Наталья боярская дочь описание главных героев. Сочинение на тему «Сюжет и проблематика повести н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь

Конспект урока по литературе

Аудитория : 6 класс.

Тип урока : комбинированный урок

Тема : Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Портрет Натальи.

Цели урока :

    обучающие: дать представление о Н.М. Карамзине, научить видеть художественные средства и фактический материал в тексте произведения

    развивающие: развивать умение видеть главное, анализировать текст, овладевать художественными образами

    воспитательные: формировать нравственный образ девушки, воспитывать уважение к чувствам, к семье.

Задачи урока :

    познакомиться с биографией Н.М. Карамзина

    ответить на вопросы по произведению

    «нарисовать» внутренний мир персонажа

Ход урока

Этап

Что делает учитель

Что делают ученики

Ожидаемые результаты

Организацион-

ный этап

(2 минуты)

Здравствуйте ребята, приготовьте, пожалуйста, учебник по литературе, а так же тетради

Готовят всё необходимое для работы

Организация учебного пространства

Вступительное слово учителя, выступление ученика

(15 минут)

Дома вы читали повесть “Наталья, боярская дочь”. Её автор - Николай Михайлович Карамзин.

Сейчас <фамилия, имя> нас познакомит с биографией этого писателя. Ваша задача - внимательно прослушать сообщение и записать ключевые даты.

Выступление ученика с сообщением и презентацией.

Класс записывает ключевые даты, информацию об авторе.

Записи в тетради

Основной этап, рассмотрение образа Натальи.

(25 минут)

Повесть названа “Наталья, боярская дочь”, это свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви героини.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”.

Записывайте вопросы, на которые мы отвечаем, и краткий ответ, можете подчеркивать карандашом отрывки из текста.

    В какой атмосфере проходит детство Натальи? Приведите примеры из текста.

    Прочитайте, как Наталья проводит время. Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, который так себя ведёт?

Давайте подведём небольшой итог. Что же формировало характер Натальи? Запишите.

    тёплая атмосфера в семье

    красота природы

    молитвы, службы в церкви

    рукоделие

    невинные забавы - прогулки, игры, песни

4. Изменилась ли Наталья в какой-то момент? Что поменялось в её настроении, характере? Прочитайте.

5. Понимала ли она, что с ней происходит? Найдите слова, характеризующие состояние героини.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

6. Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

8. Вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор? Он постоянно обращается к читателю.

Прочитайте его предостережения.

9. Как через эти слова предстает характер Натальи? Прочитайте слова, которые показали бы сильную его сторону.

10. В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина смелая и преданная?

11. Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков?

12. Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник.

Сбылось ли это?

    Рассказывают об отце, матери, няне.

«Любовь народная, милость царская были наградою добродетели старого боярина.<...> Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях <…> в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности.» / «будила она свою няню, верную служанку ее покойной матери. «Вставай, мама! - говорила Наталья. - Скоро заблаговестят к обедне». Мама вставала, одевалась, <…> прелестницы жемчужною повязкою.

    Ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). Яркие краски: “темно-кофейные волосы” - “белая грудь”. “черные ресницы” - “алейший румянец на белом лице”. Противопоставление: темный – белый, черный -алейший. Сравнения: цветы в поле - красавицы Москвы, роза всех прекрасней - Наталья была всех прелестней

Отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру.

    Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”

Появилась потребность любить, любить, любить!”

    не умела дать отчёта в своих новых чувствах” , “не понимала сердечных своих движений”, “не знала, как толковать сны”, “не знала, чего желала”

    Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”.

“… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”

    «Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.» Когда встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце»

    “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”

Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”

    В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

    Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”.

    Любовь к Алексею.

При венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Именно так заканчивает автор свое повествование.

Записи в тетради, поиск информации в тексте, анализ внутреннего мира персонажа.

Подведение итогов. Домашнее задание.

(3 минуты)

Поделимся впечатлениями: какие слова, с помощью которых автор описал Наталью, наиболее запомнились вам?

Обозначьте ключевые слова, которые мы часто упоминали в сегодняшней беседе.

Дома письменно ответьте на вопрос «Достоин ли Натальи её возлюбленный?» Докажите примерами из текста, почему.

Зачитывают подчеркнутые примеры из текста, называют слова (типа чувство, сердце, душа, любовь).

Обобщение полученных знаний, выделение ключевых слов произведения.

План
Введение
Н.М. Карамзин в повести обращается к историческому прошлому России.
Основная часть
Наталья - главная героиня повести:
а) детство героини, ее родители;
б) особенности воспитания;
в) первые чувства;
г)тайное венчание.
Особенности взаимоотношений Алексея и Натальи.
Заключение
Героиня мечтательна и женственна, но в то же время способна на решительные поступки.
Н.М. Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» обращается к историческому прошлому России.
Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, - богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. Рано утром вместе с няней они идут в церковь молиться, затем раздать бедным милостыню. Дома Наталья работает за пяльцами, шьет, плетет кружево. Отец отпускает ее на прогулку с няней в сад, а затем она опять садится за рукоделье. Вечером ей разрешается пообщаться с подружками под присмотром нянюшек. Жизнь Натальи замкнута и бедна событиями, но даже при такой жизни она умеет мечтать и много размышляет. Автор показывает, как она добра, как любит отца и строгую няню, как любуется природой и красотой Москвы. Она трудолюбива и послушна, какой и должна быть девушка того времени. Но приходит время, и она начинает мечтать о любви.
Долгожданная встреча произошла в церкви, и Наталья влюбилась с первого взгляда, не зная даже имени молодого человека. Не увидев его на следующий день, она тоскует и страдает, не ест, не пьет, пытаясь при этом скрыть свою тоску от отца и няни. Встретив его снова, она счастлива так, что «час обедни был для нее одною блаженною секундою». Няня устроила влюбленным свидание, и молодые люди сговорились бежать и обвенчаться тайно. И автор подробно изображает переживания героини: счастье любви, неколебимое доверие к Алексею, чувство вины перед любящим отцом, стыд за ту боль, которую она ему причиняет. Но по «Домострою» жена должна все забыть для мужа и во всем ему повиноваться. Наталья готова к этому. Даже когда няня, испугавшись вооруженных слуг Алексея, закричала, что они в руках у разбойников, Наталья успокоилась по одному только слову Алексея. Она верила и знала, что он не может быть злым человеком. Она счастлива с любимым мужем, но вышивает узорные полотенца и для него, и для отца. Наталья мечтает о том, чтобы отец простил свою дочь, молится об этом.
Когда же Алексей собрался на войну, то героиня даже не помышляет о том, чтобы отпустить его одного. Надев мужской наряд и спрятав волосы под шлем, она идет с Алексеем на поле битвы и храбро сражается, заслужив прощение царя и любимого родителя.
Итак, мы видим, что героиня мечтательна и женственна, душа ее полна тонких и противоречивых переживаний. В то же время в трудную минуту она может быть сильной и отважной, способной на решительные поступки и верящей в добро и Божью милость.

Эта повесть о любви. В произведении показана настоящая любовь, которая, по мнению автора, превыше всего. Настоя­щее чувство преодолевает любые препятствия, оказывается сильнее любых предрассудков. Любящие по-настоящему люди должны быть вместе. Такова главная мысль повести. Идея вы­ражена в словах «любовь всего сильнее», которые написал в письме к отцу Натальи Алексей.

Её главные герои - Наталья и Алексей. Немалую роль игра­ют в повести няня и отец Натальи. Есть и эпизодические пер­сонажи: царь и священник.

Отрицательных героев среди названных нет, но особую сим­патию вызывает Наталья, не случайно, мне кажется, её именем названа повесть. Во-первых, она умеет любить. Она понимает, что её чувство настоящее. Во-вторых, она заботится о своих близких, переживает, что может их обидеть. Еше Наталья очень преданный человек, она остается рядом с Алексеем даже во вре­мя войны. Она тонко чувствует, переживает, является образ­цом русской женщины.

О чем повесть «Наталья, боярская дочь» Карамзина

3.5 (70%) 16 votes

На этой странице искали:

  • какова главная мысль повести наталья боярская дочь
  • главная мысль повести наталья боярская дочь
  • наталья боярская дочь анализ
  • наталья боярская дочь главные герои
  • карамзин наталья боярская дочь главные герои

Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.

Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с вра-гами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вме-сте по любви.

Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.

Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подар-ками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ни-чего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у моло-дых людей ничего бы не получилось.

Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодуш-ной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночест-ве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить ост-рые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из до-ма, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее. Материал с сайта

Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к ро-дине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он ис-кал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать пе-ред глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.

И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • карамзин наталья боярская дочь главные герои
  • какую тайну доверил алексей наталье
  • план к рассказу н.карамзин " наталья, боярская дочь"
  • наталья боярская дочь анализ
  • урок по карамзину наталья боярская дочь

Экзамен: Русская литература 18 века

Карамзинский рассказчик в "Наталье, боярской дочери" не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен.

Соотнесённость с жанровым каноном оды вновь возвращается в первой, и основной, характеристике, предваряющей появление добродетельного боярина Матвея, отца Натальи. Его главные умения - способность быть "другом человечества", принимать удары судьбы и без боязни идти навстречу смерти; как легко представить портрет такого человека, читая строки философских од поэтов - предшественников Карамзина: А. П. "Сумарокова, М. М. "Хераскова или В. И. "Майкова.

"Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества. Уже минуло ему шестьдесят лет, уже и кровь медленнее обращалась в жилах его <...> но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? <...> Он идёт вперёд, бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным - хотя тёмным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность".

Своеобразие первой исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести Наталья - единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева. Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы вместе с соседками-подругами. Главное содержание повести - любовные переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то под присмотром мамки. Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании повести послужил "брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева". Но от этой исторической основы в повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII в.

В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева(воспитатель матери Петра I боярин Артамон Сергеевич Матвеев) поделены между двумя героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для образа отца Натальи - боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С. Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он выступает как посредник между народом и верховной властью. Не боясь опалы, говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина надежной опорой для общественных. Боярин Матвей - идеальный отец и столь же идеальный гражданин. Алексей Любославский - нежный сын, образцовый супруг и вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в., перенесшего на прошлое свое представление об идеальном сословно-монархическом государстве и противопоставившего этот идеал общественным отношениям своего времени.