Конспект НОД по обучению грамоте «Звук, буква А. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква У

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

  • Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
  • Учить соотносить звук с символом.
  • Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
  • Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
  • Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II . Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика .

1. Улыбка;

2. Трубочка;

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

1. Звук [и] какой?

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.

Прочитайте слоги:

КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;

ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИТ СИЛА ШИЛО;

КИСКА КИНО ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;

МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;

МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;

МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;

МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

КИ НИ ТИ РИ СИ;

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:

РИС КИНО СИЛА ШИЛО;

УСИКИ МАСКИ;

III . Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)

Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].

2. Основная часть .

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.

Знакомство со звуком [у]:

Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])

Характеристика звука [у]:

Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].

Когда мы произносим звук [У], то:

губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".

зубки не смыкаются;

звук можно петь, тянуть – ууууу

воздух свободно выходит изо рта.

Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)

Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу.

поезд едет: уууууууууу.

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ.

поезд удаляется: УУУУууууу.

в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У

1. Игровое упражнение «Свое место»

Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.

2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Графический диктант»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры: продолжить по образцу

4. Упражнение «Дорисуй картину»

Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.

5. Игра «Собери грибы в корзинку»

Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).

6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.

Производим звуковой анализ слова Ау.

Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.

Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.

7. Игра «Обведи правильно написанную букву»

Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.

Публикации по теме:

Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Программное содержание:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

(подготовительная группа)

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Ход НОД:

  1. Организационный момент

В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.

2 . Основная часть

Знакомство со звуком А.

В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.

В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.

В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога НОД.

В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.


Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема. Звук [а] и буква А.

Коррекционно-образовательные цели . Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.

Коррекционно-развивающие цели . Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

Предварительная работа . Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков .

Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы говорили о звуках и буквах.

Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?

Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?

Дети. Гласные звуки.

Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.

2.Объявление темы.

Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].

Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?

3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).

Логопед. Давайте споем звук [а].

Дети выполняют упражнение «Лесенка».

Логопед. Как мама укачивает малыша?

Дети. А-а-а.

Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

Дети. Гласные.

Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. П роговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?

Дети. Алик, Аллочка, астры.

Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].

Дети называют по очереди слова.

Логопед. Молодцы!

5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].

Дети играют в игру «Поймай звук».

Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.

Сейчас сядьте за столы. Посмотрите, у каждого из вас лежит схема и фишка красного цвета. Как вы думаете, почему?

Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.

Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.

Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

Логопед. Молодцы, ребята!

6. Знакомство с буквой . Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед.

А – начало алфавита – тем она и знаменита.

А узнать ее легко – ноги ставит широко.

Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.

Дети. Три элемента.

Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

Два столба наискосок – между ними поясок.

Вот она какая, эта буква А.

Дети «пишут» в воздухе букву А.

Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

Дети показывают букву А.

Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.

Дети выкладывают.

Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.

Дети работают в тетради.

7. Подведение итогов. Оценка .

Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.