Люди которые громко говорят психология. Как тембр выдает говорящего

Здравствуй, дорогой читатель!

Предлагаю твоему вниманию интересную и познавательную статью об отдельно взятом методе распознавания говорящего. Всего каких-то пару месяцев назад я наткнулся на о применении мел-кепстральных коэффициентов для распознавании речи. Она не нашла отклика, вероятно, из-за недостаточной структурированости, хотя материал в ней освещен очень интересный. Я возьму на себя ответственность донести этот материал в доступной форме и продолжить тему распознавания речи на Хабре.

Под катом я опишу весь процесс идентификации человека по голосу от записи и обработки звука до непосредственно определения личности говорящего.

Запись звука

Наша история начинается с записи аналогового сигнала с внешнего источника с помощью микрофона. В результате такой операции мы получим набор значений, которые соответствуют изменению амплитуды звука со временем. Такой принцип кодирования называется импульсно-кодовой модуляцией aka PCM (Pulse-code modulation). Как можно догадаться, «сырые» данные, полученные из аудио-потока, пока еще не годятся для наших целей. Первым делом нужно преобразовать непослушные биты в набор осмысленных значений — амплитуд сигнала. В качестве входных данных я буду использовать несжатый 16-битный знаковый (PCM-signed) wav-файл с частотой дискретизации 16 кГц.

Double readAmplitudeValues(bool isBigEndian) { int MSB, LSB; // старший и младший байты byte buffer = ReadDataFromExternalSource(); // читаем данные откуда-нибудь double data = new double; for (int i = 0; i < buffer.length; i += 2) { if(isBigEndian) // задает порядок байтов во входном сигнале { // первым байтом будет MSB MSB = buffer; // вторым байтом будет LSB LSB = buffer; } else { // наоборот LSB = buffer; MSB = buffer; } // склеиваем два байта, чтобы получить 16-битное вещественное число // все значения делятся на максимально возможное - 2^15 data[i] = ((MSB << 8) || LSB) / 32768; } return data; }
Освежить знания про порядок байтов можно на википедии .

Обработка звука

Полученные значения амплитуд могут не совпадать даже для двух одинаковых записей из-за внешнего шума, разных громкостей входного сигнала и других факторов. Для приведения звуков к «общему знаменателю» используется нормализация . Идея пиковой нормализации проста: разделить все значения амплитуд на максимальную (в рамках данного звукового файла). Таким образом мы уравняли образцы речи, записанные с разной громкостью, уложив все в шкалу от -1 до 1. Важно, что после такой трансформации любой звук полностью заполняет заданный промежуток.

Нормализация, на мой взгляд, — самый простой и эффективный алгоритм предварительной обработки звука. Существуют также масса других: «отрезающие» частоты выше или ниже заданной, сглаживающие и др.

Разделяй и властвуй

Даже при работе со звуком с минимально достаточной частотой дискретизации (16 кГц) размер уникальных характеристик для секундного образца звука просто огромен — 16000 значений амплитуд. Производить сколь-нибудь сложные операции над такими объемами данных не представляется возможным. Кроме того, не совсем понятно, как сравнивать объекты с разным количеством уникальных черт.

Для начала снизим вычислительную сложность задачи, разбив ее на меньшие по сложности подзадачи. Этим ходом убиваем сразу двух зайцев, ведь установив фиксированный размер подзадачи и усреднив результаты вычислений по всем задачам, получим наперед заданное количество признаков для классификации.


На рисунке изображена «порезка» звукового сигнала на кадры длины N с половинным перекрытием. Необходимость в перекрытии вызвана искажением звука в случае, если бы кадры были расположены рядом. Хотя на практике этим приемом часто принебрегают для экономии вычислительных ресурсов. Следуя рекоммендациям , выберем длину кадра равной 128 мс, как компромисс между точностью (длинные кадры) и скоростью (короткие кадры). Остаток речи, который не занимает полный кадр, можно заполнить нулями до желаемого размера или просто отбросить.

Для устранения нежелаетльных эффектов при дальнейшей обработке кадров, умножим каждый элемент кадра на особую весовую функцию («окно»). Результатом станет выделение центральной части кадра и плавное затухание амплитуд на его краях. Это необходимо для достижения лучших результатов при прогонке преобразования Фурье , поскольку оно ориентировано на бесконечно повторяющийся сигнал. Соответственно, наш кадр должен стыковаться сам с собой и как можно более плавно. Окон существует великое множество . Мы же будем использовать окно Хэмминга.

n - порядковый номер элемента в кадре, для которого вычисляется новое значение амплитуды
N - как и ранее, длина кадра (количество значений сигнала, измеренных за период)

Дискретное преобразование Фурье

Следующим шагом будет получение кратковременной спектрограммы каждого кадра в отдельности. Для этих целей используем дискретное преобразование Фурье .

N - как и ранее, длина кадра (количество значений сигнала, измеренных за период)
x n - амплитуда n-го сигнала
X k - N комплексных амплитуд синусоидальных сигналов, слагающих исходный сигнал

Кроме этого, возведем каждое значение X k в квадрат для дальнейшего логарифмирования.

Переход к мел-шкале

На сегодняшний день наиболее успешными являются системи распознавания голоса, использующие знания об устройстве слухового аппарата. Несколько слов об этом есть и на Хабре . Если говорить вкратце, то ухо интерпретирует звуки не линейно, а в логарифмическом масштабе. До сих пор все операции мы проделывали над «герцами», теперь перейдем к «мелам». Наглядно представить зависимость поможет рисунок.


Как видно, мел-шкала ведет себя линейно до 1000 Гц, а после проявляет логарифмическую природу. Переход к новой шкале описывается несложной зависимостью.

m - частота в мелах
f - частота в герцах

Получение вектора признаков

Сейчас мы как никогда близко к нашей цели. Вектор признаков будет состоять из тех самых мел-кепстральных коэффициентов. Вычисляем их по формуле

c n - мел-кепстральный коэффициент под номером n
S k - амплитуда k-го значения в кадре в мелах
K - наперед заданное количество мел-кепстральных коэффициэнтов
n ∈

Как правило, число K выбирают равным 20 и начинают отсчет с 1 из-за того, что коэффициент c 0 несет мало информации о говорящем, так как является, по сути, усреднением амплитуд входного сигнала.

Так кто же все-таки говорил?

Последней стадией является классификация говорящего. Классификация производится вычислением меры схожести пробных данных и уже известных. Мера схожести выражается расстоянием от вектора признаков пробного сигнала до вектора признаков уже классифицированного. Нас будет интересовать наиболее простое решение — расстояние городских кварталов .

Такое решение больше подходит для векторов дискретной природы, в отличие от расстояния Евклида.

Внимательный читатель наверняка помнит, что автор в начале статьи упоминал про усреднение признаков речевых кадров. Итак, восполняя этот пробел, завершаю статью описанием алгоритма нахождения усредненного вектора признаков для нескольких кадров и нескольких образцов речи.

Кластеризация

Нахождение вектора признаков для одного образца не составит труда: такой вектор представляется как среднее арифметическое векторов, характеризующих отдельные кадры речи. Для повышения точности распознавания просто необходимо усреднять результаты не только между кадрами, но и учитывать показатели нескольких речевых образцов. Имея несколько записей голоса, разумно не усреднять показатели к одному вектору, а провести кластеризацию, например с помощью метода k-средних .

Итоги

Таким образом, я рассказал о простой но эффективной системе идентификации человека по голосу. Резюмируя, процесс распознавания построен следующим образом:
  1. Собираем несколько тренировочных образцов речи, чем больше — тем лучше.
  2. Находим для каждого из них характеристический вектор признаков.
  3. Для образцов с известным автором проводим кластеризацию с одним центром (усреднение) или несколькими. Приемлемые результаты начинаются уже с использованием 4-х центров для каждого диктора.
  4. В режиме опознавания находим расстояние от пробного вектора до изученных во время тренировки центров кластеров. К какому кластеру пробная речь окажется ближе — к такому диктору и относим образец.
  5. Можно экспериментально установить даже некоторый доверительный интервал — максимальное расстояние, на котором может находиться пробный образец от центра кластера. В случае превышения этого значения — классифицировать образец как неизвестный.

Я всегда рад полезным комментариям по поводу улучшения материала. Спасибо за внимание.

Молодая женщина настаивала: «Вы слышите? У меня такой низкий голос, что по телефону меня принимают за мужчину. Ладно, я адвокат, и для работы это хорошо: я выигрываю почти все дела. Но в жизни этот голос мне мешает. И он не нравится моему другу!»

Кожаная куртка, короткая стрижка, угловатые движения… Женщина напоминала юношу еще и тем, что говорила низким голосом с легкой хрипотцой: такие голоса бывают у сильных личностей и заядлых курильщиков. Фониатр осмотрел ее голосовые связки и нашел лишь незначительный отек, который, впрочем, почти всегда наблюдается у тех, кто много курит. Но пациентка просила сделать ей операцию, чтобы сменить «мужской» тембр.

Жан Абитболь ей отказал: для операции не было медицинских показаний, к тому же он был уверен, что перемена голоса изменит личность пациентки. Абитболь - врач-отоларинголог, фониатр, первопроходец в области хирургии голоса. Он автор метода «Вокальное исследование в динамике». Услышав от врача, что ее личность и голос прекрасно подходят друг другу, женщина-адвокат разочарованно ушла.

Почти год спустя в кабинете доктора зазвучало звонкое сопрано - оно принадлежало девушке с волосами до плеч, в бежевом платье из муслина. Абитболь сперва даже не узнал свою прежнюю пациентку: она уговорила другого врача прооперировать ее, и специалист отлично справился с работой. Новый голос потребовал новой внешности - и облик женщины удивительно изменился. Она стала другой - более женственной и мягкой, но, как выяснилось, эти перемены оказались для нее катастрофой.

«Во сне я говорю своим прежним низким голосом, - печально призналась она. - А наяву начала проигрывать процессы. Я стала какой-то беспомощной, мне не хватает напора, иронии, и у меня такое ощущение, будто не я кого-то защищаю, а сама все время защищаюсь. Я просто себя не узнаю».

Рената Литвинова, сценарист, актриса, режиссер

Я очень хорошо отношусь к своему голосу. Пожалуй, это то немногое, что мне более или менее в себе нравится. Меняю ли я его? Да, невольно: когда я счастлива, то говорю более высоким тоном, а когда делаю над собой какие-то усилия, то голос вдруг уходит в бас. Но если в общественных местах меня в первую очередь узнают по голосу, то это мне не нравится. Думаю: «Господи, неужели я такая страшная, что меня только по интонациям и можно узнать?»

Итак, голос тесно связан с нашим физическим состоянием, внешностью, эмоциями и внутренним миром. «Голос - это алхимия духа и тела, - объясняет доктор Абитболь, - и на нем остаются шрамы, заработанные нами за всю жизнь. О них можно узнать по нашему дыханию, паузам и мелодике речи. Поэтому голос - не только отражение нашей личности, но и летопись ее развития. И когда кто-то говорит мне, что ему не нравится собственный голос, я, конечно, обследую гортань и голосовые связки, но параллельно интересуюсь биографией, профессией, характером и культурным окружением пациента».

Голос и темперамент

Увы, мучения при записи дежурной фразы на собственном автоответчике знакомы многим. Но при чем здесь культура? Алине 38 лет, она занимает ответственную должность в крупном PR-агентстве. Однажды, услышав себя на пленке, она ужаснулась: «Боже, что за писк! Не PR-директор, а детский сад какой-то!»

Жан Абитболь утверждает: вот явный пример влияния нашей культуры. Пятьдесят лет назад типично женским считался звонкий, высокий голос, как у звезды французского шансона и кино Арлетти или Любови Орловой. Актрисы с низким, хрипловатым голосом, как у Марлен Дитрих, воплощали загадочность и обольщение. «Сегодня женщине-руководителю лучше обладать более низким тембром, - объясняет фониатр. - Похоже, неравенство полов проявляется даже здесь! Чтобы жить в гармонии со своим голосом и самим собой, надо учитывать стандарты общества, которые порой заставляют нас идеализировать некоторые звуковые частоты».

Василий Ливанов, актер

В молодости голос у меня был другой. Я его сорвал 45 лет назад, во время съемок. Восстановился он уже таким, как сейчас. Я уверен, что голос - это биография человека, выражение его индивидуальности. Я могу менять голос, когда озвучиваю разных персонажей - Карлсона, Крокодила Гену, Удава, но это уже относится к моей профессии. Помогает ли мне легко узнаваемый голос? В жизни другое помогает - уважение и любовь к людям. И совсем неважно, каким голосом выражаются эти чувства.

Проблема Алины может показаться надуманной, но Абитболь напоминает: наш голос - это вторичный половой признак. Американские психологи под руководством доктора Сьюзан Хьюз из университета Олбани в недавнем исследовании доказали, что люди, чей голос воспринимается как эротичный, действительно ведут более активную половую жизнь. И, к примеру, если ваш голос чересчур инфантилен для вашего возраста, возможно, в период вашего взросления голосовые связки не получили должного количества соответствующих гормонов.

Бывает, что крупный, представительный мужчина, начальник, говорит совершенно детским, звонким голоском - с таким бы лучше озвучивать мультфильмы, нежели управлять предприятием. «Из-за тембра своего голоса такие мужчины нередко недовольны собой, не принимают свою личность, - продолжает доктор Абитболь. - Работа врача-фониатра или ортофониста заключается в том, чтобы помочь таким людям поставить голосовой аппарат и развить силу своего голоса. Через два-три месяца у них «прорезается» их подлинный голос, и, конечно, он нравится им гораздо больше».

как звучит ваш голос?

Еще одна распространенная претензия к собственному голосу - он «не звучит», человека не слышно. «Если в комнате собираются трое, мне и рот раскрывать уже бесполезно», - пожаловалась на консультации пациентка. «А вы действительно хотите, чтобы вас услышали?» - уточнил фониатр.

Вадим Степанцов, музыкант

Я и мой голос - мы подходим друг другу, мы в гармонии. Мне говорили про его необычные обертоны, сексуальность, особенно когда он звучит по телефону. Я об этом его свойстве знаю, но никогда не пользуюсь. Я мало занимался вокалом: в начале рок-н-ролльной карьеры я решил, что в необработанном голосе больше жизни, энергии и смысла. Но некоторым изменить свой голос стоит - у многих мужчин совсем неподходящие им голоса. У Ким Ки-Дука в одном из фильмов бандит все время молчит и только в финале произносит какую-то фразу. И у него оказывается такой тонкий и мерзкий голос, что сразу наступает катарсис.

Обратный случай: человек буквально глушит собеседников своим «трубным басом», специально опуская подбородок (для лучшего резонанса) и слушая, как у него получается. «Любой отоларинголог легко распознает искусственно форсированный голос, - говорит Абитболь. - Чаще к этому прибегают мужчины, которым необходимо продемонстрировать свою силу. Им приходится постоянно «подделывать» свой естественный тембр, и тот перестает им нравиться. Как следствие, и в отношениях с собой у них возникают проблемы».

Другой пример - люди, не отдающие себе отчета в том, что их голос становится для окружающих настоящей проблемой. Это «крикуны», которые, не обращая внимания на мольбы, ни на полтона не снижают громкость, или «трещотки», от чьей неукротимой болтовни, кажется, могут разболтаться даже ножки стула. «Часто эти люди хотят что-то доказать - самим себе или другим, - объясняет доктор Абитболь. - Не стесняйтесь сказать им правду: «Когда ты так говоришь, я тебя не понимаю» или «Извини, но твой голос меня утомляет».

Леонид Володарский, теле- и радиоведущий

Меня мой голос не интересует совсем. Было время, я занимался переводами фильмов, и теперь меня в первую очередь узнают по голосу, постоянно спрашивают про прищепку на носу. Мне это не нравится. Я не оперный певец, и голос не имеет никакого отношения к моей индивидуальности. Говорят, что он стал частью истории? Ну и хорошо. А я живу сегодня.

Громкие, пронзительные голоса действительно очень неудобны. В этом случае может помочь «вокальное перевоспитание» с участием отоларинголога, фониатра и ортофониста. А еще - занятия в актерской студии, где голос научат контролировать; хоровое пение, где учишься слушать других; занятия вокалом для постановки тембра и... поиска своей подлинной индивидуальности. «Какой бы ни была проблема, ее всегда можно решить, - уверен Жан Абитболь. - Конечная цель такой работы - буквально почувствовать себя «в голосе», то есть так же хорошо и естественно, как и в своем собственном теле».

Тембр как личность

Порой, долго не видя человека, мы можем не узнать его, но стоит ему заговорить, мы тут же его вспомним. Один только тембр голоса во многом определяет человека. Французский фониатр Жан Абитболь однажды даже отказался делать операцию пациентке – считал, что изменение голоса изменит ее личность.

Что такое тембр

Термин произошел от французского timbre (колокольчик). Это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. Поэтому, когда анализируют мастерство владения вокалом, часто используют определения из словаря живописи - «колорит», «палитра», «краски». И вот эти «цветовые» нюансы и позволяют различать голоса людей. Даже если высота, громкость и длительность их звучания одинакова.

От чего зависит тембр голоса

От плотности смычки голосовых связок, от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее создается пластичностью перстнещитовидной мышцы, которую профессор и императорский лейб-отиатр Н. П. Симановский называл «музыкальной», так как она действует, как колок у скрипки.

Еще тембр зависит от объема трахеи и формы внутреннего резонатора. Так у Шаляпина было куполообразное нёбо, от которого, как от соборного свода отталкивался звук. И это нёбо стало предметом изучения не только фониатров, но и отоларингологов, антропологов и анатомов.
За «окраску» же тембра отвечают обертоны. Чем больше обертонов – тем «вкуснее» голос.

Обертоны

Это звуки над звуками. Тренированным горлом производятся одновременно как бы два звука – тон и обертон. Обертоны – высокочастотны и ранжированы по законам «золотого сечения». Что это такое? Когда мы смотрим на лицо человека и находим его привлекательным, это означает, что оно «скроено» природой по соотношению частей соразмерно. Вот так же и обертоны гармонизируют тембр голоса при помощи интервалов.

Голос словно поднимается по обертонной лестнице - с одной ступени на другую. Между ними паузы. «Первый обертон отстоит от тона на октаву. Второй – уже меньше. Это – квинта.» И так же - по «шажкам» обертонов - постепенно подстраивается и обычное человеческое ухо, которое первоначально может обертонов и не различать.

Как рождается отклик на звуковую волну

Человек в среднем состоит на 60% из жидкой субстанции, которая и откликается на звук вибрацией. Немецкий исследователь звука и фотограф (киматик – от «kyma» – волна) Александр Лаутервассер провел ряд опытов – проигрывал у водоема звуки разной частоты - лязг подвижного состава поезда, крики чаек, фразы из токкат Баха. И фиксировал на фотокамеру волновой «отклик» воды. Каждый звук рождал свой узор. Так и человек вибрирует вслед за тембром голоса.

Чем мы говорим

«Ртом», «горлом», «грудью» и даже «животом». Последний в ответе за повышенную корпулентность подавляющего большинства оперных певцов – они «кладут голос на чрево». И вовлекают в процесс звучания все тело. Как младенец. Когда он плачет, то резонирует от макушки до пяток. С возрастом человек «зажимается». Голос теряет способность включать весь организм. И его вибрации «застревают» на уровне горла. Но мы созданы природой как единый резонатор.

Как тембр выдает говорящего

Уже по тембру каждый из нас в состоянии оценить психофизические параметры человека. Венские лингвофизиологи опытным путем подтвердили, что люди только по голосу могут судить – высокий человек или низкий, полный или худой. Правда, с возрастом может выйти осечка, потому что тембр счастливого человека делает голос моложе лет на 10. Гнев и страх – «старят».

Проявит тембр и уровень интеллекта собеседника, род его занятий, темперамент. Как и его состояние - счастлив или нет, болен или здоров, утомлен или бодр. В тембре голоса отразится, и кто говорит – лидер или ведомый, лжец или поборник правды, завистник или щедрая душа, способен ли он на предательство или будет верен до гробовой доски.

Как раз связь тембра с доверием партнеру заинтересовала специалистов канадского научно-исследовательского Университета МакМастера. Участникам эксперимента дали прослушать голоса 20 мужчин и женщин. Один мужской – низкий вкрадчивый – все отметили, как «опасный». «С точки зрения сексуальной стратегии, - констатировала автор проекта Джиллиан О’Коннор, - оба пола расценивают такой тембр, как предупреждение о будущих изменах». Доверие вызвали - более высокий мужской и более низкий женский. Их сочли «надежными».

Тембр и сексуальность

Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.

Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.

Антропологи Пенсильванского университета - Сара Вольф и Дэвид Путс - впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».

Тембр на службе политики

В 2012 году корреспонденты журнала Proceedings of the Royal Society в содружестве с PR-технологами и нейропсихологами провели опросов американцев, которые отвечали на вопрос: «Какой тембр голоса вызывает у них наибольшее доверие к политику?».

Тембр на службе спецслужб

Тембр – одна из объективных колляций, которую учитывают спецслужбы при составлении психопортретов преступников. Профайлеры ФБР и ЦРУ обращают внимание на то, как дребезжит и как бы «спотыкается» голос. Когда юлит и недоговаривает, тембр становится скачкообразным, невнятным. Тревожность заставит его «задраться», повысив тон. Когнитивный диссонанс выразится в резких голосовых колебаниях и продемонстрирует шаткость позиции, неуверенность. Напряженный тембр – контроль за каждым шагом. Нотки металла - убежденность. Повышенная громкость – стремление подавить. Но основной тембральный рисунок навсегда остается неизменным.

Неповторимость

Раньше в паспорта итальянцев вносили - наряду с датой рождения, ростом, цветом волос и глаз - тембр голоса. Ныне суды США и Великобритании принимают - в качестве доказательств вины/невиновности – голосовые записи. Почему? Потому что тембр так же уникален, как генетический код в молекуле ДНК, папиллярный узор на подушечках пальцев или строение ушной раковины.
Уникален тембр настолько, что крупнейшие банки мира не боятся кодировать сейфы голосами их владельцев.

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.

СЛИШКОМ НИЗКИЙ

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры , те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

СЛИШКОМ ВЫСОКИЙ

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди . Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

НАРОЧИТО СЕКСУАЛЬНЫЙ

Когда человек «включает» вкрадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор . Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат, как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

ГЛУБОКИЙ

Примета энтузиастов и богачей . Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

СЛИШКОМ СЛАДКИЙ

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные , будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

РОВНЫЙ, «БЕЗ ЖИЗНИ»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

ОЧЕНЬ ТИХИЙ

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

ОЧЕНЬ ГРОМКИЙ

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж . Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

АГРЕССИВНЫЙ

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером . Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы . Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

ДРОЖАЩИЙ

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится , особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

НОСОВОЙ

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.