Краткое пособие по русскому языку. Русский язык - Краткий теоретический курс для школьников - Литневская Е.И


Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

МОРФОЛОГИЯ

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение как часть речи

Наречие

Глагол

Деепричастие

Служебные части речи

Предлог

Союз

Частица

Междометие

Части речи в русском языке

Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометныеслова . Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери ), волеизъявления (стоп, баста ) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет ). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные . Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение ), союзы (и, как будто, несмотря на то что ), частицы (именно, только, вовсе не ).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные . Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько ). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи:

Существительное,

Прилагательное,

Числительное,

Местоимение,

Наречие.

2. Служебные части речи:

Предлог,

Частица.

3. Междометие.

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам , в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, - местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто ), прилагательными (этот, какой ), числительными (сколько, несколько ).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно ); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи - категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов , грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет , вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого ) и некоторые другие слова.

Имя существительное

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что? ;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это , которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол ), лицо (мальчик ), животное (корова ), признак (глубина ), отвлеченное понятие (совесть ), действие (пение ), отношение (равенство ). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что? ; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Разряды существительных по значению

В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению - группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.

У существительных выделяют две группы разрядов по значению:

1) собственность / нарицательность;

2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета ).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия »). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва »). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет ).

Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы - вещи (стол ), лица (Марина ), которые можно воспринять зрением и осязанием.

Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость ), признаки (белизна ), действия (рисование ).

Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок ).

Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва ) или лиц (детвора ).

Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом - дома ). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению , а собственно морфологическим признаком.

Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение - выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами - см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться

1) внутрисловно - формообразующими морфемами самого слова (стол - - стол-ы ),

2) внесловно - формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальто -нов-ые пальто ),

Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз - и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол - - нов-ые стол-ы ).

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности : у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ -;

У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество ), формально они не охарактеризованы по одушевленности.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников , но нов-ые столы .

Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам , но красив-ые пальто .

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


колебание по одушевленности

объект не может быть одновременно живым и неживым:

(вижу) микроб-ы / микроб-ов ;


живое, но неодушевленное

1) совокупности живых существ:

(вижу)армии, толпы, народы ;


2) растения, грибы:

(собирать) лисички ;


неживое, но одушевленное

1) игрушки в виде человека:

(вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;


2) фигуры некоторых игр:

(разыграть) королей, ферзей ;


3) умершие:

(вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);


4) вымышленные существа:

(вижу) русалок, леших, домовых.

Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) - ценю гений - (ум).

Род как морфологический признак существительного

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду.

Основное выражение морфологического рода внесловное - окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

твой -невежа пришел -,

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):

нов-ый врач пришел - (мужчина),

нов-ый врач пришл-а (женщина).

Эти слова - «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.

В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе - мужской / средний род, шампунь - мужской / женский род.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов , поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

Таким образом, основное выражение рода - внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных - субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая : в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол - -ночь -.

Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.

Среди одушевленных существительных - названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама - папа, сын - дочь, корова - бык . Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное ), у существительных - названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил ), среди слов - названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известн ая особа скоро должн а вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой ).

Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.

Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.

Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз ), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк ) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство торгпредство ), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.

Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ ) или букв (МГУ ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк ), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС . Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом . У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК ) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе ). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук , не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО - районный отдел народного образования ).

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Предисловие

По русскому языку сегодня в среднем звене (5-9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 - это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5-7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 - учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10-11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или - ?уже - филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников- старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников- старшеклассников и поступающих в вузы».

Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ - будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа - вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

Фонетикой,

Лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

Морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

Морфологией,

Синтаксисом.

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография - на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика - звучащую речь,

морфемика - состав слова,

словообразование - производность слова,

лексикология - словарный состав языка,

морфология - слова как части речи,

синтаксис - словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, - это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, - это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык - это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV - XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка - древнерусского (восточнославянского) языка.

Литературный язык - язык культуры и язык общения культурных людей. Признаками литературного языка является его нормированность (наличие языковой нормы) и кодифицированность.

Литературная норма - совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит для единообразия в употреблении языковых средств (одинаковое и в силу этого понятное всем произношение, написание и словоупотребление), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка для обеспечения преемственности речевой культуры.

Кодификация - фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, городское просторечие.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и

Русский язык - Краткий теоретический курс для школьников - Литневская Е.И. - 2006.

Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Русский язык» с обзором материала, представленного в трех учебных комплексах, а также схемы и образцы разбора всех языковых единиц и комментарии к этим разборам. Задачей пособия является обобщение и систематизация знаний учащихся о языке и речи.
Пособие составлено в соответствии с теоретическими установками, принятыми в довузовской подготовке на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
Для школьников старших классов, абитуриентов и учителей.

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Предисловие
Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
Современный русский литературный язык
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Звук и буква
Фонетическая транскрипция
Образование гласных и согласных звуков
Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные
Безударные гласные
Согласные звуки и согласные буквы
Глухие и звонкие согласные звуки
Позиционное оглушение / озвончение
Отражение глухости/звонкости согласных на письме
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Позиционное смягчение согласных
Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
Функции и правописание Ъ и Ь
Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных
Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке
Слог
Ударение
Орфоэпия
Графика. Орфография
Написание морфем (значимых частей слова)
Слитное, раздельное и дефисное написание
Употребление прописных и строчных букв
Правила переноса
Правила графических сокращений слов
Фонетический разбор

Часть 2. Морфемика и словообразование
Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
Классификация морфем русского языка
Корень
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Окончание
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Основа
Принципы морфемного анализа слова
Алгоритм морфемного членения основы
Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
Нулевой словообразующий суффикс
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Предмет и основные понятия словообразования
Средство и способ словообразования
Способы образования самостоятельных частей речи
Существительное
Прилагательное
Числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
Словообразовательный разбор слова
Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях

Часть 3. Лексикология и лексикография
Лексикология и лексикография
Слово как единица лексики. Значение слова
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Устаревшая лексика
Неологизмы
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
Диалектизмы
Специальная лексика
Жаргонная лексика
Стилистические пласты лексики
Исконно русская лексика
Заимствованная лексика
Старославянизмы
Фразеологизмы
Речь. Текст
Стили речи. Жанры речи
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорный стиль
Типы речи

Часть 4. Морфология
Части речи в русском языке
Имя существительное
Разряды существительных по значению
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Род как морфологический признак существительного
Число как морфологический признак существительного
Падеж как морфологический признак существительных
Склонение существительных
Морфологический разбор существительного
Имя прилагательное
Разряды прилагательных по значению
Склонение прилагательных
Степени сравнения прилагательных
Полнота / краткость прилагательных
Переход прилагательных из разряда в разряд
Морфологический разбор прилагательного
Имя числительное
Разряды числительных по значению
Разряды числительных по структуре
Грамматические признаки количественных числительных
Грамматические признаки порядковых числительных
Морфологический разбор числительного
Местоимение как часть речи
Разряды местоимений по значению
Разряды местоимений по грамматическим признакам
Грамматические признаки местоимений-существительных
Грамматические признаки местоимений-прилагательных
Грамматические признаки местоимений-числительных
Морфологический разбор местоимения
Разбор местоимений-существительных
Разбор местоимений-прилагательных
Разбор местоимений-числительных
Наречие
Классификация наречий по функции
Классификация наречий по значению
Грамматические признаки наречий
Степени сравнения качественных наречий на -о / -е
Сравнительная степень
Категория состояния
Морфологический разбор наречия
Глагол
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Переходность / непереходность глагола
Возвратность / невозвратность
Вид как морфологический признак глагола
Наклонение как морфологический признак глагола
Время как морфологический признак глагола
Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы
Спряжение
Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий
Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива
Причастие
Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола
Действительные причастия
Страдательные причастия
Причастия и отглагольные прилагательные
Морфологический разбор причастия
Разбор причастия как формы глагола:
Разбор причастия как самостоятельной части речи:
Деепричастие
Морфологический разбор деепричастия
Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:
Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:
Разбор деепричастия как формы глагола:
Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:
Служебные части речи
Предлог
Морфологический разбор предлога
Союз
Морфологический разбора союза
Частица
Морфологический разбор частицы
Междометие

Часть 5. Словосочетание
Словосочетание. Связь слов в словосочетании

Часть 6. Предложение
Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
Простое предложение
Главные члены предложения
Подлежащее, способы его выражения
Сказуемое. Типы сказуемого
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
Несогласованное сказуемое
Односоставное предложение, выражение главного члена в нём
Определённо-личные, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения
Безличные предложения
Назывные предложения
Второстепенные члены предложения
Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос
Определение, способы его выражения
Дополнение, способы его выражения
Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств
Классификация простых предложений по распространённости и полноте
Осложнённые предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Обращение
Вводные слова, словосочетания и предложения.
Вставные конструкции
Прямая и косвенная речь
Цитаты
Синтаксический разбор простого предложения
Последовательность операций при разборе
Способы подчёркивания членов предложения
Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения
Описание осложняющих членов предложения
Односоставные предложения
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Классификация типов придаточных предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Придаточные обстоятельственные
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными
Типы придаточных предложений в русском языке
Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточным
Бессоюзное сложное предложение
Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора
Построение схемы предложения

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык - Краткий теоретический курс для школьников - Литневская Е.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Москва: Изд-во МГУ, 2006 - 240 с.

Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Русский язык» с обзором материала, представленного в трех учебных комплексах, а также схемы и образцы разбора всех языковых единиц и комментарии к этим разборам. Задачей пособия является обобщение и систематизация знаний учащихся о языке и речи.

Пособие составлено в соответствии с теоретическими установками, принятыми в довузовской подготовке на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Для школьников старших классов, абитуриентов и учителей.

Формат: doc / zip

Размер: 582 Кб

/ Download файл

Оглавление
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Предисловие
Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
Современный русский литературный язык
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Звук и буква
Фонетическая транскрипция
Образование гласных и согласных звуков
Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные
Безударные гласные
Согласные звуки и согласные буквы
Глухие и звонкие согласные звуки
Позиционное оглушение / озвончение
Отражение глухости/звонкости согласных на письме
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Позиционное смягчение согласных
Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
Функции и правописание Ъ и Ь
Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных
Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке
Слог
Ударение
Орфоэпия
Графика. Орфография
Написание морфем (значимых частей слова)
Слитное, раздельное и дефисное написание
Употребление прописных и строчных букв
Правила переноса
Правила графических сокращений слов
Фонетический разбор
Часть 2. Морфемика и словообразование
Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
Классификация морфем русского языка
Корень
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Окончание
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Основа
Принципы морфемного анализа слова
Алгоритм морфемного членения основы
Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
Нулевой словообразующий суффикс
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Предмет и основные понятия словообразования
Средство и способ словообразования
Способы образования самостоятельных частей речи
Существительное
Прилагательное
Числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
Словообразовательный разбор слова
Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях
Часть 3. Лексикология и лексикография
Лексикология и лексикография
Слово как единица лексики. Значение слова
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Устаревшая лексика
Неологизмы
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
Диалектизмы
Специальная лексика
Жаргонная лексика
Стилистические пласты лексики
Исконно русская лексика
Заимствованная лексика
Старославянизмы
Фразеологизмы
Речь. Текст
Стили речи. Жанры речи
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорный стиль
Типы речи
Часть 4. Морфология
Части речи в русском языке
Имя существительное
Разряды существительных по значению
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Род как морфологический признак существительного
Число как морфологический признак существительного
Падеж как морфологический признак существительных
Склонение существительных
Морфологический разбор существительного
Имя прилагательное
Разряды прилагательных по значению
Склонение прилагательных
Степени сравнения прилагательных
Полнота / краткость прилагательных
Переход прилагательных из разряда в разряд
Морфологический разбор прилагательного
Имя числительное
Разряды числительных по значению
Разряды числительных по структуре
Грамматические признаки количественных числительных
Грамматические признаки порядковых числительных
Морфологический разбор числительного
Местоимение как часть речи
Разряды местоимений по значению
Разряды местоимений по грамматическим признакам
Грамматические признаки местоимений-существительных
Грамматические признаки местоимений-прилагательных
Грамматические признаки местоимений-числительных
Морфологический разбор местоимения
Разбор местоимений-существительных
Разбор местоимений-прилагательных
Разбор местоимений-числительных
Наречие
Классификация наречий по функции
Классификация наречий по значению
Грамматические признаки наречий
Степени сравнения качественных наречий на -о / -е
Сравнительная степень
Категория состояния
Морфологический разбор наречия
Глагол
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Переходность / непереходность глагола
Возвратность / невозвратность
Вид как морфологический признак глагола
Наклонение как морфологический признак глагола
Время как морфологический признак глагола
Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы
Спряжение
Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий
Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива
Причастие
Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола
Действительные причастия
Страдательные причастия
Причастия и отглагольные прилагательные
Морфологический разбор причастия
Разбор причастия как формы глагола:
Разбор причастия как самостоятельной части речи:
Деепричастие
Морфологический разбор деепричастия
Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:
Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:
Разбор деепричастия как формы глагола:
Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:
Служебные части речи
Предлог
Морфологический разбор предлога
Союз
Морфологический разбора союза
Частица
Морфологический разбор частицы
Междометие
Часть 5. Словосочетание
Словосочетание. Связь слов в словосочетании
Часть 6. Предложение
Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
Простое предложение
Главные члены предложения
Подлежащее, способы его выражения
Сказуемое. Типы сказуемого
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
Несогласованное сказуемое
Односоставное предложение, выражение главного члена в нём
Определённо-личные, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения
Безличные предложения
Назывные предложения
Второстепенные члены предложения
Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос
Определение, способы его выражения
Дополнение, способы его выражения
Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств
Классификация простых предложений по распространённости и полноте
Осложнённые предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Обращение
Вводные слова, словосочетания и предложения.
Вставные конструкции
Прямая и косвенная речь
Цитаты
Синтаксический разбор простого предложения
Последовательность операций при разборе
Способы подчёркивания членов предложения
Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения
Описание осложняющих членов предложения
Односоставные предложения
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Классификация типов придаточных предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Придаточные обстоятельственные
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными
Типы придаточных предложений в русском языке
Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточным
Бессоюзное сложное предложение
Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора
Построение схемы предложения

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Предисловие

По русскому языку сегодня в среднем звене (5-9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 - это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5-7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 - учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10-11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или - ?уже - филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».

Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ - будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа - вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

Фонетикой,

Лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

Морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

Морфологией,

Синтаксисом.

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография - на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика - звучащую речь,

морфемика - состав слова,

словообразование - производность слова,

лексикология - словарный состав языка,

морфология - слова как части речи,

синтаксис - словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, - это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, - это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык - это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV - XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка - древнерусского (восточнославянского) языка.