I. Свержение династии Каджаров

Утром 2 марта генерал Рузский доложил Николаю II, что миссия генерала Иванова не удалась. Председатель Государственной Думы М.В.Родзянко через генерала Рузского заявил по телеграфу, что сохранение династии Романовых возможно при условии передачи трона наследнику Алексею при регентстве младшего брата Николая II - Михаила. Государь поручил генералу Рузскому запросить по телеграфу мнение командующих фронтами. На вопрос о желательности отречения Николая II положительно ответили все (даже дядя Николая, великий князь Николай Николаевич, командующий Кавказским фронтом), за исключением командующего Черноморским флотом адмирала

А.В. Колчака, который от посылки телеграммы отказался. Предательство руководства армии было для Николая II тяжелым ударом. Генерал Рузский сказал императору, что надо сдаваться на милость победителя, т.к. высшее командование, стоящее во главе войска, против императора, и дальнейшая борьба будет бесполезна.

Перед царем встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии, если Главы ее в несколько дней перешли на сторону врагов императора.

Государь эту ночь с 1 на 2 марта долго не спал. Утром он передал генералу Рузскому телеграмму с уведомления председателя Думы о своем намерении отречения от престола в пользу сына Алексея. Сам он с семьей намеревался как частное лицо проживать в Крыму или Ярославской губернии. Несколько часов спустя, он приказал позвать к себе в вагон профессора С.П.Федорова и сказал ему: -Сергей Петрович, ответьте мне откровенно, болезнь Алексея неизлечима?" Профессор Федоров ответил: -Государь, наука говорит нам, что эта болезнь неизлечима. Бывают, однако, случаи, когда лицо, одержимое ею, достигает почтительного возраста. Но Алексей Николаевич, тем не менее, будет зависеть всегда от всякой случайности. Государь грустно сказал: - Это как раз то, что мне говорила Государыня... Ну, раз это так, раз Алексей не может быть полезен Родине, как бы я того желал, то мы имеем право сохранить его при себе."

Решение было им принято, и вечером 2 марта, когда приехали из Петрограда представитель Временного Правительства А.И.Гучков - военный и морской министр и член исполкома Думы

В.В.Шульгин, он передал им акт отречения.

Акт об отречении был отпечатан и подписан в 2-х экземплярах. Подпись царя была сделана карандашом. Время, указанное в Акте, - 15 часов, соответствовало не фактическому подписанию, а времени, когда Николаем II было принято решение об отречении. После подписания Акта Николай II выехал обратно в Ставку, чтобы попрощаться с армией.

3 марта, пятница: "Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный. Говорил со своими о вчерашнем дне. Читал много о Юлии Цезаре. В 8.20 прибыл в Могилев. Все чины штаба были на платформе. Принял Алексеева в вагоне. В 9.30 перебрался в дом. Алексеев пришел с последними известиями от Родзянко. Оказывается, Миша (младший брат царя) отрекся в пользу выборов через 6 месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто его надоумил подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились - лишь бы так продолжалось дальше"*.

Так, через 300 лет и 4 года после застенчивого шестнадцатилетнего мальчика, неохотно принявшего престол по просьбе русского народа (Михаил I), его 39-летний потомок, тоже по имени Михаил II под давлением Временного Правительства и Думы утратил его, пробыв на престоле 8 часов с 10 до 18 часов 3 марта 1917 года. Романовская династия прекратила свое существование. Наступает последний акт драмы.

I. Свержение династии Каджаров

Иран - страна древнейших цивилизаций. Они существовали здесь еще задолго до арабского вторжения в VII в., когда в Иран проник ис­лам. Ужасы арабского вторжения до сих пор воспринимаются в Ира­не острее, чем нашествие монголов, хотя те и прошли в Иран на 600 лет позднее.

В Иране утвердился ислам шиитского толка. Это радикальное тече­ние последователей зятя пророка Мохаммеда - имама Али. С тех пор Иран стал цитаделью шиизма в мире. Шииты составляют 1 / 10 часть всех мусульман. Есть немало характерных черт этого направления в исламе: культ мученической смерти, отсутствие какой-либо организационной иерархии религиозных деятелей, право отрекаться от своих взглядов под угрозой пыток, легенда о «скрытом имаме» (один из имамов, 12-й по счету, в подростковом возрасте исчез еще в 887 г. и должен появить­ся в критический момент - тогда и наступит «золотой век» шиизма).

Но главное - шииты не признают светской власти. Они всегда по­лагали законной лишь власть потомков пророка, поэтому в Иране шиитское духовенство давно уже оспаривало законность власти шаха.

Центральная власть в Иране всегда была слабой. Ее оспаривали не только шиитские муллы и местные авторитеты феодального, сепара­тистского толка, но и возникшее в начале XX в. националистическое по настрою движение интеллигенции и предпринимателей, выступавших за возрождение Ирана. Образованный в 1906 г. в результате бурных со­бытий меджлис стал выразителем националистических настроений, хо­тя и находился под сильным влиянием мусульманского духовенства.

В годы Первой мировой войны, в марте 1915 г., было заключено русско-английское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния. Ан­гличане ввели свои войска на юг, русские - на север Ирана.

Но значительно более популярной в Иране была ориентация на Германию и Турцию. На оккупированной турками территории, в Керманшахе, в 1916 г. было создано прогерманское правительство, хотя од­новременно в Тегеране сформирован кабинет, сотрудничавший с Рос­сией и Англией. Однако реальная власть обоих правительств была ничтожной.

После произошедших в России февральских событий 1917 г. в рас­квартированных в Иране русских войсках были созданы солдатские комитеты, а затем образованы Советы рабочих и солдатских депута­тов с участием русских подданных. 24 ноября 1917 г. в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» все прежние договоры о разделе Персии объявлялись недействитель­ными. В декабре 1917 г. было объявлено о скорой эвакуации русских войск из Ирана. Она началась в январе 1918 г. Были опубликованы все тайные договоры, касающиеся Ирана. Это побудило Англию активи­зировать свои действия.

В начале 1918 г. на север Иранавведены английские войска, взяты под контроль порты Решт и Энзели. Затем англичане устремились в За­кавказье и на северо-восток, в Закаспийскую область. Вскоре они уста­новили контакты с местными националистами в Гиляне, на побережье Каспийского моря, сменили русских офицеров на англичан в казачьей бригаде - единственной боеспособной воинской части иранцев, и к ав­густу 1918 г.полностью контролировали страну.

Осенью 1918 г. начались англо-иранские переговоры, которые за­вершились подписанием договора от 9 августа 1919 г. Его условия должны были фактически превратить Иран в протекторат Англии. Английские советники назначались во все правительственные уч­реждения, английские офицеры проводили реорганизацию иранской армии и т. д.

Это возмутило население. Страна была охвачена националисти­ческими восстаниями, сам Ахмед-шах Каджар находился за грани­цей. Центральная власть фактически не функционирорала. Все это происходило на протяжении 1919-1920 гг. В национальных районах Ирана (Азербайджане, Хоросане, Гиляне, Курдистане) были образо­ваны местные сепаратистские правительства.

В июне 1920 г. ушло в отставку проанглийское правительство Восуг эд-Доуле. Новое правительство отказалось признавать англо-иранский договор, поскольку он не был утвержден меджлисом. В сентябре 1920 г. Англия потребовала от Ирана немедленно признать договор, но иран­ское правительство направило свою делегацию в Москву, надеясь сыг­рать на противоречиях.

К этому времени в политику вмешалась армия. Полковник Реза-хан, командир полка в казачьей дивизии, только что образованной на базе бригады, 21 февраля 1921 г. ввел свои части в Тегеран и произвел государственный переворот. Он сменил правительство, оставив за со­бой пост военного министра.

26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский дого­вор. Советская Россия передавала Ирану ряд островов на Каспии, все русское имущество на территории Ирана общей ценностью в 600 млн. руб. Статьи 5 и 6 договора предусматривали право вводить на терри­торию Ирана русские войска - для обеспечения безопасности Совет­ской России.

С мая 1921 г. реальная власть в стране быстро переходит в руки во­енного министра Реза-хана. Осенью 1921 - весной 1922 гг. он подавля­ет сепаратистские выступления в Иране. По его требованию англий­ские войска, инструкторы и финансовые советники покидают Иран.

Укрепляется центральная власть: страна делится на 6 областей, в каждой вводится военное положение, власть переходит в руки воен­ных губернаторов. Им также был передан контроль за сбором всех на­логов, за распределением хлеба и других продуктов. В каждой области размещено по боеспособной дивизии, все виды войск подчинены во­енному министру, т. е. лично Реза-хану.

В 1923 г. Реза-хан решительно подавляет сепаратистские выступле­ния курдов и луров на западе страны, создает свою партию - «Обновле­ние». С октября 1923 г. Реза-хан стал премьер-министром. Он оконча­тельно оставляет Ахмед-шаха за границей, обязывает регента не вмешиваться в дела. Его личный авторитет быстро растет.

В конце 1924 - начале 1925 г. Реза вновь подавляет силой выступле­ния сепаратистов; в феврале 1925 г. меджлис присваивает ему титул вер­ховного главнокомандующего (в Иране это исключительная прерогати­ва шаха). Тем временем созданная Реза-ханом партия «Обновление» интенсивно пропагандирует программу реформ, намерение покончить со спекуляцией, укрепить национальную самостоятельность Ирана.

Обращается Реза-хан за поддержкой и к шиитскому духовенству, вы­ступая в защиту религиозной морали, вводя запрет на спиртное и осу­ществляя другие меры. Он включает в состав правительства видных ре­лигиозных деятелей. К тому времени династия Каджаров окончательно скомпрометирована.



Октября 1925 г.меджлис объявляет о низложении шаха и вре­менной передачи власти в руки Реза-хана. А 12 декабря 1925 г.созван­ное им Учредительное собрание провозглашает Реза-хана шахом но­вой династии Пехлеви.

Которая углубила экономическую нестабильность, вызвала новую волну социальной неудовлетворенности и, как следствие, Февральскую революцию 1917 года.

Первая мировая война.

Первая мировая война началась 15 июля 1914 года с объявления войны Австро-венгерской империей Сербии. В Россию она пришла 19 июля этого же года. В этот день Вильгельм II , германский император, объявил войну Российской империи.

До этого момента Николай II всячески пытался предотвратить масштабный международный конфликт, требуя решить конфликт сербов и австрийцев мирным путем, через Гаагскую конференцию, но все было безрезультатно.

Уже 20 октября Россия оказалась в состоянии войны с Германией, Австрией, Османской империей и чуть позже Болгарией (вместе все они образовали Четверной союз, пришедший на смену Тройственному союзу ).

Россия вошла в коалицию с Англией и Францией (Антанта ). Незначительную помощь в боевых действиях этой коалиции оказывали также Италия, Румыния и некоторые другие страны.

Войска Германской империи в августе 1914 года вторглись в пределы Бельгии и Люксембурга, а вскоре и Франции. Французы с трудом, но все-таки сдерживали немцев, и линия фронта постепенно передвинулась к побережью Атлантического океана на северо-западе Франции.

Уже 18 августа в ходе Галицкой битвы русские взяли верх над немцами в Восточной Пруссии . Но после этого боевые действия приняли позиционный характер, без существенного продвижения. Сербы захватили у Австрии Белград, но тут в войну вступила Турция на Северном Кавказе. Это сильно осложнило связь России через Черное и Средиземное моря с союзниками.

В 1915 году на Западном фронте война становилась все более и более ожесточенной, немцы начали применять химическое оружие, однако существенных успехов не добились ни они, ни союзники.

На восточном фронте, в Галиции, Россия начала теснить австро-венгров, стремясь на помощь французам, однако немцы быстро прислали подмогу и закрыли дыру в австрийской обороне. На северном участке восточного фронта немцы также начали давить. В результате Россия вынуждена была отступить, и противник занял Галицию и Волынь. Основной причиной отступления стало крайне скверное снабжение русских войск как провиантом и боеприпасами, так и свежими силами. Кроме того, Россия испытывала очень серьезную нехватку снарядов для артиллерии. Сербы не смогли ничем помочь, потому что в октябре в войну на стороне Австрии вступила Болгария.

В 1916 году на западном фронте в ходе Верденского сражения союзники (Англия и Франция) потеряли более 700 тысяч солдат, а Германия - почти 500 тысяч (хотя официальные данные несколько ниже). Битва при Вердене длилась с 21 февраля по 18 декабря - почти десять месяцев. Союзники победили, но взаимная истощенность войск стала причиной того, что линия фронта практически не изменилась (поэтому фактически - результатом была ничья). В этом же году немцы предложили мир французам и англичанам, но союзники его отвергли. Чуть позже, в 1917 году, когда перевес Антанты стал очевиден, к союзникам примкнули США (как и во Второй мировой).

Еще в 1915 году Николай II принял на себя командование русской армией, и постоянно ездил из столицы в Ставку.

8 сентября 1916 года немцы на Восточном фронте предприняли попытку российской обороны (Свенцянский прорыв ), но были разбиты, и война снова вернулась в позиционное русло.

Одним из наиболее значимых эпизодов Первой мировой войны стала оборона крепости Осовец в восточной Польше. Защитники Осовца героически отразили три штурма многократно превосходящих немецких войск с сентября 1914 года по август 1915 года. В конце концов, немцы предприняли новое средство - атаку смертельным газом, после чего отправились зачищать руины крепости от мертвецов. На подходе к стенам на 14 батальонов немцев (около 7 тысяч солдат) бросилась в атаку горстка чудом выживших русских солдат (около 60 человек). На бегу они страшно кашляли, их кожа и глаза были неестественного цвета из-за отравления хлором, лица замотаны грязными тряпками (противогазов у защитников не было). В итоге 60 русских солдат обратили в бегство семь тысяч немцев, которые пришли в ужас от Атаки мертвецов . В августе 1916 года, после прорыва немцев на другом фланге, Осовец потерял свое оборонительное значение, и оставшиеся в живых защитники (не более 50 человек) 18 августа покинули практически разрушенный оплот обороны.

19 января 1917 года состоялась конференция в Петрограде (позже известная как Петроградская конференция ), на которой представители Англии, Франции, Италии и, конечно же, России договорились о начале совместного наступления весной этого года. Надо сказать, что еще в 1914 году, после нападения немцев Санкт-Петербург был избавлен от немецкого окончания «бург» (то есть «город») и переименован в более славянский Петроград.

Однако в этом наступлении Россия уже не приняла участие. В конце февраля 1917 года русские войска выпали из Первой мировой войны по причине государственного переворота во время Февральской революции (если не считать еще одного небольшого эпизода - неудачного Июньского наступления Керенского летом этого же года). 3 марта 1918 года представители Советской России подписали сепаратный Брестский мир в Брест-Литовске с Австрией, Германией, Турцией и Болгарией о выходе России из Первой мировой войны, что фактически означало ее поражение. А 11 ноября 1918 года немцы подписали акт о капитуляции и вручили его представителям Англии, Франции и США . Россиян среди победителей не было.

Февральская революция.

Основными причинами революции стали:

  • экономический кризис, вызванный Первой мировой войной ;
  • отсутствие значимых успехов и наличие множества неудач в ходе боевых действий российской армии;
  • дискредитация императорской семьи возросшим влиянием на политику властей обычного придворного лекаря (Григория Распутина );
  • невнимание императора к внутриполитическим проблемам (по причине все той же войны);
  • раскачивание социальной ситуации революционными организациями при поддержке некоторых сил извне.

26 февраля события 1905 года начали повторяться. Восстали рабочие, а на следующий день к ним присоединились солдаты. Император в этот момент был с Ставке вместе с семьей. Восстанием руководили РСДРП (Ленин - из-за рубежа) и другие революционные организации. Вскоре столица и некоторые другие города России со всеми органами управления, почтой, телеграфом и железнодорожными станциями оказались в руках восставших.

Николай II спешно попытался вернуться в столицу, но проехав часть пути (до станции с символическим названием «Дно») обнаружил, что все пути перекрыты. 2 марта 1917 года император был схвачен вместе с семьей революционерами и вынужден был подписать отречение от престола. Повстанцы под конвоем отправили Николая в ссылку. 26 августа императорская семья была доставлена в Тобольск. В апреле 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где большевики планировали судить Николая. Однако 17 июля 1918 года, рано утром Николай Романов , его жена Александра Федоровна , четыре дочери и сын, а также прислуга и придворный врач - доктор Боткин были расстреляны комиссаром Юровским и его сподручными, после чего тела были ограблены и закопаны в ближайшем лесу.

14 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской православной церковью. Канонизация вызвала множество споров. Однако, если учесть последние месяцы жизни Николая Александровича Романова, когда он осознал совершенные им ошибок и начал вести праведную жизнь, то канонизация была более или менее оправдана (особенно, если учесть обстоятельства его смерти). Так или иначе Николай Александрович (а уж тем более его семья) не заслуживал такой участи, и вполне мог стать всеми любимым государем, если бы период его правления не пришелся на столь сложные годы в истории России.

Один историк однажды сказал мне, что основу китайского исторического цикла насилия составляют крестьяне и война. Угнетение и бунт повторяются снова и снова на протяжении веков, и однажды поворот колеса сомнет коммунистов, а потом и тех, кто придет вслед за ними. В том, что он поведал мне в Ущелье Прыгающего Тигра, была своя древняя мудрость. Классический китайский роман «Троецарствие» начинается со слов «Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются — так говорят в народе». Роман сравнивает течение истории с волнами, накатывающими на берег и отступающими вновь. Герои же похожи на белую пену, они возникают на мгновение и исчезают без следа.

Авторитетный ученый Дэвид Шамбо (David Shambaugh) считает, что цикл повторяется, и очень скоро нынешнее правительство Китая почувствует это на себе. В статье «Грядущий развал Китая» Дэвид Шамбо пишет: «Мы видим начало конца коммунистического режима Китая. Его падение будет долгим, тяжелым и кровавым». Это утверждение вызвало бурную реакцию всех сторон. Неважно, насколько уверенно чувствует себя Китай под руководством Си Цзинпина, неважно, усилилась ли страна или дестабилизировалась, и сколько насилия спровоцирует предстоящий распад. Как показывает «Троецарствие», все это не имеет значения. Все уже было в прошлом, и все повторится снова.

Предыдущее падение сильного китайского правительства произошло почти сто лет назад, когда рухнула династия Цин, правившая страной почти 400 лет. Коллапс произошел не за один день, а растянулся примерно на век, начиная с восстаний и беспорядков в середине XIX века и заканчивая установлением власти коммунистической партии в 1950-х годах.

Боевые искусства и единоборства играли очень важную роль в бунтах и мятежах, сотрясавших страну, расколовших государство и свергавших императорскую власть. Особенно заметную роль боевые искусства сыграли в четырех мятежах, оформивших место единоборств в эпоху социальной нестабильности. Одним из итогов стал острый контраст, которые существует между текущей инфраструктурой боевых искусств в Китае и теми институтами, которые действовали сто лет назад.

Речь идет о Восстании красноголовых или Оперном бунте (1854-1855), Восстании Красного Копья (в 1920-1930-х годах), Ихэтуаньском восстании (1899-1901) и самом разрушительном для страны — Восстании тайпинов (1850-1864).

Бандиты, акробаты, странствующие монахи, пираты и крестьяне

В Оперном бунте участвовали акробаты и мастера единоборств, связанные с театральными труппами, но основную массу повстанцев составили пираты Чжуцзян (Жемчужной реки), лодочники-разбойники Большого канала, безземельные крестьяне и другие многочисленные бедняки. Китайский низший класс в дельте Жемчужной реки был разорен высокими имперскими налогами, которые власти взимали для финансирования продолжавшейся войны с тайпинами. В итоге налоги, вместо того, чтобы покрыть большие военные расходы, спровоцировали новое восстание.

В прекрасной статье «Что говорит нам Оперное восстание об отношении общества к насилию и боевым искусствам в поздней китайской империи?» Бен Джадкинс (Ben Judkins) пишет, что наибольшее значение имеет не само восстание, а его последствия. Чиновники и общества единоборств встали перед выбором: поддержать повстанцев или перейти на сторону имперских сил. Элиты и связанные с ними бойцы предпочли порядок хаосу. После того, как они сделали свой выбор, восстание было разгромлено. После этого элиты устроили невероятно кровавую чистку низших слоев общества, перерезав около миллиона лодочников, бродяг, акробатов, обычных бандитов, нищих и часть мастеров боевых искусств.

Оперное восстание продемонстрировало готовность китайской элиты использовать боевые искусства в случае необходимости — и уничтожать их, когда нужда отпадет. Джадкинс использует миф о Сунь Укуне (Sun Wukong), царе обезьян, и его «Путешествии на Запад», чтобы подкрепить свой тезис:

«В начале истории царь обезьян (прирожденный мастер единоборств) больше заинтересован в том, чтобы творить хаос в мире, чем вершить добро и справедливость. Более того, поначалу кажется, что он испытывает отвращение к добрым деяниям. Но Небу нужно от него именно это. Вместо того, чтобы уничтожить царя обезьян, ему поручают выполнить определенное задание. Гуаньинь надевает ему на голову железный обруч, который причиняет обезьяне невыносимую боль, если Сунь Укун начинает творить зло. Бодхисаттва делает его учеником-спутником-защитником бродячего монаха и отправляет вместе с ним в Индию, чтобы вернуть древние сутры.

На протяжении всего путешествия Сунь Укун защищает монаха от разных чудовищ, причем делает это с максимальным применением насилия. Но его поступки считаются хорошими, потому что он выполняет задание Небес. При этом вовсе не очевидно, что к концу истории он стал лучше, чем был в начале. В любом случае, насилие он любить меньше не стал. И именно это сделало его полезным. Как специалист по насилию, царь обезьян существует, чтобы быть использованным по назначению».

Оперное восстание стало первым шагом на пути к закреплению системы отношения государства с мастерами единоборств. Школы кунг-фу должны сотрудничать с властью — или будут уничтожены.

Правительство Китая по-прежнему прибегает к услугам громил. Попытка подавить движение Occupy Central в Гонконге с помощью «Триад» и других гангстерских группировок считается ходом пекинских властей. Эта тактика соответствует традиционным приемам, существовавшим веками, и дает представление о том, как китайское правительство обделывает свои дела.

На этом фоне любопытно смотрится отсутствие реакции со стороны гонконгских школ единоборств. То немногое, о чем они все же заявляли, касалось, в основном, разрушительного эффекта акций протеста и необходимости защищать народ от бандитов. Даже те мастера боевых искусств, кто примкнул к движению Occupy Central, не пытались отвоевать улицы у пекинских бойцов. Впрочем, последние значительно превосходили по численности и по снаряжению мастеров-«белошапочников». Когда жителям Гонконга понадобилась защита бойцов кунг-фу, они на помощь не пришли.

Когда правительство теряет контроль

Сто лет назад все было иначе. Общество «Красное копье» в провинции Хэнань спровоцировало, вероятно, самое масштабное восстание мастеров единобороств, хотя термин «восстание» тут не слишком точен. «Красные копья» стали ответом на полный развал социальных, экономических и политических институтов в северных провинциях Китая. Голод, военные вожди, бандиты на каждой дороге... На рубеже веков Хэнань была весьма неприятным местом. «Красные копья» были более-менее тренированными бойцами, которые сотрудничали с местной элитой и землевладельцами, чтобы восстановить порядок. Но в итоге бандитизм просто принял организованные формы.

Первоначально «Красные копья» стали естественным продолжением традиции постижения боевых искусств в ответ на плохие условия (из Хэнаня происходят Шаолинь и семья Чэн Тайцзи, Cheng Taiji, основателя тайцзицюаня). В книге «Красные копья» Тай Сюаньчи (Tai Hsuan-chi) описывает тесную связь этой организации с обществом, в котором она существовала. Вот пример распространенности единоборств в начале ХХ века:

«Большинство жителей равнинных деревень изучали боевые искусства. Моя школа в Хэнане была первой и самой известной в провинции. Позади школы была большая спортивная площадка, где школьники занимались гимнастикой и единоборствами. Я помню самых лучших бойцов, двух братьев из Линьсяна и дядю с племянником из Суйпинсяня.

В Линьсяне каждый год в марте проводились большие состязания, в которое участвовала почти вся молодежь. Лучшие участники надевали костюмы популярных героев китайской истории: Чан Фэя (Chang Fei), Куанькуна (Kuan-kung) и других. В Суйпинсяне родители поощряли детей заниматься единоборствам. Они нанимали для них учителей, которые занимались с ними. Молодые девушки стояли на краю поля и смотрели соревнования. Если какой-нибудь юноша нравился им, то они могли посвататься. Среди моих одноклассников были одаренные ученики из Линьсяна и Суйпинсяна».

«Красные копья» и другие подобные группировки, их союзники и противники, спокойно правили Хэнанем до 1928 года, когда лидер китайских националистов Чан Кайши предпринял «Северную экспедицию» ради восстановления правительственного контроля над регионом. В ходе экспедиции был захвачен храм Шаолинь и разгромлены несколько банд, но удержать власть над территорией правительство не смогло. Вооруженные копьями, мечами, мушкетами и, изредка, винтовками мастера единоборств продолжали царствовать еще около 20 лет, пока коммунисты не установили твердую власть во всей стране.

Как и во время Оперного восстания, власти не приступили к немедленному уничтожению банд и их лидеров. Им предоставили выбор: разойтись по домам и стать законопослушными гражданами — или погибнуть. Власти интегрировали множество групп, как связанных с «Красными копьями», так и их противников, в социум, чтобы контролировать элементы общества, практикующие боевые искусства. Спортивные университеты и ассоциации ушу сменили старые кланы и школы преподавания единоборств, которые были основой этой инфраструктуры в XIX веке. Все, кто был готов идти по этому новому пути, получили теплый прием, кто не был готов — был вычищен.

Следует отметить, что власти решили построить новые институты для единоборств не только ради использования их в своих целях (для подавления протестов в Гонконге, выступлений обездоленных крестьян или стариков, не смирившихся с обманом), но и потому, что не могли поступить иначе. Боевые искусства — неотъемлемая часть китайского общества, которую нельзя забыть или игнорировать. Что бы ни случалось в Китае с кунг-фу, оно всегда возвращалось обратно.

По сей день конфликтующие бизнесмены могут позвать на помощь мастеров единоборств, чтобы те поиграли мускулами. Огнестрельное оружие в Китае раздобыть нелегко, поэтому уличные бои проходят с применением кулаков, ножей и бутылок. В коррумпированной стране, где правят классовые и социальные различия, а не закон, у кунг-фу есть своя удобная ниша. Понимая это, Коммунистическая партия приложила массу усилий, чтобы направить единоборства в кино, спорт и службы безопасности.

Эта система будет работать, пока власть будет сохранять монополию на насилие и урегулирование конфликтов. Когда правительство эту монополию утратит, последуют восстание и распад — как обычно.

Свергнуть династию

Более 20 миллионов человек погибли в результате Восстания тайпинов, самой кровавой и разрушительной гражданской войны в истории. Боевые действия шли два десятилетия. Для сравнения, жертвами Гражданской войны в США, произошедшей примерно в то же время, стали примерно 600 тысяч человек.

Восстание тайпинов было порождено сочетанием экономических неурядиц, постоянными злоупотреблениями властей, слабостью правительства, усилением банд и школ боевых искусств, а также религиозной ересью. С геополитической точки зрения Китай переживал тяжелые времена: после поражения в Первой опиумной войне страна проигрывала и вторую. С социальной точки зрения Китай представлял собой конгломерат провинций, правители которых заключали постоянно меняющиеся союзы с сотнями тысяч разных сообществ, организаций, банд, ассоциаций и так далее. Под эгидой императорской власти образовался наслаждающийся безнаказанностью и нестабильный клубок алчности и предательства.

Искрой, которая разожгла костер гражданской войны, полыхавший двадцать лет, стал проповедник Хун Сюцюань (Hong Xiuquan). Он предсказывал падение маньчжурской династии Цин и обещал победу союзу этнических китайских повстанцев, придерживавшихся квази-христианких взглядов. Школы боевых искусств, набиравшие силу по мере ослабевания династии Цин, составили основной костяк армий тайпинов. Социальные элементы, практиковавшие единоборства, собрались под знаменем священной войны, чтобы выступить против сложившегося порядка и создать новое общество, которое будет основано на принципе равенства и отвергнет имперские атрибуты вроде конфуцианства, буддизма и самой идеи династического правления.

Хун и его последователи были разгромлены. Их поражение во многом стало причиной вмешательства западных стран, которые пришли на выручку династии Цин в критический момент — в битве за Шанхай. Затем они помогли властям создать современную армию, которая смогла победить войско тайпинов. Взяв тайпинскую столицу Нанкин, власти империи еще десять лет боролись с тайпинами — и лишь тогда полностью устранили исходившую от них угрозу. Но неисправимый вред был уже причинен. Династия Цин просуществовала еще сорок лет, но это была уже долгая агония смертельно больной страны.

Коммунисты извлекли хороший урок из Восстания тайпинов.

Уничтожайте любую ересь до того, как она распространится. Держите «пророков» подальше от простых людей, которые могут сформировать ядро повстанческой армии. Интегрируйте и контролируйте боевые искусства. Никогда не позволяйте этой троице (пророки, простые люди и мастера единоборств) сплотиться в антиправительственное движение.

Тайпинское движение состояло из этих трех элементов, но проиграло. Зато там, где потерпели поражение тайпины, преуспели коммунисты. Сочетание простого народа, бойцов и идеологии Маркса, воплощенной в Мао, смогло свергнуть династию и установить новый порядок, который готовы были поддержать все простые люди. Коммунистическая партия реабилитировала Восстание тайпинов и включила этих повстанцев в контекст вековой борьбы против имперского бремени ради освобождения пролетариата.

Когда кунг-фу пришел конец

Коммунисты считали тайпинов своими идеологическими предшественниками. Но их отношение к ихэтуаням, поднявшим восстание против иностранцев и сторонников иностранцев в императорском дворце, было не столь однозначным. Восстание ихэтуаней в 1899-1901 годах коммунисты оценивали одновременно как бессмысленную последнюю попытку отстоять погибавший старый порядок и как героическую предтечу сильного, националистического Китая.

Ихэтуани, или боксеры, были отрядами «Гармонии и справедливости», которые требовали изгнания иностранцев и восстановления имперских порядков. В течение двух лет они раскололи императорский двор на две фракции, причем в число сторонников боксеров входила императрица Цыси (Cixi). Эта фракция призывала к войне с чужеземцами. Вторая фракция состояла из умеренно настроенных дипломатов. В серии беспорядочных сражений вооруженные мечами боксеры и поддерживавшие их солдаты с современной артиллерией нанесли поражения иностранным войскам и осадили посольский квартал в Пекине. На фоне восстания по Китаю прокатилась волна убийств, жертвами становились, в основном, христиане и миссионеры.

Эту фракцию династии Цин предали полевые командиры, отказавшиеся поддержать призыв к войне против иностранцев. После долгих боев в Пекине и Тяньцзине Альянс восьми наций (западные страны и Япония) и их цинские союзники подавили восстание. По пути к Пекину западные армии грабили, насиловали и убивали местное население. Взяв столицу, они потребовали от правителей заплатить огромные репарации: в пересчете на современные нам деньги сумма составила 61 миллиард долларов. Последовала также череда казней высокопоставленных сановников. Эти события сыграли очень важную роль в истории Китая. Дискуссии о последствиях восстания боксеров и его воздействия на менталитет и общество китайского народа продолжаются по сей день.

Очевидным последствием поражения боксеров стало пятно позора, которое легло на мастеров боевых искусств. На протяжении столетия китайцы и иностранцы называли ихэтуаней, и, в более широком смысле, всех любителей единоборств всего лишь своего рода архаичными луддитами. В лучшем случае кунг-фу было грустным напоминанием о временах былого величия, об эпохе императорского Китая с высокой культурой, не отравленной индустриализацией.

Боевые искусства смогли откреститься от поражения боксеров лишь с огромным трудом. И хотя боевые искусства восстановили свои позиции в обществе, снова став частью китайского социума, любая попытка уйти в оппозицию, не говоря уже о восстании, приводит к немедленной аналогии с боксерами и их трагической, бессмысленной, хотя и смелой попытке спасти Китай от модернизации.

Народ кунг-фу и колесо истории

В XIX и ХХ веках китайские школы единоборств часто заменяли правительство на многих уровнях. «Красные копья» эффективно управляли северным районом Китая двадцать лет подряд. Иметь бойцов кунг-фу в своей армии считалось в порядке вещей. Теперь это уже не так.

Сегодня большинство мастеров боевых искусств связны со спортивными секциями и контролируются секретарем местного отделения коммунистической партии. Ни одна школа кунг-фу, желающая выжить, не может оставаться в стороне от спортивных ассоциаций и ассоциаций ушу, которые управляют боевыми искусствами в современном Китае. Нынешнее китайское общество сделало коммерческую выгоду средством объединения людей. Следуя по следам храма Шаолиня, который стал успешной корпорацией и продает буддизм и единоборства, современные школы кунг-фу процветают.

Помимо этого, после долгих десятилетий репрессивной политики боевые искусства в Китае стали максимально близки текущей власти. Как правило, небольшие школы кунг-фу в сельской местности поддерживают очень тесные связи с полицейскими, а полиция служит способом обеспечить себе нормальную жизнь. Часто ученики носят униформу на тренировках. Последние независимые мастера единоборств прятались от Культурной революции в горах и рекомендовали ученикам подчиняться властям и не поднимать головы, чтобы избежать той же горькой судьбы.

Социальная роль боевых искусств в современном китайском обществе продолжает эволюционировать. Существует взаимодействие между мастерами, преподающими кунг-фу, обществом в целом и правительством. Пока речь идет о здоровье, театральных постановках и туризме, правительство улыбается и закрывает глаза на заработки энтузиастов боевых искусств. Но если в обществе появится желание увидеть «героя кунг-фу», встающего на защиту беззащитных, жди проблем. Будь на то воля правительства, единоборства остались бы уделом кинотеатров, соревнований и псевдорелигиозных туристических аттракционов.

В целом на протяжении китайской истории поклонники единоборств и занимали эту нишу. Акробаты, телохранители, специалисты улаживать конфликты, образцы добродетели. Только когда правительство слабело и оставляло вакуум, они вмешивались, чтобы восстановить порядок или свергнуть династию. С этой точки зрения сегодня неважно, придерживаются ли мастера кунг-фу диссидентских взглядов или поддерживают правительство. Важно лишь, сохраняет ли правительство монополию на насилие и на правосудие. Как только монополия нарушится, колесо истории повернется привычной стороной.

Иран - страна древнейших цивилизаций. Они существовали здесь еще задолго до арабского вторжения в VII в., когда в Иран проник ис­лам. Ужасы арабского вторжения до сих пор воспринимаются в Ира­не острее, чем нашествие монголов, хотя те и прошли в Иран на 600 лет позднее.

В Иране утвердился ислам шиитского толка. Это радикальное тече­ние последователей зятя пророка Мохаммеда - имама Али. С тех пор Иран стал цитаделью шиизма в мире. Шииты составляют 1/10 часть всех мусульман. Есть немало характерных черт этого направления в исламе: культ мученической смерти, отсутствие какой-либо организационной иерархии религиозных деятелей, право отрекаться от своих взглядов под угрозой пыток, легенда о «скрытом имаме» (один из имамов, 12-й по счету, в подростковом возрасте исчез еще в 887 г. и должен появить­ся в критический момент - тогда и наступит «золотой век» шиизма).

Но главное - шииты не признают светской власти. Они всегда по­лагали законной лишь власть потомков пророка, поэтому в Иране шиитское духовенство давно уже оспаривало законность власти шаха.

Центральная власть в Иране всегда была слабой. Ее оспаривали не только шиитские муллы и местные авторитеты феодального, сепара­тистского толка, но и возникшее в начале XX в. националистическое по настрою движение интеллигенции и предпринимателей, выступавших за возрождение Ирана. Образованный в 1906 г. в результате бурных со­бытий меджлис стал выразителем националистических настроений, хо­тя и находился под сильным влиянием мусульманского духовенства.

В годы Первой мировой войны, в марте 1915 г., было заключено русско-английское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния. Ан­гличане ввели свои войска на юг, русские - на север Ирана.

Но значительно более популярной в Иране была ориентация на Германию и Турцию. На оккупированной турками территории, в Керманшахе, в 1916 г. было создано прогерманское правительство, хотя од­новременно в Тегеране сформирован кабинет, сотрудничавший с Рос­сией и Англией. Однако реальная власть обоих правительств была ничтожной.

После произошедших в России февральских событий 1917 г. в рас­квартированных в Иране русских войсках были созданы солдатские комитеты, а затем образованы Советы рабочих и солдатских депута­тов с участием русских подданных. 24 ноября 1917 г. в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» все прежние договоры о разделе Персии объявлялись недействитель­ными. В декабре 1917 г. было объявлено о скорой эвакуации русских войск из Ирана. Она началась в январе 1918 г. Были опубликованы все тайные договоры, касающиеся Ирана. Это побудило Англию активи­зировать свои действия.

В начале 1918 г. на север Ирана введены английские войска, взяты под контроль порты Решт и Энзели. Затем англичане устремились в За­кавказье и на северо-восток, в Закаспийскую область. Вскоре они уста­новили контакты с местными националистами в Гиляне, на побережье Каспийского моря, сменили русских офицеров на англичан в казачьей бригаде - единственной боеспособной воинской части иранцев, и к ав­густу 1918 г. полностью контролировали страну.

Осенью 1918 г. начались англо-иранские переговоры, которые за­вершились подписанием договора от 9 августа 1919 г. Его условия должны были фактически превратить Иран в протекторат Англии. Английские советники назначались во все правительственные уч­реждения, английские офицеры проводили реорганизацию иранской армии и т.

Это возмутило население. Страна была охвачена националисти­ческими восстаниями, сам Ахмед-шах Каджар находился за грани­цей. Центральная власть фактически не функционирорала. Все это происходило на протяжении 1919-1920 гг. В национальных районах Ирана (Азербайджане, Хоросане, Гиляне, Курдистане) были образо­ваны местные сепаратистские правительства.

В июне 1920 г. ушло в отставку проанглийское правительство Восуг эд-Доуле. Новое правительство отказалось признавать англо-иранский договор, поскольку он не был утвержден меджлисом. В сентябре 1920 г. Англия потребовала от Ирана немедленно признать договор, но иран­ское правительство направило свою делегацию в Москву, надеясь сыг­рать на противоречиях.

К этому времени в политику вмешалась армия. Полковник Реза-хан, командир полка в казачьей дивизии, только что образованной на базе бригады, 21 февраля 1921 г. ввел свои части в Тегеран и произвел государственный переворот. Он сменил правительство, оставив за со­бой пост военного министра.

26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский дого­вор. Советская Россия передавала Ирану ряд островов на Каспии, все русское имущество на территории Ирана общей ценностью в 600 млн. руб. Статьи 5 и 6 договора предусматривали право вводить на терри­торию Ирана русские войска - для обеспечения безопасности Совет­ской России.

С мая 1921 г. реальная власть в стране быстро переходит в руки во­енного министра Реза-хана. Осенью 1921 - весной 1922 гг. он подавля­ет сепаратистские выступления в Иране. По его требованию англий­ские войска, инструкторы и финансовые советники покидают Иран.

Укрепляется центральная власть: страна делится на 6 областей, в каждой вводится военное положение, власть переходит в руки воен­ных губернаторов. Им также был передан контроль за сбором всех на­логов, за распределением хлеба и других продуктов. В каждой области размещено по боеспособной дивизии, все виды войск подчинены во­енному министру, т. е. лично Реза-хану.

В 1923 г. Реза-хан решительно подавляет сепаратистские выступле­ния курдов и луров на западе страны, создает свою партию - «Обновле­ние». С октября 1923 г. Реза-ханстал премьер-министром. Он оконча­тельно оставляет Ахмед-шаха за границей, обязывает регента не вмешиваться в дела. Его личный авторитет быстро растет.

В конце 1924 - начале 1925 г. Реза вновь подавляет силой выступле­ния сепаратистов; в феврале 1925 г. меджлис присваивает ему титул вер­ховного главнокомандующего (в Иране это исключительная прерогати­ва шаха). Тем временем созданная Реза-ханом партия «Обновление» интенсивно пропагандирует программу реформ, намерение покончить со спекуляцией, укрепить национальную самостоятельность Ирана.

Обращается Реза-хан за поддержкой и к шиитскому духовенству, вы­ступая в защиту религиозной морали, вводя запрет на спиртное и осу­ществляя другие меры. Он включает в состав правительства видных ре­лигиозных деятелей. К тому времени династия Каджаров окончательно скомпрометирована.

31 октября 1925 г. меджлис объявляет о низложении шаха и вре­менной передачи власти в руки Реза-хана. А 12 декабря 1925 г. созван­ное им Учредительное собрание провозглашаетРеза-хана шахом но­вой династии Пехлеви.