Как думать головой правильно мыслить. Как начать мыслить своей головой, независимо

«Как научиться мыслить как программист?»

Мы обратились за разъяснениями к нашим экспертам, а полученные ответы предоставляем вашему вниманию.

Главная задача программиста - понимать, как работает мир, разбивать сложные явления на простые инструкции, а потом собирать их воедино. Программист должен уметь правильно задавать вопросы и находить на них ответы. Поэтому я не вижу разницы между фразами «мыслить как программист» и просто «мыслить». Но если вы все же хотите мыслить «как программист», то начните читать, рассуждать, спорить и находить ответы на вопросы, которые интересуют именно вас. На мой взгляд, программист - одна из немногих профессий, где приходится часто и много размышлять. Так что дерзайте.

Повысить Понизить

На самом деле, вопрос не такой тривиальный, как кажется. И правильно бы его было сформулировать немного по-другому, как научиться понимать и решать поставленные задачи, т.к. языки программирования, подходы к проектированию и все остальное меняется достаточно быстрыми темпами, но несколько умений остаются вне времени.

Исходя из опыта, могу выделить среди них следующие:

  • Умение сформулировать/понять задачу.
  • Умение упрощать.
  • Умение декомпозировать, выделять главное, и выстраивать логическую цепочку.
  • Умение выделять граничные значения и исключительные ситуации.

Спойлер: любой навык и любое умение нарабатывается только практикой.

Умение сформулировать/понять задачу

Фактически нас этому учат с детского сада — сначала выражать и формулировать свои желания, затем ставят все более и более абстрактные задачи, проверяя нашу способность понять их. И все здорово ровно до тех пор, пока вы общаетесь в одном информационном поле (школа, студенты одной специализации, специалисты одной предметной области). Проблемы начинаются тогда, когда вы взаимодействуете со специалистами из другой предметной области — медицина, страхование и т.д. Они говорят на своём языке, к которому привыкли, и вам придётся либо научится понимать, либо искать переводчика.

Как с этим работать: учитесь общаться, учитесь излагать свои мысли, учитесь понимать других людей. В современном мире даже программистам-интровертам этим приходится заниматься. Начните с того, что хотя бы раз в неделю посещайте мероприятия по тематикам, с которым вы никак не связаны, но не просто ходите, а активно задавайте вопросы и пытайтесь понять ключевые идеи и взаимосвязи (это перекликается со следующими двумя пунктами). Можете просто общаться с новыми людьми из других сфер жизни.

Учитесь простыми словами объяснять то, чем вы занимаетесь и над чем работаете, а также понимать, что вам объясняют другие. Всегда проверяйте то, насколько поняли вас, и насколько поняли вы: уточняйте у собеседников, правильно ли вы их поняли, и правильно ли поняли они вас.

Умение упрощать

Из всех компонентов этот, наверное, самый близкий к коду. Упрощайте — используйте техники и подходы, которые позволят вам больше думать о бизнес-задаче, чем о том коде, который вы пишете:

  • Early Exit — проверяйте условия в начале метода/функции и выходите, если вас что-то не устраивает.
  • Разделяйте объекты на те, что содержат только данные и не содержат логики, и объекты, содержащие логику.
  • Разделяйте логику по слоям (неважно, какой паттерн вы выберите).
  • Механизм исключений — выбрасывайте исключения, если текущий слой не имеет возможности разобраться с исключительной ситуаций.
  • Декларативное программирование (аннотации, декораторы и т.д., в зависимости от языка программирования, но тут важно знать меру).
  • Любые другие, которые приведут к сокращению сложности восприятия кода (включая использование готовых библиотек, фреймворков и решений).

Умение декомпозировать, выделять главное и выстраивать логическую цепочку

Одно из ключевых умений, позволяет правильно расставлять приоритеты и проектировать системы. А также, что немаловажно, общаться с заказчиками и руководителями, которым важно все. Суть заключается в следующем — вы должны научиться из любой системы выделять ключевые компоненты, без которых эта система не имеет смысла, и определять их свойства и поведение.

Как с этим работать: опять же, только практика — выбирайте любую бизнес-систему и пытайтесь оставить в ней минимальное количество объектов и их взаимосвязей (если говорить терминами стартап-сообщества — MVP), позволяющих сохранить эту систему в работающем состоянии. Опишите весь процесс по шагам, посмотрите, какие объекты и как взаимодействуют.

Попробуйте понять, почему это взаимодействие устроено именно так. Например, почему процесс заказа или покупки устроен именно так, а не иначе. Можно ли организовать его по-другому? И почему в новых проектах,это взаимодействие иногда строится по-другому (они об этом любят писать в различных источниках).

Найдите changelog’и либо описание истории проекта, посмотрите как менялся проект со временем, с чего начинался, что в него добавлялось и почему.

Умение выделять граничные значения и исключительные ситуации

Говорят, что когда-то очень давно программисты не должны были тестировать свой код. Сейчас ситуация в корне изменилась и в большинстве вакансий присутствует как минимум требование уметь писать авто-тесты.

На самом деле, программисту очень важно изучить теорию тестирования. Потому что именно из этого у вас сформируется понимание того, как обрабатывать различные входные данные, какие условия строить, где вас могут подстерегать ошибки и умеете ли вы вообще с этими ошибками работать.

Вместо заключения

Как уже было сказано в спойлере, ключевое — это практика. Не бойтесь ходить на встречи с реальными заказчиками, не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь браться за проекты из другой предметной области (но при этом трезво оценивайте свои силы — если вы ничего не смыслите в медицине, не стоит браться за написание ПО для какого-то аппарата жизнеобеспечения), не бойтесь пробовать новые подходы и методы (когда-то многие вещи из тех, что используются сейчас, высмеивались и считались в корне неверными).

Только через практику вы получите реальный опыт и на нём поймёте, что правильно, а что нет. Яркий тому пример: нас долгие годы учили тому, что нужно выполнить гигантский объём проектирования, нарисовать кучу схем и диаграмм, прежде чем написать хотя бы одну строчку кода. Сейчас всех учат тому, что нужно быстрее планировать и быстрее делать.

Повысить Понизить

Чаще всего, когда говорят «мыслит как программист», имеют в виду аналитический склад ума, то есть способность декомпозировать задачу на небольшие составляющие, выявлять взаимосвязи в сложной системе и так далее. Но программист - это всегда больше, чем просто логично мыслящий человек.

Самое важное качество разработчика, как и любого инженера - умение проектировать и прогнозировать возможные сценарии работы, отличные от стандартного. Что произойдет, если ответ от сервера не придет? А если придет, то вдруг он будет некорректный? Или будет идти слишком долго? Рассуждая таким образом и внося соответствующие изменения, разработчик может сделать код более стабильным. К тому же, сравнивая собственные прогнозы с проблемами, которые могут возникнуть при реальном использовании, он получает ценную обратную связь и понимает, какие из его сценариев оказались верными, какие нет, и почему это произошло.

Такой подход, наряду с желанием пробовать новое и небольшой долей перфекционизма, позволит программисту со временем вырасти в очень сильного разработчика, даже если кажется, что аналитика не его сильная сторона. Конечно, есть люди, у которых творческая или логическая составляющие выражены ярче. Но я считаю, что можно и нужно развивать каждую из этих сторон.

Повысить Понизить

Саттар Гюльмамедов, руководитель отдела разработки новых программных продуктов IT-компании NEIRIKA

Думаю, нельзя сказать, что в мышлении программистов есть что-то совсем необычное. Мы думаем схожим с инженерами, математиками и физиками образом. Лучшим из нас, несомненно, должна быть определенная дисциплина ума. Натренировать ее можно только решая задачи.

Хорошим подспорьем в «прокачивании» дисциплины будет книга Дьердя Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения». Нужно развивать в себе навыки анализа, причем не только численного. Кроме того, для того, чтобы достичь существенных успехов, подняться над средним уровнем, необходимо уметь синтезировать разрозненные части в единое целое.
Аналитические навыки позволят справляться со сложными задачами, разбивая их на части. Синтезирование же позволит подняться на уровень разработки архитектуры программных решений.

Для программиста очень важно уметь фокусироваться на задаче и чем он лучше умеет это делать, и чем дольше способен оставаться в фокусе, – тем выше его результаты.

Повысить Понизить

Чтобы понять, как научиться мыслить, как программист, нужно понять, как вообще мыслят программисты, и отличается ли это мышление, например, от журналистов.

Попытавшись вспомнить, как я становился программистом, а потом период, когда я им перестал быть, я пришел к следующим условным отличиям:

  • Программист может найти несколько вариантов решения задачи.
  • Программист может выбрать наиболее оптимальный из них.
  • Программист обладает широким знанием инструментов в общем смысле (языков, алгоритмов и т.п.) для решения задачи.

Получается, главное – логическое мышление и накопленный опыт.
Чтобы развить логику есть уже огромное количество инструментов, игр и приложений, которыми стоит пользоваться. Еще не стоит пренебрегаться самым простым способом – чтением. Оно поможет накапливать опыт и эрудицию.

Что произойдет если прекратить часто мыть волосы

Какие черты делают женщину привлекательной

Как кошка может разрушить вашу жизнь

Логическое мышление помогает людям видеть суть событий, проблем, вещей, с которыми они каждый день сталкиваются в разных ситуациях. Умение логически мыслить можно развить до определенной степени. А если вы хотите помочь своему малышу в постижении логики, то начинать следует как можно раньше.

Инструкция

  1. Можете поступить на факультет, в котором логика – один из профильных предметов (философский, юридический и т.д.). Ходите на все занятия и лекции, самостоятельно занимайтесь по списку литературы и учебному плану, который можно согласовать с преподавателем. Чтобы лучше запомнить, составляйте схемы и таблицы. В качестве практических примеров используйте имеющие доказательства и требующие их.
  2. Если вы самостоятельно мечтаете освоить законы логики, возьмите в библиотеке или купите учебники по логике (к примеру, таких авторов: А. А. Ивин, В. И.Кобзарь) и «Логическую энциклопедию». Некоторые учебники можно найти и в Интернете, к примеру, на сайте http://www.i-u.ru/biblio. В поиске этой библиотеки введите слов «логика» и можете качать любую книгу.
  3. В Интернете также есть много тренингов по логике. Но им доверять особо не следует, поскольку программа их программа крайне скудна и является вольным переложением вводной части учебника по логике, только проиллюстрированной в современной форме.
  4. Приобретите сборник логических задач и с него для начала выберите те, которые вы способны решить, почти не задумываясь. Всегда после решения сверяйтесь с ответами. Если нашли ошибки, то не нужно расстраиваться, а лучше постарайтесь понять, как вы нарушили законы логики. Со временем начинайте усложнять задания.
  5. Если вы мечтаете, чтобы ваш малыш умел логически мыслить, всегда отвечайте ему даже на самые нелепые вопросы. Возможно, что через некоторое время он и сам, поразмыслив, придет к соответствующему выводу, что будет свидетельство того, что у него есть первоначальные навыки логики.
  6. Научите малыша сравнивать, обобщать и исключать. К примеру, продемонстрируйте ему парочку подобных предметов (разных размеров или цветов) и попросите ответить, чем они отличаются между собой.
  7. Приобретите развивающие игры, и чтобы ребенок ими заинтересовался, нужно позаниматься вместе с ним, пока он самостоятельно не сможет играть в них. Купите книги с легкими логическими задачками для детей и позаботьтесь о том, чтобы малыш понял их решение.

Упражнения для развития логического мышления

  • Развлечься компьютерной игрой.
  • Блефовать в покере.
  • Обсудить условия контракта.
  • Объяснить ребенку, почему небо голубое.
  • Написать реферат по философии.
  • Задать вопрос влиятельному лицу.
  • Переоборудовать спальню.
  • Спроектировать усовершенствованную мышеловку.
  • Держать себя в руках.
  • Поговорить о прибавке оклада с начальником.
  • Детально вспомнить важный разговор, который был месяц назад.
  • Сочинить «документальную драму».
  • Поразмышлять о бесконечности.
  • Сменить свое настроение с плохого на хорошее.
  • Написать реалистический пейзаж.
  • Разобраться, как работает тот или иной электрический прибор.
  • Написать программу на компьютере.
  • Убедительно солгать.
  • Выучить новый язык.
  • Продолжить ряд 3, 6, 9, 12 как можно дальше.
  • Вспомнить имена своих первых учителей.
  • Наизусть прочитать сонет известного писателя от конца к началу.
  • Попытаться вспомнить во мельчайшых деталях, когда вы последний раз ели шашлык.
  • Отчетливо представить в уме лицо приятеля.
  • Приготовить изысканный ужин.
  • Разобрать трудный текст.
  • Сымпровизировать на сцене.
  • Поучаствовать в телеинтервью.
  • Подготовиться к экзамену.
  • Решить кроссворд.
  • Совершенствуйте свою логику максимально часто. Чем больше нагрузка – тем легче будут проходить следующие занятия. Чем легче занятия – тем больше они вам нравятся. Чем больше нравятся – тем чаще вы будете заниматься. Чем чаще заниматься – тем более развитым вы будете.
  • Повторяйте тренировки. Все упражнения следует делать по нескольку раз, чтобы точно знать, что вы больше не ошибетесь в подобной ситуации. Развитие умственных способностей определяется практикой и временем. Создайте свою процедуру интеллектуального обогащения. Если что-то не получается, сделайте небольшой перерыв и вернитесь чуть позже.
  • Не стоит спешить выполнять упражнения. Чтобы достичь глубинных пластов мышления, нужно время. Терпение и еще раз терпение. Дайте своему мозгу время, чтобы он мог исследовать свои возможности.
  • Занимайтесь, а не анализируйте. Смысл интеллектуальных тренировок заключается в сознательном манипулировании умственными ресурсами. Результат пропорционален вашему желанию напрягать мышцы ума.
  • Пусть все ваши заботы и проблемы останутся где-то в другом месте. Создайте для тренировок рабочую атмосферу. Получайте удовольствие от трудностей и их преодоления.

Видео уроки

Вспомните, как часто ваши друзья с радостью откликаются на предложение сходить в новый ресторан, отправиться в поездку в неизвестное место? Да и вы сами наверняка нередко замечали за собой, что предпочитаете не усложнять себе жизнь различными нововведениями, свежими идеями и действуете так, как привыкли, а не потому что это лучший вариант. Но так ли уж хорошо все привычное, и не пора бы «расшевелить» себя? Мы собрали действенные советы, которые помогут вам перестать ходить по кругу.

Л – ленивый мозг

Повторение хорошо знакомых действий – тревожный сигнал о растущей лени. Мы отказываемся от того, что требует освоения новых навыков и усиленного внимания, потому что предпочитаем любимое и привычное, выверенное до автоматизма. Но мозг, как и любая мышца тела, должен быть в тонусе. Только так он может работать на полную.

Мозг стремится упростить себе жизнь, создать как можно больше шаблонов. С одной стороны, он защищает вас от информационного шума. Но с другой стороны, жизнь – это источник перемен, скорость которых вы не способны воспринять без подготовки. В результате, когда в реальной жизни все становится «шаблонным» из нее понемногу уходит новизна ощущений, растет страх неизвестного и накапливаются сомнения по поводу принятых решений. Умение выполнять однотипные действия быстро – хороший навык, но, достигнув в нем «потолка», вы перестаете развиваться, и мышление теряет гибкость. Это значит, что вы не затрачиваете усилия на преодоления преград, а значит, не умеете преодолевать новые.

П – пластичность мозга

Для работы и жизни в современном мире с его скоростью, кризисами и множеством вызовов вам понадобится, например, умение быстро стать на ноги после ухода из компании, оперативно освоить новый навык, легкость в общении, желание анализировать ситуации и т.д. Вы не справитесь, если ваш мозг не будет гибким. Именно поэтому надо постоянно тренировать его.

Ш – шевеление извилинами

Чтобы сделать мозг пластичнее, достаточно регулярно делать старое по-новому – есть палочками, чистить зубы другой рукой, сменить стиль одежды. Но есть и более интересные способы стать круче.

1. Играйте в детектива, который следит за собой же

Постоянно наблюдайте, что вызывает у вас дискомфорт – новая упаковка йогурта, смена маршрута, книги с другим взглядом на привычные вещи. Это ваша точка отсчета – поймайте чувство неудобства и «дожмите» его. Придумайте новую этикетку для любимого творожка, измените принт для свитера и т.д. Просто на листе бумаги, этого достаточно. Мозг успокоится, привыкнет реагировать спокойно на изменения.

2. Отложите прочитанные книги

То же касается фильмов и музыки. Очень приятно погрузиться в знакомый мир персонажей, акцентировать свое внимание на мелочах. Когда мозг не тратит усилий на осмысление новых звуков, смыслов, образов, то мы расслабляемся. А именно неизученные книги, фильмы, музыка пробивают новые «туннели» – помогают думать иначе, создавать непривычные ассоциативные связи, видеть вещи под другим углом. Приучайте себя к разнообразию.

3. Теряйтесь в знакомом городе

Ходите домой новыми маршрутами, специально забредайте в незнакомые парки, ресторанчики, галереи, районы. Это потеря времени, если вы спешите. В то же время это тренировка ориентирования на местности и получение полезной информации – новый магазин, удобно расположенный спортзал, хороший коворкинг и т.д.

4. Усиленно знакомьтесь

Вы привыкли понимать настроение друга по движению брови, по звуку одного слова. Но незнакомцы всегда создают некоторую сложность в общении – нужно распознавать их непривычные коммуникативные сигналы. Чем больше у вас новых знакомых, тем проще вам находить точки контакта с другими людьми.

Расширяете свой круг возможностей, набор интересов и контактов, знакомясь с интересными вам людьми. Кто знает, кто из них подскажет удачную идею для бизнеса или предложит интересную работу. А все потому, что вы случайно разговорились.

5. Заведите детей или домашнее животное

Конечно, дети и животные – это слишком личный вопрос, чтобы просто советовать их заводить. Речь о другом. Просто представьте, что даже став родителями, вы будете развиваться также активно и не превратитесь в домоседов.

На самом деле дети и домашние животные – живые моторчики, перемены, которые вы никак не можете контролировать. И волей-неволей вы учитесь быть более гибкими, действуете оперативнее, легче расстаетесь со стереотипами, разрушаете шаблоны. Дети привносят приятный хаос в стабильную обстановку дома, задают странные вопросы. Животные, даже молчаливые рыбки, все равно вовлекают вас в общение с другими людьми и заставляют узнавать новую информацию.

6. Откажитесь от критики

Чем больше вы замечаете отвратительных и некрасивых вещей, тем больше их в вашей жизни – это раз. То, что критикуете, вы, скорее всего, изменить не можете, и потому ваши высказывания бесполезны – это два. Вы привыкли жить и работать в рафинированных условиях и незаметно превратились в ворчуна, вечно всем недовольного, не принимающего новое – это три.

Дайте себе обещание не критиковать людей, власть, изменения в работе, нововведения в соцсетях или дизайн меню в ресторане. Наоборот: например, те же изменения меню должны стать для вас поводом попробовать что-то вкусное, оптимизация рабочего процесса – проверкой ваших умений и новыми возможностями для профессионального роста.

7. Срежьте «бирочки»

Очень часто, не разбираясь в человеке, мы сразу даем ему определение. Но, как говорили индейцы, чтобы понять кого-то, нужно пройти в его мокасинах две луны. Отучайте мозг мыслить стереотипами. Приучайте анализировать детали и складывать их в нетипичные мозаики.

8. Окружите себя новыми запахами

Вы привыкли доверять глазам, ушам, прикосновениям и только потом обонянию. Вы помните запах клубники на грядке или реки, когда сошел лед? Вы отрезаете себя от мира, не используя нос. Например, нанесите новый парфюм – и вы заметите, как в ваших движениях появится что-то новое, а мир будет ощущаться острее. Вы видите иные грани окружающего, «тренируя нос», расширяя палитру запахов.

9. Уберите одно из чувств

Попробуйте прожить хотя бы полдня без какого-либо чувства – закрыв глаза, заткнув уши, не произнеся ни слова. Вы поймете, как привыкли видеть, например, на сколько градусов нужно повернуть кран в душе, чтобы полилась вода приемлемой температуры, как разучились ходить с ровной спиной или много говорить. Расширяйте свой чувственный опыт – заставляйте мозг работать 24 часа в сутки.

10. «Спикайте»

Иностранный язык – отличный способ для тренировки. Вы заметите, как освоение нового языка, нахождение закономерностей и понимание новых правил ускорит ваши реакции, улучшит логику и откроет новые творческие способности.

Как научиться мыслить лучше

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.

Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо.

СРЕДНЕ: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда даже решаю крайне сложные задачи.

НИЗКО: моя голова - это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта - то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить - в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида--ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.

Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.

На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.

Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.

После этого рассмотрите дольку поближе.

Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.

Как бы тогда выглядела клетка?

Как бы выглядела молекула?

Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.

Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.

Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление - в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегант-ному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума - это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума - это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума - это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна - все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потре-буется координация ума, то есть синхронизация мысли-тельных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума - это виртуозное владение тех--никой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества - сила, гибкость, выносливость и координация - и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,

так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.

Гениальность - результат их взаимного влияния.

Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме. Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка - это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь - ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня - в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек - привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Сымпровизировать на сцене.

Разобрать трудный текст.

Приготовить изысканный ужин.

Отчетливо представить лицо приятеля.

Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.

Назвать по именам своих первых учителей.

Выучить новый язык.

Убедительно солгать.

Написать программу на компьютере.

Разобраться, как работает тостер.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Сочинить "документальную драму".

Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Спроектировать усовершенствованную мышеловку.

Переоборудовать спальню.

Задать вопрос влиятельному лицу.

Написать реферат по философии.

Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.

Обсудить условия контракта.

Блефовать в покере.

Развлечься компьютерной игрой.

Искать истину...

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика - все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способ-ностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания - будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, - является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, - то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума - это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава - это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария - аналитической, логической части мозга, другие - для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.

Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.

Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.

Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.

Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.

Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.

Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.

Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.

Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.

Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.

Тренажер 11: Импровизация. Творчество.

Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Полезные советы

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.

Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.

Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами - так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка - ключ к успеху.

СОВЕТ 3.

Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.

Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.

Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете - тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки - тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы - можно начинать

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

4. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО Недавно я познакомился с женщиной, занимающейся подбором персонала для одной из крупнейших промышленных организаций США. Каждый год на протяжении четырех месяцев она посещает студенческие городки высших учебных заведений в поисках

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

5. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ И МЕЧТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Прежде всего давайте внесем ясность относительно одного очень распространенного заблуждения. Вопреки всякой логике, понятие «творческое мышление» почему-то применяют исключительно к таким сферам человеческой деятельности,

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Как мыслить правильно Правильно мыслить – это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:Приучайте себя мыслить конкретно.«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» – слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот,

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Давайте мыслить реалистично Реалистичное мышление не означает бодренького «Все будет хорошо!» или «Со мной такого не случится!» Но в то же время оно далеко и от унылого и обреченного взгляда на жизнь: «Все плохо, и я обречен».Все мы знаем, что плохое в жизни случается. Об

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Мыслить как интуитивный ученый На протяжении всей этой главы я проводила мысль о том, что повседневное мышление имеет много общего с исследовательскими методами, используемыми учеными, когда они хотят понять сущность событий, которые изучает их область науки. Многие

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Как научиться лучше распознавать обман Когда люди лгут, они выдают себя несоответствием вербального и невербального посланий. Логика подсказывает, что можно научиться фиксировать и анализировать эти несоответствия, чтобы вернее распознавать обман. Процесс

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Как научиться конструктивно мыслить Одной из главных помех в формировании адекватной самооценки является негативное мышление – привычка постоянно прокручивать в уме разные бесплодные, неконструктивные, но уничтожающие всякое воодушевление идеи. Люди с заниженной

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Учимся мыслить Первым шагом на пути к концептуальному мышлению должна стать привычка простого наблюдения за своими мыслями. Говорите себе регулярно: «О чем я сейчас думаю?» Не надо больше ничего делать. Переведите внимание на свои мысли и спокойно наблюдайте. Очень скоро

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Два способа мыслить Много общаясь с людьми и обращая внимание на их убеждения и верования, я не раз приходила к мысли, что люди, живущие на этой планете, имеющие множество различий – язык, на котором говорят, цвет кожи, традиции, пол, вес или рост, манеры, – но различаются

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

10. Научитесь мыслить, как ребенок Дети мыслят совершенно не так, как взрослые. С точки зрения принятых среди взрослых норм, поведение ребенка чаще всего выглядит абсурдным. Таким образом, бессмысленно пытаться его понять, ориентируясь только на собственное поведение

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Учитесь правильно мыслить Все сущее имеет две стороны, и мысль тоже. Чувство вины является хорошим, пока оно не выходит за рамки чувства долга, которое движет человека вперед. Злоба есть хорошее до тех пор, пока из нее исходит сила для защиты жизни. Их называют

Из книги автора

Как научиться мыслить нешаблонно Если вы хоть раз в жизни присутствовали на организационном или мотивационном собрании в какой-нибудь большой компании, то, вероятно, знакомы с таким выражением корпоративного сленга, как «мыслить нешаблонно». Ирония заключается в том,

В наше время, когда метод Шичко* вовсю применяется не в терапевтических целях, важно мыслить независимо.

(*Коротко, хотя я его уже описывал на страницах данного блога: помещаешь человека в однородное информационное поле и через некоторый временный промежуток он начинает думать в рамках данного поля. Свято веря, что мысли рожденным им — свои.)

Да, и причем тут — «наше время», мыслить независимо – это принимать ответственные взвешенные решения, которые разумны, выгодны, в первую очередь, самому человеку. В ином же случае: быть объектом манипуляции — участвовать в достижении чужого , но не своего.

Как начать мыслить своей головой, независимо

1. Отключиться от традиционных источников информации

Раз затронул метод Шичко, то стоит и затронуть способ, как не поддаться на данный метод.

Самый простой способ – не попадать, избегать информационно специально созданное (оно всегда специально созданное, как для сми) поле.

Что получиться, если взять сковородку, кусочек масла, два яйца и поставить на огонь? Я хотел, чтоб у вас в воображении получилась яичница. Задача удалась?

Конечно, удалась, но ведь, возможно, организму нужны другие питательные вещества. А яичница на завтрак, обед, ужин может существенно подорвать здоровье.

Отключитесь от традиционного источников информации. Они прекрасно владеют данным зомби методом. Мы не знаем их «высшие» . Что ими движет: жажда популярности, доллара или экспансии?

Допустим, что они (ТВ, радио, местные газеты, поп журналы, пр.) «белые и пушистые», но то, что для них питательно (как и яичница), не обязательно также является питательной пищей (полезными мыслями) и для вас.

Легко сказать, да трудно сделать? Почему? Потому: человек привыкший питаться чужой кухней, не сможет себе сам ничего приготовить.

Чтоб себе готовить (независимо мыслить) первое: отказаться от общественных столовок, второе — научиться готовить дома.

2. Конфронтация опыта. Стать «адвокатом дьявола»

Однозначно, существуют вещи за которые мы — «за» и за которые — «против». Почему так?

Попытайтесь стать адвокатом дьявола. Защитите мысль, которая вам абсолютна не по нраву. Оправдайте ее.

Часто, инертность в мышлении заставляет нас взять взгляды по умолчанию, которые нам не принадлежат. Затем их же ассоциируем с собой. Например, взгляды о национальности, территориальной принадлежности и пр.

В достижении успеха тот же феномен: само понятие успех для многих – много денег. Вы с этим согласны? Не так ли?

Чтоб освободиться от оков «по умолчанию» доставшихся в наследство или от предыдущей власти …. – искать опыт, который не созвучен с таким «родным» понятием.

Например, успех для верующего, что это? Для буддиста? Для восьмилетнего мальчика? Для президента компании? И пр.

Оправдать может и не оправдаете – но мозги начнут шевелиться, чего и требуется.

3. Сменить ракурс, точку воззрения

Вы меняете само собой ракурс, точку зрения на все, что окружает вас когда: возвращаетесь с отпуска, едите в другую страну, становить ново покаянным – религиозным адептом, когда меняете место жительство, когда выгоняют с работы …

Не всегда плохие с первого взгляда события несут плохие перемены. Но однозначно, перемена – это сменяя точки зрения. Начинаете смотреть по-другому, думать по-другому, становитесь – другим.

Можно обойтись менее кардинальными, но специальными способами, чтоб «смотреть по-другому», тем самым учась мыслить независимо.

Например, когда решите выбрать: дорогу домой по иному маршруту, эксперименты с рационами питания, просмотр или чтения других книг, сменить имидж …

4. Дистанцироваться, наблюдать

Излюбленная техника медитирующих и созерцающих людей востока. Не понятно почему работает, но работает. Когда замолкает в процессе созерцания внутренний вечно говорящий мешающий «я — говорун», приходит второе (иное) понимание вещей.

Что делать: занять физическое место в пространстве и смотреть, или слушать, или нюхать… Но не комментировать, не сравнивать со своим предыдущим опытом, не включать эмоции и чувство. Просто: смотреть, или слушать, или нюхать, щупать …

(Любая техника медитации – в помощь)

Нет, все-таки объясню: почему это работает. Проблема в том, что как у собачки Павлова у нас всегда заученна реакция на одни и те же стимулы, вещи. А вот когда становишься наблюдателем, не комментатором – дистанцируешься от таких заученных условных рефлексий, заново смотришь на вещь или события.

5. «Не верю …»

Простейшая практика – все, что не попадает на размышление, постарайтесь не верить, пока это не доказано. Лучше организовать в форме интеллектуальной игры с самим собой.

Всех благ и независимости в мышлении!