Образование при Петре I. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I

С просвещением при Петре та же история, что и с флотом. На первый взгляд, все верно, он создал целую систему доступных школ, целую сеть учебных заведений. В 1701 году заведена Навигацкая школа, а если полностью: Школа математических и навигацких наук. Располагалась она не где–нибудь, а в здании Сухаревой башни, и на верхнем этаже была самая настоящая обсерватория с телескопом. Руководили школой такие крупные ученые, как Л.Ф. Магницкий, автор первого московитского учебника по математике, и А.Д. Форварсон, выписанный из Шотландии.

Обучение велось «в три класса», два младшие из них - математические, старший - навигаторский. Правда, в каждом из классов сидели обычно по нескольку лет, и учились не три года, а чаще всего 7 или 8.

В 1703 году в Навигацкой школе училось 300 подростков, в 1711–м - уже 500.

На базе Навигацкой школы, её кадров создавались новые специализированные школы - Инженерная, Артиллерийская, Адмиралтейская. Учеников и выпускников Навигацкой школы ставили учителями в цифирные школы.

В 1715 году старшие Навигацкие классы переведены в Петербург, где на их основе сделана Академия морской гвардии (Морская академия). А младшие классы были закрыты только в 1752 году, при Елизавете.

В общем, идиллия, да и только, если бы не два обстоятельства.

1. Во все школы, созданные Петром, учеников определяли не по собственному желанию и не по желанию их родителей. В самом лучшем положении оказывались дети купцов или богатых, лично свободных посадских людей - они–то могли выбирать учение и свободно выходить из него. А для детей дворян речь шла не о свободном выражении воли, нет! Речь шла о своего рода «учебной повинности», когда никакой воли у будущего ученика не было и в помине.

Учение было СЛУЖБОЙ. Жили ученики (даже москвичи) в казарме, а в классной комнате постоянно сидел солдат с палкой или пучком розог. Этот солдат вовсе не выполнял распоряжения учителей, а сам, по своему усмотрению, мог наказывать учеников.

2. Как это часто бывало с затеями Петра, работа школ не имела никакого экономического фундамента.

В 1711 году дошло до того, что ученики Навигацкой школы разбежались, чтобы не помереть от голода. Ловили их с солдатами, но поймали не всех; кое–кто потом «выплыл» - в купцах, в рядах служилого люда, а кое–кто из сбежавших тогда, в 1711 году, так и пропал «безвестно». Невольно напрашивается нехорошая мысль - или ребята погибли от голода (помяни, Господи…), или прибились к разбойникам (тоже погибли, только социально).

В 1714 году опять писались слезные челобитные, что ученики, пять месяцев не получая ни копейки,

«не только кафтаны проели, но и босиком ходят, просят милостыню у окон».

Генерал–адмиралу Апраксину, лицу, так сказать, кровно заинтересованному в Навигацкой школе, доносилось:

«Ежели школе быть, то потребны на содержание её деньги, а буде деньги давать не будут, то лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многие плутости».

В Академии морской гвардии - в Морской академии (в Петербурге! Под самым что ни на есть государевым оком!)

«сорок два гвардейца не ходили на учение затем, что стали наги и босы».

Уже в 1724 году Пётр устроил личную ревизию академии - приехал на занятия. Выяснилось, что 85 учеников уже 5 месяцев не ходят на занятия «за босотою и неимением дневного пропитания», многие и явившиеся одеты буквально в лохмотья, а некоторые пропали уже давно. Начальство и товарищи думали, что они ушли побираться…

Эти ушедшие побираться, кстати говоря, всерьез рисковали жизнью. Да, жизнью! Побег с учебной службы карался смертной казнью, а ПРОСЬБА об увольнении от этой службы - каторжными работами. Тут имеет смысл напомнить, что речь идет о подростках, многие - совсем дети, от 10 до 15 лет.

В каторжные работы ссылались и родители, которые вздумали бы просить об отчислении из школы своего ребенка.

Первые школы создавались еще на рубеже XVII и XVIII веков, но только указами от 20 и 28 февраля 1714 года все окончательно встало на круги своя: в Московии вводилась учебная служба для дворян с 10 до 15 лет. Недоросли должны были обучаться «цифири и геометрии», а «штраф будет такой, что не вольно будет жениться, пока сего не выучит». Велено было во всех губерниях в архиерейских домах и в монастырях завести школы, а учителями посылать туда учеников математических школ из Москвы, заведенных в 1703 году. На каждую губернию полагалось по два учителя из учеников математической школы.

Не будем говорить, что два учителя на губернию - это само по себе нищенски мало. Но выполнить даже этот указ оказалось непросто: архиерейские школы до 1723 года были «определены» только в Новгороде, а цифирные школы сидели без учеников, кроме ярославской, где послано было в школу 26 человек из детей церковников. В остальных цифирных школах - в Пскове, Новгороде, Москве и Вологде (всего их в 1723 году было 42) - учителя сидели без дела и только проедали жалованье.

После смерти Петра цифирные школы, введенные в порядке учебной повинности, стали сливаться с архиерейскими, гарнизонными, горнозаводскими школами и постепенно исчезли.

Дворяне же считали цифирную школу страшным бременем и пытались от нее укрыться, елико возможно. Был случай, когда целая толпа дворян, не желая идти в цифирную школу, записалась в духовное Заиконоспасское училище. Характерна реакция царя: велел взять всех записавшихся в морскую школу в Петербурге и сразу по приезде заставил их бить сваи на Мойке.

Генерал–адмирал Апраксин выразил свой протест в своеобразной форме. Явился на Мойку, при виде царя снял адмиральский мундир с андреевской лентой и стал усердно вколачивать сваи вместе со всеми.

Не думаю, что сопротивление цифирным школам было сопротивлением просвещению как таковому. Дворяне старались уклониться от казармы, где у дверей сидит солдат с палкой и где учатся насильно. Не любит человек насилия, что тут поделать…

Служебный характер дворянской науки очевиден из указа от 17 октября 1723 года, по которому держать недорослей в школах после 15 лет не велено,

«хотя б они и сами желали, дабы под именем той науки от смотров и определения в службу не укрывались».

По существу, это новый вид службы, но для детей.

Впрочем, служебный характер науки виден и из классических историй, послуживших сюжетом для «Табачно го капитана» и многих других произведений. Известен совершенно подлинный случай, когда Пётр по возвращении из–за границы разжаловал в рядовые матросы дворянина, который плохо учился во Франции, а его слугу возвел в дворянство, дал ему офицерский чин и отдал поместья дворянина его вчерашнему крепостному. Несомненно, это очень назидательная история, но из нее предельно четко следует, чем была всякая «наука» для Петра - видом службы, за несение которой награждают, за не успехи в которой карают, как и во всякой другой службе.

Не менее оригинально и создание Академии наук. Во многих государствах возникали сообщества ученых, и не очень важно, назывались ли они громким словом «академия». В Британии возникло «Королевское научное общество», объединившее примерно 300 ученых джентльменов, а толку от этого общества было столько, что отчёты о его заседаниях до сих пор читаются как увлекательнейшие романы.

В XVII веке стали создаваться Академии наук и в других странах. Например, во Франции в 1648 году возникла Королевская академия живописи, в 1671 году - Королевская архитектурная академия.

Но и в Британии, и во Франции, и в германских княже ствах все «академии» были добровольными общественными объединениями. Академии не были местом работы, нельзя было трудиться «при Академии наук». Ученый был самостоятельным обеспеченным джентльменом, у которого был свой капиталец и который жил на него, а занимался наукой просто потому, что ему это нравилось.

Или ученый был чиновником, врачом, учителем гимна зии, а лучше всего - сотрудником университета. Вершиной карьеры ученого становилось звание профессора, а вовсе не академика. В академии принимали самых активных и одаренных ученых, членство в академиях было делом престижным и почетным, но денег не давало совершенно.

А вот в Российской империи было не так. Указ Петра от 28 января 1724 года создавал новое ВЕДОМСТВО, имеющее свой штат чиновников. Чиновником академии можно было стать, получив соответствующее образование и имея ученую степень… Но в Российской империи нигде нельзя было выучиться «на ученого» и тем более получить ученую степень. Весь российский опыт интеллектуальной жизни - и Славяно–греко–российская академия, и книги ученых монахов, и Киево–Могилянская академия - все это высочайше объявлялось ничего не стоящим мусором.

Раз в Российской империи не было ученых - чиновников нового ведомства, их надлежало ввезти из стран Европы. Они и стали сотрудниками Академии наук, которая фактически открылась только в конце 1725 года, уже после смерти Петра. В числе приехавших в Россию иноземцев не так мало было прекрасных специалистов; как представитель ученого сословия, возникшего в России после Петра, я могу только сказать «спасибо» за материальную поддержку таких гигантов, как Л. Эйлер или Д. Бернулли. Но, конечно же, если радеть о самой русской науке, несравненно больший эффект сыграло бы открытие хотя бы одного университета. Вряд ли усилиями русских монахов и мирян можно было создать университет более чем с одним факультетом - теологическим. Кто мешал создать такой университет (с одного факультета начинали и Болонья, и Сорбонна…), а потом постепенно вырастить другие факультеты, как это и было в Европе? Но Пётр выбрал другой путь.

Предполагалось, конечно, что иностранные ученые постепенно вырастят себе русскую смену. Для этого при академии создали университет и гимназию, и академия стала плохой копией, чуть ли не пародией на европейские учебные заведения.

Мало того что задача «готовить кадры» изначально понималась как второсортная и второстепенная. Иноземные мэтры, получив в России пенсион, были совершенно счастливы. Ну кто и когда еще оплачивал бы им не преподавание, не практически полезную деятельность, а саму научную работу?! Они и использовали на всю катушку такую прекрасную возможность! А в академической гимназии и университете тем временем царили такие же нравы, как и в Навигацкой школе. Разве что вот солдат с палкой исчез - стал не нужен, потому что преемники Петра не хотели уже вбивать силой познания, а стали к наукам просто убийственно равнодушны.

Сохранилась потрясающая история про то, как Михайло Ломоносов вернулся из Германии и впервые вышел на работу в Академическую гимназию. В помпезном нетопленом зале на триста слушателей сидел один–единственный скрючившийся от холода гимназист. И великий ученый не стал читать лекцию. Он подозвал к себе оборванного мальчика и спросил его: «Сегодня ел?» Гимназист помотал головой, и тогда Михайло Васильевич повел его к себе обедать…

И для меня они навсегда останутся символом всего, что сделал Пётр для просвещения в России: и Ломоносов, вынужденный учиться в Германии - ведь не было в России университетов, что поделать… И голодный мальчик, поджимающий озябшие ноги к бурчащему животу, - посреди мраморного торжественного зала, украшенного античными бюстами.


| |

1. Введение……………………………………2

2. Школы……………………………………….2-4

3. Книги…………………………………………4-5

4. Ассамблеи…………………………………..5-6

5. «Юности честное зерцало»..……………..6-7

6. Великое посольство…………………........7-11

7. Академия наук……………………………...12

8. Кунсткамера………………………………...13

9. География…………………………………...14

10. Заключение…………………………………15

11. Список литературы………………………..16
Введение.

Русская культура первой четверти 18 века развивалась под влиянием трёх взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились ещё в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась её национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой 17 века, следует подчеркнуть, что это было на плавное развитие, лишённое качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств. При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и т.д. в то же время многое из того, что в 17 веке лишь пробивало себе путь и проявилось в виде тенденции развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем. Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами.

Школы.

Петр является основоположником светского просвещения в России. Он всеми силами стремился не только вести в русском обществе европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение на уровень европейских.

Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования. Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы – в 1701 году, Инженерная – 1712 году, Медицинское училище – 1707 году), сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причём в роли преподавателей выступали выпускники Навигацкой школы. К концу первой четверти 18 века по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.

Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями. Поэтому обучение дворянских детей стало для них повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя. Большинство дворянских недорослей, особенно из аристократических фамилий, стремились уклоняться от обучения, поэтому в 1714 году был издан указ, грозивший недорослям запрещением жениться. С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправлялись немолодые дворяне. Так, известный дипломат П. А. Толстой отправился в Венецию, уже имея внуков.

Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная ещё в 17 веке. Переданная в 1727 году Синоду, она чаще именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 году в ней было 357 учеников. Вторая – Славяно-российская (143 ученика), а третья – Елиногреческая (41 ученик). Последняя школа при Стефане Яворском была ущемлена и едва сохранялась. Другим крупным центром духовного образования был Киев, где на Подоле, в Братском монастыре действовала Киево-Могилянская академия. В 1727 году в ней училось более 500 человек (малороссияне, великороссияне и «ис Польши»).

Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них – Навигацкая школа в Москве. В неё принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой щколы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т. п. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде.

В 1715 году указом царя в Петербурге была основана Морская академия. Штат её (305 учеников) был укомплектован из учеников Навигацкой школы, а также из Новгородской и Нарвской навигацкой школ. Учились там в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Среди специальных предметов были навигация, фортификация, артиллерийское, мушкетное дело и т.п. Главное же, здесь учили кораблестроению. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. В Навигацкой школе долгое время работал Магницкий, автор известнейшего учебника «Арифметика». Авторами ряда учебников были также В. Куприянов («Новый способ арифметики»), Г. Скорняков – Писарев («Наука статическая или механика»). Но, конечно, основная масса учебников была либо переводами, либо результатами работ иностранных педагогов.

Книги.

С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». В 1703 году вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колодца, высоту стен и т.д..

В первой четверти 18 века было открыто несколько новых типографий: в 1705 году посадский человек Василий Киприянов открыл первую частную типографию, в 1711 году начала работать типография в Петербурге, печатавшая материалы официального содержания: указы, манифесты, реляции. Небольшие типографии существовали при Сенате, Александро-Невской лавре и основанной в 1715 году морской академии.

Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы по астрономии, гидростроительству, медицине, фортификации, артиллерии, мореплаванию, кораблестроению, архитектуре. Появились книги и по гуманитарному знанию. Также типографии печатали календари, пользовавшиеся среди читателей большим спросом. В них сообщались сведения о времени восхода и захода солнца, об ожидавшихся затмениях, о погоде.

Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был сделан в 1710 году самим Петром. Столь радикальная реформа способствовала более массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис» И. Гизеля, «Введение в историю европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила и др.), переводы античных авторов (Иосифа Флавия, Юлия Цезаря, Эзопа, Овидия и др.) печатались тиражом не 200-500 экземпляров, а во много раз больше. Огромное значение имело издание печатной газеты «Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров.

Ассамблеи.

В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении ассамблей. Пётр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей, установил очерёдность их созыва.

Ассамблея, разъяснял царь в указе, - слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с жёнами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и учёные. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до десяти вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить им помещение, а также лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы.

Ассамблея – место непринуждённых встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Каждый мог проводить время так, чтобы получить удовольствие: одних интересовали танцы, и они кружились парами, другие вели оживлённую беседу, делились новостями, третьи напряжённо размышляли за шахматным или шашечным столиком над очередным ходом. Четвёртые отводили себе роль зрителей или слушателей. Такой ассамблея представлялась царю, такой он её хотел видеть. Но и непринуждённость, и неподдельное веселье, и умение вести светский разговор или вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровского времени царила удручающая скука, над гостями нависала угроза вызывать каким-либо поступком раздражение царя. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность. Беседы тоже не получались – вместо них односложные ответы на простенькие вопросы и тягостно долгие паузы. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удаётся почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга».

Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже – летом. Периодичности никакой не существовало. В 1719 г., например, первая ассамблея была проведена у генерала Вейде 18 января, следующая – в четверг 22 января у князя Дмитрия Михайловича Голицына, затем в воскресенье 25 января у князя Долгорукого. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь.


Новшества культуры и быта

Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира. Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города. Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий. Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов. Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания. Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми. Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений. Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св. Андрея Первозванного (30 ноября).

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды. Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» - выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге. А ранее в Европе только в семи городах - Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

«Аз есмь в чину учимых»

Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь. Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного - центрального и местного - управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.

В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными науками. Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на которой формируются школы - славяно-латинская, славяно-греческая, и славяно-русская.

При Петре I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней - кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ. В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, поэкзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых. Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

Развитие науки

Еще будучи в Европе во время великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой. Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенес научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сделал, - пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы. Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700-1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль» (1688-1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам. Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областях науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы. Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе. Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару. Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств. В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарских и винторезных станков. Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды. Сам Петр в свободные часы работал как автор над «Историей Свейской (т.е. Шведской) войны». Но времени не хватало, и его труд остался незаконченным.

Литература и искусство

Эпоха Петра 1 не могла не наложить отпечатка на литературу и искусство.

В традиционные народные литературные жанры властно вторгается «петровская» тема.

Новым явлением в литературе стала публицистика – произведения, созданные петровскими сподвижниками и прославляющие деяния царя-реформатора.

Первая четверть XVIII в. России отмечена новыми явлениями в области искусства.

В Москве был вновь возрожден театр. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.

Произошли существенные сдвиги в живописи, и главное из них – развитие наряду с традиционной иконописью светской реалистической живописи. В первую очередь это относится к портретной живописи.

Появились первые художники-реалисты. Оценив их талант, Петр послал некоторых из них на выучку за границу. Виднейшим портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина «Петр I на смертном ложе». Другим известным русским художником-портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев. Оба они прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными хоровыми произведениями, народными песнями звучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на военно-музыкальные зрелища.



Наука и просвещение

1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки.Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 “цифирные” школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы “цифирной” школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

3. Появились новые учебники, самый знаменитый - “Арифметика” Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета “Ведомости”, сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

4. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда “старинные и необыкновенные вещи”: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: “Гистория Свейской войны”, соавтором которой был Петр I, “Ядро российской истории” Манкиева.

5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился “Атлас Всероссийской империи” И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил “Чертежную книгу Сибири”. Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Архитектура. Искусство. Литература

1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь “Меншикова башня”. Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - “Автопортрет с женой”.

5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена “комедиальная храмина”, где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

6. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой “Гистории о российском матросе Василии Кариотском”.

7. Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял “никаким законам не подлежащей”, т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Изменения в дворянском быту

1. После возвращения “великого посольства” из Европы Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, остальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.

2. В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи - торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”, составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

3. Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней.Возник глубочайший разрыв между образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие крестьянина к любому образованному человеку.

Как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведе-ний, которые носили светский характер.

Школы

Появились цифирные школы , где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появи-лись горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.

Учебники

Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поли-карпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Маг-ницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в.

Книгопечатание при Петре I

Новый гражданский шрифт

В начале XVIII в. было изменено не только содержание книг, но и введён но-вый гражданский шрифт , чтобы облег-чить чтение. Раньше книги печатались красивыми, но очень сложными церков-нославянскими буквами. Сам Пётр I при-нимал участие в реформе алфавита.

Первая печатная газета

В стране стала издаваться первая пе-чатная газета . Она называлась «Ведо-мости». В ней содержались сведения о важных событиях в России и за рубежом.

Календари

Начали печатать календари , которые пользовались большим спросом. Они содержали сведения о днях недели и месяцах, време-ни восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях Солнца и Лу-ны, сведения о погоде .

Кунсткамера

Развивались в России и научные знания. В Петербурге появилась Кунсткамера — собрание редкостей. Там были собраны различ-ные коллекции древних рукописей и монет, образцы одежды и пред-метов быта разных народов, населявших Россию, зоологические и анатомические экспонаты. При Кунсткамере была библиотека.

Географические карты

В типографиях печатались книги по географии с описанием российских земель, о ходе Северной войны. При Петре I прово-дились экспедиции в Среднюю Азию и Прикаспий. Была соста-влена карта западного побережья Каспийского и Азовского мо-рей и бассейна реки Дон. Впервые на карту было нанесено Араль-ское море, о котором в Европе не знали.

Астрономия

Сподвижник Петра I — Яков Вилимович Брюс — открыл в Москве Навигацкую школу для морских штурманов. В ней изучалась астрономия . Он же соста-вил первую в России карту звёздного не-ба. Была создана первая в России обсер-ватория . Она располагалась в Сухаревой башне в Москве.

При Петре I был заложен фундамент отечественной медицины — открыт пер-вый в России госпиталь, врачебная шко-ла, начали изготавливать отечественные хирургические инструменты.

Марциальные во-ды. В Карелии, вблизи нового города Петрозаводска, был обнаружен источ-ник лечебной минеральной воды. Пётр I сам несколько раз отправлялся туда лечиться. Он повелел открыть там курорт и назвать его «Марциальные во-ды». Этот курорт существует и до сих пор.