Как проявляется природная и социальная сущность в человеке. Сущность человека — как ее понимать

Экономическая теория, в том числе политическая экономия, для выяснения роли человека прибегают к различным характеристикам: субъект производительных сил и экономических отношений (производственных), рабочая сила, личностный фактор производства, человеческий капитал, человек экономическая и тому подобное. Поиски ученых длятся несколько веков, создан различные теории о месте человека в экономическом и социальном прогрессе.

В марксистской политической экономии, несмотря на провозглашенную тезис о человеке как главную производительную силу, политико-экономические проблемы, законы развития человека и его роль в отношениях экономической собственности (кроме положения, она является субъектом таких отношений) практически не рассматривались. Раскрытие социально-экономической сущности человека, роли человека-работника и человека-владельца, значение экономического мышления и закона возрастания потребностей позволяет понять, что именно человек является решающим движущей силой социально-экономического прогресса.

Социально-экономическая сущность человека

Социальная сущность человека.

Каждый человек - это очень сложная система, в которой совмещены земные и космические силы, природный и духовный миры, гены ее предков и генофонд будущих поколений и тому подобное. Так, еще в XVII в. нидерландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1696) связывал деятельность человека с Космосом; эту идею развил отечественный ученый Владимир Вернадский (1863-1945) в концепции ноосферы. Различные аспекты человека изучают естественные и общественные науки, специальные научные учреждения. Простейшую обобщенную характеристику человека предлагает философия, определяя ее как биосоциальную и духовное существо, то есть существо, в котором противоречиво сочетаются биологическая и социальная стороны, взаимообуславливают, взаимоисключающи, взаимопроникают и т.д., т.е. взаимодействуют между собой. Поэтому украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) разграничивал в человеке внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную) природу. Характеризуя сущность человека, М. Туган-Барановский называл человеческую личность верховной целью в себе.

Социальная сущность человека - комплекс общественных видов ее деятельности, основанные на сохранении положительных сторон современного человека экономической (человека-работника нового типа и человека-собственника) в сочетании с его биологической стороной.

Человек как биологическое существо является творением Божьим, на котором постоянно сказывалось влияние природы. Она наделена прежде всего природными силами, которые формируются и воспроизводятся в процессе труда. Поэтому работа по физической точки зрения - это осуществление определенных функций человеческого организма, каждая из которых - затраты мозга, нервов, мускулов, органов чувств и др. Воспроизведение человека предусматривает сохранение и поддержание индивида как биологического явления.

Люди должны также удовлетворять свои экологические потребности. Природа и производит, и непосредственно удовлетворяет их. Она является первоосновой физического, психического и эмоционального здоровья отдельного человека и общества в целом. Игнорирование законов природы ухудшает экологическую среду, деформирует личность. Так, по данным американских ученых, в США до 9% смертности населения связано с повышением содержания вредных веществ в воздухе. Сильный шум (более 66 децибел) ускоряет старение и сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет.

Научно-техническая революция предъявляет повышенные требования к естественной стороны человека (его нервной системы, органов чувств, психологии и т.д.). В частности, растут интенсивность труда (прежде всего умственной), эмоциональные, нервные, психологические нагрузки на человеческий организм. Поскольку человек является частью природы, необходимо учитывать дополнительные критерии гуманизации и экологизации техники с предвидением близких и отдаленных последствий ее воздействия на природу (окружающие леса, грунтовые и наземные воды, урожайность полей, воздух, возможно изменение радиационного фона, тепловой эффект, химический фон и др.). При определении жизненного уровня населения следует принимать во внимание состояние окружающей среды, экологическую ситуацию. Необходимо формировать также экологическую культуру, экологическое мышление. Расходы на охрану окружающей среды должны стать составной социальных расходов государства, а к выработке экологической политики нужно привлекать широкие слои населения, политические партии.

Человек как социальное существо представляет собой совокупность всех общественных отношений, структура которых определена структурой общественно-экономической формации. К этой совокупности принадлежат экономические (в диалектическом единстве технико-экономических, организационно-экономических отношений и отношений собственности), социальные, политические, правовые, национальные, культурные, духовные и другие отношения.

С расширением сферы деятельности человека обогащается ее сущность, полнее раскрываются сущностные силы. Поэтому, кроме человека-работника, она должна быть человеком-владельцем, человеком-политиком, носителем культуры, духовности, национального духа и энергии народа. Такие виды деятельности в значительной мере совпадают с различными аспектами определения сущности собственности.

Для осуществления прогрессивных преобразований в Украине необходимо преодолеть глубокое отчуждение трудящихся от экономической собственности (в том числе интеллектуальной), процесса труда, его результатов, от управления производством и собственностью (что в общем означать преодоление экономического отчуждения), от классовой и общечеловеческой общности (социальное отчуждение) , от политической, юридической власти, от культуры, присвоение духовных благ, от пользования всесторонней системой информационного обеспечения. Следует также преодолеть отчуждение человека от истории (своей страны, народа). Только при таких условиях возможно расширение возможностей самореализации человека, полный и свободное развитие его физических, организаторских и духовных способностей.

Природу человека можно рассматривать как совокупность ее потребностей, увлечений. Индивид, удовлетворяя свои потребности, воспроизводит себя как общественную сущность. Определяющим для человека является удовлетворение самых элементарных экономических потребностей: в пище, одежде, жилье. На этой основе могут быть удовлетворены культурные, духовные и другие нужды. В свою очередь, социальные нужды активно влияют на экономические. Потребности зарождаются в форме объективной цели, конкретной цели человека. Поэтому она ставит перед собой задачу и стремится его выполнить. Социально-экономический прогресс общества в значительной степени зависит от своевременного осознания большинством населения новых потребностей и их учета в практической деятельности. Так, после провозглашения независимости Украины общенациональной необходимостью является развитие мощной, экономически независимого государства. Только на этой основе можно повысить жизненный уровень населения, развить национальную культуру и тому подобное.

Историки Михаил Грушевский, Иван Крипьякевич и другие говорили о таких чертах украинской нации, как здравый смысл, способность к самоанализу и самокритике, оптимизм, духовное, нравственное и культурное потенциалы, интеллигентность, энергия и предприимчивость, чрезвычайное Свободолюбие и др. Без их возрождение невозможно мобилизовать энергию нации, дух патриотизма и т.п., а следовательно, построить мощную национальную экономику и государство. Чтобы добиться этого, необходимо сформировать современного человека экономическую, которая сочетает черты работника и черты владельца.

Социальная сущность человека

Арисова Анастасия М-10-1

Определение сущности человека неотделимо от споров о его происхождении. Проблема человека являлась предметом дискуссий и загадкой, волновавшей умы мудрецов, художников, мыслителей, ученых всех времен. «Что такое человек?» являлся и по сей день является одним из основных вопросов философии. Карл Маркс, немецкий философ, рассматривал сущность человека в совокупности общественных отношений, образующих разное отношение человека к миру в разные исторические периоды.

Человеческая природа двойственна. Во-первых, человек является результатом биологической эволюции, во-вторых, продукт развития общества. Человек – биологическое существо, так как является частью живой природы, его мозг и тело – результат деятельности природы; у человека есть биологические потребности – дышать, спать, питаться и др., также имеются инстинкты. Человек – социальное существо, так как он может подавлять свои инстинкты, у него имеются членораздельная речь, способность мыслить, умения и навыки, которые формируются в обществе. Человек не может жить без общества, не мыслит себя вне него. То есть человек – биосоциальное существо. Именно физиологические и психологические особенности влияют на развитие умений и способностей человека. Однако всякая природная предрасположенность человека осуществляется в социальных (общественных) обстоятельствах. Для формирования человека как члена общества, важны условия, в которых оно протекает.

Человек как личность. Социальные качества, свойства человека чаще всего определяются понятием «личность». Что же такое личность? Личность – это индивид, наделенный социальными качествами, приобретаемыми в процессе социализации. Личностью не рождаются, а становятся в социуме в ходе взаимодействий с другими людьми посредством получения и приобретения различных социальных качеств.

В науке рассматривают личность с 2 сторон: ролевые ожидания – то, что ждут от той, или иной роли личности, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. С одной стороны, человека как личность рассматривают, сопоставляя с установленными в обществе нормами и правилами. А с другой стороны, личность рассматривают через набор ролей. Человек способен и должен выполнять разные роли одновременно – к примеру, роль работника, семьянина, гражданина и т.д. Личность совершает различные поступки, показывает, проявляет себя в социальных действиях. Набор ролей (функций) и их выполнение связаны и с социальным, общественным устройством, и с индивидуальными умениями и качествами самого человека. Например, при родовом строе взаимоотношения в семье от ее членов требуются безоговорочное подчинение старшим, жесткое разграничение хозяйственных функций, связанное с традициями, обычаями. А в современном обществе от членов семьи требуются готовность к равноправному взаимодействию, забота, любовь, взаимопонимание и др.

В своих ролевых проявлениях личность формируется, развивается, совершенствуется, изменяется. Именно человек, обладающий личность, а не сама личность, любит, ненавидит, злится, борется, грустит, действует, и тоскует. Через личность, только присущим ему образом, формируя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, осуществления его разнообразных общественных связей и развития социальных качеств, важными являются самосознание и самореализация человека.

Под самосознанием чаще всего понимают полное понимание человеком самого себя как личности, своего значения, своей роли в жизни и обществе. То есть человек способен принимать собственные решения и вступать в определённые взаимоотношения с другими людьми и природой. Под самореализацией понимают процесс наиболее полного выявления, развития и осуществления человеком своих личностных возможностей, достижения поставленных целей. К примеру, Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, который был одержим целью создать автомобиль, доступный для всех, и воплотивший свою мечту в реальность. В настоящее время созданная им компания является четвертой в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования. Абрахам Маслоу, американский ученый, считал, что потребность к самореализации является одной из высших потребностей человека.

Это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той или иной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия. Можно встретить различные взгляды на эту проблему. Многим данное понятие представляется очевидным, и часто об этом никто не задумывается. Одни считают, что нет какой-либо определенной сущности, или, по крайней мере, она непостижима. Другие утверждают, что она познаваема, и выдвигают самые разные концепции. Еще одна распространенная точка зрения - что сущность людей непосредственно связана с личностью, которая тесно переплетена с психикой, а значит, познав последнюю, можно понять и сущность человека.

Основные аспекты

Главной предпоссылкой существования любого человеческого индивида является функционирование его тела. Оно - часть окружающей нас естественной природы. С этой точки зрения человек является вещью среди других вещей и частью эволюционного процесса природы. Но это определение ограниченно и недооценивает роль активно-сознательной жизни индивида, не выходя за рамки пассивно-созерцательного взгляда, характерного для материализма 17-18 веков.

В современном представлении человек - не просто часть природы, но и высший продукт ее развития, носитель социальной формы эволюции материи. И не просто "продукт", но и творец. Это деятельное существо, наделенное жизненными силами в виде способностей и задатков. Посредством осознанных, целенаправленных действий оно активно меняет среду и в ходе этих изменений меняется само. преобразованная трудом, становится человеческой реальностью, "второй природой", "миром человека". Таким образом, эта сторона бытия представляет собой единство природы и духовного знания производителя, то есть носит социально-исторический характер. Процесс совершенствования техники и промышленности является открытой книгой сущностных сил человечества. Читая ее, можно прийти к пониманию термина "сущность людей" в опредмеченной, реализованной форме, а не только как абстрактного понятия. Ее можно обнаружить в характере предметной деятельности, когда наблюдается диалектическое взаимодействие природного материала, творческих с определенной социально-экономической структурой.

Категория "существование"

Этот термин обозначает наличное бытие индивида в повседневной жизнедеятельности. Именно тогда проявляется сущность деятельности человека, прочная взаимосвязь всех видов поведения личности, ее способностей и существования с эволюцией человеческой культуры. Существование намного богаче сущности и, являясь формой ее проявления, включает в себя, помимо проявления сил человека, также многообразие социальных, нравственных, биологических и психологических качеств. Лишь единство обоих этих понятий образует людскую действительность.

Категория "природа человека"

В прошлом веке природа и сущность человека отождествлялись, и необходимость в отдельном понятии ставилась под сомнение. Но развитие биологии, изучение нейронной организации мозга и генома заставляет взглянуть на это соотношение по-новому. Главный вопрос в том, есть ли неизменная, структурированная природа человека, не зависящая от всех воздействий, или же она носит пластичный и меняющийся характер.

Философ из США Ф.Фукуяма считает, что таковая имеется, и она обеспечивает непрерывность и устойчивость нашего существования как вида, а также совместно с религией составляет наши самые основные и фундаментальные ценности. Другой ученый из Америки, С.Пинкер, дает определение природы человека как совокупности эмоций, когнитивных способностей и мотивов, являющихся общими у людей с нормально функционирующей нервной системой. Из приведенных определений следует, что особенности человеческого индивида объясняются биологически унаследованными свойствами. Однако многие ученые полагают, что мозг лишь предопределяет возможность формирования способностей, но вовсе не обуславливает их.

"Сущность в себе"

Не все считают понятие "сущность людей" правомерным. Согласно такому направлению, как экзистенциализм, у человека нет конкретной родовой сущности, так как он и является "сущностью в себе". К. Ясперс, крупнейший его представитель, полагал, что такие науки, как социология, физиология и другие, дают лишь знания о некоторых отдельных аспектах но не могут проникнуть в его суть, которой является экзистенция (существование). Этот ученый считал, что можно исследовать индивида в разных аспектах - в физиологии в качестве тела, в социологии - общественного существа, в психологии - души, и так далее, но это не дает ответа на вопрос о том, что же такое природа и сущность человека, потому что он всегда представляет из себя нечто большее, чем может сам о себе знать. Близки к этой точке зрения и неопозитивисты. Они отрицают, что в индивидуальном можно найти что-то общее.

Представления о человеке

В Западной Европе считают, что изданные в 1928 году работы немецких философов Шеллера ("Положение человека во Вселенной"), а также Плесснера "Ступени органического и человек" ознаменовали начало философской антропологии. Ряд философов: А.Гелен (1904-1976 гг.), Н. Хенстенберг (1904 г.), Э. Ротхакер (1888-1965 гг.), О. Боллнов (1913 г.) - занимались исключительно ею. Мыслители того времени высказали много мудрых идей о человеке, которые до сих пор не потеряли своего определяющего значения. Например, Сократ призывал современников познать самих себя. Философская сущность человека, счастье и смысл жизни были связаны с постижением сути человека. Призыв Сократа был продолжен высказыванием: "Познай самого себя - и ты будешь счастлив!" Протагор рассуждал о том, что человек - это мерило всех вещей.

В Древней Греции впервые встал вопрос о происхождении людей, однако часто он решался спекулятивно. Сиракузский философ Эмпедокл впервые высказал предположение об эволюционном, естественном происхождении человека. Он считал, что все в мире движется враждой и дружбой (ненавистью и любовью). Согласно учению Платона, души живут в мире эмпирей. Он уподоблял колеснице, управителем которой является Воля, а запряжены в нее Чувства и Ум. Чувства тянут ее вниз - к грубым, материальным наслаждениям, а Разум - ввысь, к осознанию духовных постулатов. Такова сущность жизни человека.

Аристотель видел в людях 3 души: разумную, животную и растительную. Растительная душа отвечает за рост, возмужание и старение организма, животная - за самостоятельность в движениях и гамму психологических чувств, разумная - за самоосознание, духовную жизнь и мышление. Аристотель первым понял, что главной сущностью человека является его жизнь в обществе, определив его как общественное животное.

Стоики отождествили моральность с духовностью, заложив прочные основы представлений о нем как о существе моральном. Можно вспомнить Диогена, жившего в бочке, который с зажженым фонарем при свете дня искал в толпе человека. В Средневековье античные взгляды подверглись критике и полному забвению. Представители Возрождения обновили античные взгляды, поставили Человека в самый центр мировоззрения, положили начало Гуманизму.

О сущности человека

По словам Достоевского, сущность человека является тайной, которую надо разгадать, и пусть тот, кто возьмется за это и потратит на это всю жизнь, не говорит, что зря провел время. Энгельс полагал, что проблемы нашей жизни будут решены только тогда, когда будет всесторонне познан человек, предлагая пути достижения этого.

Фролов описывает его как субъекта как биосоциальное существо, связанное генетически с другими формами, однако выделившееся благодаря умению производить орудия труда, обладающее речью и сознанием. Происхождение и сущность человека лучше всего прослеживаются на фоне природы и животного мира. В отличие от последнего, люди представляются существами, которым присущи следующие основные признаки: сознание, самоосознание, труд и общественная жизнь.

Линней, классифицируя животный мир, включил человека в царство животных, но отнес его, вместе с человекообразными обезьянами, к разряду гоминидов. Homo sapiens он расположил на самом верху своей иерархии. Человек - единственное существо, которому присуще сознание. Оно возможно благодаря членораздельной речи. С помощью слов происходит осознание человеком себя самого, а также окружающей действительности. Они - первичные ячейки, носители духовной жизни, позволяющие обмениваться людям содержанием их внутренней жизни при помощи звуков, изображений или знаков. Неотъемлемое место в категории "сущность и существование человека" принадлежит труду. Об этом писал классик политической экономии А. Смит, предшественик К. Маркса и ученик Д. Юма. Он определял человека как "животного трудящегося".

Труд

В определении специфики сущности человека марксизм справедливо придает труду главное значение. Энгельс говорил, что именно он ускорил эволюционное развитие биологической природы. Человек в своем труде полностью свободен, в отличие от животных, у которых труд жестко закодирован. Люди могут выполнять совершенно разную работу и по-всякому. Мы в такой степени свободны в труде, что можем даже... не трудиться. Сущность права человека заключается в том, что помимо обязанностей, принятых в обществе, существуют и права, которые предоставляются индивиду и являются инструментом его социальной защиты. Поведение людей в обществе регулируется общественным мнением. Мы, так же как и животные, ощущаем боль, жажду, голод, половое влечение, равновесие и т.д., однако все наши инстинкты контролируются обществом. Итак, труд - это осознанная деятельность, усваиваемая человеком в обществе. Содержание сознания сформировалось под его влиянием, и закрепляется в процессе участия в производственных отношениях.

Общественная сущность человека

Социализацией называется процесс приобретения элементов общественной жизни. Только в социуме усваивается поведение, которое руководствуется не инстинктами, но общественным мнением, обуздываются животные инстинкты, принимается язык, традиции и обычаи. Здесь же люди перенимают опыт производственных отношений у предыдущих поколений. Начиная с Аристотеля, общественная природа считалась главной в структуре личности. Маркс, более того, видел сущность человека только лишь в общественной природе.

Личность не выбирает условия внешнего мира, она просто всегда находится в них. Социализация происходит благодаря усвоению социальных функций, ролей, обретению социального статуса, адаптации к социальным нормам. В то же время явления общественной жизни возможны лишь через индивидуальные действия. В качестве примера можно привести искусство, когда художники, режиссеры, поэты и скульпторы создают его своим трудом. Общество задает параметры социальной определенности личности, утверждает программу социального наследования, поддерживает равновесие внутри этой сложной системы.

Человек в религиозном мировоззрении

Религиозное мировоззрение - это такое мировоззрение, основой которого является убежденность в существовании чего-то сверхъестественного (духов, богов, чудес). Поэтому проблемы человека здесь рассматриваются сквозь призму божественного. По учению Библии, составляющей основу христианства, Бог создал человека по образу и подобию своему. Остановимся подробнее на этом учении.

Бог создал человека из грязи земной. Современные католические богословы утверждают, что в божественном творении было два акта: первый - создание всего мира (Вселенной) и второй - создание души. В древнейших библейских текстах евреев утверждается, что душа - дыхание человека, то, чем он дышит. Поэтому душу Бог вдувает через ноздри. Она такая же, как и у животного. После смерти дыхание прекращается, тело превращается в прах, а душа растворяется в воздухе. Спустя некоторое время евреи стали отождествлять душу с кровью человека или животного.

Библия большую роль в духовной сущности человека отводит сердцу. По мнению авторов Ветхого и Нового Завета, мышление происходит не в голове, но в сердце. В нем же находится мудрость, данная Богом человеку. А голова существует только для того, чтобы на ней росли волосы. В Библии нет и намека на то, что люди способны думать головой. Эта идея оказала большое влияние на европейскую культуру. Великий ученый XVIII века, исследователь нервной системы Бюффон был уверен, что человек мыслит сердцем. Мозг, по его мнению - лишь орган питания нервной системы. Авторы Нового Завета признают существование души как субстанции, независимой от тела. Но само это понятие неопределённо. Современные иеговисты истолковывают тексты в духе Старого и не признают бессмертия человеческой души, полагая, что после смерти существование прекращается.

Духовная природа человека. Понятие личности

Человек устроен так, что в условиях социальной жизни он способен превращаться в духовного человека, в личность. В литературе можно найти множество определений личности, ее характеристик и признаков. Это, прежде всего, существо, сознательно принимающее решение и несущее ответственность за все свое поведение и поступки.

Духовная сущность человека - это содержание личности. Центральное место здесь занимает мировоззрение. Оно порождается в процессе деятельности психики, в которой различают 3 составные части: это Воля, Чувства и Ум. В духовном мире нет нечего другого, кроме интеллектуальной, эмоциональной деятельности и волевых мотивов. Их соотношение неоднозначно, они находятся в диалектической связи. Между чувствами, волей и разумом существует некоторая несогласованность. Балансирование между этими частями психики и составляет духовную жизнь человека.

Личность - это всегда продукт и субъект индивидуальной жизни. Она формируется не только исходя из собственного существования, но также благодаря влиянию других людей, с которыми вступает в контакт. Проблема сущности человека не может быть рассмотрена односторонне. Педагоги и психологи считают, что говорить о личностной индивидуализации возможно лишь с того времени, когда у индивида проявляется восприятие своего Я, формируется личностное самосознание, когда он начинает отделаять себя от других людей. Личность "выстраивает" свою линию жизни и социального поведения. На философском языке этот процесс называется индивидуализацией.

Цель и смысл жизни

Понятие смысла жизни - индивидуальное, поскольку эту проблему решают не классы, не трудовые коллективы, не наука, а отдельные личности, индивиды. Разгадать эту задачу - значит найти свое место в мире, свое личностное самоопределение. С давних пор мыслители и философы искали ответ на вопрос о том, зачем живет человек, сущность понятия "смысл жизни", почему пришел он в мир и что происходит с нами после смерти. Призыв к самопознанию был главной фундаментальной установкой греческой культуры.

"Познай самого себя" - призывал Сократ. Для этого мыслителя заключается в философствовании, поиске самого себя, преодолении испытаний и неведения (поиск того, что значит добро и зло, истина и заблуждение, прекрасное и безобразное). Платон утверждал, что счастье достижимо лишь после смерти, в загробном мире, когда душа - идеальная сущность человека - является свободной от оков тела.

По Платону, природа человека определена его душой, вернее душой и телом, но с превосходством божественного, бессмертного начала над телесным, смертным. Человеческая душа, по мнению этого философа, состоит из трех частей: первая - идеально-разумная, вторая - вожделяюще-волевая, третья - инстинктивно-аффектная. От того, какая из них берет верх, зависит человеческая судьба, смысл жизни, направленность деятельности.

Христианство на Руси приняло другую концепцию. Основной мерой всех вещей становится высшее духовное первоначало. Путем осознания своей греховности, малости, даже ничтожности перед идеалом, в стремлении к нему перед человеком раскрывается перспектива духовного роста, сознание становится направленным к постоянному нравственному совершенствованию. Желание творить добро становится стержнем личности, гарантом ее социального развития.

В эпоху Просвещения французские материалисты отвергали понятие природы человека как совокупности материальной, телесной субстанции и бессмертной души. Вольтер отрицал бессмертие души, а на вопрос о том, существует ли божественная справедливость после смерти, предпочитал сохранять "благоговейное молчание". Он был не согласен с Паскалем в том, что человек - слабое и ничтожное существо в природе, "мыслящий тростник". Философ считал, что люди не так жалки и злы, как думал Паскаль. Вольтер определяет человека как общественное существо, стремящееся к образованию "культурных сообществ".

Таким образом, философия рассматривает сущность людей в контексте всеобщих аспектов бытия. Это социальные и индивидуальные, исторические и природные, политические и экономические, религиозные и моральные, духовные и практические основания. Сущность человека в философии рассмотрена многосторонне, как целостная, единая система. Если упустить какой-либо аспект бытия, рушится вся картина. Задача этой науки состоит в самопознании человека, всегда новом и вечном постижении им своей сути, природы, своего предназначения и смысла существования. Сущность человека в философии, таким образом, - понятие, к которому обращаются и современные ученые, открывая его новые грани.

Социальная сущность человека

Определœение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, крайне важно вновь обратиться к генезису человеческого рода, к проблеме возникновения и закрепления внебиологических форм регуляции деятельности.

Огромную роль в данном процессе сыграло развитие языка как специфически человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначения невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности той ʼʼтканиʼʼ, которая объединяла первобытных людей и разделяла ʼʼнашихʼʼ и ʼʼчужихʼʼ, вредное и полезное, священное и обыденное.

Природное развитие, подготовившее субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека, который носит название человеческой культуры. Ее сущность - в передаче по каналам информации способов общения индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всœего того, что выражается словом.

Половые и пищевые запреты (табу), вероятно, являлись древнейшими формами регуляции поведения человека, которые выступали своеобразным ʼʼруководством к действиюʼʼ, основанным на опыте предков. Табу были универсальными запретами, которые касались всœех членов рода - мужчин и женщин, сильных и слабых, старейшин и детей. Важно заметить, что для становления человека огромное значение имело осознание факта смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Очевидно, что в сознании первобытного человека очень рано произошло разделœение мира на мир реальный и потусторонний, земной и сверхъестественный.

В становлении социальной сущности человека огромную роль играл труд как целœесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потребностей. В философском смысле происхождение труда и его первоначальная эволюция интересны прежде всœего тем, что в данном процессе закладывались основа коллективного взаимодействия людей, социально-психологические стереотипы их поведения. Понятно, что на самых ранних этапах доминировало естественное присвоение плодов земных, хотя природа уже выступала и как условие зарождающегося производства, как арсенал средств труда. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания таких явлений, как собственность и власть.

Зачатки будущей собственности возникали, по-видимому, как определœенная форма отношений между ʼʼмыʼʼ и ʼʼониʼʼ (т. е. другое племя) по поводу источников пищи. Следующий шаг, очевидно, был связан с развитием владения, т. е. длительного целœенаправленного пользования, к примеру, огнем как достоянием всœей родовой общины или запасами продовольствия, ʼʼобщим котломʼʼ. Наконец, с развитием производства, установлением регулярных обменов продуктами труда с сосœедними общинами появляется феномен распоряжения результатами производства, из чего вырастает торговля. Этот процесс особенно ускорился в период так называемой ʼʼнеолитической революцииʼʼ, с переходом к земледелию, скотоводству и ремеслу.

Сущность человека может усматриваться также не только в общественных отношениях, но и в уникально неповторимой душевной и духовной организации человека, о чем речь пойдет далее.

Социальная сущность человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная сущность человека" 2017, 2018.

Вопрос 48. Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции развития.

Антропосоциогенез - исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Одним из аспектов взаимодействия общества и природы является антропосоциогенез - происхождение человека и общества. В XIX веке учение об антропогенезе прочно связано с именем Ч.Дарвина. Главный вывод Ч.Дарвина - генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, было рассмотрено Ф.Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и общества. В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу.

"Начала" и "концы" представленной версии антропогенеза относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце - человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда.

С точки зрения марксизма человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homosapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она [сущность] есть совокупность всех общественных отношений». Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности человека, марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Человека как биосоциальное существо не обладает «двойственной природой». Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в «снятом виде», через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Индивидуальное и историческое развитие человека – процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (Маркс) человеческого в человеке. Марксизм отвергает биологизаторские концепции человека, которые порождаются, в частности, со ссылками генетику. Он связывает развитие человека с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному обществу, при котором полное и всестороннее, своб. развитие каждого индивида, всех членов общества становится «самоцелью».



Т. обр., человек – не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. Человеку свойственна двойственная, биосоциальная природа: он обладает особенностями, которые, с одной стороны, присущи ему как биологическому виду, а с другой – рождаются и изменяются в ходе развития общества. При этом его биологические свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества, создателя и носителя культуры.