Мотивационно потребностная сфера личности потребности. Мотивационно-потребностная сфера личности

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов.

Вопрос о мотивации деятельности встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними факторами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. .

Стимулы имеют большое значение в удовлетворении потребностей. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от лат. stimulus (буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) и имеет противоположное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека.

В современном понятии различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение. .

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. .

Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. . Термин "Мотив" применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен. В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: мотив как на побуждение (В.И. Ковалев и др.); мотив в качестве потребности (Л.И. Божович и др.); мотив как детерминанта цели деятельности (С.Л. Рубинштейн и др.); мотив как опредмеченная потребность А.Н. Леонтьев и др.); мотив как намерение и свойство личности (М. Мадсен, Х. Мюррей, Дж. Атткинсон, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминови др.); и, наконец, мотив как состояние личности (Е.Р. Хилгард и др.). , , , , , , .

Но каждый из этих феноменов отражает одну из сторон мотива как основания действия, поступка, поведения. Так, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность человека; принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего (ради чего) проявляется эта активность; а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбрана именно эта цель, этот способ ее достижения. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетическую сторону. Поэтому очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. .

Д.Н. Узнадзе понимал мотив как сложное психологическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. "Мотив, - пишет Д.Н. Узнадзе, - это соображение, заставившее субъекта совершить этот акт, это потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным". .

В ряде работ "мотив" рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа пишет, что "...мотив" - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко пишет Х. Хекхаузен: "...мотив это лишь "конструкт мышления", т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен". .

А.Н. Леонтьев сущность мотива определяет таким образом: "То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности". . А.Н. Леонтьев так же пишет: "Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, мы называем мотивом деятельности". . Т.о. мотив, по А.Н. Леонтьеву, выступает как "опредмеченная потребность".

Мотив выполняет функции побуждения и направления деятельности, а также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. .

Мотивы могут быть осознанными и неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности, согласно деятельностному подходу, принадлежит осознанным мотивам. .

Как правило, мотив не осознается: он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Осознание мотива представляет собой специальную задачу. Нередко мотив подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее власть над собственными поступками. .

Деятельность всегда имеет мотив ("немотивированная" деятельность - та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации - это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотива. .

Потребности и интересы - основополагающие понятия, раскрывающие сущность мотива трудового действия. Потребности вызывают заботу индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, мобилизуют стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной).

Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Потребности являются внутренним побудителем активности человека. В зависимости от объекта различают материальные, духовные и социальные потребности.

Материальные потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизненном состоянии.

Духовные потребности - потребности в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Они находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельно развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.

Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в современной трудовой деятельности, реализуемые в обществе. .

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. .

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками. В этом случае потребности принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.

Интерес (от лат. interest - имеет значение) - это конкретное выражение осознанных потребностей.

Источник развития потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение элементарных жизненных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде. .

Слово "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины" (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Мотивация - это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив - это продукт этого процесса, т.е. мотивации. . "Смысл мотивации, - пишет Д.Н. Узнадзе, - заключается именно в том: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности". .

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.

Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.

Ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Мотивация не сводится лишь к реагированию (безусловно- или условно-рефлекторному), так как подразумевает участие сознания и преднамеренность. В основном поведение человека связано с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия. .

Т.о., мотивация - это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. .

В случае выполнения человеком привычных действий процесс мотивации оказывается свернутым. В результате многократных повторений одного и того же действия у человека формируются мотивационные схемы (аттитюды, поведенческие паттерны), т.е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в данной ситуации. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека. Мотивационные схемы являются составляющей мотивационной сферы человека. .

Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов . Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. .

С точки зрения развитости, мотивационную сферу характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности. .

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризуется разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность.

Иерархизированность мотивационной сферы - это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие - подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие - реже. . Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. .

Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, по существу, формирование самой личности. .

В следующих параграфах мы рассмотрим подробнее мотивы достижения, избегания неудачи и готовность к риску как личностную характеристику.

2. Мотивационно-потребностная сфера личности

Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.

В психологии сложилось следующее определение мотива: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость.

По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации – Р.Г.Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение.

Итак, в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, тогда, завершив ее, личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Между развитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычно возникают рассогласования. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда – напротив – отстает – и то и другое сказывается на ее результате.

Все сказанное позволяет заключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).

Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных. Та же самая концепция А.Маслоу не может ответить на этот вопрос: как известно, он строит «пирамиду»потребностей, которые являются основой мотивов, - биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), аффилиативные потребности, потребность в уважении, престиже, и наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации. Но Маслоу берет потребности абстрактного индивида, вырывая его из системы общественных отношений, рассматривая их вне связи с обществом, причем, последнее лишь среда, в которой развивается индивид.

Отечественные психологи исходят из того, как конкретный действительный индивид включен в систему общественных отношений и каким образом эта система отражается в его индивидуальном сознании. Б.Ф.Ломов считает, что для понимания мотивационной сущности сферы (ее состава, строения, динамики) и развития этой сферы необходимо рассматривать связи и отношения личности с другими людьми. Изучая зависимости мотивационной сферы личности, важно иметь в виду, что они имеют многомерный и многоуровневый характер, не только непосредственные, но и опосредствованные контакты. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием жизни общества: идеологии, политики, этики, и т.п. Огромную роль в формировании мотивационной сферы играют общественные институты. На эмпирическом уровне психологического анализа речь должна идти прежде всего о тех общностях людей, к которым принадлежит данный конкретный индивид. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Так как любой индивид принадлежит ряду общностей, а в процессе его развития число общностей, в которые он включается, изменяется, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Следовательно, развитие мотивационной сферы надо рассматривать не как процесс «изнутри» индивида, а в плане развития его связей с различными общностями людей. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с другими людьми, с обществом в целом.

Во множестве мотивов индивида отражаются потребности, свойственные различными общностям, в которые он включен. Этим определяется сложнейшая картина динамической системы мотивов; их согласованность или противоречия, дифференциация и интеграция, взаимопревращения и т.д. Но всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)?. Безусловно, не всегда. Если бы это было так, человек обладал бы идеальным самосознанием, в совершенстве знал себя, давал бы точную самооценку. Между тем нередко окружающие люди лучше знают, вернее оценивают человека, чем он сам. Разумеется, человек всегда осознает ту непосредственную цель, которой подчинено его поведение в текущий момент. Он лучше знает фактическую сторону своей жизни, но парадокс в том, что человек часто не осознает (или осознает неполно) истинные причины или побуждения к совершению определенных поступков или поведенческих актов. Немало-важную область мотивации человеческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуждения, к рассмотрению которых мы переходим.

Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка – это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

Ставшие классическими исследования Д.Н. Узнадзе и его сотрудников показали процесс формирования фиксированных установок, определяющих поведение личности. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых факторов личного опыта человека, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления - стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная («познание») подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

К неосознаваемым мотивам относятся также влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.


Направленность личности

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение»» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

Желание – осознанная потребность и влечение к чему – либо вполне определенному;

Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

Интерес – познавательная форма направленности на предметы;

При включении в интерес волевого компонента он становится склонностью;

Конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности есть идеал;

Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам Необходимо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего».Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определенной мере деформирует целеполагающее поведение человека. Ф.Е.Василюк, анализируя литературу, выделяет следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение – бесцельное и неупорядоченные реакции; б) апатия; в) агрессия и деструкция; г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивиация» поведения, проявляющаяся в падении «конструктивности» поведения.

Потребность -- это состояние объективной нужды человече-ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо-димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не-обходимых для его существования и развития, как раз и выступа-ет источником активности человека. Потребность как динами-ческая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совер-шенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Считается, что специфика человеческих потребностей опреде-ляется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

Естественные;

Культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость че-ловека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на:

Материальные;

Духовные;

Социальные

К материальным относятся физиологические (например, по-требность в пище) и общественно обусловленные (например, по-требность в одежде). К духовным потребностям относятся эсте-тические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно классифика-ции X. Мюррея их гораздо больше. X. Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка -- стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия -- забвение собственных интере-сов во имя группы и др.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью от-четливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Вле-чение -- это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение -- установка. Установка -- неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации ка-ких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направ-ленность.

Мотивы -- это то, ради чего совершается деятельность. В ши-роком значении под мотивом понимается любое внутреннее по-буждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определен-ным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы -- это мотивы, побуждающие челове-ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов -- большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив -- это осознанная потребность, обогащенная представ-лениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы -- это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже ког-да мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея-тельность, они выступают в своем косвенном выражении -- в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслооб-разования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол-няют роль побудительных факторов (положительных или отри-цательных) -- порой остро эмоциональных, аффективных, ли-шенных смыслообразующей функции. Это -- мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выпол-нять смыслообразующую функцию, а в другой -- функцию до-полнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива -- побуждающей и смыслообразующей -- придает деятельности че-ловека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятель-ность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на лич-ностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде-ния. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазви-тия (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а не-сколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Сово-купность всех мотивов к данной деятельности называется моти-вацией деятельности данного индивида.

Мотивация -- это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, на-правленной на преобразование предметной ситуации для осуществ-ления определенного предметного отношения личности к окружаю-щей ситуации.

Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятель-ности, но и об общей мотивации, характерной для данного чело-века, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствую-щих направленности его личности и определяющих виды его ос-новных деятельностей.

В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать.

Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда.

В переводе с английского мотив означает материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности. В англоязычном смысле это понятие означает нечто более широкое: потребность, идею, органическое состояние или эмоцию. Поэтому во избежание смысловых ошибок слово мотив, в переводе с английского следует понимать как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» и др.

Теория деятельностного подхода, разработанная А.Н.Леонтьевым включает в себя учение о мотивационно-потребностной сфере человека. Ученый выстраивает триаду «потребность-мотив-деятельность». Он доказывает, что источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя. Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности.

Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (то есть является полимотивированной; точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов.. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций) . При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотиво-комплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, то есть в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности, в форме общего эмоционального настроения субъекта.

Формирование ведущего мотива , согласно теории деятельностного подхода А.Н.Леонтьева, происходит как осмысленное, осознанное «оправдание» деятельности, как возникновение определенного личностного смысла данной деятельности. У зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими мотивами. Личность способна не только специально формировать смысл тех или иных мотивов деятельности, но и придавать ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей. Особое значение данная теория приобретает в процессе изучения мотивов поведения, мотивов проступков, мотивов преступления как в социальной, так и в юридической психологии. Мотивокомплексы в данном случае рассматриваются как сложные образования, имеющие объективную и субъективную природу.

Таким образом, мотивация рассматривается как компонент деятельности. То есть мотив в данном случае выступает причиной деятельности. Мотивация понимается в современной психологической литературе как совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность.

Когда речь идет о мотивационно-потребностной сфере, имеются ввиду мотивы (отвечающие на вопрос «зачем, ради чего?») и потребности личности (отвечающие на вопрос «почему?»).

В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Потребность в переводе с английского, означает форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Так, например, потребности животных имеют форму инстинкта Потребности человека способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.

Специфика человеческих потребностей заключается в том, что он противостоит миру не как индивид, а как элемент различных социальных систем. Вопрос о человеческих потребностях остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (А.Маслоу, З.Фрейд). Другие считают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании. Происхождении и способах реализации. С развитием общества и индивида происходит возникновение общественных потребностей, которые присваиваются индивидом в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человека.

Потребность в переводе с английского, означает форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Так, например, потребности животных имеют форму инстинкта Потребности человека способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.

Специфика человеческих потребностей заключается в том, что он противостоит миру не как индивид, а как элемент различных социальных систем. Вопрос о человеческих потребностях остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (А.Маслоу, З.Фрейд). Другие считают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и способах реализации. С развитием общества и индивида происходит возникновение общественных потребностей, которые присваиваются индивидом в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человека.

Одной из важнейших составляющих личности является мотивационно-потребностная сфера.

Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Термин «мотивация понимается двояко. С одной стороны она понимается как система факторов, направляющих поведение человека (потребности, мотивы, стремления), с другой стороны – процесс, регулирующий и направляющий поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация имеет свою структуру:

Расшифруем каждое из звеньев более подробно.

Потребность – нужда человека в чем-либо.

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. По­требности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от нежи­вой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избиратель­ность реагирования живого именнона то, что составляет предмет потребностей,т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Существуют различные классификации потребностей, часть из которых приведены ниже:

1. В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности.

2. В зависимости от объекта потребностей: духовные, социальные, материальные потребности.



3. В зависимости от содержания: биологические (витальные) и информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивы делятся на внешние и внутренние, внешние мотивы в свою очередь подразделяются на мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Внутрениие мотивы - это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.

Внешние мотивы - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внешние мотивы:

Мотив достижения успеха. Человек, которому свойственен этот мотив направлен на достижение цели, активен, инициативен, склонен планировать свою деятельность на длительный срок, в меньшей степени зависит от внешнего контроля, деятельность продуктивная и творческая. При дефиците времени результат улучшается, продуктивность растет. Привлекают сложные задания.

Мотив избегания неудач. Индивид, руководствующийся данным мотивом малоинициативен, избегает ответственности, ставят завышенные цели, плохо оценивают свои возможности, переоценивают свои успехи, не переносят дефицита времени, неудачи ведут к потере интереса.

Выясним, какой ведущий мотив у Вас, пройдя Тест «Мотивация успеха, боязнь неудачи».

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Я всегда ориентируюсь только на успех.

2. Активность свойственна мне во всем.

3. Я инициативный человек.

4. Отказываясь от чего­-либо, я всегда мотивирую свой отказ.

5. Я часто неправильно оцениваю себя в деятельности: завышаю или занижаю свои возможности.

6. Перед трудностями, как правило, не отступаю, а пытаюсь с ними бороться.

7. При чередовании успехов и неудач обычно я переоцениваю свои успехи.

8. Моя деятельность зависит главным образом от меня, и я сам несу ответственность за результат.

9. Если я должен решить трудную задачу за ограниченное время, результативность моей работы ухудшается.

10. Упорство и настойчивость – характерные для меня качества.

11. Я строю планы на далекое будущее.

12. Я склонен взвешивать все за и против при принятии опасных решений.

13. Для достижения хорошего результата в работе мне нужен внешний контроль.

14. У меня средний уровень притязаний и адекватная самооценка.

15. При неудачах у меня опускаются руки.

16. При чередовании успехов и неудач обычно я переоцениваю свои неудачи.

17. Я что­либо планирую только на ближайшее будущее.

18. Ограничение времени выполнения сложного задания способствуют мобилизации моих внутренних ресурсов.

19. Неудачи не выбивают меня из колеи.

20. Собственный выбор повышает интерес к задаче, даже если она слишком трудна.

Обработка результатов: 1 балл получают ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20: ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8­9 баллов – ближе к боязни неудачи, а 12­13 баллов – ближе к мотивации успеха.

Поведение – совокупность действий, предпринятых для достижения цели.

Часто поведение зависят от актуальности потребности, уровня ее неудовлетворенности, а также силе мотивации.

Цель – то желаемое к чему стремиться человек.

Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться цель – сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Результат – полное, или частичное удовлетворение (или неудовлетворение) потребности.

Результат – это то, что индивид получает, предприняв те или иные действия. Не всегда результат совпадает с намеченной целью. Но как говорит народная мудрость: «Отрицательный результат – тоже результат». Сложно научится принимать свои поражения, неуспехи. Но многие из наших промахов и неудач служат сильнее, чем успехи для развития нашей личности.