Конспект урока случаи вычитания 12. I

Беседа на тему «холокост»

Слайд №1 – мемориал в Берлине

Дети, сегодня я хотел бы предложить вам серьезный разговор на очень важную тему: холокост. Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, могли бы просто посмотреть какой-нибудь фильм, однако я глубоко убежден, что если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить.

Связь с днем победы: не было бы победы, холокост бы не закончился.

Кто знает, что означает слово холокост?

«Холокост» – греческое слово, оно имеет следующие значения: «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

Когда люди произносят слово «холокост», они имеют в виду политику нацистской Германии и ее союзников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933 - 1945 гг. Синоним слова холокост – «Шоа» – в переводе с иврита означает бедствие, катастрофа.

Что такое геноцид?

Геноцид – действия, по полному или частичному уничтожению, какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

На этой фотографии вы видите Берлинский мемориал жертвам холокоста, построенный несколько лет назад. В непосредственной близости от Потсдамской площади и Бранденбургских ворот застыло море из 2700 черно-зеленых бетонных стел. В центре они достигают четырехметровой высоты.

Слайд № 2. Фотографии жертв, цифры

В ходе холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Также подвергались уничтожению нетрудоспособные и душевнобольные. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное.

Неточность цифр объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.

Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер.

Слайд № 3. Фотографии Гитлера

В юности он несколько раз сталкивался с евреями, от общения с которыми у него остались негативные воспоминания. Затем он пришел к убеждению, что «тлетворное влияние еврейства можно открыть в любой сфере культурной и художественной жизни». В книге Майн кампф (как переводится?) , написанной в 20-е годы, он изложил свои взгляды на этот вопрос. Распространение этой книги запрещено на территории Российской Федерации.

Слайд №4. Планы нацистской Германии

В ней он доказывает необходимость для немецкого народа завоевании жизненного пространства на Востоке. Какие страны находятся на восток от Германии?

Он доказывает превосходство немецкой нации над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относятся, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам». Он формулирует две основные угрозы для немцев: коммунизм и иудаизм. Что такое коммунизм? А иудаизм? « Постепенно я начал их ненавидеть» – говорит Гитлер о евреях.

*(Для старших классов: Кстати о цыганах. Они как никто другой стоят близко по своему происхождению к так называемой «арийской», «чистой» расе людей, к которой относили себя немцы. Идеологи нацизма нашли выход. Как вы думаете, какой? Цыгане смешались с низшими расами, именно поэтому они теперь живут таборами и занимаются неизвестно чем. Именно поэтому они тоже неполноценны и не достойны занимать место на Земле).*

Это психическое расстройство и неприязнь могло остаться проблемой одного человека – Адольфа Гитлера. Однако вышло так, что он возглавил Национал-социалистическую рабочую партию Германии и в 1933 году пришел к власти.

Слайд № 5. История Геноцида

Преследование евреев началось сразу после прихода к власти Нацистов, но не сразу они пришли к мысли тотального уничтожения.

1. В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: Немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.

Многие евреи пожелали уехать из Германии, но почти все страны закрыли перед ними свои двери. Собственного государства у них не было. Все же с 1933 по 1939 году из Германии бежало 330 тысяч человек.

У немцев были разные планы по решению, так называемого, «еврейского вопроса»: выселение их на территорию СССР, на остров Мадагаскар (юг Африки), изоляция на территории Польши. Эти планы не были реализованы.

2. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальная. За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью, был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. Поводом к погрому послужило убийство евреем советника немецкого посольства в Париже. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

3. В годы первой мировой войны немцы захватили регионы компактного проживания еврейского населения: Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.

Что такое гетто?

Это районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.

Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.

Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Кто знает, сколько человеку нужно калорий в день? Около 3500 калорий. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» - естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Схема была такая, немецкие войска захватывают населенный пункт, выясняют, кто из проживающих в нем – еврей или коммунист, после чего выводят их на место казни. Как немцы определяли, кто еврей, а кто нет? Одних – по внешнему виду, других закладывали соседи.

Многих физически крепких мужчин из гетто отправляли в трудовые немецкие лагеря, остальных – в лагеря смерти.

4. Тут мы переходим к последнему, самому жестокому периоду преследования так называемых неполноценных рас. В германии это называлось «окончательным решение еврейского вопроса»

Слайд № 6. Лагеря смерти

Немцы начали создавать концентрационные лагеря. Первые лагеря были созданы с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей и идеологий. Умерщвление в лагерях смерти было поставлено на конвейер, при строительстве оговаривалась их «пропускная способность».

Самые большие: Освенцим, Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, Майдá нек.

От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления. Многие евреи из Западной и Центральной Европы прибывали в лагерь на обычных пассажирских поездах (по купленным ими билетам), рассчитывая, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи.

Типичная последовательность действий, производимых в Освенциме и Майданеке над лицами еврейской и цыганской национальностей сразу после прибытия (в пути, кстати, люди умирали в вагонах от жажды и удушья). При выходе из вагонов, без особых церемоний, производился сортировка прибывших. Одних немедленно отправляли для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь это женщины, дети, старики и нетрудоспособные. С них снимали одежду, отрезали волосы, осматривали на предмет спрятанных ценностей. После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные газы от двигателя тяжёлого танка (другим способом было выкачивание воздуха из камер). Смерть наступала от удушья в течение получаса.

В живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Генрих Гиммлер говорил в одной из своих речей: «Большинство из вас знает, что такое 100 трупов, лежащих рядом, или 500, или 1000 лежащих трупов. Выдержать такое до конца и притом, за исключением отдельных случаев проявления человеческой слабости, остаться порядочными людьми – вот что закаляло нас». Здесь все перевернуто с ног на голову. Добро называется злом, зло – добром.

Слайд №7.

Забор по которому пущен электрический ток.

Крематорий (современная фотография)

Сохранившиеся печи низкопропускного крематория

*(По желанию: отрывок из источника:

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания; всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки… Ценные вещи и деньги сдают в окошко с надписью: „Драгоценности“. Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля …Потом начинается марш… Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки украинцев с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: „Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции“. Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству… У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам.

Большинство знает хорошо, какая судьба им уготована. Ужасная, все проникающая вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам-и уже видят неотвратимое... Эсэсовцы нагайками подгоняют толпу.

Многие молятся… Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

Наполнить до отказа! – командует начальник. Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми и зимой… Но дизель не действует. Проходит 50 минут… 70 минут… А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Спустя 32 минуты все мертвы… С другой стороны еврейские рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы-им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи-они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки»).*

Слайд №8. Медицинские эксперименты

Эксперименты на людях проводились во многих больших концлагерях. Экспериментирующие врачи набирались из частей СС, вермахта, научных институтов и университетов Германии. Контролировал проведение опытов и их результаты непосредственно один из главарей фашистской Германии Генрих Гиммлер.

Основные исследования в концлагерях касались искусственного заражения различными инфекциями и попыток их последующего лечения. Влияние на организм различных лучей (например рентгеновских). Состояние организма при недостатке кислорода, переохлаждении и т.д. Таким бесчеловечным образом немецкие врачи создавали вакцины от опасных вирусов. Выжившие в результате этих опытов уничтожались как «отработанный материал». Часто немецкие «врачи» делали свои опыты без наркоза, не обращая внимания на крики и боль человека.

Слайд №9. Анна Франк

Мы все о цифрах, фактах, территориях. Необходимо сказать и о конкретных людях, потому что за цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя, долгая и не очень, жизнь, мысли, чувства, желания.

До нас дошел дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, она долгое время пряталась со своей семьей в одном из домов Амстердама. Вход в убежище (одна из комнат дома) был замаскирован под шкаф с документами. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити. Уже в конце войны на семью поступил донос, их отправили в лагерь смерти где Анна Франк умерла от голода.

Для старших классов. Слайд № 10. Отрицание холокоста.

1. Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И. Бауэр)

2. Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ. (Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста»)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Донецкая Народная Республика Управление Образования Администрация Города Донецка Донецкая Общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 53 Министерства Образования и Науки Донецкой Народной Республики Holocaust Донецк 2016 Сокол Мария Калуга Ярослав

2 слайд

Описание слайда:

Встань скорее дитя, не лежи на дороге, Пусть и в солнечный, тёплый, наверное, день. Поднимись, отойди и присядь на пороге, Проходящим до смерти осталась ступень. Кто ты мальчик? Еврей, белорус, украинец? Гетто тело любого в себя заберёт. Там, на небе, тебе приготовлен гостинец, Не спеши, голос тихий тебя позовёт. Что ты видел в мгновенья последние жизни – Скатерть белую, сладкий ватрушечный рай? Память требует, требует помнить о тризне Всех детей, уведённых в смердящий сарай.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Холокост-(от англ. Holocaust «всесожжение») – это преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

6 слайд

Описание слайда:

Жертвы Холокоста Шоа – катастрофа еврейского народа Шоа (ивр. - бедствие, катастрофа) - термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные погибли около 3 миллионов советских военнопленных.

7 слайд

Описание слайда:

30 января 1933 года Гитлер стал рейхканцлером. 15 июня 1938 года около полутора тысяч евреев были впервые заключены в концентрационные лагеря. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт - 728 поляков. На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие. Концентрационных лагерей было около 14 тысяч. Ужесточение мер, направленных против евреев, становилось менее актуальным в периоды внутренней борьбы в нацистской партии и проведения Олимпийских игр в Берлине. Тем стремительнее развивались события после этого.. Пик преследований пришелся на произошедший в конце того же года общегерманский погром, известный как Хрустальная ночь, присоединение Австрии и раздел Чехословакии.

8 слайд

Описание слайда:

Второй этап холокоста - сентябрь 1939−го - июнь 1941 года. Он начинается с раздела Польши, создания на ее территории гетто и концлагерей и запрета эмиграции. Именно тогда на одежде евреев появились отличительные знаки. Не случайно в июле 1940 года МИД Германии отверг план переселения 4 млн евреев Европы на Мадагаскар - приближалось «окончательное решение еврейского вопроса». Менее чем за два года немцы захватили Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Францию, Югославию и Грецию. Усилились преследования евреев в Словакии, Венгрии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Северной Африке и Италии. Такие номера были у каждого заключенного концлагерей

9 слайд

Описание слайда:

Временные рамки третьего этапа - июнь 1941−го - осень 1943 года. Подготовка войны с СССР потребовала разработки плана массового уничтожения «нежелательных элементов». Евреи подлежали уничтожению в первую очередь, как «носители большевизма». Ответственность за выполнение планов была возложена на рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, действовавшего через РСХА, во главе которого стоял Р. Гейдрих, а после его убийства в 1942 году - Э. Кальтенбруннер. Планирование было сосредоточено в гестапо - IV управлении РСХА, где был создан отдел по еврейским делам (IV B4) во главе с А. Эйхманом.

10 слайд

Описание слайда:

Четвертый и последний этап холокоста пришелся на период, когда поражение Германии стало неизбежным, - зима 1943−го - май 1945 года. В 1943 году, пытаясь маневрировать, Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. Позднее он предложил освободить часть из них в обмен на политические уступки, включая возможность переговоров о сепаратном мире с Западом, или за выкуп. Продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев ликвидировать последние гетто и лагеря и начать скрывать следы совершенных ими преступлений.

11 слайд

Описание слайда:

В официальных документах власти Германии и руководство национал-социалистической партии, на публике называвшие вещи своими именами, соблюдали принятые в дипломатической практике правила иносказания и эвфемизмов. Протокол Ванзейской конференции 1942 года не содержит терминов «изгнание», «истребление», «принудительный труд», «смерть от истощения». Расправа над евреями обозначена в нем и в основанных на нем решениях, приказах и указаниях словами «переселение», «эвакуация на Восток», «окончательное решение еврейского вопроса», «использование на работах», «естественный отсев». Это очень пригодилось нацистам впоследствии - на процессах военных преступников.

12 слайд

Описание слайда:

Холокост в СССР Около трех миллионов – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР.

13 слайд

Описание слайда:

Нюрнбергские процессы После войны лица, ответственные за преступления, совершенные во время Холокоста, предстали перед судом. Местом для проведения процессов был выбран немецкий город Нюрнберг. Слушания по делу двадцати двух главных нацистских преступников вели судьи Союзников – Великобритании, Франции, СССР и США. Двенадцать подсудимых были приговорены к смерти.

14 слайд

Описание слайда:

К началу войны число узников концлагерей составило 25 тыс. человек, к марту 1942 года оно выросло до 100 тыс., а в 1944 году, когда в Австрии были созданы лагеря для венгерских евреев, достигло миллиона. Число охранников составляло 45 тыс. человек, в том числе 35 тыс. эсэсовцев из частей «Мертвая голова». Остальной контингент составляли служащие вспомогательных частей - украинцы, литовцы и др. Лагеря были крупным хозяйственным механизмом - прибыль от труда узников, исчислявшаяся сотнями миллионов рейхсмарок, была одним из главных источников дохода СС. Заключенные концлагерей формировали 40% рабочей силы концернов «И. Г. Фарбениндустри», «Крупп», «Тиссен», «Флик» и «Сименс». Содержание узника стоило 70 пфеннигов в день, прибыль составляла шесть марок. За девять месяцев, которые узник в среднем выживал в концлагерях (не считая лагерей смерти), он приносил СС 1631 рейхсмарку. И это без учета доходов от промышленного использования трупов и стоимости имущества, конфискованного до заключения!

15 слайд

Описание слайда:

Одним из самых эффективных инструментов холокоста были эйнзацгруппы, которые осуществляли массовые убийства евреев, цыган, военнопленных и мирных жителей. Первые из этих спецподразделений были созданы накануне аншлюса Австрии. Перед вторжением в Польшу было сформировано шесть эйнзацгрупп. Перед нападением на СССР - четыре. Эйнзацгруппа «А» насчитывала около 1 тыс. солдат и офицеров СС под командованием штандартенфюрера СС доктора Ф. В. Штолекера. Эйнзацгруппа «B» - 655 человек под командованием бригадефюрера СС и генерала полиции А. Неве. Эйнзацгруппа «С» - 600 эсэсовцев под командованием штандартенфюрера Э. О. Раша. Эйнзацгруппа «D» - 600 человек под командованием штандартенфюрера СС профессора О. Олендорфа.

16 слайд

Описание слайда:

К весне 1943 года на территории СССР эйнзацгруппами при активном содействии местных полицейских формирований были уничтожены 1 млн 250 тыс. евреев, сотни тысяч поляков, цыган и представителей других национальностей. Когда в 1943 году нацистские власти начали осуществлять программу по сокрытию следов их преступлений, для этого пришлось выделить особую зондеркоманду 1005, которая организовывала сожжение трупов в местах массовых казней. Согласно данным переписи населения, 16 июля 1933 года на территории Германии проживало 503,9 тыс. евреев. К середине 1943 года Германия была объявлена «очищенной от евреев», «юденрайн», хотя на 1 сентября 1944 года в стране жили 14,574 тыс. евреев, не заключенных в лагеря. Число евреев, убитых в Германии и погибших там вследствие гонений, оценивается в 160–180 тысяч.

17 слайд

Описание слайда:

К 13 марта 1938 года, когда Германия осуществила аншлюс, аннексировав Австрию, еврейское население этой страны составляло 181,778 тыс. человек (по Нюрнбергским законам - около 220 тыс.). Число австрийских евреев, погибших во время катастрофы, оценивается в 70 тысяч. Жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число фигурировало в слушаниях на Нюрнбергском процессе. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв.

18 слайд

Описание слайда:

В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер - немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашов, устроив их работать на свою фабрику. Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных - Аристидес Соуса Мендес (Aristides Sousa Mendes, Португалия), Тиунэ Сугихара (Япония) и Пауль Грунингер (Paul Gruninger, Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Китайский генеральный консул в Вене Хэ Фэншань выдал евреям тысячи виз в Сингапур и другие страны. Сотрудник иранского посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз. По состоянию на 1 января 2010 года по данным института Яд ва-Шем установлено 23 226 спасителей, которым присвоено почетное звание «Праведник мира».

19 слайд

Описание слайда:

Холокост в нашем крае (Донецкая область) «…в конце февраля 1942 г. из Берлина в «СД» приехал представитель гестапо Гальдерберг…было решено создать в определенном месте еврейскую общину «гетто», куда должно быть переселено все еврейское население, в том числе дети и старики. Местом гетто был избран Белый Карьер…» - из протокола допроса А.А. Эйхмана от 28 апреля 1946г.

20 слайд

Описание слайда:

Памятник расположен в Ленинском районе Донецка, в районе, который раньше назывался Белый Карьер. На территории Белого Карьера в годы Великой Отечественной войны существовало еврейское гетто, в нём содержалось 3 тысячи еврейских семей, все они были убиты фашистами. Инициатива по созданию памятника исходила от общества «Украина-Израиль». Авторы памятника - скульптор Юрий Иванович Балдин и архитектор - Павел Исаакович Вигдергауз. «Здесь, в Белом Карьере, во время немецко-фашистской оккупации находилось еврейское гетто. Отсюда начинался последний скорбный путь в стволы шахты 4-4-бис тысяч евреев - стариков и детей, мужчин и женщин. Вечная память безвинно погибшим от рук нацистов» К памятнику ведут ступени на которых сделаны отпечатки разных ног: обутых и босых. Средства на сооружения памятника собирались за счёт пожертвований.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; закрепления умений решать простые и составные задачи изученных видов; развития навыков счёта. Планируемые результаты (предметные): знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; уметь решать составные задачи. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: уметь работать в паре, в группе; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач. Личностные: проявляют дисциплинированность на уроке, действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.Данный файл содержит описание урока математики в 1 классе по теме: "СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ: 12 –"

1 класс Математика Случаи вычитания 12-.docx

Картинками

Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Т е м а: СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ: 12 – Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; закрепления умений решать простые и составные задачи изученных видов; развития навыков счёта. Планируемые результаты (предметные): знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; уметь решать составные задачи. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: уметь работать в паре, в группе; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач. Личностные: проявляют дисциплинированность на уроке, действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы. С ц е н а р и й у р о к а I. Каллиграфическая минутка. 2 10 2 10 2 10 2 10 12 12 12 12 12 12 12 12 II. Устный счёт. – Какой пример лишний? 9 + 5 7 + 8 8 + 6 4 + 10 7 + 7

Конспект урока математики, проведённого в 1 классе. УМК «Школа России».
Тема урока: «Вычитание из числа 12».
Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; закреплять умение обучающихся решать составные задачи изученных видов; развивать навыки счёта.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1.Запишите только ответы.
8+7 7+9 9+8
9+6 6+7 8+6
7+4 8+8 5+7
2. Запишите число, которое на 2 меньше, чем число 9, 10, 12, 2.
– Запишите число, которое на 3 больше, чем число 6, 9, 10, 0.
3. Продолжите ряд чисел.
11677651143000853440114300015, 12, 9,
4. У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти?
III. Совершенствование вычислительных навыков.
Примеры.
12-2-3= 13-3-5=
15-5-4= 16-6-2=
9+2-6=
11-3+7=
Уравнение.
(7+4-5+3)+а=16+4-2
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Устно (с объяснением) выполняется задание, записанное учителем на доске:
– Дополните выражения:
7 – это 2 и … (5)
6 – это 2 и … (4)
8 – это 2 и … (6)
9 – это 2 и … (7)
После этого целесообразно повторить состав числа 12:
12
3
4
5
6
2. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток.
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть выражение 12 – 4.
Обучающиеся объясняют, как по-разному можно найти значение данного выражения:

Вычитание из числа 12.
12-3=12-2-1=9
29146550800045339050800
2 1
12-5=12-2-3=7
453390698503390906985
2 3
45339016700502914651670050012-6=12-2-4=6
2 4
453390161925002914651619250012-9=12-2-7=3
2 7
12-7=12-2-5=5
45339076200291465762000
2 5
3. Составление и запись таблицы вычитания из числа 12.
В тетрадях обучающиеся записывают т а б л и ц у:
12 – 3 = 9 12 – 4 = 8 12 – 5 = 7 12 – 6 = 6
12 – 9 = 3 12 – 8 = 4 12 – 7 = 5

V. Работа над задачами.
Задача №1.
Петя нарисовал в альбоме 7 больших кружков, а маленьких – на 2 кружка меньше. После того, как мальчик раскрасил несколько кружков, ему осталось раскрасить 4 кружка. Сколько всего кружков раскрасил Петя?
– Всё ли вам понятно в задаче?
– Назовите главные слова в задаче (слова, которые напишете в краткой записи задачи).
Далее дети записывают и решают задачу самостоятельно (один ученик выполняет работу на доске).
Нарисовал – 7 б. кр., а мал. на 2 кр. <.
Раскрасил - ? кр.
Осталось – 4 кр.
Проверка.
– Посмотрите внимательно на работу, выполненную на доске.
– Всё ли верно в работе?
/Если допущены ошибки в работе, то они исправляются после того, как ученик, нашедший ошибку, докажет неправильность или хода решения, или выполненных вычислений, или сделанной краткой записи. Учитель должен обязательно требовать от обучающихся обоснования их точки зрения./
Задача №2.
С двух яблонь собрали всего12 кг яблок. С первой яблони собрали 3 кг яблок.
– Является ли данный текст задачей? (Нет.)
– Почему? (Отсутствует вопрос.)
– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько килограммов яблок собрали со второй яблони?)
-Во сколько действий задача?
- Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась в два действия. (На сколько килограммов яблок меньше собрали с первой яблони, чем со второй?)
1963420106680– Запишите решение и ответ задачи.
163449036195С I яблони – 3 кг.
Со II яблони - ? кг. 12 кг На ск. < ?Идёт работа в парах с последующей самопроверкой.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
-Чтобы закончить наш урок, надо подвести итог. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и урок с помощью солнышка:
-урок понравился, своей работой доволен – солнышко улыбается;
-урок понравился, работал на уроке хорошо, ошибки есть, но немного – солнышко задумчивое, ротик у солнышка ровный, не улыбается;
-урок понравился, но было трудно, требуется помощь учителя – солнышко огорчается.– Чему учились на уроке?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
- Какие задания были самыми сложными?
- Как вы думаете, что надо сделать дома?


Приложенные файлы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: Рассмотреть случаи вычитания 12- □ разными способами; составить таблицу вычитания 12- □ и провести работу, направленную на её запоминание; развивать умение решать задачи.

1.Личностные:

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Действия смыслообразования, самооценка.

2.Регулятивные:

Целеполагание, планирование, контроль, оценка.

3. Познавательные:

Умение структурировать знания;

Умение вести поиск и выделение необходимой информации;

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Умение строить логические цепочки рассуждений.

4. Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Развивающий аспект: способствовать развитию мыслительных операций, воображению детей, интереса к предмету, развитию математической речи, работать с математическим текстом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать приём выполнения действий вычитания с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; моделировать с помощью краткой записи и решать задачи; выполнять задания творческого поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.


Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, проверка по образцу;

Методы обучения: репродуктивный метод, частично-поисковый метод.

Актуальность. Технология системно – деятельностного подхода на уроках математики ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику;

Технологическая карта урока открытия нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

И на доску поглядели.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Вы хороший дружный класс

Всё получится у вас.

Ребята, а каким настроением вы пришли сегодня на урок математики? Я желаю, чтобы хорошее настроение у вас и у наших гостей было не только сегодня, но и всегда.

Подготовка класса к работе.

Дети слушают стих-е.

Дети отвечают на вопрос.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Мотивация к учебной деятельности, постановка целей и задач урока.

Мы с вами недавно посмотрели сказку, которая вам очень понравилась. Кто вспомнит её название. Скажите, а может ли как в сказке случиться так, что месяцы могут поменяться местами? А как бывает на самом деле? Когда месяцы проходят, их остаётся меньше или становится больше? А как узнать, сколько месяцев останется, если несколько уже прошло. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Молодцы! Наша Мудрая Сова, которая путешествует вместе с нами по страницам наших учебников, так же, как и я, рада тому, что Вы опять сами смогли определить тему урока.

Диалог детей с учителем.

12 месяцев.

Нет. Месяцы идут по порядку.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные -

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3.Первичное усвоение новых знаний.

А вам бы хотелось узнать сегодня как вычесть из 12 ну например, 3….Тогда начнём! Открываем тетради, записываем: - Число. В классе. (Напоминаю о посадке детей, о положении тетради на парте). Есть 2 способа решения, с которыми мы уже знакомы.

Записываем в тетрадь

12- 3 -- - объясняют дети. 1 способ: сначала вычитаем из 12 2, чтобы осталось 10, а так как 3 – это 2 и 1, то нам осталось вычесть 1. Из 10 вычесть 1 получится 9. 2 способ: (Ребята, пока мы только учимся решать новые примеры, вы можете пользоваться памяткой, которая есть у вас у всех, а так же на магнитной доске. На ней записан состав чисел то 11 до 13) Вспоминаем состав числа 12. 12-это 3 и 9. Из 12 вычитаем 3 получается 9. На доске показываю 2 записи. -------------

12-4 - объясняем вместе.

12-5; 12-6 - дети решают сами, Затем проверяют друг у друга (взаимопроверка), потом проверяем вместе.

ФИЗМИНУТКА «Хомка». Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, шейку моет, щёчки трёт. Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. Прыгал, прыгал, топал, топал и себе в ладоши хлопал. А хлопал от радости, что у него всё получается. И вас всё получается. Вы Молодцы!!!

Продолжим работу.

12-7; 12-8, 12-9 -- - дети решают самостоятельно одним из способов, который для них более удобен. (Проверяют по образцу. Я его вывешиваю на доску). – Поднимите руки, кто решал примеры 1 способом? –Кто решал 2 способом? –Кто справился с работой? Молодцы!

Дети отвечают на вопрос.

Дети работают в тетрадях.

Ведется беседа по объяснению и проверке.

Все вместе выполняем движения физминутки. Стишок дети знают наизусть.

Дети работают в тетради.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказы-вать своё предположение при изучении нового; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнози-ровать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществ-лять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обу-чению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуации.

4. Первичная проверка понимания.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ.

Ребята, вспомните, какие цветы рвала Падчерица в сказке «12 месяцев»?

Представьте себе, что ……..(Задача на слайде) На поляне было 5 распустившихся подснежников, а потом расцвели ещё 7. Сколько всего подснежников стало на поляне?

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Если подснежники расцвели, их стало больше или меньше? - На сколько больше?

Каким действием вы будете узнавать, сколько подснежников стало? - На доске 2 кратких записи (читаю я). - Какая по-вашему мнению подходит к этой задаче? Докажите.

Было – 5 п. Расцвели - 7 п. Стало-? п.

Было - 5 п. Сорвали-7 п. Осталось -? п.

Запишите самостоятельно в тетрадь решение и ответ задачи. (1 ученик(ца) пишет на доске, проверяем вместе).

Ответ:12 подснежников.

Беседа учителя с учениками.

Чтение задачи детьми.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети высказывают свои предположения.

Дети самостоятельно записывают решение задачи в тетради. (1 ученик(ца) на доске, затем проверяем все вместе)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чув-ства, этического сознания и го-товности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, спо-собности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

5.Проверка понимания.

Использую диск с заданиями (электронное приложение к учебнику «Математика» Моро 1 класс) Задание из темы «Вычитание из 12…»: - Выполни вычитание по частям и вставь карточки с пропущенными числами.

Задание дети объясняют устно, я вставляю числа.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, дома вам нужно ещё поработать над новыми примерами. Вы можете для себя выбрать более удобный способ решения. Используйте Памятку «Состав чисел», которая у вас есть.

Слушают домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.

Кто смог запомнить новые случаи вычитания? – Можете ли вы назвать тему урока? - Какое чувство вы испытали, когда смогли сами решить объяснить новые примеры. - Я надеюсь, что это чувство не исчезнет у вас и на других уроках и не только сегодня. – Какое задание вам показалось самым интересным? – Оцените свою работу на уроке при помощи светофора. Ваша оценка совпала с моей. Я желаю всем Вам Хорошего настроения на весь день (слайд «Солнышко») Спасибо за урок! Урок окончен.

Беседа с учениками. Дети оценивают работу при помощи светофора.

Личностные УУД

1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности 2.Формируем общее представление о моральных нормах поведения.