Неизвестные поэты. Cтихи неизвестных поэтов - Для души - Отдыхаем - Каталог статей - Добрые советы - огород, сад, дом

Анастасия Никульшина

Вместе счастье нам не праздновать
У рассвета на краю –
Мы с тобою слишком разные,
Чтобы жить в одном раю.

Только ветры непокорные
Вновь расскажут о тебе;
Мы с тобою слишком гордые,
Чтобы плакать о судьбе.

Полетим по небу искрами
Друг за другом по следам –
Мы с тобою слишком близкие,
Чтоб расстаться навсегда.

Анастасия Красовская

Твои шаги я знаю наизусть.
Твоей походки ветреную грусть,
Движенье рук, держащих сигарету
И дни безумств, подаренные ветру.

Не знаю всех, кого ты так любил,
Но знаю точно, что любимым был.
И знаю как забудешь ту и эту,
Держа в руке все также сигарету.

Евгения Ливская

Стоял июньский тёплый вечер,
По мостовой стучал каблук
Ты был щемяще-безупречен,
Ещё не муж, уже не друг…

Ты мне рассказывал о птицах,
Какие любишь марки вин,
Глаза же в загнутых ресницах
Шептали: «Видишь, я один…».

Волнуясь, я шагала рядом,
Кричала сердцем: «Я одна!».
Кафе тянулись длинным рядом…
Мы шли: не муж и не жена.

Нина Шеменкова

Пока люблю, я точно знаю:
Счастливых дней не перечесть.
Судьбу в два счёта обыграю,
Пока в судьбе моей Он есть!

В Его лишь сторону все мысли
Я направляю день и ночь,
Чьи очи – праведны, лучисты...
Они, как звёздочки, точь - в точь.

Я соберу все думы сразу, –
В одежды солнца облачу,
И не достать их злому глазу,
И не казнить их палачу!

Валерия Бронская

Густая тень от мягкой шторы
Легла на расписной ковер.
Замысловатые узоры
Слились в один большой узор.

Молчит упрямо телефон,
Как будто мы с ним тоже в ссоре.
Часов глухой, спокойный звон
Затравленные нервы шпорит.

Сегодня снова чаю стыть
И, как вчера, черстветь печенью.
А тот, кто должен был простить
Опять не попросил прощенья.

Анастасия Гаусс

Я умерла. Зашторь плотнее окна
И занавесь повсюду зеркала.
Я умерла - ведь Розы тоже сохнут
Без ласки. Без заботы. Без тепла.

Но к гибели моей, такой нежданной,
Твои глаза по-прежнему слепы!
От красоты, когда-то столь желанной,
Остались только острые шипы.

Мне странно жаль тебя, мой Ангел падший,
Бродящий неприкаянно в тиши.
И нежности, безвременно увядшей.
И собственной растраченной души.

, ИЗЛОЖЕННЫЕ СЕМЬЮ СТИХОТВОРНЫМИ РАЗМЕРАМИ

БИАНТ ПРИЕНСКИЙ
В чем величайшее благо? В уме справедливом и честном.
В чем человека погибель? Она лишь в другом человеке.
Кто обладает богатством? Довольный. Кто нищ? Ненасытный.
В чем наилучший у женщины дар? В целомудренной жизни.
Кто целомудренна? Та, пред которой молва умолкает.
Свойственно что мудрецу? Хоть и мог бы вредить, да не хочет.
Что отличает глупца? И не может вредить, но стремится.

ПИТТАК МИТИЛЕНСКИЙ
Сказать не сможет, кто не знал молчания.
Коль хвалит честный, - лучше, чем злодеев тьма.
К счастливцам гордым глупый полон зависти.
Смеется глупый над людским несчастием.
Законам, чтя их, должен подчиняться ты.
Когда ты счастлив, много у тебя друзей;
В несчастье, из друзей с тобой немногие.

КЛЕОБУЛ ЛИНДСКИЙ
Пусть, чем больше дано, меньше бы нам желать.
Разве в злобе судьбы сам виноват бедняк?
Счастье только на миг, коль преступленье в нем.
Можешь многим простить, но не прощай себе.
Всякий злого щадит, честного рад сгубить.
Не прославят теперь даже больших заслуг,
Но и за пустяки частый удел - позор.

ПЕРИАНДР КОРИНФСКИЙ
Польза вечно с пристойностью в согласье.
Беспокойный в душе и счастлив больше.
Плохо - смерти желать, бояться - хуже.
Только то исполняй, что сделать должен.
Пусть страшится других, кто страшен многим.
Если счастлив удел, - к чему тревоги;
Если счастия нет, - к чему стараться.

СОЛОН АФИНСКИЙ
Назову я жизнь счастливой, если ход ее свершен.
Коль ровня супруги, - вместе, не ровня, так значит, - врозь.
За случайную услугу не видать тебе заслуг.
Подбирай ты друга втайне, но хвали его при всех.
Лучше, если благородным ты воспитан, - не рожден.
Если жребий предначертан, избегать тогда чего?
Если все неверно в мире, то чего бояться нам?

ХИЛОН СПАРТАНСКИЙ
Пусть не внушу младшему страх и неприязни старшим.
Помня про смерть, жизнь проводи и о здоровье помня.
Беды свои все побеждай, духом силен иль другом.
Если добро ты совершил, помнить о том не надо;
Помни всегда ты о добре, что для тебя свершили.
Нам по душе старость, коль та молодости подобна;
Молодость та тягостна нам, если она как старость.

СКИФ АНАХАРСИС
Бойся, чтоб тайный навет вдруг не коснулся тебя.
Жизнь пронеслась, но ее слава вовек не умрет.
То, что задумал свершить, не торопись объявлять.
Если ты страхом объят, - быть побежденным тебе.
Коль справедливо бранишь, - враг, ты полезен тогда;
Ложно похвалишь, - тогда, будучи другом, вредишь.
Лишку ни в чем: перейти мера в чрезмерность спешит.

СУД ПАРИСА
Суд Приамида привел Елену в славную Трою;
Трою к злому концу суд Приамида привел.

ГЕРО И ЛЕАНДР
Путь проложила любовь Леандру сквозь бурные волны -
К скорбной смерти ему путь проложила любовь.

ДОЛОН И АХИЛЛ
Славной добычей Долон прельстился - упряжкой Ахилла;
Сам, зарезанный, стал славной добычей Долон.

НИС И ЭВРИАЛ
Дружества сладкий удел да будет тебе драгоценен:
Жизни великая часть - дружества сладкий удел.

К АПОЛЛОНУ И К ЧИТАТЕЛЮ
Благодаренье тебе, Аполлон, вдохновитель поэтов!
Друг-читатель, прощай: благодаренье тебе.

ЭПИТАФИЯ
Смерть не погубит меня: по себе оставляю я память.
Ты только, книга, живи: смерть не погубит меня.

Изречения семи мудрецов (Б. III, стр. 159). «Семью мудрецами» в античной традиции назывались виднейшие философы и политические деятели Греции VI в. до н. э. Состав лиц, перечисляемых под этим названием, не был постоянным: только Фалес, Биант, Хилон и Солон упоминались в нем неизменно. Впоследствии к ним причислялись и легендарные фигуры (скиф Анахарсис), а в эпоху распространения неоплатонизма - даже Орфей, Зороастр, Моисей и др. Семи мудрецам приписывалось авторство начертанных в преддверии дельфийского храма кратких житейских наставлений: «познай самого себя», «ничего сверх меры» и пр. Многочисленные стихотворные переложения этих изречений сохранились и в греческой и в латинской Антологии. Размеры семи стихотворений настоящего цикла: 1) гекзаметр, 2) ямбический триметр, 3) малый асклепиадов стих, 4) фалекий, 5) трохаический тетраметр, 6) хориямб, 7) пентаметр.
Песня гребцов (Б. III, стр. 167). Редкая в античной поэзии стилизация трудовой песни.
Кор, или Портун, римский бог портов и гаваней.
Храм Венеры, разрушенный для постройки стен (Р. 100, Б. IV, 288).
Библиотека, превращенная в обеденный зал (Р. 126, Б, IV, 314).
Водоналивное колесо (Р. 284). Интересно сравнить эпиграмму Антипатра Фессалоникийского о водяной мельнице («Палатинокая Антология», IX, 418), цитируемую К. Марксом в «Капитале» (т. I, Госполитиздат, 1953, стр. 414).
На человека, который сам себе молол муку (Р. 103, Б, IV, 291).
Влюбленный Амур (Р. 240, Б. IV, 410).
Из мифического металла адаманта, по преданию, были сделаны врата Аида.
К Дульции (Р. 381, Б. IV, 535).
Отказ от серьезной поэзии (Р. 429, Б. IV, 39). В ст. 10 принято чтение Беренса. Беренс без достаточных оснований приписывает эту эпиграмму Сенеке.
Сон пьяницы (Р. 30, Б. IV, 219).
Гроздь (Р. - 31. Б. IV, 220).
Книги Энеиды, съеденные ослом (Р. 222, Б. IV, 189).
Кентавр Хирон (Р. 89, Б. IV, 277).
Пасифая (Б. V, 51). Пасифая, дочь Гелиоса и супруга царя Миноса, воспылала противоестественной страстью к быку; спрятавшись в деревянном чучеле телки, она соединилась с ним и родила от него Минотавра, получеловека, полубыка. Каждый из 22 стихов этого произведения имеет свой особый метрический размер; различными сочетаниями этих 22 стихотворных размеров пользовался в своих строфах Гораций, так что это стихотворение представляет собой как бы беллетризованный метрический справочник к сочинениям Горация. В качестве такого справочника оно приложено к одной из рукописей сочинения грамматика Руфина о метрике; может быть, Руфин и был его автором. Последовательность размеров такова: 1) адоний; 2) дактилический диметр; 3) ферекратей; 4) гликоней; 5) дактилический тетраметр; 6) дактилический гексаметр; 7) трохаический диметр; 8) ямбический диметр; 9) алкеев девятисложник; 10) усеченный ямбический триметр; 11) чистый ямбический триметр; 12) малый асклепиадов; 13) малый сапфический; 14) алкеев одиннадцатисложник; 15) алкеев десятисложник; 16) большой асклепиадов; 17) аристофанов; 18) большой сапфический; 19) ионики; 20) архилохов; 21) элегиямб; 22) ямбэлег.
Претиды - дочери аргосского царя Акрисия, наказанные безумием за отказ почитать Диониса.
Ио, возлюбленная Зевса, превращенная Герой в телку и бежавшая в Египет, в эллинистическое время отождествлялась с египетской богиней Исидой.
Речь идет о Тесее, потомке афинского царя Эрехфея; кносянка - Ариадна (город Кносс был столицей Миноса).
Анациклические стихи (Б. III, 27). Так назывались стихи, которые одинаково читались, слово за словом, от начала к концу и от конца к началу. Русский тонический дистих в отличие от античного. метрического не допускает таких построений; предлагаемый перевод В. Брюсова представляет собой замечательное исключение. Смысл: «Стремление (плывущих) наяд побеждает колыхание волн так же, как пламенеющий Нот (южный ветер) побеждает вал Икгцрова моря».
Змеиные стихи (Р. 40, 48, 57, 63, 77, 79, 80, Б, IV, 229, 236, 245, 251, 265, 267, 268. Об этой стихотворной форме ом. примечания к Пентадию. О Геро и Леандре см. поэму Мусея; рассказ о Долоне - в X книге «Илиады»; рассказ о подвиге друзей Ниса и Эвриала-в IX книге «Энеиды». Весь цикл «змеиных стихов» в Салмазневском сборнике насчитывает 42 двустишия. Беренс без достаточных оснований считает их автором Луксория.

* * *
Смотрю я в зеркало и вижу
Летящий поезд, стук колес.
И лист исписанной бумаги,
Который ветер вдаль унес.

Осенним вечером холодным
В окне горящую свечу.
Один бродячий пес безродный…-
Не надо дальше, я молчу.

Смотрю я в зеркало – там буря,
Соленых брызг поток в глаза.
С чужих ресниц стекает хмуро
Как нить, блестящая слеза.

Автомобильный рев на трассе
И дым со свалки городской.
Большая очередь у кассы,
Глаза, смотрящие с тоской.

Звезда, сорвавшаяся с неба.
Пустая сладкая мечта.
Смотрю, а зеркала и нету.
Зияет пустота.

Гимн Свободе
Хочу воспеть Тебя – Свобода- дар бесценный.
Тобой живут и Тварь, и Человек.
Но ведь благотворишь Ты не для всех,
Кто тащит лямку в Мире Тленном.

Власть, злато, блуд – твои враги.
Их тоже человек в себе посеял.
И тянет соки из него сей сорный плевел,
Исчадье ада – раб своей судьбы.

Остановись, о грешный человече-
Ведь ты не раб, не червь в конце концов.
И сам в себе таишь врагов,
Жизнь прожигая мелко и беспечно.

Перевод с немецкого.
Стихотворение - Regenbogen
Радуга (литературный перевод неизвестного поэта)

Однажды летом вместе с другом
Мы шли по парку. Дождь прошел.
Светило солнце алым кругом
И радуги цветок зацвел.

Но тут товарищу – студенту
Вздохнув, негромко я изрек:
«Обвило небо пестрой летной
Свой ярко-голубой венок.»

Мой друг был физик, с удивленьем
Он осмотрел меня, смеясь:
«Сказал ты глупость, нет сомнений.
Что, лента? Где она взялась?»

И рассказал, что слой воздушный
Свет солнца делит на цвета…
Он говорил – мне стало скучно
Впрок не пошла наука та.

Прошли года, и вот однажды
У нас был физики урок.
Учитель строго, с видом важным
Вопрос мне вот такой изрек:

И я глаголю: «Это небо
Свою светлейшую главу
Повязывает пестрой лентой,
Чтоб ней украсить синеву!»

Класс рассмеялся: «Что он мелет?
Он со Степановки сбежал!»
И лишь учитель, зная дело,
Класс успокоив, мне сказал:

«Вы, юноша, поэт по духу
И к вам претензий больше нет.
А к гениям и мы не глухи
Быть может, я в душе поэт!

Но вдохновенью божью внемля
Витая с музой в облаках.
Спуститесь, юноша, на землю
И говорите о делах.»

(Степановка- местонахождение дома для душевнобольных)

Размышление при луне.
(стихотворение пессимистическое - неизвестного поэта)


Считая годы, недели, дни
Рыдая горько - смеясь беспечно.
Гляжу на порченный лик Луны
Жизнь коротка – а Природа вечна.

Сомненьем мучаюсь каждый час
Подобно безумному Датскому Принцу
И ошибался уже много раз
Веря, что Правда всегда без границы.

Но Человеку она не нужна.
В ней лишь Безумец счастье находит.
Так же для всех нас светит Луна,
Но восхищает она лишь не многих.

Нет! Человеку не надо Идей
От них только боль идет головная.
Ему надо кушать и спать каждый день,
Работать, семью заводить, прозябая.

Нет, все же несколько неправ был Сократ,
Пытаясь собою понять Человека.
Будь он человечней Себя во сто Крат
И то бы запутался с этим калекой.

И вот, если кто-то, себя не щадя
Кому-то пытается доброе сделать.
Мы скажем ехидно: «Дурак- он! Дитя!
Наивен и глуп, Дон Кихот неумелый!»

Пусть Я – Эгоист, но ведь Мир- Эгоизм.
Намного страшней Моего Эгоизма.
А в небе туманно горел лунный диск
Слегка освещая всю эту К…

* * *
Меня преследует кошмар
Тупой, коварный и жестокий.
В сознанье бьет электротоком
И словно вырвавшийся пар.

Исполосованный и битый,
Кривым помеченный клеймом,
Скитаясь жизненным путем,
Я стал спокойным, гладким, сытым.

Смеяться, плакать не умел,
Со стороны все наблюдая.
Несется где-то жизнь крутая,
А я на все плевать хотел.

Но вот пришла она- не знаю,
Зачем связался с ней тогда.
Проходят месяцы, года.
Но как забыть не понимаю.

Она не пара мне- умом,
Презрел я с первого же раза.
Но вот природа, как проказа
В душе оставила клеймо.

Горю, страдаю, но молчу.
«Та женщина тебя не стоит!»-
Ум говорит, но беспокоит
Душа крича: «Хочу, хочу»

И давит горло, как угар
Тоска с обидой одинокой.
Слепой, коварный и жестокий
Меня преследует кошмар.

Сегодня не стало великого скульптора. В Нью-Йорке ушел из жизни Эрнст Неизвестный. В 60-х его работы, сильные и не похожие на официальное советское искусство, расценили как вызов системе. За свой взгляд и принципы пришлось бороться. Выдающийся мастер уехал за границу, но и после этого сделал для отечественного и мирового искусства очень много.

Русский скульптор в Америке - так Эрнст Неизвестный говорил про себя, сидя в нью-йоркской мастерской. Фигурки в окне он когда-то расставил сам.

В 1962 году выставка в Манеже должна была поставить крест на творчестве: гнев Никиты Хрищева обрушился на него лично. Звучали язвительные замечания: "Этот Неизвестный довольно известный, если посчитать, сколько он стоит государству!"

Свою фабрику "уродов" пытался защитить перед собравшимися скульптор Эрнст Неизвестный. Он же имел смелость ответить: "Вы не разбираетесь в искусстве, ваши информаторы обманывают вас". Молодой скульптор был единственным авангардистом, кто возразил генсеку.

А через девять лет не кому-нибудь, а именно ему закажут надгробный памятник Хрущеву. Так пожелают родные. Черно-белая глыба - беспристрастный взгляд на личность и эпоху.

«Если бы меня спросили, встречал ли я гениальных людей или нет? Я бы сказал, что да, встречал. Эрнст», - говорит художник и друг Эрнста Неизвестного Виталий Волович.

Художник Волович дружил с Неизвестным - они оба выросли в Екатеринбурге, где создан музей знаменитого скульптора. Здесь замер его Орфей, главный символ телевизионной премии "ТЭФИ". Здесь то, за что полвека ругали, а затем превозносили.

«Он работал неистово совершенно. И я приходил к нему в мастерскую на Сретенке небольшую и уже в большую мастерскую на проспекте Мира и всегда поражался. У меня было ощущение, что там работает огромная бригада скульпторов», - рассказывает Виталий Волович.

Он был далек от соцреализма и всего, что в СССР называли "искусством для народа". Но как скульптор-монументалист, зависел от госзаказов. За всю жизнь он получил их только пять, в их числе - декоративный рельеф в пионерском лагере «Артек», фасад здания ЦК Компартии Туркмении в Ашхабаде, монумент "Дружба народов" для Асуанской плотины в Египте. Долгое время его скульптуры были никому не нужны.

"25 лет я был выброшен в принципе из профессиональной работы художника, я работал кем угодно: и литейщиком, и каменщиком, и даже погрузчиком соли на Трифоновском вокзале", - рассказывал Эрнст Неизвестный.

Последней каплей стал варварский разгром его мастерской. Он вернулся домой, а там - только груда осколков. Почти все, что было создано за десятилетия, разбито, уничтожено.

"Я сам не хотел уезжать, но если тебе ломают ребра, работы, переносицу и пальцы, то ты бежишь, это естественно. Я же, я же не Бог, я всего только животное, только в человеческом облике", - говорил скульптор.

Сначала Швейцария, потом Америка. Он писал домой близким: "Если бы моя родина была бы ко мне чуть-чуть поласковее…" И она стала после перестройки: Неизвестный снова начала творить для России. Композиция «Древо жизни» в Москве, «Памятник погибшим шахтерам» в Кузбасе. В Магадане воздвиг "Маску скорби" - грандиозный монумент памяти жертв сталинских репрессий.

Он даже в Манеж вернулся с триумфом. Персональная юбилейная выставка. Кстати, во всех его биографиях есть неточность. Уходя добровольцем на фронт, он приписал себе год. Получается, будто прожил 91, а не 90. Но это уже неважно.

"Я помереть могу сам - без разрешения. Я убежден, что если тело тленно, то дух – вечен", - говорил Эрнст Неизвестный.

Его карьера в изгнании сложилась удачней всех шестидесятников, покинувших страну. Работы Неизвестного хранятся в Лувре, Прадо, в Ватикане.

Темные окна, шторы, мастерская в Нью-Йорке опустела. Фигурки в окне Эрнст Неизвестный когда-то расставил сам. С ним столько раз прощались, казалось, навсегда: в 45-м родным пришла похоронка: «Ваш сын геройски погиб». Орден Красной Звезды вручили посмертно. А он очнулся в морге и, несмотря на ранение в позвоночник, смог и ходить, и работать.

Фильм о выдающемся скульпторе смотрите на Первом канале сегодня после вечерней трансляции из Рио-де-Жанейро. В 0:40 - - фильм первый. Вторая часть завтра в это же время.

Есть стихи не о тебе
Так что ж.
В узел спутанной судьбе
Не всё – ложь

От проторенных путей
В глубину тайги
Туда где нет людей
Рисовать круги

Переполнены тобой – слова
Бумаги нет
Буду пальцем на снегу оставлять
Стихами след

Мне не жалко. Их сотрёт.
Придет весна
Их с собою заберёт
С водой листва.

И растаявшими строками
От корней к ветвям
Побежит живыми соками
Любовь моя.

Стихи мои – лишь скудный отблеск
Того, что ощущаю я.
Они – беспечно-вечный поиск
Жара священного огня.

Они – души отображенье
В залах кривых зеркал,
И мимолетное виденье,
Что я мгновенье созерцал.

Они – времен запечатленье
В пространствах без границ и мер,
И к свету правды устремленье
Чрез лживости и тьмы барьер.

Они – игра воображенья,
Чтоб не казался серым мир,
И беспощадное сраженье,
И музыка литавр и лир.

Они – таинственные речи
О том, что не совсем понять,
А иногда...

Пролетели две недели -
ты вернулась на портал,
мои нервы отзвенели,
потому что я скучал.

Я ни с кем на литпортале
без тебя не флиртовал -
написал стих про Цхинвали,
разместил, потом убрал.

Ты на море отдыхала,
надышалась морем всласть,
как же ты без Виртуала
и Стихиры обошлась?

Впрочем, мне какое дело?
Лишь бы не было беды.
Видишь, как душа запела,
как ко мне вернулась ты?

Я ещё насочиняю
про тебя, любовь и грусть,
если и уйду, родная,
то к тебе стихом вернусь...

Как легко писать в альбомы
Комплименты, легкий вздор,
Или нежную истому,
Или шуточный укор.
Но не Вам. Не перед Вами
Лестью тонкой щеголять
Равнодушными стихами
Вашу скуку забавлять...
Нет, не блестки лицемерья,
Не сплетения искусств,
А души моей доверье
И брильянты жарких чувств
Перед Вами рассыпая
Я и плачу и смеюсь,
И на ум Ваш уповаю
И насмешек не боюсь...
Вы поймете, милый, нежный
- Ангел света, добрый друг...
Что пишу я не небрежно,
Чтобы скрасить Ваш досуг...
А затем...

Не пиши мне стихи, не стоит.
Лучше в парк сходи прогуляйся,
Ты наверное, большего стоишь,
Ты послушай, не усмехайся.
Чая нет, я бы тебя угостила,
Есть вода из-под крана, будешь?
Я давно тебя не просила,
Да ведь ты все равно забудешь.
Не пиши мне стихи, не надо,
Не для этого мы знакомы.
и без них я тебе всегда рада,
Пусть без правил и пусть без законов

Стих, написанный без ритма,
как мне кажется, нонсенс.
Я, конечно, самоучка,
но пишу-то не про секс.

Нет в моих стихах намёков
на избитость пошлых фраз -
я у классиков учился
как построить свой рассказ.

Я пишу не так, как Пушкин,
но как слышу глас небес.
Есть у каждого поэта
свой талант и даже честь.