Как правильно произносить названия брендов. Произношение женских отчеств

В работе любого оратора, педагога, администратора, юриста и т.д. возникает необходимость в употреблении антропонимов - русских имен, отчеств, фамилий. Известно, что у многих русских имен-отчеств имеются произносительные варианты, которые стилистически дифференцированы.

Отчетливое, приближенное к написанию произношение необходимо, например, при первом «представлении» (произнесении) антропонимов; неполные, стяженные варианты в профессиональной речи следует употреблять с осмотрительностью, лишь когда они целесообразны. Употребление таких вариантов в официальном сообщении ослабляет его воздействие на слушателей.

Женские очества Андреевна, Сергеевна и др. в официальной речи рекомендуется произносить без стяжения, с сочетанием [ейь] вместо [э] (последнее в разговорном стиле и на сцене), т.е. Алек[с ейь]вна вместо Алек[с"э]вна и т.п. В разговорном стиле (и на сцене) в женских отчествах Ивановна, Владимировна, Семеновна и др. не произносится сочетание -ов- в безударном слоге. В современной официальной речи следует избегать этого и произносить Федор[ъв]на, Виктор[ъв]на и т.д. вместо Фед[ър:]на и др. Тщательное произношение сохраняет сочетание [йьв] в отчествах Васильевна (в отличие от варианта Васи[л"]на), Анатольевна, Григорьевна и др.

В мужских отчествах в московском произношении потомственной интеллигенции предпочитают варианты Яко[вл"и]ч (или Яко[вл"ьв"]ич) вместо Як[л’]ич, Васи[л"й]ич (или Васи- [л’йьв’]ич), Игна[т"й]ич (или Игна[т"йьв"]ич) вместо Васи [л’]ич и т.д. Не рекомендуется говорить в современной официальной речи от Мих[ал] Николаевича и т.д. (как принято это в сценической речи), когда мужские имена на согласный при употреблении их вместе с отчествами не изменяются по падежам.

Стяженные варианты имен-отчеств в сценической речи унаследованы от старомосковского произношения. Русская сцена при изображении старины традиционно не приемлет строгого побуквенного произношения отчеств, принятого в речи учителя, юриста, администратора и т.д., типа Андре[йь]вна, Роман[ъв]на, Васи[л"йь]вна, предпочитая варианты Андр[е]вна, Серг[е]вна, Рома[н:]а, Васи[л"]на, Никол[а]вна, Ива[н:]а, Алекса[н:]а и т.д. (конечно, в соединении со сценической дикцией). (Ср. традиционные рекомендации москвичей - педагогов по сценической речи: в театре надо произносить Ма[р"] Ива[н:]а, Алекса[н] Андр[е]вна, Па[л] Па[лы]ч, Миха[лы]ва[ны]ч, Алекса[нл"]екс[еи]ч, к Миха[л] Никола[и]чу, от Степа[ны]ван[ы]ча, у Серге[й] Петровича и т.д.) В популярном учебном пособии Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение» сказано: «Произношение этих и подобных отчеств без стяжения не может быть рекомендовано даже в публичной речи, в которой вообще в большей степени допускается соответствие произношения написанию» [Аванесов, 2007, 225].

Московская и сценическая рекомендация несколько десятилетий назад вызывала возражения и сейчас противоречит общерусской языковой действительности. Вот что, например, писал по поводу стяжения звуков в отчествах известный специалист по русскому языку Ф.П. Филин: «Интеллигенция, не искушенная в филологических тонкостях, воспринимает его как фамильярно-сниженное и даже оскорбительное (ведь Алексевна, Николавна относится к личностям), в чем я неоднократно убеждался на собственном опыте в разных городах страны, в том числе и в Москве» [Филин, 1981, 149]. Недаром с полными, нестя- женными вариантами отчеств в языке связывалось «значение большей вежливости, и относят их к лицам с более высоким общественным положением» - таково наблюдение известного филолога В.И. Чернышева, сделанное в начале ХХ в. [Чернышев, 1970, 551].

Женские отчества на -ична (Ильинична, Саввична, Никитична, Кузьминична, Лукинична, Фоминична) произносятся «по- старо-московски» (как и слова типа конечно, девичник) с фрикативным [ш] перед н.

Отчества с начальным И (Иванович, Игоревич, Игнатьевич и т.д.) после твердого согласного в предшествующем имени произносятся со звуком [ы] (Паве[лы]ванович и т.д.).

Глубокую теоретическую основу в произношении отчеств как орфоэпическую проблему разработала И.А. Вещикова [Вещикова, 2007].

Особое внимание обращает на себя произнесение фамилий, имеющих безударное а после мягких согласных и [j]. По общему правилу, в начале слова после мягких согласных и [j] фонема (в зависимости от места словесного ударения) должна произноситься как [иэ] или [ь] (тянуть, чаеводство, январский и т.д.). Однако в профессиональном произношении имен и фамилий здесь преобладают звуки типа [Л] или [ъ]: Янина,

Чайковский, Якут, Янковский, Рябчинская (то же, кстати, и в географических названиях: Ямайка, Янцзы).

Упражнение 37. Подберите тексты публицистического, официально-делового и научного (учебного) характера, каждый не более чем на 150 слов. Выполните содержательный анализ их в соответствии с требованиями § 41 (глава 10).

Разметьте тексты: разбейте на СФЕ, фразы, синтагмы, определите типы ИК, степень выделенности словоформ. Найдите участки в текстах, где может быть вариативность в звучании фонем, предупредив тем самым появление эллиптических вариантов в вашем чтении.

Запишите тексты на носитель, сопоставьте чтение каждого записанного текста с тем, как вы предварительно разметили его. Опишите замеченные вами различия. При необходимости начитайте тексты на диск еще раз и выберите лучший вариант.

Дайте полный анализ интонации и произношения с точки зрения профессиональных требований. Анализ каждого текста при этом разбивается на особенности распределения СФЕ в тексте, фраз и синтагм во фразах; далее следует анализ словоформ по темам орфоэпии.

Обнаружились ли различия в вашем чтении текстов, относящихся к разным функциональным стилям?

Вопросы и задания

1. Расскажите (с примерами) о твердости-мягкости согласных перед е в словах иноязычного происхождения.

2. Каковы особенности оканья в словах иноязычного происхождения? Приведите примеры.

3. В каких иноязычных по происхождению словах в безударных слогах произносится [э] без качественной редукции?

4. Как вы произносите слово жюри?

5. Какие превентивные правила (чтобы «не впасть» в просторечие) существуют относительно произношения отдельных грамматических форм?

6. Приведите примеры нормативного употребления неалфавитных названий русских согласных букв в аббревиатурах.

7. Приведите примеры твердого и мягкого произношения согласных перед е в инициально-буквенных аббревиатурах.

8. Какие служебные слова с гласными звуками, будучи безударными во фразе, не подвергаются качественной редукции? Приведите примеры таких фраз.

9. Какие превентивные замечания вам известны относительно глухости-звонкости конечных согласных в предлогах?

10. Как вы относитесь к сокращенному произношению русских имен-отчеств? Различаете ли вы ситуативные варианты? Ваши примеры.

11. Произносите ли вы женские отчества на -ична со звуком [ш]? Ответ подтвердите примерами.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - 7-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: словарь ударений. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Алексеев Д.И. Произношение сложносокращенных слов и буквенных аббревиатур // Вопросы культуры речи. - Вып. IV. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 22-37.

Алексеев Д.И., Гозман И.Г., Сахаров Г.В. Словарь сокращений русского языка / под ред. Д.И. Алексеева. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1984.

Вещикова И.А. Орфоэпия: основы теории и прикладные аспекты. - М.: Флинта: Наука, 2007.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб.: Норинт, 2002.

Дмитренко С.Н. Инициальные аббревиатуры звукового типа и их фонологическая система // Слово и грамматические законы языка, Имя. - М.: Наука, 1989. - С. 276-350.

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. - 2-е изд. - М.: Рус. яз., 2006.

Орфоэпия. Произношение женских имён

Отчества от имён на -ей (Андрей, Алексей, Сергей) произносятся неп ол но, т. е. в них вместо -еевна звучит -евна, например имена: Лю бо вь Анд[р"э]вна, Нина Алек[с"э]вна, В ер а Сер[г"э]вна. Но женские отчества от более редких имён и ме ют произношение с -еевна, например, отчества Ко рн еевна, Елисеевна, Дорофеевна .

Женское отчество Николаевна про из носится неполно: Нико-ла[вн]а. Менее распро с транённое Ермолаевна , по правилам орфоэпии, б уд ет произноситься без стяжения. Отчества обра зо ванные от имён на -в произносятся без сочетания -ов-, если о н о безударное: Вячесла[вн]а, Святосла[вн]а, Бронисла[вн]а.

В случаях, если сочетание -ов- нах од ится под ударением, оно, по нормам орфоэпии, сохраняется. Например, в отчестве - Львовна . Не произносится -ов- в женских отчествах от имён, которые заканчиваются на -м и -н. В отчествах от имён на -н ид ё т произношение в этих случаях долгого согласного [н]: Анто[н:]а, Ива[н:]а, Семё[н:]а. Отчества от имён на -м им ею т произношение с сочетанием [мн]: Ефи[мн]а, Аки[мн] а, Макси[мн]а. Женское отчество от им ен и Алек са ндр - Алекса[н:]а. Женское отчество Михайловна , произносится как Миха[лн]а - с выпадением не то ль ко -ов-, но и йота. Отчество Павловна произносится как Па[лн]а, то есть выпадает не то ль ко -ов-, но и [в].

Если женские отчества, обр а зованны от имён на твёрдые согласные -р, -л, -с, -т, -д, то встречается и полное произношение и стяжённое. Например, говорят Владимир[ъвн]а и В ла димир[н]а, Фёдор[ъвн]а и Фёдор[н]а, Борис[ъвн]а и Борис[н]а. Сниже нн ую стилистическую окраску имеет произношение без -ов-, а иногда свойственно простореч ию (Федот[н]а, Прохор[н]а). Нормам орфоэпии отвечает произношение с -ов- ([ъв]).

Если женские отчества, образо ван ны от имён на -б, -п, -г, -к, -х, то они имеют произношение с сочетанием -ов-: Гле[бъвн]а, Кар[пъвн]а, Оле[гъвн]а, М ар [къвн]а, Аристар[хъвн]а.

Женские отчества, которые об ра зованны от имён на -ий (Василий, Григорий, Порфирий) произносятся по-разному. Первый вариант с сохранением соч ет ания -ев-, но без йота: Васи[л"ьвн]а, Григо[р"ьвн]а, Порфи[р"ьвн]а. Второй вариант - и б е з йота, и без сочетания -ев-: Васи[л"н]а, Григо[р"н]а, Порфи[р"н]а. Преобладает первый ва ри ант произношения. Второй, из-за сниженной стилистической окраски - нежелателен.

Произношение мужских имён

В мужских отчествах, которые образованны от имён, закан чив ающихся на твёрдый согласный, вместо безударного суффикса -ович пр оиз носится [ъч]. Таким образом, отчества Антонович, Семёнович, Борисович, Фёдорович будут звучать как А нт о[нъч], Семе[нъч], Бори[съч], Фёдо[ръч]. Произносить эти и подобные отчества с отчетливым ] в суффиксе: Анто [ныч], Семё[ныч] - не рекомендуется.

Михайлович произносится как Миха[лъч]. Пав ло вич - как Па[лъч]. Александрович - как Алекса[нъч]. Произношение отчества как [Санъч] име е т просторечный характер.

Если мужские отчества, образованны от имён на -ей и -ай, то они имеютпроизношениес сочетанием [ич] на месте безударного суффикса - ев ич. Таким образом, отчества Андреевич, Алексеевич, Сергеевич, Николаевич будут звучать как Андре[ич], Алексе[ич], С ер ге[ич], Никола[ич].

Мужские отчества на -евич, кото р ые образованны от имён на -ий, тоже произносятся с суффиксом [ич]. Предшествующий йот чаще всего утрачивается. На пример, вместо Анатольевич, Васильевич, Григорьевич, по нормам орфоэпии, произносят Анатол[ич], Ва си л[ич], Григор[ич].

Некоторые мужские имена с отчес тва ми имеют произношение иначе, чем когда они произносятся отдельно. Так, имя Михаил звучит так же, как и пишется - М их [аил]. А если с отчеством, то начинает звучать как Mux[ал]: Mux[ал] - Васильевич, Mux[ал] - Ни к олаевич.

Имя Александр имеет произношение - Але кс а[ндр], но в сочетании с отчеством, которое начинается с согласного звука, будет звучать без двух конечных согласных: А лек са[н] - Сергеевич, Алекса[н] - Николаевич. Но если отчество начинается с гла сно го звука, имя будет произноситься полностью: Алекса[ндр-ы]ванович, Алекса[ндр-а]нтонович.

Имя Павел вме с те с отчеством будет произноситься как Па[в"ьл]. По нормам орфоэпии, не рекомендуется произношение п[ал], которое встречается в беглой разговорной р ечи , если оно сочетается с отчеством, которое начинается с согласного: П[ал] - Макс им ович, П[ал] - Петрович.

Итак:

1. Найки



Название бренда происходит от имени богини победы Ники и в оригинале звучит «Найки».

Именно так его произносят в Соединенных Штатах.

Однако незнание данного факта с одной стороны, и правила чтения английского слова «nike» с другой стороны, привели к широкому распространению в Европе в целом и в России в частности неправильной транскрипции «Найк».

Неправильное в сущности название не только прижилось и закрепилось, но и используется в названии официального представителя компании в России.

2. Ламборгини

Итальянский производитель дорогих спортивных автомобилей называется «Ламборгини».

Согласно правилам чтения в итальянском языке, если после «g» стоит «h», то оно читается как «Г». Однако в России настолько распространено неверное произношение «Ламборджини», что даже система автопоиска Google выдает именно его.

Но если сказать Lamborghini привычным способом итальянцу, на вас посмотрят как на идиота, нанесшего серьезное оскорбление.

3. Гарньер


Раньше марка Garnier озвучивала себя по-русски как Гарнье (знак зарегистрирован в России с 1991 года) - в традиции французских марок типа Перье (Perrier) или Курвуазье (Courvoisier).

Позднее по результатам проведенных фокус групп марка отказалась от верного произношения и заменила транскрипцию на транслитерацию - полагая, что покупательницам так легче прочесть ее название.

Косметическое переименование, несмотря на медийные веса, пока не помогло: сетевой народ продолжает писать название и на старый манер, и даже полной транслитерацией: гарнье, гарньер, гарниер и даже гаранье.

Тон метаниям задает сама марка, употребляя на русском сайте три варианта нейма в одном предложении: «История марки Гарньер началась в 1904 году, когда Альфред Амур Гарнье - парикмахер, парфюмер и галантерейщик города Блуа - выпустил свой первый продукт, лосьон для волос Garnier».

А в суббрендовом нейминге вообще без Карла и Клары не разобраться: Колор Нэчралз, Дусёр Блонд Гарнье, Гарньер Бэль Колор…

4. Хёндэ




В переводе с корейского «Hyundai» означает «современность». Правильная русская транслитерация этого слова - «хёндэ» с ударением на последний слог.

В народе же корейского автопроизводителя именуют и «Хёндай», и «Хюндай», и даже «Хундай». Подобные сложности с прочтением Hyundai встречаются и в других странах.

Обратите внимание, что под американцев бренднейм слегка адаптировали.

Аналогичная путаница возникает и при произношении названий некоторых моделей автомобилей Hyundai.

Так, внедорожник Hyundai Tucson чаще всего называют Тусан, Туксан, Туксон, Таксон. А на самом деле Hyundai Tucson назван в честь североамериканского города в штате Аризона и правильно произносится как Туссан.

5. Порше



Произносится «Порше» с ударением на первый слог по имени основателя компании Фердинанда Порше.

Россияне либо путают ударный слог, либо теряют окончание, задаваясь вопросом, почему же тогда не читается конечная «e» в названии люксового внедорожника Cayenne (Порше Кайенн).

Интересная ситуация с произношением названия бренда ASUS (Aсус) в Соединенных штатах. Из уст американцев ASUS становится похож на не совсем приличное «asses».

6. Бэ-Эм-Вэ



Некоторые борцы за правильное называние всего и вся уверяют, что нужно говорить «Би-Эм-Дабл-Ю».

Не нужно - потому что «Бэ-Эм-Вэ» - это абсолютно адекватное произношение для BMW, немецкого автомобилестроителя, чье название, как известно, произошло, сократившись от Bayerische Motoren Werke. В немецком языке буквы, вошедшие в бренднейм, называются именно так, и W - это «Вэ».

7. Хеннесси


Еще одна история про любителей «аутентичности»: коньяк Hennessy во Франции называют «Энси», и поэтому мнение на тему «Нам тоже нужно называть этот коньяк правильно» становится слышно все чаще. Но в действительности правильно так, как мы привыкли - «Хеннесси».

И связано это не с правилами французского произношения, а с фамилией основателя коньячного дома. Ричард Хеннесси был ирландцем.

8. Моэт э Шандо



Вопреки распространенному в России мнению, в имени всемирно известной марки шампанских вин при произнесении убирается не «т» в слове Moёt, а «н» в слове Chandon.

Союз «и», представленный в имени амперсандом, читается, как и положено по-французски, «э».

9. Таг Хойер




Не «хауэр», не «ауэр» и даже не «ёр» (есть и такие смелые предложения).

Часовое производство Heuer было основано в Швейцарии в 1860 году швейцарцем Эдуардом Хойером. Приставка TAG появилась у фамилии только в 1985 году, она означает Techniques d’Avant Garde, «техника авангарда».

Сама же аббревиатура - имя компании, которая владела часовым брендом на протяжении 14 лет, пока его не перекупил концерн LVMH.

10. Левис или Ливайз




Тщательные исследования выявили, что оба варианта уже давно и прочно вошли в общее употребление, и даже в США бытуют оба варианта. Люди продолжают интересоваться, спорить, доказывать, но вся доказательная база в этом случае сводится к двум моментам: носители английского языка чаще всего говорят Ливайз, потому что по правилам английского имя Levi читается как «Ливай».

Но создателя первых джинс звали Леви. Леви Штраусс был немецким евреем, при рождении получившим имя Loeb. В 18 лет он переехал из родной Баварии в Сан-Франциско, и его имя для удобства произнесения в Штатах превратилось в Леви. И если следовать грамматике английского языка, то правильней «Левис».

11. Эрмэс




Название люксового французского бренда произошло не столько от имени древнегреческого бога Гермеса, сколько от фамилии основателя.

Модный дом был создан Тьерри Эрмэсом в 1837 году. И поэтому правильней говорить не «гермес» и не «эрмэ», а «эрмэс» с ударением на последний слог.

Или «эрмэз», если ближе к английскому произношению. Кроме того, акцент над E во втором слоге предполагает прочтение буквы S на конце слова.

12. Мицубиси



Российское представительство японского автомобилестроителя Mitsubishi в своей последней кампании сделало акцент на варианте «Митсубиши».

Предпоследний звук в японском языке в действительности читается как нечто среднее между «с» и «ш», но ближе к «с», чем к «ш», поэтому подавляющее большинство японистов и переводчиков с японского языка продолжают настаивать на «Мицубиси».

И их подбрасывает от слова «суши» - там ровно тот же звук, а следовательно «суси». На этом месте подбрасывать начинает уже не японистов, а простых любителей риса и рыбы.

Та же самая принятая в 1930 году и до сих пор не отвергнутая система Поливанова довольно четко высказывается по поводу «ц» и «тс». «Тс» - это простая калька с английского языка, в алфавите которого просто нет знака для обозначения звука «ц».

А у нас есть, и поэтому правильно «Мицубиси». Следовательно вариант российского офиса дважды вызывает недоумение.

13. Зирокс




Удивительно, но на самом деле «зирокс», а не «ксерокс». В Штатах начальную букву «X» всегда читают как «З». «Зена - королева воинов» тоже, кстати, пишется «Xena».

Но в России с самого первого копировального аппарата Xerox называли именно ксероксом, и сейчас никто уже не поймет, о чем идет речь, если услышит «зирокс».

14. Дискуаэд




Dsquared - это название, которое не так-то просто прочитать, если видишь его впервые. А воспроизвести русскими буквами его правильное произношение и вовсе невозможно.

И тем не менее, российская молодежь отлично знает, что Dsquared по-русски произносится, как «Дискваер» или «Дискверд». Может, и не совсем правильно, но так уж повелось.

15. Лёвенброй



Löwenbräu (нем. Львиная пивоварня, произносится Лёвенброй, в России часто неправильно произносится как Ловенбрау) - немецкая пивоваренная компания, расположенная в Мюнхене.

16. Кларанс\


Самая распространенная версия это - «Кларинс» или «Кларин». Но ни тот, ни другой вариант не верны. «Клара(н)с» - самый верный из всех возможных вариантов.

Правда вторая «а» носовая ее нет в русском языке. Марка французская, по правилам чтения французского языка -rins читается как -r/\ns.

17. Булгари




С этим словом проблем практически нет, но есть два «но» - ударение и странная V вместо гласной.

Бренд итальянский, поэтому произносится «БулгАри», а не как многие произносят «БУлгари» или «БулгарИ».

А необычное начертание буквы «u» в логотипе всемирно известной ювелирной марки объясняется происхождением.

Итальянскую компанию основал грек, Сотириос Вулгарис, а на новогреческом его фамилия писалась именно так - Bvlgaris.

От последней буквы отказались сразу же, чтобы придать названию более итальянское звучание.

18. Самсон




Samsung в России произносят, как «Самсунг», но более правильно «САмсон», с ударением на первом слоге, что в переводе означает «три звезды».

19. Лонж’ин




Так как слово пришло с французского, то правильно говорить «лонж’ин», смягчая звук «ж».

20. Гленфиддих




В России этот бренд шотландского виски чаще всего называют Гленфиддич или Гленфиддик, хотя, как уверяет производитель, более правильным вариантом считается тот, что со звуком «х» на конце.

Не Адмэ, не Адме и не Адми. Эдми. С ударением на первый слог - по аналогии с hold me, thrill me, kiss me, kill me. Но мы не обижаемся ни на один из ваших вариантов;)

Также:

Burberry - [бёрбери]
Tissot - [тиссо’]
Hublot - [юблО]
Moschino - [Москино]
Montblanc - [мон блан]
Dior Homme - [диОр Ом].

Homme означает «мужской, мужчина» и всегда и везде читается как [Ом].

Femme означает «женский, женщина», и всегда и везде читается как [фАм].

Соответственно, названия духов «для него» - pour homme - будет читаться [пУр Ом], а «для неё» - pour femme [пУр фАм]

Мужские отчества от имен на -ей (типа Андрей, Алексей, Сергей ) произносятся стяжённо, то есть в них вместо -еевна звучит -евна , например, Лидия Анд[р’э]вна, Людмила Алек[с’э]вна, Наталья Сер[г’э]вна. Однако женские отчества с тем же сочетанием от более редких имен произносятся с -еевна , например, отчества Корнеевна, Елисеевна, Дорофеевна .

Женское отчество Николаевна произносится стяжённо: Никола[вн]а. Менее распространённое Ермолаевна – без стяжения.

Многие отчества от имён на произносятся без сочетании -ов- , если оно безударное: Вячесла[вн]а, Святосла[вн]а, Бронисла[вн]а (хотя на письме – Вячеславовна, Святославовна, Брониславовна ).

В тех случаях, когда сочетание -ов- оказывается под ударением, оно, естественно, сохраняется, например, в отчестве Львовна .

Обычно не произносится -ов- в женских отчествах от имён, оканчивающихся на и . В отчествах от имен на -н звучит в этих случаях долгий согласный [н]: Анто[Н]а, Ива[Н]а, Семё[Н]а. Отчества от имён на произносятся с сочетанием [мн]: Ефи[мн]а, Аки[мн]а, Макси[мн]а.

Женское отчество от Александр – Алекса[Н]а.

Женское отчество Михайловна произносится как Миха[лн]а – с выпадением не только -ов- , но и йота, отчество Павловна – как Па[лн]а, то есть с выпадением не только -ов- , но и звука [в].

В женских отчествах, образованных от имен на твердые согласные -р, -л, -с, -т, -д , встречается произношение полное и стяжённое. Так, говорят Владимир[ъвн]а и Владимир[н]а, Фёдор[ъвн]а и Фёдор[н]а, Борис[ъвн]а и Борис[н]а. Произношение без -ов- имеет сниженную стилистическую окраску, а иногда свойственно просторечию (ср.: Федот[н]а, Прохор[н]а). Литературной норме отвечает произношение с -ов- ([ъв]).

Женские отчества, образованные от имен на -б, -п, -г, -к, -х произносятся с сочетанием -ов- : Гле[бъвн]а, Кар[пъвн]а, Оле[гъвн]а, Мар[къвн]а, Аристар[хъвн]а.

По-разному произносятся женские отчества, образованные от имен на -ий (типа Василий, Григорий, Порфирий ). Один вариант с сохранением сочетания -ев- , но без йота: Васи[л’ьвн]а, Григо[р’ьвн]а, Порфи[р’ьвн]а. Второй – без йота и без сочетания -ев- : Васи[л’н]а, Григо[р’н]а, Порфи[р’н]а. Преобладающим считается первый вариант. Второй вследствие его сниженной стилистической окраски нежелателен (естественно, речь не идёт о литературно-драматическом радиовещании и телевидении, где можно встретить не только общепринятые, но и просторечные, диалектные, социальные, индивидуальные особенности произношения, так как в области художественной литературы воспроизведение таких особенностей служит определённым художественным целям).

Произношение мужских отчеств и имён

В мужских отчествах, образованных от имён, оканчивающихся на твердый согласный, вместо безударного суффикса -ович произносится [ъч]. Следовательно, отчества Антонович, Семенович, Борисович, Фёдорович должны звучать как Анто[нъч], Семё[нъч], Бори[съч], Фёдо[ръч]. Не рекомендуется произносить эти и подобные отчества с отчётливым [ы] в суффиксе: Анто[ныч], Семё[ныч] и т. д.

Вместо Михайлович произносится Миха[лъч]. Вместо Павлович – Пал[лъч]. Вместо Александрович – Алекса[нъч]. Произношение этого отчества как [Санъч] является просторечным.

Мужские отчества, образованные от имен на -ей и -ай , произносятся с сочетанием [ич] на месте безударного суффикса -евич , то есть отчества Андреевич, Алексеевич, Сергеевич, Николаевич должны звучать как Андре[ич], Алексе[ич], Серге[ич], Никола[ич].

Мужские отчества на -евич , образованные от имен на -ий , также произносятся с суффиксом [ич], причём предшествующий йот чаще всего утрачивается. Так, вместо Анатольевич, Васильевич, Григорьевич , произносят Анатол[ич], Васил[ич], Григор[ич].

Некоторые мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем в отдельном употреблении.

Например, имя Михаил звучит так, как пишется, – Мих[аил], но вместе с отчеством начинает звучать как Мих[ал]: Мих[ал] Васильевич, Мих[ал] Николаевич.

Имя Александр произносится полностью – Алекса[ндр], а в сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, – без двух конечных согласных: Алекса[н] Сергеевич, Алекса[н] Николаевич. Если же отчество начинается с гласного звука, имя произносится полностью: Алекса[ндр ы]ванович, Алекса[ндр а]нтонович.

Имя Павел в сочетании с отчеством должно произноситься как Па[в’ьл]. Не может быть рекомендовано произношение П[ал], которое встречается в беглой разговорной речи, если это имя сочетается с отчеством, начинающимся с согласного: П[ал] Максимович, П[ал], Петрович.

Задание 1. Прочитайте в различном темпе приведённые ниже слова и проследите, какие звуки теряются при быстром произношении

Пётр Александрович, Лидия Константиновна, Евгений Вячеславович, Елена Сергеевна, Людмила Николаевна, Мария Владиславовна, Наталья Анатольевна, Сергей Павлович.

Домашнее задание

Задание 1. Произнесите приведённые ниже слова и определите, мягкий или твёрдый [с] произносится в конце слова

Боюсь, любовался, моюсь, мучился, начался, огорчались, собрался, стремлюсь, умываюсь.

Задание 2. Распределите приведённые ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [э]:

а) с произносимым твёрдым согласным;

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что, глядя на бирку нового платья, даже отдаленно не представляете, как соединить эту последовательность букв в единое слово? Такое случается даже с профессионалами! Специально для таких ситуаций мы подготовили шпаргалку с правилами произношения имен дизайнеров и названий брендов.

Philipp Plein Филипп Пляйн – дизайнер родился в Германии, поэтому его имя нужно произносить именно так, на немецкий манер, а не на английский – Плейн, как это делают обычно. Называем же мы Calvin Klein Кэльвином Кляйном , фонетически их имена схожи.

Дизайнера Nicolas Ghesquière по настоятельным просьбам пресс-службы компании следует называть Николя Жескьер , а не Николя Гескьер, а подвластный ему бренд Louis Vuitton в русском варианте произносится как «Луи Виттон », но никак не «Луи Вьюттон» или «Луи Вуиттон».

Бельгийского дизайнера Ann Demeulemeester стоит называть Анн Демельмейстер – вариаций на тему ее имени существует великое множесто.

Модный Дом Lanvin произносится как «Ланван », это особенности французского произношения. Поэтому забудьте о «Ланвин » или «Ланвен ». А руководителя бренда зовут Альбер Эльбаз (Alber Elbaz) .

По тем же правилам читается название бренда Moschino – «Москино ».

Hermes - Эрмес - и никак иначе. А Гермесом зовут древнегреческого бога торговли и прибыли. Кроме того, название бренда часто произносят как «Эрмэ » и, казалось бы, по правилам французской транскрипции это верно. Но не стоит забывать, что в каждом правиле есть исключения. Это именно такой случай.

Имя французского дизайнера тунисского происхождения Azzedine Alaia произносится как «Аззедин Алайя », обычно в ступор вводят три гласных подряд в его фамилии.

Badgley Mischka – это вовсе не имя одного человека, как могло бы показаться, а фамилии основателей дизайнерского дуэта – Марка Бэджли и Джеймса Мишки. Соответственно, название бренда звучит так: «Бэджли Мишка ».

Часто встречаются различные варианты произношения названия Vionnet «Вайонет» или «Вионнет». На самом деле, все просто: Вионнэ с ударением на «э». Именно так звучала фамилия основательницы французского Дома, легендарной Мадлен Вионне.

Бандажные платья Hervé Léger знают все, а вот как произносить название бренда, многие не догадываются. Правильный ответ – «Эрве Лэже », а не «Херве Леджер» или «Хэрвэ Леге».

Название Elie Saab звучит как «Эли Сааб ». И, кстати, ливанский дизайнер – мужчина, а не женщина, как думают многие.

Его земляк, близкий ему по духу и по стилю, – Zuhair Murad . На русском это звучит так – Зухэйр Мурад . «Э» произносится не чисто, а близко к «А».

Француз Thierry Mugler Тьери Мюглер . Ничего сложного!

Американский бренд Proenza Schouler произносится как «Проэнза Скулер », пусть даже порой хочется назвать его «Шулером».

Название бренда Balenciaga звучит как «Баленсиага ».

Дом Givenchy следует называть Живанши , а не на американский манер – «Дживенши».

В англоязычных странах название Balmain часто произносят как «Бальмейн», но корректно оно должно звучать как «Бальман », при этом буква «н» на конце практически не произносится.

Бренд Comme Des Garçons японский, но название его – французское, поэтому говорить следует «Ком де Гарсо́н ». Без «с» в обоих случаях.

Как только не произносят название испанской марки Loewe ! И действительно, правила прононса этого слова объяснить затруднительно. В итоге должно получиться что-то между «Лоэвэ » и «Лоуэвэ », но обязательно с гласным звуком на конце.

Имя Rei Kawakubo , может быть, и выглядит сложно, но произносится довольно легко – «Рей Кавакубо ».

Имя знаменитого на весь мир обувного дизайнера Christian Louboutin по правилам звучит ближе всего к «Кристиан Лубутан ». Хотя ошибиться легко, даже в профессиональных кругах можно услышать «Лабутен», «Лобутан» или «Лабутин». Чтобы не усложнять себе жизнь, многие поклонницы бренда ласково называют свои новые туфли «Лубис ».

Одна из главных мистификаций модного мира – правильное произношение названия бренда Nike . Только в России некорректный вариант «Найк» прижился настолько, что звучит даже с экранов телевизоров. На самом деле, по всему миру марка называется «Найки ».

Сложные на вид имена Giambattista Valli и Gianfranco Ferre оказываются не так уж и сложны, когда дело доходит до произношения – Жамбаттиста Валли и Жанфранко Ферре соответственно.


Бабушку трикотажа и любительницу веселых расцветок Sonia Rykiel нужно называть Соня Рикель .


Hedi Slimane тоже часто называют неверно, но все проще, чем кажется: Эди Слиман , а не Хеди Слайман.


Burberry Prorsum звучит как «Бёрбери Прорсум », а не «Барбери Прорсум» или «Бурбери Прорсум».


Бельгийского дизайнера Dries Van Noten следует именовать Дрис Ван Нотен .


В начале XX века Elsa Schiaparelli была известна не меньше, чем Coco Chanel. Затем итальянский модный Дом пришел в упадок и правила произношения имени основательницы позабылись. Сейчас компания переживает второе рождение, так что пора освежить знания – Эльза Скиапарелли .


Mary Katrantzou родилась в Греции, но творит в Британии. Там ее называют Мэри Катранзу .