Крымские татары. Крымские татары: история, традиции и обычаи

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка:

«В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».

Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия:

«А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».

Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».


С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры . Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной ». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.

В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.

В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».


Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.

Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».

Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации» , – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233г золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.

Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.

Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.

Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).

Выступая в 1993г в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды» , всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».

Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар - ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар - характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несёт на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли 3 основные этнографические группы.

«Степняки» («ногаи», «ногайцы») - потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVIIв ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.

«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.

«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.

Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».

Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома , удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами , пришедшими от других предков.

Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.

Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных - «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени кочевниками степной полосы Евразии.

При этом выявлено неравномерное распределение основных маркёров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент.

Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Крымские татары - весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они - крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.

Общая характеристика народа

Крым - необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские... В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары - кто они? И как появились в Крыму?

Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.

По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен - тамга.

История крымских татар

Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом. Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие. Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.

Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы - Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.

В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.

Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.

Численность и распространение

Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.

По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора - в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.

Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.

Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.

Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.

Особенности крымско-татарской культуры

Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа - Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.

В основе традиционной музыки народа - давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость - вот основные черты крымско-татарской народной музыки.

Депортация крымских татар

18 мая 1944 года - черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар - операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.

Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.

Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.

Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме "Хайтарма", который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.

Возвращение народа на свою историческую родину

Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.

Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину. На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем. Самые острые среди них - это безработица и отсутствие земли.

В заключение...

Удивительный и интересный народ - крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.


Половцы - прародители нынешних татар - кочевой народ, пришли на Русь от байкальских степей из средней и центральной Азии. Впервые стали появляться у российских границ с 1055 года и вплоть до 1239 года никакой "своей" земли не имели, поскольку жили за счёт грабежей и разбоев, занимаясь скотоводством и конекрадством, как цыгане. И когда скот их сожрал всю траву в степях Румынии, Венгрии и Литвы, перебрались в степи Таврии. Благо травы там были знатные: могли и коня со всадником укрыть, не то что в Литве там или Польше, например. Пришли и, по причине неумения пахать и строить, стали заниматься набегами на караваны торговые, да разорять и грабить курени и хутора крестьянские, заниматься работорговлей: гонять в Персию девиц, красавиц славянских, для пополнения гаремов турецких и иранских шахов. А когда монголы пошли на Русь, присоединились к ним. И вместе с ними с радостью грабили и жгли землю русскую. Пока от запорожских и донских казаков отпор не стали получать.
Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала.
Даже слова Крым в те времена ещё не было. Была Таврия.
Крымом землю эту татары назвали уже в 1239 году, когда пришли с монгольским войском хана Бату и образовали Крымский улус Золотой Орды. И за 200 с лишним лет оккупации земель Таврии монголо-татарами, а затем и турками название это закрепилось и стало употребляемым большинством живущих там захватчиков.
И уже со второй половины XIII в. название Таврия из названия полуострова исчезает окончательно.
А все рассказы крымских татар про "Многовековую историю уже сложившихся национальной экономики, культуры, языка и государственности со стольными "исконно татарскими" городами Солхат и Бахчисарай" ни что иное, как выдуманная ими же самими полнейшая ЧУШЬ!
Потому что «древний» «татарский» город Солхат появился в Крыму в 40-е 80-е годы ХIII века, т.е. в интервале с 1240 по 1280г.г. т. е. с нашествием на Русь "Золотой орды". И построен был он не в голой степи, а на руинах разрушенных монголами и татарами христианского и иудаистского посёлков. Селение, стало административным центром крымского улуса Золотой Орды. Уже затем в Солхате поселилась большая группа малоазийских тюрков, пришедших с Иззаиддином Кейкавусом. Вот тогда-то они, а не татары даже, в том городе первую мечеть-то и построили. В 1443году татары провозгласили Хаджи-Гирея своим крымским ханом, да просчитались, потому что тот, заключив союз с турками в 1454году, подчинил татарское Крымское ханство Османской империи.
Ну, а «древне-татарский» город Бахчисарай и того круче. Основан он был в 1532 году и совсем даже не татарами, а уже в эпоху Османской (турецкой) империи на территории трёх поселений:
1. Древнего небольшого городка Чуфут-Кале - основанного иудеями и аланами (осетинами), который возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Кстати: с крымско-татарского Чуфут-Кале так и переводится: «еврейская крепость».
Был переименован татарами в Кырк-Ер, в переводе: «сорок укреплений»,- во времена всё той же Османской империи.
2. Салачик. Основан был в конце VI века н. э. византийскими христианами, как военное укрепление, на границе её владений и просуществовал почти до конца XIII века. Пока в 1239 г. местный народ- кипчаки и аланы - не были побеждены и изгнаны из города монгольской армией Джучи, сыном Чингиз-хана. В то же время и весь полуостров Таврия перешел под контроль новой администрации. Вместе с многочисленными монголами на полуостров прибыли и массы покоренных монголами тюрок, а так же и близких им по языку и культуре татарами. Как раз в этот период времени и начинается формирование на полуострове нового "коренного" местного крымского тюркоязычного этноса – крымских татар. Салачик был превращён татарами в столицу Крымского улуса "Золотой Орды", вплоть до переноса её в XV веке непосредственно в Бахчисарай.
3. Эски-юрт и тот не был основан татарами, а среднеазиатскими арабами-паломниками, почитающими прах Азиза Малик-Аштера и распространяющими ислам.
И вовсе не в том была беда, что татары с турками тот Крым заселили.А в том, что им было этого мало. Да, и России было бы вовсе не важно, какие там народы осели в Крыму. Если бы.... они там пахали бы себе свой Крым, да сеяли. Так нет. В Крыму-то им как раз и не сиделось. Только за вторую половину XVI века татарами было совершено 48 опустошительных набегов на южные области России, а в первой половине XVII века угнано в рабство на работы более 200 тыс. русских пленников. А покончила с этим татарским бандитизмом Екатерина II в 1771 году, разбив 100-тысячную турецко-татарскую армию.
Кстати, сохранилось её напутствие перед походом в Крым генералу Петру Панину от 2 апреля 1770 года, в котором российская императрица высказывалась относительно судьбы татарских народов: «Совсем нет Нашего намерения иметь сей полуостров и Татарские орды, к оному принадлежащая в Нашем подданстве, а желательно только, чтобы они отторгнулись от подданства Турецкого и остались навсегда в независимости. Препоручается вам, продолжая начатую с Татарами обсылку и негоциацию, склонять их не к Нашему подданству, но только независимости и отложению своему от Турецкой власти, обещая им торжественно наше ручательство, покров и оборону.»
Вот как. Решила отделить татар от турок. То есть, сделать их независимыми!
Хан Селим-Гирей III был русскими разбит и бежал в Стамбул.
А 1 августа 1772 года Екатерина II государственной грамотой признала «Хана Крымского независимым владетелем, а область Татарскую в равном достоинстве с протчими подобными свободными и под собственным правительством состоящими областями». В ноября того же года в Карасубазаре Сахиб Гирей с «уполномоченными от Татарского народа», князь Долгоруков и генерал-поручик Е. Щербинин подписали мирный и союзный трактат, ратифицированный 29 января 1773 года Екатериной II, по которому Крым Объявлялся независимым ханством под покровительством России, к которой переходили морские черноморские порты Керчь, Еникале и Кинбурн.
По Указу Екатерины II от 22 февраля (4 марта) 1784 года татарам были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосновенность религии, муллы и другие представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Крымские татары были даже освобождены от воинской повинности…
Ну, и чем же за эту великую милость крымские татары отплатили России? А вот таким же их "великим" предательством. Удобный случай подвернулся и в 1853 году, когда они по-тихому и без боя сдали Крым и присягнули на верность потомку рода Гиреев Сеит-Ибраим-паши, Вильгельму Токарскому, который присвоив себе Крым объявил, что отныне полуостров стал свободным и независимым, но почему-то уже под покровительством Франции. Но только жившие до этого в Евпатории вместе с татарами мирные христиане свободными так и не стали, потому что были татарами безжалостно умерщвлены самым зверским образом, а храмы их варварски разрушены.
И опять, та же самая империалистическая Россия, "тюрьма народов", как её называли позднее большевики, разбив в очередной раз Османскую империю и выгнав турок из Крыма, с татарами обходится нежно и ласково, - всех, кто был согласен жить по законам России, оставляет в своих домах и на своих землях. Но только на этот раз уже никакой независимости им не обещает. И решает, если татары не могут (или сами не желают)быть независимыми быть, то пусть будут тогда хотя бы не в составе врагов России. И присоединяет Крым. Стало от этого татарам хуже? Судите сами.
И при царях русских и при большевиках татарам всегда жилось не плохо. По крайней мере, не хуже, чем русским. С самого момента образования Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР в 1921 году и до войны с фашистской Германией 1941 года крымских татар в СССР никто не ущемлял ни в каких правах. И даже официальными, и РАВНОЦЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ в Крымской АССР во времена тоталитарного СССР были русский и татарский!
Да и Сталин, совсем не потому что татар не любил, решил их депортировать в 1944 году. А исключительно - после того, как было раскрыто и доказано их очередное предательство России и массовое сотрудничество с фашистами.
Читаем из докладной записки зам. наркома госбезопасности СССР Б.З. Кобулова и зам. наркома внутренних дел СССР И.А.Серова на имя Л.П. Берии, датированной 22 апреля 1944 г. по Крыму: «... Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. человек, в том числе, 20 тыс. крымских татар... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении из Крыма...» Дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным. И это подтверждается данными по отдельным населенным пунктам.
А вот уже факты из справки Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года: «Настроение у татар хорошее. К немецкому начальству относятся с послушанием и гордятся, если им оказывают признание на службе или вне. Самая большая гордость для них - иметь право носить немецкую униформу. Много раз высказывали желание иметь русско-немецкий словарь. Можно заметить, какую они испытывают радость, если оказываются в состоянии ответить немцу по-немецки… Помимо службы в добровольческих отрядах и карательных органах противника, в татарских деревнях, расположенных в горно-лесной части Крыма, были созданы отряды самообороны, в которых состояли татары, жители этих деревень. Они получили оружие и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан».
И, если вдуматься, то не так уж и жестоко Сталин в 1944-м году с крымскими татарами и обошёлся: сослать-то он их сослал, но ведь даже вовсе и не в Гулаг, а всего-то на поселение за Урал, в казахские степи. Туда, откуда, практически их предки на Русь и явились. А ведь мог бы всех и расстрелять по законам военного времени. Тем более, что, в отличии от татар, с русскими, украинцами, белорусами и т.д. он так не миндальничал.
Подумать только: Индейцы в Америке были завоеваны американцами и те их даже загнали, как скот, в резервации, и даже они в войне с фашистами 1941-1945 г.г. целыми стрелковыми батальонами воевали в рядах американской и канадской армий, и никто из них не дезертировал. Майкл Делисл из индейского племени могавков в канадских провинциях Онтарио и Квебек принял участие в высадке американских войск в Нормандии, получил «Бронзовую звезду» от правительства США, в Канаде спустя много лет - орден Почетного легиона. Как писала газета «The Canadian Press», он первым вошел в концентрационный лагерь Дахау. Ну, почему, скажите, даже угнетённые индейцы, в отличие от крымских татар, не стали при этом воевать на стороне фашистов и предавать своей Родины?
Совсем не в пример равным среди равных обиженным на русских и Сталина татарам.
Однако, сегодня Крымским татарам не позавидуешь.
Украина правопреемство от России относительно территории Крыма и проживающих на ней народов не принимала. И именно поэтому на принадлежащем независимой от России и крымских татар Украине Крымском полуострове татарский язык не является вторым государственным. Кроме того, поскольку татар Украина в 1944 году не депортировала, то поэтому и возвращать на земли отцов и дедов депортированных татар обязанной себя не считает.
И вообще: признать кого-то несправедливо пострадавшим и возвращать обратно в Крым на ЗАКОННЫХ основаниях, с выплатой компенсаций и возвращением конфискованных земель и недвижимости может лишь тот, кто их когда-то и депортировал, т. е., правильно - Россия. А это означает только одно, - что прежде всего сами крымские татары должны быть заинтересованными в том, чтобы Крым стал снова Российским. Ведь иначе их беженцами или незаконно репрессированными никто другой признать не сможет, даже если и захочет. Ведь никаких документов, свидетельствующих о том кого именно, и с какого места и куда выселяли у Украины нет.
А что делают татары в Крыму сегодня? Занимаются самозахватами земель, воюют с местными казаками, христианами и врут, что когда-то Сталин и СССР развязали против них настоящий геноцид. Но вот вопрос - за что, и с кем они воюют? За независимость Крыма? От кого? От украинцев? От русских казаков? Греков? Армян? Евреев?....
Нет. Никогда они не понимали, кто им друг, а кто враг, потому что дальше своих шкурных интересов ничего не хотели ни знать, ни видеть.
Поэтому, вместо создания в союзе с русскими Крымской автономии, или чтобы их Россия, как Абхазию и Южную Осетию признала, они с православными русскими там воюют.
И Турция татарам, при всём их желании, не поможет. Никогда Россия Туркам Крыма не уступала, и сейчас не отдаст,- не дождутся. Как впрочем и американцам, если, вдруг те на него позарятся под предлогом, например, помощи обездоленным татарам. Россия - не Ирак и не Ливия... Так что не всё так просто сегодня в жизни у крымских татар. А, впрочем, сами же во всём и виноваты. Да и вообще: за все те войны против России в союзах с половцами, Золотой ордой, потом - Османской империей, и за предательство своей Родины в годы Великой отечественной - их, по исторической справедливости, нужно было бы на все века и вовсе лишить права проживания на крымских землях.
А кого бы следовало вернуть в Крым, так это его по-настоящему коренное население, истреблённое монгольскими, татарскими и турецкими захватчиками, а именно: греков, болгар, осетин и аланов. Да заодно и название историческое полуострову вернуть. И назвать его прежним именем - Таврией.
P.S
Два года назад, когда писалась эта статья, никто не мог себе даже и предположить тех событий, которые сегодня в феврале 2014 года разворачиваются на Украине. Боевики радикальной группировки "Правый сектор" не просто возглавили протестное движение против действующей в стране власти и сил правопорядка "Беркут", но и взялись за оружие. Пролита кровь представителей власти, мирных граждан и боевиков. Далеко не все на Украине поддерживают такой радикализм. Да и в Крыму против действий "Правого сектора" поднялось практически всё многонациональное население полуострова. Депутаты Крымской автономии твёрдо заявили, что в случае насильственного и неконституционного свержения действующей власти, они обратятся к России с просьбой возвращения Крымской автономии в состав России. И в этот переломный для Украины момент, не смотря на то, что Крымский меджлис на днях принял резолюцию - поддержать вооружённую попытку антиконституционного переворота радикалов и заявил, что приложит все усилия, чтобы Крым не стал Российским. Всё равно у крымских татар есть реальный шанс, оставив в прошлом свои старые обиды на русских, объединиться с ними в борьбе за свободный от расизма Крым. Ведь даже во времена тоталитарного СССР русский вместе с татарским были официальными и РАВНОЦЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ в Крымской АССР. Не в пример сегодняшней "демократичной" и "свободной" Украине, в которой, придя незаконно к власти, новая профашистская Верховная рада первым же своим Указом отменила Закон о региональных языках. Только в союзе с русскими крымские татары сегодня смогут противостоять бандеровцам, УПА, "Правому сектору" и пришедшим к власти украинским неофашистам, чтобы иметь возможность отстоять вместе с ними и право жить на земле своих предков, и право говорить в Крыму на своём родном языке.
Как трудно быть современником великих событий. Это удивительно, но Крым снова стал Российским!
Без единого выстрела. Так решил народ полуострова, проведя референдум.
Пусть не обижаются на меня другие нации, если я скажу не без гордости за Россию и Русских, что они этого по праву достойны.
Думаю, что 18 марта 2014 года войдёт в историю и Крыма, и России, как день исправления политической ошибки Н.С. Хрущёва, которую он совершил 19 февраля 1954 года, передав своим личным решением Крымскую область из РСФСР в состав УССР. Просто русские отказались строить в Крыму унитарное националистическое украинское государство и всем полуостровом вместе с живущими там татарами и украинцами вернулись обратно домой в Россию. Историческая справедливость восторжествовала. Теперь в Крыму будет 3 государственных языка: Русский, Крымско-татарский и Украинский. Вот такая, однако, у нас случилась с Крымом история.

Ученые ведут бесконечные споры и дискуссии о происхождении крымских татар. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков, некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур - Кизил-Кобинской - являются тавры, аборигены крымского полуострова.

Об этом идет речь в материале историка, телеведущей ATR Гульнары Абдуллы, опубликованном изданием 15 минут .

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и, бесспорно, оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы, известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз - скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай - колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились неохотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы» или «скифотавры».

Около VIII века до н. э. на крымском полуострове появились маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета − самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты у колонистов и местного крымского населения были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Отличительной особенностью сарматов являлся матриархат - женщины были и в составе конницы, и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжалось на протяжении II–IV веко в. н. э. Вскоре их назвали не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покинули крымские долины Альмы, Булганака, Качи и ушли в горы. Так скифо-сарматам предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащались, вместе с тем сохраняя черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. С уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уже связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена - готы. Они заняли Восточный Крым, расселились главным образом вдоль Южного берега полуострова. В среде крымских готов активно распространялось христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп, почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. началась эпоха Великого переселения народов. Прекратила существование античная цивилизация, Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формировались феодальные отношения, а на полуострове образовывались новые политико-административные центры, смешанные по этническому составу.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки - известные в истории, как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова. Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел», на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени наряду с христианством в Крыму распространилось тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникли булгары - один из тюркских этносов. В Крыму они жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни не вели. Расселились почти на всей территории полуострова. Как и все тюрки, они были общительны и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же, как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары (тюркские племена, в подавляющей массе относившиеся к монголоидам), подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма. Хазары уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства − Хазарского каганата − часть аристократии, исповедовавшая иудаизм, осела в Крыму. Называли себя они «караиты». Собственно, по одной из существующих теорий, именно с X века на полуострове начала формироваться нация, более известная как «караимы».

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма, еще одни тюрки - печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили тюркизацию горцев. Впоследствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как половцы) - одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам, кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность этого народа в том, что не они ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, булгар, алан и других, принимая их культуру. Столицей кыпчаков на полуострове стал город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в Ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордынского темника Ногая. С этого времени полуостров вошел в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая друг к другу. В образовавшейся таким образом пестрой демографической мозаике каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

Но именно с приходом кыпчаках в Крыму начался заключительный многовековой тюркский период. Именно они и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения полуострова.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев, потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами - существовали прародители, из которых сложится новая нация - крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появились переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения, говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением - процесс неизбежный для любых мигрантов. Собственно, контакты с сельджуками, а после - и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращались в силу того, что будущие государства - Крымское ханство и Османская империя - всегда были союзниками.

Говоря об этническом составе Крыма, трудно обойти стороной венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы - Крымского ханства, но в 1475 году они были вынуждены возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

На протяжении веков довольно сложно складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства сюда переселялись целыми родами черкесы, которые к концу XIX века растворилась в крымских татарах.

На сегодня современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима «крымские татары», а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано, к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно, именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство.

На сегодня этногенез крымских татар еще не завершен.