Логопедический массаж для детей в домашних условиях. Логопедический массаж языка в домашних условиях

Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка - этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

Логопедический массаж - очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляции

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: );
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.

Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности. Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

Какие проблемы исправляет массаж?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук - обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: ). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии - левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.

Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно. Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице - особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений - сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Родители замечают наличие проблем в речевой функции своего чада только к трем-четырем годам.

До этого возраста малыши мило шепелявят, коверкают слова или пропускают буквы, но эти дефекты абсолютно безвредны в большинстве случаев и со временем проходят. К четырем годам мама уже точно понимает, правильно ли развивается речь ее малыша.

Исправлять дефекты речи лучше в детском возрасте. И чем раньше, тем лучше. Картавость, игнорирование некоторых букв алфавита, задержка развития речи, «каша» во рту, заикание – это поводы обращения к логопеду.

Первым делом доктор определит причину дефекта и назначит лечебный логопедический массаж. Специалист предварительно проведет осмотр ротовой полости ребенка, исследует состояние плечевого пояса и мышц лица и лишь после полного анализа определится с тактикой лечения.

Логопедический массаж – это методика, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребенка.

Регулярные занятия успешно корректируют произношение, улучшают звучание голоса, тонизируют мышцы речевого аппарата, стимулируют нормальную речь, снижают слюноотделение

Сеансы массажа направлены на мышцы языка, губ, щек и неба.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:

  • рахит;
  • сепсис;
  • Синдром Дауна;
  • ботулизм и другие недуги.

Методика при гипотонусе

Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.

Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.

Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук . Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.

Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.

Щеки

Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.

Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.

Губы

Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно . Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Повреждения мозга в процессе родов или во время внутриутробного развития приводят к гипертонусу мышц речевого аппарата. Также причинами недуга могут быть:

  • гипоксия;
  • краснуха;
  • асфиксия;
  • конфликт резус-фактора;
  • родовые травмы.

Методика при гипертонусе

Повышенный тонус требует применения расслабляющей техники, включающего следующие элементы: классическое поглаживание, вибрационные движения и точечный массаж. Процедуру начинают с воротниковой зоны, плеч, лица, языка и губ.

Расслабления мышечных волокон добиваются медленными скользящими и чуть надавливающими движениями. Количество повторений – 8–10 раз.

Ладошками гладьте по шее от линии роста волос к воротниковой зоне. Движение повторите десять раз.

Тремя пальцами ведите со стороны висков к середине лба, после чего устремитесь от линии роста волос к надбровным дугам.

Щеки

Гладьте щеки по кругу кончиками пальцев. Ведите пальчиками по дуге от висков к ноздрям. Растирайте щеки по дуге от ушей к носу спиралевидными движениями. Гладьте скулы с легкими нажимами от ушей к подбородку.

Губы

Гладьте поочередно обе губы пальцами, а затем разминайте от углов рта к середине. Двумя руками осуществляйте поглаживания от носовых пазух к подбородку и в обратную сторону. Постукивайте пальцами по всей поверхности губ.

Язык

Специалист делает особым инструментом. В домашних условиях процедуру проводят при помощи указательного пальца. Гладьте им от кончика языка к его корню.

Как делать логопедический массаж ложками

Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.

На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеанса

Каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Методика массажа ложечками:

  • Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
  • Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
  • По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
  • Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
  • Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
  • Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
  • Растирайте носогубную область концом ложки.
  • Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
  • Аналогично помассируйте нижнюю губу.
  • Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.

Техника логопедического массажа при дизартрии

Дизартрия представляет собой тяжелое нарушение речевой функции , связанное со сбоем в работе центральной нервной системы. Характеризуется недуг подменой звуков, появлением невнятной речи. Одним из осложнения дизартрии является полнейший голосовой паралич.

Процедура производится указательным пальцем, обмотанным куском марли. При этом малыш лежит на спинке, под шеей у него небольшой валик, голова слегка наклонена назад.

  • Постучите пальцами над верхней губой слева направо, простучите область под нижней губой в обратном направлении.
  • Верхняя губа. Похлопайте подушечками от носа к губе, после нежно погладьте эту зону ребром ногтя.
  • Два пальца обеих рук лежат на уголках губ. Надавливающими движениями сводите углы губ, рот должен принять форму трубочки.
  • Подушечку указательного пальца поместите на средину нижней губы и толкайте ее вверх.
  • С помощью больших и указательных пальцев обеих рук проработайте две губные мышцы. Для этого соедините их вместе и «лепите пельмени», двигаясь слева направо.
  • Палец, укутанный в марлю, заведите за щечку ребенка. Делайте круговые движения, поднимаясь вдоль щеки. Пальцы внутри щеки и снаружи ее должны касаться друг друга.
  • Припечатайте кончик язычка к верхнему ряду зубов.

Первые сеансы длятся не дольше 8 минут. Постепенно время увеличивается до 20 минут. Полный курс составляет 20 сеансов, повторить его можно через два месяца.

Логопедический массаж рук и лица

Процедуру проводите в теплой комнате, предварительно помыв и продезинфицировав руки антисептическим средством.

Лицо
Осуществляется массаж лицевых мышц варежкой. Следите, чтобы ребенок не ощущал боли и излишнего трения . Сеанс начинают с массирования лобной доли от центральной области к бокам, затем гладят глаза от внутренней точки надбровной дуги к внешней и в обратную сторону.

Следующим шагом будут брови и линии роста волос. Закончите процедуру поглаживанием и разминанием щек и губ.

Руки
Процедура массажа кистей рук дарит положительный настрой и развивает мелкую моторику, которая связана с работой головного мозга, а также с нормальным функционированием различных систем и органов.

Моторика напрямую влияет на человеческую речь. Ежедневные сеансы логопедического массажа рук способны значительно улучшить артикуляцию.

Разомните пальцы рук. Начните с конца мизинчика. Поднимитесь вдоль пальца вверх, разминая каждый сантиметр. После нажимайте на подушечки пальцев, разминая и постукивая по ним кончиком ногтевой пластины.

Потом спиралевидными движениями пройдитесь по ладони. Закончите разминанием внутренней стороны ладошки от края к ее центру.

Видео о том, как правильно делать логопедический массаж и в чем его польза.

Заключение

Самостоятельно принимать решение о проведении логопедического массажа своему ребенку нельзя. Врач обязательно должен осмотреть малыша и назначить расслабляющий или тонизирующий массаж.

О любых изменениях сообщайте доктору. Взаимодействие с медиками, регулярность процедур и дополнение массажа специальными упражнениями, развивающими артикуляцию и звукопроизношение – вот главные составляющие успеха.

Логопедический массаж - это процедура, направленная на коррекцию произношения, улучшение тонуса мышц лица и решение проблем речевого аппарата.

Специалист, который назначает проведения логомассажа, должен обязательно предварительно обследовать ребенка на наличие различных заболеваний. И только после этого назначать курс массажа, его продолжительность и методику.

Виды массажа

Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:

  • Традиционный.
  • Аппаратный.
  • Зондовый.
  • Массаж Дьяковой.
  • Самомассаж.
  • Точечный.

Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.

Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.

Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами .

Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.

Техника проведения массажа

Для того, чтобы логопедический массаж представлял собой эффективную процедуру, стоит особое внимание уделять губам, мягкому небу, губам и языку. Сама техника подразумевает несколько этапов:

Для того, чтобы после логопедического массажа языка был заметен эффект, необходимо пройти 10–20 сеансов.

Лоб

Начинать процедуру необходимо исключительно со лба. Сначала поглаживающими движениями обрабатывается середина лба, постепенно переходящие к височной части. Затем специалист должен переходить от бровей к верхней части. Далее, необходимо использовать специальное устройство , которое позволяет выполнять вибрационные движения.

Щеки и нос

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

После лба необходимо переходить к щекам. Процесс подразумевает разминать участок от уголков рта к вискам. Эти движения должны быть легкими и расслабляющими. После этого необходимо переходить к расслабляющим движениям по мышцам щек к крыльям носа. Носогубная складка обрабатывается к углам рта от носовых крыльев.

Рот, подбородок и шея

Губы массажируются от середины, до уголков. Одинаково проводится обработка как верхней, так и нижней губы. Затем можно переходить к подбородку. Начинать нужно с середины, постепенно переходя к его уголкам. Легкими движениями необходимо гладить и шею . Все действия направлены на то, чтобы расслабить мышцы.

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Для того, чтобы ребенку снизить неприятные ощущения, необходимо позаботиться о комфортных условиях в помещении. Что исключить болезненные ощущения, массажист не должен иметь дополнительных украшений, длинных ногтей и перед началом процедуры ладоней согреть.

Манипуляции должны проводиться не ранее, чем через два часа после приема пищи. Обязательно полость рта должна быть очищена от остатков пищи и даже малейших крошек.

Для того, чтобы получить максимальный эффект и в короткий срок, процедура должна проводиться каждый день не менее чем 20 раз. При этом очень важно, чтобы срок и количество сеансов было установлено специалистом. На срок может влиять степень нарушения речи , нервное напряжение ребенка и желание его продолжать процедуры. Первый сеанс не должен длиться дольше 5–6 минут. Каждый раз продолжительность должна увеличиваться.

Для того, чтобы ребенок не боялся логомассажа, необходимо массажисту расположить малыша к себе. В домашних условиях можно начинать процедуры не лежа на массажном столе, что может вызвать страх у ребенка, а сидя. Через несколько сеансов можно малышу предложить расположиться в горизонтальное положение.

Слишком сложные формы нарушения стоит исправлять на протяжении года и более. Но срок должен устанавливать только логопед.

Для того, чтобы проводить лечение с помощью логомассажа, специалист должен обладать достаточным опытом и навыками проведения подобной процедуры. Важно, чтобы ребенок не испытывал слишком большой боли. Легкий дискомфорт при проведении процедуры должен присутствовать только на первоначальных этапах массажа. Через некоторое время такой дискомфорт должен полностью исчезнуть .

Для проведения специалист должен использовать следующие приспособления:

  1. Стерильные медицинские перчатки.
  2. Во время процедуры должна использовать маска.
  3. Массажное масло с приятным ароматом.
  4. нашатырный спирт должен быть всегда под рукой, если вдруг ребенку понадобится помощь.

Показания к проведению процедуры

Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.

Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:

  • Звуки речи произносятся ребенком не четко.
  • Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
  • Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
  • Задержка речи.
  • Появление сложности при освоении письма.
  • Непроизвольное слюноотделение.

У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.

Противопоказания

Как и у любой лечебной процедуры, у массажа есть некоторые противопоказания. Нельзя проводить процедуру, если у ребенка имеются высыпания на коже, диагностируется стоматит с появлением белых язв в полости рта, лимфатические узлы имеют увеличенную форму, а также наличие грибка на коже.

Нельзя проводить процедуру, если в период процедуры ребенок проходит лечение от ОРЗ, стоматита или Конъюнктивита. Нельзя проводить массаж, если диагностируются раковые заболевания.

Вывод

Для того, чтобы логопедический массаж порадовал своим эффектом , необходимо отсутствие боязни у ребенка процедуры. Малыш должен настраиваться на то, что именно массаж поможет устранить речевые проблемы. Курс назначать должен только специалист, после проведения определенного обследования.

Савосткина Е.Н учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 28 «Золотой петушок»

В последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить ребят, у которых отсутствуют или искажены 10-12 звуков, а то и больше. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п. Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.

Правильная, хорошая речь - это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем.

Речь - это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа - наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна.

Массаж в логопедической коррекции - часть комплексной работы. Этот метод особенно эффективен при тяжёлых расстройствах речи - алалиях, дизартриях и др.

Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является логопедический массаж и самомассаж.

Не только действенным, но и древним - массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства.

Не вполне ясна история происхождения слова «массаж» . Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского «mass» или «rnasch» - «нежно надавливать, касаться» , другие - от греческого «masso» - «сжимать руками» , третьи - от латинского «massa» - «прилипающее к пальцам» .

Только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.

По словам профессора Б. Р. Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4-5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и дома с мамой. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.

Применение самомассажа ложками в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте, а так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Одна из новых методик логопедического массажа - массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук, который имеет ряд преимуществ. Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть. Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.

В-третьих, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.

Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать кофейные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс, просто временно исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.

Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.

Занимаясь с ребенком можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома.

Дети обучаются приемам самомассажа ложками под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу ложками, учитель-логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало) , а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.

Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек) . Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Используя самомассаж ложками в своей работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, мы выявили положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка. Развитие навыков мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях. Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.

Самомассаж ложками оказывает огромное воздействие на поставку и автоматизацию звуков, а также усвоение и употребление звука в самостоятельной речи детей.

Список литературы

  1. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. СПб.: Издательский дом «Литера» , 2014.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения

Дети - большая радость для родителей, которые ждут их появления. С приходом их в этот мир мамы и папы стараются обеспечить малышей всем, чем только могут: питанием, одеждой, обувью, полноценным развитием. Конечно, на пути формирования личности встречается много проблем, одной из которых является речевое развитие.

Речь формируется в первые три года жизни ребенка. У каждого этот процесс происходит индивидуально - некоторые не испытывают трудностей, а некоторые детки никак не могут научиться правильно говорить. Проблемы с речью в последнее время встречаются у деток все чаще. Это зависит от того, как протекает беременность, роды и занимаются ли родители с малышом.

Для чего делается логопедический массаж?

Не все связывают развитие речи и массаж. Некоторые относятся скептически к такому методу формирования звуков и слов. Но не нужно приуменьшать его значение для ребенка. В последнее время детки часто рождаются с повышенным тонусом мышц. Это влияет на их развитие в целом и на подвижность тканей. От этого страдают также губ, становится малоподвижным язык, у него нет нужной гибкости. Массаж логопедический помогает расслабить щеки, губы, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции.

Задачи проведения такого массажа

При правильном проведении с помощью этой манипуляции можно достичь больших успехов. Конечно, должны проводиться и упражнения с логопедом при проблемах формирования речи. Плюс этой манипуляции заключается также в том, что ее можно осуществлять и дома. Массаж делается для решения следующих задач:

  • коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";
  • когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;
  • нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
  • уменьшение эмоционального напряжения;
  • коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
  • увеличение тонуса мышц и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
  • уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
  • укрепление рефлекса глотки при говорении;
  • улучшение артикуляции.

Логопедический массаж в домашних условиях также может осуществлять эти задачи. При правильном обучении основным движениям, благодаря усиленному труду, мамы вместе с детками достигают максимальных результатов.

Показания к манипуляции

Массаж логопедический не осуществляется просто так. Отзывы родителей свидетельствуют о его результативности в преодолении определенных трудностей развития ребенка. Для его применения есть конкретные показания, которые обусловлены некоторыми состояниями.

  1. Нарушение голоса - это расстройство его функции, которое может иметь разные причины: физиологические и психологические. Оно проявляется в недостаточной силе голоса, постоянном першении, усталости при говорении, боли, возникновении "кома" в горле.
  2. Дизартрия - логопедическая и неврологическая проблема, при которой у ребенка нарушено произношение и артикуляционный аппарат.
  3. Заикание - нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или длительном произношении звуков, слогов, слов. Также это может быть нерешительность в речи, остановки.
  4. Необходимость ускорить результаты Обычно это бывает перед школой, когда родители поздно обратились с серьезными проблемами к специалисту.
  5. Постоянное слюноотделение.
  6. Слабый или повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.

В этих случаях массаж лица и ротовой полости необходим. В остальных логопедических проблемах его можно делать, если нет противопоказаний.

Есть ли противопоказания к нему?

К основным противопоказаниям относятся:

  1. Инфекционные заболевания в острой форме. Массаж логопедический в этом случае не делается, так как ребенок плохо себя чувствует, и ему может быть больно.
  2. Болезни кожи. Манипуляция также может вызвать болезненные ощущения и ухудшить состояние ребенка.
  3. Конъюнктивит.
  4. Гингивит.
  5. Герпес, стоматиты. Логопедический массаж лица может допускаться при условии применения его облегченной формы и отсутствии проникновения в ротовую полость инструментами.
  6. Увеличение лимфоузлов, а также сильная пульсация сонной артерии.

Условия для проведения логопедического массажа

Любая манипуляция с ребенком, обучающая или лечебная, должна проводиться в условиях, приемлемых для него. Для проведения массажа первоначально необходима консультация врача и определение логопедом. Затем назначаются конкретные приемы расслабления или тонизирования мышц шеи, туловища, мимики и артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж в домашних условиях проводить целесообразнее, так как дети лучше воспринимают знакомое окружение. Помещение необходимо проветрить, длительность всего массажа в первые несколько дней составляет не больше 10 минут. Затем время увеличивается постепенно до 25 минут. Массаж проводится 2-3 раза в неделю, и должно быть применено не менее 10-15 процедур. Родители отмечают положительную динамику уже после 4-5-й процедуры. Все зависит от серьезности поражения нервной системы и развитости мышц лица.

Чтобы проводить логопедический массаж для детей в домашних условиях, необходимо приготовить некоторые средства:

  • массажное масло;
  • стерильные перчатки (если он делается грудничкам);
  • защитная маска (при подозрении на наличие вирусной инфекции у массажиста).

Перчатки и маска также необходимы при массировании слизистых оболочек ротовой полости.

Массаж логопедический для рук

Нервные окончания на пальчиках очень тесно связаны с состоянием внутренних органов. Поэтому некоторые логопеды советуют начинать логопедический массаж для детей именно с ручек, тем более что он не имеет противопоказаний. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что детки с радостью воспринимают массирование пальчиков. Но это нужно делать по определенным правилам:

  • массаж следует начинать с мизинчика, массировать необходимо, начиная от ногтя до основания пальчика, проделать так с каждым суставчиком несколько раз;
  • несколько раз нужно надавить на каждую подушечку пальцев, сначала слабо, потом сильнее;
  • массирование ладошки по типу "сороки-белобоки";
  • проделать несколько раз спиральку от края ладошки, заканчивая ее в центре;
  • если есть дома, нужно взять резиновый мячик с шипами, затем поводить им аккуратно от запястий к пальчикам;

Как массажировать язычок?

Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.

Иногда можно столкнуться со при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.

Основные движения:

  • взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
  • большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
  • сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
  • затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.

Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.

  1. Жевание с запрокинутой головой.
  2. Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
  3. Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.

Массаж губ

Как делать логопедический массаж губ? В нем нет ничего сложного. Одни и те же движения здесь повторяются много раз - до 50. Их нужно менять по направлению. Основные действия:

  • у правого крылышка носика и губ нужно поставить указательный и средний палец, сделать несколько круговых движений, то же повторить и на левой стороне;
  • два указательных пальца установить посредине под нижней губой, потом над верхней, в таком положении пальцев сделать круговые движения в разных направлениях;
  • та же постановка пальцев, проделывание пощипываний в этой области;
  • потом пощипать тремя пальцами вокруг губок ребенка.

Комплекс таких действий необходимо повторить 2-3 раза за один сеанс массажа.

Логопедический массаж ложками

Этот метод также является результативным в процессе формирования речи ребенка. Ребенок заинтересован в проведении такого массажа. Основные упражнения включают в себя такие действия:

  • разминка губ - поглаживание горками ложек нижней и верхней губы;
  • круговые движения обратной стороной кухонной принадлежности по губкам;
  • неглубокие нажатия кончиками ложки на протяжении всех носогубных складок;
  • скребущие движения кончиками этого предмета по нижней и верхней губе;
  • частые нажатия концами ложки по губам;
  • разминка ложки жевательных и подбородочных мышц.

Массаж при дизартрии

При этом нарушении речи массаж необходим, так как есть потребность воздействия не только на мышцы, но и на нервные окончания. Именно поэтому он охватывает большую площадь для проведения манипуляций. Когда необходимо провести логопедический массаж при дизартрии, ребенок раздевается до половины, ложится на стол, и массажист делает разминку всей спинки, живота и выше. В случае такого серьезного отклонения процедуру должен проводить только квалифицированный специалист. Он знает, какие движения делаются, их очередность, на что они направлены, и может справиться с непредсказуемыми ситуациями (например, судорогами или спазмами).

Ритуал окончания логопедического массажа

Особое внимание специалисты уделяют тому, как заканчивается логопедический массаж. Отзывы родителей подтверждают, что для настроя ребенка на продолжение такой манипуляции важно уметь ее заканчивать.

После проделывания массирующих движений нужно ласкать и хвалить малыша за терпение и послушание. Можно немножко поиграть с ним. После такого взаимодействия малыш уже не станет бояться следующей процедуры, и он сам будет подставлять язычок.