Как найти определенно личное предложение. Виды и примеры

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет . В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет. Односоставные предложения бывают двух видов: глагольные и субстантивные.

Глагольное односоставное предложение. Отличительная особенность глагольных односоставных предложений – бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

    определенно-личные;

    неопределенно-личные;

    обобщенно-личные;

    безличные;

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин);

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы .

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев) ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения – предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу ); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно ); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью ); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты ) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен:

Формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает! Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

Формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

Словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было , а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - не будет ): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).

Сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

Кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Субстантивное односоставное предложение. Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

    номинативные;

    генитивные.

    назывные.

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А.А.).

Генитивные предложения , кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А.Н.)

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную . Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее.

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки.

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения. Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.

Типы неполных предложений . Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов , - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая, неуютная комната (Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.).

    Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

    Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В сложносочиненном предложении: В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Сол.). Во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении: Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову , увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.). В придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.). В пояснительной части сложного предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. Например: Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... - Можно? - спросил он дрогнувшим голосом (М. Алексеев).

Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко.

- Утихомирились , - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.). Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины.

- Я за вами! - предупредил я и побежал к своей машине (С. Бар.).

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим, причем реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу, чем последующие. Например:

- На перевязку иди.

- Убьют...

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий подтверждения или отрицания сказанного:

- У тебя баба есть?

- Никак нет.

- А матка?

- Есть (Нов.-Пр.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Чего не пробовали - удить или любить?

- Первое (М. Г.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.).

- Скажи, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша.

- Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.

Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:

  • по цели высказывания (повествование, вопрос или побуждение);
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное);
  • по составу (из скольких частей состоит: простое, сложное);
  • по типу грамматической основы (сколько главных членов в основе - один или оба: двусоставное, односоставное);
  • по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);
  • по наличию осложняющих конструкций (осложненное, неосложненное).

Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:

  1. Двусоставные (в предложении есть подлежащее и сказуемое). Пример: Сорока улетела в лес. (Подлежащее сорока, сказуемое улетела)
  2. Односоставные (в синтаксической конструкции нет подлежащего либо сказуемого, однако отсутствие главного члена предложения не сказывается на полноте смысла конструкции). Пример: Мне дали яблоко. (Сказуемое дали, подлежащее формально не выражено).

Виды односоставных предложений

В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:

  1. Номинативные (назывные). Грамматическая основа такого рода синтаксических конструкций состоит лишь из одного главного члена - подлежащего. Пример: Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин).
  2. Сказуемостные. Грамматическая основа таких конструкций состоит из одного сказуемого. В зависимости от грамматического значения и формы главного члена сказуемостные предложения подразделяют на несколько групп, которые можно представить в следующей таблице:

Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения . Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).

Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.

Односоставные определенно-личные конструкции: значение и структура

Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?

Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).

Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).

Односоставные определенно-личные конструкции: формальное выражение

Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).

Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.

Определенно-личные предложения: примеры

Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.

Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.

Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.

В русском языке, согласно известному словарю Даля, насчитывается около двухсот тысяч слов, однако даже знание всех их наизусть совсем не говорит о том, что человек сможет свободно излагать свои мысли. Ведь для связной речи даже богатого словарного запаса недостаточно - нужно уметь правильно расставить слова в предложении и при этом употребить их в нужной форме. Ведь именно связанные между собой словарные единицы составляют высказывания со смыслом, которые в русском языке называют предложениями.

Конструкция предложения

Каждое высказывание должно иметь грамматическую основу, которая состоит из подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже и являющегося субъектом действия, и сказуемого - глагола, обозначающего совершаемое им действие. Однако встречаются и такие конструкции, где есть всего один главный член (сказуемое). Такие предложения называют односоставными. Они также имеют законченный смысл и совсем не являются пустыми, а порой подлежащее в них кажется совсем неуместным. Все односоставные конструкции делятся на несколько видов, среди которых лингвисты отмечают обобщенно-личные, безличные, назывные, неопределенно-личные и определенно-личные предложения. Каждое из них имеет свои особенности в форме главного члена и способе выражения общего значения. Далее в статье будет рассмотрено определенно-личное предложение, нюансы его конструкции и варианты применения.

Определение

Для того чтобы понять суть рассматриваемой конструкции, следует сначала ознакомиться с определением данного вида предложения. В школьном курсе русского языка оно звучит так: "Определенно-личные предложения представляют собой сочетание связанных по смыслу слов с одним главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме первого или второго лица множественного или единственного числа в повелительном или изъявительном наклонении, употребленным в настоящем или будущем времени". Как правило, не указанное в данном односоставном предложении лицо, производящее действие, может быть названо одним из личных местоимений первого или второго лица. Например: "Люблю колокольный перезвон"; "Уходим в поход"; "Сиди тут и не вставай". Определенно-личные предложения не могут в своем составе в качестве сказуемого иметь глагол в прошедшем времени, так как он сам по себе не выявляет то или иное лицо. В таких случаях высказывание требует указания субъекта, которым производится действие.

Виды определенно-личных предложений

В зависимости от того, каким глаголом выражено сказуемое, рассматриваемые предложения делят на два типа:

  1. Полное высказывание со сказуемым в виде глагола первого и второго лица в изъявительном наклонении (Завтра сходим в парк ).
  2. Полное высказывание со сказуемым, выраженным глаголом второго лица в повелительном наклонении (Сегодня обязательно сдайте отчет ).

Как отличить определенно-личные предложения от других

Зная особенности таких предложений, выделить их из контекста совсем несложно. Итак, для начала следует определить односоставные предложения в тексте и выделить в них грамматическую основу. После этого нужно провести анализ сказуемого, для которого глагол нужно будет разобрать как часть речи. Именно так можно будет определить его наклонение, число и время. И, исходя из результатов анализа, определить, является ли высказывание односоставным, полным и определенно-личным.

Особенности конструкции

Подобные односоставные предложения вполне могут существовать как самостоятельные высказывания. Однако их достаточно легко объединить с другими предложениями, связанными по смыслу. Еще одна особенность данного вида конструкций заключается в том, что практически всегда они являются распространенными. Если же определенно-личное предложение не распространено второстепенными членами, оно зачастую является неполным и требует наличия подлежащего. Наглядно такое соединение можно рассмотреть на примере: Мы вчера гуляли по набережной . Посмотрели на разные достопримечательности и вернулись домой поздно вечером. Или: Мы вчера гуляли по набережной, смотрели на разные достопримечательности и вернулись домо й. В этом примере односоставное предложение тесно связано с предыдущим, а потому их можно соединить. Для этой цели следует изменить форму глагола с «посмотрели» на «смотрели». Самая главная особенность, которую имеет определенно-личное предложение, - это особое окончание глагола, которым выражено сказуемое. Именно благодаря окончанию прослеживается предмет, от которого исходит действие, что позволяет в высказывании не употреблять подлежащее.

Значение односоставных предложений

У большинства школьников при изучении данной темы возникают вопросы, касающиеся надобности данного вида предложений в русском языке. Многие задаются вопросами о роли и значении подобных конструкций. Ответ на эти вопросы достаточно простой. Использование односоставных предложений придает речи экспрессии, лаконичности, создает простые разговорные интонации, без которых невозможно было бы акцентировать внимание на каком-то определенном отрезке высказывания. Такая лаконичность при разговорной и письменной речи облегчает восприятие мысли автора, которому, в свою очередь, не приходится перегружать текст многочисленными местоимениями.

Упражнения для закрепления темы

Ни одна теория не усвоится без практических занятий, особенно если процесс обучения направлен на детей. Поэтому в школьной программе наряду с многочисленными правилами вниманию учащихся предоставляется масса упражнений, в которых можно применить все полученные знания по данной теме. Итак, для закрепления материала преподаватели дают следующие задания:

  1. Детям предлагаются варианты предложений, в которых следует найти определенно-личные и проанализировать сказуемое, что входит в его конструкцию. При этом следует указать наклонение и лицо глагола. Например: Хотим поехать в отпуск на море хотя бы на пару недель . «Хотим» - сказуемое, выраженное глаголом первого лица множественного числа с окончанием -им. Отсюда следует, что главный член в односоставном предложении четко указывает на возможное подлежащее «мы», а потому высказывание является определенно-личным.
  2. Ученикам дается текст, в котором следует определить, какое предложение односоставное, а какое - двусоставное. Далее требуется указать, какие высказывания являются определенно-личными, и объяснить, почему. Как правило, в случае с простыми односоставными предложениями трудностей не возникает, и дети легко справляются с заданием. Но вот когда следует выделить определенно-личное предложение в составе сложного, здесь многие теряются. Но чтобы справиться с данным заданием, каждое составное высказывание следует разбить на простые и выделить в них грамматические основы. После провести анализ одиночного сказуемого, употребленного без подлежащего.
  3. Нередко ученикам предлагается составить определенно-личные предложения самостоятельно. Для этого нужно лишь взять необходимую форму глагола и дополнить полученное сказуемое второстепенными членами.

Вместо послесловия

Вот мы и разобрали вкратце, что представляют собой определенно-личные предложения. Как видите, ничего сложного в этом материале нет. Но чтобы окончательно усвоить его, необходимо потренироваться. Примеры определенно-личных предложений мы привели, так что трудностей с поиском подобных конструкций в тексте возникнуть не должно. Успехов!

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .