Методическая разработка классного часа для студентов спо. Список тем классных часов

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

преподаватель спец. дисциплин

ГБОУ СПО "Городецкий Губернский колледж"

Конспект открытого классного часа

для студентов педагогических колледжей

Тема: "Самая превосходная должность под солнцем"

«Учителю вручена превосходная должность,

выше которой ничего не может быть под солнцем»

Ян Амос Коменский

    Видео об учителях

    Стихотворение (читает Алексеева М.)

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

    Вступительное слово

Есть среди множества профессий одна особенная, трудная и очень ответственная – Учитель! Сколько б веков ни пролетало над Землей, сколько еще впереди, но всегда будут существовать Ученики и Учителя, ибо, только передавая опыт и знания новым поколениям, человек может достичь вершин цивилизации. И сегодня тысячи педагогов, отдающих сердце детям, прокладывают дорогу в будущее, потому как нам дано учить и воспитывать тех, кто будет жить после нас.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

    Экскурс в историю

(Доклад с презентацией о Амонашвили Ш.А.) Комракова А.

Садовод оставляет после себя цветущие сады, ученый – свои открытия, композитор – музыку…. А учитель? Он навсегда остается в благодарной памяти своих учеников, которым отдает не только знания, но и душу и сердце.

    Эссе «МОЙ первый учитель»

(Студентам заранее даётся задание: написать эссе «Мой первый учитель»)

Учитель. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят этого. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

Мы провели заочное интервью с учителями начальных классов МБОУ СОШ №2. Послушайте, что они нам ответили.

    Видеоинтервью

Расскажите, пожалуйста, о вашей профессии и дайте совет нашим студентам.

А как же происходит выбор этой важно и сложной профессии?

Давайте посмотрим.

    Сценка

Действующие лица: папа, мама и дочка.

Сидит девочка, делает уроки, пап читает газету.

Дочка (рассуждает как бы про себя):

Нагружать всё больше нас

Стали почему-то.

В нашей школе 3-й класс

Вроде института.

Сочиненье написать дали нам заданье.

Кем хочу я в жизни стать?

Вот ведь наказанье!

Хорошо бы стать певицей

И с ……….. мне петь.

Нет, мне это не годится –

На ухо упал медведь

Или, может, стать врачом?

Вылечит всех важно,

Все болезни нипочём, только это страшно.

Может быть, мне выбрать то,

Без чего на свете

Не обходится никто –

Взрослые и дети?

Если так мне рассуждать, Вот что получается –

Жизнь у каждого из нас

В школе начинается.

Папа:

У тебя уж целый час

Чистая страница.

Может быть, тебе совет

Папин пригодится

И о чём же целый день

Размышляешь кроха?

Дочка:

Мама наша – педагог.

Это очень плохо?

Папа:

На вопрос даю ответ,

Дорогая кроха:

Мамы часто дома нет,

Это очень плохо.

Если ночи напролёт тетради проверяет,

И на лучший свой урок комиссий ожидает,

И над ухом ученик вдруг хлопушкой грохнул,

То не очень хорошо, да, пожалуй, полхо.

А ещё отвечу так,

Ты меня послушай:

Мама наша - педагог.

То особый случай.

Институт закончен был ей с дипломом красным –

Это очень хорошо, всем нам это ясно.

Детям знания даёт – Машам, Митям, Петям –

Это очень хорошо, лучшее на свете.

И куда б ни привели

В жизни все дороги,

Так скажу: важней всего,

Дочка, педагоги.

Пусть не спит она ночей, пусть трудна работа.

Даже дома в голове школьная забота.

Пожалеем мы её, приготовим ужин.

Помни! В школе педагог детям очень нужен.

Ими держится страна, подрастают дети,

И за каждого из них педагог в ответе.

Человечности, добру учат. Знаешь, кроха,

Это очень хорошо, ну никак не плохо.

Учит мама – педагог. Плохо?

Дочка:

Нет! Отлично!

Каждый год ученики

К ней идут с цветами.

Песни, нежные стихи

Дарят нашей маме.

Только прав ты – устаёт

Очень наша мама.

Папа:

Дел всегда невпроворот.

Здесь поможем сами

Всё в квартире уберём,

Вымоем – и точка.

Так же и тебе потом

Муж поможет с дочкой.

Входит мама.

Мама:

Дорогие вы мои,

Что вы тут шумите?

Поздно я опять пришла?

Я у вас – учитель.

На собрании была,

Класс в театр водила

Всё дела, дела, дела.

Хлеб купить забыла.

Дочка:

Ты присядь и отдохни.

Папа:

Мы готовим ужин.

Дочка:

С папою решили мы:

Труд твой очень нужен.

Я решила, что когда

Вырасту немного,

Не модель, не врачом,

Буду педагогом.

Так и появляются династии педагогов.

    Мифы о педагогах

Эта профессия существует в мире уже не первое тысячелетие, и мифы о ней формировались в зависимости от эпохи. Общим в этой мифологии было то, что до недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога» и аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Сегодня ситуация несколько изменилась. Попробуем развенчать некоторые самые «устоявшиеся» современные мифы об учительской профессии.

Миф 1. Учитель – женская профессия

Миф верен отчасти. Да, действительно, большинство педагогических коллективов в учебных заведениях преимущественно женские. Но преподаватель-мужчина не такая уж редкость, хотя, конечно, хотелось, чтобы их было больше. В профессионально-технических училищах, например, где изучаются преимущественно мужские профессии (автослесарь, строитель и т.д.), педагогов и мастеров производственного обучения, принадлежащих к сильному полу, достаточно. То же самое можно сказать и о высших учебных заведениях. В средних школах ситуация диаметрально противоположная.

Почему же наши мужчины не желают учительствовать, хотя, если вспомнить историю, то вплоть до конца XIX века, когда начало активно развиваться феминистическое движение, преподавателями были, в основном, мужчины? Да и в советское время представители сильного пола не гнушались этой профессии. Ответ следует искать в плоскости материальной: нынче на учительскую зарплату весьма сложно прокормиться самому, не говоря уже о семье. Нормальный мужчина будет чувствовать себя весьма неуютно, зная, что не в состоянии обеспечить чад и домочадцев.

Миф 2. Все учителя диктаторы

Привыкнув командовать в школе, переносят манеру общения в семью и на окружающих.

На самом деле, не стоит обобщать. Хотя, в общем и целом, можно согласиться, что некоторый «профессиональный» отпечаток работа учителя накладывает, впрочем, как и любая другая. Многие учителя привыкли, чтобы их слушали не перебивая, высказывать свое мнение окружающим (даже если это вполне взрослые люди) строгим, безапелляционным тоном, они всегда все знают и готовы отстаивать свое мнение до последнего.

Однако это не обязательно свидетельствует о каких-то диктаторских замашках данного конкретного индивида. Вы никогда не пробовали выйти перед классом, где сидят тридцать шустрых подростков, чтобы рассказать, например, о творчестве Пушкина. Более того, поведать об этом так, чтобы хоть половина чад (это в лучшем случае) восприняла информацию и захотела почитать произведения великого поэта. А ведь нужно еще успеть детей опросить, поставить оценки.

Но для начала класс нужно усадить и настроить на работу. Все это, во-первых, отнимает уйму эмоциональных ресурсов, во-вторых, требует определенной силы характера и умения влиять на людей. Хороший учитель не только тот, кто любит детей, отлично знает свой предмет, он должен уметь управлять этой «пестрой» и разнохарактерной массой. Конечно, ежедневная необходимость кого-то организовывать, поучать, воспитывать, иногда наказывать оставляет свой отпечаток на характере учителя.

Миф 3. Учитель прежде всего должен досконально знать свой предмет и уметь интересно преподнести его

Ведь основная его обязанность – преподавание, все остальные функции вторичны.

На самом деле

Было бы, в принципе, не так уж трудно работать учителем, если бы в его обязанности входила только преподавание предмета. Пришел, отчитал положенные часы и со спокойной душой ушел домой готовиться к следующим урокам.

Все не так просто, поскольку учитель в школе – это еще и воспитатель, классный руководитель. Он отвечает за посещаемость учениками занятий, уровень успеваемости, проводит воспитательные часы, организовывает посещения театров, кино, выставок, музеев и т.д. А также, при необходимости, проводит «разъяснительную» работу с родителями.

На бумаге перечисленное не кажется таким уж сложным. Однако поверьте: далеко не просто заглянуть в душу каждому ребенку, понять, что им движет, почему он, например, при хороших способностях плохо учится, почему Дима все время ходит подавленный, а Марина, наоборот, неестественно весела. Более того, иногда самый элементарный «светский» выход в театр может стать испытанием для нервов учителя, поскольку дети, при всем желании, не в состоянии долго сидеть на месте.

Учитель не только преподает предмет, он целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье детей на уроке и внеклассных мероприятиях. А еще учитель должен развивать детей морально и духовно, это, поверьте, намного сложнее.

Миф 4. Учитель из года в год преподает одно и то же

Ведь учебные программы меняются несущественно.

На самом деле

Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и то же, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные. Иногда ученики задают такие вопросы, что, даже зная материал урока на зубок, начитавшись дополнительной литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, что диву даешься и не сразу находишься, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но, поверьте, никогда не скучно.

Миф 5. Сегодня профессия учителя мало оплачиваемая и не престижная

Высокий статус работника просвещения утерян. Профессия вообще не имеет выгод и бонусов.

На самом деле

Действительно, если смотреть объективно, то профессия сегодня несколько потеряла в «весе». Оплата труда учителя, увы, не соответствует современным реалиям, поэтому молодежь не желает учительствовать. Естественно, это существенно влияет на престижность профессии.

Но! Степень уважения того или иного преподавателя в первую очередь зависит от него самого. Что касается выгод и бонусов, то они есть. Например, отпуск 56 дней (такой предоставляется разве что работающим в чрезвычайных условиях), дополнительный выходной (методический) день.

    Составление жизненного и профессионального кодекса педагога

Согласные и гласные буквы русского алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ делятся между студентами. Задача - сформировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. После завершения работы предлагается зачитать в алфавитном порядке жизненный и профессиональный кодекс педагога.

«Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей.

Многие думают, что главное для учителя – любовь к детям. Отчасти с этим можно согласиться. Но можно бесконечно любить детей и не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир, воспитывать. Учитель должен не только любить детей, отлично знать свой предмет, быть хорошим воспитателем, он еще должен обладать тонкой, психологической интуицией, наблюдательностью. Это приобретается только в процессе работы, с опытом. А порой это закладывается с молоком матери.

    Стихотворение ( читает Корытова Анна)

Ведь, знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь Учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни подстать,

Учителем надо сначала родиться

И только после этого – стать!

В нём будет мудрость талантливо – дерзкая

Он будет солнце нести на крыле

Учитель – профессия дальнего действия,

Пожалуй, - главная на Земле!

Я думаю, что сегодня мы смогли доказать, что не смотря на трудности работы учителя «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».

Тема: «Как использовать свои права» (ситуативная беседа-диалог)

«Законы обязательны лишь тогда, когда они согласуются со справедливостью, тем самым — с вечным законом».

Лев XIII

Цель:

Воспитание правовой грамотности учащихся УНПО, духовно-нравственных качеств личности и гражданской позиции подростков.

Ход классного часа.

Ситуация № 1: «Нужно ли бороться за свои права?»

Вы имеете общее представление о таком понятии, как «право», о своих правах и обязанностях, знаете, какие правоохранительные органы действуют в России и чем конкретно они занимаются.

Отстаивать свои права непросто в любом государстве. Россия в этом смысле не является исключением. Изменения во всех сферах жизни нашего общества происходят крайне медленно. Это касается и правоохранительных органов. Как вы уже знаете, Россия — еще молодое демократическое государство, и граждане не имеют достаточного опыта народовластия.

Хорошо отработанный государством механизм принуждения и насилия над личностью нельзя остановить в одночасье. Можно провозгласить демократические принципы, разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, объявить о том, что интересы личности стали выше интересов государства. Однако провозгласить — еще не значит реализовать на практике, воплотить в жизнь. Это процесс не одного дня, года и даже десятилетия.

Вы на практике обязательно столкнетесь иногда с нежеланием и неспособностью государственных органов выполнять свои прямые обязанности.

Будьте готовы к тому, что в государственных органах не будут приниматься ваши заявления, а жалобы не будут рассматриваться или по ним не будут приниматься необходимые меры.

Но сдаться — это самый короткий и простой путь. Проявить настойчивость и упорство, напрячь силы при встрече с препятствием гораздо труднее. Другого выбора у вас нет.

Нас учат в школе, в УНПО и дома необходимости быть честными, законопослушными, верными в дружбе и любви, проявлять уважение к другим гражданам. Но в жизни мы порой убеждаемся, что многие живут совсем по другим моральным принципам. Можно обманывать и жульничать, не платить налоги и брать взятки, разворовывать государственные деньги и принимать постановления, которые направлены не на общее благо, а отражают интересы каких-то групп людей. Перед вами стоит выбор, как жить дальше. Либо отстаивать свои законные интересы всеми незапрещенными методами, либо забыть слова «порядок», «справедливость», «закон». В этом случае мы будем жить по тем законам, по которым жили наши далекие предки, — прав тот, кто сильнее.

Выбор за вами. И прежде чем его сделать, подумайте, в каком обществе будут жить ваши дети и внуки.

Задание. Подумайте и выскажите свое мнение.

1. Как вы думаете, надо ли бороться за свои права?

2. Что станет с обществом, если граждане не будут отстаивать свои права?

3. Может ли наше государство стать по-настоящему демократическим?

4. Можно ли в принципе построить правовое государство?

5. Что бы вы предприняли в целях еще большей защиты интересов граждан?

6. Приведите примеры или ситуации, в которых за свои права надо было бороться.

Ситуация № 2. «Могут ли подростки юридически правильно использовать свои права на свободный доступ к информационному пространству?»

Проанализируйте нижеприведенную информацию и выскажите свое мнение: с чем вы согласны, а что вызывает у вас сомнение.

Проблемами молодежи заинтересовалось Творческое объединение ЮНПРЕСС (г. Москва). Оно совместно с детским фондом ООН ЮНИСЕФ провело в 1998 году социологическое исследование «Подросток в информационном мире», целью которого ставилось выявление каналов и форм передачи подросткам разных возрастных групп, проживающим в различных регионах России, информации о здоровом образе жизни и правах ребенка.

Анализ результатов исследования в той его части, которая ставила задачу определить значимость для подростков информации о правах молодежи, наркотиках, сексе, СПИДе и оценить эффективность каналов коммуникации, обеспечивающих подростков соответствующими сведениями, позволил сделать следующие выводы:

— информация о правах детей, здоровом образе жизни не воспринимается большинством подростков как важная и актуальная; родители, учителя, журналисты не смогли убедить большинство подростков в необходимости заботиться о здоровье; многие взрослые не владеют соответствующей информацией в необходимом объеме; подавляющее большинство не умеет разговаривать с Детьми и подростками на деликатные темы;

— поскольку принятые в информационно-коммуникационной среде подходы к подаче информации не оказывают влияния на поведение подростков и их отношение к себе, необходимо искать новые средства и формы представления в средствах массовой коммуникации тем, касающихся здоровья молодежи, охраны и защиты прав детей и подростков;

— нужно широко использовать, особенно говоря о наркотиках, не только публицистические, но и привлекательные для подростков художественные формы подачи материала;

— следует научиться вводить информацию о здоровом образе жизни непосредственно в среду подростков.

Результаты исследования также показали:

— роль детских и юношеских средств массовой информации в предоставлении информации по острым социальным темам пока незначительна;

— для средств массовой информации задача предоставления аудитории достоверной, полной, качественной информации, в том числе и по наиболее острым и сложным социальным проблемам, зачастую становится вторичной. Процессы их развития и функционирования носят стихийный характер: журналисты, ведущие теле- и радиопрограмм, редакторы и режиссеры не отдают себе отчета в том, какую информацию и на какую аудиторию они посылают; не владеют данными о том, какая информация и с каким результатом прошла к получателю; как была понята и как повлияла на установки и.мировосприятие, в частности детей и подростков.

Информация для размышления.

Из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать или быть избранным, либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей, либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума, либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору, либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами, Из приказа Минобразования РФ № 2833 от 1 июля 2003 г. «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»:

«...никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч, 2 ст. 13,ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации), никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3, ст. 4465; ст. 1430; ст. 1093; ст. 3029 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), запрещается вовлечение детей (ч. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966; ч. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966) в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), а также в целях создания благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соответствии с принципами государственной политики в области образования, в соответствии с п. 4 ст. 5 и п. 3 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», приказываю:

1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления».

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор учебной группы) внимательно выслушивает мнения учащихся. В ходе дискуссии могут возникнуть различные точки зрения, важно дать возможность высказаться каждому желающему

Искусство классного руководителя — подвести учащихся к правильному моральному, юридическому и этическому обоснованию своих взглядов.

Целью данного классного часа является расширение представления обучающихся о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой; формирование адекватной самооценки; побуждение к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: "Навстречу себе»

Цели:

Расширить представление обучающихся о самопознании, саморазвитии, самоопределении;

Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

Способствовать формированию адекватной самооценки;

Побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Ход классного часа

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

Студенты знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Ответы студентов)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но признаки перепутаны. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут студенты работают)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одного студента. Семья (папа, мама) считают, что Ваня - самый сильный и успевающий студент колледжа. Но все преподаватели постоянно к нему придираются и ставят тройки, как и его друзьям, которых Ваня считает намного глупее себя. Мальчишки, правда, так не считают, и даже сказали Ване, что тот слишком высокого о себе мнения. То же самое говорила и бывшая девушка Вани, с которой он поругался. Ваня теперь с ними со всеми не разговаривает. Он считает, что все ему просто завидуют. А вот когда она станет знаменитым на весь мир спортсменом, тогда им всем докажет, что они ему в подметки не годятся!

Правильно ли оценивал себя Ваня? Какие ошибки он совершил, оценивая себя?

Примерные ответы:

Судил о себе по мнению родителей.

Учебные неудачи объяснял придирками преподавателей.

Сравнивал себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относился к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивался к критике, три человека ему говорили одно и то же, а он не сделал выводов.

Поругался с друзьями, которые говорили о его недостатках.

Ставил себе нереальные цели.

Как правильно оценить себя?

  1. Судите о себе по делам.
  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.
  4. Критикует один - задумайтесь.
    Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
    Критикуют три - переделывайте себя.
  5. Строго относитесь к себе и мягко - к другим .

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Я думаю, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Студенты отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы?

Есть люди, которые руководствуются принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания студентов)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? (Дают ответы).

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания студентов)

Идеалы

Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место? (записывают на листах, ранжируют)

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

(Обсуждение)

VI. Составление самохарактеристики

Сейчас, когда мы разобрали что есть самооценка и как она формируется, разобрали что такое цели, принципы и идеалы и определились что для каждого ближе, я попрошу вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Психолог читает вопросы анкеты, разъясняет их смысл, студенты дают ответы.)

Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра "Маска, я тебя знаю! "

С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

VIII. Заключительное слово

Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику будучи на 3 курсе удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Навстречу себе» Педагог-психолог П.Е.Головина

"Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя ". И.В.Гёте

О себе можно узнать: Свои физические возможности, состояние здоровья; Свои таланты, способности (умственные, творческие); Свой характер, темперамент, волю; Свои вкусы, привычки; Свои сильные и слабые стороны.

Себя нужно знать, для того чтобы: Узнать призвание; Избежать ошибок и разочарований; Правильно вести себя с окружающими; Не браться за невыполнимые дела; Правильно определить цель в жизни.

Самооценка Завышенная Заниженная Объективная высокомерие самоуверенность нахальство вспыльчивость пассивность обидчивость внушаемость трусливость уравновешенность уверенность в себе скромность чувство собственного достоинства

Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Как правильно оценить себя? Судите о себе по делам; Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас; Тот, кто вас критикует - ваш друг; Критикует один – задумайтесь; Критикуют два - проанализируйте свое поведение; Критикуют три - переделывайте себя; Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

Цели, принципы, идеалы

Анкета " Самохарактеристика " Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью? Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?) Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?) Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?) Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?






Курить разрешено только в строго отведенном для этого месте.




Итак, Вы в здании Техникума

Сразу же снимите головные уборы !!!

Любые – от меховых шапок до бейсболок!!!


  • Верхнюю одежду принято сдавать в гардероб – старайтесь следовать этому правилу. При любых обстоятельствах недопустимо входить в верхней одежде в помещения всех административных структур Техникума (приемная директора, учебный отдел и т.п.), а также раздеваться непосредственно в аудитории.

  • Перед началом занятия в обязательном порядке выключите все средства мобильной связи! Это касается как студентов, так и преподавателей и распространяется не только на учебные занятия, но и на все официальные собрания, заседания, совещания, спектакли, концерты и т.д.

наушниках


  • Вас предупредили

  • уважительной причиной




  • Если Вы все же опоздали, то последовательность ваших действий должна быть такой: постучите в дверь, извинитесь и попросите разрешения войти. Скорее всего, Вы это разрешение получите. После этого быстро, производя как можно меньше шума, и привлекая как можно меньше внимания, садитесь на ближайшее свободное место и включайтесь в работу. Если Вам не разрешили войти, тихонько закройте дверь и зайдите в аудиторию во время перемены.






  • Зевать на глазах окружающих неприлично. Особенно на занятиях! Если зевота все же одолела Вас, старайтесь не издавать при этом никаких звуков и не открывать рот или, по крайней мере, прикрывайте его рукой – предпочтительно тыльной стороной ладони. Неприлично кашлять и чихать на людях, но, если это произошло, необходимо отвернуться от собеседника и обязательно прикрыть рот (нос) платком или рукой.


  • В нашем Техникуме Вы никогда не останетесь голодными. Есть и пить следует в столовой – это категорическое требование этикета. Студенты не имеют права приносить с собой на занятия еду и питьё, включая прохладительные напитки, а также жевать резинку: во-первых, это мешает работе; во-вторых, нечего грязь разводить.

  • булочек стаканчиков банок бутылок

  • Помните, что в столовую нельзя заходить в верхней или грязной одежде. Перед входом в столовую необходимо вымыть руки. Посуду за собой убирает каждый сам!
  • Извлекать застрявшие в зубах остатки пищи можно только зубочисткой, и то не у всех на глазах. Салфетки служат для того, чтобы после еды вытирать рот и руки. Бумажную салфетку кладут после употребления на тарелку.


И снова о запахе

От Вас ничем не должно пахнуть – ни едой, ни питьем, ни табаком, ни простите за подробность, потом. Поэтому необходимо соблюдать следующие правила :


  • неукоснительно следите за личной гигиеной и чистотой одежды; ежедневно принимайте душ;
  • отправляясь в Техникум или в любое другое общественное место, воздерживайтесь от употребления продуктов и напитков, способствующих образованию неприятных запахов (спиртное, лук, чеснок, редька, острые соусы, рыбные консервы и т.п.);
  • всегда имейте при себе средства, освежающие дыхание.


  • Особого внимания заслуживает ее сомнительное величество Жевательная Резинка . Не рекомендуется увлекаться ею в стенах Техникумаа, да и в любых общественных местах.
  • Еще одно лакомство, которым любители могут наслаждаться дома в свое удовольствие, и которое ни в коем случае нельзя приносить в стены Техникума – семечки.


  • не все, что Вы можете себе позволить, общаясь со сверстниками, уместно в разговоре с преподавателями

  • Демонстрация интимных отношений (объятия, длительные поцелуи, сидение на коленях друг у друга и т.д.) на людях – вопиющее неуважение не только к окружающим, но и друг к другу, что особенно возмутительно.
  • А еще у Нас не приняты драки, включая шутливые потасовки, и вообще любая возня, во время которой Вы не в состоянии проконтролировать, куда движетесь, на что и на кого можете налететь и т.д.

В стенах нашего Техникума запрещены азартные игры !


  • Все коридоры нашего Техникума, а также большинство аудиторий красиво и информативно оформлены. Все это – имидж нашего Техникума, который все Мы должны беречь. А рисовать усики на портретах, делать приписки к надписям, выцарапывать что-то на стенах, столах и партах – развлечения, достойные питекантропа, а не человека разумного, да еще и претендующего на образование.

Уважаемые студенты!!!

Техникум – это дом, в котором Вам предстоит прожить почти три, а кому и четыре года. А дом украшают не только стены, но и – в первую очередь – люди. Впечатление о Техникуме, которое складывается у гостей, будь то случайные посетители или руководители учреждений культуры и образования, во многом зависит от Вас. В конечном итоге от Вас самих зависит и Ваше собственное будущее. Будьте достойны и своего Техникума, и выбранного Вами пути.