Минобрнауки: Управление школами перейдет от муниципалитетов к регионам через три года. Причины проблем образования

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе самым непосредственным образом касается многих родителей, а также учителей начальных классов, которые сталкиваются с ней постоянно.

Адаптация традиционно трактуется как приспособление к той или иной среде, обстановке, ситуации, той или иной деятельности и т.д. Представляется, что термин «приспособление» не совсем точно отражает суть понятия «адаптация», поскольку приспособление подразумевает пассивное отношение к действительности. Более точным синонимом термина «адаптация к школе» было бы словосочетание «включение в школьную жизнь» (инкорпорация), предполагающее активную деятельную позицию.

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Ребенок - существо разумное,
он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Януш Корчак

Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем скоро календарь перелистнет последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многим знакомо то волнительное чувство, которое испытываешь, когда на плечиках весит отглаженная форма, а в вазе ждет своего торжественного часа букет хризантем. Ночь перед 1 сентября длится бесконечно долго, а будильник в это утро звенит особенно приятно. Примерно такие эмоции переполняют учеников после летних каникул накануне первого школьного дня.

Сегодня в учебном плане многих российских школ можно встретить загадочный предмет под названием «валеология». Он не входит в категорию обязательных общеобразовательных дисциплин, но включен в разряд вариативной составляющей учебного процесса. Это значит, что валеология может преподаваться в школе, на основании решения педагогического совета. Цели и задачи данного школьного курса, декларируются как манифест здорового образа жизни ребенка. На практике же, на этих уроках происходят самые разные невообразимые вещи: начиная со знакомства с оккультными учениями и практиками, и заканчивая медитацией и вхождением в состояние транса.

Кто ропщет на своих учителей,
для тех в сто раз ученье тяжелей
Фирдоуси

Школа – это место, где ребенок проводит половину своей жизни. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает первый опыт общения с другими детьми и педагогами. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения. Чтобы такого не произошло, и родителям, и детям необходимо знать простые правила, которые помогут наладить отношение с учителем.

Детство - это время множества вопросов, возможностей и последствий.
Альфред Адлер

Практически все мы, будучи юными, а позже уже имея собственных детей, столкнулись с классической схемой: «3 года – идем в детский сад, 7 лет – здравствуй «родная школа». Кто ходил и в сад, и в школу с удовольствием, а для кого-то это осталось мучительным воспоминанием, но уже сейчас мы понимаем, что именно там формировались наши умения взаимодействовать с окружающим миром, там мы развивались и получали свои первые знания и опыт. И иного сценария для развития и обучения здорового ребенка придумать было сложно... тогда. Сегодня же Россия сделала огромный шаг вперед в этом вопросе.

«Формальное образование
поможет вам выжить.
Самообразование приведет вас к успеху»
Джим Рон

Когда речь заходит об обучении, то первое, что приходит в голову, – это педагогика. Однако в последнее время, все чаще говоря об обучении, мы подразумеваем образование взрослых. Исследования, проведенные Новелсом (Knowles), показали, что педагогические методы не эффективны в обучении данной категории «учащихся». В связи с этим, говоря об обучении взрослых, сегодня нередко можно услышать новое понятие – «андрагогика».

Главная > Закон

Образование для успешной жизни: реалии и перспективы

Уважаемые коллеги!

Закончился 2010-2011 учебный год. И сегодня традиционно мы собрались на районный педагогический совет, чтобы подвести итоги и поставить задачи на будущее.

Прошедший год стал для нашей педагогики годом формирования новой системы координат, определяющей основные тенденции развития современного образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Последнее время самые разные экспертные группы формировали свои предложения по модернизации системы образования. Некоторые из них получили законодательное закрепление. Так, стали реальностью единый государственный экзамен, новые образовательные стандарты, обновленная система лицензирования и аккредитации школ и многое другое.

Системным оформлением всех этих новаций является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Именно он должен связать обновление образовательного законодательства с общими тенденциями социально-экономического развития страны.

Закон «Об образовании» 1992 года решал задачу формирования ясных правил развития системы образования в новых для страны рыночных финансово-экономических условиях.

Сегодня, когда главной фигурой инновационного развития является человек с его потребностями, ценностями и интересами, принципиально важной становится необходимость описать нормы и правила, позволяющие обеспечить каждому гражданину в любом возрасте возможности для непрерывного образования и профессионального роста. Образовательные достижения, образовательная карьера позволят выпустить в жизнь успешного человека, готового к изменениям, происходящим в обществе и экономике.

Ориентация образовательного законодательства на развитие человека, его успешность в жизни означает гарантированную возможность:

    получения каждым дошкольником вариативного качественного образования, обеспечивающего хорошую подготовку к школе (ст. 64-65);

    свободного выбора каждым учащимся учебных курсов при использовании дистанционных и модульных технологий обучения (ст.13-15);

    полноценного образования и социализации граждан с ограниченными возможностями (ст. 83);

    индивидуального развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей (ст. 34 и 81 проекта закона);

    широкого использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов и сервисов (ст. 28, 29);

    формирование позитивного отношения к профессии педагога, в том числе нормативное закрепление положений, определяющих статус педагогических работников (ст. 48);

    эффективного использования разнообразных финансово-экономических инструментов для создания развивающей образовательной среды (ст. 102-108);

    развитие механизмов оценки качества образования; в том числе и за счет усовершенствования процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (ст. 96-99).

Таковы перспективы. Проанализируем теперь наши достижения, чтобы понять, насколько мы готовы сделать шаг вперед к обновленной школе.

Одним из основных показателей результативности образовательной деятельности остаются результаты единого государственного экзамена.

Уже три года ЕГЭ сдается по всем предметам в штатном режиме. Значительная часть педагогов школ района прошла обучение технологиям подготовки учащихся к единому экзамену, в образовательных учреждениях сложились свои подходы к обучению будущих выпускников, в районе не первый год реализуется проект «Управление качеством образования».

Каковы же итоги прошедшего учебного года? Улучшились ли показатели по сравнению с прошлогодними?

Начну с анализа результатов ЕГЭ по обязательным предметам: русскому языку и математике. Отмечу, что в целом, как в городе, так и в районе показатели по этим предметам повысились по сравнению с 2009-2010 учебным годом, что объясняется сформированностью подходов к подготовке и организации экзаменов. Однако в прошедшем учебном году наш район снизил свои позиции на уровне города.

Предварительные итоги по району в целом: русский язык - 61,17 балла, математика 45,47 балла. К сожалению, мы не выдержали среднегородской показатель ни по русскому языку, ни по математике.

При этом изменилась и доля образовательных учреждений, результаты которых выше городских. Если по русскому языку этот показатель несколько повысился, то по математике он существенно снизился, что, без сомнения, настораживает, требует пристального внимания к подготовке учащихся и усиления контроля не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне района.

Но есть и результаты, внушающие оптимизм.

Так, увеличилось количество учащихся, получивших по итогам экзаменов 100 баллов. В прошлом году их было 4, в этом году уже 6 выпускников: Бороухина Вероника, Михайлова Екатерина, Павлова Эллина, Слабодкин Андрей, выпускники гимназии № 261; Трифонов Георгий, Тютюкина Полина, выпускники школы № 551.

Это очень хороший результат!

Лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку:

Среди гимназий и лицеев: у ОУ № 261, 248, 393.

Среди школ с углубленным изучением предметов: у ОУ № 274, 481, 506.

у ОУ Взмах, 551.

По математике показатели намного выше среднегородского:

В гимназиях и лицеях: 393, 261.

В школах с углубленным изучением предметов: № 481, 504; 274.

В общеобразовательных ОУ: Взмах и 551.

Тревогу вызывает количество справок, полученных выпускниками нашего района по результатам обязательных экзаменов. В этом году их 25 с учетом результатов Центра образования №162. Учитывая, что итоговая аттестация сегодня – это не только подведение итогов школьной жизни учащегося, но и шаг в будущее, считаю первостепенной задачей и делом чести образовательных учреждений района в 2011-2012 учебном году - выдать аттестат каждому учащемуся!

Для поступления в высшие учебные заведения учащиеся имели возможность сдать ЕГЭ еще по 12 дополнительным предметам.

В этом году, по-прежнему, наиболее востребованными остались экзамены по обществознанию, физике, истории. Популярными стали также английский язык и биология.

По предварительным итогам ЕГЭ результаты района - выше среднегородских по 6 предметам из 14: биология, литература, английский, немецкий и французский языки, химия. Радуют результаты по литературе (5 место в городе, в прошлом году было 13 место), английскому языку (6 место в городе, в прошлом году было 8 место), химии (3 место в городе, в прошлом году было 11 место). Однако, снизились показатели по физике, географии, информатике.

К сожалению, есть школы, в которых показатели обученности ниже среднегородских по всем предметам – их 3 или по всем предметам, кроме одного - их в этом году 4. Без сомнения, есть над чем работать!

Необходимо отметить, что результативность деятельности образовательного учреждения – зона ответственности, прежде всего, его руководителя. Руководителям образовательных учреждений следует обратить особое внимание на результаты итоговой аттестации выпускников и на педагогических советах обсудить с коллективами школ возможности повышения качества образовательной подготовки учащихся, взять под личный контроль работу по подготовке учащихся к ЕГЭ. Важно помнить, что результативность деятельности школы будет напрямую связана с ее финансированием в соответствии с ФЗ - 83.

Не меньшая ответственность за образовательный результат конкретного учащегося лежит и на плечах всех педагогов, обучавших его с 1 по 11 класс. Хотелось бы обратить внимание на безусловное требование повышения качества знаний по предметам. Мы не имеем морального права на неудачу! Наши дети должны быть уверены в завтрашнем дне!

Считаю, что Отделу образования необходимо усилить контроль за деятельностью школ по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Вместе с тем у нас есть школы, в которых администрация и педагогический коллектив работают эффективно, что, безусловно, отражается на качестве образования и результатах ЕГЭ. Выпускники этих образовательных учреждений показывают результаты выше среднегородских практически по всем предметам.

Среди гимназий и лицеев это ОУ: № 248, 261, 378, 384, 393.

лучшее ОУ 481

Среди общеобразовательных школ: Взмах

Отдельно следует отметить общеобразовательную школу № 551, которая уже второй год подтверждает высокий уровень обученности по профильным предметам: химия и биология. И это при условии, что профильные предметы выбрали 82% ее выпускников, что характерно далеко не для всех профильных школ района.

Более 50% учащихся выбрали профильные предметы или предметы повышенного уровня изучения лишь в 9 образовательных учреждениях из 18 (без учета школ с универсальным обучением). Учитывая, что профильное обучение создает дополнительные благоприятные условия для освоения учебного предмета, считаю, что этот показатель должен более высоким. Именно поэтому администрации каждой школы необходимо провести серьезный анализ причин несоответствия выбора экзаменов профилю учреждения и откорректировать учебный план, а также организовать с учащимися и их родителями дополнительную работу по профориентации и выбору предметов для итоговой аттестации. Отделу образования необходимо взять под строгий контроль и это направление деятельности школ.

В этом учебном году, как и в прошлом, в районе продолжалась реализация проекта «Управление качеством образования». Преимущество проекта - в возможности учащегося получить внешнюю оперативную оценку собственных результатов, учителя – сразу увидеть результаты как отдельного учащегося, так и всего класса в целом, а администрации - принять своевременные управленческие решения по корректировке образовательного процесса.

В 2010-2011 учебном году школам было предложено по 3 диагностические работы по русскому языку и математике и по 2 диагностические работы по 9-ти учебным предметам.

К сожалению, не все образовательные учреждения воспользовались преимуществами разработанной в районе технологии. Настораживает также несвоевременность передачи отчетов о проведении работ по предметам в ЦИК, что осложняло обработку данных. Учитывая значимость проекта для района и его возможности для организации эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ, настоятельно рекомендую администрации образовательных учреждений усилить контроль за соблюдением графика реализации данного проекта. Отделу образования совместно с Информационно-методическим центром поручаю провести выборочную проверку эффективности участия образовательных учреждений в данном проекте.

Третий год проходит эксперимент по проведению итоговой аттестации 9-х классов в новой форме. В этом году в ГИА по русскому языку участвовали 29 образовательных учреждений (в прошлом году – 31), по математике – 28 (в прошлом году – 29 ОУ). Необходимо отметить, что уменьшилось и количество участников ГИА: по русскому языку на 53 человека, по математике на 112 человек.

Безусловно, пока ГИА проходит в рамках эксперимента каждое образовательное учреждение самостоятельно принимает решение о необходимости участия в нем. Однако надо помнить, что когда ГИА начнет проходить в штатном режиме, отсутствие опыта участия в нем может вызвать трудности, которые не позволят учащимся достичь достаточно высоких результатов.

Радует существенное повышение результативности ГИА по сравнению с прошлым учебным годом.

В этом году район по рейтингу качества обученности по русскому языку занял 2 место среди районов (в прошлом году – только 9 место), по математике у нас 4 место в городе (в прошлом году было 9 место). Это очень хорошие показатели!

Стоит отметить, что результаты по математике в этом году на 2 балла выше среднегородских, при этом не справились с экзаменом 23 ученика (в прошлом году их было 66).

По русскому языку результаты также выше среднегородских (в районе этот показатель практически не изменился, а вот в городе он в целом понизился с 33 до 32 баллов). Неудовлетворительный результат в районе показали всего 3 человека (в прошлом году 35 человек!).

Конечно, хочется отметить лидеров.

Лучшие результаты по русскому языку:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 248, 384;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254, 501, 481;

    у ОУ 585, 249.

Лучшие результаты по математике:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 384, 393, 261;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254;

    среди общеобразовательных школ у ОУ 551, 585.

Понимая важность эффективной подготовки учащихся к ГИА, в рамках реализации районного проекта «Управление качеством образования» с использованием ПК «Знак» в прошедшем учебном году были проведены по 2 работы по русскому языку и математике и по 1 работе по предметам по выбору. В будущем учебном году эта работа будет, безусловно, продолжена. Считаю важным обратить внимание руководителей на необходимость всех образовательных учреждений, независимо от выбора формы итоговой аттестации 2012 года, включиться в проводимые для учащихся 9-х классов диагностические работы в ПК «Знак».

Всего по итогам экзаменов получили свидетельства об окончании :

- основной школы - 2213 учащихся, из них 42 человека с отличием;

- средней школы – 820 учащихся, окончивших 11 класс, из них «золотую медаль» - 7 человек, «серебряную медаль» - 9 человек.

Внушает оптимизм, что 72 учащихся 10-х классов (по результатам, предоставленным ОУ) являются потенциальными «медалистами» будущего учебного года. Руководителям образовательных учреждений необходимо обратить особое внимание на организацию индивидуальной работы с этими перспективными учащимися.

Значимым видом оценки качества образования в районе являются результаты лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. В настоящее время все образовательные учреждения функционируют на основании действующих лицензии и аккредитации.

В 2010-2011 учебном году процедуру аккредитации прошли 14 учреждений. Хочется особо отметить успехи школы №244 (директор Светлицкий Сергей Леонидович), которая по результатам аккредитации получила статус лицея.

О качестве образования в школах района можно судить не только по результатам итоговой аттестации и аккредитации школ, но и по результатам промежуточной аттестации.

2010-2011 учебный год окончили «на отлично» 1046 человек или 4,22% учащихся школ. О результативности деятельности ОУ говорит и существенное уменьшение количества «второгодников» с 208 человек в 2010 году до 147 человек в 2011 году. Еще один оптимистичный показатель – увеличение количества школ, в которых ни один из обучающихся не был оставлен на повторный курс обучения (в прошлом учебном году таких школ было всего 7, а в этом – 13). Это ОУ № 223, 244, 250, 254, 282, 377, 387, 393, 397, 506, 539, 658, ЦИК.

Обращаю внимание руководителей ОУ на то, что в городе проходит апробацию новая система оценки качества образования, в рамках которой анализируется уровень обученности учащихся переводных классов по разным предметам. Таким образом, в перспективе внешнюю оценку будут получать образовательные результаты не только выпускников школ, но учащихся переводных классов. В связи с этим необходимо усилить контроль за осуществлением педагогами индивидуального подхода к учащимся и инициировать деятельность по созданию программ внутреннего аудита и внутришкольной оценки качества. Качество образования становится одной из ключевых тем и нового законодательства. Хочу обратить внимание на то, что в новом законе об образовании будет усилена ответственность образовательного учреждения за качество предоставляемого образования. Об этом говорится, в частности, в статье 46 проекта закона.

В последнее время одна из тем, волнующих и учителей, и родителей – переход на новые образовательные стандарты, которые с 1 сентября 2011 года вводятся в начальной школе всех образовательных учреждений, кроме коррекционных. В районе проделана большая работа, чтобы этот переход был успешным. Так, в течение последних двух лет планово проходила подготовка педагогов к внедрению ФГОС.

Для учителей начальных классов систематически проводились семинары, круглые столы, мастер-классы по освоению методов и технологий, рекомендованных новыми стандартами. Все учителя будущих первых классов прошли обучение на курсах повышение квалификации.

В каждом образовательном учреждении определена система учебно-методических комплексов для первых классов в соответствии с Федеральным перечнем учебников и учебных пособий, разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, определена модель по организации внеурочной деятельности обучающихся, подготовлен и согласован в соответствии с новыми стандартами и с новыми санитарно-гигиеническими требованиями учебный план. Таким образом, на сегодняшний день каждое образовательное учреждение готово к внедрению новых стандартов. Однако одной готовности недостаточно для получения действительно значимых результатов. Руководителям образовательных учреждений необходимо проводить систематическую работу по отслеживанию хода образовательного процесса в новых условиях, выделив эту деятельность в отдельный блок внутришкольного контроля.

Одновременно с созданием условий для реализации нового стандарта необходимо «выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Об этом говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Эффективными механизмами реализации такой поддержки являются олимпиадное и конкурсное движение, проведение Научно-практических конференций учащихся.

В 2010-2011 учебном году в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 4500 учащихся (на 16% больше, чем в 2009-2010 учебном году).

Наиболее активными участниками районного этапа стали:

    среди гимназий и лицеев ОУ № 261, 384, 397, 393, 248;

    среди школ с углубленным изучением предметов ОУ 504, 506, 282, 254, 274;

    среди общеобразовательных школ ОУ 249, 264, 250, 503, 493.

Особо нужно сказать об участии в предметных олимпиадах учащихся коррекционных школ: № 502 (6 участников олимпиады, 6 победителей) и 565 (7 участников олимпиады, 7 победителей). Из года в год их воспитанники стабильно занимают призовые места и приносят в район дипломы победителей по предмету «Технология».

Всего победителями и призерами районных предметных туров Всероссийской олимпиады стали 856 учащихся.

Однако если рассматривать результаты выступления учащихся Кировского района на городском и всероссийском турах олимпиады, то не все так радужно.

Из 300 учащихся, направленных на городской (региональный) тур, победителями и призерами стали только 36. Безусловно, это больше, чем в прошлом учебном году (27 учащихся). Но 36 дипломов – это всего 12% от числа участников городского тура и 0,8% от числа участников районного тура. Согласитесь, это достаточно скромные результаты!

Наибольшее число дипломов регионального тура у ОУ №261 (7 дипломов), 504 (5 дипломов), 397 (4 диплома), 387 (3 диплома), 248 (3 диплома).

К сожалению, не увеличилось и количество призеров финального этапа Всероссийской олимпиады: четверо учащихся Кировского района в этом учебном году (5 - в прошлом). Это учащиеся школ № 504, 386 и 261.

Все победители финального этапа - кандидаты на вручение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках Приоритетного национального Проекта «Образование». Приятно отметить, что ученица ОУ № 504 Скуднова Ирина стала призером финального этапа Всероссийской олимпиады уже второй раз подряд.

Хочется отметить и стабильно высокие достижения учащихся школы – интерната №2 – 8 победителей и призеров региональной олимпиады по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья, один из которых Лапардин Александр Сергеевич во второй раз стал обладателем премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование. Молодцы!

Между тем, у района есть потенциал успешного участия в олимпиадах. Так, в 2010-2011 учебном году:

12 учащихся стали победителями и призерами в районном туре 4-х и более олимпиад. Это учащиеся ОУ № 261, 397, 378, 384, 387, 393, 504, 506;

25 педагогов подготовили 6 и более победителей и призеров районного тура Всероссийской олимпиады. Это педагоги школ № 244, 248, 250, 261, 389, 392, 393, 397, 501, 504.

Район со своей стороны старается стимулировать участие школьников и педагогов в олимпиадах. Уже традиционной стала торжественная церемония награждения победителей и призеров районного этапа олимпиады. Это настоящий праздник для учащихся и педагогов. А ценные подарки, которые вручает генеральный директор НПО «Приборы ЛЭК» Сергей Алексеевич Дмитриенко, существенно подчеркивают весомость достижений ребят и их наставников.

По-прежнему востребованными в районе остаются конкурсы для учащихся. В 2010-2011 учебном году учащиеся школ Кировского района участвовали в 130 конкурсах различной направленности (в 2009-2010 учебном году – их было 122).

Наибольшее количество участников конкурсов было подготовлено ОУ № 397 (462); 261(460); 389 (443); 386(292);503 (289); 481 (267), 377 (260).

Победителями конкурсов стали 1974 учащихся, что составило 27,7% от общего количества участников конкурсов.

Победы в конкурсах различного уровня (от городских до всероссийских) – важный показатель результативности образовательной деятельности школы. Поэтому особенно приятно отметить учреждения, чьи учащиеся активно и успешно проявили себя в конкурсах разного уровня. Это ОУ 389;

658, 274, 501, 2 интернат, 493; 658, 503, 274, 249, 384.

Всего победителями региональных, Всероссийских и Международных конкурсов стали 238 учащихся Кировского района.

В прошедшем учебном году продолжалось активное участие образовательных учреждений Кировского района в конкурсах, проводимых Российской академией продуктивного обучения. Школы охотно участвовали как в традиционных конкурсах – «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», так и в новых конкурсах «Человек и Природа (ЧиП)», «Компьютеры и Техника (КиТ)», «Британский бульдог». Все эти конкурсы особенно полезны для тех, кто не только хочет много знать, но еще и многому научиться, многое открыть для себя. Радует постоянное увеличение количества участников этих развивающих конкурсов. В 2010-2011 учебном году их стало более 20 000.

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

СОЧИ, 5 июля. /ТАСС/. Полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Об этом в среду заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени", - сказала министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.

Она подчеркнула, что откладывать решение этого вопроса не стоит, потому что это эффективная модель и не требует затрат. "Передача полномочий, наоборот, снизит затраты. Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идет оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним", - отметила Васильева.

Она добавила, что уже сейчас управление образованием осуществляется в нескольких регионах, в том числе Москве, Самарской, Псковской и Тамбовской областях, однако регионы выбрали для себя разные формы. В ближайшее время будет отобрано еще 11-12 пилотных регионов.

"Нужно вернуться к региональному управлению в системе образования, потом что самоуправлением мы школы немного тормозим, по качеству тормозим. А правовые нормы уже сейчас позволяют это сделать", - сказала министр. По ее мнению, передача полномочий на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. "Все говорят что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло", - считает Васильева.

"Здесь должен быть анализ, будет соответствующий план [по переходу на региональное управление - прим. ТАСС] с учетом положительного опыта регионов, разработана дорожная карта", - сказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Единое образовательное пространство

По словам Васильевой, передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства. Сегодня учредителями всех школ в РФ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.

"Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования - создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка", - сказала Васильева.

Она подчеркнула, что каждый ребенок должен получить хорошее и доступное базовое образование, в препятствие для этого - то самое несоответствие, которое связано с учредительством. "Муниципалитеты не очень-то озабочены той программой, которая содержательна", - сказала министр.

Вернуть школы государству

По словам Васильевой, сейчас в РФ наступил такой исторический период, который требует "огосударствления" школ, то есть возвращения их государству. "Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам", - сказала министр.

Она добавила, что для родителей нет принципиального значения, кому подчиняется школа, главное, чтобы ребенок получал качественное образование. При этом, по словам Васильевой, российское законодательство позволяет муниципалитетам принимать непосредственное участие в создании образовательных программ.

"Тогда, получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем", - отметила министр.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют практику создания "школьных округов", в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении.

История вопроса

Ранее Васильева заявила журналистам, что полномочия по управлению школами от муниципалитетов на уровень регионов должны перейти менее, чем за три года.

По мнению Васильевой, правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень. Эта мера также позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, для перехода полномочий на региональный уровень должен быть проведен анализ и разработана дорожная карта с учетом положительного опыта регионов в этой сфере.