Логопедический кабинет оформление подписать пособия. Как должен быть оформлен кабинет? Пошаговая инструкция запуска


Лейтмотив Каждое утро я прихожу в детский сад, захожу в свой кабинет. Мой кабинет - это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Он мне очень нравится, но я мечтаю о том, что когда-нибудь он будет оснащен по последнему слову техники…. Но это будет потом. А сейчас я иду по коридору и ловлю взгляды моих малышей, таких похожих и одновременно таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, мультфильмах. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих малышей. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Итак, я – логопед, правильнее сказать учитель-логопед. Если понимать буквально - я учитель речи. А точнее, человек, который эту речь корректирует. Причем коррекция происходит на уровне всех речевых единиц, начиная со звука и заканчивая предложением. Цель моей деятельности - способствовать социализации ребенка в обществе.


Я стремлюсь быть для своих логопатов близким человеком, наставником и другом, который не только поможет исправить имеющиеся речевые нарушения, но и сумеет найти «жемчужину» в каждой «раковине», научит работать с полной отдачей, радоваться победам и сочувствовать друг другу при неудачах. Поэтому строю отношения с детьми на доверии, уважении, требовательности и справедливости. Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще мне в работе очень помогают чувство юмора. Считаю себя грамотным специалистом, владеющим не только традиционными, но и нетрадиционными формами проведения занятий, эффективно использую здоровьесберегающие технологии. Логопедическое воздействие строящееся на основе психофизических и индивидуальных особенностей учащихся позволяет мне добиваться высоких результатов. Главное в логопедии то, что моя работа ориентирована на результат. И я не просто учу ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе. Вот почему удовлетворение от труда у логопедов очень велико. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Приоритетные направления моей работы


Это важный кабинет Работает здесь логопед. Не каждый это слово знает, А тот, кто знает, уважает. Это также место педагога Здесь документов очень много. И здесь ребенка принимают. Здесь интеллект определяют. Найдут без всякого сомненья Все речевые нарушенья. Найдут без всякого сомненья Все речевые нарушенья. А раз диагностика готова, Нужна работа, одним словом. И есть момент, он важный самый Для каждого - своя программа.


Назначение логопедического кабинета Обследование детей (выяснение этиологии механизмов и симптоматики речевых нарушений) Развитие артикуляционных навыков Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения Формирование грамматически правильной речи Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов Формирование связной речи Развитие навыков звукового анализа и синтеза Консультативно-методическая деятельность для сотрудников МБДОУ и родителей


Задачи коррекционно- образовательного процесса Обследование воспитанников групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Обследование воспитанников групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Изучение уровня речевого,познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым воспитанником Изучение уровня речевого,познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым воспитанником Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению Формирование у педагогов коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей среды Формирование у педагогов коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей среды Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми Систематическое проведение профилактической и коррекционной – речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами Систематическое проведение профилактической и коррекционной – речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами


Методическое обеспечение логопедического кабинета I. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие: мышления; разных видов памяти; разных видов внимания; воображения и фантазии; зрительного восприятия; слухового восприятия; тонкой (мелкой) моторики рук; физиологического (диафрагмального) дыхания; звукопроизношения; а также материалы: по обучению грамоте; на предупреждение дисграфии; на формирование лексики; на формирование грамматического строя речи; на формирование связной речи. 2. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем: предметные картинки; картинки с действием; сюжетные картинки; серии картинок; картинки для составления описательных рассказов; игрушки (мягкие, меховые, деревянные, пластмассовые) для составления рассказов. 3. Картотеки: словесных игр, игровых упражнений; пальчиковых игр; игр на развитие коммуникативных способностей; стихотворений; потешек; загадок; чисто- и скороговорок; текстов на автоматизацию поставленного звука (в слоге, слове, фразе, предложении, тексте); другие.


4. Занимательный материал: анаграммы, ребусы, шарады, головоломки; мнемотаблицы; 5. Технические средства: магнитофон; аудиозаписи (звуки улицы, природы шум дождя, ветра и т. п.); 6. Материалы детского речевого творчества: рассказы, истории, придуманные детьми; журналы, сказки, стихи результат творчества детей. 7. Диагностические материалы. 8. Методическая литература: комплексная, коррекционная программы; методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда. 9. Материалы творческого педагогического опыта. Методическое обеспечение логопедического кабинета


1. системность (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего материала и оборудования); 2. доступность (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей школьников); 3. вариативность (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах); 4. здоровьесбережение (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается). Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я руководствовалась следующими принципами:






























Эксклюзивные авторские стихи Как трудно педагогом быть поверьте мне друзья. Люблю профессию свою скажу вам не тая. Я каждый день в мороз и зной спешу в любимый сад. Меня встречает детвора уж много лет подряд. Я ставлю звуки детворе учу их говорить. Учу их правильно дышать и с буквами дружить. Проходят дни, бегут года и день и ночь. Важна профессия моя хочу я всем помочь. Красиво говорить всегда и правильно писать. Чтоб в школе у ребят была всегда оценка пять. Как трудно педагогом быть поверьте мне друзья. Люблю профессию свою скажу вам не тая. Я каждый день в мороз и зной спешу в любимый сад. Меня встречает детвора уж много лет подряд. Я ставлю звуки детворе учу их говорить. Учу их правильно дышать и с буквами дружить. Проходят дни, бегут года и день и ночь. Важна профессия моя хочу я всем помочь. Красиво говорить всегда и правильно писать. Чтоб в школе у ребят была всегда оценка пять.


Эксклюзивные авторские стихи Я учитель - логопед Что ж открою вам секрет. Ребятишек я люблю говорить я их учу. Если вдруг беда случилась Лева звук вдруг потерял. Я приду к нему на помощь Чтобы лева не рыдал. Открывает лева рот Лева так старается. И у Левы полюбуйтесь Звуки получаются. Стал красиво говорить Всем на удивленье. Я отличный логопед В этом нет сомненья. Я учитель - логопед Что ж открою вам секрет. Ребятишек я люблю говорить я их учу. Если вдруг беда случилась Лева звук вдруг потерял. Я приду к нему на помощь Чтобы лева не рыдал. Открывает лева рот Лева так старается. И у Левы полюбуйтесь Звуки получаются. Стал красиво говорить Всем на удивленье. Я отличный логопед В этом нет сомненья.


Эксклюзивные авторские стихи Профессий много на земле Скажу я вам друзья Но всех важнее и родней Профессия моя Я логопед, я нужен всем Я доктор звуков, слов На помощь я всегда приду Я как солдат готов. Готов всегда, готов везде Как солнышко светить Готов ребятам помогать Красиво говорить Пусть звуки льются как ручей По камушкам звеня Пусть радость вносит Каждый день Надежду всем даря Люблю я людям помогать Скажу вам не тая Горжусь собой, своим трудом Гордится мной семья!

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.

Сенсорный центр (стол с разноцветной столешницей, предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.).

Центр занятий
представлен магнитной доской, партами, пособием «Жонглирующий клоун», на мячах крепится разнообразный материал для групповых и подгрупповых занятий.

Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.


Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.



Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.


Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы ;

Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Дизайн интерьера кабинета;

Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал : прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

Дидактическое панно «Семья грибов»,

Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.

Свободина Н.Г. ,
учитель-логопед, практический психолог ГБОУ СОШ № 913, член Оргкомитета Российской ассоциации дислексии, Москва

В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, Интернете можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Красиво, всего много, глаза разбегаются.

Смотрю на свой кабинет — ощущения те же самые. Вспоминаю 1980 год, когда я начала работать в Волгоградском районе (сегодняшние Кузьминки) в детском саду логопедом. В магазинах не было того изобилия, которое мы видим сегодня. Хватали все, что появлялось на книжных прилавках. Ездили за специальной литературой в Минск и Киев, где с этим было чуть лучше. Хвалились друг перед другом книгами, дидактическим материалом, который удалось достать. Было какое-то негласное соревнование — у кого больше, лучше, интереснее. Но была среди нас одна немолодая, как мне тогда казалось, женщина, которая работала логопедом в детском саду уже больше 10 лет. Мы знали, что очень многие родители просили их ребенка с логопедическими проблемами направить именно к ней. И вот она, глядя на наши метания в поисках литературы, как-то раз на методическом объединении сказала: «Девочки, вот у меня есть только одна коробка. В ней все самое необходимое для работы логопеда: зеркало, минимум картинок, подручные средства, книга с речевым материалом. Остальное я нахожу вокруг нас. А результат — сами знаете, какой». Я еще долго не могла утолить жажду приобрести что-то новое для своего кабинета. Но ее слова помню до сих пор. И в своем, как говорят, идеальном кабинете, я вижу книги, которые купила много лет назад, просмотрела, но так больше и не открыла ни разу. Нахожу игры, которые успела только разрезать, но ни разу не использовала. Есть иллюстрации, в том числе и для фронтальных занятий, которые ни разу не пригодились.

  • Вывод первый: самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.

Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Меняются вещи вокруг. Картинка, на которой нарисован чайник 70-х гг. XX в., вызывает недоумение у ребенка. В 90-е гг. XX в. на тестовых рисунках с недорисованными предметами из известной методики, которую используют сегодня психологи и нейропсихологи, — носик от заварочного чайника. Многие дети называли его куриным окорочком. Весы для взвешивания продуктов из тех же времен сегодня дети не узнают. И это нормально. Сколько у нас таких картинок, которые сегодня неактуальны. Кто-то не может с ними расстаться, кому-то они достались от старших коллег. А сколько места они занимают…

  • Вывод второй: весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени. Раритетные пособия — для музейной полки, чтобы иногда понастальгировать, рассказывая молодым коллегам о том, как нам было не просто работать.

Сегодня, в какую группу детского сада не зайди, везде можно увидеть игрушки, о которых мы в детстве даже не мечтали, потому что не знали, что такие есть. Хотите в больницу поиграть — пожалуйста, к вашим услугам готовые наборы, где даже кресло-каталка есть да мини-рентгеновский аппарат. В магазин — и прилавки, и товар, и касса, и деньги. В «дочки-матери» — кукольный многоэтажный дом с мебелью, посудой, с членами семьи из трех поколений и даже разного цвета кожи. И так — на все темы. Но вот наблюдение из жизни…

Два года я собирала кукольный дом со всеми атрибутами. Внучке было пять, потом шесть лет. Когда она приезжала в гости, я давала ей поиграть. Но почему-то моего энтузиазма по поводу этого игрушечного чуда девочка не разделяла. Она вытаскивала из дома всю начинку, набивала его игрушечными животными и что-то с ними изображала. Однажды я ей рассказала, как мы в детстве делали кукольные дома: брали большую коробку из-под сапог, вырезали окна, двери, находили красивые цветные бумажки и клеили обои. Из бумаги и маленьких коробочек делали мебель. Из пластилина лепили посуду, продукты и т.д. Глаза у ребенка загорелись: «Бабушка, а давай и мы сделаем такой дом». С тоской посмотрев на красивый трехэтажный кукольный особняк, я взялась за дело. Целую неделю мы искали материал, мастерили разные предметы для нашего дома. А потом она играла с этим самодельным домом с гораздо большим желанием, чем с моим покупным чудом.

  • Вывод третий: одна из предпосылок к формированию письма и чтения у детей — развитие абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Не надо постоянно давать детям игрушки, где нет места фантазии. Время от времени давайте коробку с «разными штучками», из которых он выберет необходимое и для больницы, и для магазина, и для других игр. Такую коробку я держу и в логопедическом кабинете, потому что развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.

За много лет работы у меня ни разу не было случая, чтобы ребенок, благодаря моим манипуляциям с логопедическими зондами, получил какие-либо заболевания, типа стоматита и т.п. Когда-то, в советские времена, нам выписывали медицинский спирт для обработки инструментов. Очень многие, по старой памяти, продолжают обрабатывать инструменты, приобретая дезинфицирующие средства в аптеках. Но это еще не вошло в широкую практику. А напрасно. В продаже появилось много различных наборов логопедических зондов, как для постановки звуков, так и для логопедического массажа. Значит, есть спрос.

Сегодня многие логопеды идут на курсы логопедического массажа. Иногда можно слышать возражения: мол, не имеют права логопеды делать какой-либо массаж. Те, кто окончил «курсы логопедов», или обучался в институте по ускоренной или упрощенной системе, конечно, не имеют. Они себя даже дефектологами не могут назвать. Но те, кто учился по-настоящему, получил высококачественное образование, не только могут, но и обязаны делать логопедический массаж. Дети с дизартрией, которых становится все больше, с ДЦП не могут обойтись без этого вида коррекционного воздействия. И здесь вопрос к высшей школе — к качеству специального образования.

Итак, обработка инструментария…

В интернете много чего написано, но нет единого подхода. СанПин об этом молчит. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится больше. Инструменты для логопеда все более разнообразные. Нет ни правил обработки, ни регламента.

  • Вывод четвертый: необходимо разработать адекватные реальности правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент манипуляций (как часто, как долго), привести перечень сертифицированных приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.

Любой педагог в любое время дня и ночи может прочитать целую лекцию о пользе, необходимости, обязательности развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с задержкой речевого развития — особенно. Но что мы видим в реальности?

В большинстве своем логопедические кабинеты, даже если это отдельная комната, а не стол и шкаф в спальном помещении детского сада или классный угол в школе, очень маленькие. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Где играть? В идеале — только когда сидим перед зеркалом, или когда пишем, рисуем. Остальную деятельность осуществляем или в движении, или переносим в другое место. Но как это сделать, если нет места? И другого кабинета для занятий вам не дадут. У многих и такого нет.

Если я прихожу к логопеду, или как коллега, или в составе комиссии, и вижу маленькое помещение, где невозможно развернуться, задаю вопрос: «А где вы играете в игры из серии “Речь и движение”?» Самый распространенный ответ: «Дети встают за спинкой своего стула и делают упражнения, сопровождаемые речью». Это не двигательные упражнения.

  • Вывод пятый: логопеды не могут перестроить здание, не могут за свой счет расширить помещение, но они должны быть готовы к вопросу: «Где вы играете?». А значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.

Я убеждена, что сегодня ни один логопед в одиночку не справится с теми нарушениями речи, которые демонстрируют дошкольники и школьники. Появилось много технологий и методик в образовательной кинезиологии, психофизиологии, психологии, нейропсихологии. Без помощи медиков мы часто просто бессильны.

У любого логопеда есть два выхода:

— собрать команду; знать, к какому специалисту можно отправить ребенка за помощью, быть уверенным в компетентности этого специалиста, поддерживать с ним связь. Это может происходить по типу мини-консилиумов, по телефону, по скайпу, лично — как угодно;

— продолжить свое образование. Любому специалисту вполне по силам получить второе высшее образование по курсу психологии. Не годичные курсы, а полноценное обучение. Знание возрастных особенностей детей, проблемы детско-родительских отношений помогут правильно выстроить свою работу, как с детьми, так и с родителями. А медиков, в которых можно быть уверенным, надо искать.

  • Вывод шестой: для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии, уметь использовать знания смежных наук. Подписка на профильный журнал обязательна. Повышение квалификации раз в три года не должно быть простой данью инструкциям. Полученные знания необходимо использовать в работе.

На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Есть чему поучиться. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится.

На первом курсе дефектологического факультета МГПУ имени Ленина преподаватели специальной психологии учили нас, что для детей с проблемами развития (ОВЗ, как сегодня принято о них говорить) необходимо создавать специальную обстановку, атмосферу на занятии. Ничего не должно его отвлекать, особенно на первых этапах работы. И только гораздо позже, достигнув определенных результатов, можно начинать использовать прием «зашумливания» во время занятия.

  • Вывод седьмой: в логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Все остальное необходимо убрать. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Я не говорю о том, что кабинет логопеда — пустая убогая комната. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка.

Итак, вот несколько выводов, которые я сделала, исходя из своего опыта. Думаю, что будут еще, а для школьного кабинета — другие. Во всяком случае, об этих сторонах организации логопедической работы я не читала в книгах и учебниках.

Повторим еще раз.

  • Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.
  • Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени и реалиям.
  • Не надо постоянно давать детям игры и игрушки, где нет места для фантазии. Развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.
  • Необходимо разработать адекватные реальные правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент этих манипуляций (как часто, как долго), привести перечень приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.
  • Логопед должен в своих планах предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести логопедическое полноценное занятие с использованием двигательных упражнений.
  • Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, уметь использовать знания смежных наук. Обязательна подписка на периодические издания. Повышение квалификации раз в три года не должно являться простой данью инструкциям. Полученные знания должны выводить работу специалиста на новый этап. И это должно найти свое отражение в работе: планы, печатные работы, презентации, выступления и т.д.
  • В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения.

А теперь о том, каким должен быть логопедический кабинет.

В связи с введением ФГОС, где немало внимания уделено коррекционному образованию, назрела необходимость в пересмотре некоторых позиций по части организации пространства для логопедической работы.

Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации, Программах отмечена актуальность проблемы работы с детьми с ОВЗ, четкости в требованиях нет. Отсутствуют методические рекомендации не только для специалистов, но и для других участников коррекционного процесса: воспитателей, учителей, руководителей образовательных организаци, что создает ложное ощущение у последних необязательности такой штатной единицы, как логопед (психолог).

Исходя из требований ФГОС к общему образованию как дошкольному, так и школьному, попробуем перенести их в коррекционную область.

Разница в оборудовании и оснащении дошкольного и школьного логопедического кабинета состоит только в размерах мебели для детей и возрастной градации дидактических пособий. Поэтому мы будем говорить об усредненном кабинете, делая, по мере надобности, указания на возраст детей.

Одно из основных требований ФГОС для ДОО — создание специальной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОО рассматривается как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности. Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Все эти положения, облеченные в «книжные» формулировки находили свое отражение и в старых редакциях инструкций, справочников и учебников — в части организации коррекционной работы. Но выражались другими словами. Так что принципиально нового в этой части ФГОС для нас, на мой взгляд, почти ничего нет.

Однако взять и просто перенести «старое» на новую почву мы не можем, потому что изменилось время, изменились дети, изменились и их проблемы.

Назначение логопедического кабинета — создание максимально благоприятной обстановки и условий для коррекции речевых проблем дошкольника и проблем с устной и письменной речью школьника.

Исходя из сегодняшней реальности, учитывая не просто рост числа детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и трансформацию нарушений в сторону усложнения дефекта, наличием сопутствующих проблем различной этиологии, функции и спектр услуг логопеда как дефектолога (а логопеды с базовым образованием изначально являются дефектологами) расширяются и усложняются.

Необходимо учитывать, а возможно, и пересмотреть основные требования к оборудованию, содержанию и функционированию логопедического кабинета, как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Посмотрим, что из старого арсенала необходимо сохранить.

В первую очередь — наличие самого кабинета, т.е. помещения для занятий. Это самое «слабое звено» у логопеда. Вариантов решения предоставления места для работы логопеда множество: от уголка в спальной комнате до 2—3 комнат общей площадью 20—40 м2. Последний вариант, кстати, рекомендуется и во многих справочниках. Но до сих пор остается лишь мечтой для многих специалистов.

Решить сегодня проблему предоставления всем логопедам одинаковых помещений не предоставляется возможным. Это из области фантазий. Необходимо только отметить, что минимум — 10 м2, который заложен в СанПин для школ, и просто обозначение необходимости наличия кабинета для логопеда в СанПин для ДОО (без указания метража) явно недостаточны.

Нужно помнить, что логопедическая работа не сводится к «сидению» с ребенком перед зеркалом и постановке звуков, а включает в себя и работу с группами от 3 до 6—8 человек, и проведение фронтальных занятий, и организацию не только подвижных игр, но и динамичных двигательных гимнастик с речевым сопровождением. На сегодняшний день СанПин для ДОО предлагает только один способ расширения пространства, указанный в параграфе 1, пункт 6.14: «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, преду-смотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования».

Этого недостаточно.

Выход один — расширение пространства за счет использования других помещений, применение моментов «прохождения» (когда дети идут на занятие с логопедом, иногда через длинный коридор здания) и т.д. Однако начинающим специалистам и тем, у кого еще мало опыта, нужны не только «советы», но и четкие рекомендации: где, когда и как это можно сделать.

Логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами.

В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.

У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется! А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста. В кабинете должно быть чисто, комфортно, уютно.

Документация:

  • логопедические карты на каждого ребенка (с результатами промежуточной диагностики);
  • годовой план работы;
  • расписание занятий;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарно-тематическое планирование;
  • конспекты фронтальных занятий;
  • планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • тетрадь для индивидуальной работы на каждого ребенка;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • отчет о результатах работы;
  • паспорт логопедического кабинета;
  • портфолио специалиста;
  • нормативно-правовые документы (Закон об образовании РФ, СанПин, подборка приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ и Департамента образования г. Москвы, касающиеся коррекционного образования).

Это основные положения, касающиеся логопедических кабинетов.

Безусловно, каждый специалист, а среди логопедов подавляющее большинство людей творческих, с художественной, дизайнерской «жилкой», найдет свою изюминку, свое то, что сделает его кабинет желанным для детей, родителей, интересным для коллег.