Лучшие образовательные практики мира. Лучшая практика в отечественном образовании

В настоящее время в России сложилась практика формального и неформального образования взрослых в нескольких формах:

  • 1) формальное образование:
    • - общее среднее образование в вечерних (сменных) средних школах;
    • - профессионально-техническое образование в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах;
    • - среднее специальное образование в средних специальных учебных заведениях (заочная, очно-заочная форма);
    • - высшее образование в высших учебных заведениях;
    • - последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним специальным образованием в институтах, на курсах переподготовки и повышения квалификации.
  • 2) неформальное образование: курсы в народных университетах, центрах и институтах непрерывного (дополнительного) образования, в лекториях общества «Знание», университетах «третьего возраста» и др.

В учреждениях неформального образования предлагается широкий спектр образовательных услуг.

Обучение в учреждениях как формального, так и неформального образования может осуществляться на бюджетной или договорной основе. В формах неформального образования превалирует платное обучение.

В настоящее время активизируется деятельность некоммерческих организаций, основными целями которых является просветительская деятельность, гражданско-правовое образование, экологическое воспитание и др.

Таблица 3

Отличительные признаки формального и неформального образования для взрослых

Признаки

Формальное образование взрослых

Неформальное образование взрослых

Институциональные образовательные структуры

Государственные и негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности со взрослыми

(Академии повышения квалификации,

Институты повышения квалификации,

Институты развития образования,

Информационно-методические центры при отделах образования и др.)

Инновационные образовательные компании,

Научно-образовательные комплексы,

Центры независимой квалификации и сертификаций,

Общественные организации,

Учреждения дополнительного образования детей

  • - Получение профессии
  • - Совершенствование опыта
  • - Развитие профессиональных компетенций
  • - Приращение образовательного потенциала субъекта
  • - Социальная адаптация
  • - Личностное развитие

Субъекты - организаторы обучения

Педагогические работники

Различные специалисты, педагогические работники

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность

  • - «Модель образования 2020»
  • - ФЗ «Об образовании в РФ»
  • -Профессиональный стандарт педагога
  • - Образовательные программы
  • - Локальные акты ОУ
  • - Отражено в «Модели образования 2020»
  • - Локальные акты образовательной и не образовательной организации (нормативно-правовая база несовершенна)

Временные сроки обучения

Обучение в установленный период времени

Сроки не нормированы, гибкий график, не ограничено временными рамками

Обязательность обучения

Носит обязательный характер

Осуществляется на добровольной основе

Характер результатов

Получение документа государственного образца

Приращение образовательного потенциала, удовлетворение профессиональных интересов и личных потребностей

На основе изученных источников (диссертационных исследований, монографий, сборников конференций) проведен анализ организации современной образовательной практики в России. Для анализа использована статистическая информация учреждений формального и неформального образования, а также - результаты опросов взрослых обучающихся.

  • 1. Характеристики обучающихся взрослых в системе непрерывного образования
  • 1) Половая принадлежность - подавляющее большинство обучающихся - женщины, хотя гендерный состав может отличаться в зависимости от специфики преподаваемого курса.
  • 2) Возраст обучающихся:
    • - до 30 лет - более 60%,
    • - от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет - примерно в одинаковом соотношении, около 13%,
    • - старше 50 лет - около 15%.
  • 3) Базовое образование обучающихся:
    • - среднее полное образование - у 26%,
    • - среднее профессиональное образование - 36%,
    • - высшее - 30%,
    • - среднее общее - 8%.
  • 2. Мотивы обучения (в порядке убывания):
    • - повышение общекультурного образовательного уровня;
    • - повышение уровня профессионализма, квалификации;
    • - получение новых прикладных умений;
    • - восполнения пробелов в знаниях, полученных в оконченном учебном заведении;
    • - удовлетворение коммуникативных потребностей во взаимодействии в коллективе.
  • 3. Предпочитаемые формы обучения (в порядке убывания):
    • - специализированные курсы под руководством эксперта;
    • - факультеты, курсы повышения квалификации в высших учебных заведениях;
    • - дистанционное обучение;
    • - лекции - дискуссии.
  • 4. Степень удовлетворенности образовательными услугами:
    • - около 30% обучающихся вполне удовлетворены качеством и условиями обучения;
    • - более 40% обучающихся взрослых отмечают ограниченность спектра образовательных услуг и недостаточную рекламу организаций, предоставляющих услуги по образованию взрослых;
    • - 54% взрослых указывают на неспособность педагогов гибко реагировать на конкретные образовательные потребности контингента в группе.

Таким образом, мы предполагаем, что в современных условиях непрерывное образование является необходимостью для различных социальных категорий взрослых, однако предоставляемые образовательные услуги не в полной мере соответствуют всем ожиданиям, имеют отставание в содержании и формах от тенденций общественного развития.

Образовательные практики по направлению «Образовательное пространство подростковой школы в логике взросления» в контексте существующего опыта МКОУ Гимназия 91 г.Железногорск Директор Татьяна Владимировна Головкина Зам.директора Лариса Анатольевна Малинова


Сильные стороны образовательной среды подростковой школы (см. Визитку Гимназии) - Высокое качество обучения (результаты итоговых аттестаций)- рождается как результат взаимодействия 1 (урочной) и 2 (внеурочной) составляющих образовательного процесса. - Использование как ответа на детскую инициативу, запрос*: 1. Социальных практик. 2. Исследовательского метода и исследовательских практик. 3. Метода проектов 4. Клубных пространств. *: 1,3,4 – использованы как основа организации 2 половины дня (внеурочной) Взрослый - организатор практик, проектов и пространств – учитель и воспитатель (отдельная штатная единица), специалист (хореограф, шахматист и др.) 2 – «сквозная» практика, используемая как метод на уроке, форма и метод во 2 половине дня


К слову о понятиях Основные позиции рассматривались, исходя из обзора образовательных практик, представленных заведующим лабораторией управления образовательными учреждениями Института управления образовани­ем РАО, кандидатом педагогическим наук, доцентом A.M. Моисеевым. Набор практик: когнитивная, эмоционально-ценностная, самоопределения, самореализации личности, субъектная, валеологическая, креативная, воспитательные. Дополнено понятием «социальные практики», актуальным сегодня. См. об этом: Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева. М.: Пед. о-во России, с.




Когнитивная практика - когнитивно-информационная Результат обучения = освоение ЗУНов\компетентностей, формирование приемов умственной и практической деятельности. Цель - подготовка человека умелого и мобильного, способного относительно безболезненно вписаться в реалии рыночных социально-экономических процессов.


Социальная практика вводится с целью: создания условий для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий учеников; создания условий для формирования у учащихся уникальных актов действия, таких как "ответственность", "решение", "выбор", "понимание"; создание условий для получения навыка социальной компетентности, большой открытости реалиям мира, умственного и нравственного воспитания.


Объекты социальной практики участие в волонтерских движениях различной направленности («Помоги пойти учиться», «Спешите делать добро», «Помогите братьям нашим меньшим», «Подарок воину», «Знамя Победы», «Салют Победы!»; занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению микрорайона, территории Гимназии(ТОС); в рамках патроната совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, малообеспеченным семьям); участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта; участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время (клуб «Перекресток»); практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально значимую ценность (центр «Социального менеджмента»).


Цикл событий Квест-игра «Шанс» (8-11 кл.) Портфолио, или дневник личных достижений учащихся» (1-11 кл.) Конкурс эссе «Моя профессиональная карьера» (5-11 кл.) Ролевая игра «Я выбираю свое будущее!» (3-11 кл.) Проекты старшеклассников, реализуемые со школьниками младшего и подросткового возраста: 1. «Открытый микрофон» (1-11 кл.) 2. Центр «Социального менеджмента» (1-11 кл.) 3. Интеллектуальная игра для учащихся 1-11 классов «Эрудиты Планеты». 4. Школьная газета «Vivat, Гимназия!» (1-11 кл.) 5. Проект «Тень моей профессии!» (8-11 кл.)




«МОДЕЛЬ рабочих часов» знакомила учеников со специальностями: Менеджер, психолог, журналист, режиссёр культурно- массовых мероприятий, режиссёр - руководитель театра юного зрителя, художник следователь, начальник уголовного розыска, криминалист, архитектор, инженер-физик, инженер- химик, врач.














Практика самореализации личности Результаты образования = тому, насколько полно каждый обучающийся реализовал заложенные в нем задатки, способности, насколько полно он удовлетворил свои интересы и потребности. Отслеживается через Портфолио гимназистов, актуализируется на педконсилиумах


Исследовательский метод (исследовательская практика) Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, фотодокументов, архивных материалов, проведение бесед, интервью, анкетирование. В качестве «готового продукта» выступает учебно-исследовательская работа в печатном виде и/или сообщение, оформленное в виде мультимедийного ресурса. Результаты исследования презентуются на уроках, внеклассных мероприятиях, защищаются на научно-практических конференциях различного уровня.


Работа в исследовательских группах: организация (на стартовом этапе) Учащиеся делятся на мини-группы по 2-4 человека. Формулируют вопросы, на которые предстоит найти ответ в ходе исследования. Определяются с формой представления результатов. Учащимся рекомендуется создать либо мультимедийный, либо печатный продукт, но обязательным условием является применение ИКТ. Исследовательские группы собираются для выработки общего плана работы: планируются сроки выполнения работы, обсуждаются методы сбора, обработки и оформления результатов исследования. Учитель выступает в роли консультанта, помогает скорректировать работу при необходимости.


Работа в исследовательских группах: рефлексия(на заключительном этапе) После реализации проекта организуется общая рефлексия. Используется как устная рефлексия, так и письменная. Устная рефлексия возможна в форме круглого стола, на котором обсуждаются следующие вопросы: 1. Какие цели мы ставили в данном исследовании? (Какой основополагающий вопрос был отправной точкой в нашей работе?) 2. Эти цели были достигнуты? (Ответ на основополагающий вопрос найден?) 3. Как мы достигли цели? 4. Какие средства для достижения цели были использованы? 5. Какие действия для достижения цели были совершены? Все ли мы сделали, что могли? 6. Почему цели не были достигнуты? Для письменной рефлексии каждому участнику предлагается индивидуально ответить на вопросы, которые помогут проанализировать работу конкретной группы. Впоследствии возможно обсуждение результатов письменной рефлексии внутри группы.


Из опыта работы кафедры истории и обществознания Когнитивная практика на уроках истории и обществознания Цели: Формирование информационной компетентности учащихся(способность воспринимать информацию, поступающую из различных источников, умение конспектировать, умение аннотировать, умение осуществлять сбор информации по заданной проблеме и т.д.) Формирование критического мышления (умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями, умение проводить различия между фактами и предположениями, умение обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях и т.д.) Для реализации этих целей на уроках истории и обществознания предлагаются различные варианты работы. Например: 1. изучение информации (факты, понятия, определения, законы, даты и т. д.). Изучать можно самостоятельно, затем проверять вместе с классом, либо с помощью лекции; 2. Подготовка рефератов, сообщений; 3. решение обществоведческих задач; 4. работа с картой, раздаточным материалом; 4. написание эссе; 5. колонка новостей Исследование общеучебных умений 1) Восприятие и переработка информации, заданной в письменной форме; Составление плана письменного текста; Представление связей между понятиями в виде граф-схемы; Выделение в тексте исходных суждений и логических умозаключений; Проверка истинности исходных суждений; Обнаружение в тексте необоснованных суждений и ошибочных или недостающих умозаключений; Обнаружение в тексте оценочных суждений; Письменное и устное изложение письменного текста; Составление тезисов изученного письменного текста; Написание конспекта изученного текста; Подготовка реферата по заданной теме; 2) Восприятие и переработка информации, заданной в устной форме; Конспектирование устной речи; Комментирование устного выступления; Постановка уточняющих и дополнительных вопросов к устному выступлению; Участие в дискуссии; 3) Поисковые умения: Поиск информации в словарях и справочной литературе; Поиск информации в средствах массовой информации; Поиск информации в Интернете. Средства обучения: средства наглядности, обучающие, моделирующие и контролирующие программы, источники информации на бумажных и электронных носителях (учебники, хрестоматии, справочники, книги, статьи, иллюстрации, аудиозаписи, Интернет и т. д.) и т.д.


Социальные практики Социальная практика на уроках истории и обществознания – это ситуации, в которых ученик получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате: Формального (делового) общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий Самостоятельного поиска в школе или во внешнем мире: мест работы или стажировки тех, кто нуждается в помощи и заботе (детские дома, интернаты, дома для престарелых, малообеспеченные люди, животные) мест, нуждающихся в благоустройстве (дворы, неотремонтированные нежилые здания, витрины, парки и т.д.) и т.д. Формами организации практических действий выступают: 1. - экскурсия 2 - интервью 3. - встреча с компетентным представителем 4. - анкетирование 5. - пресс-конференция 6. - наблюдение 7. - социологическое исследование 8. - круглый стол 9. - участие в проведении мероприятия Например: в настоящий момент реализуется проект Политический кружок, благодаря которому учащиеся, встречаясь с представителями местной администрации, обсуждают злободневные вопросы (коррупция, терроризм и т.д.). Практическая деятельность на уроках в области защиты прав и интересов молодежи, деловые игры и т.д. Из опыта работы кафедры истории и обществознания


Практика самореализации 1. Самореализация учащихся по предметам осуществляется в процессе подготовки к НПК, участия в конкурсах, олимпиадах, викторинах, школьных мероприятиях. В процессе подготовки к уроку (презентация, изготовление наглядного материала, проекты и т.д) Из опыта работы кафедры истории и обществознания




Дополнение (вопросы) к выполнению исходного задания: Раскрыть механизм использования исследовательского метода как ведущей практики организации образовательного пространства 2 половины дня в Гимназии: Как инициируются детские «пробы»? Как «упаковываются» и «предъявляются» результаты? Как сохраняется массовость (интерес не одного, но многих) к указанной деятельности? Как связываются 1 и 2 половина дня (м.б. в контексте исследовательской практики)? Что именно и как работает в 1 половине дня? Какие организационные формы используются в разных предметных блоках (физ-мат, ест., гуманит.)?




Как инициируются детские «пробы»? Основное место, где обнаруживается «проба» подростка – чаще всего 1-я половина дня, урок. Формы и варианты инициации «пробы»: 1. Учительская «провокация»: постановка проблемного вопроса, который не может быть разрешен во время урока (метод проблемного обучения). Поиск ответа провоцирует к индивидуальной \ групповой пробе. 2. Инициатива подростка (предметная): ребята в самостоятельном поиске обнаруживают вопрос, который хочется решить (т.е. ученик сам выявляет зону своего незнания, зачастую находит её ещё до ведения предмета в круг его изучения) – и предъявляют его учителю на уроке. Здесь рождается мотивация к изучению нового предмета или части его содержания. 3. Инициатива подростка (межпредметная): появляется идея, некоторый опыт, который ученик хочет продемонстрировать. Например, ученик Т. сделал доклад по геологии, а принёс его с просьбой помочь ему создать на этой основе сайт на информатику (не мог сделать полностью сам, но очень хотел рассказать всем о своих наработках). 4. Инициатива подростка (предметная, урочная, внеурочная): просьба организовать персональную выставку. * своеобразие гимназического образовательного процесса (непрерывного) сформировало а) ситуацию, когда с исследовательским методом ребята познакомились уже в начальной школе, получили представление о разных видах презентации опыта (поэтому часто их предъявления первой пробы даже в новом формате, новом предмете происходят в культурных формах) – через конкурсы юных исследователей «Эйдоса», научно-исследовательские конкурсы и конференции для младших школьников и др. формы. б) уверенность, что любой опыт, который будет предъявлен в гимназическом сообществе, создаст ситуацию подтверждения ценности такой «пробы», доступности её общему рассмотрению и рождению откликов.


Как «упаковываются» результаты «проб» подростков? «Упаковка» рождается из сущности вопроса: 1.Инициируется подростком (он выбирает форму сам – презентация и др.) 2.Координируется (при необходимости – обращении подростка за консультацией) с учителем 3.Предлагается на выбор учителем Основной формой становится именно исследование


Как раздаточный материал, в форме устного сообщения, стендового доклада, буклета, сайта, презентации, выставки и пр. - на уроке - на гимназических (Ломоносовских) чтениях - как защита сетевых проектов на школьном сайте - на научно-практических конференциях различного уровня - как элемент оформления Гимназии Как и где «предъявляются» результаты «проб» подростков?


Как сохраняется массовость указанной деятельности? Начинают интересоваться от 70% класса, доводят до уровня результата 30% подросткового класса в среднем – сегодняшняя практика Гимназии. Условия сохранения высокого процента «исследовательских проб» за счёт: Исследовательская практика принципиальна на уроке. Система работы – использование не только второй половины дня, но и урочного времени. Популяризация на уроках, публикации в школьной газете, на сайте, презентации успеха на радио. Развитие проб в разных предметных зонах. Выход на межпредметные проекты


Как связать 2 и 1 половину дня? Через Детские кафедры (объединения юных исследователей, олимпиадников, творческих ребят, заинтересованных конкретным предметом или научным направлением), пока им не хватает внешних атрибутов (эмблемы есть, но нет того, чем подросток может выделиться в среде сверстников внешне) - сетевые проекты - Ломоносовские чтения - стендовые доклады (с призами зрительских симпатий) Особенности внутренней среды. Мотивация на внешний результат. Уверенность в признании.


За счёт каких ресурсов работает метод исследования во 2 половине дня? В основном за счёт личного времени учителя, баллы в портфолио и ещё - лекционные часы - кружки, заочная школа - предпрофильная подготовка - проектные группы Не хватает нормативной проработки вопроса (часы исследовательских практик)

Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. Первое недоразумение - что инновация и новшество (новация) - это одно и то же; второе - что инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) - также одно и то же, тогда - это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация - это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.

Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей.

Далее - это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.

И, наконец, собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза.

В педагогике развития - это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.

В образовательной практике - это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.

Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.

Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:

● на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

● на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;

● на уровне политики в образовании - это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление

качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4 . Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий

в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио . Это способ фиксирования, накопления и оценки работ , результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио . Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений

● портфолио – отчет

● портфолио – самооценка

● портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г ./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться :

● отбирать и оценивать информацию

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь

● планировать свою деятельность

● давать оценки и самооценки

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование - мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.

Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

● новый тип или новая форма общественной практики.

Приведем лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований - из истории отечественного образования:

● источник инновации - уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;

● инновационное предложение - научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;

● технология осуществления - разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;

● инновационный процесс - открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

● новая форма практики - «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

В заключение спросим себя - есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отметим три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.

В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего - это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.

В системе профессионального образования и профессионального развития:

● это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;

● это формирование психологической грамотности, шире - психологической культуры педагогического труда;

● это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.

В области образовательной политики:

● это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.

Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем

● в контроле, в оценке результатов

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования

● в области развития определенных способностей учеников и педагогов,

● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей

3.По области педагогического применения

● в учебном процессе

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса

● в коллективном обучении (личностно-ориентированно)

В индивидуальной, фронтальной, групповой форме

● в семейном обучении

5. По функциональным возможностям

● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.)

6. По способам осуществления

● систематические

7. По масштабности распространения

● на международном уровне

● в школе

● на федеральном уровне

8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения

● системные,охватывающие всю школу или весь вуз как образовательную систему

9. По социально-педагогической значимости

● в образовательных учреждениях любого типа

10. По признаку инновационного потенциала

● комбинаторные

● нововведения

11. По отношению к своему предшественнику

● замещающим

● открывающим

Инновационный потенциал образовательного учреждения

определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:

  1. Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа

● Направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся

● Интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности

● Решение важных педагогических задач:

Создать эмоционально-комфортную образовательную среду

Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников

Поощрять их активность и самостоятельность

Расширять возможности обучения и самообучения

Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

Развивать коммуникативные умения и навыки

Информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута

  1. Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения

● Изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования

● Форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования

● Портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории

● Активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой)

  1. Ресурсные возможности образовательного учреждения

● Систематическая работа по повышению квалификации учителей

● Опыт создания электронного портфолио

● Сетевое компьютерное оснащение кабинетов (3 компьютерных класса, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть)

● Методическое обеспечение курса

Рабочая папка

Официальные бланки портфолио (приложение к аттестату 9 класса)

Диагностические материалы

Таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»

Памятки и инструкции для учащихся

Примерные варианты занятий с учащимися

  1. Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития

● Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения

● Оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов

  1. оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста

● ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание

(применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни)

● Накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист»

  1. первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям

● Внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений

● Проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки

● Реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса

Перенос педагогического акцента с оценки на самооценку

У учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт

Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения

По всем позициям в статье приведен анализ конкретного образовательного учреждения (ГОУ гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга)

Библиография:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984
  2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
  5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
  6. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
  7. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Достижения образовательной системы России, лучшие отечественные инновации в сфере образования будут представлены международному сообществу в рамках образовательного саммита Global Education Leaders` Partnership (GELP), который впервые пройдет в Москве с 1 по 3 ноября 2017 года.

Саммит посвящен теме «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в 21-м веке», которая была предложена российской стороной и одобрена зарубежными коллегами. Форум станет площадкой для обсуждения образовательных стандартов, поиска идей, проектов и формирования глобальной повестки по развитию новой системы обучения школьников.

«Мы в России сегодня обсуждаем, какие могут быть новые модели массового школьного образования, адекватные вызовам современного мира. В эти 3 дня у нас будет возможность пообсуждать успешные мировые и российские практики с людьми, которые формируют образовательную политику и определяют векторы развития школьного образования. Саммит представляет собой уникальную площадку для диалога российских специалистов в области образования и наших международных коллег, имеющих опыт решения аналогичных задач, например, в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Канаде и других странах», - сказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева в преддверии форума.

По ее мнению, необходимо чтобы перспективные проекты развития российского образования использовали лучшие мировые практики в отношении содержания образовательных программ, новых форматов обучения, инструментов цифровизации и персонализации, подготовки новых учительских и административных кадров, развития инфраструктуры.

В программе саммита - пленарные сессии, круглые столы, групповые дискуссии, консультации. Участники обсудят, в каком направлении будет развиваться содержание учебных программ, какие новые методы оценки содержания образования стоит использовать, как изменить методы обучения и формы организации учебного процесса. Предметом дискуссий станут направления поддержки новых форм образования со стороны государства, роль в развитии образования общественных институтов и объединений - частных инвесторов, социальных предпринимателей, родительских сообществ. Также речь пойдет о том, какие навыки и компетенции будут необходимы нынешним школьникам, что важно знать и уметь учителям.

В завершение саммита состоится пленарное заседание, в котором примут участие представители федеральных и региональных органов власти, а также некоммерческих объединений, связанных с развитием образования, науки и социальной сферы. Участники пленарного заседания обсудят стратегии формирования школьного образования в 21-м веке.

Результаты совместной работы экспертов и представителей органов власти воплотятся в дорожной карте развития перспективных практик в российской образовательной системе.

Разработкой российской части повестки саммита занималась группа GELP, в которую вошли ключевые эксперты инновационного школьного образования: ФИРО (А.Асмолов), (И.Фрумин, П.Сергоманов), Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» (Ю.Чечет), МГПУ (И.Реморенко), «Рыбаков Фонд» (Н.Киясов), Global Education Futures (П.Лукша) и другие.

Группа определила три основных пункта повестки:

  • формирование и развитие «сложного человека» : определение пакета компетенций, которые будут способствовать подготовке следующего поколения к будущему сверхсложному (технологическому и информационному) обществу;
  • развитие образовательных экосистем : создание новых образовательных сред, в которых может быть сформирован «сложный человек»;
  • «новые» стейкхолдеры : определение и развитие ключевых игроков (как существующих, так и совсем новых), которые смогут сформировать образовательные среды будущего.

Основатели GELP - Т.Маккей и В.Хэннон оценили повестку как «революционную» и «возможно, самую интересную с момента основания сети».

Наряду с российскими специалистами на саммите выступят иностранные эксперты из многих стран: Аргентины, Бразилии, Финляндии, Ирландии, Испании, Канады, Южной Кореи, Индии, Новой Зеландии и других, в том числе сооснователи GELP:

  • Энтони Маккей, один из ключевых участников образовательных реформ в регионе АСЕАН (Австралия)
  • Вэлери Хэннон, руководитель программ по реформированию образования в ряде стран Европы, США, Австралии и Африке (Великобритания)
  • Кай-Минг Чен, почетный профессор образовательных наук в Университете Гонконга, оказавший содействие образовательным реформам в более чем в 10-ти государствах (Китай)
  • Сандра Милиган, создавшая курс дистанционного обучения МООС, благодаря которому уже более 30 тысяч учителей повысили квалификацию (Австралия)
  • Майкл Стивенсон, старший советник Организации экономического сотрудничества и развития (Великобритания).

Соорганизаторы саммита - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Рыбаков Фонд», институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики». Поддержку оказывают: Агентство стратегических инициатив (АСИ) и созданное в России объединение Global Education Futures (GEF).

Справка

Global Education Leaders` Partnership (GELP) – созданный в 2009 году международный альянс лидеров в области образования из Финляндии, Южной Кореи, Австралии, Бразилии, Коста-Рики, Южной Африки, США, Канады, Испании, Великобритании, Китая, Индии, Новой Зеландии. GELP также сотрудничает с отраслевыми объединениями в России, Франции, США, Катаре, Канаде и других странах. Имеет 13 представительств в 9 государствах на 6-ти континентах и ежегодно проводит 12 международных учебных мероприятий в разных странах. Работа GELP направлена на глобальную трансформацию образовательных системы с тем, чтобы каждый ученик мог развиваться и жить полноценной жизнью в сложном мире 21-го века.

Global Education Future (GEF) – международная платформа, основанная в России в 2007 году, работает в проектном режиме и объединяет лидеров глобального образования, инноваторов, основателей стартапов, инвесторов, руководителей образовательных учреждений и администраторов национального и наднационального уровней для обсуждения и трансформации традиционных образовательных систем в образовательные экосистемы.

Текст: Елена Будилина | Редакция сайта АСИ