Учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни.
Во введении представлен отечественный и зарубежный опыт реализации программы «Абилитация младенцев».
В первой главе подробно анализируются нормативы психомоторного и речевого развития детей первых трех лет жизни.
Во второй главе описывается авторская методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) и детским церебральным параличом (ДЦП) на первом году жизни. Определяются уровни доречевого развития детей первого года жизни и детей группы риска. Эти данные помогают определить структуру дефекта детей с ПЭП – перинатальной энцефалопатией. Далее обосновывается авторская методика коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни.
В третьей главе описываются приемы обследования детей в возрасте от одного года до трех лет с использованием балльных критериев оценок. Особое внимание уделяется тяжелому контингенту детей с ДЦП – детским церебральным параличом.
В книге представлена схема психолого-логопедического обследования детей с ПЭП и ДЦП в возрасте двух-трех лет, включающая 27 параметров, и описан механизм определения количественной и качественной оценки недоразвития функций. Далее предлагается методика логопедической работы в зависимости от структуры дефекта по этапам. Существенное место в учебном пособии уделяется коррекционно-педагогической работе с детьми с ПЭП и ДЦП. Приводятся образцы конспектов занятий.
В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.
Дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения ПМПК, так как преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сенситивный период в формировании психомоторных функций.
Вместе с тем доказано, что нарушение нейрофизиологических функций искажает, но не останавливает процессы развития. Формирование психики ребенка протекает при этом в аномальных условиях, однако благодаря высокой пластичности детской психики, ее широким компенсаторным возможностям оказывается возможной как успешная коррекция отклонений, так и относительная компенсация даже самых тяжелых поражений нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.
Своевременная диагностика и организация адекватной ранней коррекционной помощи или педагогического сопровождения позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.
Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте.
Учебное пособие адресовано дефектологам, логопедам, психологам, студентам дефектологических факультетов, родителям, имеющим детей с ПЭП, ДЦП или детей группы риска.
Памятка логопеду
Виды дислалии.
Постановка звуков.
Приемы коррекционной работы .
пособие
Архиповой Е.Ф.
Внимание!
1. Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления.
2. При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный).
3. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным ребенку.
4. На протяжении всех занятий необходимо использовать приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.
Последовательность этапов логопедической работы:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Постановка звука.
4. Автоматизация звука.
5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
Последовательность автоматизации поставленного звука:
1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
2. Автоматизация звука в словах (в начале, в середине и в конце слова).
3. Автоматизация звука в предложениях.
4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.
5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.
6. Автоматизация звука в разговорной речи.
Виды сигматизма. Их исправление.
Сигматизм - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.
Парасигматизм - замены свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка.
1 . Межзубный сигматизм - при произнесении свистящих или шипящих звуков (иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.
С - Логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести звук С . Если звук не четкий, логопед зондом или концом шпателя нажимает на кончик языка, опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, изолированно произносится звук С , затем в сочетании с согласными А , О , У , Ы в прямых и обратных словах.
З - Логопед предлагает логопату произнести звук С и при этом подключить голос.
Профили артикуляции |
Профили артикуляции [ З , З ’] |
|
|
Рис. 2 Профиль артикуляции звуков С C ’ в норме |
Рис. 3 Профиль артикуляции звуков З З’ в норме |
Профиль артикуляции [ Ц ] |
Рис. 4 Профиль артикуляции звука Ц в норме Ц= Т + С |
Ц - Медленно произносятся подряд звуки Т - С , затем с ускоренным темпом. Добиваемся слитного перехода от звука Т к звуку С (ТС ). Произнесение обратных слогов АЦ , ОЦ , УЦ поможет логопату понять, что первичен звук Т (взрыв), а затем идет С - Ц является составным звуком.
Дифференцируем простой звук С и составной Ц с помощью многократного сопоставления слогов АЦ - АС .
2. Губно-зубной сигматизм - свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся подобно звукам Ф (С ) и В (З ). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С .
Логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Возможна помощь логопеда - он придерживает нижнюю губу, обнажая резцы.
Затем звук С произносится в сочетании с гласными с помощью логопеда, затем - без.
3. Призубный сигматизм (парасигматизм) – при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затор и мешая проходу воздуха через зубную щель. Поэтому вместо звуков С и З слышатся Т и Д (суп - туп, зима - дима).
|
2 приёма коррекции |
|
Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы. Даём спокойно выйти воздуху через зубную щель. |
Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С . Логопед слегка нажимает шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигая его за нижние резцы. |
После верного изолированного произнесения звука С без помощи логопеда, С включается в слоги, идет дифференциация С ,З и Ц .
4. Шипящий сигматизм - кончик языка оттянут от нижних резов в глубь ротовой полости, спинка языка резко выгнута по направлению к твердому нёбу. Вместо свиста слышится смягченное Ш или Ж (собака - шябака, замок - жямок).
Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .
Отучиваем логопата от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта - задерживаемся на стадии межзубного произношения С в слогах, словах, фразах.
После окончательного закрепления кончика языка в таком положении, переводим его за нижние резцы.
5. Боковой сигматизм (односторонний/двусторонний) - свистящие и шипящие произносятся:
а)кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка («хлюпающий» звук);
б)кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке Л .
Приучаем логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка - первоначальное упражнение.
Дутьё при межзубном положении переднего края языка.
Введение слоговых упражнений, слов, фраз со звуком С . Постепенное переведение языка за нижние резцы (по показу логопеда, с помощью механической помощи). Закрепление верного произношения в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении.
6. Носовой сигматизм - свистящие и/или шипящие произносятся в неверном положении языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос (слышится звук, похожий на X с гнусавым оттенком).
С - Предварительная работа над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (Упр: «задувание свечи, спички», «подуть на бумажку») -проводятся при межгубном, затем при межзубном положении языка.
Достигнув временного шепелявого произношения С , логопату даются упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах.
Переводим кончик языка за нижние резцы.
З - прием осязания вибрации гортани.
Проводить четкую (устную и письменную) дифференциацию звонкого З и глухого С .
7.Свистящий сигматизм – шипящие звуки произносятся как свистящие (шапка=сапка, жук=зук и т.п.). Язык находится в нижнем положении. Для исправления необходимы упражнения, направленные на выработку правильноговерхнего (у альвеол) в форме чашечки положения языка.
Постановка шипящих звуков.
· Логопед предлагает логопату произносить звук С , подводит шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы. С меняется на Ш , З - на Ж .
Профиль артикуляции [ Ш ] |
Профиль артикуляции [ Ж ] |
Рис. 10 Профиль артикуляции звука Ш |
Рис. 11 Профиль артикуляции звука Ж |
· Логопед приучает логопата удерживать язык в таком положении. Обеспечивает необходимое выдвижение губ - нажимает на углы его рта.
· Ш и Ж закрепляется в слогах, словах и фразах, контроль над положением губ и языка в зеркале.
· Выполнение устных и письменных упражнений на дифференциацию Ш и Ж , З и С .
· Постановка Ч - логопат произносить слог АТЬ , логопед подкладывает шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов + нажатие пальцами на уголки рта, выдвижение их вперед. АТЬ - АЧ .
· Закрепление звука в кинестетическом и слуховом представлении, самостоятельное произнесение звуков в обратных и прямых слогах, словах, фразах.
· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звука С , Ц , Ч .
· Постановка Ш - логопат произносит длительно смягченный Ш (ШЫНЬ) или слог АСЬ , логопед поднимает зондом или шпателя кончик языка к верхним альвеолам. ШЫНЬ-Ш .
Профиль артикуляции [ Щ ] |
Профиль артикуляции [ Ч ] |
Рис. 12 Профиль артикуляции звука Щ в норме |
Рис. 13 Профиль артикуляции звука Ч в норме.Ч= Т ’+Ш ’ |
· Закрепление звука в прямых слогах в обратных, словах, фразах.
· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ , С , Ш .
Дифференциация звуков при сигматизме:
1) С-3
2) С-Ц
3) С-З-Ц
4) Ш-Ж
5) С-Ш
6) З-Ж
7) С-Ч
8) Ц-Ч
9) С-Щ
Ротацизм. Его исправление.
Ротацизм - недостатки произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в искажениях этих фонем
Параротацизм - произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в заменах их другими звуками.
Профиль артикуляции [ Р ] |
Профиль артикуляции [ Р ’] |
Рис. 14 Профиль артикуляции звука Р |
Рис. 15 Профиль артикуляции звука Р’ |
1. Велярное Р - корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель; выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба; возникает шум, который примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.
2. Увулярное Р - вибрирует только язычок, при этом слышится отчётливый рокот.
3. Одноударное Р - передний край языка лишь 1 раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Длительный рокочущий звук не удается.
Боковое Р - вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.
4. Щёчное Р - резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.
Параротацизм - замена звука Р звуками:
ü Р *
ü Л
ü Л *
ü Й ( i )
ü Г
ü Д
Параротацизмы |
|||
Рис. 20 . Р=Л |
Рис. 21 . Р= j [ Й ] |
Рис. 2 2 . Р=В |
Рис. 2 3 . Р=Ы |
Причины ротацизма:
1) короткая подъязычная связка
2) узкое и высокое нёбо
3) чрезмерно узкий или массивный, либо недостаточно пластичный язык
Исправление ротацизма.
Подготовительные упражнения |
|
Упражнения, направленные на получение фрикативного Р (артикулируется как нормальный Р, но без вибрации), добившись правильного расположения языка. |
Упражнения, направленные на выработку вибрации языка. |
1. Предлагаем ребенку произнести протяжно фонему Ж (если он правильно произносит верхние Ш и Ж) при несколько открытом рте, без округления губ и переместить передний край языка немного вперед к дёснам верхних резцов. Закрепляем фрикативный Р в слогах, словах и фразах, не ожидаясь усвоения вибрации. Полученный звук должен произноситься с достаточным напором выдыхаемого воздуха (ясно слышен голос и шум воздуха) при минимальной щели между передним краем языка и дёснами.
2. Для выработки вибрации - быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов (или с альвеолами).
Сначала - 2,Зкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд). Затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД). Далее из много кратного повторения звука Д, как равномерного (ддддддддд...), так и с ритмическим выделением: например, каждого 3-его звука серий (ддД ддД ддД ддД...).
Работает только язык при неподвижном положении челюсти. Затем присоединяем к раду звуков Д гласный в конце: ддддА, дддЫ.
3. Для выработки вибрации (приём №2) - во время длительного произнесения фрикативного Р, под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо-влево вызывается механическое колебание языка, попеременно смыкания и размыкания его переднего края с альвеолами, (вместо зонда - палец ребенка).
4. После достижения вибрации, добиваемся автоматизации усвоенной артикуляции и избавляемся от излишне раскатистого произношения Р с помощью упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющимся темпе.
5. После твёрдого Р, добиваемся появления Р*, если сначала появляется Р* - работаем над Р.
Ламбдацизм.
Его исправление.
Ламбдацизм - недостатки произношения звуков Л и Л*.
Ламбдацизм |
|
|
|
Рис. 2 4 . Межзубный |
Рис. 2 5 . Носовой |
Параламбдацизм - разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков Л и Л* какими-либо другими.
Обычно неверно произносится лишь твердый Л.
Параламбдацизмы |
|||
Рис. 2 6 . Л=В |
Рис. 2 7 . Л=У |
Рис. 2 8 . Л= j [Й] |
Рис. 2 9 . Л=Ы |
Разновидности недостатков произношения Л:
1. Удлинение смежных гласных (аампа - лампа, паака - палка, стоо - стол)
2. Произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы (ыампа - лампа, паыка - палка, стоы - стол)
3. Замена Л фонемой Й (йампа - лампа, пайка - палка, стой -стол)
4. Замена Л фонемой Н (нампа, панка, стон)
5. Произнесение Л в виде заднеязычного носового звука НГ (нгампа, нгапа - лапа).
6. Произнесение в качестве Л звука В или краткого У , при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном У.
Основная причина - укороченная подъязычная уздечка.
Исправление ламбдацизма.
1. смотрясь в зеркало, свободно высунуть язык и зажать его между зубами.
2. не меняя положение языка протянуть А или Ы.
3. логопед формулирует инструкцию, показывает - при таком же положении органов должен получиться звук Л.
4. произнесение звука в слогах с гласным А: в закрытом слоге АЛ, между гласными - АЛА, в закрытом слоге- АЛ.
5. вводим слоги с гласными Ы, О, У
6. Л* ставится от Л с помощью слогов с гласными И, Е.
7. сопоставление слогов с Л и Л* (ла - ля, ло - лё)
8. в случае параламбдацизма проводим упражнения на выработку дифференциации нового звука и того, которым о заменялся.
Дефект нёбных звуков (К-К*, Г-Г*, Х-Х*, Й).
Их исправление.
I. Каппацизм - недостатки произношении звуков К и К*.
Профиль артикуляции [ К ] |
|
Рис. 30 Профиль артикуляции звука К в норме |
Виды:
А) вместо К слышится характерный негромкий гортанный щелчок,
Аспирантура: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, специальность логопедия, 1979.
Высшее: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, дефектологический, по специальности «логопедия», присвоена квалификация: учитель – логопед, дошкольных, школьных и медицинских учреждений, звание учителя средней школы, с отличием, 1968.
Тема кандидатской диссертации
«Логопедическая работа в доречевой период с детьми, страдающими церебральным параличом» (1980)
Тема докторской диссертации
«Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями» (2009)
Курсы текущего учебного года
Логопедия с историей логопедии, Нейродиагностика и нейростимуляция сенсомоторного и интеллектуального базиса речи.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста.
Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексными нарушениями развития.
Организация ранней помощи детям с ОВЗ.
Нейропсихологическое обследование лиц с нарушениями коммуникации, Дифференцированный логопедический массаж в системе коррекции у лиц с ОВЗ.
Логопедия с историей логопедии (обзорные лекции).
Публикации
Архипова Е.Ф.Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевой период (учебное пособие) М.:МГЗПИ, 1991. 4п.л
Архипова Е.Ф Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте. -М.,изд-во МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий» 1997.-86
Архипова Е.Ф Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) (монография). М.: Просвещение, 1989. 5 п.л.
Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей (учебное пособие). М.: АСТ-Астрель, 2006. 20п.л.
Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии (учебной пособие) М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008. 15,9 п.л.
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель(серия «Библиотека логопеда») 2008. 7,7 п.л.
Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка (монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ М.: Мозаика-Синтез.2012.- с.156
Архипова Е.Ф. Миофункциональный трейнер «INFANT» в практике логопедической работы (Методическое пособие) монография М.:Валлекс М,2012 г.-88 с.ъ
Архипова Е.Ф Семья ребенка с нарушениями речи// под ред Ткачевой В.В.Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Учебник). М.::«Издательский центр «Академия» 2014.-272с.
Архипова Е.Ф Логопедическая помощь детям раннего возраста Учебное пособие.
(монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ М.: Мозаика-Синтез.2015.- с.247.
Архипова Е.Ф Профилактика нарушений звукопроизношения у детей.Миофункциональный трейнер «INFANT» Методическое пособие М.: В. Секачев 2017.- с.74 Усл. печ. л. 4,75.
Архипова Е.Ф Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения Трейнер «INFANT». Конспекты логопедических занятий. Миофункциональный трейнер «INFANT» Методическое пособие М.: В. Секачев 2017.- с.92 Усл. печ. л. 4,75.
Повышение квалификации
Повышения квалификации с 06.05.2016- по 07.05. 2016 принимала участие в Первой Международной научно-практической конференции «Развитие и коррекция» г.Алматы. Ассоциация логопедов и дефектологов Казахстана. Сертификат о повышении квалификации в объеме 32 часов.
Повышения квалификации с 12.05.2016 по 14.05.2016 принимала участие в Пятой Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Москва МГУ им. М.В.Ломоносова. Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов.
Повышения квалификации с 12.05.2016 по 14.05.2016 принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции:»Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической комиссий в повестке актуальной образовательной политики» 11-12 июля 2016 года. Сертификат участника и докладчика. в объеме 16 часов.
Сроки обучение с 21.11.2016 по 03.12.2016 в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО по дополнительной профессиональной программе «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра». Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов.
М.: АСТ, Астрель, 2007.Во введении представлен отечественный и зарубежный опыт реализа-ции программы «Абилитация младенцев». В первой главе подробно анализируются нормативы психомоторного и речевого развития детей первых трех лет жизни. Во второй главе описывается авторская методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) и детским церебральным параличом (ДЦП) на первом году жизни. Определяются уровни доречевого развития детей первого года жизни и детей группы риска. Эти данные помогают определить структуру дефекта детей с ПЭП - перинатальной энцефалопатией. Далее обосновывается авторская методика коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни. В третьей главе описываются приемы обследования детей в возрасте от одного года до трех лет с использованием балльных критериев оценок. Особое внимание уделяется тяжелому контингенту детей с ДЦП - детским церебральным параличом. Впервые представлена схема психолого-логопедического обследования детей с ПЭП и ДЦП в возрасте двух-трех лет, включающая 27 параметров, и описан механизм определения количественной и качественной оценки недоразвития функций. Далее предлагается методика логопедической работы в зависимости от структуры дефекта по этапам. Существенное место в учебном пособии уделяется коррекционно-педагогической работе с детьми с ПЭП и ДЦП. Приводятся образцы конспектов занятий. Учебное пособие адресовано дефектологам, логопедам, психологам, студентам дефектологических факультетов, родителям, имеющим детей с ПЭП, ДЦП или детей группы риска.Оглавление
Введение. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии
Выводы
Учебные вопросы и задания
Особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе
Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни
Нормативы психомоторного развития детей ивторого и третьего года жизни
Выводы
Учебные вопросы и задания
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы от рождения до одного года
Методы изучения психомоторного развития детей с органическим поражением центральной нервной системы на первом году жизни
Выводы
Учебные вопросы и задания
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы
Выводы
Учебные вопросы и задания
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми на первом году жизни
Выводы
Учебные вопросы и задания
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет
Исследование психомоторного развития детей с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до двух лет
Система психолого-логопедического обследования детей с детским церебральным параличом в возрасте двух-трех лет
Выводы
Учебные вопросы и задания
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет
Коррекционно-логопедическая работа на первом этапе
Коррекционно-логопедическая работа на II этапе
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет
Комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха
Комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине
Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности
Учебные вопросы и задания