Космические корабли ближайшего будущего. В дальний космос на ионных двигателях

В этой статье будет затронута такая тема, как космические корабли будущего: фото, описание и технические характеристики. Прежде чем перейти непосредственно к теме, предлагаем читателю короткий экскурс в историю, который поможет оценить современное состояние космической отрасли.

Космос в период холодной войны был одной из арен, на которых велось противостояние между США и СССР. Главным стимулом развития космической отрасли в те годы было именно геополитическое противостояние сверхдержав. Огромные ресурсы были брошены на программы освоения космоса. Например, на реализацию проекта под названием "Аполлон", основная цель которого - высадка на поверхность Луны человека, правительство Соединенных Штатов потратило примерно 25 млрд долларов. Эта сумма для 1970-х годов была просто гигантской. Бюджету Советского Союза лунная программа, которой осуществиться так и не было суждено, обошлась в 2,5 млрд рублей. 16 млн рублей стоила разработка космического корабля "Буран". При этом ему было суждено совершить только один космический полет.

Программа "Спейс шаттл"

Его американскому аналогу повезло намного больше. "Спейс шаттл" совершил 135 запусков. Однако "шаттл" этот оказался не вечен. Последний его запуск состоялся 8 июля 2011 года. Американцы за время осуществления программы выпустили 6 "шаттлов". Один из них являлся прототипом, не осуществлявшим никогда космических полетов. 2 других и вовсе потерпели катастрофу.

Программу "Спейс шаттл" с экономической точки зрения вряд ли можно считать успешной. Гораздо более экономичными оказались корабли одноразового использования. К тому же вызвала сомнения безопасность полетов на "шаттлах". В результате двух катастроф, произошедших в период их эксплуатации, жертвами стали 14 астронавтов. Однако причина таких неоднозначных итогов путешествий заключается не в техническом несовершенстве кораблей, а в сложности самой концепции предназначенных для многоразового использования космических аппаратов.

Значение космических аппаратов "Союз" сегодня

В итоге "Союз", космические корабли одноразового использования из России, которые были разработаны еще в 1960-е годы, стали единственными аппаратами, осуществляющими сегодня пилотируемые полеты на МКС. Следует отметить, что это не означает их превосходства над "Спейс шаттлом". Они обладают рядом существенных недостатков. Например, грузоподъемность их ограничена. Также использование такого рода аппаратов приводит к тому, что накапливается орбитальный мусор, который остается после их эксплуатации. Очень скоро космические полеты на "Союзе" станут историей. На сегодняшний день нет реальных альтернатив. Все еще находятся в стадии разработки космические корабли будущего, фото которых представлены в этой статье. Заложенный в концепции многоразового использования кораблей огромный потенциал зачастую даже в наше время остается технически нереализуемым.

Заявление Барака Обамы

Барак Обама в июле 2011 года заявил о том, что главной целью астронавтов из США на ближайшие десятилетия является полет на Марс. Космическая программа "Созвездие" стала одной из программ, которые NASA осуществляет в рамках полета на Марс и освоения Луны. Для этих целей, конечно, нужны новые космические корабли будущего. Как же обстоит дело с их разработкой?

Космический корабль "Орион"

Основные надежды возлагаются на создание "Ориона" - нового космического корабля, а также ракет-носителей "Арес-5" и "Арес-1" и лунного модуля "Альтаир". В 2010 году правительство Соединенных Штатов решило свернуть программу "Созвездие", но, несмотря на это, NASA все-таки получило возможность дальнейшей разработки "Ориона". В ближайшем будущем планируется осуществить первый испытательный беспилотный полет. Предполагается, что аппарат во время этого полета удалится от Земли на 6 тыс. км. Это примерно в 15 раз больше, чем расстояние, на котором находится от нашей планеты МКС. Корабль после тестового полета возьмет курс на Землю. Новый аппарат в атмосферу может входить, развивая скорость 32 тыс. км/ч. "Орион" по данному показателю превосходит на 1,5 тыс. км/ч легендарный "Аполло". На 2021 год намечено осуществление первого пилотируемого запуска.

В роли ракет-носителей этого корабля, согласно планам NASA, будут выступать "Атлас-5" и "Дельта-4". Было решено отказаться от разработки "Ареса". Для освоения дальнего космоса, кроме того, американцы проектируют SLS - новую ракету-носитель.

Концепция "Ориона"

"Орион" является кораблем частично многоразового использования. Он находится концептуально ближе к "Союзу", чем к "Шаттлу". Большинство космических кораблей будущего являются частично многоразовыми. Данная концепция предполагает то, что жидкую капсулу корабля после посадки на Землю можно будет использовать повторно. Это позволит совместить экономичность эксплуатации "Аполло" и "Союза" с функциональной практичностью многоразовых кораблей. Это решение является переходным этапом. По всей видимости, в далекой перспективе станут многоразовыми все космические корабли будущего. Такова тенденция развития космической отрасли. Поэтому можно сказать, что советский "Буран" - прототип космического корабля будущего, как и американский "Спейс шаттл". Они сильно опередили свое время.

CST-100

Слова "предусмотрительность" и "практичность", похоже, характеризуют американцев как нельзя лучше. Правительство этой страны приняло решение не взваливать на плечи "Ориона" все космические амбиции. Сегодня по заказу NASA сразу несколько частных фирм разрабатывают свои космические корабли будущего, которые призваны заменить аппараты, используемые сегодня. Компания Boeing, например, разрабатывает CST-100 - частично многоразовый и пилотируемый корабль. Он предназначен для коротких путешествий на орбиту Земли. Основной задачей его будет доставка грузов и экипажа на МКС.

Планируемые запуски CST-100

До семи человек может составлять экипаж корабля. Во время разработки CST-100 было уделено особое внимание комфорту астронавтов. Было существенно увеличено жилое пространство его по сравнению с кораблями прошлого поколения. Вероятно, запуск CST-100 будет производиться с использованием ракет-носителей "Фалькон", "Дельта" или "Атлас". "Атлас-5" при этом является самым подходящим вариантом. С помощью воздушных подушек и парашюта будет осуществляться посадка корабля. Согласно планам фирмы Boeing, CST-100 в 2015 году ждет целая серия испытательных запусков. Беспилотными будут первые 2 полета. Основная задача их - вывести на орбиту аппарат и протестировать системы безопасности. Пилотируемая стыковка с МКС планируется во время третьего полета. CST-100 в случае успешных испытаний очень скоро придет на замену "Прогрессу" и "Союзу" - российским кораблям, монопольно осуществляющим сегодня пилотируемые полеты на МКС.

Разработка "Дракона"

Другим частным кораблем, призванным выполнять доставку экипажа и грузов на МКС, будет разработанный фирмой SpaceX аппарат. Это "Дракон" - моноблочный корабль, частично многоразовый. Планируется построить 3 модификации данного аппарата: автономную, грузовую и пилотируемую. Как и у CST-100, экипаж может составлять до семи человек. Корабль в грузовой модификации может брать на борт 4 человека и 2,5 тонны груза.

"Дракон" хотят в будущем использовать также для полета на Марс. Для этого создается специальная версия этого корабля под названием "Рэд драгон". Беспилотный полет этого аппарата на Красную планету состоится, согласно планам космического руководства США, в 2018 году.

Конструктивная особенность "Дракона" и первые полеты

Многоразовость является одной из особенностей "Дракона". Топливные баки и часть энергетических систем после полета будет спускаться вместе с жилой капсулой на Землю. Затем их можно использовать вновь для космических полетов. Данная конструктивная особенность выгодно отличает "Дракон" от большинства других перспективных разработок. "Дракон" и CST-100 в ближайшем будущем будут дополнять друг друга и служить в качестве "подстраховки". Если один из этих типов корабля не сможет по какой-то причине выполнить задачи, поставленные перед ним, то часть его работы возьмет на себя другой.

Впервые "Дракон" был выведен на орбиту в 2010 году. Успешно завершился испытательный беспилотный полет. А в 2012 году, 25 мая, этот аппарат пристыковался к МКС. К тому моменту на корабле системы автоматической стыковки не было предусмотрено, и пришлось для ее осуществления воспользоваться манипулятором космической станции.

"Дрим Чейзер"

"Дрим Чейзер" - еще одно название космических кораблей будущего. Нельзя не упомянуть этот проект компании SpaceDev. Также в его разработке приняли участие 12 партнеров компании, 3 университета США и 7 центров NASA. Данный корабль существенно отличается от других космических разработок. Он напоминает внешне "Спейс шаттл" в миниатюре и может осуществлять посадку так же, как и обычный самолет. Основные его задачи схожи с задачами, стоящими перед CST-100 и "Драконом". Аппарат предназначен для доставки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а выводиться туда он будет с помощью "Атласа-5".

А что у нас?

А чем же может ответить Россия? Каковы российские космические корабли будущего? РКК "Энергия" в 2000 году начала проектирование космического комплекса "Клипер", являющегося многоцелевым. Этот космический аппарат многоразовый, напоминающий чем-то внешне "шаттл", уменьшенный в размерах. Он предназначен для решения различных задач, таких как доставка груза, космический туризм, эвакуация экипажа станции, полеты на другие планеты. Определенные надежды возлагались на этот проект.

Предполагалось, что космические корабли будущего России будут вскоре сконструированы. Однако из-за отсутствия финансирования пришлось с этими надеждами распрощаться. Проект закрыли в 2006 году. Технологии, которые были разработаны за эти годы, планируется использовать для проектирования ППТС, известной также как проект "Русь".

Особенности ППТС

Лучшие космические корабли будущего, как полагают специалисты из России, - это ППТС. Именно этой космической системе суждено будет стать новым поколением космических аппаратов. Она будет способна заменить "Прогрессы" и "Союзы", стремительно устаревающие. Разработкой этого корабля, как в прошлом "Клипера", занимается сегодня РКК "Энергия". ПТК НК станет базовой модификацией этого комплекса. Основная задача его, опять же, будет заключаться в доставке экипажа и грузов на МКС. Однако в отдаленной перспективе находится разработка модификаций, которые будут способны летать на Луну, а также выполнять различные исследовательские миссии, продолжительные по времени.

Сам корабль должен стать частично многоразовым. Будет повторно использована жидкая капсула после совершения посадки, а вот двигательно-агрегатный отсек - не будет. Любопытной особенностью данного корабля является возможность его посадки без парашюта. Реактивная система будет применяться для торможения и приземления на земную поверхность.

Новый космодром

В отличие от "Союзов", которые взлетают с расположенного в Казахстане космодрома "Байконур", новые корабли планируется запускать со строящегося в Амурской области космодрома "Восточный". 6 человек составит экипаж. Аппарат может также брать груз весом до 500 кг. Корабль в беспилотной версии может доставлять грузы до 2-х тонн весом.

Проблемы, стоящие перед разработчиками ППТС

Одной из основных проблем, стоящих перед проектом ППТС, является отсутствие ракет-носителей с необходимыми характеристиками. Основные технические моменты космического аппарата сегодня проработаны, однако в весьма затруднительное положение ставит его разработчиков отсутствие ракеты-носителя. Предполагается, что она будет близка по характеристикам к "Ангаре", которая была разработана еще в 90-е годы.

Другой серьезной проблемой, как ни странно, является цель проектирования ППТС. Едва ли Россия сегодня может позволить себе осуществление амбициозных программ по освоению Марса и Луны, аналогичных тем, которые претворяют в жизнь Соединенные Штаты. Даже если космический комплекс будет успешно разработан, скорее всего, единственной его задачей останется доставка экипажа и грузов на МКС. До 2018 года отложено начало испытаний ППТС. Перспективные аппараты из США к этому времени, скорее всего, уже возьмут на себя функции, выполняемые сегодня российскими кораблями "Прогресс" и "Союз".

Туманные перспективы космических полетов

Фактом является то, что мир сегодня остается лишенным романтики космических полетов. Речь, конечно, идет не о космическом туризме и запуске спутников. Можно не беспокоиться за эти сферы космонавтики. Полеты на МКС очень важны для космической отрасли, однако срок пребывания на орбите самой МКС ограничен. В 2020 году планируется ликвидировать эту станцию. А пилотируемые космические корабли будущего являются составной частью конкретной программы. Нельзя разрабатывать новый аппарат в случае отсутствия представлений о стоящих перед ним задачах. Не только для доставки экипажей и грузов МКС проектируются новые космические корабли будущего в США, но также для полетов на Луну и Марс. Однако данные задачи от повседневных земных забот настолько далеки, что нам вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы значительных прорывов в сфере космонавтики. Космические угрозы остаются фантастикой, поэтому нет смысла конструировать боевые космические корабли будущего. И, конечно, у держав Земли множество других забот, кроме борьбы друг с другом за место на орбите и других планетах. Строительство таких аппаратов, как военные космические корабли будущего, поэтому также нецелесообразно.

Работы над эскизным проектом космического корабля будущего идут уже больше года. Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия", выигравшая тендер, получила на первый этап разработки 800 миллионов рублей и в июне должна представить проект. Космическая корпорация предоставила эксклюзивные видеоматериалы, иллюстрирующие то, каким быть кораблю следующего поколения.

Работы над проектом нового корабля ведутся в строгой секретности, его эскизы - полная тайна РКК "Энергия". В распоряжении телеканала "Россия 24" оказались только предварительные наброски. Изначально предполагалось, что космический аппарат получит короткое наименование "Русь". Теперь стало известно, что это одно из рабочих названий ракеты-носителя грузоподъёмностью 20 тонн. Президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота рассказал: "Наименование "Русь" присвоено одному из проектов ракеты-носителя, а по кораблю мы с такой инициативой не выходили, потому что сейчас идёт эскизный проект и поиск облика. Вернее, облик нового корабля уже понятен и сформирован. Мы надеемся, к 2015 году начнём лётные испытания".

Ранее руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов заявил: "Срок очень ограниченный по нынешним временам - в 2015 году первый полёт должен быть осуществлён в грузовом варианте, а в 2018 году - с экипажем".

Пока что название корабля - "Перспективная пилотируемая транспортная система", сокращённо ППТС. Некоторые ещё называют его "Клипером" по аналогии с . Роскосмос посчитал проект не отвечающим требованиям. Например, крылья для космического корабля не обязательны и даже могут создать проблему при возвращении на землю. Виталий Лопота рассказал о технических деталях новой разработки: "Мы вынуждены искать формы, и мы их нашли. Эти формы чем-то напоминают юлу, наполовину отсечённую - конусная форма. Этот корабль будет более технологичным в изготовлении, будет использовать принципиально новые материалы, он будет достаточно лёгким".

По данным предварительных разработок, корабль будет иметь форму конуса. Ведь конус - оптимальная форма для прохождения плотных слоёв атмосферы. Спускаемый аппарат врезается в них на первой космической скорости - более семи километров в секунду. "Космический аппарат, который с первой космической скоростью влетает в нашу атмосферу, нагревается до 2-2,5 тысячи градусов. Никакие материалы, никакие стали, металлы подобное выдержать не могут. Поэтому мы вынуждены отказаться от развитой поверхности. Это будет комбинация различных систем приземления - то есть, парашютная, реактивная", - пояснил Виталий Лопота.

Примерно по такому же принципу пошло американское НАСА, создавая свой будущий корабль "Орион". Его первый полёт запланирован на 2014 год. Российский космический аппарат следующего поколения рассчитан на 15 лет эксплуатации и, как минимум, 10 полётов, но не все его части будут многоразовыми. "Лишним при входе в атмосферу и в этой критической ситуации будет приборно-агрегатный отсек - он будет отстрелен, и для следующего использования надо будет устанавливать новый. Отстрелен будет тепловой щит, который возьмёт на себя максимум энергии при входе в атмосферу. А самое дорогостоящее - это возвращаемый аппарат, это люди, это система жизнеобеспечения, система управления, система движения", - уточнил президент РКК "Энергия".

Про корабли новой системы известно, что они будут весом от 18 до 20 тонн в зависимости от назначения. Новые корабли смогут выводить на околоземную орбиту до шести членов экипажа и перевозить не менее 500 килограммов груза. На окололунную орбиту они будут способны доставить четырех космонавтов и 100 килограммов груза. Предполагается, что беспилотный вариант ППТС сможет вывести на околоземную орбиту не менее двух тонн груза и около полутоны вернуть на Землю.

Виталий Лопота рассказал и о других особенностях создаваемой системы: "Реально корабль должен обеспечивать взлёт и быструю стыковку с экспедиционным комплексом для стыковки со станцией, либо для полёта к другим планетам, либо для выполнения задач на орбите. Если будут нужны длительные полёты, мы способны пристыковать бытовой отсек".

Как ранее заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, экипаж корабля будет не менее четырех-шести человек. "Корабль должен летать успешно как на околоземную орбиту, то есть к , к другим станциям такого же типа, к будущему сборочному комплексу на околоземной орбите, так и иметь возможность полёта на орбиту вокруг Луны, находиться не менее 30 суток в автономном полёте", - уточнил он.

Будущий сборочно-экспериментальный комплекс на околоземной орбите - это продолжение пилотируемой программы на следующие два, а то и три десятилетия. Возможно, даже тогда, когда Международная космическая станция уже отслужит свой срок. В Роскосмосе на эту программу - большие надежды. Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов рассказал о предполагаемых задачах: "Возможность сборки на базе МКС небольшого космического аппарата, который улетел бы с космической орбиты за пределы околоземного пространства. Пока цель не определена, это предстоит ещё сделать, но это может быть лунная орбита, это может быть астероид. Улетел и вернулся обратно".

Вероятно, новый аппарат станет частью марсианской программы. Будущий межпланетный комплекс соберут на так называемой низкой орбите Земли. Его вес может быть до 500 тонн. В собранном виде, конструкцию постепенно поднимут на высоту 200 тысяч километров, и на это понадобится несколько месяцев. Экипаж марсианской экспедиции доставят в последний момент перед стартом, чтобы космонавты не получили дополнительную дозу солнечной радиации, и уже с высокой орбиты комплекс стартует в сторону Красной планеты.


Вступительная заставка сериала «Пространство»: схематичное изображение распространения человечества по Солнечной системе

Я подготовил для журнала «Популярная механика» небольшую статью - прогноз развития космонавтики. В материал «5 сценариев будущего» (№ 4, 2016) вошла лишь малая часть статьи - всего один абзац:) Публикую полную версию!

Часть первая: ближайшее будущее — 2020-2030

В начале нового десятилетия человек вернется в окололунное пространство, в ходе осуществления программы NASA «Гибкий путь» (Flexible Path). Новая американская сверхтяжелая ракета Space Launch System (SLS), первый пуск которой запланирован на 2018 год, в этом поможет. Полезная нагрузка — 70 т на первом этапе, до 130 т на последующих. Напомню, у российского «Протона» полезная нагрузка лишь 22 т, у новой «Ангары-А5» — около 24 т. В США также строится государственный космический корабль Orion.

SLS
Источник: NASA

Американские частники обеспечат доставку астронавтов и грузов на МКС. Вначале два корабля — Dragon V2 и CST-100, затем подтянутся и другие (возможно, крылатые — например, Dream Chaser не только в грузовом, но и в пассажирском варианте).

МКС будут эксплуатировать как минимум до 2024 года (возможно и дольше, особенно российский сегмент).

Затем NASA объявит конкурс на новую околоземную базу, в котором победит, вероятно, Bigelow Aerospace с проектом станции с надувными модулями.

Можно прогнозировать к концу 2020-х годов наличие на орбите нескольких частных пилотируемых орбитальных станций различного назначения (от туризма до орбитальной сборки спутников).

С использованием тяжелой ракеты (с грузоподъемностью немного больше 50 т, иногда ее классифицирует как сверхтяжелую) Falcon Heavy и Dragon V2, сделанных в фирме Илона Маска, вполне вероятны туристические полеты на орбиту вокруг Луны — не просто облет, а именно работа на окололунной орбите — ближе к середине 2020-х.

Также ближе к середине-концу 2020-х вероятен конкурс от NASA на создание лунной транспортной инфраструктуры (частные экспедиции и частная лунная база). По недавно опубликованным оценкам частникам потребуется около $10 млрд государственного финансирования, чтобы вернуться на Луну в обозримое (меньше 10 лет) время.

Макет лунной базы частной компании Bigelow Aerospace
Источник: Bigelow Aerospace

Таким образом, «Гибкий путь» ведет NASA на Марс (экспедиция к Фобосу — в начале 30-х, на поверхность Марса — только в 40-х, если не будет мощного ускоряющего импульса от общества), а низкую околоземную орбиту и даже Луну отдадут частному бизнесу.

Кроме того, будут введены в строй новые телескопы, которые позволят найти не только десятки тысяч экзопланет, но и измерить прямым наблюдениям спектры атмосфер ближайших из них. Рискну предположить, что до 30-го года будут получены доказательства существования внеземной жизни (кислородная атмосфера, ИК-сигнатуры растительности и т.д.), и вновь возникнет вопрос о Великом фильтре и парадоксе Ферми.

Состоятся новые полеты зондов к астероидам, газовым гигантам (к спутнику Юпитера Европе, к спутникам Сатурна Титану и Энцеладу, а также к Урану или Нептуну), появятся первые частные межпланетные зонды (Луна, Венера, возможно, и Марс с астероидами).

Разговоры о добычи ресурсов на астроидах до 30-го года так и останутся разговорами. Разве что частники проведут совместно с государственными агентствами небольшие технологические эксперименты.

Начнут массово летать туристические суборбитальные системы — сотни людей побывают на границе космоса.

Китай в начале 20-х построит свою многомодульную орбитальную станцию, а к середине — концу десятилетия осуществит пилотируемый облет Луны. Также запустит множество межпланетных зондов (например, китайский марсоход), но на первое место в космонавтике не выйдет. Хотя и будет находиться на третьем-четвертом — сразу за США и крупными частниками.

Россия в лучшем случае сохранит «прагматичный космос» — связь, навигацию, дистанционное зондирование Земли, а также советское наследие по пилотируемой космонавтике. К российскому сегменту МКС будут летать космонавты на «Союзах», и после выхода США из проекта, вероятно, российский сегмент образует отдельную станцию — намного меньше советского «Мира» и даже меньше китайской станции. Но этого хватит, чтобы сохранить отрасль. Даже по средствам выведения Россия откатится на 3-4 место. Но этого будет хватать, чтобы выполнять задачи народно-хозяйственного значения. В плохом варианте после завершения эксплуатации МКС пилотируемое направление в космонавтике в России будет полностью закрыто, а в наиболее оптимистичном варианте — будет объявлена лунная программа с реальными (а не в середине 2030-х) сроками и четким контролем, что позволит уже в середине 2020-х провести высадки на Луну. Но такой сценарий, увы, маловероятен.

К клубу космических держав присоединятся новые страны, в том числе несколько стран с пилотируемыми программами — Индия, Иран, даже Северная Корея. И это не говоря о частных фирмах: пилотируемых орбитальных частных аппаратов к концу десятилетия будет много — но вряд ли больше десятка.

Множество небольших фирм создаст свои сверхлегкие и легкие ракеты. Причем некоторые из них постепенно будут наращивать полезную нагрузку — и выходить в средние и даже тяжелые классы.

Принципиально новых средств выведения не появится, люди будут летать на ракетах, однако многоразовость первых ступеней или спасение двигателей станут нормой. Вероятно, будут проводиться эксперименты с аэрокосмическими многоразовыми системами, новыми топливами, конструкциями. Возможно, к концу 20-х будет построен и начнет летать одноступенчатый многоразовый носитель.

Часть вторая: превращение человечества в космическую цивилизацию — от 2030 до конца XXI века

На Луне множество баз — как государственных, так и частных. Естественный спутник Земли используется как ресурсная база (энергия, лед, различные составляющие реголита), опытный и научный полигон, где проверяются космические технологии для дальних полетов, в затененных кратерах размещены инфракрасные телескопы, а на обратной стороне — радиотелескопы.

Луна включена в земную экономику — энергия лунных электростанций (поля солнечных батарей и солнечных концентраторов построенных из местных ресурсов) передается как на космические буксиры в околоземном пространстве, так и на Землю. Решена задача доставки вещества с поверхности Луны на низкую околоземную орбиту (торможение в атмосфере и захват). Лунный водород и кислород используется в окололунных и околоземных заправочных станциях. Конечно, все это только первые эксперименты, но уже на них частные фирмы делают состояния. Гелий-3 пока добывается только в небольших количествах для экспериментов связанных с термоядерными ракетными двигателями.

На Марсе — научная станция-колония. Совместный проект «частников» (в основном — Илона Маска) и государств (в основном — США). Люди имеют возможность вернуться на Землю, однако многие улетают в новый мир навсегда. Первые эксперименты по возможному терраформированию планеты. На Фобосе — перевалочная база для тяжелых межпланетных кораблей.

Марсианская база
Источник: Bryan Versteeg

По всей Солнечной системе множество зондов, цель которых — подготовка к освоению, поиск ресурсов. Полеты скоростных аппаратов с ядерными энергодвигательными установками в пояс Койпера к недавно обнаруженному газовому гиганту — девятой планете. Роверы на Меркурии, аэростатные, плавающие, летающие зонды на Венере, изучение спутников планет-гигантов (например, подводные лодки в морях Титана).

Распределенные сети космических телескопов позволяют фиксировать экзопланеты прямым наблюдением и даже составить карты (очень низкого разрешения) планет у ближайших звезд. В фокус гравитационной линзы Солнца отправлены большие автоматические обсерватории.

Развернуты и работают одноступенчатые многоразовые средства выведения, на Луне активно используются не ракетные способы доставки грузов — механические и электромагнитные катапульты.

Летает множество туристических космических станций. Есть несколько станций — научных институтов с искусственной гравитацией (станция-тор).

Тяжелые пилотируемые межпланетные корабли не только достигли Марса и обеспечили развертывание на Красной планете базы-колонии, но и активно исследуют пояс астероидов. Множество экспедиций отправлено к околоземным астероидам, осуществлена экспедиция на орбиту Венеры. Началась подготовка к развертыванию исследовательских баз у планет-гигантов — Юпитера и Сатурна. Возможно, планеты-гиганты станут целью первого испытательного полета межпланетного корабля с термоядерным двигателем с магнитным удержанием плазмы.

Запуск метеозонда на Титане

К освоению космоса в очередной раз человечество подтолкнул Голливуд: после показа фильма «Марсианин», наверно, каждый второй садовод захотел вырастить свою собственную картошку на поверхности Красной планеты. А после «Интерстеллара» многие школьники и студенты люди загорелись желанием заниматься освоением бескрайнего космоса во благо человечества. Что же, подобные мечты всё ближе к реальности!

Освоение космоса начинается с Марса

Можно бесконечно критиковать правительства стран за то, что мы до сих пор не занимались в полной мере освоением космоса, и не переселились на Марс, ведь если бы не было войн и разделяющих народы и ученых противостояний, человечество ушло бы далеко вперед, но это спорное суждение.

Исследование космического пространства началось и развивалось благодаря соперничеству между СССР и США на протяжении многих лет. Сейчас же, когда «холодная война» ушла в прошлое, необходимость таких проектов, как, скажем, переселение на Марс, ставится под сомнение. В поиске финансирования своих проектов, ученые должны пройти через бюрократический ад, провести массу исследований и расчетов, а главное, представить спонсору (будь то государство, корпорация или частное лицо) коммерческие или оборонные перспективы своего проекта.

Освоение космоса - забота содружества стран

Тем не менее, освоение космоса не стоит на месте, а наоборот привлекает новых участников в свои бескрайние просторы возможностей и открытий. Помимо ветеранов данной области, таких как СССР, США, Китай и Европейский Союз, на сегодняшний день запуски проводит Индия, Япония, Испания и знаменитая частная компания Илона Маска – SpaceX.

Основные этапы будущих космических проектов по освоению космоса

Роскосмос ищет жизнь на Марсе

Поговорим о планах наиболее крупных участников, первым из которых станет Роскосмос. Объектом неугасающего интереса исследователей является Красная планета. Несмотря на неудачу при посадке спускаемого аппарата Скиапарелли (Schiaparelli ) 19 октября 2016 года, проект ЭкзоМарс продолжает функционировать. Его основной задачей остается поиск жизни на Марсе. Вторую фазу программы планируются осуществить в 2020. В ходе шестимесячного путешествия марсохода, оснащенного уникальной бурильной установкой, планируется взять пробы породы на глубине до 2 метров.

Европа проводит освоение космоса совместно с Россией

Программа ЭкзоМарс, как и оснащение марсохода, является интернациональной. Как отметил Рене Пишель, глава представительства Европейского космического агентства в России, совместная работа является необходимым условием успешных миссий. До 2020 года на орбиту Земли планируется доставить космическую обсерваторию «Спектр-РГ», состоящую из 2 телескопов российского и немецкого производства.

Роскосмос, заказав соответствующие исследования, вновь возродил идею высадки человека на Луну к 2030 году, однако, как отметил представитель компании Игорь Буренков, при сохранении столь низкого финансирования данный проект осуществлен не будет. Всего на 2017 год планируется запуск более 12 ракет-носителей.

Второй крупный участник совместного освоения космоса – NASA. Естественно, Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства не могло остаться в стороне от изучения Красной планеты. Так же, как и Роскосмос, NASA в 2020 году планирует запустить свой марсоход. Нужно сразу отметить, что преимущество его программ заключается в конкурсном отборе приборов для проведения миссий, а конкуренция, как нам известно из курса экономики, способствует поднятию качества.

Свой телескоп, под названием TESS, NASA планирует запустить уже в этом, 2017 году. Его основной задачей станет обнаружение ранее не известных экзопланет. Особое место в планах Управления занимает исследование Европы – спутника Юпитера. На этом объекте, покрытом льдом, ученые планируют обнаружить признаки жизни.

В будущем к планетам полетят гибкие роботы

Сложность представляет разработка специального аппарата, способного к глубокому и долгому погружению в неблагоприятную среду. На данный момент в перспективных планах на будущее есть проект разработки особого гибкого робота, напоминающего по форме угря, который будет получать энергию для своей работы от магнитных полей. План использования робота по назначению пока не был разработан, ведь ему еще нужно доказать свою пригодность на Земле.

Long March 2F rocket (Chang Zheng 2F) с пилотируемого космического корабля Shenzhou-8 на стартовой площадке космодрома Цзюцюань. Center.DLR / wikimedia.org (CC BY 3.0 DE)

Китай - затаившийся космический дракон

Китай не намерен останавливаться на столь значительных успехах в экономике, теперь его цель – космос. Космическая программа Китая, стартовавшая еще в 1956 году, не может похвастаться значительными успехами, но амбиции, определенно, имеются. С 2011 года планомерно ведется осуществление программы вывода на орбиту первой китайской многомодульной космической станции «Тяньгун-3».

На данный момент запущены базовый модуль «Тяньгун-1» и космическая лаборатория «Тяньгун-2», основная задача которых – проведение тестов и подготовка вывода модулей «Тяньгун-3». Сможет ли китайский космический проект сравниться со станцией «Мир» и «МКС» (на которой Китай, кстати, не представлен из-за противодействия США) можно будет узнать в 2022 году.

Япония добудет в космосе солнечную энергию

Япония, несмотря на провал миссии по очистке орбиты Земли от космического мусора в декабре 2016 года и падение самой маленькой ракеты-носителя в январе 2017, планирует осуществление одной из самых масштабных и значительных программ – создание к 2030 орбитального спутника. Он благодаря фотоэлементам, преобразующим фотоны в электроэнергию, будет способен собирать и пересылать солнечную энергию на Землю.

По представлениям футуристов, он должен обладать большим количеством солнечных панелей. Естественно, что при сохранении значительного количества орбитального мусора, осуществление этого проекта будет сталкиваться с рядом проблем, связанных с прочностью и долговечностью конструкции.

Корабли Маска всегда возвращаются

Новым, но уже заявившим о себе, участником освоения космоса является SpaceX под руководством миллиардера Илона Маска. Первые три запуска ракеты «Falcon-1» могли поставить точку в истории компании, однако уже в 2015 году она получила контракт на поставку необходимых запасов для МКС, для чего разработала космический корабль Dragon, способный возвращаться на Землю.

Плавающий космодром

SpaceX также успешно реализовала проект посадки первой ступени ракеты-носителя на плавающую платформу. Это должно снизить затраты на космические запуски. Так же компания активно развивает космический туризм, деньги от которого идут на дальнейшие разработки. Особый интерес представляет разработка межпланетной транспортной системы, которая позволит в будущем транспортировать людей и грузы на Марс.

От раздувания космических амбиций к совместной работе для всех

На данный момент не существует амбициозных программ по созданию «Звезды смерти» или «терраформированию» (формирование пригодных для жизни людей условий) поверхности ближайших планет, однако освоение космоса движется в своём собственном темпе. Нельзя не радоваться факту включения в процесс частных компаний, способных разогнать кровь по жилам старой космической гвардии, и развитию экскурсионных частных полетов, которые могут открыть дорогу дополнительным финансовым потокам в сферу исследований бескрайнего «черного моря».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Российская орбитальная станция, которая придет на смену МКС, будет вечной, сообщается в годовом отчете . рассказывает о действующей сейчас крупнейшей околоземной лаборатории, перспективах российской станции и космических планах других стран, прежде всего США и Китая.

Эксплуатировать МКС планируется как минимум до 2024 года. После этого работа лаборатории будет завершена или продлена еще на четыре года. Партнеры по МКС, прежде всего США, Россия, и Япония, пока еще не приняли решение. Между тем будущее МКС напрямую связано с развитием новых космических технологий.

Крайний срок

После отделения российского сегмента от МКС российская орбитальная лаборатория будет состоять из трех модулей: многоцелевого лабораторного с улучшенными эксплуатационными характеристиками «Наука», узлового «Причал» и научно-энергетического. Позднее национальную станцию планируется дооснастить еще тремя модулями - трансформируемым, шлюзовым и энергетическим.

Главная цель лаборатории - стать платформой для отработки технологий освоения дальнего космоса. Как сообщается в годовом отчете РКК, предполагается «непрерывное функционирование станции за счет замены выработавших ресурс модулей». Хотя первые три модуля должны быть частью МКС, до сих пор ни один из них к станции не запущен. Причины все те же. Рассмотрим, например, ситуацию с модулем «Наука».

С ним согласился вице-премьер . «Вопрос будущего пилотируемых программ надо обсуждать, а не плыть по течению, отвечая лишь за процесс, но не за результат. Ко мнению этого эксперта стоит прислушаться, а не привычно отмахиваться. Ждем от "Роскосмоса" объективного анализа ситуации и конкретных предложений. Иначе отстанем не только от США, но и от других космических держав. Останется лишь ностальгия по былым временам», -