянской культуре. На творчество поэтов серебряного века накладывает отпечаток эпоха, в которой они живут и творят. Это время революционного настроя, стремления к изменению не только жизненного уклада, но и искусства, которое шагало бы в ногу со временем.

Мы постарались увидеть, каким представляли солнце поэты, художники в эти испепеляющие годы. В русское искусство вновь входит образ Вселенной- необъятной, зовущей. Для одних - это воплощение восторга и трепета перед вечной красотой сотворенного Богом, для других - отражение религиозных чувств или полное отрицание. Но главное , что на вдохновенных страницах вновь и вновь возникает извечное желание художников всех времен и народов: открыть космос Души, осветить его, тронуть струны, звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые миру слезы и страдания. Эти желания творцов вечны, как вечно всемогущее Солнце.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого».

Еще хочется отметить картину В.Цыплакова «Мороз и солнце». Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А.С. Пушкина «Зимнее утро». Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э.Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной». Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным». Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Подготовил: Вайц Роман Михайлович 7 лет
    учащийся 1 «А» класса
    Руководитель: Селезнёва Наталья Юрьевна - учитель начальных классов


    В зимние дни мы часто вспоминаем о лете, солнце и тепле. Закрыв глаза, представив ясный солнечный день, улыбка расплывается у нас на лице. Солнце вызывает положительные «тёплые» эмоции.
    Интересно, а как ещё люди воспринимают солнце?
    Для ответа на этот вопрос, я решил изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о солнце и узнать, какой образ получится в результате исследования.

    Цель : изучение образа Солнца в произведениях русского народного творчества.

    Объект : образ Солнца

    Предмет
    : образ Солнца в произведениях русского народного творчества.

    Гипотеза : В произведениях русского народного творчества Солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ.

    Задачи :

    1. Изучить русские народные сказки о солнце;
    2. Изучить пословицы и поговорки русского народа о солнце;
    3. На основе анализа произведений русского народного творчества сформулировать образ Солнца.

    Образ Солнца в культуре русского народа

    Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет.
    Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру.
    В христианском мире Солнце является символом бессмертия и воскресения. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
    В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке.
    В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Солнце обозначает героическое начало.

    Описание солнца в произведениях русского народного творчества

    Сказки о Солнце



    В сказках, чаще всего, используется не слово солнце, а - солнышко, что указывает на уважительное отношение к объекту. Так же, в большинстве случаев употребляется не одно слово, а с прилагательным: красное солнышко. В сказке «Брат и сестра» героиня сравнивается с солнцем: Марфа Прекрасная, что красно солнышко. В этом случае «красное» обозначает – красивое, что подтверждает ещё одно выражение из этой сказки: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц.
    Сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» говорит о Солнце, как об активном действующем лице, наравне с героями-людьми. Чаще всего Солнце выступает в мужской роли. Солнце берет в жены девушку: «солнце – любимый, значимый человек».
    В сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем. Здесь солнце сравнивается с богатством.
    Сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» сравнивает Солнце с красотой: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.
    В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» говорится о силе Солнца: Да разве есть кто Солнца сильнее!
    Солнце в сказках играет позитивную роль, рассматривается как благо и податель благ, практически во всех сказках солнце – это богатство.


    Пословицы и поговорки о Солнце



    В русском народном творчестве пословицы и поговорки упоминают о Солнце с положительной стороны, сравнивают с теплотой, добром, красотой и образцом правды. В таблице 1 представлены некоторые выражения о Солнце и их значение.

    Таблица 1.

    Лексическое значение пословиц и поговорок о Солнце.


    В русском языке пословицы и поговорки расширяют роль Солнца в быту людей, подтверждают тесную духовную связь. В культуре русского народа многое зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в жизни людей.

    Заключение

    Исследуя литературу по теме, я узнал много нового о Солнце и его значении в культуре русского народа. В процессе выполнения поставленных задач, полностью подтвердилась наша гипотеза: образ солнца – это сильный, могущественный, справедливый образ. В русских народных сказках солнце играет только позитивную роль.