Как ребенку влиться в новый коллектив. Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Наверное, каждому из нас приходилось хоть разок да менять своё место жительства. Чаще в пределах района, иногда в пределах родного города, но бывает и в пределах страны, да и даже дальше. Хорошо, если с переездами не приходится подыскивать для себя другую работу, а для ребёнка — другую школу.

Но увы, некоторым детям иногда светит и новый школьный коллектив. И тут начинаются некоторые трудности, так как юного ученика поджидает адаптация в новой школе.

Мы, родители, приближаясь к этому моменту, начинаем «трястись» вместе с ребёнком: а кто его там будет учить, а какие там дети, а сможет ли дочь или сын влиться в новый коллектив и стать там своим, а как помочь, чтобы смена школы прошла гладко и безболезненно для детской психики. Вопросов много. Давайте на них искать ответы.

План урока:

Другая школа – катастрофа или нет?

Ни для кого не секрет, что изменение обстоятельств и что-то новое, неизведанное – всегда страшно и связано с первоначальной неуверенностью. И ведь не только для детей. Для нас, взрослых, та же смена работы — тоже переживания. Ведь сразу непонятно, как устоявшийся коллектив принимает новеньких. Так что в любом случае первые даже не дни, — недели учёбы в новой школе будут самыми сложными.

Психологи выделяют разные сложности адаптации из-за изменения места учёбы:

  • так, если ребёнок вынужден поменять школу, потому что слишком умён, и ему просто тесно в обычном классе, перевод его в другое учебное заведение ради более глубоко изучения предметов – самая лёгкая для «переваривания» ситуация, ведь образ жизни, родной город, любимые, пусть и уже бывшие, одноклассники, — всё «под рукой»,
  • гораздо тяжелее детской психикой переносится вынужденный переезд в другую местность, когда придётся привыкать не только к новому школьному коллективу, но и к новой окружающей обстановке – чужие улицы, незнакомые лица, непривычная инфраструктура.

Будет ли лёгким переход в новые стены и не станут ли отношения с новыми одноклассниками и учителями настоящей трагедией для ученика, — напрямую зависит от характера ребёнка.

И свободно идущий на контакт быстро вольётся в коллектив, найдёт себе друзей и станет частью школьной жизни. привыкать будет значительно дольше.

Потому в первую очередь психологи советуют: если необходимость сменить место учёбы не носит острый характер, стоит семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать. Нужно ли испытывать детскую психику на прочность только из-за того, что родители хотят видеть своё чадо в числе учеников самой элитной школы в городе, наконец-то выбив там свободное местечко.

Готовим сани

Если в решении сменить учебное заведение всё-таки поставлена жирная точка и перемен не избежать, самый первый совет психолога: приготовиться к этому заранее. Какую солому можно подстелить, чтобы адаптация прошла «на ура»?


С чем сталкиваются новички?

Непростая задача стать своим в новом классе часто связана с необходимостью решать некоторые трудности адаптации.

Нет контакта

Бывает так нередко. Сложившиеся группки ребят зачастую не готовы взять в свой круг кого-либо ещё, потому нередко новички теряются и замыкаются. Либо случается, что интерес, наоборот, слишком повышенный, но вот довольно специфический – в виде дразнилок.

Совет психологов: разговаривайте чаще дома, давая понять, что с первого дня никто «чужаков» не принимает за своих, придётся выстраивать отношения и доказывать, что с тобой тоже может быть интересно, день за днём завоёвывая доверие. Как? Общие увлечения и интересы всегда объединяют. Совместные вылазки и неформальное общение вне школы всегда сближают.

В борьбе за место лидера

Новичок, в особенности привыкший в своём классе быть , попытается и тут отвоевать «место под солнцем». И вот незадача: он наверняка встретит достойный отпор. Ведь за время учёбы лидер-то уже «устаканился» и, поди, не готов уступить пальму первенства просто так.

И если среди учеников начальной школы лидерство может быть завоёвано исключительно отличной учёбой, то авторитет у подростка складывается за счёт отношения к нему одноклассников далеко не учебными достижениями.

Совет психолога: в стремлении стать лидером класса малышам доказывать, что они могут повести за собой, придётся «словом и делом».

Лучший приём для новичка-подростка на первые дни – вливаться постепенно, не переходя другим дорогу, а только на условиях компромисса, не выскакивать, а примерить роль дружелюбного наблюдателя, который не метит в ряды первых и «качает права», но всегда готов прийти на помощь и везде поучаствовать.

Это всё были проблемы. А теперь преимущество. Жирным достоинством начала новой школьной жизни является возможность написать свой школьный роман с чистого листа. Это даёт шанс ребёнку проявить себя с совершенно другой стороны, не наступать на уже оставленные в другой школе грабли и выстроить отношения с одноклассниками и учителями с учётом пройденных ошибок.

Что могут родители?

В ситуации с адаптацией родители должны осознавать в полной мере, что именно от них зависит, насколько быстро ребёнок привыкнет к новым условиям. Что же мы с вами можем?

Обеспечить тылы

Это вовсе не значит, что нужно бегать в школу по поводу и без. Ничего прочего, кроме как брошенных вслед насмешек про «маминького сынка» и подобных ребёнок от такой «заботы» не получит. В данном случае самым полезным станет родительское тепло и «погода в доме», когда созданный психологический комфорт помогут пережить адаптацию, чувствуя поддержку.

Когда все вместе, тогда и все трудности нипочём!

Делиться жизненным опытом

Рассказы о своей школьной жизни и о том, как вам раньше удавалось преодолевать трудности, станут для ребёнка настоящим доказательством того, что со всем в результате можно справиться и из каждой ситуации найти выход.

Интересоваться школьной жизнью

За чашкой вечернего чая спрашивать ребёнка нужно не только о том, какие отметки он получил сегодня. На этапе адаптации в новой школе успеваемость – это важно, но не настолько, насколько важнее становятся отношения с одноклассниками и учителями. Вовремя выданные советы, как следует вести себя в той или иной ситуации, смогут оказать реальную помощь при вливании в незнакомый коллектив, а иногда и предотвратить конфликт.

Как говорят психологи, в среднем адаптация ребёнка в новой обстановке длится месяца два-три. Уверена, что при правильно выбранной позиции родителей стать своему чаду другом и помощником с намерением делить и горе, и радость этот период можно значительно сократить, а если получится – и вовсе не заметить, как новая школа стала родной.

А у вас есть опыт смены учебного заведения? Посоветуйте, как быстро привыкнуть. Делитесь своими историями и мнениями в комментариях.

А сейчас, для того, чтобы разрядить обстановочку, посмотрим «Ералаш». Как раз по нашей теме сегодняшней, про новенького)

Всем больших успехов в учебе!

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Правило №7 – Обращение к одноклассникам

Запомните имена ребят и обращайтесь к ним по имени. Такое обращение располагает к себе и настраивает на дружеский лад.

В младших классах для быстрого запоминания имен, дети носят бейджи с именами на форме. При поступлении нового ученика, учитель просит детей называть свое имя при общении с ним, чтобы он быстрее всех запомнил.

Правило №8 – Поспешные выводы

Не спешите делать выводы про одноклассников. Они могут стараться выглядеть лучше, чем являются на самом деле, чтобы заинтересовать вас. Дайте им время проявить себя, наблюдайте со стороны и молча делайте выводы. Самой сложной считается первая неделя в новой школе.

Правило №9 – Личное достоинство

Не позволяйте себя унижать. В каждом классе есть неформальный лидер, который наверняка будет проверять вас «на прочность». Не поддавайтесь на провокации и не теряйте чувство личного достоинства. Постарайтесь быть независимым в суждениях, иметь личное мнение и не принимать навязанные мысли или поступки, которые вам не нравятся.

Правило №10 – Отсутствие страха

Не бойтесь перемен. Любые перемены – опыт. Новая школа даст вам новых друзей, новое понимание себя, стратегию поведения в новом коллективе, которая пригодится вам во взрослой жизни.

Адаптация подростка в новой школе происходит сложнее, чем ученика младших или средних классов. Психика ребенка подросткового ребенка пребывает в процессе трансформации. Этот сложный период перехода из детства в юность, сопровождаемый нестабильностью гормонального фона, провоцирует возникновение ряда комплексов и недовольство собой, особенно у девочек. В этот период важно мнение окружающих. Остро воспринимается критика и неприятие коллективом.

ФОТО GettyImages

  • Адаптация к школе начинается за несколько недель до официального 1 сентября . Прежде чем перейти на новое место, поговорите с ребенком. Зарядите его оптимизмом! Напомните, что это время, несомненно, пройдет хорошо. Правда, по началу, ему, возможно, придется набраться терпения. Но никакой драмы!
  • Следите за тем, чтобы он приходил на занятия чуть раньше , так сказать, «разведать обстановку». Объясните, что ребенок в новом классе должен вести себя спокойно, но при этом оставаться самим собой и не бояться заводить разговор, проявлять инициативу, если это потребуется.
  • Мероприятия вне школьной программы, кружки и секции помогают более быстрой интеграции. Чем бы ему хотелось заняться? Музыкой, программированием, танцами, а может стать вратарем в футбольной команде?

ФОТО GettyImages

    Налаживайте контакт с родителями одноклассников - на детских днях рождениях или просто на выходе из учебного заведения. Участвуйте в общественной деятельности и организации праздников, сотрудничайте с педагогами. Помните, что стараетесь в этот момент ради своих детей.

    Будьте готовы к тому, что поначалу оценки станут ниже: иная методология, внимание класса и тот факт, что малыш может злиться на происходящие изменения и родителей, безусловно, отражаются на учебе. Не опускайте руки и подбадривайте его ежедневно.

    Серьезно поговорите дома, объясните, что все мы в жизни встречаемся с препятствиями на пути, и это абсолютно нормально. Находите положительные стороны и меняйте фокус восприятия: «Вот увидишь, как тебе повезло!» В тоже время никогда не навязывайте свое мнение и не давите (фразы, в духе, «подружись вон с тем мальчиком» - отставить!).

    Как адаптироваться в новой школе. Одними уроками и переменами дело не ограничивается, чтобы ускорить процесс, пригласите домой его новых друзей, пусть проводят больше времени в неформальной обстановке. Только пусть своих гостей он выберет сам.

Для взрослого и независимого человека изменение окружения является стрессовой ситуацией. А для подростка незнакомые лица, смена круга общения, различия в стандартах обучения и оценивания могут стать непосильным испытанием, ведь ребенок не только сталкивается с изменениями, но еще и тоскует по оставленному в старой школе коллективу.

Задача родителей – максимально облегчить процесс привыкания, вот только многие не знают, как помочь ребенку адаптироваться в новой школе и просто бросают ситуацию на самотек, мотивируя тем, что «уже не маленький, сам разберется». Подобная халатность зачастую приводит к стрессам и психологическим проблемам.

Как это ни удивительно, но наши почти взрослые дети, намного хуже справляются с проблемой под названием «новая школа», чем малыши, ведь те, в отличие от учащихся средних и младших классов, охотно принимают в свои ряды новичков. И дело тут далеко не в характере вашего подростка, ведь не редки случаи, когда придя в новый коллектив, заводила и лидер так и не находил себе места, оказываясь в самом низу школьной иерархии. А уж тихоням и скромнягам без родительской поддержки тем более не обойтись.

Причин перехода в новую школу может быть множество от выбора более престижного учебного заведения до переезда в другой город или район. Но, как бы там ни было, постарайтесь организовать перевод таким образом, чтобы ребенок пошел в новую школу с начала учебного года. В таком случае адаптироваться к школьному ритму будет не только ваше чадо, его будущие одноклассники так же будут слегка растеряны после продолжительных каникул, в таких условиях вливаться в коллектив станет намного легче.

Тема перехода – не табу

Ни в коем случае не превращайте предстоящую смену учебного заведения в секрет. Эта тема должна быть открыта и обсуждаема. Не смотря на то, что переход в другую школу – обычное дело, по статистике с ним сталкивается примерно каждый третий ребенок, сопротивление и негатив с его стороны, также являются закономерностью. Так что, если ваш ребенок идет в новую школу, лучшее, что вы можете предпринять – подготовить его к этим переменам.

Постарайтесь максимально привлечь ребенка к процессу выбора новой школы. Если речь идет о переезде в другой район или город и ваши запросы удовлетворяет несколько учебных заведений, то, особенно если речь идет о подростке, наиболее оптимальным выходом, будет позволить ему самостоятельно выбрать будущее место учебы. Для этого составьте список доступных школ, обсудите вместе особенности каждой из них, взвесьте плюсы и минусы. Это сделает ваше почти взрослое чадо намного счастливее, ведь осознание того, что с тобой считаются, учитывают твое мнение и потребности крайне важно.

Вот несколько советов, способных помочь смирится с необходимостью перехода:

Заблаговременно обсудите необходимость перехода;
информацию подавайте исключительно в позитивном ключе;
попросите ребенка написать три списка: с его ожиданиями, потребностями и опасениями, связанными с новой школой.

Обсудив грядущую смену школы и позволив своему ребенку выразить свои опасения и негативные чувства, вы сможете увидеть ситуацию его глазами. Показав собственное отношение к вопросу переезда, вы тем самым успокоите его, дадите возможность свыкнуться с переменами.

Прозондируйте почву

Соберите максимум информации о выбранном учебном заведении, тем более что в век цифровых технологий это сделать совершенно не сложно. Большая часть учебных заведений имеет собственные веб-сайты, группы в социальных сетях, позволяющие изучить общую образовательную концепцию, программы и планы обучения, информацию о проводимых мероприятиях, таких как День открытых дверей. Чаще всего на указанных ресурсах можно найти не только имена руководящего состава школы, учителей, но и их фотографии, краткую биографию, согласитесь, что данная информация лишней не будет перед непосредственным посещением.

Предметом вашего мини-исследования должен стать и предстоящий маршрут, которым ребенок будет добираться в школу, выберите для него наиболее оптимальный.

Рыскать по сайтам не обязательно в одиночестве, ребенку также будет интересно узнать больше о предстоящем месте учебы, посмотреть фотографии, видео материалы с открытых уроков, школьных внеклассных и спортивных мероприятий.

Посетите вместе с ребенком выбранную школу

Обязательно познакомьтесь с директором школы и будущим классным руководителем. По возможности обговорите с ними возможность дальнейших встреч в течение первых нескольких недель после начала учебного года, для того, чтоб вы могли узнать, как идут дела. В некоторых школах разрабатывается стратегия адаптации новичков, уточните о ее наличие.

В обязательном порядке уточните о необходимости приобретения учебников, школьной и спортивной формы. Во многих учебных заведениях эти вопросы строго регламентируются.

Если же форма одежды учащихся свободная, обговорите с классным руководителем, как обычно одеваются учащиеся. Согласитесь, что первое впечатление значит много, ребенок в новой школе, где большинство учеников ходят в кедах и джинсах, будет смотреться странно в строгом костюме. Его внешний вид не должен стать поводом для насмешек.

Адаптация ребенка в новой школе пройдет легче, если вы вместе с ним изучите ее территорию и планировку. Это поможет узнать местонахождение важных объектов, таких как спортзал, столовая, медкабинет, библиотека и тому подобных. Первый день часто сопровождается неврозом и неразберихой, подобная экскурсия поможет избежать неприятных ситуаций, подарит уверенность в себе.

При наличии у ребенка особых потребностей, обговорите с руководством школы существующие программы поддержки. Если язык преподавания не является для ребенка родным, обсудите наличие программ и услуг, облегчающих адаптацию. По возможности, получите расписание занятий, чтобы иметь возможность контролировать успеваемость и быть в курсе событий.

Обсудите с ребенком, как ему предстоит добираться в школу и домой. Покажите, откуда вы его будете забирать, где находится ближайшая остановка общественного транспорта, какие именно его виды подходят. Если планируется, что ребенок будет добираться в школу самостоятельно, не лишним будет совершить «пробный вылет». Узнайте о наличие внеклассных кружков и секций, которые ваш ребенок сможет посещать.

Помогите сформировать круг общения

Когда ребенок перешел в новую школу, для родителей очень важно помочь ему сформировать новый круг общения. Для этого, по возможности, еще до начала учебного года, запишите ребенка в пришкольный летний лагерь, близлежащие секции или кружки. Встретив за партами знакомые лица, подросток будет чувствовать себя уверенней.

По мнению психологов, следует всячески поддерживать общение ребенка с бывшими одноклассниками, если вы просто сменили район, то предложите пригласить их в гости, сходить вместе в кино или на прогулку. При смене города или страны, напомните ребенку, чтобы он не забыл оставить друзьям свои контакты в социальных сетях и месенджерах, свой почтовый адрес. Так принять ситуацию со сменой школы будет намного проще, ведь поменяется только коллектив, а прежний круг общения останется.

Общение с новыми одноклассниками всячески поощряйте, разрешите позвать ребят в гости, возможно, даже устроить небольшую вечеринку или pizza-party в честь знакомства. Однако подобное мероприятие ни в коем случае не должно выглядеть как попытка покупки дружбы и внимания.

Если в классе, к примеру, есть устоявшаяся традиция каждые выходные посещать кинотеатр или организовывать вылазки на природу, то поощряйте ребенка на посещение этих мероприятий. Запланированный визит к бабушке или поездка на дачу вполне могут перенестись на другой день. Правда, поддерживать мы рекомендуем только традиции положительной направленности, если в классе заведено, допустим, регулярно прогуливать физкультуру, а вместо нее пить пиво на лавочке в близлежащем дворе, всячески пресекайте подобное общение, вплоть до встречи с классным руководителем и руководством школы.

Будьте опорой, но не душите опекой

Когда ваш ребенок в новой школе, помочь ему адаптироваться в большинстве случаев может помочь ваша поддержка и забота. Пусть семья станет той бухтой спокойствия и равновесия, в которой можно укрыться от проблем и невзгод.

Первое время избегайте давления, данное требование касается всех сфер жизни от успеваемости до домашних обязанностей. С вашей стороны должна чувствоваться поддержка и понимание, а не постоянные упреки, придирки и нотации. Покажите, что сами вы на 100% уверены в том, что у вашего чада все получится, но не потому что равнодушны к его судьбе, а потому что не сомневаетесь в его силах и способностях.

Не забывайте напоминать своим детям о других «первых» испытаниях, успешно ими уже пройденных. К примеру, о первой поездке в пионерский лагерь, возможно ребенок помнит свой первый день в детском саду. Напоминание о подобных успехах, поможет в понимании того факта, что перемена школы – первый шаг на пути к встрече с новыми друзьями или получении новых навыков, умений. Такая позиция позволит укрепить доверие и напомнить ребенку, что риск перемен обязательно окупится.

Адаптация ребенка в новой школе пройдет легче, если вы не будете действовать за его спиной. Пусть даже из самых лучших побуждений, но не обсуждайте его с одноклассниками, слава «маменькиного сынка» еще никому не помогла завоевать много новых друзей. Безусловно, бывают случаи, когда ваше вмешательство является необходимым, но предварительно, тщательно взвесьте все за и против.

Установите режим

Новая школа – почти всегда означает смену привычного режима, включающего утренние процедуры, дорогу до школы и возвращение домой. Урегулирование ежедневной рутины поможет в установке стабильных внутрисемейных отношений. Именно это чувство дарит детям устоявшийся распорядок дня.

День школьника должен начинаться с питательного завтрака, при этом должно оставаться достаточно времени на сборы и дорогу до школы, ведь спешка увеличивает стресс и нервозность в этот и без того не простой период. Выделите определенный блок времени на выполнение домашних заданий, это уменьшит усталость по вечерам и психологическую нагрузку. Не разрешайте ребенку засиживаться по вечерам, у него должно оставаться достаточно времени на сон.

Убедитесь, что у ребенка настроен собственный будильник, первые дни проконтролируйте его сборы, чтобы в школу он отправлялся с необходимым набором канцтоваров, учебников, формой для спортивных занятий. В случае необходимости окажите помощь с выполнением домашних заданий.

Сотрудничайте с классным руководителем

Успеваемость ребенка – явный индикатор того, как проходит его адаптация. Конечно же, не совсем разумно ожидать отличных оценок буквально в первые дни в новой школе. Однако если бывший отличник вдруг превратился в «глухого» троечника и ситуация с течением времени никак не исправляется, не пускайте процесс на самотек. Так может сложиться из-за более серьезного уровня преподавания материала в новом учебном заведении, тогда, возможно, ребенку необходимы дополнительные занятия или репетитор. Либо ваше чадо решило, что не хочет выделяться из толпы и сознательно «хватает» плохие оценки, лишь бы не прослыть ботаником, тогда поможет только серьезный разговор с растолкованием неразумности подобного поведения.

Если ситуацию не удается наладить своими силами, не стесняйтесь обращаться к классному руководителю. Контроль психологического климата в классе входит в круг его должностных обязанностей. Скорее всего, у учителя есть наработки касательно того, как ребенку адаптироваться в новой школе. Верьте в свое чадо, поддерживайте, помогайте и все получится!