Интересные задания для квестов. Задания для квеста в помещении

Сюжет в игре вовсе не такой-уж и линейный, как можно было-бы подумать. Однако если в пяти миссиях, которые можно завершить разными путями, "правильное" решение достаточно очевидно, да и последствия выбора проявляются сразу, то с самым первым подобным заданием все намного интереснее.

И так, по порядку.

Рыцарские ордена

Еще в самом начале игры герой, победив в пяти схватках с лучшими рыцарями соседних городов, может присоединиться к одному из рыцарских орденов. Это ни на что не влияет в дальнейшем в плане сюжета, просто мы получаем звание рыцаря одного из городов - перк с бонусом к определенной характеристике. Вполне естественно, что лучше выбрать плюс к тому навыку, который стоит больше всего очков развития для вашего класса.

Города и плюсы:

Таким образом, друид может сэкономить 6 очков навыков став тейранским, бартонийским или сирийским рыцарем. Магу прямая дорога в Сирию (экономим 9 очков развития на Боевом духе). Рыцари направляются в Гилдор или Элению (предпочтительнее, т.к. Магия земли всяко полезнее повышения Хитрости). Ну и воины - в Элению или Сирию.

Пленник

После встречи с Темным охотником и помощи ему отвести пойманного Темным охотником некроманта в Красную башню). От решения героя зависит ни много ни мало возножность выбора концовки игры. Если отпустить лорда Моарга в Скельхайме, герой получает меч сэра Эктора (и узнает важную информацию), а в самом конце пути появляется возможность взять задание "Путь меча".

В любом случае по завершении квеста "Пленник" герой получает +50 опыта и к нему присоединяется Сайрус.

Свадьба

Король Инмута просит героя встретиться с его дочерью в селении Бартел и сопроводить ее в Траарг на свадьбу. При встрече принцесса заявляет, что жених ей не мил, папочкины политические планы вообще не интересны и пытается подкупить нас, чтобы благородный рыцарь помог несчастной девушке и проводил ее до Бартонии.

Если послушать короля, он расщедрится на +50 опыта и 50 золотых.

Благородные рыцари же получают не пригодившееся принцессе обручальное кольцо и 2000 золота (видимо, приданное было при ней), а также ее вечную благодарность. То есть Серафина становится нашим спутником и все оставшееся время усиллено вешается на шею герою, если он мужского пола. И даже если вы леди, вам все равно потом придется отбиваться от погони, посланной рассерженным королем и отвоевывать Серафину, когда ее все-таки схватят. Нет, папа не скучал по дочурке, у него просто выгоднейших торговый контракт с принцем Траарга сорвался.

Квесты, имеющие различные варианты решений


Квесты, имеющие различные варианты решений

Гномское наследие

Когда вы будете в Дун-Коре, друг ваш Калькус предложит сбегать до Башни Огра за одной ценной фамильной реликвией. Почему-бы и не помочь?

Отпинав всех обитателей башни, мы можем по тихому сунуть реликвию в карман. Вернувшись, скажем гному, что ничего не нашли, гном ответит, что очень огорчен, но +50 опыта все-же выдаст.

Если же честно отдать Калькусу в Дун-Коре его ключик , то кроме опыта он радостно вручит вам 200 золотых и титул "Друг гномов" (+2 Боевой дух)

Квесты, имеющие различные варианты решений


Квесты, имеющие различные варианты решений

Сборка (гоблин-торговец)

В городе Груулдок живет забавный гоблин-торговец Ниихи, который будет гонять героя по всей карте сначала за составными частями, а потом еще раз, чтобы собрать из них топор.

Полученный от кузнеца в Галлии Топор Душедрева можно оставить себе (стандартные +50 опыта).

Но лучше вернуть его Ниихи. 1000 золотых герою к тому времени могут и не показаться такой-уж большой наградой, а вот титул "Великий торговец" - это совсем другое дело - +4 к Хитрости, тратить на которую очки обучения жалко, а прибавка за квест может весьма пригодиться (ведь такие предметы как Лесной плащ, Плеть и Гнолльский крис могут приглянуться вам в ближайшем магазине, но требуют развитого навыка).

Квесты, имеющие различные варианты решений


Квесты, имеющие различные варианты решений

Безумный гоблин

В Груулдоке какой-то местный сумасшедший украл реликвию прямо из главного храма, нас просят догнать и по ушам настучать. Настучать-то не проблемно, а вот догнать... в общем, придется побегать.

Можно, как обычно, оставить реликвию Иморгия себе.

И можно, что опять-же, как обычно, выгоднее, вернуть ее в храм Груулдока - +100 опыта, +50 золота.

Квесты, имеющие различные варианты решений


Квесты, имеющие различные варианты решений

Путь меча

Да, выбравшим определенную сторону силы суждено увидеть разные ролики последних квестов и финала (точнее, диалоги в них).

"Бессмертие" (+10 к боевому духу) - очень ценный перк, особенно для магов и друидов. Решившим стать злодеями, собственно, совет: помните о возможности увольнения товарищей из отряда. Сайруса просим удалиться перед битвой с третьим некромантом (квест "Три черепа"). Перед началом "Пути меча" расстаемся с Серафиной, Снежком, Калькусом, Огоньком и Элистарой. Берем задание, проходим по пяти пунктам на карте - в каждом из них героя по сюжету покидает один из "хороших" спутников, что сопровождается маленьким роликом с предостережениями в духе: "Ох, не нравится мне все это. Не к добру. Давай дальше не пойдем". Идем, пьем из Источника крови, в списке наград появляется вожделенный перк. Теперь можно присоединить друзей обратно в соответствующих городах и дружною толпою идти воевать Бейна.

Описание:

Компания "Головоломка" открылась в 2015 году в Москве и предлагает всем желающим проверить возможности своего интеллекта. В квесте "Золото Химеры" вам предстоит вернуть проклятое золото и освободить душу капитана.

Квесты компании «Головоломка»


Последние отзывы на квесты компании «Головоломка» в Москве

  • 7 дней назад

    Отличный антураж, полностью погружаешься в атмосферу проклятого корабля. Он тихо скрипит, стонет, иногда играет с вами, заставляя отскочить в дальнмй угол. Загадки на высшем уровне, все логично. Квесту можно смело поставить 10/10

    Станислав Дьяков (любитель)
  • около 2 месяцев назад

    Квест очень понравился, отлично подойдет для тех, кто хочет чуточку пострашнее, чем обычный квест, но боится идти на перформанс. Загадки логично простроены, антураж великолепный! Спасибо большое организатору за погружение в игру и хорошую работу)

    Маша Дмитриева (любитель)
  • около 2 месяцев назад

    Квест просто лучший из лучших, в моем списке он занимает определенно первое место. С первых секунд погружаешься в историю с головой, загадки не сложные и не простые. Квест очень качественно сделан, все механизмы работают идеально. Девчонки вышли через 10 минут после начала квеста, вдвоем прошли квест за 74 минуты и хорошо потрепали свои нервишки! Спасибо большое, ждем открытия Индианы Джонс

    Сергей Елисеев (любитель)
  • около 2 месяцев назад

    Пугающий и устрашающий квест:) Чего на удивление редко ожидаешь от квестов в принципе, т.к. без актеров не так все пугает. Но тут организаторам удалась пощекотать нам нервы и причем нехило! Загадки логичные. Интерьер очень разнообразный и о каждой вещи думаешь, что она как-то связана с прохождением, а на самом деле отвлекающий маневр. Понравилось ответвление, где одному человеку нужно было действовать самостоятельно)

    Михаил Кочетков (любитель) Квест-мастер
  • 5 месяцев назад

    бронировали на 29 октября на 01-30 ночи. пришла смс о брони, приехали побродили по закрытой горбушке. Телефон никто не берет, целый час пытались найти вход в этот павильон, так и не нашли... только зря время потратили... не советую!

    Екатерина Конопацкая (любитель)

Задания для квестов - очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы.

Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению - разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

Основная классификация

Самые простые по уровню подготовки задания для квестов - это вопросы в записках. Их зашифровывают на листиках, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей.

    1. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.
    2. Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения.
    3. Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?"
    4. Вариант в лучших шпионских традициях - подсказки, написанные на бумаге с помощью растопленного воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными карандашами.
    5. Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не обязательно должны быть обычные стрелки. Можно использовать цветы определенного вида или следы животного. В такой форме часто делаются задания для Например, можно сказать им: "Идите по стопам львенка и найдете приятный сюприз".
    6. В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова. Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они узнают, что делать дальше.
    7. Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно.
    8. Подсказка наносится на бумагу с помощью лимонного сока или молока. Вместе с листиком участникам даются свечка и зажигалка, благодаря теплу от огня которых слова должны проявиться и направить игроков к следующему пункту.
    9. Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите. Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов.
    10. В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка и тому подобные вещи.
    11. Еще один интересный вариант - использование подсказок, записанных в форме Их расшифровка - занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное.
    12. Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.
    13. Послания также выкладываются магнитами на дверце холодильника.
    14. Записки прячут внутри печенья, конфет и других продуктов.

Чтобы участники успешно прошли все этапы соревнования и получили от этого максимальное количество удовольствия, подсказки должны быть интересными и оригинальными. За победу в каждом отдельном этапе и игре в целом необходимо подготовить призы.

Поскольку задания для квестов напрямую зависят от выбранной тематики конкурса, рассмотрим самые популярные варианты его проведения.

Запутаться можно даже в четырех стенах

Для того чтобы провести эту игру, не обязательно выходить на улицу. Задания для квеста в помещении не менее увлекательные, чем за его пределами. Существует несколько разновидностей игры этого типа.

  1. Побег из комнаты. Уже по самому названию понятно, где проводится данное состязание. Его суть состоит в том, что участников запирают в целой квартире или отдельной комнате, а они с помощью подсказок должны найти ключ, чтобы выбраться из нее. Это очень необычный и интересный способ для развлечения гостей, пришедших, например, на празднование дня рождения.
  2. Задания для квеста в офисе отлично подходят для того, чтобы сделать сюрприз начальнику. Если фирма небольшая, каждый сотрудник может придумать по одной головоломке для шефа и вдоволь насладиться, наблюдая за тем, как он носится по зданию в поисках разгадки и своего подарка. Офис - идеальное место для того, чтобы в нем можно было спрятать массу подсказок, разгадывание которых станет незабываемым развлечением.
  3. Интересны примеры заданий для квеста в торговом центре . А если он еще и большой, в нем можно организовать поистине незабываемую игру. Ведь в крупных магазинных комплексах нередко можно заблудиться, даже просто совершая покупки, а что уж там говорить о поисках подсказок и разгадывании головоломок! Например, можно дать участникам фотографию платья, а они должны будут узнать его цену. Но для начала нужно найти бутик, в котором продается именно эта модель предмета одежды. Еще, как вариант, спрячьте листик со следующим заданием в какую-нибудь куртку, которую также необходимо будет найти по фото. Но в случае с этим заданием нужно будет заранее предупредить персонал магазина, чтобы никто случайно никому не продал эту вещь.

Включаем мозги на полную

Кто сказал, что интеллектуалы могут меряться только своими знаниями? Они могут быть не менее шустрыми и активными, чем другие. Если среди ваших друзей есть несколько таких «книжных червей», заставьте их выбраться из своих заваленных учебниками комнат и развеяться на свежем воздухе.

Устройте для них квест в стиле телепередач «Кто хочет стать миллионером?», «Самый умный» и «Что? Где? Когда?» Подготовьте зашифрованные послания-подсказки на знание различных фактов из истории, географии, физики, биологии и любых других наук. Следите за тем, чтобы ответ на каждый вопрос служил ключом к следующему пункту назначения.

Можете также организовать подобное испытание для своей второй половинки на годовщину ваших отношений или на любой другой праздник. Только в этом случае вопросы необходимо привязывать к датам, местам и событиям из совместной жизни.

Если ваша "жертва" любит сериал «Теория большого взрыва», подключите к делу его главного героя Шелдона Купера. Запутанные записки, написанные заумным слогом в стиле этого эксцентричного физика, изрядно развеселят любого ценителя интеллектуального юмора и заставят его хорошенько поломать голову над разгадками.

Для самых маленьких

Детские задания для игры-квеста могут быть не менее увлекательными и интересными, чем взрослые. Чтобы организовать такое соревнование для своего ребенка и его друзей, используйте любимых персонажей мультфильмов или компьютерных игр. Вопросы напишите на листиках с изображением того или иного героя. Можете использовать как образы из одного мультфильма, организовав весь квест в его стиле, так и сразу из нескольких.

Отличным источником для вдохновения может послужить компьютерная игра «Клондайк». Квесты и задания, придуманные на ее основе, состоят в поисках различных артефактов, связанных с тематикой Дикого Запада. Для большей реалистичности на детей можно надеть или полностью нарядить их в лучших традициях вестернов.

Участники могут отправиться на поиски клада, следуя по указаниям карты. На ней вы изобразите ближайшие к дому несколько улиц, оформив в стиле игры «Клондайк». Квесты и задания этого типа предполагают поиск сокровища, открывание тайников, обращение за помощью к друзьям и т. д. Это приключение принесет малышам массу радости и приятных подарков. Любой праздник с такой игрой станет незабываемым событием в жизни каждого ребенка.

«Клондайк», квесты и задания в котором очень увлекательны и разнообразны, далеко не единственный вариант интересной игры. Также отличным станет подвижная викторина в стиле фильма «Пираты Карибского моря». В конечном пункте путешествия их будет ждать человек, нарядившийся Джеком Воробьем, который вручит клад победителю.

Прячем ответы подальше

Вы можете придумать самые разнообразные и интересные задания для квеста. Например, используйте свой старый чемодан с Спрячьте в него главный приз. А шифр, который поможет его открыть, пусть участники собирают по цифре на протяжении всей игры.

Чтобы придумать задания для квестов в квартире, используйте колоду карт. Выцарапайте на ее торце указания к следующему шагу и хорошенько перетасуйте ее. Чтобы разобрать послание, игрокам придется сложить карты в нужном порядке. Сделайте для них подсказку, в которой будет сказано что-то из разряда «Червы, трефы, пики и бубны раскроют вам тайны будущего». Таким образом вы дадите игрокам понять, что они должны искать карты, а также в каком порядке необходимо их расположить.

Преподносим подарки оригинально

Чтобы необычно преподнести подарок имениннику, также можно использовать квест. Задания на День рождения могут быть самыми различными. Например, можно устроить целое путешествие по городу в поисках презента. Конечной точкой будет гардеробная с кучей коробок, в одной из которых и будет спрятан заветный сувенир, а чтобы найти его, придется открыть их все.

Также можно устроить увлекательный квест по городу, задания которого приведут именинника в место, где его ждет поздравительная вечеринка-сюрприз. Начать путешествие можно следующим образом. Оставьте с ночи в комнате вашего друга кусочек торта с запиской, содержащей примерно такой текст: «Ну вот и настал твой День рождения. Сегодня все будет для тебя, но чтобы заполучить приготовленные приятности, тебе придется потрудиться. Ведь ничего в этой жизни не достается просто так. И даже твой праздник - не исключение. Для начала оденься поудобнее, скушай тортик, зарядись энергией от кофейка. Что делать дальше - скоро узнаешь».

Если собираетесь подарить имениннику что-то из одежды или украшений, можете оставить в банке с кофе следующее послание: «Надеюсь, тортик тебе понравился и ты наконец-то окончательно проснулся. Если да - молодец! Теперь захвати с собой что-нибудь стильное и отправляйся на поиски своего счастья». Даже если среди вещей нет сюрприза, можно просто спрятать в шкафу записку с дальнейшими указаниями.

Если хотите необычным способом преподнести на день рождения мобильный, пусть на каждом этапе игры участник получает по одной цифре. Из них будет состоять номер телефона, позвонив на который, в финале именинник найдет свой подарок.

Боремся с коварными цифрами

Интересные задания для квеста можно придумать, используя самыми различными способами цифры. Это могут быть как самые элементарные задачки из разряда посчитать количество ступенек в доме, так и мудреные головоломки. Можно зашифровать код в журнале или книге. Участники должны будут сначала отгадать название необходимого издания, а затем по заданным номерам страниц, строк и слов найти подсказку к следующему действию.

Задания для квестов также часто состоят в том, чтобы разгадать номер телефона человека, которому на электронную почту пришел ключ к следующему шагу. Чтобы отгадать заветные цифры, необходимо как можно быстрее найти в Интернете информацию о росте, возрасте звезд или датах известных и не очень событий. Подобная головоломка может выглядеть следующим образом.

Наглядный пример

«Неужели ты наконец-то здесь? Даже не верится, что все же добрался! Я уверен, что дальше не пройдешь, потому что это задание тебе явно не под силу. Дело в том, что необходимый код был отправлен одному человеку, имя которого я не скажу. Ты можешь только связаться с ним по телефону, но его номер ты тоже не получишь. Хочешь или нет, а придется тебе его отгадывать. Итак, первая цифра - вес Арнольда Шварценеггера в граммах, тебе нужна вторая цифра. Дальше - четвертое число из года рождения Леонардо Ди Каприо. Затем - вторая цифра роста его партнерши по «Волку из Уолл Стрит». Месяц рождения Рене Зельвегер. Затем - вторая половина размера ноги Пенелопы Круз. И последняя цифра - число, когда родилась девушка Джейсона Стетхема. Да поможет тебе великий знаток звезд Гугл!»

Примеры заданий для квеста такого типа можно зашифровывать, как душа пожелает, и использовать любые формулировки, которые только придут вам в голову. Поскольку выполнение данного задания подразумевает помощь интернет-поисковика, можете задавать вопросы любой сложности. В том числе не запрещено упоминать звезд, в биографиях которых ваш друг-игрок не слишком силен. Но чтобы ему самому было еще интересней искать ответы, можете загадывать информацию о его кумирах.

Голливуд в помощь!

Задания для квеста в офисе и на улице можно организовывать в стиле любых фильмов и сериалов группы людей, для которых проводится игра. Вариантов загадок можно придумать несметное количество.

Например, очень интересно можно использовать тему «Людей в черном», начав соревнование с такой записки: «Приветствуем тебя, землянин! Мы, Агент K и Агент J, нуждаемся в твоей помощи. Мы зафиксировали идущий но еще не установили планету, с которой он отправлен. Это может быть предупреждение людей об инопланетном вторжении на Землю, потому действовать нужно очень быстро. Послание закодировано. Над его расшифровкой мучаются лучшие из наших агентов, но им не справиться без тебя. У нас есть отдельные части сообщения, но без помощи мы не можем воссоздать все его содержание. Немедленно приступай к поиску всего текста! Ты будешь агентом M и получишь все нужные данные от агента B. Не забывай о том, что судьба планеты в твоих руках! До связи!»

Море тем

Интересную охоту за монстрами можно организовать во время квеста в стиле сериала «Сверхъестественное». Для любителей монарших интриг идеальный вариант - соревнования по «Игре престолов». А для фанатов «Ходячих мертвецов» незабываемым сюрпризом станет встреча с зомби-апокалипсисом на улицах города.

«Властелин колец», «Гарри Поттер», «Трансформеры», «Форсаж», «Бетмен»… Этот список можно продолжать до бесконечности, ведь любой популярный фильм - просто кладезь фактов, которые можно использовать при сочинении загадок. То же можно сказать и об онлайн-развлечениях. Например, для этой цели отлично подходит игра «Клондайк», квесты и задания по которой сделают праздник незабываемым.

Бродяги, привет! Здесь представлены лучшие головоломки для ПК, по версии нашего сайта. Если есть предложения по другим играм - пишем в комментариях.

Syberia 1-3

Дата выхода: 2002-2017 г.

Три части увлекательного приключенческого квеста с невероятно интересным сюжетом и множеством оригинальных головоломок. Игровой процесс здесь традиционен для жанра point-and-click, т.е. мы в роли молодой девушки Кейт Уолкер путешествуем между локациями, общаемся с персонажами, ищем места, с которыми можно взаимодействовать и собираем предметы (у игрока имеется инвентарь). Периодически нам встречаются различные пазлы и головоломки, которые необходимо решить, чтобы продвинуться дальше по сюжету, а также документы, в которых нередко содержаться подсказки.

Проект будет интересен в первую очередь поклонникам жанра квест, а также тем, кто не прочь поломать голову над очередной головоломкой, ну и конечно всем любителям захватывающих историй. Тем более информацию о прохождении игр серии всегда можно найти в интернете, если вы не хотите слишком сильно напрягать свои извилины, но желаете узнать, чем же закончится история.

Samorost 1-3

Дата выхода: 2003-2016 г.

Жанр: Квест

Три части восхитительного квеста-головоломки, созданного чешским дизайнером Якубом Дворски. Геймплей здесь прост и понятен – игрок взаимодействует с игровым окружением посредством курсора, управляя персонажем и решая разнообразные задачки, встречающиеся на пути (что соответствует жанру point-and-click). Загадки не всегда логичные, однако, методом проб и ошибок решаются довольно легко.

Чем же тогда эти игры так восхищают, если игровой процесс у них не слишком затейлив? В первую очередь графическим исполнением персонажей и локаций, а также невероятно атмосферным саундтреком. Что касается дизайна уровней, то при их создании разработчик использовал обработанные фотографии мха, травы, коры деревьев и т.п., что позволило создать «фактурность» по сути двухмерных уровней. Вообще, это такие игры, о которых говорят – «Лучше один раз увидеть», поэтому попробуйте и составьте собственное мнение.

Portal 1 и 2

Дата выхода: первая - 2007, вторая- 2011 г.

Оригинальная головоломка от первого лица, построенная на взаимодействии игрока с порталами. У нашей героини имеется специальная портальная пушка, позволяющая практически на любых плоских поверхностях создавать два портала. Эти порталы позволяют нам перемещаться в труднодоступные места, ускорять прыжки, взаимодействовать с некоторыми предметами и т.п.

Вторая часть развивает идей первой, а также добавляет кооператив, т.е. совместное решение головоломок и прохождение уровней. При этом уровни и загадки на них становятся «заточены» под совместный геймплей. Кроме того, во второй части расширяется сфера применения порталов и их взаимодействие с окружающим миром. В обеих частях начальные уровни очень просты и позволяют игрокам быстрее вникнуть во все тонкости игровой механики.

World of Goo

Дата выхода: 2008 г.

Жанр: Головоломка

Логическая головоломка, замешанная на физике. Игровой процесс построен на взаимодействии шариков Гуу, которые могут скрепляться между собой и образовывать разнообразные фигуры. Цель на уровне обычно одна – доставить определенное количество шариков в трубу, сооружая из них же разнообразные башни, мосты и прочие фигуры, позволяющие добраться до заветного выхода с уровня, нередко минуя различные препятствия.

Всего в игре представлено 46 уровней, а также бонусный уровень, в котором игроки соревнуются в постройке башен из лишних шариков, собранных в процессе игры. При этом каждый из игроков строит свою башню отдельно, а сравнить свою башню с другими можно только при подключении к интернету.

Braid

Дата выхода: 2008 г.

Атмосферная платформер-головоломка, которая дает игрокам возможность управлять течением времени. Именно на этом умении нашего персонажа построена большая часть задач. Для решения возникающих пазлов игрок может отматывать время (как в Принце Персии), замедлять время, манипулировать им в отношении определенных объектов и пр. Примечательно и то, что для продвижения вперед не обязательно решать все встречающиеся головоломки до единой. Вы всегда можете пропустить какую-либо из них и вернуться к ней чуть позже.

Проект получил множество наград, в том числе и звание «Инди 2009 года» по версии журнала «Игромания». Но что самое главное, данная игра популяризировала такой жанр, как инди, показав игрокам, что даже небольшие инди-проекты способны завлечь интересным геймплеем и оригинальным сюжетом.

Серия Trine

Дата выхода: 2009 г.

Рисованный point-and-click квест с множеством головоломок, в котором мы в роли маленького робота должны избавить город роботов Машинариум от Банды Черных Шляп и спасти свою подругу. Игровой процесс здесь традиционен для жанра, и существенным отличием от других подобных игр можно назвать то, что взаимодействовать мы можем только с теми объектами, которые находятся в зоне досягаемости персонажа. При этом наш протагонист может немного растягиваться или наоборот ужиматься.

Игра обладает приятной рисованной графикой с весьма оригинальным художественным стилем, а также наличием подсказок, получить которые можно пройдя несложную мини-игру. К особенностям проекта можно также отнести то, что персонажи в игре не разговаривают словами, а любые диалоги здесь показаны в виде анимированных «облачков мыслей».

Toki Tori

Дата выхода: 2010 г.

Жанр: Платформер

Симпатичный платформер-головоломка, где игрок в роли небольшой желтенькой птички должен собирать яйца, разбросанные по уровням. Но не все так просто. Для достижения своей цели игроку приходится пользоваться различными предметами, избегать врагов и грамотно продумывать каждый свой шаг.

Игра интересна тем, что с каждым уровнем сложность головоломок будет увеличиваться. К тому же версия для ПК (а игра выходила на многих платформах) включает в себя ряд дополнительных уровней. Кроме того, эксклюзивно для компьютерной версии в игре была добавлена функция перемотки времени, позволяющая отменять допущенную ошибку, не возвращаясь к началу уровня.

LIMBO

Дата выхода: 2010 г.

Жанр: Квест, инди, платформер,

Атмосферный платформер, включающий в себя также элементы таких жанров, как survival-horror и головоломка. По сути, игра является двухмерным сайдксроллером, в котором мы управляем персонажем, двигающимся преимущество в одну сторону (слева направо), за исключением случаев, когда ему нужно преодолеть какую-либо преграду.

Наш герой может бегать, прыгать, толкать или тащить некоторые предметы, при этом каких-либо нечеловеческих способностей у него нет. Т.е. умирает он легко и часто. Именно на этом и построен игровой процесс. Разработчики называют его методом «проб и смертей», когда малейшая ошибка влечет за собой смерть героя и возврат к контрольной точке. Помимо увлекательного геймплея игра обладает стильной черно-белой графикой и атмосферным саундтреком.

SpaceChem

Дата выхода: 2011 г.

Жанр: Головоломка

Увлекательная игра-головоломка, в которой игроку дается возможность почувствовать себя в роли инженера фантастической химической корпорации, где он должен из доступных химических элементов создавать новые путем синтеза, химических или ядерных реакций. Игровой процесс поделен на несколько стадий, которые в свою очередь делятся на категории: исследовательская, производственная или оборонительная. В первых двух стадиях игрок производит химические соединения, в последней же обороняет станцию от какого-либо монстра.

Синтез элементов происходит в специальном реакторе, представляющем собой поле 10х8 клеток. У поля имеется два входа для подачи элементов и два выхода для их отгрузки. Также в реакторе есть два манипулятора-уолдо, которые способны выполнять различные действия над элементами. Задача игрока запрограммировать определенный алгоритм и получить в итоге необходимое соединение.

The Tiny Bang Story

Дата выхода: 2011 г.

Жанр: Головоломка, point-and-click

Достойный представитель рисованных point-and-click квестов, в котором приятная картинка сочетается с чудесной музыкой и интересными, а также разнообразными головоломками. Помимо пиксельхантинга (это когда игрок кликает мышью по различным объектам на экране, чтобы найти тот, с которым ему можно взаимодействовать) в игру добавлены различные мини-игры, вносящие разнообразие в игровой процесс.

В целом, проект не относится к харкорным квестам и подойдет скорее новичкам в этом жанре, однако приятная рисовка и какая-то своеобразная магия этого нарисованного волшебного мира, заставляют игроков решать игровые задачи до самого финала, превращая игровой процесс в своеобразный сеанс релакса и медитации.

FEZ

Дата выхода: 2012 г.

Жанр: Платформер

Красочный двухмерный платформер-головоломка, действие которой происходит в трехмерном мире. Главная «фишка» игры заключается в том, что мы можем передвигаться только по боковым сторонам четырехгранного уровня, но при необходимости всегда можно повернуть локацию вокруг героя на 90 градусов в одну из сторон. Поворот уровня может помочь в преодолении непроходимых на первый взгляд мест, нахождении потайных дверей и т.п.

Увлекательный проект, который отличается оригинальным геймплеем, построенным на манипуляциях с перспективой и оптических иллюзиях. В игре приятная пиксельная графика и полное отсутствие каких-либо противников. Проект подталкивает игрока к спокойному решению загадок и неспешному вдумчивому прохождению.

Botanicula

Дата выхода: 2012 г.

Жанр: Квест

Point-and-click квест с оригинальной рисованной графикой и увлекательным игровым процессом, построенном на решении различных головоломок. В игре пятеро персонажей, путешествующих по огромному сказочному дереву, от чего игровой процесс здесь строится с учетом данной особенности. В остальном же геймплей не отличается особо от других игр подобного жанра – мы бродим по локациям, собираем предметы и взаимодействуем с окружающим миром, решая загадки.

Игра отличается приятной анимационной рисовкой и отличным релаксирующим саундтреком, написанным чешской группой DVA. По-настоящему сложных головоломок здесь нет, поэтому проект отлично подойдет тем, кто решил попробовать свои силы в жанре, или просто любит приятные и не слишком «головоломные» квесты.

The Bridge

Дата выхода: 2013 г.

Жанр: Головоломка, инди

Двухмерная пространственная рисованная головоломка, действие которой переносит нас в загадочный черно-белый мир снов, где наш протагонист просыпается от того, что ему на голову падает яблоко. Такая отсылка к Исааку Ньютону не случайна, так как в игре нам предстоит глубоко переосмыслить законы физики.

Для прохождения уровня игроку нужно провести персонажа к двери, закрытой на один или несколько замков (да-да, еще нужно будет найти ключи). Выход вам будут преграждать различные препятствия, которые можно пройти, вращая локацию вокруг своей оси. Когда игрок разбирается с базовой механикой, проект набирает обороты и добавляет новые элементы и правила игры – пространственные водовороты, телепорты, оптические иллюзии и зеркальные эффекты. Одним словом, скучать вам здесь точно не придется.

The Swapper

Дата выхода: 2013 г.

Платформер-головоломка, в котором мы управляем женщиной-космонавтом, застрявшей на заброшенной космической станции и ищущей средства к спасению. Причем в начале игры героиня получает такое средство. Речь идет о приборе, позволяющем создавать до четырех клонов игрока и переносить сознание героини в любой из них. Именно на этой механике и строится весь геймплей. Клоны повторяют движения игрока, пока не столкнуться с препятствием или не погибнут, однако их всегда можно воссоздать заново.

Помимо увлекательного геймплея проект отличается оригинальной графикой, для создания которой разработчики использовали вылепленные из глины элементы дизайна уровней, оцифрованные в последствии для игры. Игра получила положительные отзывы и завоевала множество наград.

Gunpoint

Дата выхода: 2013 г.

Стелс-платформер с элементами головоломки, действие которого разворачивается в недалеком будущем. Мы управляем «шпионом по найму», обвиненному в убийстве сотрудницы оружейной компании. Наша задача – снять с себя обвинения и распутать это загадочное преступление. Игра включает в себя набор разнообразных миссий (как правило, связанных с проникновением на охраняемый объект, похищение или замена информационных данных и т.п.).

Игровой процесс разворачивается в двухмерной плоскости, при этом все здания показаны как бы в разрезе (нужный нам объект и всю охрану видно сразу). Наш персонаж может прыгать на большие расстояния, ползать по потолку и стенам, а также удаленно проникать в электронные схемы различных узлов здания, перенастраивая их. Между миссиями можно прокачивать технические «примочки» героя.

Brothers: A Tale of Two Sons

Дата выхода: 2013 г.

Приключенческий платформер с элементами головоломки, в котором мы играем сразу двумя братьями, взаимодействующими друг с другом и окружающим миром. Именно на взаимодействии братьев и строится игровой процесс. Наши герои вместе преодолевают препятствия, решают загадки и проходят уровни. Каждым братом игрок управляет по отдельности при помощи клавиатуры и геймпада, однако имеются и индивидуальные кнопки действия для каждого из персонажей.

Интересно, что НПС по-разному реагируют на каждого из братьев и нередко только один из них может получить нужную информацию от конкретного НПС. Помимо увлекательного геймплея игра отличается приятным визуальным стилем и увлекательным сюжетом, пусть и незамысловатым, но способным затянуть игрока вплоть до финальных титров. Да и загадки здесь неплохо способны заставить игроков напрячь свои извилины.

Teslagrad

Дата выхода: 2013 г.

Жанр: Головоломка, платформер

Двухмерный платформер с обилием головоломок, построенных на взаимодействиях электромагнитных сил и принципах магнетизма. Действие игры разворачивается в 19 веке в городе Теслаграде, где мы берем на себя роль мальчика, спасающегося от солдат злобного Короля.

В основе игрового процесса лежат принципы электромагнетизма. В арсенале героя множество всевозможных устройств, облегчающих прохождение уровней и решение головоломок. В частности, у нас есть устройство для телепортации, магнитная перчатка, электрический жезл и специальный электромагнитный комбинезон. С помощью данных девайсов мальчик не только решает загадки, но и сражается с боссами в конце каждой миссии.

LYNE

Дата выхода: 2014 г.

Жанр: Головоломка

Красивая казуальная головоломка с приятным музыкальным сопровождением для людей всех возрастов. В игре минимум объектов и простые правила – наша задача соединить одинаковые геометрические фигуры линией, замыкая цепь. В игре имеется 26 уровней, а также дневные сеты, открываемые каждый день. Есть несколько видов палитр, которые открываются при прохождении игры.

К плюсам проекта также стоит отнести постоянно усложняющийся игровой процесс. Т.е. если первые уровни вы «пролетаете» практически мгновенно, то к последнему уже приходится реально поломать свою голову над решением головоломки. Всем любителям интеллектуальных игр крайне рекомендовано к ознакомлению!

The Room

Дата выхода: 2014 г.

Жанр: Головоломка, квест

Отличная трехмерная головоломка с медитативным игровым процессом, атмосферным саундтреком и фотореалистичной графикой. По сути, игра представляет собой набор нескольких комнат, в которых на столе находятся огромные шкатулки. Их-то нам и предстоит открывать, перебирая грани, находя подсказки и тайные переключатели, ниши и пр. Кажется все предельно просто? Как бы ни так. Нужно быть предельно внимательным и терпеливым, ведь если вы нашли какую-то непонятную складную трубочку, не факт, что она подойдет к найденной ранее круглой нише.

Головоломки в игре довольно сложные, однако здесь имеется многоступенчатая система подсказок, которая помогает найти верное решение (сначала лишь осторожными намеками, а затем прямым указыванием на то, что игроку нужно сделать). В решении головоломок помогает также специальный монокль, в который видно, с какими из частей шкатулки игрок может взаимодействовать.

The Talos Principle

Дата выхода: 2014 г.

Жанр: Головоломка от первого лица

Философская головоломка с видом от первого лица, в которой мы управляем роботом с зачатками человеческого интеллекта. Наш протагонист очень любознателен – он изучает окружающий мир, представляющий собой смесь древней цивилизации с продвинутыми технологиями, и решает всевозможные пазлы, которых в игре более 120 штук! Загадки в игре разнообразные, где-то необходимо продвигаться по лабиринту, где-то преодолевать препятствия и т.п.

По мере решения одних головоломок игрок получает элементы других пазлов и устройства, необходимые для их решения, что позволяет ему дальше двигаться по сюжету. Помимо решения головоломок игра подталкивает игрока к исследованию окружающего мира. Так, например, в укромных местах можно найти терминалы, содержащие интересную сюжетную информацию, секреты или аудиозаписи.

Infinifactory

Дата выхода: 2015 г.

Жанр: Головоломка, пазл

Хотите почувствовать себя в роли инженера производственных линий? Тогда эта увлекательная игра-пазл для вас! Здесь игрокам нужно будет строить фабрики, и производить различные предметы. В самом начале игры, кажется, что здесь нет ничего сложного, однако в дальнейшем нам придется оптимизировать свои фабрики, и вот именно эта оптимизация, нередко, заставляет игрока крепко задуматься. При этом сложность игры увеличивается с каждым новым уровнем.

Проект реально заставляет игроков задуматься над решением той или иной головоломки, проверять различные догадки и получать радость, когда гипотезы начинают работать на практике. Сложно, мозгодробительно и невероятно захватывающе!

Pony Island

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка, платформер, Психологический хоррор

Напряженная головоломка, в которой мы попадаем в игровой автомат, изобретенный самим дьяволом. Из этой ловушки нам и предстоит выбираться, решая всевозможные головоломки. И если поначалу кажется, что задачки здесь простые и даже «детские», постепенно понимаешь, что первые уровни – это всего-лишь разминка перед настоящим мозговым штурмом.

Геймплей делится на две составляющих: аркадную и непосредственно головоломки. В аркаде мы проходим уровни в роли маленького пони, который постепенно становится этаким «матерым поняшей» с адскими крыльями и возможностью расправляться с демонами. Местные же головоломки заслуживают отдельного внимания. Механика проста – есть замок и есть ключ, однако решение каждой загадки потребует от игрока максимальной концентрации его нестандартного мышления.

The Witness

Дата выхода: 2016 г.

Игра-головоломка от первого лица, вдохновленная небезызвестным Myst. Как и в Myst мы путешествуем по огромному открытому миру, представляющему собой остров, и решаем различные головоломки, которые встречаются на разбросанных по всей игровой локации панелях. Как правило, головоломки представляют собой разновидности лабиринтов с различными условиями, которые игроку нужно пройти. Сюжета у игры в привычном для нас понимании нет, однако постепенно его можно узнать самостоятельно, получая информацию из отрывков книг, диктофонных записей и пр.

Проект получил признание критиков, а IGN дали игре высший бал, отметив, что это настоящий мощный шедевр, сделанный со знанием дела. И действительно, несмотря на некоторую однообразность, проект получился очень интересный и увлекательный – самое «то», чтобы размять свой мозг.

Unravel

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Платформер

Яркий и красочный пазл-платформер, в котором мы управляем существом из пряжи по имени Ярни чем-то напоминающим котенка. Собственно то, что наш персонаж сделан из пряжи и является основным геймплейным элементом. В частности, с помощью пряжи наш герой может решать некоторые игровые задачи. Но здесь важно помнить, что веревка не бесконечна и за ее количеством постоянно нужно следить (если клубок полностью распутается, уровень придется перепроходить заново).

Ярни может цепляться за предметы или решать другие задачи, например, откинуть крышку ящика, скинуть с ели снежный ком и др. Главная же задача в игре – собрать воспоминания о семье протагониста. Увлекательное приключение, которое позволит вам снова почувствовать себя маленьким.

Zenge

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка

Расслабляющая головоломка с великолепной графикой и атмосферным музыкальным сопровождением. Основная задача игры – дать игроку максимально расслабляющий эффект, поэтому здесь отсутствуют очки или какие-либо иные показатели вашего прогресса. Только медитативное собирание виртуального пазла и решение задач под подходящую музыку.

Каждый уровень Zenge – это разделенная на множество элементов картинка, при этом детали картинки также могут быть разделены на элементы (получается своеобразный «пазл в пазле»). Собранные же картинки рассказывают игроку удивительную историю (да-да, у этой игры есть еще и сюжет!).

INSIDE

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка, платформер, квест, survival horror

Инди-платформер с элементами головоломки от создателей Limbo и являющийся, по сути, ее идейным наследником. Игровой процесс здесь соответствует геймплею игры-прародительницы, т.е. у нас есть герой, который двигается по экрану в двухмерной плоскости и старается миновать различные встречающиеся на пути препятствия и врагов.

Как и в Limbo наш герой обладает целым ворохом уязвимостей и умирает от любого полученного увечья. По этой причине приготовьтесь к тому, что вам придется пытаться проходить какие-то особо сложные места по нескольку раз. Испытаний много и все они довольно разнообразные (например, побег от огромных собак или решение проход мимо вооруженных охранников), а значит, игроку не придется скучать до самого финала.

Klocki

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка

Увлекательная головоломка, игровой процесс которой построен на вращении деталей кубика и платформы. Т.е. основная задача здесь – соединить между собой все линии, имеющиеся на объектах, в одну, чтобы пройти уровень. Поначалу уровни довольно простые, однако с каждым новым уровнем задачки становятся все сложнее, и вот уже игроку приходится включать все свое воображение и логику.

Примечательно, что игра не ограничивает нас по времени, т.к. игрок спокойно решает поставленную перед ним в настоящий момент задачу, не боясь, что время закончится и придется начинать уровень с самого начала. Вращайте объекты и меняйте их местами, и как только линии выстроятся в нужном порядке, они подсветятся другим цветом, после чего вы сможете перейти на следующий этап.

Zombie Night Terror

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка, Survival horror

Двухмерная аркадная стратегия с элементами головоломки, в которой игрок пытается уничтожить людей на земле при помощи зомби-вируса. Проблема в том, что наши подопечные несколько глуповаты (даже по меркам зомби), поэтому игроку придется постоянно ставить игру на паузу и отдавать приказы. В противном случае зомби будут попадать в расставленные людьми ловушки.

Проект, выполненный в пиксельном стиле, изобилует отменным юмором (кажется, что разработчики умудрились спародировать все произведения на зомби-тематику). Геймплей прост и незатейлив, однако на более поздних уровнях заставляет работать «серое вещество». Уровней много и на каждом игрока будет ждать определенное испытание (например, сохранить какое-то число зомби, убить босса или пройти уровень на время).

Obduction

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка

Великолепный point-and-click квест от создателей легендарной Myst, выполненный в духе старой школы. Наш герой (или героиня) похищаются инопланетянами и попадают в непонятную закрытую куполом локацию. Теперь наша задача заключается в том, чтобы убраться из этого непонятного места и попасть домой. Бродите по локациям, решайте головоломки и постепенно продвигайтесь по сюжету – все в лучших традициях жанра.

Проект получил смешанные отзывы во многом благодаря своей хардкорности и следованиям канонам старых квестов (в духе все той же Myst). Но если вы любитель сложных загадок, интересного сюжета или просто поклонник жанра (и уж тем более, если вы поклонник уже несколько раз упомянутой Myst) – игру обязательно стоит, хотя бы попробовать.

The Turing Test

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка от первого лица

Трехмерная головоломка с видом от первого лица, в которой мы играем за Эву Тьюринг – инженера Международного Космического Агентства, находящуюся на космической станции. Героиня просыпается от криогенного сна и узнает, что команда более 450 часов не выходила на связь. Более того, конфигурация космической станции была изменена и девушке, путем решения различных головоломок, приходится продвигаться по ней, чтобы узнать причину исчезновения команды.

В игре более 70 разнообразных пазлов, процесс решения которых построен на манипуляциях с особыми энергетическими шарами. По мере прохождения будут появляться новые условия решения загадок – энергетические лучи, шары с особыми условиями работы и пр. Игра была высоко оценена критиками, однако многие критикуют довольно невысокую сложность головоломок.

Серия игр Zup!

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка

Увлекательная казуальная головоломка, сочетающая в себе задачки на физику и логику. Главная цель игры – отправить синий куб на зеленую платформу, учитывая физические свойства других кубов и взаимодействие между ними. Сложность уровней постепенно растет, к тому же в игре реализованы различные достижения, которые игрок может получать при определенных условиях.

Несмотря на свой крайне минималистичный дизайн игра по какой-то неведомой причине затягивает с первых минут. А учитывая то, что в настоящий момент серия насчитывает целых 5 частей с просто каким-то невероятным количеством уровней, можно с уверенностью сказать, что вы проведете за кликаньем по квадратикам немало свободных вечеров.

Lara Croft GO

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Головоломка

Пошаговая головоломка, являющаяся спин-оффом из серии игр о знаменитой расхитительнице гробниц. Игровой процесс здесь пошаговый. Уровни делятся на узлы и линии, взаимосвязанные между собой. Мы управляем главной героиней, которая делает ход, после чего ожидает, пока ход делают противники. Каждые из типов противников обладают собственными моделями движения, а локации по мере прохождения становятся все сложнее и сложнее. По ходу игры героиня может подбирать и использовать одноразовые предметы (например, копья).

Игра отличается приятной графикой и увлекательным геймплеем, нестандартным для серии Tomb Raider. Многие игроки, а также критики высоко оценили оригинальный дизайн, а также то, что в отличие от прошлой игры с подобной игровой механикой (Hitman GO), разработчики не стали делать ее в стиле «настолки», а отрисовали задники и фон так, что у игрока создается впечатление, словно он играет не в головоломку, а в аркаду о приключениях Лары.

Detention

Дата выхода: 2017 г.

Жанр: Головоломка, инди, хоррор

Увлекательный ужастик в духе Silent Hill, с неплохими головоломками и оригинальным сюжетом. Однако в отличие от того же Сайлент Хила игра представляет собой двухмерный сайд-скроллер с отличной анимированной графикой. Помимо странных головоломок игроки встречаются и со всевозможными опасностями, например, с привидениями, которых нужно всячески избегать.

Авторы постоянно подкидывают игроку интересные геймплейные возможности. Так, например, в одном из моментов игрок сможет перемещаться между измерениями, а в другом поменяться местами с собственной тенью (к тому же из прошлого). Игра не дает скучать и периодически ловко обыгрывает игровые условности. Одним словом, это удивительный проект, аналогов которому на современном игровом рынке попросту нет.

Little Nightmares

Дата выхода: 2017 г.

Жанр: Головоломка, платформер, квест, стелс

Платформер с элементами стелса и квеста, в котором мы играем маленькой девочкой по имени Шестая, попавшей в непонятный подводный корабль. Наша героиня должна сбежать оттуда, для чего она может ходить и лазить, прыгать и хватать различные предметы, а также использовать зажигалку, питаться и… обнимать номов. Изначально игра воспринимается больше, как ужастик, однако впоследствии становится ясно, что это в первую очередь фантастическое приключение, пусть и со своими horror-элементами.

На каждом значимом отрезке игрового мира нас ждут головоломки и элементы платформера, которые игроку нужно будет проходить. В некоторых случаях найти правильное решение загадки можно только методом проб и ошибок. Проект невероятно атмосферный, жуткий и достаточно сложный в плане головоломок, однако он стоит того, чтобы пройти и узнать, чем же закончиться история Шестой.

Dude, Stop

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Инди

Оригинальная пиксельная инди-головоломка, подталкивающая игрока к нарушению всех общепринятых правил и инструкций. Главная задача здесь – выполнять задания как можно более нелогично, доводя тем самым до крайности рассказчика, комментирующего каждое ваше действие.

Каждая из множества головоломок имеет несколько решений и, как правило, самые нелогичные из них будут отмечены смешными комментариями рассказчика. Вообще юмор в игре отменный с множеством всевозможных отсылок и пасхалок, а количество остроумных комментариев на каждое действие игрока исчисляется сотнями (если не больше).

Mechanism

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Приключение

Адвенчура-головоломка, рассказывающая трогательную историю про маленького робота, блуждающего в мире, где бушует страшная болезнь – флегма. Недуг распространяется повсюду и большинство роботов уже погибли от него. Теперь нашему малышу предстоит разобраться в происходящем.

Геймплей здесь строится на исследовании территорий, решении различных головоломок, восстановлении механизмов и избегании врагов (присутствует небольшой элемент стелса). В игре мрачная атмосффера, а о происходящем вокруг приходится только догадываться. Ни кто не водит игрока за руку и чтобы дойти до финала игроку придется проявить смекалку.

7 Billion Humans

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Симулятор

Головоломка – симулятор программирования, в которой цепочки людей олицетворяют сигналы компьютера. Игрок должен использовать этих людей для решения различных задач, основанных на реальных языках программирования. Проект является идейным продолжателем игры Human Resource Machine и во многом развивает идеи и механики, заложенные в прародителе.

Несмотря на то, что все задачки в игре построены на программировании, даже далекий от программирования человек может в нее играть благодаря отличному обучению непосредственно в процессе прохождения. Для еще большего облегчения прохождения здесь предусмотрены подсказки, и даже пропуски особо сложных уровней.

Моих воспоминаний с детских лет + воображения хватило ровно на один квест: десяток заданий, которые не дублируются.
Но детям забава понравилась, они просили еще квесты и пришлось лезть в инет.
В этой статье не будет описания сценария, легенд, оформления. Но будет 13 шифров, чтобы закодировать задания к квесту.

Шифр №1. Картинка

Рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него: веник +розетка = пылесос
Усложнение: сделайте паззл, разрезав фото на несколько частей.


Шифр 2. Чехарда.

Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ

Шифр 3. Греческий алфавит.

Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:

Шифр 4. Наоборот.

Пишете задание задом наперед:

  • каждое слово:
    Етищи далк доп йонсос
  • или все предложение, или даже абзац:
    етсем морком момас в - акзаксдоп яащюуделС. итуп монрев ан ыВ

Шифр 5. Зеркально.

(когда я делала квест своим детям, то в самом начале выдала им "волшебный мешочек": там был ключ к "греческому алфавиту", зеркало, "окошки", ручки и листы бумаги, и еще всякая ненужная всячина для запутывания. Находя очередную загадку, они должны были сами сообразить, что из мешочка поможет найти отгадку)

Шифр 6. Ребус.

Слово кодируется в картинках:



Шифр 7. Следующая буква.

Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А, по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв:).

ШКАФ = ЩЛБХ

Шифр 8. Классика в помощь.

Я брала стихотворение (и говорила детям, какое именно) и шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.

Пример:

Пушкин "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

21 44 36 32 82 82 44 33 12 23 82 28

прочитали, где подсказка? :)

Шифр 9. Темница.

В решетку 3х3 вписываете буквы:

Тогда слово ОКНО шифруется так:

Шифр 10. Лабиринт.

Моим детям такой шифр пришелся по душе, он непохож на остальные, потому что не столько для мозгов, сколько на внимание.

Итак:

на длинную нитку/веревку цепляете буквы по порядку, как они идут в слове. Затем веревку растягиваете, закручиваете и всячески запутываете между опорами (деревьями, ножками итд). Пройдя по нитке, как по лабиринту, от 1й буквы до последней, дети узнают слово-подсказку.

А представьте, если обмотать таким образом одного из взрослых гостей!
Дети читают - Следующая подсказка на дяде Васе.
И бегут ощупывать дядю Васю. Эх, если он еще и щекотки боится, то весело будет всем!

Шифр 11. Невидимые чернила.

Восковой свечкой пишете слово. Если закрасить лист акварелью, то его можно будет прочитать.
(есть и другие невидимые чернила.. молоко, лимон, еще что-то.. Но у меня в доме оказалась только свечка:))

Шифр 12. Белиберда.

Гласные буквы остаются без изменений, а согласные меняются, согласно ключу.
например:
ОВЕКЬ ЩОМОЗКО
читается как - ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, если знать ключ:
Д Л Х Н Ч
З М Щ К В

Шифр 13. Окошки.

Детям понравилось неимоверно! Они потом этими окошками весь день друг другу послания шифровали.
Итак: на одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и "в окошках" пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками.
Дети сначала впали в ступор, когда нашли лист, испещренный буквами. Потом крутили туда-сюда трафарет, его же нужно еще правильной стороной приложить!

Шифр 14. Карта, Билли!

Нарисуйте карту и отметьте (Х) место с кладом.
Когда я делала своим квест первый раз, то решила что карта - это им очень просто, поэтому нужно ее сделать загадочней (потом выяснилось, что детям хватило бы и просто карты, чтобы запутаться и бежать в противоположном направлении)...

Это схема нашей улицы. Подсказки здесь - номера домов (чтоб понять, что это вообще наша улица) и хаски. Такая собака живет у соседа напротив.
Дети не сразу узнали местность, задавали мне наводящие вопросы..
Тогда в квесте участвовало 14 детей, поэтому я их обьединила в 3 команды. У них было 3 варианта этой карты и на каждом помечено свое место. В итоге, каждая команда нашла по одному слову:
"ПОКАЖИТЕ" "СКАЗКУ" "РЕПКА"
Это было следующее задание:). После него остались уморительные фото!
На 9ти летие сына не было времени выдумывать квест и я его купила на сайте MasterFuns .. На свой страх и риск, потому что описание там не очень.
Но нам с детьми понравилось, потому что:
  1. недорого (аналог где-то 4х долларов за комплект)
  2. быстро (заплатила - скачала-распечатала - на все про все минут 15-20)
  3. заданий много, с запасом. Ихотя мне не все загадки понравились, но там было из чего выбрать, и можно было вписать свое задание
  4. все оформлено в одном, монстерском, стиле и это придает празднику эффект. Помимо самих заданий к квесту, в комплект входят: открытка, флажки, украшения для стола, приглашения гостям. И все -в монстрах! :)
  5. помимо 9ти летнего именинника и его друзей, у меня есть еще 5тилетняя дочка. Задания ей не по силам, но для нее и подружки тоже нашлось развлечение - 2 игры с монстрами, которые тоже были в наборе. Фух, в итоге - все довольны!