Личностный портрет. Как составить психологический портрет: полное руководство

Составление психологического портрета

Психологический портрет – это личность, описанная в психологических понятиях. В практической психологии составление психологического портрета может потребоваться в ряде ситуаций, например:

Хотя психологический портрет описывается психологическими понятиями, делается это обычно в понятных выражениях – так, чтобы потребителю было понятно, чтобы не было двусмысленности в описаниях.

Психологический портрет должен составляться довольно опытным психологом, потому что это требует глубоких знаний, умений анализировать данные (например, результаты психологического тестирования). При возможности надо задействовать все данные, которые только можно получить. Не следует торопиться с выводами. Если надо, то провести дополнительное исследование (повторную психодиагностику).

Сам жанр психологического портрета предполагает почти полную свободу изложения. Тем не менее, не следует злоупотреблять этой свободой. Желательно ограничиваться сухими, но понятными формулировками, излагать материал в системе. Если какие-то данные представляют интерес для заказчика, но их нет, то можно прямо об этом сказать.

Факты, излагаемые в психологического портрете, могут быть разной степени достоверности. Сначала лучше описывать достоверные факты (которые у психолога, по крайней мере, не вызывают сомнения).

Следует различать психологический портрет и психологический профиль. Последнее понятие используется в основном для передачи значимой информации о личности клиента другому специалисту, способному разобраться в формальных данных. Психологический портрет – не формализованная характеристика, его задача показать индивидуальное своеобразие человека. Если у читающего психологический портрет не возникнет такого понимания, если он не сможет опереться на это новое знание для прогноза поведения описываемого человека, такой психологический портрет следует признать негодным.

На какие именно психологические понятия можно опираться при составлении портрета? Все эти понятия (или параметры) можно распределить по четырем категория (хотя это деление достаточно условно):

Человек как индивид – это то, что довольно тесно связано с природными особенностями:

– возраст,

– конституция,

– темперамент,

– болезни и патологии,

– эмоциональная направленность и др.

При этом в своем психологическом портрете мы не только констатируем, скажем, пол или возраст, но и описываем разного рода отклонения, интересные моменты, связанные с полом или возрастом: как человек относится к своей половой роли, его сексуальная активность, умственные возраст и т.д.

Так в общем-то мы поступаем со всеми параметрами: не только констатируем, но и обращаем внимание на характерные отклонения, индивидуальное своеобразие, творчески соединяя это между собой.

Человек как личность – это то, что влияет, что связано с межличностным общением этого человека, его социальной ролью:

– интересы,

– склонности,

– характер (отношение к тем или иным аспектам бытия),

– общительность,

– искренность,

– конфликтность,

– лояльность,

– участие в тех или иных социальных группах,

– предпочитаемые социальные роли,

– лидерские качества и др.

Человек как субъект (деятельности) – это те качества, которые влияют на деятельность (учебную, трудовую, игровую и иную):

– интеллектуальные способности,

– рациональность (разум, разумность),

– творческие способности,

– иные способности,

– волевые особенности,

– привычные способы принятия решения,

– мотивация и самомотивация,

– внимание,

– особенности мышления,

– особенности речи,

– представление и воображение,

– коммуникативная компетенция,

– профессиональный опыт,

– профессиональные планы и перспективы,

– иные общие и профессиональные компетенции и др.

Человек как индивидуальность – все остальные качества, которые не попали в другие категории:

– я-концепция и самооценка,

– уровень самоконтроля,

– индивидуальная биография,

– характерные особенности поведения,

– характерные особенности картины мира,

– предрассудки,

– убеждения и ценности,

– жизненная стратегия и актуальные цели,

– внутриличностные конфликты,

– комплексы (нагромождение идей),

– личные достижения и др.

В современной психологии существует много методик, всех, естественно, не перечислить. Мы будем рассматривать простые, но эффективные методы, позволяющие оперативно составлять психологический портрет человека (при этом сам он об этом не должен догадываться, ибо это методы скрываемой психодиагностики), приближённые к стопроцентному совпадению с человеком. Они испытанные временем, а, главное, практикой, и приносят результат в любых ситуациях, а также в профессиональной сфере: приём на работу, командообразование и т.д.. Все эти техники объединяют в несколько больших групп:

  1. Особенности невербального поведения или язык тела:

Жесты, поза, мимика, контакт глаз — это визуальные знаки, которые производятся рукой, головой, телом, передавая определённую информацию, или же отображают эмоции людей, а также передача информации голосом, тембром и вибрацией. Люди используют более 10000 комбинаций телодвижений и мимических движений мышц лица, по которым можно чуть ли не читать мысли. "Правда, читать мысли" могут только профессионалы, которые посветили много времени для изучения данных аспектов. В нашем случае нужно быстро освоить основы, которые помогут оперативно составить психологический портрет человека.

  1. Особенности вербального общения.

Психологический портрет личности строится таким образом: особенности построения предложения, слова-маркеры, интонация и темп речи, резкое изменение темы разговора, двойное сообщение, конгруэнтность, противоречие и т.д. Например: быстрый темп речи резко понижает уровень уважения со стороны окружающих людей, как бы чётко и красиво данный человек не говорил. Существует ряд пониманий, почему так происходит, но скорее всего это связано с тем, что быстрая речь обычно ассоциируется в психологии с состоянием нервозности и неуверенности. Вообще вербальное поведение, то, как и о чём человек любит разговаривать, многое расскажет про него самого.

  1. Одежда.

Достаточно быстрый и оперативный метод построения психологического портрета, правда, он не даёт стопроцентной гарантии, что информация, которую вы считаете по тому, как человек одет, будет соответствовать реальности. Поэтому его нужно использовать в системе с другими техниками или же наблюдать регулярно, как конкретная особа одевается хотя бы на протяжении месяца. Кстати, эту технику с успехом использует женская половин, автоматически сами того не замечая, часто оценивая человека до мелочей по одежде. Всё приходит с опытом. Если Вы начнёте использовать на практике способы построения психологического портрета личности по одежде, быстро научитесь "видеть" человека в контексте, сразу используйте при этом другие методы.

  1. Оперативный графологический анализ.

Графология — это наука, изучающая почерк. Графологический психоанализ — это чуть ли не самый эффективный метод составления психологического портрета человека, но единственный, который с такой же точностью описывает личность. Эту науку постоянно использовали в органах КГБ, ФБР, АНБ и др., а сейчас всевозможные мировые спецслужбы не представляют свою работу без графологического психоанализа. Специалист-графолог может рассказать по рукописному тексту буквально всё о написавшем его индивиде, а сам индивид никогда не догадается, откуда незнакомые люди знают о нём такие подробности, о которых даже родная мама не догадывается.

  1. Черты лица (физиогномика).

Физиогномика — это наука, которой уже более пяти тысяч лет. С давних времён всевозможные умельцы, научные деятели, мыслители, философы пытались прочитать по лицу характер и судьбу. До сих пор в Индии есть люди, которые, взглянув на человека, расскажут всё о человеке, и не только то, какой он, а ещё и его прошлое, и что его ждёт в будущем. Постепенно выработанные на практике методы объединились в систему и превратились в ряд научных теорий. На основе этого появилась современная наука психо-физиогнономика. Психо-физиогномика — это психодиагностика человека по лицу, строению черепа, лицевым морщинам. Об этом хорошо пишет в своих трудах Э. Кречмер. Лицевые морщины позволяют выявить нажитые особенности психологического портрета личности. А по лицу, строению черепа, челюсти можно легко определить генетические задатки человека, заложенные в нём с рождения. Так, "квадратная" мощная челюсть, как у Арнольда Шварцинегера или Дольфа Лунгрена, говорит про крепкий сильный тип нервной системы её владельца. На основе этого такие люди решительные, неуступчивые, часто используют силу в решении жизненных проблем. С такой физиогномической особенностью ходили большинство "братков" в неспокойные 90-е, когда там, где крутились нормальные денежки, действовал "закон джунглей". Психологи уже более полувека проводят исследования в данной области, постоянно усовершенствуют этот метод психодиагностики, используя современные достижения науки и техники. Так что в правдивости и эффективности методик, основанных на данной теме, можете не сомневаться.

Приведенные ниже советы и описания психотипов помогут разобраться в том, как составить психологический портрет. У всех людей есть способность адаптироваться к определенным жизненным ситуациям, но каждый человек приспосабливается по-своему. Кто-то, ориентирован на конкретные моменты, поэтому, с легкостью приспосабливается к любой обстановке. Кто-то ориентирован на прошлое и может действовать только в жестких рамках – разрешений, запретов, правил и обязанностей. Третьи ориентированы на будущее с нестандартными ситуациями, поэтому они и являются основными генераторами идей.

Познать самого себя, других, определить своей темперамент, направленность личности, характер, важно уметь любому человеку. Требуется это для того, чтобы в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и понимать, как составить психологический портрет человека. Подробности методик составления психологического портрета узнайте .

Психологический портрет личности

Одной из особенностью личности является темперамент. Темперамент - благодаря ему люди так существенно отличаются друг от друга – одни медлительные и спокойные, другие быстрые и подвижные.

Темперамент является основой личности человека, которая основана на строении тела человека, особенностях его нервной системы, обмена веществ в организме. Черты темперамента изменить невозможно, они, как правило, передаются по наследству. Для того, чтобы эффективно составить психологический портрет личности, нужно понимать ее особенности. К каждому типу темперамента существует особенный подход.

  • Сангвиники – требуют постоянного контроля и проверки.
  • Холерики – должны постоянно заниматься каким-то делом, иначе их активность будет в тягость окружающим.
  • Флегматики – не выносят, когда их подгоняют, поскольку они привыкли рассчитывать только на свои силы, и обязательно закончат работу.
  • Меланхолики – не выносят давления, криков, резких указаний, поскольку ранимы и чувствительны. Тест на определение вашего темперамента по современной методике можно пройти .

Еще одна немаловажная особенность личности это характер. Характер – это устойчивые особенности поведения человека. Структура характера делится на 4 группы, выражающих отношение личности к деятельности.

  • К труду.
  • К коллективу.
  • К самому себе.
  • К вещам.

Знание такой структуры также поможет в вопросе, касающегося того, как составить свой психологический портрет. Формирование характера происходит на основе морально-волевых качеств личности. Принято выделять 4 типа характера:

  1. Демонстративный тип – сильно выражает эмоции и переживает их. Это артистичные натуры, играющие своими чувствами на публике. Они хорошо понимают других людей, но все решения принимаются ими импульсивно.
  2. Педантичный тип – антипод демонстративному типу. Они нерешительны и испытывают постоянный страх за свою жизнь. Решения принимают долго.
  3. Застревающий тип. Задерживает свои негативные чувства, но также долго акцентируется и на своих успехах. Обидчивы и злопамятны, никогда не забывают обид.
  4. Возбудительный тип. Нормальное состояние для них – раздражительность и недовольство. Не могут контролировать себя и провоцируют конфликты.

Как особенность можно отдельно выделить способности. Способности личности – это решение определенных задач. Они бывают двух видов: общие – их формирование происходит с развитием интеллекта. В частности это – адаптация, гибкость ума, собранность, внимательность, работоспособность. Специальные способности- то, что развивается для определенного типа деятельности. Но не стоит забывать и о других особенностях личности, которые помогают составлять психологические портреты:

  • Направленность – вектор, куда направляется деятельность человека – на общение, на себя, на задач.
  • Интеллектуальность – основа интеллекта, его ядро.
  • Эмоциональность – подразделяется на эмоции и ум. Ум и воля, то, что подчиняется человеку, а эмоции могут возникать помимо его желаний.
  • Умение общаться – вербальное и невербальное общение.

Теперь Вы знаете, как можно составить психологический портрет любого человека. В дальнейшем, это поможет Вам строить правльно взаимотношения с окружающими Вас людьми.

ТЕМА: Психологический портрет личности

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России – с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Каждый человек обладает определённым типом нервной системы, поведенческими особенностями, характером личности и совокупностью индивидуальных качеств. Зная об этом, можно написать психологический портрет человека или скорректировать отклонения. Он помогает найти отражение внутреннего мира персоны, запечатлевает все чувства и действия этого момента. Каждый человек является индивидуальностью, обладает собственным психическим миром, может самостоятельно регулировать и анализировать своё поведение.

Характеристика человека как личности

Правильно составленный психологический портрет поможет подростку с избранием профессии , работодателю с подбором персонала, следователю - с поимкой преступника, а психологу - с выработкой правильной линии терапии.

Примеры написания психологического портрета личности есть во многих методических пособиях. И подходов к его составлению существует множество. Однако все специалисты в понятие личность, включают темперамент, свойства характера, способности, самооценку, эмоции, мотивации и социальные установки . Все эти особенности говорят об индивидуальности человека, определяют его значимые поступки и условия внутреннего благополучия.

Темперамент и его типы

Образ жизни человека и его поведение в тех или иных обстоятельствах обуславливается особенностями темперамента. Это наиболее значимый фактор из всех, на которых строится психологический портрет.

Современная психология под термином «темперамент» подразумевает особенности нервной системы и психики индивида . В это понятие входит: темп, интенсивность протекания таких процессов и их глубокое содержание. Это своеобразный биологический фундамент личности, характеристики которого передаются по наследству и плохо корректируются.

Сегодня существует четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Но в мире практически не существует людей, имеющих чистый тип темперамента . Обычно в личности они смешаны, но преобладает всегда один:

  1. Сангвиник - человек с крепким характером и закалённой нервной системой. Но это не мешает ему оставаться активным и подвижными. У такой личности возбуждение легко сменяется полным спокойствием. Он быстро приспосабливаться к меняющимся окружающим обстоятельствам.
  2. Холерик - лёгкий на подъем человек, но ему очень сложно довести дело до конца. Это энергичная, эмоциональная персона, которая выставляет свои чувства напоказ как маленький ребёнок.
  3. Флегматик всегда спокоен и немного заторможен. Однако, если ситуация выводит флегматика из себя, то никакая сила уже не остановит этот «ураган».
  4. Меланхолик - особенно чувствительный человек и очень нестабильный эмоционально. Он легко впадает в депрессию, даже по самому незначительному поводу.

Черты характера

Неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности и совокупность индивидуальных особенностей человека называется характером. Он показывает отношение человека к миру и выражается в поведении и поступках. Структура его разделяется на группы черт, выражающихся в отношение личности к себе, трудовой деятельности, обществу и вещам.

Характер находится в тесной взаимосвязи с темпераментом, что обуславливает особенности поведения индивида в различных ситуациях. Однако темперамент является врождённой особенностью, а характер меняется на протяжении всей жизни.

Самохарактеристика является важным моментом описания характера человека. Примером этому служат многочисленные профили в социальных сетях. По автопортрету можно понять отношения человека к большинству сфер жизнедеятельности и окружающим.

Способности

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек может легко получить знания, умения и навыки. В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в уровне её продуктивности: точности, устойчивости и скорости функционирования .

Эти параметры измеряются путём решения задач разной степени сложности, нахождения способов выхода из конфликтных ситуаций, скорости мышления, результативности и т. д. Наиболее удачный вариант применения способностей - это когда есть склонность к определённой сфере деятельности вкупе с интересом к этому занятию.

Способности подразделяются на специальные и общие:

  • Общие выражаются к предопределённости к обширной сфере деятельности. Их формируют интеллектуальные силы и особенности личности.
  • Специальные способности выступают в качестве социально-психологической основы развития тяги к определённой сфере дела. Это может быть наука, музыка, преподавание, техника и многое другое.

Самооценка

Охарактеризовать человека, не зная его самооценки, практически невозможно. Поэтому специалисты уделяют особенное внимание этому параметру индивида. Многие социологические службы делают на этом особенный акцент, когда занимаются написанием психологического портрета личности.

Например: «Василий Петрович Годов обладает высокими способностями в области физики, но имеет заниженную самооценку. По этой причине он не сможет в настоящее время взяться за управление коллективом лаборатории».

При этом описание личностных качеств человека напрямую зависит от обстоятельств и сферы деятельности, которая их запрашивает. Часто психологический портрет носит строго конфиденциальный характер.

Эмоциональность

Психическая жизнь человека базируется на воле, эмоциях и уме. Воля и ум ещё могут подчиняться персоне, а вот эмоции возникают независимо от желания. Они являются отражением личной значимости, оценки ситуации, переживаний, чувств и вдохновения. В этом проявляется субъективность и непроизвольность чувств. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для сохранения здоровья и честолюбия. Под этим понятием подразумевается умение их скрывать, т. е. делать вид, сохранять лицо и особый статус.

Мотивация

Мотивация как процесс формирования мотива и сами мотивы у разных людей имеют ряд стабильных особенностей. У кого-то наблюдаются развёрнутые мотивационные процессы, у некоторых они скрытые или поверхностные. У одних субъектов мотив может быть очень сильным , доходящим до азарта, у других - слабым и неустойчивым.

Известно, что потребности людей выражаются в разной степени и по-разному. Биологические потребности отталкиваются от телосложения, конституции, здоровья и темперамента. Для кого-то достаточно обеспечения удовлетворения физиологических потребностей и безопасности. А для других важнее духовные ценности, высокие социальные нужды, необходимость в самовыражении и реализации творческих способностей.

Социальные установки

Образцом самой очевидной из функций общения является передача информации. Это чаще всего обмен сведениями, содержанием и смыслом. Такую сторону общения называют смысловой или семантической. Передача информации оказывает влияние на поведение человека, его действия, организованность, внутреннее состояние и поступки.

Общение - это очень деликатный и тонкий процесс взаимодействия между людьми. Только посредством общения могут качественно и многогранно раскрыться индивидуальные особенности каждого участника. Эта характеристика крайне важна для такой интерпретации, как составление психологического портрета личности.

Образец написания психопортрета

Готовый психологический портрет личности можно наблюдать на примере учащегося психологического факультета, Института Международных отношений - Сергея Ю., 21 года.

Чтобы описать психопортрет, использовались индивидуальные данные, беседа с друзьями, испытуемым и тестирование 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Сергей Ю. отличается стандартным телосложением, высоким ростом и яркой внешностью. Он любит физические нагрузки, спортивные тренировки и велоспорт. Имеет отличную координацию движений, точность и силу. Занимается в секции стрельбы из лука, много читает и анализирует.

Мимика Сергея живая, эмоциональная и подвижная. Улыбка открытая и доброжелательная. Молодой человек активно жестикулирует в разговоре и быстро переключается с одной темы на другую. При этом голос у него довольно громкий и немного сиплый.

Детство мальчик провёл в окружении пожилых родственников. Так как они с мамой проживали с двумя бабушками и дедушкой. Братьев и сестёр у молодого человека нет. Мама активно занималась воспитанием сына, а дедушка передавал опыт резьбы по дереву. Поэтому Сергей окончил спортивную школу, умеет играть на гитаре и отлично режет по дереву. Однако имеет склонность общаться с людьми и активно им помогает, поэтому выбрал профессию психолога.

Сергей Ю. не любит уединения, он хорошо чувствует себя в больших компаниях и быстро находит контакт с незнакомыми людьми. Друзей у него много, благодаря открытости и внимательности молодого мужчины люди притягиваются к нему.

Данные, полученные в результате тестирования по методике Кеттела, говорят о том, что Сергей Ю. отличается выраженной социальной проницательностью, замечает скрытый смысл житейских ситуаций и внимателен к межличностным отношениям. Он хорошо понимает людей, мотивы их поведения и переживания. В конфликтных ситуациях стремится найти компромиссные решения и решить ситуацию без насилия.

Вместе с тем испытуемый насторожен, внутренне напряжён и временами ощущает тревогу. Он имеет собственную точку зрения и стремится утвердить её среди окружающих. Предпочитает самостоятельно принимать решения.

Сергей легко справляется с отвлечёнными задачами, быстро устанавливает причинно-следственные связи между явлениями. Обладает богатой фантазией и развитым образным мышлением.

Характер Сергея близок к холерику. Он энергичен и эмоционален. Скорее оптимист, так как легко переживает неприятности. Холерики обычно прямолинейны и все говорят в глаза. Умеет хранить тайны и выполнять сложные задачи. Постоянно находится в движении.

Друзья характеризуют Сергея как честного и открытого человека, который всегда придёт на помощь. Он активен и немного авантюрист. Многие девушки испытывают к нему симпатию, но он держит с ними дистанцию.

Самооценка молодого человека адекватная. Знает свои сильные и слабые стороны, а также уверен в себе. Самостоятельная личность, со своим стержнем, взглядами и желаниями. Стремится к новому, активно расширяет кругозор и круг своего общения.